Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯОБРАЗОВАНИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбулька Алексей Михайлович

В статье рассматривается взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном высшем образовании. Раскрываются аксиологические проблемы совершенствования и развития информационно-образовательной среды вуза: индивидуализированное обучение, познавательная самостоятельность студентов, интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL PROBLEMS OF IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY

The article examines the relationship between axiology and innovation in modern higher education. The axiological problems of improving and developing the information and educational environment of the university are revealed: individualized learning, the cognitive independence of students, the integration of information technologies into the educational process of the university

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

УДК 378

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Цыбулька Алексей Михайлович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, канд. филос. наук, доцент, e-mail: slonik-2001@mail.ru

В статье рассматривается взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном высшем образовании. Раскрываются аксиологические проблемы совершенствования и развития информационно-образовательной среды вуза: индивидуализированное обучение, познавательная самостоятельность студентов, интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза

Ключевые слова: аксиология образования; аксиологические проблемы; информационные технологии; познавательная самостоятельность студента; индивидуализация обучения; самореализация; информационно-образовательная среда

AXIOLOGICAL PROBLEMS OF IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY

Tsybul'ka Aleksey M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Humanities, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, e-mail: slonik-2001@mail.ru

The article examines the relationship between axiology and innovation in modern higher education. The axiological problems of improving and developing the information and educational environment of the university are revealed: individualized learning, the cognitive independence of students, the integration of information technologies into the educational process of the university

Keywords: axiology of education; axiological problems; information technologies; cognitive independence of a student; individualization of education; self-realization; information and educational environment

Для цитирования: Цыбулька А.М. Аксиологические проблемы совершенствования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 104-108.

В концепции модернизации современного высшего образования реализуется компе-тентностный подход, который развивается в соответствии с уровневой структурой, с идеей стандартизации. Для квалифицированной подготовки специалистов различного профиля, в том числе в таможенном деле, назрела необходимость пересмотра системы высшего образования.

Такие категории философии, как пространство и время, служат базисными ценностно-образующими элементами мировой системы, являются основой для реализации личностью собственных жизненных устремлений. В информационном пространстве современного мира наблюдается открытость, мобильность, зачастую нестабильность процессов, в которых увеличивается вероятность как позитивных, так и негативных событий. Сами же ценности для человека становятся ориентирами, дающими энергию для преобразований себя и окружающего мира и помогающими ему найти собственный путь в жизни. Изменяется и само содержание ценностей: они наполняются новыми качествами, в которых отражаются характерные особенности сегодняшнего времени. Именно ценности являются порождением пространства и времени, результатом человеческой деятельности, осмыслением

человеком своего места в мире.

Вследствие этого в современном обществе время жизни каждого человека и пространство развития во многом определяется его интересами, потребностями и ценностями. Право и обязанность определять человеку свое место в пространстве и времени даёт свобода, а образование - способы освоения и преобразования мира на основе ценностей [1].

Человек на основе полученного образования способен выстроить собственную систему ценностей и наполнить ее содержанием, присвоив именно те ценности, которые позволяют ему обрести и реализовать смысл собственной жизни, являющийся основой человеческого существования, жизни, которая в наше время приобретает особую остроту. Смысл всего этого - актуальная ценность, значимость предмета для субъекта, которая обретается в процессе образования. Высказывание, поступок, действие приобретают смысл только в рамках той или иной жизненной ситуации и в целом - жизнедеятельности человека.

Именно поэтому в современных условиях образование рассматривается:

- как непрерывный процесс обретения личностью смысла жизнедеятельности,

который разворачивается в пространстве и во времени;

- как процесс, основывающийся на взаимодействии двух тенденций - индивидуализации и социально-культурной интеграции;

- через реализацию таких категорий, как «цель», «ценность», «смысл», «открытое общество», «пространство», «время», «процесс», «результат» [2, 3].

Одним из научных перспективных направлений является аксиология образования, отвечающая на многие вопросы, благодаря решению которых можно найти резервы повышения качества образования, главными из которых являются личностный потенциал студента и преподавателя вуза.

