9. Zeer Je.F. (2003), Psihologija professional'nogo obrazovanija [Psychology of professional education]. Voronezh: MODJeK Publ.
10. Zimnjaja I.A. (2004), Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija [Key competences as a result-target basis for competence-based approach in education. Author version]. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov Publ.
11. Shumilova E.A. (2010), Social'no-kommunikativnaja kompetentnost' budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Socio-communicative competence in future vocational teachers: theoretical and methodological aspects]. M.: Moscow State Regional University Publ.
12. Bajdenko V.I. (2003), Modernizacija professional'nogo obrazovanija: sovremennyj jetap [Modewrnization os professional education: modern state]. M.: Evropejskij fond obrazovanija Publ.
13. Racheva S.S. (2004), Osobennosti postroenija pedagogicheskoj sistemy razvitija social'noj kompetentnosti studen-tov na osnove tehnologii proektnogo obuchenija [Apesial aspects in designing pedagogical system of developing social competence in students based on project learning technology]. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ma-terialy Vseros. nauch.-prakt. Konf [Modern educational technologies: Proc. Science Conf.]. Tver', pp. 140-147.
14. Ikrina Ja. G. (2015), Metodika formirovanija professional'no-kommunikativnoj vektornosti stu-dentov v processe izuchenija inostrannogo jazyka [Methodology of developing professional-communicative orientation in students in the process of learning a foreign language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 3 (45), 1, 71-77.
15. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017), Developing professionally significant qualities of competitive vocational training teachers: dynamics of the process. Espacios Publ. Vol. 38. 40, 34.
16. Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. (2011), Interaktivnye metody obuchenija v sovremennom vuze [Interactive methods of learning in a modern university]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt. 3, 56-62.
17. Panfilova A.P. (2008), Trainingpedagogicheskogo obshhenija [Training pedagogical communication]. M.: Akademija Publ.
18. Afanas'eva O.Ju. (2007), Upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: pedagogicheskoe soprovo-zhdenie [Managing communicative education of students]. M.: MGOU Publ.
19. Garanina Zh.G. (2016), Samoreguljacija kak faktor lichnostno-professional'nogo samorazvitija budush-hih specialistov [Self-regulation as a factor of personal and professional self-development of future specialists]. Integracija obrazovanija. Vol. 20. 3, 374-381. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.20.201603.374-381.
20. Druzhinina L.A., Zvjagin K.A., Kalugina E.V et. al. (2017), Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija: proek-tnyj podhod [Modernization of pedagogical education: project-based approach]. Cheljabinsk: JuUrGGPU Publ.
DOI: 10.25588ZCSPU.2018.0L05
УДК 378:008 ББК 74.480:71.01
Е.В. Гнатышина
ORCID № 0000-0002-5960-586Х, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]
социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры
будущего педагога
го
X
|| Аннотация
£ Введение. В статье на основе анализа ведущих принципов социокультурного подхода как
^ общенаучной основы педагогического исследования рассмотрены возможности применения ^ данного подхода к проектированию ценностно-ориентированной концепции формирования ш цифровой культуры будущего педагога.
Материалы и методы. Социокультурный подход сравнительно недавно появляется в гуманитарных и педагогических исследованиях. Данная методология основана на системном подходе и рассматривает исследуемые явления в контексте единства культуры и социальности, позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на образование и факторные влияния образования на общественные процессы. Ведущие идеи подхода и его специфика определяются интеграцией трех измерений человеческого бытия: человека в его соотношении с обществом, характер культуры и тип социальности. Также нами проанализированы базисные категории социокультурного подхода: 1) личность как носитель взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидуумов; 3) культура как совокупность знаний, ценностей и норм со всеми взаимодействиями внутри ее.
Ре.зультаты. На основе анализа теории социокультурного подхода и базисных принципов определены основные положения социокультурного подхода, применимые к проблеме формирования цифровой культуры будущего педагога, а именно: человеческое взаимодействие является простейшим социокультурным явлением, основой социокультурной системы; взаимопроникновение культуры и социальности, согласно этому принципу культура и социальность присутствуют в любой человеческой общности во взаимосвязи и взаимовлиянии; антропосоци-етальное соответствие - совместимость личностных, поведенческих особенностей человека и характеристик общественной парадигмы; социокультурный баланс - равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости развития системы взаимодействия человека и общества; социокультурное изменение как фундаментальная характеристика образовательного процесса. В качестве стратегии деятельности по формированию цифровой культуры будущего педагога социокультурный подход позволяет использовать метод «воронка причинности».
