УДК 378
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Цыбулька Алексей Михайлович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, канд. филос. наук, доцент, e-mail: slonik-2001@mail.ru
В статье рассматривается взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном высшем образовании. Раскрываются аксиологические проблемы совершенствования и развития информационно-образовательной среды вуза: индивидуализированное обучение, познавательная самостоятельность студентов, интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза
Ключевые слова: аксиология образования; аксиологические проблемы; информационные технологии; познавательная самостоятельность студента; индивидуализация обучения; самореализация; информационно-образовательная среда
AXIOLOGICAL PROBLEMS OF IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY
Tsybul'ka Aleksey M.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Humanities, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, e-mail: slonik-2001@mail.ru
The article examines the relationship between axiology and innovation in modern higher education. The axiological problems of improving and developing the information and educational environment of the university are revealed: individualized learning, the cognitive independence of students, the integration of information technologies into the educational process of the university
Keywords: axiology of education; axiological problems; information technologies; cognitive independence of a student; individualization of education; self-realization; information and educational environment
Для цитирования: Цыбулька А.М. Аксиологические проблемы совершенствования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 104-108.
В концепции модернизации современного высшего образования реализуется компе-тентностный подход, который развивается в соответствии с уровневой структурой, с идеей стандартизации. Для квалифицированной подготовки специалистов различного профиля, в том числе в таможенном деле, назрела необходимость пересмотра системы высшего образования.
Такие категории философии, как пространство и время, служат базисными ценностно-образующими элементами мировой системы, являются основой для реализации личностью собственных жизненных устремлений. В информационном пространстве современного мира наблюдается открытость, мобильность, зачастую нестабильность процессов, в которых увеличивается вероятность как позитивных, так и негативных событий. Сами же ценности для человека становятся ориентирами, дающими энергию для преобразований себя и окружающего мира и помогающими ему найти собственный путь в жизни. Изменяется и само содержание ценностей: они наполняются новыми качествами, в которых отражаются характерные особенности сегодняшнего времени. Именно ценности являются порождением пространства и времени, результатом человеческой деятельности, осмыслением
человеком своего места в мире.
Вследствие этого в современном обществе время жизни каждого человека и пространство развития во многом определяется его интересами, потребностями и ценностями. Право и обязанность определять человеку свое место в пространстве и времени даёт свобода, а образование - способы освоения и преобразования мира на основе ценностей [1].
Человек на основе полученного образования способен выстроить собственную систему ценностей и наполнить ее содержанием, присвоив именно те ценности, которые позволяют ему обрести и реализовать смысл собственной жизни, являющийся основой человеческого существования, жизни, которая в наше время приобретает особую остроту. Смысл всего этого - актуальная ценность, значимость предмета для субъекта, которая обретается в процессе образования. Высказывание, поступок, действие приобретают смысл только в рамках той или иной жизненной ситуации и в целом - жизнедеятельности человека.
Именно поэтому в современных условиях образование рассматривается:
- как непрерывный процесс обретения личностью смысла жизнедеятельности,
который разворачивается в пространстве и во времени;
- как процесс, основывающийся на взаимодействии двух тенденций - индивидуализации и социально-культурной интеграции;
- через реализацию таких категорий, как «цель», «ценность», «смысл», «открытое общество», «пространство», «время», «процесс», «результат» [2, 3].
Одним из научных перспективных направлений является аксиология образования, отвечающая на многие вопросы, благодаря решению которых можно найти резервы повышения качества образования, главными из которых являются личностный потенциал студента и преподавателя вуза.
В настоящее время актуальным в России является переход от существующего образования, ориентированного на преподавателя и основанного на наборе информации к новому типу обучения, целью которого является создание, применение, анализ и синтез знаний, а также совместное обучение на протяжении жизни. Это становится возможным при решении аксиологических проблем, изучающих и исследующих инновационное осмысление процесса образования как восхождения личности к ценностям культуры и науки на основе всеобщего философского диалектического закона возвышения потребностей [4].
