УДК 378:17.202.1
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Т. Г. Калюжная
кандидат философских наук
Национальная педагогическая академия Украины
Институт педагогического образования и образования взрослых
В статье представлена характеристика аксиологического подхода как методологического концепта профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Определяются виды доминантных ценностей, которые влияют на формирование готовности будущих учителей к организации педагогической деятельности. Установлено, что аксиологический подход в системе профессионально-педагогической подготовки ориентирован на формирование системы педагогических ценностей, которые отвечают требованиям будущего учителя. Доведено, что формирование у студентов системы ценностных ориентаций определяет уровень готовности будущего специалиста к реализации жизненных и профессиональных планов.
Введение
При построении методологических основ исследования проблемы подготовки будущих учителей к организации познавательной деятельности студентов в современном высшем учебном заведении прежде всего необходимо определить ведущие методологические подходы, в соответствии с которыми выстраивается общая концепция исследования. Общенаучная методология представлена в исследовании как совокупность методологических концептов, которые позволяют всесторонне характеризовать основные понятия исследования, определить его логику, основные этапы и методику. Основные методологические концепты, на которых основывается главное исследование - это системный, синергический, аксиологический, праксеологический, управленческий подходы. Эта статья посвящена освещению сущности аксиологического подхода, определению таких ценностей, которые являются ведущими в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей.
В современных условиях аксиологический подход является одним из основных методологических принципов профессиональной подготовки будущих педагогов. Обращение к философской теории ценностей в контексте педагогики позволяет рассматривать содержание и структуру педагогического образования как область субъект-объектных и межсубъектных отношений, где знание, преподаватель и студенты объединяются ценностным отношением к действительности. Сегодня целеустремленное развитие личности, эффективное профессиональное становление студентов невозможно осуществлять без определения социокультурных ценностей. На уровне отдельной личности аксиологический подход направляет педагогическое влияние на воплощение на практике оптимальных путей трансляции актуальных социальных ценностей. Формулируя гуманистическую парадигму профессионально-педагогической подготовки, современные исследователи тем самым предоставляют обоснование новой методологии педагогики, которая дает возможность выделить как систему ценностей образовательного процесса, так и само образование как общечеловеческую ценность.
Сущность аксиологического подхода к подготовке будущего учителя заключается в ориентации профессионального образования на формирование у студентов системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, которые определяют их отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как личности и профессионалу.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретико-методологические принципы аксиологической проблематики в образовании изучаются многими исследователями (И. Бех, Б. Гершунский, Н. Евтух, И. Зязюн, В. Кремень, А. Мищенко, В. Сластенин, Н. Ткачева, Г. Чижакова, Г. Щедровицкий, А. Ярошенко и др.), в которых педагогическая аксиология рассматривается как фундамент духовной культуры будущего педагога.
В современной науке проблема ценностей является предметом междисциплинарного исследования. Прежде всего ее основы освещают в философии. Обозначим общефилософскую трактовку понятия аксиологии и ценностей. Аксиология философскими словарями (греч. axia -ценность, logos - слово, учение) определяется как философское исследование природы ценностей [1, 11]; как философская дисциплина, которая занимается исследованием ценностей как смыслосозидательных основ человеческого бытия, которые задают направленность и мотивацию человеческой жизни, деятельности и конкретным действиям и поступкам [2, 26].
В современных условиях аксиология рассматривается как теория ценностей и характеризуется существенным перемещением внимания на общечеловеческие ценности, которые определяются в сознании людей современными реалиями бытия. Следовательно, центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения.
Следует заметить, что в современной науке существуют разные определения понятия "ценности". Базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и связи с реальностью. Ценности - специфически социальные определения объектов окружающей среды, которые имеют позитивное или негативное значение для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он состоит в сфере общественного бытия человека и является носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности являются объектами его интересов, а для его сознания исполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его отношений к окружающим предметам и явлениям [1].