Обсуждение. Используя социокультурный подход, мы выстраиваем ценностно-ориентированную концепцию формирования цифровой культуры будущего педагога, под которой понимается сложная, целенаправленная система теоретико-методологических и методико-технологических знаний о ценностных ориентирах процесса формирования цифровой культуры будущего педагога. Мы обосновали, что закономерности формирования данного вида культуры должны быть выявлены на основе принципов социокультурного подхода.
Заключение. Приведенные данные свидетельствуют о том, что социокультурный подход позволяет рассмотреть процесс формирования цифровой культуры как воздействие на органическое единство социальной и культурной сторон педагогической деятельности. Данное единство достигается синтезом социального и культурологического анализа, субъектной и объектной сторон процесса формирования цифровой культуры будущего педагога.
Ключевые слова: педагогическое исследование, методология педагогического исследования, цифровая культура будущего педагога, формиррование цифровой культуры будущего педагога, социокультурный подход, ценностно-ориентированная концепция.
Основные положения:
• определены специфика и структура цифровой культуры будущего педагога;
• представлены возможности социокультурного подхода как общенаучной основы формирования цифровой культуры будущего педагога;
• выделены принципы социокультурного подхода, применимые к построению ценностно-ориентированной концепции формирования цифровой культуры будущего педагога.
1. Введение (Introduction)
Информация в современную постиндустриальную эпоху выступает как один из базисов функционирования общественных процессов, более того, информационный обмен является условием взаимосвязи между ними. Информационное пространство расширяет человеческие
возможности, позволяя преодолевать географические, политические границы, делая мировые ценности культуры доступными для созерцания каждому, «вир-туализируя» экономическую сферу жизни человека. Перевод всех разновидностей информационных ресурсов в цифровую форму облегчает и упрощает информа-
X
го са о
о -&
го ш о
X
о
0 к го
1 2
Ф го
ю £
о с £ 2
ГС ф р
5ю
С 5
* £ X .0
Q.C
it
у
§! О S О J
m uJ
ционный обмен, увеличивая скорость распространения информационных потоков, что приводит к ситуации тотальной цифровизации общественных процессов и личной жизни индивидуумов.
Информационная общественная парадигма взаимодействия людей последовательно трансформируется в цифровую, более мобильную, доступную, в некоторых аспектах, достаточно примитивную систему обмена информацией. Подобным тенденциям подвержены все сферы жизни современного человека, включая и узкопрофессиональные области. «Информационная культура» как качество личности специалиста эпохи информатизации последовательно трансформируется в «цифровую культуру». Цифровая культура становится объектом исследования профессиональной педагогики в связи с усложняющимися к уровню подготовки педагога в условиях цифровой среды. Именно это качество личности позволяет и учителю, и ученику взаимодействовать в единой системе ценностей, меняющейся в связи с процессами цифровизации. Под цифровой культурой педагога мы понимаем сложное системное качество личности, характеризующееся информационным мировоззрением, ориентированным на ценности информационного взаимодействия в цифровой среде, совокупностью знаний, умений и практического опыта информационной деятельности, проявляющееся в организации предметного обучения и методического воздействия на становление обучающихся. Формирование данного вида культуры представляется нам необходимым в процессе профессиональной подготовки педагога в вузе и является объектом нашего научного интереса. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступает совокупность методологических подходов, что обеспечивает упорядочение терминологического пространства науки; определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта, выявление закономерностей и принципов развития, обозначение неподдающихся изучению и слабоизученных сторон рассматриваемой проблемы, определение перспектив развития изучаемого направления [1].