Именно аксиологический подход является методологической базой исследования проблем инновационного развития высшего образования, позволяющей определить характер и содержание изменяющихся ценностных технологий, обеспечивающих подготовку новых профессионалов, в том числе и в таможенном деле, готовых находить уникальные комплексные способы решения проблем, которые со временем обретают универсальное значение.
Особенности доминирующего типа культуры общества формируют информационную образовательную среду, которая функционирует, исходя из господствующей идеологии в обществе и стадий его цивилизационного развития. Именно они определяют ее ценностные смыслы, роль, содержание, функциональное назначение, педагогические технологии для каждого этапа образовательного процесса, отвечающие требованиям соответствующей эпохи. Образование и развитие информационного общества сопровождается широкой международной интеграцией, возрастанием роли личностного фактора и профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений [1, 5].
Аксиологическими основами развития инновационной образовательной среды современного вуза являются:
- ценностное самоопределение личности в пространстве высшего образования;
- ценностное взаимодействие «преподаватель-обучающийся»;
- пространственно-временная неразрывность процессов высшего образования;
- субъектность обучающегося, субъектно-ориентированные образовательные ситуации [2, 6].
Аксиологическая функция образования обеспечивает становление внутреннего мира человека, лично раскрывающего потенциальные векторы его развития и саморазвития.
В современных условиях в теории и практике высшего образования осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Актуальными задачами являются: активизация учебной работы студентов, развитие их познавательной самостоятельности, реализация принципа активности в профессиональном самоопределении. Все это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, позволяет рассматривать процесс обучения как процесс межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-студент», «студент-студент» и др., организуемого в направлении достижения объединяющей их цели формирования теоретического и эмпирического мышления, развития личности будущего специалиста, в данном случае - таможенного дела, а также развития самого преподавателя. Повышению активности личности в обучении будет способствовать использование активных, интенсивных методов обучения, проблемного обучения, обучения с использованием инновационных технологий.
В трудах А.В. Кирьяковой, В.Д. Повзун принципиально значимым является реализация взаимосвязи аксиологии (ориентации на познание как на ценность, фундаментальность знаний, научность мышления) и инноватики (использование информационных технологий, внедрение бакалавриата и магистратуры, использование новых программных образовательных продуктов) в высшем образовании [7, 8].
В процессе совершенствования педагогических технологий предполагается использование информационно -коммуникационных технологий, применение методик модульного, рекурсивного, дистанционного обучения, обучения на основе индивидуальных образовательных программ.
Инновационный характер образования, в первую очередь, должен быть направлен на формирование личности студента любого вуза, нацеленной на успех в изучении дисциплин, а студента таможенного вуза - в таможенном деле и максимальной реализации своих возможностей. Инновационные процессы в образовании - это использование новых, повышающих эффективность способов и средств изложения информации, методов обучения самостоятельному поиску нужной информации, ее верификации (проверке адекватности), повышению интереса студента к новому материалу, внедрению новых видов контроля знаний обучающихся.
Несомненно, очень большую роль должны играть средства, сконструированные на основе 1Т-технологий, а именно - электронные обра-
зовательные ресурсы, обучающие программы, энциклопедии, средства тестирования.
Одним из аксиологических параметров в информационно-образовательной среде является не только обучение студентов использованию программных средств, но и самостоятельное более глубокое осваивание ими уже изученных средств.
Под новыми средствами обучения традиционно понимается их комплекс: учебный текст (или изображение), носитель информации на бумаге, слайде, дисках и аппарат, реализующий средство обучения (видеоресурсы, ЭВМ, интерактивные доски, периферийные устройства). Возможности интеллектуальных обучающих систем практически не ограничены: построение модели знаний студентов и сравнение ее с эталоном, непосредственно диалог со студентами, анализ их действий, подсказка, массовое обучение, построение оболочек для персональной базы данных, презентаций и т.д.
