Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хажуев Ислам Сайдахмедович, Идрисов Кюри Арбиевич

В статье анализируются результаты экспериментального исследования аксиологических и эмоционально-личностных аспектов человеческого поведения в контексте террористической направленности личности. В этой связи целью проведенного исследования стало выявление наиболее и наименее приоритетных ценностных ориентаций и их корреляционных связей с отдельными психоэмоциональными состояниями у лиц, причастных к совершению преступлений террористической направленности. Исследование проводилось на примере 32 человек в возрасте от 19 до 45 лет, задержанных правоохранительными органами Чеченской Республики в разные периоды времени за совершение преступлений террористической направленности. В результате проведенного исследования удалось выявить как наиболее значимые, так и менее предпочтительные для террористов ценностные ориентации, а также изучить их взаимосвязи с определенными психическими состояниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хажуев Ислам Сайдахмедович, Идрисов Кюри Арбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FEATURES OF PERSONS INVOLVED IN TERRORIST ACTIVITIES

The article analyzes the results of an experimental study of the axiological and emotional-personal aspects of human behavior in the context of the terrorist orientation of the individual. In this regard, the purpose of the study was to identify the most and least priority value orientations and their correlations with individual psychoemotional states in persons involved in committing terrorist crimes. The study was conducted on the example of 32 people aged 19 to 45 who were detained by the law enforcement agencies of the Chechen Republic at different periods of time for committing terrorist crimes. As a result of the study, it was possible to identify both the most significant and less preferred value orientations for terrorists, as well as to study their relationship with certain mental states.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Выводы. Итак, результаты нашего исследования показывают, что ориентация в педагогической деятельности только на содержательные аспекты стандартов является не конструктивной. Следовательно, преемственность образовательных результатов также является ограниченной. Поэтому нами был реализован аксиологический подход, обеспечивающий единообразие восприятия заложенных во ФГОС смыслов и ценностей.

Результаты эмпирической серии показали, что ведущие факторы деятельности административных работников связаны, прежде всего, с профессиональным ростом учителя, вслед за которыми развивается ребёнок и среда образовательного учреждения. Администрация эффективно транслирует ценности, заложенные стандартами, своим подчиненным - учителям, которые, в свою очередь передают их своим подопечным - ученикам.

Литература:

1. Давыдова Н.Н. Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3. - С. 36-43.

2. Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Ценностные «вызовы» современного педагогического образования: существуют ли «ответы»? // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 4. - С. 54-61.

3. Литвинова А.В. Подходы к изучению безопасности среды в колледжах // Власть. - 2014. - № 3. - С. 106-110.

4. Матвеева Н.А. Качество педагогического образования в оценках молодых учителей и администрации школы // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 107-110.

5. Суходубова Н. Роль школьной администрации в организации управления методической работой школы // ALATOO ACADEMIC STUDIES. - 2017. - № 1. - С. 236-242.

6. Тарханова И.Ю Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования. // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 45-52.

7. Уляшев К.Д. Профессиональные затруднения педагогов при реализации ФГОС и эффективные способы их преодоления // Деятельностный подход в переподготовке учителей / Львовский В.А., Морозова А.В., Уляшев К.Д. - М.: «Авторский клуб», 2015. - С. 13-31

8. Хайдарова Н.М., Ковалев В.П. Работа администрации с учителями как фактор обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 3(19). - С. 38-42

Психология

УДК 59

кандидат психологических наук, доцент Хажуев Ислам Сайдахмедович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); доктор медицинских наук, профессор Идрисов Кюри Арбиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье анализируются результаты экспериментального исследования аксиологических и эмоционально-личностных аспектов человеческого поведения в контексте террористической направленности личности. В этой связи целью проведенного исследования стало выявление наиболее и наименее приоритетных ценностных ориентаций и их корреляционных связей с отдельными психоэмоциональными состояниями у лиц, причастных к совершению преступлений террористической направленности. Исследование проводилось на примере 32 человек в возрасте от 19 до 45 лет, задержанных правоохранительными органами Чеченской Республики в разные периоды времени за совершение преступлений террористической направленности. В результате проведенного исследования удалось выявить как наиболее значимые, так и менее предпочтительные для террористов ценностные ориентации, а также изучить их взаимосвязи с определенными психическими состояниями.

Ключевые слова: ценностные ориентации, психические состояния, тревожность, ригидность, преступления террористической направленности.

Annotation. The article analyzes the results of an experimental study of the axiological and emotional-personal aspects of human behavior in the context of the terrorist orientation of the individual. In this regard, the purpose of the study was to identify the most and least priority value orientations and their correlations with individual psychoemotional states in persons involved in committing terrorist crimes. The study was conducted on the example of 32 people aged 19 to 45 who were detained by the law enforcement agencies of the Chechen Republic at different periods of time for committing terrorist crimes. As a result of the study, it was possible to identify both the most significant and less preferred value orientations for terrorists, as well as to study their relationship with certain mental states.

