Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТИПА КАРЬЕРЫ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТИПА КАРЬЕРЫ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП КАРЬЕРЫ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ТИП ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна, Иванова Ирина Анатольевна, Харёва Татьяна Александровна

В статье приведены результаты сравнительного анализа коммуникативно-личностных характеристик у женщин с различным карьерным статусом: руководителей, рядовых сотрудников и домохозяек. Были выявлены различия в показателях коммуникабельности, типах поведенческой активности, уровне адаптивных способностей и показателях психологического благополучия. Наиболее высокие показатели коммуникативно-личностных качеств проявляются у женщин с вертикальным типом карьеры. Такие женщины в большей степени испытывают психологическое благополучие, более автономны, лучше управляют средой, личностным ростом, ставят цели в жизни, принимают себя. Они имеют повышенную деловую активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна, Иванова Ирина Анатольевна, Харёва Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF COMMUNICATIVE-PERSONAL CHARACTERISTICS AND PREFERRED TYPE OF CAREER IN MIDDLE-AGED WOMEN

The article presents the results of a comparative analysis of the communicative and personal characteristics of women with different career status: managers, ordinary employees and housewives. Differences were revealed in the indicators of communication skills, types of behavioral activity, the level of adaptive abilities and indicators of psychological well-being. The highest indicators of communicative and personal qualities are manifested in women with a vertical type of career. Such women experience psychological well-being to a greater extent, are more autonomous, better manage the environment, personal growth, set goals in life, accept themselves. They have heightened business activity, assertiveness, passion for work, and purposefulness. The lack of rest time is compensated to a certain extent by prudence and the ability to choose the main direction of activity, by quick decision-making.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТИПА КАРЬЕРЫ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

Таким образом, выявленные корреляции указывают, с одной стороны, на то, что повышение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у террористов может сопровождаться снижением значимости отдельных ценностей при положительной взаимосвязи с данными психическими состояниями, с другой - на усиление, при наличии отрицательных корреляционных связей.

Выводы. Ценностные ориентации «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей» и «здоровье», имеющие терминальный уровень, а также инструментальные ценности «воспитанность», «честность» и «терпимость» оказывались более выраженными у лиц, вовлеченных в террористическую деятельность.

Выявлена тенденция ослабления значимости ценностной ориентации «наличие хороших и верных друзей» при повышении выраженности психических состояний тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности, при этом усиление последнего также согласуется с ослаблением значимости терминальной ценности «активная деятельная жизнь» и инструментальной «смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов».

Литература:

1. Артюхович Ю.В. Ценностная основа русского и вьетнамского культурных архетипов: точки соприкосновения // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 3 (46). - С. 61-65

2. Артюхович Ю.В. Виноградова Н.Л. Нормативно-ценностная модель личности террориста // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 1(56). - С. 29-32.

3. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д. И., Габдулина Л.И. Содержание и структура психологических моделей личности террориста в представлении городской учащейся молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 10. - С. 121-129.

4. Карпович О.Г. Опыт противодействия терроризму в США // Противодействие экстремизму и терроризму: материалы Международной научно-практической конференции. - Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. - 2017. - С. 99-105.

5. Макаров В.В., Виноградова Н.Л. Межкультурное взаимодействие и диалогичность как факторы становления славянской цивилизации // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. № 3. - С. 45

6. Мирзоев С.Т., Хоникова Ш.Н. Трансформация религиозного радикализма, экстремизма в условиях геополитического противостояния в Афганистане // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. - 2019. - № 1. - С. 135-141.

7. Мамчиц Н.А., Баева О.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи и возможности их корреляции // Future Human Image. - 2014. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-studencheskoy-molodezhi-i-vozmozhnosti-ih-korrelyatsii (дата обращения: 25.11.2021).

8. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб: «Питер». - 2002. - 304 с.

9. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник / под ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова. - М.: КРЕДО. - 2013. - 352 с.

10. Факов, А.М. Социально-психологические особенности личности преступника-террориста // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - № 5. - С. 137-138.

11. Mariusz Wojewoda. Axiology and the mortality of the human being. Ethics & Bioethics (in Central Europe), 2018, 8 (3-4), 219-226 D0I:10.2478/ebce-2018-0019

12. Mayfield E.N. Characteristics of Salafi Jihadist Activists. Honors Research Projects. - 2015. - 156. http://ideaexchange.uakron.edu/honors_research_projects/156

13. Szocik K. An Axiological Aspect of Terrorism: Remarks on Scott Atran's Perspective. Journal of Applied Security Research. - 2016. - 11. 10.1080/19361610.2016.1137172.

