Научная статья на тему 'Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании'

Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / INFORMATION PREPARATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATION ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / INFORMATION VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна

Проанализированы аксиологические основания информационной подготовки педагога профессионального обучения. Рассмотрены области применения аксиологического подхода в формировании информационной культуры. Раскрыты основные закономерности процесса информационной подготовки с позиций аксиологического подхода: информационная подготовка педагога профессионального обучения детерминирована общей культурой и ценностно-смысловой сферой личности, информационная подготовка педагога профессионального обучения взаимообусловлена освоением ценностей информационного общества, информационная подготовка педагога профессионального обучения взаимосвязана и взаимозависима от познавательной активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL BASES OF INFORMATION PREPARATION IN PROFESSIONAL EDUCATION

Axiological bases of information preparation of a vocational teacher are analyzed. Application areas of the axiological approach in forming the information culture are discussed. The main regularities of the information preparation process are discussed in view of the axiological approach: information preparation of a vocational teacher is determined by the general culture and values of the personality, information preparation of a vocational teacher is inter-conditioned by mastering the values of information society, information preparation of a vocational teacher is interlinked and interdependent with person’s cognitive activities.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании»

УДК 377.8 ББК 74. 479

DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-71-77

Е.В. Гнатышина

(Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Проанализированы аксиологические основания информационной подготовки педагога профессионального обучения. Рассмотрены области применения аксиологического подхода в формировании информационной культуры. Раскрыты основные закономерности процесса информационной подготовки с позиций аксиологического подхода: информационная подготовка педагога профессионального обучения детерминирована общей культурой и ценностно-смысловой сферой личности, информационная подготовка педагога профессионального обучения взаимообусловлена освоением ценностей информационного общества, информационная подготовка педагога профессионального обучения взаимосвязана и взаимозависима от познавательной активности личности.

Ключевые слова: профессиональное образование, информационная подготовка, инфор- 2 мационная образовательная среда, информационная культура, аксиологический подход, информационные ценности.

Chelyabinsk, Russia)

THE AXIOLOGICAL BASES OF INFORMATION PREPARATION IN PROFESSIONAL EDUCATION

о со ГО

Ю О

о

X _D

ГО

E.V. Gnatushina «g

(Chelyabinsk State Pedagogical University, iL

m

о

о

I

о

го

Axiological bases of information preparation of a vocational teacher are analyzed. Application ■©■ areas of the axiological approach in forming the information culture are discussed. The main regularities of the information preparation process are discussed in view of the axiological approach: information preparation of a vocational teacher is determined by the general culture ° and values of the personality, information preparation of a vocational teacher is inter-conditioned by mastering the values of information society, information preparation of a vocational teacher is interlinked and interdependent with person's cognitive activities.

Keywords: vocational education, information preparation, information education environment, information culture, axiological approach, information values.

.0 н го

03

1_и

Повышение качества профессионального образования продолжает оставаться ведущей тенденцией, обуждаемой в современном научном сообществе, по причинам, вызванным изменениями в социально-экономической сфере, постоянно растущими требованиями рынка труда к квалификации специалистов, к их адаптивности и мобильности в условиях информационного общества. Профессионально-педагогическое образование, ориентированное на подготовку специалиста, способного обучать современного высококвалифицированного рабочего, требует концептуального обновления, связанного с усилением роли информационного взаимодействия личности и общественных процессов. Многочисленные исследования (Е.В. Гнатышина [1; 2; 3], Н.Н. Елистратова [5], О.Н. Шилова [12]) показали, что системе профессионально-педагогического образования свойственны проблемы академического вузовского образования, одна из которых - ориентированная на «потребление готового знания» модель обучения. Однако современная ситуация требует постоянно анализировать ведущие тенденции развития профессиональной сферы, производственной отрасли, непрерывно осваивать новые приемы и технологии подготовки кадров, развивающие требуемые для инновационных производств профессиональные компетенции. Информационная подготовка, основанная, прежде всего, на формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения становится условием, способствующим развитию новой компетентностной модели профессионально-педагогического образования.