Отметим, что многогранность трактовки центрального для аксиологии понятия "ценность" обусловлена отличиями в решении проблемы объективного - субъективного, материального - идеального, индивидуального - общественного относительно характеристики ценностной системы. Как отмечает В. Абушенко, конструктивность понятия "ценность" связана прежде всего с разработкой типологий ценностей на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу из создания эмпирических типологий. В этих случаях ценности определяются как любой предмет, материальный или идеальный, идея или предмет, относительно которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к владению которыми чувствуют как необходимость (Я. Щепанский), или как те, к которым стремятся как к цели или рассматривают как средство достижения цели (Н. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, который имеет значимость для субъекта, то есть способность удовлетворять его потребности (А. Ручка) [2, 1200].
В. Сластенин и Г. Чижакова обобщают, что в отечественной философской литературе "ценность" определяется как способность вещей или идей выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; значимость вещей, идей для жизнедеятельности субъекта; специфическая форма выявления отношения между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; специфические образования в структуре индивидуального и общественного сознания, которые являются ориентирами личности и общества [3, 7]. Нам импонирует определение авторами ценностей как специфических образований в структуре индивидуального сознания, которые являются идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества [3, 100].
В результате исследования сущности понятия ценностей Н. Ткачева приходит к выводу, что ценности - это совокупность реальных предметов (орудий и средств труда, предметов потребления и др.) и абстрактных идей, которые имеют высокую значимость для общества или отдельной личности. Ценности возникают при практической деятельности людей, когда они не только познают свойства природных и социальных явлений, но и пытаются дать им оценку с точки зрения установления их пользы для своей жизни. Для развития личности они, с одной стороны являются основой для формирования индивидуальных жизненных приоритетов, а с другой, - выполняют функцию регулятора ее социального взаимодействия с другими людьми. Система индивидуальных ценностей человека является результатом усвоения им ведущих ценностей общества, однако этот процесс не может быть механическим перенесением социальных ценностей в сознание человека, а является сложным, многоаспектным процессом [4, 35].
Следовательно, в результате изучения научных источников отметим, что понятие "ценности" рассматривается учеными в контексте системного анализа деятельности человека и определяется из разных подходов как любой предмет или явление, которое имеет жизненное значение для человека; свойства предмета или явления, которые обуславливают важные для индивида интересы; ориентиры в предметной или социальной действительности; цель-идеал или средство достижения цели; предмет, который удовлетворяет потребности человека; отображение явлений окружающей среды с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности или общества и т. д.
Заметим, что разнообразием подходов выделяется не только определение понятия ценностей, но и их классификация. В философской энциклопедии представлена такая типология ценностей: ценности-цели, ценности-средства, ситуативные ценности; признанные и непризнанные (но потенциальные); по объекту направленности - направленные на себя, на других, на предмет, на природу и т. д. [2, 1200]. Одну из наиболее употребляемых классификаций приводит Е. Смотрицкий. В ней выделяется группа особенных ценностей (классовые, национальные, конфессиональные, групповые, профессиональные, семейные), а другие объединяются в бинарные группы: общечеловеческие - индивидуальные, всеобщие - единичные, ложные - истинные, духовные - материальные [5].
А. Ярошенко разделяет мнение М. Розова относительно классификации ценностей и выделяет две группы ценностей: общезначимые, что включают кардинальные и субкардинальные ценности, и этносные, которые реально служат основам сознания и поведения людей (верование, традиции, святыни, символы разных народов). По ее мнению, кардинальные - это такие ценности, нарушение которых ограничивает права индивидов и сообществ жить, мыслить, действовать в соответствии со своими ориентирами (витальные ценности, гражданские права и др.). Кардинальным ценностям подчиняются субкардинальные в том понимании, что нарушения первых образует реальную угрозу для других. К субкардинальным ценностям автор относит правовые и политические принципы: свобода и независимость печати, разные формы участия граждан в политической жизни, а также экологические ценности [6, 71-74].
