А.В. КИРЬЯКОВА, профессор Т.А. ОЛЬХОВАЯ, профессор Оренбургский государственный университет
Реализация
аксиологического подхода в университетском образовании 1
В статье приведены основные результаты исследования проблем университетского образования в русле аксиологического подхода, т.е. с позиции определения состава и иерархии ценностей, которые придают направленность не только будущей профессиональной деятельности студента, но и взаимодействию его с миром и с людьми.
Ключевые слова: аксиологизация университетского образования, ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектность, корпоративная культура.
Современные реалии меняющегося образования в меняющемся мире призывают к переосмыслению методологических основ развития наук о человеке, к которым относится педагогика. Традиционные представления о развитии интеллекта, становлении творческого потенциала личности обогащаются новыми концепциями, инновационными технологиями, моделями, вариативными образовательными программами. Отсюда усиление внимания исследователей к фундаментальным основам развития науки и практики. В настоящее время одним из стратегических ориентиров в развитии высшего образования оказывается аксиологическая парадигма педагогики. Аксиология образования - перспективное научное направление, отвечающее на многие вопросы и открывающее резервы повышения качества образования [1].
Выстраивая стратегию развития университетского образования в современном мире, необходимо обозначить его базисные ценности. К таковым, по результатам нашего исследования, можно отнести следующие.
Академические ценности: институциональная независимость; фундаментальность; академические свободы; академическая солидарность (коллегиальность); содействие росту инноваций; профессиональная компетентность; новые парадигмы преподавания и исследования;академическая
ответственность; единство образовательного и исследовательского процессов; академическая мобильность; критическое мышление; наставническая модель взаимоотношений между преподавателем и студентом (приобщение к научному сообществу); междисциплинарность исследований; международное сотрудничество преподавателей; элитарность университетского образования.
Ценности личностного роста и благополучия: самоопределение; самореализация; индивидуальность; субъект-субъектные отношения; непрерывность образования; адекватность человека среде и ситуации; профессиональная мобильность; здоровье; корпоративность; конкурентоспособность.
Ценности гражданского общества: свобода, демократия; открытость; социальная справедливость; толерантность; этичность; культурное разнообразие; социальная ответственность.
Организационные ценности: принятие решений на основе согласования мнений и интересов; свобода в осуществлении научных исследований; статусная иерархия, основанная на принципе научного авторитета; технологизация образовательной деятельности; стандартизация качества образования (образовательных программ); создание материальных ценностей и генерирование знаний; конкурентоспособность
1 Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.), ГК № П640.
университета; доступность образовательных программ для зарубежных студентов; стратегическое партнерство университета и бизнес-структур.
Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию «ак-сиологизация», обозначающему ведущую современную тенденцию развития университетского образования в стремительно меняющемся мире [2]. Аксиологизация - способ реализации аксиологического подхода в образовании, который оформился сегодня как ведущий методологический подход в педагогической науке. В нашей работе аксиологизация рассматривается как:
• компонент гуманизации университетского образования, поскольку и в теории, и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, систематизирующим элементом которых выступает человек как главная ценность;
• метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста;
• процесс, результатом которого выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути;
• система мер инноватизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;
• совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента;
• органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает транс-
ляцию ценностей культуры и диалог культур, раскрывает своеобразие каждой культуры с учетом того, что система ценностей есть матрица культуры.
Теоретический анализ, многолетние наблюдения и анализ опыта преподавателей университета позволили обозначить следующие положения концепции аксиологиза-ции университетского образования.
♦ Закон возвышения потребностей -движущая сила развития аксиологического потенциала личности студента.
♦ Процесс ценностной ориентации личности студентов обеспечивается согласованностью действия механизмов: поиск оценка ^ выбор ^ проекция.
♦ Познавательная самостоятельность студентов является показателем адаптации как первой стадии развития аксиологического потенциала личности.
♦ Ценностное самоопределение - важнейший этап развития аксиологического потенциалаличности студента.
♦ Академическая зрелость - завершающая стадия развития аксиологического потенциалаличности студента.
От того, насколько развит аксиологический потенциал студента университета, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности. Развитие аксиологического потенциалаличности студента предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности, к самому себе, к будущей профессиональной деятельности.
