Научная статья на тему 'Педагогические основы развития информационно- познавательной самостоятельности студентов университета'

Педагогические основы развития информационно- познавательной самостоятельности студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION-COGNITIVE INDEPENDENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / AXIOLOGICAL ASPECT OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садова В. А.

В статье рассматривается актуальность проблемы развития информационно-познавательной самостоятельности студентов университета, роль информационных технологий в развитии информационно-познавательной самостоятельности студентов университета. Представлены показатели развития информационно-познавательной самостоятельности студентов университета и компоненты исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASIC PRINCIPLES OF STUDENTS` COGNITIVE INDEPENDENCE

The relevance of information and cognitive university students' independence, the role of information technologies in information and cognitive independence development were considered in the article. The indicators of information and cognitive development of university student's independence and the components of the phenomenon were suggested.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы развития информационно- познавательной самостоятельности студентов университета»

В. А. Садова, заместитель декана факультета информационных технологий, преподаватель кафедры информатики Оренбургского государственного университета e-mail: sadovava@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается актуальность проблемы развития информационно-познавательной самостоятельности студентов университета, роль информационных технологий в развитии информационно-познавательной самостоятельности студентов университета. Представлены показатели развития информационно-познавательной самостоятельности студентов университета и компоненты исследуемого феномена.

Ключевые слова: информационно-познавательная самостоятельность, информационные технологии, аксиологический аспект информатизации образования.

Информационное общество требует от будущего специалиста умения самостоятельно включать в систему своей деятельности возрастающий поток профессионально значимой информации. Поэтому в активной профессиональной деятельности возникают потребности в непрерывном саморазвитии и самопознании окружающего мира, образов и идей, что и определяет новое качество образования.

Новый государственный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник вуза должен обладать, с одной стороны, информационной компетентностью, с другой стороны, такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности; высокоразвитый интеллект, творческий потенциал, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы.

Актуальность исследования информационнопознавательной самостоятельности подтверждена сложившимися к настоящему времени в высшем профессиональном образовании противоречиями:

- между потребностью общества в специалистах, обладающих академическими знаниями, инновационным мышлением, инициативностью в предметном и социальном мире и недостаточно активной субъектной позиции студента в образовательном процессе;

- между общими теоретическими основами содержания образования и недостаточной оснащенностью образовательного процесса педагогическими технологиями использования сети Интернет;

- между возрастающим объемом информации и недостаточными умениями студентов продуктивно и рационально ее перерабатывать и самостоятельно прокладывать траекторию своего индивидуального развития.

Обозначенные противоречия могут быть сняты определенными изменениями в образовательном

процессе. Для снятия противоречий необходимо формирование информационной компетентности и познавательной самостоятельности студентов университета.

В современной науке к данному моменту накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и решения поставленной проблемы. Теоретические положения нашего исследования опираются на фундаментальные труды учёных, посвященные общим вопросам:

- информатизации образования (А. А. Ахаян, Е. З. Власова, В. А. Извозчиков, В. А. Красильникова, М. П. Лапчик, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Г. К. Селевко);

- теории формирования познавательной самостоятельности (Н. В. Бочкина, А. Г. Вяткин, А. К. Громцева, Е. А. Голант, В. В. Давыдов, Б. П. Есипов, Л. В. Жарова, М. И. Махмутов, Т. В. Мина-кова, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, Т. И. Шамова, Г. Я. Шишмаренкова);

- компетентностного подхода в образовании (И. Д. Белоновская, И. А. Зимняя, В. В. Краев-ский, И. А. Кулантаева, Н. С. Сахарова, А. В. Хуторской, Н. В. Янкина),

- теории ценностей (Л. М. Архангельский, В. П. Бездухов, Е. П. Белозерцев, Г П. Выжле-цов, А. Г. Здравомыслов, А. В. Кирьякова, Л. Н. Разбегаева, Н. С. Розов, В. Н. Сагатовский, Г. А. Мелекесов);

- теории субъектности личности (А. В. Бруш-линский, Н. В. Богданович, В. В. Знаков, Е. И. Казакова, З. И. Рябикина, Т. А. Ольховая, А. К. Осницкий, Е. А. Сергиенко).

Исследование проблемы познавательной самостоятельности интересовало многих ученых. В основном она исследовалась в условиях средней школы. Следует отметить, что в последнее время возрос интерес педагогической науки к изучению данной проблемы в системе вузовско-

го образования (С. Н. Вахрушева, Н. В. Беляков,

Н. К. Кондаурова, И. А. Кракова, В. И. Магой-ченков, Т. В. Минакова, А. Н. Рыблова). Однако анализ научно-педагогических исследований и опыт работы показали, что проблема развития познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения информационных технологий нуждается в дальнейшем исследовании и экспериментальной разработке.

Наше исследование выполнено в русле аксиологического подхода, разрабатываемого научной школой А.В. Кирьяковой. Аксиологический подход как методологическая база исследования проблем развития университетского образования позволяет определить состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность учебноисследовательской деятельности студента, но определяет его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности [1].

