Научная статья на тему 'Активизация интеллектуальной рефлексии в профессиональной подготовке студентов вуза: система самостоятельных работ'

Активизация интеллектуальной рефлексии в профессиональной подготовке студентов вуза: система самостоятельных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И ПОНЯТИЯ / ПОНЯТИЙНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ / КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каминский А.С., Панова Л.П.

Специфика современного университетского обучения, как истинно научного образования будущих ученых, диктует необходимость активизации рефлексии студентов (прежде всего интеллектуальной), их самообучения по овладению, прежде всего, научным методом познания сущности (понятия и понимания) или исследования предметов изучения, и овладения интегративными умениями самостоятельно добывать новые знания и применять их, превращая в научные понятия, например. Эффективное самообразование и саморазвитие возможно лишь на основе рефлексирующего понятийно-деятельностного мышления, ведь именно это является определяющим условием формирования целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, разностороннего и своевременного развития творческих способностей личности. Формирование и развитие такого рода мышления возможно при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных курсов, например курсов «Концепции современного естествознания», «Методологические основы подготовки специалиста», «Методология научного познания» и других, в ходе выполнения системы самостоятельных работ, имеющих рефлексивно-деятельностную направленность. Конечно, самостоятельные работы имеют свою специфику, в зависимости от факультета и направления подготовки, но, в целом, все они имеют единую обобщенную логическую основу, направленную на активизацию интеллектуальной рефлексии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация интеллектуальной рефлексии в профессиональной подготовке студентов вуза: система самостоятельных работ»

Активизация интеллектуальной рефлексии в профессиональной подготовке студентов вуза: система самостоятельных работ

Каминский Александр Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», xox.alena@yandex.ru

Панова Людмила Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра прикладной и теоретической физики, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», beduleva@rambler.ru

Специфика современного университетского обучения, как истинно научного образования будущих ученых, диктует необходимость активизации рефлексии студентов (прежде всего интеллектуальной), их самообучения по овладению, прежде всего, научным методом познания сущности (понятия и понимания) или исследования предметов изучения, и овладения инте-гративными умениями самостоятельно добывать новые знания и применять их, превращая в научные понятия, например. Эффективное самообразование и саморазвитие возможно лишь на основе рефлексирующего понятийно-деятельностного мышления, ведь именно это является определяющим условием формирования целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, разностороннего и своевременного развития творческих способностей личности. Формирование и развитие такого рода мышления возможно при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных курсов, например курсов «Концепции современного естествознания», «Методологические основы подготовки специалиста», «Методология научного познания» и других, в ходе выполнения системы самостоятельных работ, имеющих рефлексивно-деятельностную направленность. Конечно, самостоятельные работы имеют свою специфику, в зависимости от факультета и направления подготовки, но, в целом, все они имеют единую обобщенную логическую основу, направленную на активизацию интеллектуальной рефлексии обучающихся.

Ключевые слова: Рефлексия, интегративные умения и понятия, понятийно-деятельностное мышление, система самостоятельных работ, концепции современного естествознания.

Проблема активизации интеллектуальной рефлексии становится актуальной в связи с тенденциями совершенствования современного высшего образования - стремление к непрерывности образования (рефлексия при реализации этой тенденции, выступает как умение соотносить себя к конкретным учебным ситуациям), дополнительность гуманитарного и естественнонаучного знания (рефлексия - как поиск точек соприкосновения, сочетания, взаимное дополнения гуманитарной и естественнонаучной картин мира, и поиск своего места в общей системе мира), внедрение компьютерных технологий в образование (рефлексия, используется как способ обработки огромного потока информации, инструмент отбора важного и нужного в этом потоке), его гуманизация (именно осознание себя, ориентир на свою личность, на свои возможности и запросы и интересы и есть рефлексивная составляющая процесса учения), фундаментали-зация (рефлексия, осуществляется через соотнесение и связь теории с практикой) [1, с.3-5].

Система, разработанных нами, самостоятельных работ активизирующих интеллектуальную рефлексию студентов, помогает реализовать как дополнительность познания и самопознания на конкретном учебном материале, ведь основная их цель - обеспечить сознательное усвоение конкретных знаний, формирование интегративных умений, осознание логики собственных размышлений в процессе учебной деятельности.

При разработке этих заданий мы используем главные элементы метода дополнительности [2], [3]. Мы, также учитываем различные виды рефлексии [4], [5], [6]. Пространственно-временную рефлексию - рефлексию прошлого опыта, рефлексию настоящего и отсроченную рефлексию, где производится самонаблюдение соответственно над прошлыми, возможными в будущем и осуществляемыми в настоящем процессами мышления, деятельности и самопознания. Мы ориентируемся также на продуктивную рефлексию, которая позволяет разворачивать знания в условиях новой познавательной задачи и осуществлять поиск новых признаков объекта, образование новых понятий, выступает механизмом сознания. Кроме того, задействован и такой вид рефлексии как репродуктивная рефлексия, например при изучении научных понятий.

