«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта н туризма
Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской научно-практической конференции КамГАФКСиТ
28 ноября 2008 года
«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УДК 37.037.2
АКТИВИЗАЦИЯ двигательной деятельности детей ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ
СПОРТА
Л.Э. Пасмурова - кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
REDOUBLING PHYSICAL ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH THE ELEMENTS GAMES THROUGH SPORTS
L.E. Pasmurova - PhD, associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: двигательная деятельность, дошкольный возраст, спорт.
Аннотация. Идея гуманизации дошкольного воспитания является центральной в процессе его обновления. Ученые, специалисты-практики все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие.
Key words: locomotor activity, pre-school age sports.
Abstract. The idea of humanizing the pre-school education is central in the process of updating it. Scientists, practitioners are more inclined to conclude that the system of physical education preschool children should be borne in a holistic, humanistic impact on individuals, to ensure the right of every child in the permanent and the most complete physical development.
Современные ученые и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия
на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребенка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 2000) свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М.А. Руновой (2001), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.
В концепции дошкольного воспитания отмечается, что простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей (с 23,2% до 15,1%); увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9% до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9% до 17,3%). Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня.
Таким образом, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Этому, как нам представляется, способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
По определению отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Нами разработана программа «Вместе веселее» в целях изменения существующей практики, а также оптимизации деятельности педагогов по обучению дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.
В качестве основных образовательных задач определены следующие:
- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта и спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- содействие развитию двигательных способностей;
- воспитание положительных морально-волевых качеств;
- формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Программа состоит из 10 разделов с указанием примерных сроков их реализации: катание на коньках; скольжение по ледяным дорожкам; ходьба на лыжах; хоккей; баскетбол; футбол; городки; бадминтон; настольный теннис; катание на велосипеде.
В каждом разделе определено содержание атлетической (общефизической и специальной физической), технико-тактической и морально-волевой подготовки, что
обеспечивает комплексный подход к решению поставленных задач. Игры, игры-упражнения построены на разнообразных двигательных действиях.
В программе предложены задания, тесты для оценки уровня физической подготовленности по каждому виду спортивных игр и упражнений. Занятия по программе проводятся на свежем воздухе в игровой форме 2-3 раза в неделю в соответствии с графиком и планом программы.
На наш взгляд, очень важно побудить детей к ежедневному самостоятельному использованию разученных игр и игровых упражнений. Значительное место в программе отведено обучению играм с мячом. Сегодня мяч должен быть «спутником детства»: это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний, а ребенку, чтобы он был здоровым, очень важно быть счастливым.
Дети овладевают изучаемым материалом в процессе собственной активной деятельности при столь же активной направляющей работе взрослых. Таким образом достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента: ценностных ориентаций, мотивов и потребностей ребенка, его готовности использовать свои знания, умения и способности для решения двигательных задач.
Объем и содержание знаний, которые дети должны усвоить по программе, соответствуют возрастным особенностям их мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.
Программа и методические рекомендации определяют также основные направления двигательного развития ребенка: в них включен перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации каждого раздела программы; определены состав и характеристика практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей 5-7 лет, методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей ребенка.
Каждому ребенку свойственен определенный диапазон уровня развития, середина которого может быть оптимальной, а крайние пределы - неблагоприятными.
В определенной мере оптимальность физических нагрузок в процессе реализации программы достигается путем регулирования продолжительности и темпа игр; чередованием заданий; изменением размера поля (игра проводится на всей площадке и на ее половине) и расстояния между участниками игры в парных действиях (2; 3; 4 м); посредством использования игрового инвентаря разного веса, размера, а также специальных психогимнастических упражнений на релаксацию.
Исследования «физиологической стоимости» игр, включенных в программу, показали, что наиболее энергоемкими являются занятия баскетболом, футболом, городками. Выполнение таких игровых упражнений, как «Гонка крабов», «По кочкам», «Лошадки» и др., вызывало повышение ЧСС от 162,3 до 176 ударов в минуту соответственно.
Игровые упражнения, выполняемые детьми на месте и в ходьбе (ведение мяча, броски в цель), вызывали увеличение ЧСС от 111,8 до 127,2 ударов в минуту. Такая же невысокая ЧСС (110,5 и 112,6 ударов в минуту) наблюдалась при выполнении психогимнастических упражнений и игр, включенных в программу для релаксации.
Моторная плотность занятий по программе зависит от разных факторов:
- рационального способа организации детей;
- содержания, организации и методики ведения занятия;
- наличия достаточной развивающей среды и двигательного опыта детей.
Границы моторной плотности в занятиях по программе колеблются в пределах 58-61% -82-83%.
Чтобы рационально использовать время занятий и избежать ожидания «своей очереди» и психического перенапряжения, в программе игры с передачей эстафеты заменены играми-эстафетами командного характера, в которых действия выполняются коллективно: взявшись за руки, за пояс в приседе или одновременно друг за другом.
Наиболее эффективными в повышении двигательной активности детей являются задания, которые выполняются фронтально, одновременно всей группой детей. Внесение коррективов в методику проведения игр-эстафет и игровых упражнений позволяет повысить моторную плотность занятий на 6-8%.
Учитывая, что ЧСС является наиболее информативным показателем реакции организма ребенка на физическую нагрузку, анализ физиологических кривых позволяет оценить правильность подбора содержания и соответствия мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма. Однако по данной программе тренирующий эффект занятий по баскетболу, футболу, городкам выше, чем по настольному теннису, бадминтону. Это объясняется особенностями техники выполнения элементов этих игр, а также отсутствием в двигательном опыте детей действий с мячом, воланом и ракеткой, что в определенной степени снижает их активность.
Показатели объема двигательной активности (ДА) на занятиях, динамических часах определялись методом шагометрии.
Высокий уровень объема локомоций наблюдался на занятиях:
- по баскетболу (от 1836 до 2829);
- футболу (от 1993 до 2632);
- городкам (от 1672 до 2436).
Ниже: - по хоккею (от 1232 до 1927);
- настольному теннису (от 988 до 1123);
- бадминтону (от 996 до 1248).
Таким образом, на занятиях по программе «Вместе веселее!» обеспечиваются физические нагрузки по продолжительности, объему, интенсивности, соответствующие возможностям детей дошкольного возраста. Упрощенные игры с элементами спорта отличаются по составу участвующих мышц, характеру согласования, активности, сенсорному обеспечению, способствуют развитию двигательных способностей детей дошкольного возраста.