14. Palahuta V., Zharovska I., Kovalchuk V., Skliar A. Anthropological justification of the modern change of axiological determinants under the influence of religious factors/ Amazonia Investiga. Volume 9 - Issue 31: 64-70. 2020 Р.64-70 DOI: http://dx.doi.org/10.34069/AI/2020.31.07.6

15. Tan E.S. A psychology of the film // Palgrave Commun 4. - 2018. - 82. - https://doi.org/10.1057/s41599-018-0111-y

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Харёва Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТИПА

КАРЬЕРЫ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа коммуникативно-личностных характеристик у женщин с различным карьерным статусом: руководителей, рядовых сотрудников и домохозяек. Были выявлены различия в показателях коммуникабельности, типах поведенческой активности, уровне адаптивных способностей и показателях психологического благополучия. Наиболее высокие показатели коммуникативно-личностных качеств проявляются у женщин с вертикальным типом карьеры. Такие женщины в большей степени испытывают психологическое благополучие, более автономны, лучше управляют средой, личностным ростом, ставят цели в жизни, принимают себя. Они имеют повышенную деловую активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым

принятием решения.

Ключевые слова: тип карьеры, коммуникабельность, тип поведенческой активности, адаптивные способности, психологическое благополучие.

Anrntation. The article presents the results of a comparative analysis of the communicative and personal characteristics of women with different career status: managers, ordinary employees and housewives. Differences were revealed in the indicators of communication skills, types of behavioral activity, the level of adaptive abilities and indicators of psychological well-being. The highest indicators of communicative and personal qualities are manifested in women with a vertical type of career. Such women experience psychological well-being to a greater extent, are more autonomous, better manage the environment, personal growth, set goals in life, accept themselves. They have heightened business activity, assertiveness, passion for work, and purposefulness. The lack of rest time is compensated to a certain extent by prudence and the ability to choose the main direction of activity, by quick decision-making.

Keywords: type of career, communication skills, type of behavioral activity, adaptive abilities, psychological well-being.

Введение. В современном мире женщины имеют возможность выбирать разные пути самореализации: удовлетворять высокие карьерные притязания или совершенствоваться в выполнении семейных и родительских ролей. Важно, чтобы женщины этот выбор осуществляли осознанно, в соответствии со своими потребностями, сохраняя психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью.

Особенности карьерной активности и профессиональной карьеры женщин изучаются как зарубежными (Альберт М., Воутилайнен Э., Кирш К., Коцийн С., Мескон М., Питере М., Санталайнен Т., Хизрич Р., Уикл Г., и др.), так и отечественными специалистами (Бучацкая М.В., Журавлев А. Л., Кибанов А.Я., Комаров Е.И., Морева Г.И., Румянцева З.П., Саночкина А.В., Чирикова А.Е., и др.). Исследуются проблемы негативного влияния традиционных стереотипов на психологическое благополучие и самореализацию женщин с высокой карьерной активностью. С другой стороны, изучается влияние определенных личностных характеристик на карьерный успех: высокой адаптивности, стрессоустойчивости, решительности, уверенности в себе.

Имеются немногочисленные данные о влиянии профессиональной деятельности и карьерного роста на психологическое здоровье, благополучие, личностное развитие женщины (Артамошина Ю.В., Бочарова Е.Е., Одинцова В.В. и др.). Имеющиеся результаты не однозначны и противоречивы. В связи с этим выбранная нами тема является актуальной для уточнения имеющихся данных. Полученные результаты могут быть также использованы для решения практических задач, в частности для оказания дифференцированной психологической помощи женщинам, ориентированным на карьеру или семью, для повышения их психологического благополучия и личностного развития.

Целью нашего исследования являлось изучение коммуникативно-личностных характеристик у женщин среднезрелого возраста, выбравших разные типы карьеры.

В нашем исследовании участвовали женщины в количестве 50 человек в возрасте от 26 до 40 лет с различными карьерными достижениями и статусами: домохозяйки, рядовые сотрудники организаций, руководители. Из них 17 человек -руководители, 17 - рядовые сотрудники и 16 - домохозяйки.

Нами были использованы следующие методики: «Методика оценки уровня общительности» В.Ф. Ряховского; «Методика диагностики типа поведенческой активности» Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в модификации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.

Для проверки достоверности результатов проводился структурный корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена. Для проведения сравнительного анализа данных был использован непараметрический критерий Крускела-Уоллиса.