Информационная деятельность педагога профессионального обучения определяется спецификой квалификации, которую мы определяем как бинарную, включающую психолого-педагогическую и специальную отраслевую подготовку [1]. Таким образом, специфика педагога профессионального обучения в бинарных процедурных знаниях, умениях

и совмещенных способах действий, обеспечивающих возможность организации производственного процесса и педагогического воздействия на становление обучающихся в этом процессе.

Исходя из вышесказанного, отметим, в соответствии с точкой зрения Е.В. Евпловой, что информационная деятельность педагога профессионального обучения охватывает и психолого-педагогическое информационное поле, и информационное пространство, формируемое в рамках специализации. Существенная широта и разноплановость информационных ресурсов требуют высокого уровня информационного мировоззрения и информационной компетентности будущего специалиста данного профиля [4].

Результаты исследований в вузах региона, наблюдений за работой педагогов профессионального обучения учреждений СПО Челябинской области позволяют утверждать, что общий уровень информационной культуры педагогов профессионального обучения не может быть признан удовлетворительным, поскольку уровень информационной подготовки остается достаточно низким, что проявляется в неумении решать типовые информационные задачи: отсутствуют представления о составе, возможностях использования мировых, национальных, региональных информационных ресурсов, наблюдается незнание особенностей ресурсной базы различных информационных учреждений; неумелое владение алгоритмами поиска информации, ограниченность знаний и умений по анализу и синтезу, критической оценке найденной информации; репродуктивный характер деятельности по обработке информации и подготовке на ее основе информационных продуктов, являющихся результатом самостоятельной учебной, научно-исследовательской работы. В нашем исследовании информационная культура педагога профессионального обучения будет рассматриваться как сложное системное качество личности специалиста бинарной

квалификации, отражающее уровень информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения, характеризующийся построением информационной картины мира и актуализацией ценностно-смысловой сферы в информационной деятельности, проявляющееся в организации производственного процесса и педагогического воздействия на становление обучающихся.

Информатизация и становление информационного общества позволили погрузить образовательный процесс в среду информационных шумов, зачастую формирующих потребительское, а иногда и варварское отношение к информации. На основании исследования, проведенного автором в Челябинской, Свердловской областях, республике Башкортастан в период с 2003 (процесс активной информатизации образования) по 2015 годы, можно констатировать, что качество профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения остается на прежнем уровне [2]. Текущую проблему мы видим в отсутствии внимания к аксиологическим аспектам информационной подготовки.

Отмечая полноту и комплексность научных работ в области информатизации образовательных процессов и формирования информационной культуры [3; 5; 8; 12 и др.], следует признать, что в современных исследованиях недостаточно внимания уделяется ценностным основаниям информационной подготовки. Как правило, попытки выявить сущность информационной культуры связаны с широким пониманием этого явления и акцентированием какой-то грани. Чаще всего эта грань - информационная, а в информационной культуре исследователи видят выражение гуманитарных оснований информатизации. Подобное видение представляется нам ограниченным, не охватывающим культурологические и аксиологические основания феномена.

Система ценностей является показателем основных направлений развития

общества, по ней мы можем судить о сложившейся культурной ситуации. Ведущее понятие, используемое в структуре аксиологии - понятие «ценность» -находится во взаимосвязи с понятием «культура», которое исторически отражает определённый уровень развития общества и человека [10], выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Специфика философского трактования заключается в том, что ценности не первичны; они производны от соотношения мира и человека и подтверждают значимость того, что создано людьми в процессе истории.

И в этом смысле, с точки зрения УДж. Мартина [7], ситуация существования в информационном обществе порождает информационные потребности индивида. Ситуация выбора ведущих идей, направлений индивидуального развития, специальности и даже товара в магазине, с которой сталкивается современный человек ежедневно в процессе жизни, требует обоснованности. Информация становится необходимой составляющей общей системы ценностей, расширяются границы ее применимости: она может быть и товаром, и денежной единицей. Информационная культура становится функциональным компонентом системы общей культуры личности.