В контексте данного исследования интерес представляет педагогическая аксиология, к ведущим понятиям которой принадлежат: образовательные ценности, педагогические ценности, воспитательные ценности. По мнению исследователей (В. Сластенин, Н. Ткачева, Г. Чижакова, Г. Щедровицкий и др.), педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые совмещаются принадлежностью к целеустремленному процессу формирования личности человека. Педагогические явления (субъекты образовательного процесса, его содержание, средства, формы и др.) качественно отличаются по содержанию, определенности, что и предопределяет их педагогическую ценность. Следовательно, педагогические явления аксиологичны по своему характеру. Именно они и являются предметом исследования педагогической аксиологии. В самом слове "ценность" заложена идея полезности для человека. Ценным для будущего педагога может быть все то, что будет жизненно важным капиталом в его личностном и профессиональном становлении. Следовательно, вопрос определения содержания педагогических ценностей в общем и в частности ценностей педагогической деятельности является сегодня особенно важным.
Педагогическая аксиология определяется как отрасль педагогического знания, которая рассматривает образовательные ценности из позиций самой ценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования [3, 99]. Ценности образования тесно связаны с профессиональными, которые занимают одно из ведущих мест в системе ценностей человека.
По определению Н. Ткачевой, образовательные ценности целесообразно рассматривать как совокупность гуманистических приоритетов общества, которые выступают главными ориентирами для развития образовательной системы в целом; как систему ведущих социальных ценностей, которые средствами педагогического процесса могут быть переведены на уровень персональных ценностей каждого ученика. Педагогические ценности, по мнению автора, - это система образовательных средств, социальных норм, педагогический инструментарий, которые обеспечивают эффективную трансляцию определенных образовательных ценностей на индивидуальный уровень отдельной личности, то есть формирование у нее личностных ценностных приоритетов. Другими словами, педагогические ценности можно объяснять как
ведущие принципы, структурные компоненты, содержание педагогического взаимодействия, организованного на ценностных основах [4, 51].
В. Сластенин и Г. Чижакова под ценностями педагогической деятельности понимают те ее особенности, которые позволяют педагогу удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей. К ценностям педагогической деятельности авторы относят группы ценностей, состоящих из: утверждения в обществе, социальной среде (общественная значимость труда педагога, престиж профессиональной деятельности, признание близких и родных и т. д.); удовлетворение потребности в общении (работа с детьми, возможность общения с интересными людьми, обмен духовными ценностями); самосовершенствования (возможность развития творческих способностей, привлечение к духовной культуре, постоянное дополнение своих знаний); самовыражения (творческий и разнообразный характер труда учителя, соответствие педагогической деятельности интересам и способностям личности и др.); утилитарно прагматическими запросами (возможность самоутверждения, межличностное общение, профессиональный рост и др.). К основным группам педагогических ценностей ученые относят: общечеловеческие (ребенок, учитель, творческая индивидуальность), духовные (педагогический опыт человечества, педагогические теории и способы педагогического мышления), практические (способы педагогической деятельности, педагогические технологии, образовательно-воспитательные системы), личностные (педагогические способности, индивидуальные характеристики педагога как субъекта педагогической культуры, идеалы) [4, 92-93].
Следует отметить, что современная педагогика сориентирована на формирование ценностного отношения к миру как основной цели образования. Ценностное отношение - это внутренняя позиция личности, которая отображает связь личностных и общественных значений. Для того, чтобы сформировать у будущего педагога ценностное отношение к предметам и явлениям социальной действительности, необходимо сформировать у него определенные ценностные ориентации как направленность личности на те или другие ценности. В философском понимании ценностные ориентации определяются как элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и адаптации, которые ограничивают значимое (существенное для этого человека) от незначимого через принятие или неприятие личностью определенных ценностей, осознанных как предел (горизонт) предельных смыслов и основных целей жизни, а также тех, которые определяют средства их реализации [2, 1199]. В педагогическом определении ценностные ориентации - это система стойких отношений личности к окружающей среде и самому себе в форме фиксированных установок на те или другие ценности материальной и духовной культуры общества [3, 128].