Аксиологическая сторона информатизации заключается в развитии субъектности студента, что неминуемо выражается в ориентации на познание как ценность, заинтересованности в овладении различными способами познания, в возрастании познавательной самостоятельности, креативности, конкурентоспособности. В связи с этим развитие познавательной самостоятельности студентов рассматривается как одна из аксиологических характеристик обучения информационным технологиям в университете.

Осмысление роли и места познавательной самостоятельности как эффективного пути освоения знаний имеет долгую историю и осуществляется с позиций различных наук, вместе с тем можно констатировать, что в современной педагогической теории и практике еще не разработаны полностью проблемы, раскрывающие научно-теоретические основы процесса развития познавательной самостоятельности личности.

Возникает необходимость по-новому оценить значимость информационно-познавательной самостоятельности будущих специалистов, найти пути ее успешного развития с использованием информационных технологий, преодолеть барьеры, препятствующие ее развитию.

Центральным понятием нашего исследования является понятие информационно-познавательной самостоятельности, т.к., во-первых, глобализация университетского образования, современные тенденции университетского образования, создают острую востребованность информационных технологий в университетском образовании (как объективно, так и субъективно), причем главным моментом становится умение оперативно работать с информацией. Во-вторых, в настоящее вре-

мя в контексте перехода образования на новые стандарты предусматривается координальное сокращение аудиторных занятий до 60 % и, следовательно, доминирующую роль начинает играть самостоятельная работа студента, как форма обучения.

Мы опираемся на следующее определение: информационно-познавательная самостоятельность - это интегративное личностное качество, характеризующееся достаточным уровнем знаний, ценностным отношением к познанию и совокупностью информационных умений, обеспечивающих студенту успешность решения учебно-образовательных профессиональных задач с применением информационных технологий.

В нашем исследовании в развитии информационно-познавательной самостоятельности, как педагогического феномена, мы выделяем три компонента:

- гносеологический компонент предполагает совокупность знаний и представлений об информационной картине мира, об использовании информационных технологий в профессиональной деятельности;

- праксиологический компонент, который предполагает овладение студентами конкретными умениями, такими как аналитические умения, алгоритмические умения, поисковые умения. Совокупность алгоритмов деятельности студентов, связанной с хранением, передачей и обработкой информации на основе использования информационных технологий;

- аксиологический компонент, который включает следующее: систему ценностных ориентаций, жизненных установок, правил и принципов поведения в современном обществе, стремление достигать высокой планки.

Таким образом, информационно-познавательная самостоятельность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Спецификой информационно-познавательной самостоятельности студентов университета предполагает единство определенных знаний, умений и отношений.

В условиях информационного общества отличительной его особенностью является то, что основным ресурсом становится информация, а фактором, стимулирующим или ограничивающим развитие этого общества, является знание. Знание

- это всегда информация. Но не всякая информация - знание. Категория информации рассматривается нами с позиций нравственно-этических достижений человечества и влияния информации на развитие личности студента.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило определить качества знания, характеризующие компетентностного человека:

- разнообразие (множество разных знаний о разном);

- полнота (знания должно быть достаточно для принятия решений);

- гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов);

- возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);

- выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для её понимания);

- владение не только декларативным знанием (знание - «что»), но и процедурным знанием (знание - «как»);

- алгоритмичность (однозначно определенный способ получения знаний при любом заданном допустимом наборе исходных знаний) [3, 4].

Информация становится достоянием человека, если освоены способы поиска, оценки, выбора информации и умения работы с ней. В процессе образования происходит формирование выше перечисленных качеств знания.

Однако для того чтобы гигантские объемы информации и знаний были эффективно использованы, необходимо обеспечение свободного доступа (к информации и знаниям) и создание образовательных условий, таких как: информационнокоммуникативных (библиотечный фонд, ресурсы сети Интернет, СМИ, межличностный обмен информацией); организационных (способы организации познавательной деятельности студентов в процессе обучения, определение нужной и применение полученной информации); материальнотехнических (программное, техническое обеспечение).

Знания о компьютерных технологиях выходят на высокий уровень, если освоен жесткий алгоритм действий и операциональная система. Все умения определяются характером взаимодействия пользователя с компьютером.

Познавательный интерес как проявление познавательно-информационной потребности личности является ярким выражением ценностного отношения к миру в познании. Таким образом, представляется целесообразным научить студентов способам познания и средствам удовлетворения познавательных информационных потребностей.

Аксиологические основы информатизации образования определяют направленность активности личности в процессе сбора, хранения и переработки информации, таким образом, приоритет в развитии информационной компетентности в нашем исследовании отдан задаче формирова-

ния ценностного компонента. Студент, владеющий компьютером только как средством набора текста, становится личностно менее успешным. Он оказывается в ситуации информационного неравенства. В этой связи университеты интенсивно формируют новую образовательную среду, оснащая учебный процесс новейшей техникой, радикально новыми информационными технологиями обучения. Использование информационных технологий студентами в обучении, на наш взгляд, несет аксиологический резерв информатизации образования. Таким образом, образовательный процесс необходимо строить так, чтобы студент максимально погружался в работу с информацией.