Развитие аксиологического потенциала студентов в образовательном процессе может быть обеспечено, если:
■ предусмотрена актуализация ценностного содержания образования;
■ в образовательной среде университета создаются условия для ценностного самоопределения будущего специалиста;
■ вузом реализована аксиологическая составляющая производственной практики;
■ в учебный процесс внедрена пространственно-временная модель, отражаю-
щая логику развития аксиологического потенциала на связанных между собой стадиях адаптации, ориентации и персонализации;
■ освоение фундаментальных знаний и современных информационных технологий базируется на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений студента.
Особое место в аксиологической парадигме университетского образования занимает проблема ценностного самоопределения студентов. Ценностное самоопределение как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Оно предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни благодаря формированию у нее целостного представления о мире и осмыслению своего места в нем. Основой самоопределения личности в процессе собственной жизни являются ценностные ориентации.
Ценностное самоопределение личности осуществляется в трех личностных подпространствах поиска:
• когнитивном - пространстве знаний, выбора и присвоения ценностей культуры и образования на основе аксиологически акцентированных идей и ценностей образования;
• эмотивном - пространстве ценностных ориентаций,самоактуализации, самообразования и саморазвития личности. Это пространство, где происходит переоценка ценностей, становление личностного отношения к своему месту и роли в мире, где формируется образ «Я », сообразно которому личность прогнозирует, проектирует свое будущее;
• деятельностном - пространстве выбора жизненных ориентиров, развития прогностических способностей,определения идеалов и моделей будущей жизни и деятельности; здесь личность осознает цели и смыслы будущей жизни, выстраивает и реализует ее проект.
В университете происходит сопряже-
ние-развитие университетского и личностного пространственно-временных континуумов, представляющих собой актуализированную субъектом образовательную среду, целостность, развивающуюся во времени и пространстве, в которой происходит обретение смыслов, присвоение ценностей и определение целей будущей деятельности. Конкретные характеристики образовательного континуума зависят от осознания субъектами образовательного процесса сущности образования и от принятого в обществе понимания его ценностно-целевых приоритетов.
Понятие пространственно-временного континуума позволяет характеризовать университет с содержательно-процессуальной стороны, подчеркнуть динамику его развития во времени и пространстве, а также выявить его образовательные, научные, производственные и социальные связи с миром. Внутренние характеристики континуума определяются корпоративной культурой университета, целями, ценностями и традициями университетской жизни, а также стилем педагогического мышления, способами взаимодействия преподавателей и студентов.
В университете завершается действие специально организованного пространственно-временного образовательного континуума как потока личностно значимых событий, ориентированных на выработку у личности собственных способов достижения целей и обретения смыслов; завершается процесс самоопределения личности, стимулируемый внешними факторами, и запускается процесс внутренней детерминации, необходимый в условиях непрерывного образования. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании происходит как за счет освоения содержания образовательных курсов, обращенных к проблемам человека, так и в процессе овладения ею образовательными технологиями, стимулирующими личность к постоянной рефлексии собственной жизни во временной перспективе. Благодаря
использованию алгоритма целеполагания в учебной деятельности происходит перенос логики достижения учебной цели на построение жизненной траектории личности.
Для реализации аксиологического подхода в пространстве университетского образования и с целью педагогического содействия студентам в их самоопределении коллективом научно-образовательного центра «Аксиология и инноватика университетского образования» при Оренбургском государственном университете разработана научно-методическая программа, предполагающая:
• развитие корпоративной культуры университета, укрепление его позитивного имиджа в процессе реализации социально значимых проектов;
• актуализизацию аксиологического ядра университетских дисциплин;
• развитие коммуникативной культуры университетского сообщества; повышение общего уровня информационной культуры студентов и преподавателей;
• освоение преподавателями ценностно-ориентированных образовательных технологий;
• расширение социального партнерства (формирование перечня тем научных исследований, имеющих практическое значение для социокультурного развития региона, и их разработка в рамках НИР университета).
Следующее направление реализации аксиологического подхода в практике университетского образования представлено исследованием проблемы становления субъектности студентов [3]. Как педагогический феномен субъектность представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Движущей силой становления субъектно-сти выступает ценностное самоопределение как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов университетского образования.