Изложение основного материала статьи. Под «типом профессиональной карьеры» мы понимаем направление самореализации женщины в основной и общественно значимой сфере - в форме продвижения от одних профессиональных статусов к другим (вертикальный тип карьеры), перемещения в иную функциональную область или расширение и усложнение задач в рамках занимаемой должности (горизонтальный тип карьеры) или отказ от профессиональной карьеры в пользу осуществления семейной и родительской роли (домашний тип карьеры).

Мы изучали коммуникативно-личностные характеристики и осуществляли сравнительный анализ данных в выборках женщин с разными карьерным достижениями. Предметом нашего исследования были следующие коммуникативно-личностные характеристики: общительность, тип поведенческой активности, адаптивность, показатели психологического благополучия.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа уровня общительности у женщин с разным типом профессиональной

карьеры

Показатель Тип карьеры

Вертикальный Горизонтальный Ведение домашнего хозяйства

М среднее арифметическое б стандартное отклонение М среднее арифметическое б стандартное отклонение М среднее арифметическое б стандартное отклонение

Общительность 12,1000 1,10050 12,1000 1,10050 15,9000 ,73786

У женщин с вертикальным и горизонтальным типом карьеры выявлены высокие показатели общительности и коммуникабельности. Они весьма общительны, легко вступают в контакт с новыми людьми, любят быть в центре внимания, легко поддерживают разговор, но бывают раздражительны и нетерпеливы. У женщин-домохозяек средние показатели коммуникабельности. Они больше слушают, чем говорят, терпеливы в общении. Не любят шумных компаний, не склонны к экстравагантному поведению и многословию.

Далее нами изучался тип поведения женщин, уровень общей активности. Согласно предложенной авторами методики классификации выделяются пять типов поведения: тип А - выраженная высокая поведенческая активность, тип А1 -тенденция к высокой поведенческой активности, тип АБ - промежуточный тип поведенческой активности, тип Б1 -тенденция к низкой поведенческой активности, тип Б - выраженная низкая поведенческая активность. Результаты

сравнительного анализа показателей поведенческой активности в выборках женщин с разным предпочитаемым типом карьеры приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа типов поведенческой активности у женщин с разным типом

профессиональной карьеры

Показатель Тип карьеры

Вертикальный Горизонтальный Ведение домашнего хозяйства

М среднее арифметическое б стандартное отклонение М среднее арифметическое б стандартное отклонение М среднее арифметическое б стандартное отклонение

Поведенческая активность 306,3000 23,22379 398,6000 32,31855 477,5000 81,86065

В группе женщин с вертикальным типом карьеры выявлена тенденция к высокому поведенческому типу активности А1. Им свойственен образ жизни с повышенной деловой активностью и увлеченностью работой. Они характеризуются целеустремленностью, стремлением к соревновательности, честолюбием, стремлением к успеху и лидерству. Им свойственна эмоциональная неустойчивость в стрессогенных обстоятельствах и повышенная чувствительность к оценкам и критике. Однако они обладают качествами организованности и расчетливости, что позволяет им быстро принимать решения, расставлять приоритеты в жизни, управляя временем и предупреждая переутомление.

У женщин с горизонтальным типом карьеры выявлен промежуточный тип поведенческой активности АБ. Им свойственна сбалансированная деловая активность, умелое сочетание напряженной работы и отдыха. Они не отличаются склонностью к доминированию, но в определенных обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера. Для них характерна эмоциональная устойчивость в стрессогенных обстоятельствах и хорошая приспосабливаемость к различным условиям деятельности.

В выборке женщин-домохозяек выявлена тенденция к умеренной поведенческой активности типа Б1. Им свойственен размеренный образ жизни. Отличительными качествами являются осторожность и рациональность.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа уровня адаптивных способностей у женщин с разным типом

профессиональной карьеры

Показатель Тип карьеры

Вертикальный Горизонтальный Ведение домашнего хозяйства

М среднее арифметическое б стандартное отклонение М среднее арифметическое б стандартное отклонение М среднее арифметическое б стандартное отклонение

Адаптивные способности 16,0000 2,94392 22,1000 4,53260 29,6000 6,80196

У женщин с вертикальным и горизонтальным типом карьеры выявлены высокие показатели адаптационных способностей. Они быстро адаптируются к новым условиям деятельности и коллективу. Им свойственна легкость ориентирования в ситуации и быстрая выработка стратегии адекватного поведения. Функциональное состояние в период адаптации у них не нарушается и сохраняется высокая работоспособность.

У женщин-домохозяек удовлетворительные показатели адаптивных способностей. Успех адаптации у них зависит от внешних условий. Функциональное состояние на начальных этапах адаптации может быть нарушено и работоспособность снижена. Может проявляться эмоциональная неустойчивость и конфликтность.

