Научная статья на тему 'Аксиологический подход в воспитании личного состава органов внутренних дел'

Аксиологический подход в воспитании личного состава органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AXIOLOGICAL APPROACH / VALUES / PATRIOTISM / TRADITIONS AND RITUALS / MORAL EDUCATION / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукавицын Сергей Сергеевич, Боева Ольга Михайловна

В статье рассматривается аксиологический подход в воспитательном процессе сотрудников органов внутренних дел, понятие патриотизма как ценности личности, роль традиций и ритуалов в формировании профессиональных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рукавицын Сергей Сергеевич, Боева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological approach in education of the personnel of internal affairs bodies

The article deals with the axiological approach in the educational process of employees of the internal affairs bodies, the concept of patriotism as the value of the individual, the role of traditions and rituals in the formation of professional values.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход в воспитании личного состава органов внутренних дел»

@ Рукавицын С.С., Боева О.М. 2018

AXIOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION OF THE PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Sergey Sergeevich RUKAVITSYN,

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Email: office@unity-dana.ru

Olga Mikhailovna BOEVA,

associate professor of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences, police colonel Email: omboeva@bk.ru

Сергей Сергеевич РУКАВИЦЫН,

Академия управления МВД России Email: office@unity-dana.ru

Ольга Михайловна БОЕВА,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, полковник полиции Email: omboeva@bk.ru

Для цитирования: Рукавицын С.С., Боева О.М. Аксиологический подход в воспитании личного состава органов внутренних дел. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 65—67.

Annotation. The article deals with the axiological approach in the educational process of employees of the internal affairs bodies, the concept of patriotism as the value of the individual, the role of traditions and rituals in the formation of professional values.

Key words: axiological approach, values, patriotism, traditions and rituals, moral education

Аннотация. В статье рассматривается аксиологический подход в воспитательном процессе сотрудников органов внутренних дел, понятие патриотизма как ценности личности, роль традиций и ритуалов в формировании профессиональных ценностей.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценности, патриотизм, традиции и ритуалы, нравственное воспитание

Воспитанность личности — важнейшая характеристика сущности человека, его жизненных и поведенческих установок, ценностей, желаний и отношений, а также ее педагогическое свойство.

В педагогической науке идет процесс включения традиционных российских ценностей в образовательный и воспитательный процесс на основе аксиологического подхода. Такой подход становится методологической основой в педагогике, так как связан с системой ценностей, выработанной человечеством в процессе своего исторического развития1.

Профессор Г.В. Дубов важнейшими моральными ценностями сотрудников органов внутренних дел считает: «верность Родине, присяге и избранной профессии, нравственную цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), честь и достоинство, неподкупность и взаимо-выручка»2.

С.Н. Климов полагает, что ценности составляют фундамент личности и «проблема ценностей, их выбора с неизбежностью становится актуальной в сложные, переломные противоречивые периоды истории любой страны..., ценности патриотизма занимают важнейшее место в системе ценностей. Они исторически вплетены в ценностно-мотивационный ряд ценностей в целом». «Патриотические ценности тесно переплетены и с общечеловеческими, и с социоцен-трическими ценностями. Они представлены понятиями: Родина, Отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание, Победа»3.

А.Н. Вырщиков выделяет «три группы качеств, составляющих своеобразные модели ценностных ориентаций молодежи и являющихся внутренними регуляторами их поведения. Первая группа — совершенствование и самореали-

№ 3 I 2018

65

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

зация (совесть, долг, честь, образование). Вторая группа — национальное самосознание (историческая память, социокультурная преемственность). Третья группа отражает отношение человека к государству (гражданственность, коллективизм, дисциплинированность, ответственность)4.

Патриотизм — важнейшая ценность, олицетворяющая духовное достояние личности, отражающая уровень ее развития и проявляющаяся в активной деятельности на благо Родины.

Освоение ценностей предполагает большую целенаправленную работу, как субъектов воспитания, так и самого человека5. В этом педагогическом процессе основополагающую роль играет культурное просвещение с опорой на отечественные духовно-нравственные традиции.

В органах внутренних дел в профессионально-нравственном воспитании важнейшими ориентирами становятся идеалы и ценности, связанные с оперативно-служебной деятельностью. С учетом этого ставятся задачи развития профессиональных морально-нравственных качеств личности сотрудника системы МВД России.

Методологической основой нравственного воспитания сотрудников могут быть как достижения отечественной культуры, так и традиции службы в органах внутренних дел и служебные ритуалы.