Активные приемы и методы обучения реализуются в следующих инновациях:
- организация программированного обучения; переход от информационной лекции к проблемной, визуализированной, парной (два преподавателя разных предметов ведут одну тему);
- лекции с запланированными ошибками; лекции - пресс-конференции;
- микрообучение (разделение учебного материала на быстротекущие отрезки с последующим многократным воспроизведением);
- модульная технология обучения (приемы запоминания цифр и слов, умение цитировать, тестировать, оптимизировать, конспектирование и т.д.);
- комплексирование занятий по тематическому плану (первое информационное, второе проблемное, третье практическое, четвертое закрепляющее, пятое - тестирование);
- организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, деловые, профессиональные игры;
- проблемный метод обучения;
- оценивание достижений студентов методом балльно-рейтинговой системы.
Аксиологические аспекты развития информационно-образовательной среды вуза включены в систему всех общественных отношений, где осуществляется обмен информацией между преподавателем и обучающимся, поэтому важно научить студента осознавать роль самостоятельной деятельности в совершенствовании собственной личности. Активизация познавательной самостоятельности студентов должна выражаться через мотивацию и творческий подход.
Продуктивная самостоятельная работа обучающихся может быть представлена следующими показателями:
- индивидуальный подход в процессе обучения;
- способность студентов к освоению новых знаний в образовательном процессе, к самосовершенствованию как показателю эффективной
профессиональной деятельности, в том числе -в таможенном деле;
- формирование и развитие у студентов психологии успеха (обсуждение историй, рассказов о людях, которые добились успеха в жизни; встречи с успешными выпускниками вуза, с известными в обществе людьми);
- образование групп студентов, работающих над престижными проектами;
- рейтинг студентов;
- премирование лучших студентов, объявление благодарностей, вручение грамот за достижения и успехи;
- участие студентов в тестировании как будущих профессионалов в таможенном деле.
Совершенствованию процесса подготовки высококлассных специалистов в таможенном деле должны способствовать творческие задания, формирующие самостоятельную творческую личность, способную к самореализации, самоопределению. Такого рода задания помогают студентам аргументировать и отстаивать свою позицию, критически осмысливать информацию, делать собственные выводы.
Большое значение имеет самостоятельная работа, которая выполняет воспитательную функцию, приучая будущего специалиста, например в таможенном деле, самостоятельно решать возникающие в их профессиональной деятельности проблемы, находить новые пути решений и нести за них ответственность. В результате вырабатывается самостоятельность как черта характера. Такие задания направлены на преобразование пассивного обучения в активный творческий процесс. В качестве новых форм познавательной самостоятельности студентов можно использовать решение проблемных ситуаций, компьютерное тестирование, обучающие игры и программы, кейсы, проекты, подготовку презентаций, работу с Интернет-ресурсами и базами данных.
В Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии основой электронной информационной образовательной среды является использование электронных учебников, электронных учебно-методических комплексов, современных компьютеров. Применение электронных учебников в учебном процессе повышает самоорганизованность, ответственность, а также познавательную самостоятельность студентов, это дает стимул к самообучению и самообразованию. Коммуникационные средства позволяют организовать поиск информации в Internet, работать с электронной почтой, общаться в чатах и др. Студенты самостоятельно осваивают программы ZOOM, MathCAD, MS Visio, Photoshop, Acrobat, Nero, Fine Reader и другие, без которых не обойтись при написании научных, конкурсных, курсовых и дипломных работ. Эти программы необходимы также будущему специалисту в таможенном деле.
Информационно-образовательная среда соз-
дает условия и для автономной, и для индивидуально-кооперативной, и для любой совместной деятельности. В автономной познавательной деятельности студент сам выбирает стратегию поиска решения, ищет необходимую информацию, выбирает и оценивает рациональность вариантов решения. Кооперативная деятельность с распределением ролей может иметь высокий уровень самостоятельности при условии, что четко разграничены стадии совместной и индивидуальной деятельности.
В познавательной самостоятельности формируется отношение студента к дисциплине, к системе и среде, к себе самому как пользователю компьютерным инструментарием и создателю продуктов интеллектуальной деятельности - то, что принято называть саморазвитием в информационно-образовательной среде. Однако сам компьютер, выступая в функции средства реализации целей человека, не должен заменять процесса творчества, его можно и нужно использовать для учебного имитационного моделирования. Именно в этой функции применение компьютера наиболее перспективно, с его помощью создается такая обучающая среда, которая способствует развитию мышления обучающегося.