В семантике каждого подхода лежит соответствующая категория, дающая название каждому подходу, фиксирующая какую-то важную сторону действительности. Поэтому любой подход к научному познанию в общем виде сводится к изучению объекта в определенном ракурсе с проекцией результатов на ту или иную теоретическую область. Данная проекция в свою очередь выражается в выводах, сделанных в специальных научных терминах, отражающих этот ракурс. То есть подход указывает, какой аспект принимается во внимание в данном случае [1]. Исходя из авторского понимания цифровой культуры [2], основанной на информационной деятельности в цифровой среде и отражающей уровень развития информационной компетентности и информационного мировоззрения, мы считаем целесообразным прибегнуть к социокультурному подходу как общенаучной основе исследования.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
В современных условиях трансформации системы ценностей, изменения взглядов на традиционную культуру и общественную жизнь особое значение в социальных и гуманитарных науках приобретает социокультурный подход. Социокультурный подход основан на системном подходе и рассматривает исследуемые явления в контексте единства культуры и социальности, позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на образование и факторные влияния образования на общественные процессы [3].
Философские общенаучные основы подхода лежат в трудах М. Вебера, П. Сорокина [4], в современных исследованиях в трудах Н.И. Лапина [5], Ю.М. Резника [6] и др. Основополагающие идеи подхода и его специфика определяются интеграцией трех измерений человеческого бытия: человека в его соотношении с обществом, характера культуры и типа социальности. Базисные категории социокультурного подхода: 1) личность как носитель взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидуумов; 3) культура как сово-
купность знании, ценностей и норм со всеми взаимодействиями внутри ее [4; 5].
Социокультурный подход в сфере образования сложился сравнительно недавно в результате утверждения идеи значимости социальных факторов в воспитании и выделения во второй половине XIX - начале XX века социума как «третьего педагогического пространства» наряду со школой и семьей - традиционными институтами воспитания. Научно-теоретическая разработка подхода в отечественной науке связана с именем А.М. Цирюльникова [7], внедряющего технологию социокультурного проектирования, в основе которой лежит метод социокультурного анализа [8-10]. Сущность метода состоит в осознании ситуации, в которой находится образовательная организация и выборе стратегии и модели развития ее в условиях данной местности. Этнографические, культурные, этнорегиональные особенности, местный региональный опыт становятся существенными факторами развития и модернизации всей образовательной системы, фундаментальными характеристиками образовательных процессов. Согласно этим позициям образование осуществляется в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
3. Результаты (Results)
На основе анализа теории социокультурного подхода и базисных принципов конкретизируем основные положения социокультурного подхода, применимые к проблеме формирования цифровой культуры будущего педагога:
1) Человеческое взаимодействие является простейшим социокультурным явлением, основой социокультурной системы. Цифровая культура входит в основу базисных характеристик новейшего стиля человеческого взаимодействия в условиях цифровой среды. Этика, мораль и иные общечеловеческие ценности привносятся в систему взаимодействия людей с помощью цифровой культуры. Выстраи-
вание ценностно-ориентированнной системы взаимоотношений в профессиональной цифровой среде происходит в процессе формирования исследуемого вида культуры.
2) Взаимопроникновение культуры и социальности. Согласно этому принципу культура и социальность присутствуют в любой человеческой общности во взаимосвязи и взаимовлиянии. Социум и особенности функционирования внутри него предопределены на современном этапе стадией развития информационной цифровой среды. Она является носителем культурных ценностей, основой культурного взаимодействия и его базой. Личность как носитель культуры взаимодействует с социумом в цифровой среде. Степень ее адаптивности к этому взаимодействию определяет уровень социальности.
3) Антропосоциетальное соответствие [5] - совместимость личностных, поведенческих особенностей человека и характеристик общественной парадигмы. Без цифровой информационной среды представить себе современную общественную парадигму достаточно сложно. На различных уровнях существования общественных отношений роль цифровизации становится все более ощутимой. Отсутствие навыков поведения в цифровой среде равносильно отсутствию человека в общественной системе на равных правах.
4) Социокультурный баланс - равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости развития системы взаимодействия человека и общества. Единство понимания цифровой культуры как основы взаимодействия в цифровой среде между участниками информационного обмена является стабилизирующим фактором развития всех участников системы. Состояние социокультурного баланса образовательной цифровой среды, всех в ней задействованных, определяет эффективность формирующих процессов.