Кроме того, при выполнении таких работ (проблемных анкет и задач, развивающих ситуаций, интеллектуальных рефлексивных упражнений и

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

заданий, межпредметных задач), идёт развитие мышления студентов (рефлексивного, идейно-понятийного и понятийно-деятельностного) [7, С.5].

В качестве примера приведем работы, используемые нами в курсах «Концепции современного естествознания», «Методологические основы подготовки специалиста», «Методология научного познания».

Например, усовершенствованное нами упражнение по анализу понятийно-фактологической структуры естественных наук [8], применяется нами как на гуманитарных, так и на естественнонаучных направлениях подготовки, поскольку характер упражнения систематизирующий и обобщающий, основанный на фундаменте школьных естественнонаучных знаний (физики, химии, астрономии, биологии, географии). Мы заготовили для удобства выполнения заданий специальную перфокарту к упражнению (таблица 1).

Таблица 1.

Перфокарта для выполнения заданий к упражнению «Анализ

Класс понятий Блоки по-знания Элементы научного естественно-математического знания Конкретный пример

1) структурные объекты;

2) их свойства (законы природы);

3) явления (этих свойств);

4) приборы, машины, установки и др.

5) технологические процессы;

6) естественные процессы;

7) величины и числа;

8) формулы (и другие научные модели);

9) идеи (в форме гипотез, аксиом, принципов.);

10) законы науки;

11) методы, способы (деятельности, описания);

12) теории;

13) теоремы;

14) научные картины мира.

Задание 5

Задание 6

0

м

01 г

У различных наук есть нечто общее - структура знания. Например, в естественно-математических науках выделяют структуру знания, состоящую из четырнадцати общих элементов знания или научных категорий, и поместили элементы научного знания, с которыми предстоит работать прямо в таблицу (см. столбец 3 в таблице 1).

Задания к упражнению:

1. В столбце 3 обведите номера тех элементы знания, которые являются объектами, реально существующими в природе (т.е., являются вещественными объектами). Номера невыделенных элементов знания, соответственно, будут являться идеальными предметами (т.е., вторичными по отношению к сознанию, созданными человеком).

2. В столбце 1 попытайтесь определить, к какому классу можно отнести каждый из этих элементов научного знания, используя сокращения. Напомним, что в науке выделяют четыре класса понятий: предметные понятия (ПП) (например, звезда, организм, атом,...), понятия отношений (ПО) (например, левый-правый, предки-потомки,

элемент-система,.), понятия качеств (ПК) (например, скоростной, массивный, плотный,. ), понятия действий (ПД) (например, измерять, записывать, экспериментировать,.).

3. Любая деятельность, в том числе и научная, осуществляется в соответствии с общей логикой познания - основание, ядро, следствие и общее критическое истолкование. В столбце 2 предстоит соотнести каждый из этих элементов научного знания к одному (или нескольким) общим блокам познания: 1-основание; 11-ядро; Ш-следствия; IV-общее истолкование. Поставьте напротив каждого из элементов научного знания соответствующую римскую цифру (-ы).

4. По каждому из этих общих элементов научного естественно-математического знания приведите по одному конкретному примеру (в столбце 4) из любой естественной науки (биологии, неорганической или органической химии, астрономии, любого раздела физики: механики, молекулярной физики, оптики или др.). Примеры могут быть связаны между собой или абсолютно не связаны, все примеры могут быть из одной области научного знания, а могут быть из разных наук.

5. Правомерно ли вообще все эти четырнадцать элементов научного знания относить к категории «понятие»? Почему? (ответ обоснуйте.)

6. Наверняка вы знакомы с основными мыслительными операциями, которые выделяют в психологии и философии [9]: анализ, синтез и сравнение; абстракция, конкретизация и обобщение; умозаключения по индукции, дедукции и аналогии; ассоциации; суждения; формирование понятий; классификация и систематизация. Какие из них Вы использовали при выполнении этих заданий?

Использование такого рода работ на лекционных или семинарских занятиях позволяют объединить теоретические и практикоориентированные вопросы, позволяют рассматривать междисциплинарные вопросы, предусмотренные учебной программой на более высоком уровне, воспитывают «вдумчивость» студентов, актуализируя имеющиеся у студентов знания и «работая» на развитие различных форм мышления, усиливая рефлексивность процесса обучения.