Keywords: value orientations, mental states, anxiety, rigidity, terrorist crimes.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в

рамках научного проекта № 20-013-00239

Введение. В современном мире, насилие, порожденное терроризмом и политическим экстремизмом, становится все более распространенным явлением [12], а сам феномен терроризма основывается на определенных ценностях и идеологии и осуществляется радикализированной частью того или иного общества, готовой пойти ради осуществления террористического замысла даже на акт самоуничтожения, которому также придается особая ценность и смысл [8; 14]. При этом мы не можем говорить, что через отношение к смерти террористы достигают аксиологического богатства и общечеловеческих ценностей, тогда как у людей не подверженных идеологии терроризма и экстремизма отношение к смерти может обуславливать выработку ценностей альтруизма и человечности [11].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день, аксиологические проблемы отдельной личности и общества в целом имеют огромную значимость для науки, в том числе и в плане профилактики терроризма и религиозного экстремизмам (порождаемые не в последнюю очередь трансформациями религиозных ценностей в глобализирующемся мире [13]), поэтому изучение роли общественно-социальных отношений в формировании ценностных ориентаций личности, включая и антитеррористические ценности было отражено в ряде работ отечественных исследователей [6; 9].

Знание культурных и исторических традиций, норм и ценностей различных цивилизаций и народов во все времена способствовало улучшению взаимопонимания, развитию толерантности и укреплению солидарности в отношениях между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами и нациями. В этой связи, как указывает

Ю.В. Артюхович, проблема терроризма может быть решена путем реализации последовательной политики, направленной на достижение национального согласия, гуманизации общественных отношений, актуализации общечеловеческих ценностей и определения устойчивых и жизнеспособных нормативно-ценностных координат, способствующих плодотворному воздействию на духовный мир человека [2].

В то же время мы также понимаем, что международные террористические организации будут всячески препятствовать достижению в обществе взаимного согласия и понимания, не говоря уже о выработке универсальных общечеловеческих ценностей. Уже достаточно продолжительное время идеологии терроризма в различных странах планеты под прикрытием борьбы за веру вовлекают в ряды террористов и религиозных экстремистов молодых людей, которые не представляют себе истинные ценности своей традиционной религии и готовы не раздумывая, пойти на любое особо тяжкое преступление [7].

При этом главным инструментом вербовки террористов в молодежной среде становятся информационные достижения человеческой цивилизации, в частности, социальные сети и другие информационные ресурсы, посредством которых идеологи терроризма не только пропагандируют определенные идеи и ценности, но и вербуют молодежь для преступной деятельности [4]. Поэтому как считают зарубежные коллеги, необходимо работать против идеологии и ценностей террористических организаций, с целью ослабить их влияние на потенциальных приверженцев терроризма и экстремизма [12].

Ослаблению влияния идеологии терроризма на отдельных лиц из группы риска может также способствовать знание личностных особенностей террористов, включая также их ценности и ценностные ориентации. В этой связи говоря о личности преступника-террориста, как указывает А.М. Факов в правоприменительной деятельности не уделяется должного внимания индивидуальным характеристикам, механизму формирования террористических мотивов, идеологии и ценностей, что, несомненно, отражается на эффективности деятельности по противодействию терроризму [10].

Тем не менее, по мнению С.Т. Джанерьян аксиологический образ террориста многогранен, и эта многоаспектность в немалой степени обусловлена контрастностью личностной самооценки субъектов террористической деятельности. Ценностный «вывих самосознания» заставляет одних признавать себя лишь песчинкой в жизненной пустыне, «маленьким камнем на дороге джихада», других - вершителями человеческих судеб. В первом случае аксиологическая парадигма личности террориста пополнится ценностями покорности, смирения (вплоть до уничижения). Во втором случае в нормативно-ценностной системе террориста ведущей станет ценность власти - одного из наиболее древних, глубинных мотивов человеческой деятельности [3].

Терроризм возникает там, где нет диалога или исчерпаны все его возможности. Поэтому диалог как действенный способ профилактики терроризма свидетельствует о том, что его участники готовы «к взаимодействию, которое подразумевает способность относиться к понятиям и убеждениям противоположной стороны не только с точки зрения собственной традиции, но с позиции «чужой» [5]. При этом общечеловеческие ценности могут объединять разные цивилизации и способствовать развитию культуры мира и взаимопонимания [1; 3].

Целью исследования стало выявление параметров выраженности терминальных и инструментальных ценностных ориентаций и их корреляций с эмоциональными состояниями на примере лиц, совершивших преступления террористической направленности.

Методики исследования: методика ценностных ориентаций М. Рокича, и опросник - самооценка психических состояний Айзенка.