5) Социокультурное изменение как фундаментальная характеристика образовательного процесса. На основе этого принципа выстраивается взаимосвязь требований
X
го са о
о -&
го ш о
X
о
0 к го
1 2
Ф го
ю £
о с £ 2
ГС ф р
5ю
С 5
* £ X .0
Q.C
it
у
§! О S О J
03 Ш
и запросов общества к системе профессиональной подготовки педагога и формируемыми в ее процессе качествами личности будущего специалиста. Адаптивность к социокультурным изменениям различного уровня является требованием цифровой эпохи, что находит отражение стратегии формирующих действий и в технологии формирования цифровой культуры будущего педагога.
В качестве стратегии деятельности по формированию цифровой культуры будущего педагога социокультурный подход позволяет использовать метод «воронка причинности» [3]. Данный метод представляет собой сходящуюся последовательность причинных целей от более масштабных к конкретизированным исследуемым предметом (движение по конусу от широкой части к узкой). Двигаясь к обозначенному предмету - цифровой культуре будущего педагога, - мы постепенно будем исключать объекты и цели, которые перестают влиять на процесс ее формирования. А.Ю. Мельвиль предлагает следующие уровни воронки на основе макроэкономических общественных факторов: международный, государственный, социально-экономический, культурно-ценностный. «Идя по «воронке причинности» от внешних факторов к фокусу, которым является предмет педагогического исследования, и, используя по ходу движения данные других наук -философии, психологии, социологии, лингвистики, мы приходим к более глубокому, а значит, и более точному пониманию изучаемого предмета» [3, с. 8]. Говоря о предмете исследования, мы смотрим на цифровую культуру в контексте задач формирования цифровой экономики в России1, постепенно сужая круг до становления цифрового образования (текущая стадия развития) [11; 12], и, наконец, выделения ценностных ориентиров в процессе формирования цифровой культуры будущего педагога.
4. Обсуждение (Discussion). Используя социокультурный подход, мы выстраиваем ценностно-ориентированную концеп-
цию формирования цифровой культуры будущего педагога, под которой понимается сложная, целенаправленная система теоретико-методологических и методико-технологических знаний о ценностных ори-ентирахпроцессаформированияцифровой культуры будущего педагога [12-15]. Цель концепции - теоретико-методологическое и методико-технологическое обеспечение ценностно-ориентированного процесса формирования цифровой культуры будущего педагога как целостного специфического процесса, направленного на становление культурнойличности,обеспечивающего постоянное саморазвитие и профессиональное самосовершенствование будущего педагога. Мы полагали, что эти закономерности должны быть выявлены, исходя из специфики ключевых аспектов содержания данного процесса [16]. А именно, с выделения ценностно-мировоззренческого аспекта и профессионально-предметного аспекта, которые в совокупности отражают специфику цифровой культуры будущего педагога.
5. Заключение (Conclusion). Социокультурный подход и приведенные выше положения позволили сформулировать закономерности формирования цифровой культуры в ценностно-мировоззренческом аспекте: цифровая культура будущего педагога детерминирована общей культурой и ценностно-смысловой сферой личности; цифровая культура будущего педагога взаимообусловлена освоением ценностей информационного общества [17; 18]; цифровая культура педагога взаимосвязана и взаимозависима от социальной активности личности.
Таким образом, социокультурный подход позволяет рассмотреть процесс формирования цифровой культуры как воздействие на органическое единство социальной и культурной сторон педагогической деятельности [19; 20]. Данное единство достигается синтезом социального и культурологического анализа, субъектной и объектной сторон процесса формирования цифровой культуры будущего педагога.
1 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
Библиографический список
1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Русско-Британский Институт Управления, 2010. - 316 с.
2. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты [Текст] / Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - С. 19-24.
3. Тряпицына, А.П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования [Текст] / А.П. Тряпицына, С.А. Писарева / / Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 4-12.
4. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. Сорокин. - Политиздат, 1992. — 543 с.
5. Лапин, Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры [Текст] / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 3-12.