Эти задания, прежде всего, ориентируют самих студентов на самооценку собственных трудностей (в усвоении учебного материала и при решении учебных задач), пробелов в знаниях и т.п. [10, С.146]. А преподавателю дают возможность сориентироваться и сделать акцент на наиболее трудные для студентов вопросы учебного курса.

Литература

1. Панова Л. П. Рефлексивно-деятельностная методика формирования у студентов интегратив-ного умения решать задачи : дис. ... кандидата педагогических наук: Дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004.-200 с.

2. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (Педагогика и психология мышления). - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 194 с.

3. Каминский А. С. Метод дополнительности в развитии у студентов профессионально-педагогического мышления: Дис... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 173 с.

4. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2002.273 с.

5. Кулюткин Ф.Н. Рефлексивная регуляция мышления // Деятельность и психологические процессы. М.: НИИПГ АПН, 1977. С. 131-149.

6. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и инновации: Материалы II Всероссийской конфе-ренции «Рефлексивные процессы и творчество». Новосибирск, 1995. С. 9-24.

7. Гранатов Г.Г. Условия активизации рефлексии в процессе развития у студентов научных понятий// Образование и наука. 2002. № 5 (17). С. 5267.

8. Шардаков М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1963. 255 с.

9. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АН СССР, 1958.- 147 с.

10. Панова Л.П., Плугина Н.А.. Каминский А.С. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов на основе развития профессионально-педагогического мышления// Мир детства и образование: сборник материалов IX очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос.техн.ун-та им.И.Г.Носова, 2015. -С.146-150.

Activation of intellectual reflection in the professional training of university students: a system of independent work

Kaminsky A.S., Panova L.P.

Nosov Magnitogorsk State Technical University

The Specificity of modern University education, as a true scientific education of future scientists, dictates the need to enhance the reflection of students (primarily intellectual), their self-learning to master, first of all, the scientific method of cognition of the essence (concepts and understanding) or research subjects, and mastering the integrative skills to independently acquire new knowledge and apply them, turning into scientific concepts, for example.

Effective self-education and self-development is possible only on the basis of reflective conceptual and activity thinking, because this is the determining condition for the formation of a holistic worldview and modern scientific worldview, versatile and timely development of creative abilities of the individual. The formation and development of this kind of thinking is possible in the study of both humanitarian and natural science courses, such as courses "Concepts of modern natural science", "Methodological foundations of specialist training", "Methodology of scientific knowledge" and others, in the course of the system of independent works with reflexive-activity orientation. Of course, independent work has its own specifics, depending on the faculty and the direction of training, but, in General, they all have a single generalized logical framework aimed at activating the intellectual reflection of students.

Key words: Reflection, integrative skills and concepts, conceptual and activity thinking, system of independent works, Concepts of modern natural science.

References

1. Panova L.P. Reflexive-activity method of forming students' integrative ability to solve problems: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: Dis ... Cand. ped. sciences. -Magnitogorsk, 2004.-200 p.

2. Granatov G.G. The method of complementarity in the development of concepts (Teachers and psychology of thinking). - Magnitogorsk: MAGU, 2000. - 194 p.

3. Kaminsky A. S. The method of complementarity in the development

of students of professional and pedagogical thinking: Dis ... Cand. ped. sciences. - Magnitogorsk, 1999. - 173 p.

4. Saygushev N.Ya. Reflexive management of the professional development of the future teacher: Monograph. Magnitogorsk: MAGU, 2002.273 p.

5. Kulyutkin F.N. Reflexive regulation of thinking // Activity and psychological processes. M .: NIIPN APN, 1977. S. 131-149.

6. Ladenko I.S. The Phenomenon of Reflexive Thinking Style and

Genetic Logic // Reflection, Education, and Innovation: Proceedings of the 2nd All-Russian Conference "Reflexive Processes and Creativity". Novo-Siberian, 1995. p. 9-24.

7. Granatov G.G. Conditions for enhancing reflection in the process

of development of scientific concepts among students // Education and Science. 2002. No. 5 (17). Pp. 52-67.

8. Shardakov M.N. Thinking schoolboy. M .: Uchpedgiz MP RSFSR,

1963. 255 p.

9. S. L. Rubinshtein. On thinking and the ways of its research. -

Moscow: USSR Academy of Sciences, 1958. - 147 p.

10. Panova L.P., Plugin N.A., Kaminsky A.S. Improving the professional and pedagogical training of students on the basis of the development of professional and pedagogical thinking // The World of Childhood and Education: a collection of materials of the 9th part-time All-Russian Scientific and Practical Conference inviting representatives of the CIS countries. -Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after IG Nosov, 2015. - P.146-150.

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О DI n А ы о и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.