По мнению А.В. Киряковой [6], аксиологический подход в образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности [6]. В педагогике ценность имеет чрезвычайно важное значение, потому что представляет собой результат педагогической деятельности. Ценностный подход, как утверждает В.Н. Сластенин [9], выступает внутренним стержнем культуры, интегрирующим элементом всех отраслей духовного производства (наука, искусство, литература и т.д.), всех форм общественного сознания [9].

Вслед за В.А. Сластененым, мы понимаем информационные ценности

го ш о со ГО

ю о

S

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

ш

о

о

I

о

S

го S

о

го ш

0

1

о о

о ф

т

S 1_

о ц

о

как специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами информационной деятельности в обществе [9].

Согласно принципам аксиологического подхода, мы выявили закономерности процесса информационной подготовки, отражающие связи процесса формирования информационной культуры с ведущими тенденциями становления информационного общества, повышения уровня общей культуры личности в условиях информационной среды.

Информационная культура педагога профессионального обучения детерминирована общей культурой и ценностно-смысловой сферой личности. Информационная культура педагога профессионального обучения входит в состав общей культуры личности, под которой мы понимаем определенную систему качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемых личностью как ценностные и ценимые в обществе. Общая культура создает базис для развития всех составляющих информационной культуры. Наличие информационного мировоззрения и высокий уровень информационной компетентности являются основой для развития нравственной, эстетической, правовой культуры современного человека. Информационное мировоззрение характеризуется ценностно-смысловой сферой личности, под которой мы понимаем центральное образование личности, ее «ядро», задающее направленность жизнедеятельности человека и определяющее отношение «человек-мир».

Воздействие информационной культуры носит системный характер и проявляется в том, что 1) обладая определенной самостоятельностью, информационная культура входит в состав общей х культуры личности; 2) изменения уровня | информационной культуры оказывает | влияние на изменения внутри других компонентов общей культуры; 3) форш мирование информационного миро-

воззрения невозможно обособленно от нравственной, правовой, эстетической культуры личности.

Информационная подготовка педагога профессионального обучения взаимообусловлена освоением ценностей информационного общества.

Информационное общество является реальностью сегодняшнего дня. Мы говорим не о его становлении, а о принципах функционирования в нем. На основе анализа ведущих исследований в области изучения информационного общества (Н.Н. Елистратова [5], УДж. Мартин [7], К. Фрей [11], О.Н. Шилова [12]) определяем следующие критерии информационного общества:

1) технологический: ключевой фактор -информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту;

2) социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;

3) экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;

4) политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами социальными слоями населения;

5) культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Таким образом, можно утверждать, что увеличение и постоянный рост информационного потока, ускорение развития общественно-экономических процессов требуют изменений в ценност-

но-смысловых ориентациях будущих специалистов. Основой деятельности, результат которой можно считать эффективным, становится информационная культура. Информация выступает как один из базисов функционирования общественных процессов, более того, информационный обмен является условием взаимосвязи между ними.

Информационная подготовка педагога профессионального обучения взаимосвязана и взаимозависима от познавательной активности личности.

Познавательная активность может присутствовать практически в любой профессиональной деятельности. Так как познавательная активность связана с реализацией познавательной потребности, то в рамках профессиональной деятельности познавательная активность может быть удовлетворена в различных формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда. Не составляет исключение профессиональная педагогическая деятельность. Познавательная активность приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.

Познавательная активность является локомотивом процесса формирования информационной культуры, так как стимулирует поисково-аналитическую деятельность.

Организация информационной подготовки на основании аксиологического подхода позволяет расширить возможности для формирования общекультурных компетенций педагога профессионального обучения.

Таким образом, процесс информационной подготовки в профессиональном образовании отражает основные правила формирования ценностей. Реализация данного процесса происходит в следующих фазах: 1) присвоение личностью ценностей; 2) преобразование лично-

сти на основе присвоенных ценностей; 3) самопроектирование или прогноз личности.