6. Резник, Ю.М. Социокультурный подход к управлению: анализ и конструирование [Текст] / Ю.М. Резник // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2009. - № 4(16). - С. 104-110.
7. Цирульников, А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода [Текст] / А.М. Цирульников // Вопросы образования. -2016. - № 3. - С. 260-275. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-260-275
8. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1 [Текст] / А.М. Цирульников // Управление образованием: теория и практика.- 2014. - № 4. - С. 29-56.
9. Цирюльников, А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети [Текст] / А.М. Цирульников // Вопросы образования. - 2010. - № 2. - С. 44-63.
10. Gnatyshina E. V. (2017), Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available at: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html (Accessed: 12.01.2018).
11. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху [Текст] / Н.Л. Соколова // Научный журнал Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. «Цифровая культура». - 2012. - № 3(8). - С. 6-10.
12. Dolgova V.I., Salamatov A.A., Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. VOL. 11. No. 17. P. 10695-10700.
13. Гнатышина, Е.В. Теоретические аспекты формирования информационной культуры педагога m профессионального обучения: монография [Текст] / Е. В. Гнатышина. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 170 с.
14. Gordeeva, D.S. (2017), Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation .Espacios, 2017. 38 (56). Avialable at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed: 12.01.2018).
15. Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 159 с.
16. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации [Текст]: книга для учителя / под общ. ред. А.П. Тряпицыной / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А. П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 290 с.
17. Прокудин, Д.Е. «Цифровая культура» vs «Аналоговая культура» [Текст] / Д.Е. Прокудин, Е.Г. Соколов // Вестник СПбГУ. - Сер. 17. - 2013. - Вып. 4. - С. 83-91.
18. Галкин, Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей эпох [Текст] / Н.Л. Соколова // Научный журнал Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. «Цифровая культура» -2012. - № 3(8). - С. 11-16.
19. Тряпицына, А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Текст] / А.П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 1. - С. 50-61.
20. Гнатышина, Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании [Текст] / Е.В. Гнатышина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 4. - С. 71-77.
х
.
о -&
го са о х о
0 к го
1 2
Го О
Ф го
3"^
ю £
о с £ 2
ГС ф р
5ю
С 5
* £ X .0
ас
it
у
§! О S О J
E.V. Gnatyshina
ORCID No. 0000-0002-5960-586X, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State
Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
sociocultural approach as a general scientific basis for developing digital culture in future teachers
Abstract
Introduction. The article is based on the analysis of the leading principles of socio-cultural approach as general scientific basis of pedagogical research and considers possibilities to apply this approach to designing the value-oriented concept of developing digital culture in future teachers.
Materials and methods. Socio-cultural approach is a fairly new phenomenon for humanities and pedagogy. The methodology is based on system approach and considers the phenomena under study in the context of the unity of culture and social processes enabling to reveal factors in which various social processes affect education and factors in education affecting public processes. The leading ideas of the approach and its specifics are defined by integration of three measurements of human life: individual in his relation to the society, type of culture and type of socialness. The authors have also analyzed basic categories of socio-cultural approach 1) personality as a carrier of interaction; 2) society as integrity of interacting individuals; 3) culture as integrity of knowledge, values and norms, with all interactions within it.
Results. Based on the analysis of the theory of socio-cultural approach and fundamental principles, the study provides important provisions of socio-cultural approach applicable to the problem of forming digital culture in future teachers, namely: human interaction is a fundamental socio-cultural phenomenon, a basis for socio-cultural system; interpenetration of culture and socialness; according to this principle culture and socialness exist in any human community in interrelation and interdependence; anthropo-social compliance - compatibility of personal, behavioral features of an individual and characteristics of a public paradigm; socio-cultural balance - the balance between cultural and social components as a condition for sustainability of the system of interaction between people and society; socio-cultural change as fundamental characteristic of educational process. As a strategy for activities aimed at the formation of digital culture in future teachers, socio-cultural approach allows us using the "causality funnel" method.
Discussion. With the use of socio-cultural approach we have formed a value-based concept for developing digital culture in future teachers which is defined as a complex, purposeful system of methodological and technological knowledge on value reference points of the process of developing digital culture in future teachers. We proved that regularities of developing this type of culture have to be defined on the basis of the principles of socio-cultural approach.