В настоящее время актуальным в России является переход от существующего образования, ориентированного на преподавателя и основанного на наборе информации к новому типу обучения, целью которого является создание, применение, анализ и синтез знаний, а также совместное обучение на протяжении жизни. Это становится возможным при решении аксиологических проблем, изучающих и исследующих инновационное осмысление процесса образования как восхождения личности к ценностям культуры и науки на основе всеобщего философского диалектического закона возвышения потребностей [4].

Именно аксиологический подход является методологической базой исследования проблем инновационного развития высшего образования, позволяющей определить характер и содержание изменяющихся ценностных технологий, обеспечивающих подготовку новых профессионалов, в том числе и в таможенном деле, готовых находить уникальные комплексные способы решения проблем, которые со временем обретают универсальное значение.

Особенности доминирующего типа культуры общества формируют информационную образовательную среду, которая функционирует, исходя из господствующей идеологии в обществе и стадий его цивилизационного развития. Именно они определяют ее ценностные смыслы, роль, содержание, функциональное назначение, педагогические технологии для каждого этапа образовательного процесса, отвечающие требованиям соответствующей эпохи. Образование и развитие информационного общества сопровождается широкой международной интеграцией, возрастанием роли личностного фактора и профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений [1, 5].

Аксиологическими основами развития инновационной образовательной среды современного вуза являются:

- ценностное самоопределение личности в пространстве высшего образования;

- ценностное взаимодействие «преподаватель-обучающийся»;

- пространственно-временная неразрывность процессов высшего образования;

- субъектность обучающегося, субъектно-ориентированные образовательные ситуации [2, 6].

Аксиологическая функция образования обеспечивает становление внутреннего мира человека, лично раскрывающего потенциальные векторы его развития и саморазвития.

В современных условиях в теории и практике высшего образования осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Актуальными задачами являются: активизация учебной работы студентов, развитие их познавательной самостоятельности, реализация принципа активности в профессиональном самоопределении. Все это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, позволяет рассматривать процесс обучения как процесс межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-студент», «студент-студент» и др., организуемого в направлении достижения объединяющей их цели формирования теоретического и эмпирического мышления, развития личности будущего специалиста, в данном случае - таможенного дела, а также развития самого преподавателя. Повышению активности личности в обучении будет способствовать использование активных, интенсивных методов обучения, проблемного обучения, обучения с использованием инновационных технологий.

В трудах А.В. Кирьяковой, В.Д. Повзун принципиально значимым является реализация взаимосвязи аксиологии (ориентации на познание как на ценность, фундаментальность знаний, научность мышления) и инноватики (использование информационных технологий, внедрение бакалавриата и магистратуры, использование новых программных образовательных продуктов) в высшем образовании [7, 8].

В процессе совершенствования педагогических технологий предполагается использование информационно -коммуникационных технологий, применение методик модульного, рекурсивного, дистанционного обучения, обучения на основе индивидуальных образовательных программ.

Инновационный характер образования, в первую очередь, должен быть направлен на формирование личности студента любого вуза, нацеленной на успех в изучении дисциплин, а студента таможенного вуза - в таможенном деле и максимальной реализации своих возможностей. Инновационные процессы в образовании - это использование новых, повышающих эффективность способов и средств изложения информации, методов обучения самостоятельному поиску нужной информации, ее верификации (проверке адекватности), повышению интереса студента к новому материалу, внедрению новых видов контроля знаний обучающихся.

Несомненно, очень большую роль должны играть средства, сконструированные на основе 1Т-технологий, а именно - электронные обра-

зовательные ресурсы, обучающие программы, энциклопедии, средства тестирования.

Одним из аксиологических параметров в информационно-образовательной среде является не только обучение студентов использованию программных средств, но и самостоятельное более глубокое осваивание ими уже изученных средств.

Под новыми средствами обучения традиционно понимается их комплекс: учебный текст (или изображение), носитель информации на бумаге, слайде, дисках и аппарат, реализующий средство обучения (видеоресурсы, ЭВМ, интерактивные доски, периферийные устройства). Возможности интеллектуальных обучающих систем практически не ограничены: построение модели знаний студентов и сравнение ее с эталоном, непосредственно диалог со студентами, анализ их действий, подсказка, массовое обучение, построение оболочек для персональной базы данных, презентаций и т.д.