Исследование проводилось на примере 32 человек в возрасте от 19 до 45 лет, задержанных правоохранительными органами Чеченской Республики в разные периоды времени за совершение преступлений террористической направленности. На момент проведения исследования все преступники проходили судебно-психиатрическую экспертизу на базе ГБУ «Республиканский психоневрологический диспансер» Чеченской Республики.

В результате проведенного анализа терминальных и инструментальных ценностных ориентаций (путем ранжирования по отдельности списка А и списка Б по методике М. Рокича) была выявлена следующая иерархия ценностных ориентиров у преступников с террористическим прошлым:

Таблица 1

Распределение терминальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича

Переменные Средний ранг Присвоенный ранг

Активная деятельная жизнь 10,45 13

Жизненная мудрость 7,00 4

Здоровье 6,91 3

Интересная работа 9,45 11

Красота природы и искусства 11,64 7

Любовь 8,55 8

Материально обеспеченная жизнь 11,73 15

Наличие хороших и верных друзей 6,09 2

Общественное призвание 13,00 16

Познание 10,27 12

Продуктивная жизнь 13,45 17

Развитие 7,09 5

Развлечения 11,45 14

Свобода 9,18 10

Счастливая семейная жизнь 4,45 1

Счастье других 7,55 6

Творчество 14,09 18

Уверенность в себе 8,64 9

Примечание: х2 =151,925; р=0,000

Как показали результаты анализа ранговых распределений ценностных ориентаций обследованной выборки лиц, совершивших в прошлом различные преступления террористической направленности, наиболее предпочтительными (первые шесть) в списке терминальных ценностных ориентаций оказались установки на счастливую семейную жизнь,

наличие верных и хороших друзей, здоровье, жизненную мудрость, развитие и счастье других. При этом наименее значимы (последняя шестерка) для лиц, вовлекавшихся в террористическую деятельность такие ценностные ориентиры как творчество, продуктивная жизнь, общественное признание, материальное обеспечение и развлечения соответственно (Х2 =151,925; р=0,000).

Таблица 1.1

Распределение инструментальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича

Переменные Средний ранг Присвоенный ранг

Аккуратность 8,09 5

Воспитанность 6,09 1

Высокие запросы 12,91 16

Жизнерадостность 10,00 11

Исполнительность 12,18 15

Независимость 10,55 12

Непримиримость к недостаткам в себе и других 13,18 17

Образованность 10,82 14

Ответственность 9,55 8

Рационализм 9,91 10

Самоконтроль 7,73 4

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 8,55 6

Твердая воля 9,55 8

Терпимость 6,55 3

Широта взглядов 9,73 9

Честность 6,36 2

Эффективность в делах 10,64 13

Чуткость 8,64 7

Примечание: х2 =89,689; р=0,000

В списке инструментальных ценностей у лиц с террористическим прошлым больше предпочтений отдано таким ценностным ориентациям, как воспитанность, честность, терпимость, самоконтроль, аккуратность и смелость в отстаивании своих взглядов. При этом у экстремистов менее популярны инструментальные ценностные ориентации непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность, образованность, эффективность в делах и независимость (Х2 =89,689; р=0,000).

Кроме того, с учетом поставленной цели исследования были также изучены корреляционные связи между ценностными ориентациями и психическими состояниями террористов (см. табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи между ценностными ориентациями и эмоциональными переживаниями лиц, вовлеченных в террористическую деятельность

Переменные Корреляции (отмечены корреляции имеющие уровень значимости p<0,050)

Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность

Активная деятельная жизнь* 0,107 0,110 0,272 0,498

Наличие хороших и верных друзей* 0,482 0,511 0,535 0,636

Развлечения* -0,452 -0,415 -0,361 -0,123

Счастье других * -0,480 -0,445 -0,324 -0,208

Воспитанность * * -0,409 -0,334 -0,485 -0,366

Независимость * * -0,424 -0,364 -0,457 -0,169

Смелость в отстаиваниях своего мнения, 0,089 0,113 0,171 0,425

взглядов**

Эффективность в делах** -0,453 -0,410 -0,247 -0,120

Примечание: * терминальные ценностные ориентации; ** инструментальные ценностные ориентации

Согласно данным корреляционного анализа, выявлена положительная сопряженность между терминальной ценностной установкой на активную деятельную жизнь (р<05000; г=0,498) и эмоциональной реакцией ригидности (твердость, неподатливость), которая также положительно согласуется с такой инструментальной ценностной ориентировкой личности, как смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (р<05000; г=0,425). Ценностная ориентация «наличие хороших и верных друзей» одновременно положительно коррелирует с такими эмоциональными состояниями, как тревожность (р<05000; г=0,482), фрустрация (р<05000; г=0,511), агрессивность (р<05000; г=0,535) и ригидность (р<05000; г=0,636).