Conclusion. The study has provided data indicating that socio-cultural approach allows considering the process of digital culture formation as an impact on the harmonic integrity of social and cultural aspects of pedagogical activity. This integrity is reached by the synthesis of social and cultural analysis, the subject and object aspects of the process of digital culture formation in future teachers.
Keywords: pedagogical research, methodology of pedagogical research, digital culture in future teachers, developing digital culture in future teachers, socio-cultural approach, value-oriented concept.
Highlights:
с • The research has defined specifics features and structure of digital culture in future teachers;
js • The study has presented possibilities of socio-cultural approach as general scientific basis for
<| formation of digital culture in future teachers;
^ • The authors suggested principles of socio-cultural approach applicable to the creation of value-
jj oriented concept of developing digital culture in future teachers.
References
1. Yakovlev E.V. (2010), Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical research: contents and representation of results], Chelyabinsk: Russian-British Institute of Management. (In Russian).
2. Gnatyshina E.V. (2017), Cifrovizaciya i formirovanie cifrovoj kul'tury: social'nye i obrazovatel'nye as-pekty [Digitalization and formation of digital culture: social and educational aspects]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 8, 19-24. (In Russian).
3. Tryapitsyna A.P. (2014), Sovremennye metodologicheskie podhody k issledovaniyu pedagogichesko-go obrazovaniya [Modern methodological approaches to research of pedagogical education]. Chelovek i obrazovanie. 3 (40), 4-12. (In Russian).
4. Sorokin, P. A. (1992), Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society.], Moscow. (In Russian).
5. Lapin N. I. (2000), Sociokul'turnyj podhod i societal'no-funkcional'nye struktury [Sociocultural approach and social functional structures]. Sociologicheskie issledovaniya. 7, 3-12. (In Russian).
6. Reznik Y.M. (2009), Sociokul'turnyj podhod k upravleniyu: analiz i konstruirovanie [Sociocultural approach to management: analysis and designing]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Social'nye nauki. 4(16), 104-110. (In Russian).
7. Tsirulnikov A.M. (2016), Fenomeny i kul'turnye praktiki: formal'noe i neformal'noe obrazovanie v kontekste sociokul'turnogo podhoda [Phenomena and cultural practicians: formal and informal education in the context of sociocultural approach]. Voprosy obrazovaniya. 3, 260-275. DOI: 10.17323/18149545-2016-3-260-275 (In Russian).
8. Tsirulnikov A.M. (2014), Razvitie obrazovatel'nyh sistem. Metodologiya i metody sociokul'turnogo analiza. Chast'1. [Development of educational systems. Methodology and methods of the sociocultural <¡3 analysis. Part 1]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya iprakti. 4, 29-56. (In Russian).
9. Tsirulnikov A.M (2010), Sociokul'turnyj podhod k razvitiyu sistemy obrazovaniya. Obrazovatel'nye
СЛ
<u
seti [Sociocultural approach to development of an education system. Educational networks]. Voprosy obrazo- ^ vaniya. 2, 44-63. (In Russian).
10. Gnatyshina E.V. (2017), Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). (Accessed: 12.01.2018). Available at: http:// www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html.
11. Sokolova N. L. (2012), Cifrovaya kul'tura ili kul'tura v cifrovuyu ehpoh [Digital culture or culture in digital era]. Nauchnyj zhurnal Sankt-Peterburgskogo otdeleniya Rossijskogo instituta kul'turologii. Cifrovaya kMl'tura. 3(8), 6-10. (In Russian).
12. Dolgova V.I. (2016). The research of the personality qualities of future educational psychologists. International Journal of Environmental & Science Education. 11(17), 10695-10700. Available at: http:// www.ijese.net/makale/1458.
13. Gnatyshina E.V. (2007), Teoreticheskie aspekty formirovaniya informacionnoj kMl'tury pedagoga professional'nogo obucheniya. [Theoretical aspects of formation of information culture of the teacher of a vocational education], Chelyabinsk: ChGPU. (In Russian).