Меняется роль преподавателя в контексте информатизации образования. Значимость преподавателя университета состоит в том, что:

- определяет чёткий алгоритм действий;

- обеспечивает открытый доступ к информации в информационно-образовательной среде университета;

- организует интерактивное взаимодействие в среде университета, способствующей росту информационной компетентности будущих специалистов;

- внедряет в учебный процесс поэтапно усложняющихся задач, требующих активизации креативно-ценностного механизма формирования информационной компетентности будущих специалистов, усложнение происходит по двум направлениям: от репродуктивного к творческому, от простого к сложному.

Формирующий эксперимент нашего исследования был направлен на реализацию специально созданных условий развития информационнопознавательной самостоятельности студентов университета. Первым ключевым моментом нашего исследования является самостоятельное умение студентов работать с информацией. Как студенты производят поиск, оценку, выбор информации, трансформацию, обработку, преобразование информации. Ценностное отношение студентов к информации, знаниям. Самостоятельная работа студентов планировалась и реализовывалась на основании одиннадцати программных продуктов, таких как: web-броузеры (программное обеспечение, позволяющее пользователям просматривать НТМЬ-документы, а также получать доступ к файлам и программному обеспечению, связанным с этими документами.), базы данных, информационнопоисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы. Для организации диалога в сети использовалось общение по электронной почте и информационно-образовательной среде Moodle (объектно-ориентированная динамичная учебная среда).

Второй момент нашего формирующего эксперимента заключается в создании информационнообразовательной системы. В информационнообразовательной системе должен быть постоянный открытый доступ к информации. Для достижения данной цели в нашем исследовании использовалась готовая оболочка объектно-ориентированной динамичной учебной среды Moodle, реализующая возможности сетевого взаимодействия (индивидуального, группового и коллективного использования). А также использовались информационнообразовательные сообщества профессиональной направленности (экономические: Мировой экономический форум 2011, Давос, Швейцария; Молодежный международный экономический форум; Петербургский международный экономический форум; Российско-Сингапурский Деловой Форум; Петербургский международный инновационный форум; Роснанотех; Саммит АТЭС 2010, Япония; Сообщество RB.ru; Сообщество менеджеров «E-xecutive»; Форум о маркетинге, рекламе и PR «ForumSostav.ru»; Бизнес сообщество «ОРЕН. ru»; транспортные: Информационно-поисковые система «Корабел.ру»; Авиационный справочник «АвиаПорт^и»; Сайт «РГАНТД» (базы данных); Отраслевой интернет-проект «Автомаш»; Журнал «За рулем - on-line»; Электронные библиотеки «САЙТ О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»; гуманитарные: Образовательное бюро «Солинг»; Социальногуманитарное и политическое образование; Образовательный портал EduRT.ru; Информационнообразовательный портал «Страна гуманитариев»; «Российский Информационно-Библиотечный Консорциум»; «Innovative Teachers NETWORK» (Сеть творческих учителей)).

Третьим ключевым моментом нашего исследования выступает организация взаимодействия преподаватель - студент в Интернет-пространстве. Взаимодействие происходит средствами Web-технологий. При реализации этой идеи мы основывались на одной из ведущих тенденций развития университетского образования - виртуализация. Виртуализация - это программная технология, которая в ускоренном темпе преобразует информационную среду и вносит принципиаль-

ные изменения в процессы деятельности. Проще говоря, пользователь работает с удобным для себя представлением объекта, и для него не имеет значения, как объект устроен в действительности. В нашем исследовании эта идея реализована была посредством системы Moodle и электронного образовательного блога преподавателя (off-line и online доступ).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Информационно-познавательная самостоятельность - это интегративное личностное качество, характеризующееся достаточным уровнем знаний, ценностным отношением к познанию и совокупностью информационных умений, обеспечивающих студенту успешность решения учебно-образовательных профессиональных задач с применением информационных технологий. Процесс развития информационнопознавательной самостоятельности студентов университета реализуется эффективно при наличии следующих условий: в университетском образовании обеспечивается свободный, открытый доступ к образовательным системам высокого уровня; актуализируется потребность студента в овладении информационной компетентностью высокого уровня. Успешность развития информационнопознавательной самостоятельности студентов университета определяется системой самостоятельных информационно-познавательных усложняющихся задач, заданий и проектов. Процесс развития информационно-познавательной самостоятельности студентов университета связан с необходимостью изменения представления студентов о процессе обучения и места в нем, переходом от потребления к самостоятельному активному процессу осмысления информации. Преподаватель организует целенаправленную работу в виртуальной среде. Виртуальная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между студентом, преподавателем и средствами информационных технологий, а также формированию познавательной самостоятельности студента при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.

Литература

1. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике : монография / А. В. Кирьякова. - М. : Дом педагогики, 2008.

2. Ольховая, Т. А. Становление субъектности студента университета / Т. А. Ольховая. - Оренбург, 2006.

3. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд. / М. А. Холодная. -СПб. : Питер, 2002.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс] URL: http://eidos.ru/ journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.