Активные приемы и методы обучения реализуются в следующих инновациях:

- организация программированного обучения; переход от информационной лекции к проблемной, визуализированной, парной (два преподавателя разных предметов ведут одну тему);

- лекции с запланированными ошибками; лекции - пресс-конференции;

- микрообучение (разделение учебного материала на быстротекущие отрезки с последующим многократным воспроизведением);

- модульная технология обучения (приемы запоминания цифр и слов, умение цитировать, тестировать, оптимизировать, конспектирование и т.д.);

- комплексирование занятий по тематическому плану (первое информационное, второе проблемное, третье практическое, четвертое закрепляющее, пятое - тестирование);

- организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, деловые, профессиональные игры;

- проблемный метод обучения;

- оценивание достижений студентов методом балльно-рейтинговой системы.

Аксиологические аспекты развития информационно-образовательной среды вуза включены в систему всех общественных отношений, где осуществляется обмен информацией между преподавателем и обучающимся, поэтому важно научить студента осознавать роль самостоятельной деятельности в совершенствовании собственной личности. Активизация познавательной самостоятельности студентов должна выражаться через мотивацию и творческий подход.

Продуктивная самостоятельная работа обучающихся может быть представлена следующими показателями:

- индивидуальный подход в процессе обучения;

- способность студентов к освоению новых знаний в образовательном процессе, к самосовершенствованию как показателю эффективной

профессиональной деятельности, в том числе -в таможенном деле;

- формирование и развитие у студентов психологии успеха (обсуждение историй, рассказов о людях, которые добились успеха в жизни; встречи с успешными выпускниками вуза, с известными в обществе людьми);

- образование групп студентов, работающих над престижными проектами;

- рейтинг студентов;

- премирование лучших студентов, объявление благодарностей, вручение грамот за достижения и успехи;

- участие студентов в тестировании как будущих профессионалов в таможенном деле.

Совершенствованию процесса подготовки высококлассных специалистов в таможенном деле должны способствовать творческие задания, формирующие самостоятельную творческую личность, способную к самореализации, самоопределению. Такого рода задания помогают студентам аргументировать и отстаивать свою позицию, критически осмысливать информацию, делать собственные выводы.

Большое значение имеет самостоятельная работа, которая выполняет воспитательную функцию, приучая будущего специалиста, например в таможенном деле, самостоятельно решать возникающие в их профессиональной деятельности проблемы, находить новые пути решений и нести за них ответственность. В результате вырабатывается самостоятельность как черта характера. Такие задания направлены на преобразование пассивного обучения в активный творческий процесс. В качестве новых форм познавательной самостоятельности студентов можно использовать решение проблемных ситуаций, компьютерное тестирование, обучающие игры и программы, кейсы, проекты, подготовку презентаций, работу с Интернет-ресурсами и базами данных.

В Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии основой электронной информационной образовательной среды является использование электронных учебников, электронных учебно-методических комплексов, современных компьютеров. Применение электронных учебников в учебном процессе повышает самоорганизованность, ответственность, а также познавательную самостоятельность студентов, это дает стимул к самообучению и самообразованию. Коммуникационные средства позволяют организовать поиск информации в Internet, работать с электронной почтой, общаться в чатах и др. Студенты самостоятельно осваивают программы ZOOM, MathCAD, MS Visio, Photoshop, Acrobat, Nero, Fine Reader и другие, без которых не обойтись при написании научных, конкурсных, курсовых и дипломных работ. Эти программы необходимы также будущему специалисту в таможенном деле.

Информационно-образовательная среда соз-

дает условия и для автономной, и для индивидуально-кооперативной, и для любой совместной деятельности. В автономной познавательной деятельности студент сам выбирает стратегию поиска решения, ищет необходимую информацию, выбирает и оценивает рациональность вариантов решения. Кооперативная деятельность с распределением ролей может иметь высокий уровень самостоятельности при условии, что четко разграничены стадии совместной и индивидуальной деятельности.

