Социально-культурные явления и процессы
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНДУСТРИИ
ДОСУГА
УДК 379.8(045) :124.5
http://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-443-86-94
Наталия Владимировна ШАРКОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-
культурной деятельности факультета государственной культурной
политики Московского государственного института культуры, Химки,
Московская область, Российская Федерация, е-mail: [email protected]
Аннотация: В статье обосновывается значимость теоретико-методологического
осмысления сущности индустрии досуга, состоящая в научном рассмотрении
организованного досуга как фундаментальной ценности современного
общества, так и личностно ориентированной ценности индивида. Автор среди
аксиологических оснований функционирования современной индустрии досуга
наряду с ценностями-целями, ценностями-средствами, выделяет и характеризует
ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Доказывается,
что данные группы ценностей определяют тональность организации
социально-культурной деятельности, тем самым, обуславливая элективность
к постоянно обновляющимся секторам индустрии досуга. Делается вывод,
что гуманистические параметры индустрии досуга, выступая ее неизменными
ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между реальной
социокультурной действительностью и автономно действующими моделями
институций индустрии досуга, творчески стимулировать их к ускоренному
преодолению существующих разностей.
Ключевые слова: индустрия досуга, специалист социально-культурной сферы,
ценности-отношения, ценности-качества, ценности -знания, социально-
культурная деятельность.
Для цитирования: Шарковская Н.В. Аксиологические основания функционирования
индустрии досуга // Культура и образование: научно-информационный журнал
вузов культуры и искусств. 2021. № 4 (43). С. 86-94. http://doi.org/10.24412/2310-
1679-2021-443-86-94
AXIOLOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FUNCTIONING
OF THE LEISURE INDUSTRY
Natalia V. Sharkovskaya, D. Sc. in Pedagogical Sciences, Professor
at the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of State
Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City,
Moscow Region, Russian Federation, е-mail: [email protected]
Abstract: The article substantiates the importance of theoretical and methodological
understanding of the essence of the leisure industry, which consists in the scientific
consideration of organized leisure as a fundamental value of modern society
and the personality-oriented value of the individual. The author, among the axiological
foundations of the functioning of the modern leisure industry, along with values-
goals, values-means, identifies and characterizes values-attitudes, values-qualities
86
Социально-культурные явления и процессы
and values-knowledge. It is proved that these groups of values determine the tone
of the organization of socio-cultural activities, thereby causing electivity to the
constantly updating sectors of the leisure industry. It is concluded that the humanistic
parameters of the leisure industry, acting as its unchanging guidelines, allow us to fix
the level of discrepancy between the real socio-cultural reality and the autonomously
operating models of leisure industry institutions, creatively stimulate them to accelerate
overcoming existing differences.
Keywords: leisure industry, specialist in the socio-cultural sphere, values-attitudes,
values-qualities, values -knowledge, socio-cultural activities.
For citation: Sharkovskaya N. V. Axiological foundations for the functioning of the
leisure industry. Cultural and Education: Scientifc Information Journal for Universities
of Culture and Arts. 2021, no. 4 (43), pp. 86-94. (In Russ.).http://doi.org/10.24412/2310-
1679-2021-443-86-94
Современная индустрия досуга - многовекторный механизм актуали-
зации культурного наследия в институциональном пространстве органи-
зованного досуга, реализации новых тенденций социально-культурной
деятельности, способствующий осуществлению комфортного времяпре-
провождения личности. Являясь самостоятельной социально-культурной
сферой, индустрия досуга воспринимается в тоже время как неотъемле-
мая часть социально-экономической системы, основу которой составляет
целостная структура управления конкретными локальными кластерами,
представленная в единстве блоков административного, информацион-
ного и кадрового обеспечения их ресурсной базы [1, с. 2]. Объемность
смыслового содержания феномена индустрии досуга детерминирована
как разноуровневой архитектоникой, определяемой принципом поступа-
тельности общекультурного развития в процессе сохранения и популя-
ризации ценностей культуры, так и полифункциональностью, способству-
ющей более полному восприятию моделей активного досуга в контексте
достижения личностью успешной реализации духовных потребностей,
устойчивых любительских интересов и желаний. Тематическая актуаль-
ность данной статьи обусловлена спецификой стратегий динамики раз-
вития индустрии досуга в виде координации процессов самоорганизации
и управления, их инвариантных и избирательных основ, направленных
на формирование ценностных ориентаций, позволяющих личности объек-
тивно оценивать общую картину реальной культурной действительности
и социально идентифицироваться в ней.
