Научная статья на тему 'Аксиологический анализ феномена жизни'

Аксиологический анализ феномена жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический анализ феномена жизни»

ПРАВОСЛАВИЕ О КЛОНИРОВАНИИ Пленкина Л.В.

Кировская государственная медицинская академия, кафедра гуманитарных и социальных наук Научный руководитель, зав. кафедрой - доц. В.В. Гайда

Клонирование человека - актуальнейшая проблема современности, так как никто не знает, какие отношения сложатся между нами и клонами, все ли согласятся признать клонов людьми, как мы будем выглядеть в их глазах, что есть человек, когда начинается и когда заканчивается человеческая жизнь, что делает человека человеком, не является ли создание человека человеком узурпацией прав Божественного Творца? Все эти вопросы давно заботят ученых. Не в стороне от оценки это сложного явления и церковь. У православия те же мотивы отторжения клонирования людей, что и у большинства из нас - опасение вмешательства в ту сферу, о которой мы знаем еще слишком мало. Само по себе клонирование не есть грех, но есть нарушения положений Библейского вероучения. Слишком велика опасность греховного применения результатов человеческого клонирования. Одним из возможных последствий может стать обесценивание жизни человека. Церковь не против прогресса, она не осуждает клонирование отдельных органов. Но во избежание нравственного кризиса в человеческом социуме, православие считает более разумным отказаться от экспериментов в области клонирования человека. Сегодня в большинстве стран мира наложен мораторий на эти исследования, но что будет завтра, никто не знает. Вопрос остается открытым и продолжает дискутироваться.

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Ранзузов К. Е.

Кировская государственная медицинская академия, кафедра гуманитарных и социальных наук Научный руководитель - доц. Л.Г. Шамова Зав. кафедрой - доц. В.В. Гайда

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Терроризм- глобальная проблема современности. Терроризм-это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения и социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия, на принятие какого -либо решения или отказ от него в интересах террористов. Особенности терроризма в России. Борьба с терроризмом. Международно-правовые аспекты. Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Особое место в деятельности государственных и общественных организации по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла. Необходимо бороться с этим злом как можно эффективнее на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство, регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

ИДЕЯ СОХРАНЕНИЯ САМОБЫТНОСТИ КУЛЬТУРЫ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ Семено Н.С.

Кировская государственная медицинская академия, кафедра гуманитарных и социальных наук Научный руководитель - д.ф.н., проф. О. А. Останина. Зав. кафедрой - доц. В.В. Гайда

В современном мире активно протекают процессы глобали-

зации. В основе данного явления лежит новое качество взаимосвязанности человечества, создание наднациональных и вненациональных организаций. Измерениями глобализации являются гомогенизация, универсализация мира, «размывание» государственных границ. В социокультурном аспекте глобализация связана с «гибридизацией» культуры, основанной на культурном, расовом, национальном смешении и распространении масс-медиа культуры. Негативной стороной глобализации выступает исчезновение национальной специфики культуры и навязывании западной системы ценностей. В данном контексте актуальной становится идея Н. Я. Данилевского об уникальности каждой культуры, отрицании существования всемирного плана истории. Субъектами исторического процесса в его теории культурно-исторических типов выступали изолированные и самостоятельно развивающиеся цивилизации, обладающие собственным неповторимым духовным складом. Любое их обобщение, включение в единую систему или схему развития обедняет многообразие проявлений культур. Каждая цивилизация имеет свою собственную задачу реализовать одну из сторон «идеи человечества». Каждая культура уникальна, ее психология, религия, быт, менталитет органически присущи ей и не передаются другой культуре. Современные общества, включаясь в глобализационные процессы, должны стремится к сохранению национальных традиций, составляющих основу культурных традиций.

СУДЬБА ВУНДЕРКИНДА: ПОРУЧЕНИЕ ОТ ГОСПОДА БОГА ИЛИ НЕУГАСАЕМОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ? Смагина Е.С.

Кировская государственная медицинская академия, кафедра гуманитарных и социальных наук Научный руководитель, зав. кафедрой - доц. В.В. Гайда

Мечта многих родителей - одарённый ребёнок. Его основные признаки - любовь к интеллектуальному труду и ускоренное развитие умственных способностей. Откуда берутся эти "чудо-дети"? "Падают" с неба? А может они лишь закономерный результат напряжённой мыслительной работы и доброжелательного отношения общества? Но сами гении, вытянув у судьбы особый билет, обладая неограниченным умственным потенциалом, с высоты успеха, зачастую срываются в душевную пропасть. Что это? Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание окружающих? Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Достоевский...,- мученики интеллектуального и хрупкого творческого совершенства, в разные эпохи расплачивающиеся за прогресс человечества. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлёты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Несмотря на это, каждый человек пытается найти ключи к тайникам своих способностей, мечтает научиться управлять памятью. Да, наверное, трудно найти более заманчивую задачу. Тем более, что в современном мире человек волей истории оказался поставленным в исключительные условия. Именно это и заставляет нас выяснить, на что мы способны, располагаем мы какими-либо резервами и в чём.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЖИЗНИ Тимченко А. С.

Кировская государственная медицинская академия, кафедра гуманитарных и социальных наук Научный руководитель - А.Е. Михайлов Зав. кафедрой - доц. В.В. Гайда

Несмотря на то, что "жизнь" является понятием биологическим, а не онтологическим, именно она выступает воплощением бытия человека во внешнем мире и мерой его ис-полнённости. Но является ли жизнь ценностью индивидуальной принадлежит роду и всеобщему мирозданию? Относительна или абсолютна её ценность? Что именно в жизни и делает её ценностью? Может быть альтернатива жизни положительно ценной? Ответы на эти и другие вопросы

Вятский медицинский вестник, №1, 2005

не ограничиваются теориями философии жизни, их поиск продолжается в современную нам постнеклассическую эпоху в силу того, что ответы на них способны повлиять уже не только на мировоззрение общества, но и на его бытие. Противоречивое понимание сущности жизни личности как природно-социального феномена стало причиной многочисленных разногласий и споров о её цели и ценности среди мыслителей последнего столетия. Что же есть жизнь ? -жизнь есть единство прошлого, настоящего и будущего. -жизнь есть единство внутреннего и внешнего, своего и иного.- жизнь есть единство потенциального и реального, небытия и бытия, возможности и творчества. Жизнь есть

единство природного и духовного. "Никогда жизнь не станет мудрой и мудрость живой" (Г. Риккерт). Проблема оценивания жизни не мыслима без её внутреннего основания - поиска смысла. Теорию гомеостаза представляют О. Марели-ус, И. Кникербокер, Ш. Бюлер, которые обосновывают тезис о том, что целью жизни в целом и человека в частности является ослабление напряжения, достижение равновесия с внешним миром, состояние покоя при сохранении своей сущности. Жизнь не может быть оценена, соизмерена с чем-либо аналогичным и, следовательно, она бесценна, что, по сути, означает предел оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.