Вместе с тем терминальная ценность «развлечение» отрицательно коррелирует с тревожностью (р<05000; г=-0,452), а «счастье других» обратно пропорциональна не только тревожности (р<05000; г=-0,480), но фрустрационным переживаниям личности (р<05000; г=-0,445). В списке инструментальных ценностей отрицательные корреляционные связи с эмоциональными состояниями имеют «воспитанность», которая обратно коррелирует с агрессивностью (р<05000; г=-0,485), «независимость» одновременно отрицательно ассоциирована с тревожностью (р<05000; г=-0,424) и агрессивностью (р<05000; г=-0,457), а также «эффективность в делах» отрицательно связана с тревожностью личности (р<05000; г=-0,453).

Таким образом, выявленные корреляции указывают, с одной стороны, на то, что повышение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у террористов может сопровождаться снижением значимости отдельных ценностей при положительной взаимосвязи с данными психическими состояниями, с другой - на усиление, при наличии отрицательных корреляционных связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Ценностные ориентации «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей» и «здоровье», имеющие терминальный уровень, а также инструментальные ценности «воспитанность», «честность» и «терпимость» оказывались более выраженными у лиц, вовлеченных в террористическую деятельность.

Выявлена тенденция ослабления значимости ценностной ориентации «наличие хороших и верных друзей» при повышении выраженности психических состояний тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности, при этом усиление последнего также согласуется с ослаблением значимости терминальной ценности «активная деятельная жизнь» и инструментальной «смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов».

Литература:

1. Артюхович Ю.В. Ценностная основа русского и вьетнамского культурных архетипов: точки соприкосновения // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 3 (46). - С. 61-65

2. Артюхович Ю.В. Виноградова Н.Л. Нормативно-ценностная модель личности террориста // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 1(56). - С. 29-32.

3. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д. И., Габдулина Л.И. Содержание и структура психологических моделей личности террориста в представлении городской учащейся молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 10. - С. 121-129.

4. Карпович О.Г. Опыт противодействия терроризму в США // Противодействие экстремизму и терроризму: материалы Международной научно-практической конференции. - Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. - 2017. - С. 99-105.

5. Макаров В.В., Виноградова Н.Л. Межкультурное взаимодействие и диалогичность как факторы становления славянской цивилизации // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. № 3. - С. 45

6. Мирзоев С.Т., Хоникова Ш.Н. Трансформация религиозного радикализма, экстремизма в условиях геополитического противостояния в Афганистане // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. - 2019. - № 1. - С. 135-141.

7. Мамчиц Н.А., Баева О.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи и возможности их корреляции // Future Human Image. - 2014. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-studencheskoy-molodezhi-i-vozmozhnosti-ih-korrelyatsii (дата обращения: 25.11.2021).

8. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб: «Питер». - 2002. - 304 с.

9. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник / под ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова. - М.: КРЕДО. - 2013. - 352 с.

10. Факов, А.М. Социально-психологические особенности личности преступника-террориста // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - № 5. - С. 137-138.

11. Mariusz Wojewoda. Axiology and the mortality of the human being. Ethics & Bioethics (in Central Europe), 2018, 8 (3-4), 219-226 D0I:10.2478/ebce-2018-0019

12. Mayfield E.N. Characteristics of Salafi Jihadist Activists. Honors Research Projects. - 2015. - 156. http://ideaexchange.uakron.edu/honors_research_projects/156

13. Szocik K. An Axiological Aspect of Terrorism: Remarks on Scott Atran's Perspective. Journal of Applied Security Research. - 2016. - 11. 10.1080/19361610.2016.1137172.

14. Palahuta V., Zharovska I., Kovalchuk V., Skliar A. Anthropological justification of the modern change of axiological determinants under the influence of religious factors/ Amazonia Investiga. Volume 9 - Issue 31: 64-70. 2020 Р.64-70 DOI: http://dx.doi.org/10.34069/AI/2020.31.07.6

15. Tan E.S. A psychology of the film // Palgrave Commun 4. - 2018. - 82. - https://doi.org/10.1057/s41599-018-0111-y

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Харёва Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТИПА

КАРЬЕРЫ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа коммуникативно-личностных характеристик у женщин с различным карьерным статусом: руководителей, рядовых сотрудников и домохозяек. Были выявлены различия в показателях коммуникабельности, типах поведенческой активности, уровне адаптивных способностей и показателях психологического благополучия. Наиболее высокие показатели коммуникативно-личностных качеств проявляются у женщин с вертикальным типом карьеры. Такие женщины в большей степени испытывают психологическое благополучие, более автономны, лучше управляют средой, личностным ростом, ставят цели в жизни, принимают себя. Они имеют повышенную деловую активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.