Известно, что в современном обществе организованный досуг понима-
ется как самоценность, так как без признания его в виде значимого норми-
рованного ресурса, невозможно полноценное функционирование социума
и духовно-нравственное развитие личности в нем. Также организованный
досуг аккумулирует ценностный потенциал разнообразных информаци-
онно-технических средств и человековедческих технологий, тем самым,
определяя аксиологический статус самой индустрии досуга. В этой связи
87
Социально-культурные явления и процессы
сопряженность качества оказываемых индустрией досуга зрелищных,
образовательных, спортивных и прочих культурных услуг с социально-э-
кономическими показателями эффективности применения инновацион-
ных форм активного досуга, а также все более нарастающая тенденция
к содержательной профильности компетентностей личности специалиста
социально-культурной сферы / посетителя, ставит вопрос о необходимо-
сти изучения аксиологических оснований функционирования данного вида
индустрии в нынешних реалиях.
Теоретико-методологическое осмысление сущностной значимо-
сти индустрии досуга с точки зрения аксиологического подхода состоит
в научном рассмотрении организованного досуга в виде фундаменталь-
ной ценности современного общества и в тоже время как личностно ори-
ентированной ценности индивида. Известно, что наряду с неизменным
формулированием обществом инициативных запросов к поиску и апро-
бированию инновационных форм и методов проведения досуга в виде
социального заказа, постоянно прослеживается недостаточная четкость
управления организационными изменениями, связанными с созданием
и развитием ранее неизвестных направлений индустрии досуга. Поэтому
только в регулировании процесса ценностно-оценочного взаимодействия
институций индустрии досуга и личности возможно достижение успешного
функционирования многоуровневой и взаимодополняющей структуры
данной индустрии.
С позиций аксиологического подхода к постижению смыслового пред-
назначения функций индустрии досуга, также определяются социальные,
экономические связи различных сторон организации культурной жизне-
деятельности личности, прежде всего касающиеся реализации ее права
на свободу и автономию выбора сфер досуга, системы гарантий соци-
ально-культурных институтов на соблюдение прав и интересов субъектов
при осуществлении продуктивного досуга, получение определенных мате-
риальных, духовных и иных благ. Поэтому своевременная постановка про-
блемного вопроса, суть которого состоит в выявлении жизненно смысло-
вой значимости ценностей организованного досуга для конкретной лично-
сти и соответственно функций индустрии досуга в ее современных инсти-
туциях, локальных кластерах. Полученные нами ответы респондентов
(97 участника анкетного опроса, проведенного в рамках чтения дисци-
плины «Технологические основы социально-культурной деятельности»)
связаны с видением релевантности ценностей организованного досуга,
формируемых в таких институциях индустрии досуга как: интерактивные
музеи, парки культуры и отдыха, клубные объединения по любительским
интересам. Наиболее употребительными в ответах респондентов стали
следующие дефиниции предназначения индустрии досуга: средство куль-
турной социализации личности, приобщения к достижениям мировой
88
Социально-культурные явления и процессы
и отечественной культуры (45%); создание ситуаций успеха для удовлет-
ворения постоянно изменяющихся индивидуальных потребностей лично-
сти как процесса присвоения ею определенной формы социально-куль-
турной деятельности (23%); возможность развития общекультурных
и профессиональных компетенций, активации творческой самореализации
в свободное от основных занятий время (32%) и т.д. Респондентами также
обосновывается весомость социализирующей, коммуникативной, разви-
вающей, воспитательной и гедонистической функций индустрии досуга
в установлении зависимости качества их реализации от степени осмыс-
ления приоритетности факторов выбора той или иной сферы социаль-
но-культурной деятельности. В тоже время недостаточное внимание
к признанию роли личностных, групповых ценностных ориентаций в попу-
ляризации эстетических, этических идеалов, по мнению респондентов,
способно привести к социальным деформациям, связанным с деприва-
цией личностью способов дифференциации общекультурных объектов
индустрии досуга по их информационно-просветительской, рекреаци-
онной значимости, а также с минимизацией представлений о роли куль-
турных благ, их качественной составляющей в креативном пространстве.