С точки зрения анализа становления субъектности особый интерес представляют ценности в области межличностных отношений и ценности, направленные на собственное Я, точнее, их взаимосвязь. Ценности задают вектор проявления субъект-ности и придают ей смысловую окраску. Мы опирались на исследования В.А. Петровского, который определяет субъект-ность как базисное основание новой парадигмы образования и приводит следующие основные характеристики субъект-разви-вающего образования: культивирование уникального опыта человека; признание ценности обоюдного опыта; ставка на универсальность опыта. Возрастание субъектных свойств учащегося рассматривается как сущностная характеристика современной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская).
Образовательное пространство университета мы рассматриваем как контекст жизнедеятельности студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента; во-вторых, способствует его саморазвитию и самоорганизации; в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы и может как задать ресурсы становления субъектности, так и стать их ограничителем.
На основе сравнительного анализа ценностных профилей были выявлены три наиболее общихварианта развития ценностной направленности личности студента.
Первый тип ценностной направленности был обозначен нами как «уход от субъектности». Здесь преобладает дисгармоничное взаимодействие ценностей, организованное по принципу противопоставления собственных, узколичных интересов, своего мира (достижения, семья, хобби и т.п.) интересам других людей. Анализ ценностного профиля данного типа показывает ряд очевидных экзистенциальных проблем: выраженная духовная неудовлетворенность, отсутствие стремления к защите своей индивидуальности. Данный тип
ценностной направленности личности в целом характеризуется низкой степенью принятия ценностей самоактуализации и активной жизни. Для таких студентов характерен уход от решения экзистенциальных проблем и принятия ответственности за своё «самоосуществление». К сожалению, данный тип наиболее ярко выражен у студентов старших курсов, что зафиксировано в исследовании А.А. Волочкова [4].
Профиль второго типа ( «направленность на субъектность»), напротив, расположен значительно выше других почти по всем «точкам ценностей ». Данный тип отличает выраженная направленность на ценности самоактуализации и самореализации, высокая активность во всехжизненных сферах. Кратко его можно охарактеризовать как тип, направленный на становление и проявление субъектности; очевидно, что этот тип связан с высоким уровнем смыслообразую-щей (субъектной) активности.
Третий ценностный профиль ( «потенциальная субъектность ») имеет средний уровень принятия и выраженности терминальных ценностей и противоречивый набор ценностей самоактуализации. С одной стороны, здесь сильнее, чем во всех остальных типах, выражен интерес к ценностям творчества и познания. Представители этого типа значительно меньше других проявляют свою агрессивность и раздражительность (т.е. более миролюбивы). С другой стороны, у них значительно слабее, чем у студентов с иной ценностной направленностью, выражены почти все остальные цен-
ности самоактуализации и проявления связанного с ней поведения:интернальность, рефлексивная аутосензитивность, ценность раскованного и спонтанного поведения.
Непосредственно в круг исследований аксиологических основ высшего образования входит обоснование корпоративной культуры университета, процессов интеграции традиционных исследовательских и инновационных тенденций, поиск оптимального баланса классического академического этоса и постакадемических ценностей. Этот процесс имеет свои отличия и в практике модернизации отдельного университета, и на уровне каждой национальной системы высшего образования, и в контексте макрорегиональных социально ориентированных и рыночно ориентированных традиций.
Литература
1. Аксиология образования. Фундаменталь-
ные исследования в педагогике / Под науч. ред. А.В. Кирьяковой. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.
2. Ольховая Т.А. Теория и практика станов-
ления субъектности студента университета. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. 133 с.
3. Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и
инноватики в университетском образовании // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 59-64.
4. Волочков А.А, Ермоленко Е.Г. Ценностная
направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Пси-хол. журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 17-33.
KIRYAKOVA A., OLHOVAJA T. REALIZATION OF THE AXIOLOGICAL APPROACH IN THE UNIVERSITY EDUCATION
The article presents the major results of scientific research on the university education in the light of axiological approach. The latter as a methodological tool of study discovers the structure and hierarchy of values, that provide orientation for the individual's future professional activities and determines his/her interaction with the world and people as well. Thanks to its value-oriented character, the educational process assists students in world perception and in learning environment understanding.
Keywords: axiology and university education, values orientations, value self-determination, subjectivity, corporate culture.
g