Несомненно, сама индивидуализация обучения является аксиологическим параметром в целом для создания информационно-образовательной среды вуза.
Существуют различные формы индивидуализированного обучения: модульное, дифференцированное, открытое, программированное, дистанционное, автоматизированное.
Развитию творческого фактора мыслительных способностей обучающихся служит интеграция информационных технологий в учебный процесс вуза, благодаря реорганизации процесса познания, в ходе которого учебный материал становится средством достижения новой цели, а сам обучаемый становится созидателем.
Познавательная и коммуникативная деятельность в компьютерной среде неотделима от саморазвивающейся. Она выделяется и рассматривается как самостоятельное направление при анализе только потому, что имеет иные механизмы регуляции, свою систему ценностей и целей, реализуется не в действиях студента с учебным материалом, а во взаимодействии самого субъекта с другими субъектами через компьютерные программы. Самообразовательная деятельность студента является одним из условий самореализации.
По мнению О.В. Шелкуновой, самореализация обучающихся будет плодотворна во взаимодействии с информационно-образовательной средой, где студенты эмоционально переживают содержание получаемых знаний [9]. Самореализация обучающегося в информационно-образовательной среде вуза характеризуется тем, что, продвигаясь в развитии, студент проходит по индивидуальному «учебному маршруту», имеющему свою логику, может противостоять и нейтрализовать, а также
преобразовывать действия внешних обстоятельств в соответствии с выбранным направлением.
Именно творческая самореализация позволяет оценивать личностный рост субъекта и оказывать ему реальную поддержку на этом пути. Только активная познавательная деятельность способствует проявлениям самореализации, связанной с самопознанием своего ценностного содержания, творческим самоосуществлением, с выделением, проектированием личностно-значимых смыслов, определяющих направленность профессионального и жизненного пути.
В процессе оптимизации ценностного самоопределения личности студента в условиях работы в информационно-образовательной среде современного вуза необходима разработка и реализация специализированной научно-методической программы, предполагающей:
- дальнейшее развитие и совершенствование корпоративной культуры вуза, укрепление его позитивного имиджа в процессе реализации социально-значимых проектов;
- популяризацию и дальнейшее наращивание эффективности аксиологической составляющей гуманитарных дисциплин;
- расширение доступа студентов к различным источникам информации;
- качественное обновление информационно-технологического оснащения, повышение общего уровня информационной культуры студентов и преподавателей;
- дальнейшее развитие коммуникативной культуры научно-педагогического состава;
- освоение преподавателями новых (ценностно-ориентированных) образовательных технологий;
- расширение социального партнерства (например, формирование перечня тем научных исследований, имеющих практическое значение для таможенного дела и разработка их преподавателями и студентами);
- разработка и совершенствование для желающих системы получения второго высшего образования для расширения потенциального жизненного пространства личности и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- стимулирование создания на базе вуза молодежных общественных организаций, позволяющих личности самореализовываться в различных сферах жизни;
- создание сети научных студенческих обществ при кафедрах вуза для стимулирования и поддержки студентов, занимающихся научными исследованиями.
Создание условий для ценностного самоопределения личности студента является главными задачами кафедр гуманитарных дисциплин, играющих в этом уникальную роль. Они должны не только создавать условия для обретения личностью смысла, но и помогать его реализации в образовательном процессе, способствовать
формированию у студентов ценностного отношения к другим людям, к самому себе, к осознанию потребностей и мотивов общественной, научной и профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.
2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-113.
3. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г.Ю. Беляев. М.: ИЦКПС. 2000.
4. Беренфельд Б.С, Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
5. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств. 1999. 181 с.
6. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ. URL: http://do.sgu.ru/
7. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инновати-ки в университетском образовании / А.В. Кирьякова // Высшее образование в России. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учеб. пособие / А.В. Кирьякова. 2008.
8. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб. 2005. 46 с.
9. Шелкунова О.В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: / О.В. Шелкунова. Иркутск.