Важнейшей функцией ритуалов является закрепление и передача общепринятого социального и профессионального опыта, их важнейшей особенностью — традиционность. Традиции, в свою очередь, — это социальная память народа, его культура, сохраняющие все ценное в истории. Эстетическая особенность ритуалов проявляется «в организованности, оформленности, насыщенности элементами ритма, симметрии, гармонии, в их художественной наполненности музыкальными, хореографическими, изобразительными и другими элементами»6. Эффективность воздействия ритуалов состоит в том, что они направлены на чувства и эмоциональные переживания, поэтому и усваиваются очень прочно.

«Воспитательная функция профессиональных ритуалов состоит в формировании всей совокупности социальных чувств, установок, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов, в выработке политических, нравственных и эстетических потребностей и способностей, реализуемых на практике»7.

Рассказывая о ритуалах в органах внутренних дел, необходимо отметить их героико-патриотическую направленность и сохранение

преемственности, как дань уважения предшествующим поколениям. Использование символов и атрибутики придают ритуалам особую эмоциональность.

Признанными ритуалами в органах внутренних дел являются:

• вручение Знамени органу внутренних дел;

• вынос и относ Знамени органа внутренних дел;

• посвящение в сотрудники органов внутренних дел;

• принятие Присяги сотрудника органов внутренних дел;

• вручение погон;

• вручение табельного оружия;

• вручение государственных наград, нагрудных знаков, личного оружия, объявление поощрения;

• выпуск офицеров из образовательной организации высшего образования системы МВД России;

• возложение венков (корзин с живыми цветами) к памятникам боевой славы, мемориалам, памятникам, обелискам, стелам сотрудникам органов внутренних дел, погибшим при исполнении служебного долга и прохождение торжественным маршем в сопровождении духового оркестра;

• проводы личного состава, командируемого в «горячие точки» для выполнения специальных заданий;

• встреча личного состава, вернувшегося после выполнения специальных заданий из «горячих точек»;

• проводы сотрудника в отставку8.

Чем выразительнее форма ритуала, тем сильнее его влияние на чувства и сознание сотрудников. Ритуалы должны отличать эмоциональность, целостность, точность в выражении содержания. Они призваны обеспечить выполнение важнейшей задачи — достижения высшей степени мотивационной готовности личного состава к безусловному выполнению служебных задач. Большое положительное влияние они также оказывают на родственников офицеров и всех лиц, участвовавших или ставших свидетелями их проведения, служат повышению авторитета органов внутренних дел среди населения, укреплению положительного имиджа сотрудника полиции.

Многие ритуалы приурочены к государственным и профессиональным праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню сотрудника органов внутренних дел, Дню героев

66

№ 3 / 2018

Отечества. Так, например, в подразделениях полиции проводятся: Вахта памяти, посвященная защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны, Неделя Мужества — ко Дню защитника Отечества. Это комплекс художественных, памятных мероприятий, включающих торжественные собрания, возложение венков и цветов к памятникам и мемориалам, чествование ветеранов и награждение сотрудников, проявивших мужество и профессионализм в служебной деятельности9.

Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних предусматривает обязательное использование примеров истории, боевых и служебных традиций. Этот процесс невозможен без целенаправленного воздействия на мысли и чувства, без опоры на традиционные российские ценности. Поэтому аксиологический подход представляется наиболее правильным в организации воспитательного процесса в органах внутренних дел.

1 Столяренко A.M. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 211.

2 Этика сотрудников правоохранительных органов. М.: «ЩИТ-М». 2001. С. 24.

3 Климов С.Н. Патриотизм как фактор формирования духовной культуры личности в ВУЗе: аксиологический аспект// Материалы секции XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Военно-патриотическое воспитание молодежи». Сборник докладов, выступл., науч.-метод., информ.-справ. и орган.-практ. материалов / Под общ. ред. В.И. Лутовинова. М.: AHO «СПО «СОТИС». 2011. С. 64—65.

4 Вырщиков АН. Концептуальные основы процесса патриотического воспитания студенческой молодежи//Духовно-социальные ценности формирования личности патриота-защитника Отечества.//Материалы секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Военно-патриотическое воспитание молодежи»: сб. докладов, выступлений, науч. -метод., информ. -справ. и организац. -практ. Материалов. М., 2009. С. 73—74.

5 Мальцева Т.В. Проблема развития потенциала личности сотрудников правоохранительных органов // В сборнике: Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя научно-практическое издание. Старотеряево, 2016. С. 178—180.

6 Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России. Изд. «Щит-М», 2006. С. 122.

7 Там же. С. 129.

8 Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией В.М. Бурыкина. Научная редакция В.М. Шамарова. М.: МЦ ГУК МВД России, 2002. С. 82—83.

9 Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход: Дисс. ... канд. пед. н. М., 2015. С. 85.

№ 3 / 2018

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.