По мнению В. Сластенина, система ценностных ориентаций учителя выступает как одно из структурных образований его профессионального и личностного самосознания. В структуру профессионально-педагогической культуры ученым включаются такие педагогические ценности, как ценности-цели, которые определяют концепцию личности будущего педагога в совокупности Я-личностного и Я-профессионального; ценности-средства как концепция педагогического общения, техники и технологии инноватики и др.; ценности-отношения, которые раскрывают всю совокупность отношений педагогического процесса и формирования позиции по отношению к профессионально-педагогической деятельности; ценности-качества, представленные многогранностью деятельных, поведенческих качеств личности; ценности-знания, которые определяют личностную и профессиональную компетентность будущего педагога. Как доминирующие определяются ценности-цели как логический фундамент смысла профессиональной деятельности [3, 70].
Отметим, что именно ценностные ориентации обеспечивают целостность и стойкость личности, образуют общую направленность ее интересов и стремлений, образуют определенную иерархию индивидуальных преимуществ, формируют уровень желаний личности, потому так важно сформировать у будущего педагога систему ценностных ориентаций. Следовательно, ценностные ориентации можно определить как направленность субъекта на деятельность и определенные ценности, которые могут быть сформированы уже в процессе этой деятельности. Такой подход обусловливает рассмотрение профессионально-педагогической подготовки как ценностно-сориентированной деятельности. С учетом этих положений особое значение
приобретает ценностно-мотивационный компонент подготовки. В то же время формирование когнитивно-процессуального компонента деятельности (знание, умение, навыки) предопределено именно ценностными ориентациями личности.
В контексте исследования важным является определение тех ценностей, которые являются основой для формирования когнитивного компонента подготовки. Как известно, каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, специфических для каждого вида деятельности. Среди них особое значение имеют те, которые определяют отношение личности к этой деятельности, а следовательно, и мотивацию студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки. Выделены общие для студентов ценности, которые влияют на выбор профессии, отношения к ней и мотивы участия в профессиональной деятельности: содержание профессиональной деятельности и предопределенные возможности самореализации личности (соответствие интересам и способностям, творчество в работе, возможность самосовершенствования); общественная значимость работы, которая определяется ее результатами (полезность людям и обществу); общественная оценка трудовой деятельности, социальный статус профессии (уважение окружающих, общественное признание); ценностное отношение к режиму и условиям труда: социально-экономических (характер труда, вознаграждение за него), морально-психологических (возможность межличностного общения, достижения успехов, профессиональный рост) и др. [7, 61].
Целесообразной, на наш взгляд, является ориентация студентов на доминантные ценности, связанные с познавательной деятельностью студентов. Философы (С. Анисимов, А. Дробницкий, М. Каган, В. Лутай, М. Марчук и др.) утверждают, что гуманитарное знание по своей природе аксиологическое, то есть его назначение для человека определяется прежде всего ценностными основами; ценностное отношение к действительности связано с когнитивным, а познавательная деятельность и ее результат - знание - имеют четко выраженные ценностные характеристики [8, 11]. Базовым фундаментом личностного становления будущего специалиста является привлечение студентов к знанию как ценности, которая обеспечивает успех профессиональной деятельности. Кроме того, важно сформировать у студентов активное отношение к самому процессу познавательной деятельности как педагогической ценности, направленной на духовно-теоретическое усвоение окружающей среды.
По этому поводу А. Ярошенко отмечает, что гносеологический и аксиологический подходы к явлениям действительности тесно связаны. Познание связано с интересом, а познавательное любопытство может возникать к предметам и явлениям через жизнедеятельность людей, которые приобрели в ней то или другое функциональное значение, стали элементами "второй", "очеловеченной" природы - ноосферы. Из этого момента предмет или явление становится объектом познания и в то же время ценностью, приобретает значение, которое познается человеком [6, 49].
В предложенной В. Сластениным и Г. Чижаковой иерархии ценностей образования выделяются доминантные (знание, познавательная деятельность, познавательная активность, общение), нормативные (стандарты, моральные нормы), стимулирующие (педагогические методики, технологии, средства контроля), сопутствующие (направленные на качество познания: учебные умения, понимания предметов и явлений, которые изучаются) ценности, которые тесно связаны между собой и в совокупности составляют фундамент педагогической аксиологии [3, 117-119].