В познавательной самостоятельности формируется отношение студента к дисциплине, к системе и среде, к себе самому как пользователю компьютерным инструментарием и создателю продуктов интеллектуальной деятельности - то, что принято называть саморазвитием в информационно-образовательной среде. Однако сам компьютер, выступая в функции средства реализации целей человека, не должен заменять процесса творчества, его можно и нужно использовать для учебного имитационного моделирования. Именно в этой функции применение компьютера наиболее перспективно, с его помощью создается такая обучающая среда, которая способствует развитию мышления обучающегося.

Несомненно, сама индивидуализация обучения является аксиологическим параметром в целом для создания информационно-образовательной среды вуза.

Существуют различные формы индивидуализированного обучения: модульное, дифференцированное, открытое, программированное, дистанционное, автоматизированное.

Развитию творческого фактора мыслительных способностей обучающихся служит интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза, благодаря реорганизации процесса познания, в ходе которого учебный материал становится средством достижения новой цели, а сам обучаемый становится созидателем.

Познавательная и коммуникативная деятельность в компьютерной среде неотделима от саморазвивающейся. Она выделяется и рассматривается как самостоятельное направление при анализе только потому, что имеет иные механизмы регуляции, свою систему ценностей и целей, реализуется не в действиях студента с учебным материалом, а во взаимодействии самого субъекта с другими субъектами через компьютерные программы. Самообразовательная деятельность студента является одним из условий самореализации.

По мнению О.В. Шелкуновой, самореализация обучающихся будет плодотворна во взаимодействии с информационно-образовательной средой, где студенты эмоционально переживают содержание получаемых знаний [9]. Самореализация обучающегося в информационно-образовательной среде вуза характеризуется тем, что, продвигаясь в развитии, студент проходит по индивидуальному «учебному маршруту», имеющему свою логику, может противостоять и нейтрализовать, а также

преобразовывать действия внешних обстоятельств в соответствии с выбранным направлением.

Именно творческая самореализация позволяет оценивать личностный рост субъекта и оказывать ему реальную поддержку на этом пути. Только активная познавательная деятельность способствует проявлениям самореализации, связанной с самопознанием своего ценностного содержания, творческим самоосуществлением, с выделением, проектированием личностно-значимых смыслов, определяющих направленность профессионального и жизненного пути.

В процессе оптимизации ценностного самоопределения личности студента в условиях работы в информационно-образовательной среде современного вуза необходима разработка и реализация специализированной научно-методической программы, предполагающей:

- дальнейшее развитие и совершенствование корпоративной культуры вуза, укрепление его позитивного имиджа в процессе реализации социально-значимых проектов;

- популяризацию и дальнейшее наращивание эффективности аксиологической составляющей гуманитарных дисциплин;

- расширение доступа студентов к различным источникам информации;

- качественное обновление информационно-технологического оснащения, повышение общего уровня информационной культуры студентов и преподавателей;

- дальнейшее развитие коммуникативной культуры научно-педагогического состава;

- освоение преподавателями новых (ценностно-ориентированных) образовательных технологий;

- расширение социального партнерства (например, формирование перечня тем научных исследований, имеющих практическое значение для таможенного дела и разработка их преподавателями и студентами);

- разработка и совершенствование для желающих системы получения второго высшего образования для расширения потенциального жизненного пространства личности и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

- стимулирование создания на базе вуза молодежных общественных организаций, позволяющих личности самореализовываться в различных сферах жизни;

- создание сети научных студенческих обществ при кафедрах вуза для стимулирования и поддержки студентов, занимающихся научными исследованиями.

Создание условий для ценностного самоопределения личности студента является главными задачами кафедр гуманитарных дисциплин, играющих в этом уникальную роль. Они должны не только создавать условия для обретения личностью смысла, но и помогать его реализации в образовательном процессе, способствовать

формированию у студентов ценностного отношения к другим людям, к самому себе, к осознанию потребностей и мотивов общественной, научной и профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.

2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-113.

3. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г.Ю. Беляев. М.: ИЦКПС. 2000.

4. Беренфельд Б.С, Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.

5. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств. 1999. 181 с.

6. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ. URL: http://do.sgu.ru/

7. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инновати-ки в университетском образовании / А.В. Кирьякова // Высшее образование в России. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учеб. пособие / А.В. Кирьякова. 2008.

8. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб. 2005. 46 с.

9. Шелкунова О.В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: / О.В. Шелкунова. Иркутск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.