Аксиологические основания информационной подготовки позволяют придать исследуемому процессу ценностно-мировоззренческий аспект и соответствующую направленность, преодолеть утилитарную ограниченность использования информации. Библиографический список:

1. Гнатышина Е.А. Компететностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 424 с.

2. Гнатышина Е.А. Технология формирования информационной культуры в подготовке педагогов профессионального обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С. 97-100.

3. Гнатышина Е.В. Технология формирования информационной культуры будущего специалиста в процессе самостоятельной работы: автореф. дисс. ... к.п.н. - Челябинск: ЧГПУ, 2005. -19 с.

4. Евплова Е.В. Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения // Человек и образование. 2011. №3. С. 179-182.

5. Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 // [Электронный ресурс]: http://web.snauka.ru.

6. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении. - М.: Компания Спутник +, 2004. - 103 с.

7. Мартин У.Дж. Информационное общество // Теория и практика общественно-научной информации. Еже-квартальник / АН СССР. ИНИОН. -М., 1990. №3. С. 115-123.

го ш о со ГО

ю о

S

0

1 _0

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о ф

-&

о с

ш

о

о

I

о

S

го S

о

го ш

0

1

о о

о ф

т

S 1_

о ц

о

8. Профессионально-педагогические понятия: словарь /сост. Г.М. Роман-цев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ,2005. - 456 с.

9. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 183 с.

10. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

11. Фрей К. Проектный метод. - Берлин: Бельц, 1997. - 279 с.

12. Шилова О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. Т. 4. №9. С. 149-158.

Поступила 14.12.15

Об авторе:

Гнатышина Екатерина Викторовна, заведующий кафедрой экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69), кандидат педагогических наук, доцент, gnatishina@mail.ru

Для цитирования: Гнатышина Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 71-77.

-D H ГО

03 LLÍ

References:

1. Gnatyshina E.A. Comptence-focused management of training vocational education teachers. SPb.: JSC Knizhny dom, 2008. [in Russian]

2. Gnatyshina E.A. Technology of formation of information culture in training of teachers of vocational training. Vektor nauki Toliattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №1. P. 97-100. [in Russian]

3. Gnatyshina E.V. Technology of formation ofinformation culture of future expert in the course of independent work. Author's transcript. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Chelyabinsk: ChGPU, 2005. [in Russian]

4. Evplova E.V. Methodology of formation of competitiveness of future teacher of a vocational education. Chelovek i obrazovanie, 2011. №3. P. 179-182.

5. Elistratova N.N. Information culture as criterion of informatization of the higher education in modern conditions of reforming Sovremennyie nauchnyie issledovania i innovatsii. 2012. No. 7 // [Electronic resource]: http://web .snauka.ru/issues/2012/07/15770. [in Russian]

6. Kiryakova,A.V. Pedagogical axiology and innovative processes in training. M.: Kompania Sputnik +, 2004. [in Russian]

7. Martin U.J. Information society (Paper). Teoria i praktika obshchestvenno-nauchnoi informatsii. Quarterly, Academy of Sciences of the USSR. INION; M., 1990. №3. P. 115123. [in Russian]

8. Professional and pedagogical concepts: dictionary. Yekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2005. [in Russian]

9. Slastenin V.A. Introduction to pedagogical axiology. M.: Akademia, 2003. [in Russian]

10. The philosophical encyclopedic dictionary. M.: Sov. Encyclopedia, 1989. [in Russian]

11. Frey K. Project method. Berlin: Beltsy, 1997. [in Russian]

12. Shilova O.N. Information culture in vocational training of the modern teacher. Izvestia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Herzena. 2004. Vol. 4. №9. P. 149-158. [in Russian]

About the author:

Gnatushina Ekaterina Viktorovna, Department of Economics, Management and Law, Chelyabinsk State Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk, Lenin Str., 69), Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, gnatishina@mail.ru

For citation: Gnatushina E.V. The axiological bases of information preparation in professional education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 71-77.

ro m о

CO

го ü ю о

S

0

1 _D

ГО

О

о ф

-&

о с

о

I

о s J го s

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.