14. Gordeeva D.S. (2017), Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios, 2017. 38 (56). (Accessed: 12.01.2018). Avialable at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html
15. Evplova E.V. (2015), Metodikaprofessional'nogo obucheniya: uchebno-metodicheskoeposobie [Methodology of education: study guide], Chelyabinsk: Cicero (In Russian).
16. Akulova. O.V., Pisareva S.A., Piskunova E.V., Tryapicyna A.P. (2005), Sovremennaya shkola: opyt modernizacii: Kniga dlya uchitelya [Modern school: experience of modernization: teacher's guide], SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena. (In Russian).
17. Prokudin D.E., Sokolov E.G. (2013), "Cifrovaya kul'tura" vs 'Analogovaya kul'tura" ["Digital awareness" vs 'Analog awareness"]. Vestnik SPbGU. 4, 83-91. (In Russian).
18. Galkin D.V. (2012), Digital culture: metodologicheskie voprosy issledovaniya kul'turnoj dinamiki ot cifrovyh avtomatov do tekhno-bio-tvarej ehpoh [Digital culture: methodological questions of research of cultural dynamics from digital machine guns to techno bio - creatures of eras] Nauchnyj zhurnal Sankt-Peterburgskogo otdeleniya Rossijskogo instituta kul'turologii Cifrovaya kul'tura. 3(8), 11-16. (In Russian).
.3
13
3
о
s?
73 О) С
_о
Ф >
Ф
тз
ф
с
ф
та
о го о
ci ^
го
19. Tryapitsyna A.P. (2013), Soderzhanie professional'noj podgotovki studentov - budushchih uchitelej k resheniyu zadach modernizacii obshchego obrazovaniya [Teacher-to-be student's teaching for education modernization problems content]. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 1, 50-61. (In Russian).
20. Gnatyshina E.V. (2015), Aksiologicheskie osnovaniya informacionnoj podgotovki v professional'nom obrazovanii [The axiological bases of information preparation in professional education]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect. 4, 71-77. (In Russian).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.06
УДК 002.6:621.384 ББК 76.120.8:31.4(2Рос)
О.С. Головихина1, Н.В. Брехова2, Н.В. Горин3, Д.В. Шмаков4
1 ORCID № 0000-0002-2552-4586, ведущий специалист, Госкорпорация «Росатом», г. Москва, Российская Федерация. Е-тай: [email protected] 2 ORCID № 0000-0002-2284-8091, инженер, Российский Федеральный ядерный центр -
Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область, Российская Федерация. Е-тай: [email protected] 3 ORCID № 0000-0001-7468-1492, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область, Российская Федерация. Е-тай: [email protected] 4 ORCID № 0000-0002-4762-2902, инженер, Российский Федеральный ядерный центр -
Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]
систематизация информации для работы
с населением в интересах атомной энергетики
Аннотация
Введение. Переход к активной информационно-разъяснительной работе с населением для изменения его отношения к развитию атомной энергетики требует соответствующего информационного обеспечения - необходимо, как минимум, около сотни книг, журнальных статей, фильмов, докладов и презентаций на конференциях и, скорее всего, пользователю неизбежно придется их систематизировать.
Материалы и методы. Информационные источники в электронном формате удобнее всего представлять в виде широко распространенных баз данных с существующими механизмами хранения и поиска информации. Информация должна быть систематизирована применительно к разным категориям населения, начиная от младших школьников и вплоть до пенсионеров, выделяя молодежь (школьников и студентов), взрослое население и специалистов - журналистов, педагогов, медиков, специалистов органов местного самоуправления и пр.
Ре.зультаты. В настоящее время в РФЯЦ-ВНИИТФ подготовлены электронные архивы информационных материалов для разных категорий населения. Они оформлены в виде баз данных в Access с системой поиска, позволяющей за 1-2 шага получать доступ к нужному первоисточнику. Поиск информации выполнен по нескольким критериям, по названию первоисточника или его части, авторам и по ключевым словам.
Обсуждение. Возможности Access позволяют пользователю сокращать или дополнять базу своими первоисточниками, убирать, добавлять или изменять ключевые слова в системе поиска и пр. В результате он может получить индивидуальную информационную базу, наилучшим образом соответствующую его целям, задачам и предпочтениям.