Далее нами изучались показатели психологического благополучия в выборках испытуемых женщин. Под психологическим благополучием подразумевается субъективное ощущение человеком целостности и осмысленности своей жизни. Психологическое благополучие определяется авторами методики через показатели позитивных отношений с окружающими, автономии, управления своей жизнью, стремлением к личностному росту, целеустремленности и самопринятия. Результаты сравнительного анализа интегрального показателя психологического благополучия и его характеристик в выборках испытуемых женщин приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа показателей психологического благополучия у женщин с разным типом

профессиональной карьеры

Показатели психологического благополучия Типы карьеры

Вертикальный Горизонтальный Ведение домашнего хозяйства

М среднее арифметическое п стандартное отклонение М среднее арифметическое п стандартное отклонение М среднее арифметическое п стандартное отклонение

Уровень психологич. благополучия 398,3000 11,32402 361,1000 6,24411 345,9000 21,02617

Позитивные отношения 68,4000 4,97103 61,1000 3,98469 63,9000 7,12507

Автономия 62,5000 0,97183 56,5000 1,64992 52,4000 3,23866

Управление средой 62,8000 3,67575 56,0000 1,69967 53,5000 3,97911

Личностный рост 69,2000 1,75119 62,6000 1,17379 56,0000 5,73488

Цели в жизни 70,5000 1,77951 65,4000 3,43835 60,2000 5,00666

Самопринятие 64,9000 3,75500 59,5000 2,41523 59,9000 4,62961

Наиболее высокие показатели психологического благополучия выявлены в группе женщин с вертикальным типом карьеры. Они характеризуются более позитивными отношениями с окружающими (открытостью, доверительностью), более высокой автономностью (самостоятельностью, независимостью, самостоятельностью), более высокой способностью управлять своей жизнью, более высоким стремлением к личностному росту (открытостью к новому опыту, готовностью к самоизменению), высокой целеустремленностью и самопринятием (позитивным отношением к себе). Самые низкие показатели психологического благополучия выявлены у женщин-домохозяек. Им свойственно ограниченное количество доверительных отношений с окружающими, они менее автономны и зависимы от мнения и оценки окружающих, не способны контролировать свою жизнь, осознают отсутствие собственного развития, испытывают скуку и меньший интерес к жизни, имеют мало целей и намерений, не довольны собой и разочарованы.

Нами был проведен корреляционный анализ для проверки значимости выявленных различий.

Статистические различия в средних значениях показателей личности в зависимости от типа карьерной ориентации были обнаружены по всем показателям: уровень психологического благополучия, позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, тип поведенческой активности, уровень адаптивных способностей, уровень коммуникабельности. Таким образом, тип карьерной ориентации оказывает значимое влияние на показатели личности женщин.

Высоко значимые корреляции были обнаружены по следующим характеристикам:

1. Тип карьеры и уровень психологического благополучия (г = 0,848, р<0,01). Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - наименьшее благополучие, при вертикальной карьере - наибольшее.

2. Тип карьеры и автономия (г = 0,903, р<0,01). Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - наименьшая автономия, при вертикальной карьере - наибольшая.

3. Тип карьеры и управление средой (г = 0,722, р<0,01). Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - наименьший уровень управления средой, при вертикальной карьере - наибольший.

4. Тип карьеры и личностный рост (г = 0,933, р<0,01). Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - наименьший личностный рост, при вертикальной карьере - наибольший.

5. Тип карьеры и цели в жизни (г = 0,826, р<0,01). Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - наименьший уровень целей в жизни, при вертикальной карьере - наибольший.

6. Тип карьеры и самопринятие (г = 0,5368, р<0,01). Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - наименьшее самопринятие, при вертикальной карьере - наибольшее.

7. Тип карьеры и тип поведенческой активности (г = -0,835, р<0,01). Связь обратная. Исходя из этого, при домашнем типе карьеры - тип активности, близкий к Б1, при вертикальной карьере - близкий к А1.

Нет статистически значимой связи с позитивными отношениями. Это говорит о том, что удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; забота о благополучии других; способность сопереживать, привязанности и близкие отношения; понимание, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках, не зависит от типа карьеры.

Выводы. Таким образом, наиболее высокие показатели коммуникативно-личностных качеств проявляются у женщин с вертикальным типом карьеры. Такие женщины в большей степени испытывают психологическое благополучие, более автономны, лучше управляют средой, личностным ростом, ставят цели в жизни, принимают себя. Они имеют повышенную деловую активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения.

Литература:

1. Артамошина Ю.В. Представления об успехе и карьерные ориентации женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли // Вестник ТГУ. - 2008. - №6.

2. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности: кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. - 2012. - Том 3. - № 4. - С. 53-63.

3. Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин [Текст]: автореф. дисс.....канд. психол.н

наук. - М., 2006. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Морева Г.И., Саночкина А.В. Связь субъективной оценки самореализации женщин и отношения к разным сторонам действительности в периоде отпуска по уходу за ребенком // Экспериментальная психология. - 2020. - Том 13. -№ 3. С. 156-168.

5. Одинцова В.В., Палт Е.А. Индивидуально-личностные факторы карьерных предпочтений // Вестник ГУУ. -2014. - №9.

6. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личностными ресурсами профессионально значимых характеристик // Вестник Мининского университета - 2018. - Том 6. -№3(24). - С. 10

7. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Саратов, 2014.

8. Хорни К. Психология женщин. - М.: Москва «Академический проект», 2009. - 97 с.

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования особенностей формирования эмоциональной компетентности у будущих психологов. У большинства студентов-психологов выявлены в целом высокие показатели эмоциональной компетентности. При этом специфика ее проявления состоит в высоких значениях внутреннего самоконтроля эмоций при недостаточном осознании и принятии собственных и чужих переживаний. Компетентность в управлении собственными переживаниями оценивается будущими психологами значимо выше, чем чужими. Регуляторно-поведенческая составляющая эмоциональной компетентности, измеряемая через показатели фрустрационной толерантности, проявляется в сниженных значениях социальной адаптации, преобладании во фрустрирующих обстоятельствах внешненаправленных реакций обвинительного и эгоцентрического характера, а также в акцентировании фрустратора и высокой степени внутреннего напряжения.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, саморегуляция эмоций, осознание эмоций, эмпатия, фрустрационная толерантность.

Annоtation. The article presents the results of a study of emotional competence as an integral ability of a person to self-regulation and regulation of interpersonal relations. The majority of psychology students showed, in general, high indicators of emotional competence. At the same time, the specificity of its manifestation consists in high values of internal self-control of emotions with insufficient awareness and acceptance of one's own and other people's experiences. Competence in managing one's own experiences is assessed by future psychologists significantly higher than by strangers. The regulatory and behavioral component of emotional competence, measured through the indicators of frustration tolerance, manifests itself in reduced values of social adaptation, the prevalence of externally directed accusatory and egocentric reactions in frustrating circumstances, as well as in the accentuation of the frustrator and a high degree of internal tension.

Keywords: emotional competence, self-regulation of emotions, awareness of emotions, empathy, frustration tolerance.

Введение. Профессиональная деятельность будущих психологов характеризуется высокими нагрузками общения, предполагает повышенное внимание к переживаниям людей, нуждающихся в помощи. Это может привести к возникновению у самого профессионала эмоциональных вредностей, чрезмерной поглощённости собственными эмоциями и нарушению заповеди «не навреди». Успешно осуществлять такую сложную деятельность способен лишь подготовленный специалист, обладающий необходимыми профессиональными качествами и компетенциями, среди которых особое значение имеет эмоциональная компетентность. При этом особое значение имеет формирование эмоциональной компетентности, имманентной специфике будущей профессиональной деятельности, которая предполагает конгруэнтность во внутренних эмоциональных переживаниях и внешней экспрессии специалиста, ценностного отношения к своим и чужим чувствам, осознанного управления эмоциями и создании развивающей эмоциональной среды.

На тесную взаимосвязь между интеллектом и аффектом в процессе развития личности указывали в своих работах в первой половине XX в. ведущие психологи: Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Рубинштейн С.Л.). В дальнейшем эти идеи нашли развитие и конкретизацию в современных теориях эмоционального интеллекта как зарубежных (Гоулмана Д., Равена Д., Стернберга Р., Мейера Дж., Сэловея П.,) так и российских (Андреевой И.Н., Либиной Е.В., Люсина Д.В., Манойловой М.А., Ушакова Д.В. и др) ученых.

Современными авторами описана структура эмоционального интеллекта, доказано его влияние на социальную успешность. Согласно данным исследований, эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. В отечественных психолого-педагогических исследованиях эти понятия часто используются как взаимозаменяемые [1; 6]. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе. В связи с этим актуальным является изучение эмоциональной компетентности в структуре профессионально значимых качеств, в частности у будущих специалистов помогающих профессий, и условий ее развития на этапе подготовки.

В настоящее время существует проблема дальнейшего исследования феномена эмоциональной компетентности, ее структуры и путей ее развития вследствие недостаточной изученности вопроса, а также существующих концептуальных и терминологических расхождений в объяснении описываемого явления.

Изучение эмоциональной компетентности как системного качества у студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.