Как видим, именно знание ученые определяют как одну из приоритетных, доминантных ценностей, поскольку разные формы его ценностно обусловлены, ведь по своей природе они обеспечивают выбор альтернатив в процессе любой деятельности. Подчеркнем еще одну особенность аксиологического знания: оно всегда выступает как продукт субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Субъект относиться к объекту познавательной деятельности и к другому субъекту - участнику учебно-познавательной деятельности - как к ценности, реальной или потенциальной, позитивной или негативной. Такая особенность подчеркивает значимость еще одной из доминантных ценностей - общения, поскольку усвоение студентами знаний происходит прежде всего в процессе общения с преподавателем, студентами. Без общения невозможным является сам процесс учебно-познавательной деятельности.
Поскольку знания выступают как результат познания, следовательно, ценность приобретает сам процесс познавательной деятельности, который обеспечивает формирование разных видов знаний: понятий, идей, теорий, концепций и др. Познавательная деятельность всегда
выступает как такая, которая предусматривает наличие активности субъекта деятельности. Кроме того, наличие знаний у студентов как определенной систематизированной информации - это лишь первая ступень в их профессиональном становлении, и в последующем важно сформировать в них позитивное отношение к знаниям, дать возможность спроектировать их на будущую профессиональную деятельность, то есть сформировать потенциальную готовность к действию на основе полученных знаний.
Выводы
Работу со студентами необходимо построить таким образом, чтобы ценность, которая усваивается, высоко ценилась ими, только в этом случае она переходит в потребность. Если же у студентов не сформировано позитивное отношение к ценностям, то у них не возникает желание присваивать их. Незаинтересованное отношение к материалу, который усваивается, может выступать также причиной низкой эффективности учебно-познавательного процесса. Поэтому процесс ценностного становления будущего учителя в ходе профессионально-педагогической подготовки - это целеустремленное, систематическое движение через познание, ценностное осмысление и оценку к творческому превращению знаний, формирование способности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, а сформированные ценностные ориентации будут определять ценностное отношение личности к деятельности, в частности к будущей педагогической.
Следовательно, аксиологический подход к профессиональной педагогической подготовке предусматривает формирование у студентов системы ценностных ориентаций, которые задают общую направленность интересам и стремлениям личности, иерархию индивидуальных преимуществ, мотивационную программу деятельности и, в конечном итоге, определяют уровень готовности будущего специалиста к реализации жизненных и профессиональных планов.
Литература
1. Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / [главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов]. - М. : АСТ, Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
3. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: [учеб. помощь для студ. высш. пед. учеб. заведений] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с.
4. Ткачова, Н. О. Аксюлопчний тдхвд до оргашзаци педагопчного процесу в загальноосвгшьому навчальному закладi / Н. О. Ткачова. - Луганськ : ЛНПУ iменi Т. Г. Шевченка. - Х. : Видавництво "Каравелла", 2006. - 300 с.
5. Смотрицкий, Е. Ю. Схемы по философии: Этика. Аксиология. Мировоззрение / Е. Ю. Смотрицкий. -Днепропетровск: Пороги, 2003. - 22 с.
6. Ярошенко, А. О. Цштсний дискурс освпи / А. О. Ярошенко. - К. : НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2004. - 156 с.
7. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М. : Мастерство, 2002. - 288 с.
8. Марчук, М. Г. Цштст потенци знання / М. Г. Марчук. - Чертвщ : Рута, 2001. - 319 с.
Summary
The description of an axiological approach as methodological concept of professionally-pedagogical future teacher training is presented in the article. The types of dominant values that influence on forming of future teacher availability to pedagogical activity organizing are determined. It is set that an axiological approach in the system of professionally-pedagogical future teacher training is oriented to forming the system of pedagogical values. Such values are oriented to the requirements of future teacher. It is ptoved, that forming the value oriented system shows the level of future profesional readiness to realise professional plans.
Поступила в редакцию 19.11.13