Исходя из аналитического обзора представленных ответов, можно сде-
лать вывод, что каждый сегмент современной индустрии досуга будь то
сегмент аттракционов и игровых зон, сегмент клубной рекреации или сег-
мент природной рекреации [7, с. 31] призван обращать особое внимание
на реализацию аксиологических основ ее функционирования с учетом
применения как традиционных, так и инновационных гуманистических
технологий.
Среди аксиологических оснований функционирования современной
индустрии досуга наряду с «ценностями-целями, ценностями-средствами,
значимыми в формировании индивидуального посыла личности специа-
листа / посетителя, связанного с выбором профессиональной / любитель-
ской деятельности в том или ином сегменте данной индустрии и соответ-
ственно социально-культурных технологий» [4, с. 115] выделяются ценно-
сти-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
Ценности-отношения обеспечивают специалистам социально-куль-
турной сферы целесообразную и адекватную организацию управлен-
ческого процесса, базирующуюся на конструктивном взаимодействии
с его субъектами (персоналом конкретного сегмента досуговой индустрии,
посетителями) и объектами, в том числе культурно-бытового назначения.
Нами выделяются следующие эмпирические критерии их успешного функ-
ционирования: а) выраженность социально-культурных мотивов (социаль-
ной желательности, ценностно-смысловых установок, стремлений к про-
фессиональным достижениям); б) наличие взаимосвязи ведущего мотива
89
Социально-культурные явления и процессы
с содержанием выполняемых специалистом предметно-профессиональ-
ных действий, нацеленных на приобщение посетителей к культурным бла-
гам - факторам личностного и общекультурного развития.
На основе данных критериев фиксируются такие виды ценностей-отно-
шений как:
— отношение к индустрии досуга как к жизненно важной культурной
сфере, формирующей коммуникативно-рекреационную среду для много-
стороннего развития и совершенствования личности;
— отношение к профессиональной социально-культурной деятельно-
сти, продуктивно реализуемой в конкретном сегменте индустрии досуга,
в виде эффективного средства получения нового социального опыта для
насыщения потребности в общекультурных, профессиональных и надпро-
фессиональных компетентностях.
Способность феномена «ценностное отношение к профессиональ-
ной социально-культурной деятельности» варьироваться в зависимости
от специфики успешности / безуспешности предметных действий специ-
алиста, от того, в какой мере удовлетворяются его информационные
потребности и жизненно значимые интересы, свидетельствует об эффек-
тивности функционирования в индустрии досуга. Как показывают много-
численные исследования в области теории социально-культурной дея-
тельности (Ариарский М. А., Ярошенко Н. Н., Ивлиева И. А., Акунина Ю. А.,
Секретова Л. В., Терехов П. П., Шарковская Н. В. и др.), отношение к дан-
ному виду деятельности в индустрии досуга, обуславливающему спо-
соб межличностного взаимодействия специалиста с конкретными посе-
тителями, представителями формальных / неформальных объединений,
референтных групп, характеризуется альтруистической направленностью,
то есть устойчивым социальным проявлением гуманности – перцептив-
ного внимания, доверия, доброжелательности, лояльности, моральной
ответственности за выполняемые профессиональные действия.
В содержательной характеристике специфики ценностных отноше-
ний в равной степени существенным является отношение специалиста
к себе как к профессионалу и как к активно действующему субъекту орга-
низационно-управленческого процесса идентифицированного направ-
ления индустрии досуга. В этой связи вполне обоснован акцент на важ-
ность системного моделирования образов «Я-реального» (представле-
ние о себе как субъекта социальных отношений, инициативных / испол-
нительских действий в настоящем времени), «Я-профессионального»
(то, как специалист оценивает себя как профессионала, ориентируясь
на этические нормы в выборе профессионально типичного стиля поведе-
ния), «Я-рефлексивного» (то, каким специалист видит развитие предмет-
но-рефлексивных отношений, как осознает их восприятие другими субъ-
ектами) в виде результата выделения конкретным специалистом самого
90
Социально-культурные явления и процессы
себя из развивающей культурной среды той или иной институции инду-
стрии досуга. Именно динамика этих образов, их фиксация в простран-
ственно-предметном окружении, предопределяет уровень профессио-
нального становления специалиста социально-культурной сферы, форми-
рования его базовой культуры.
Общезначимый аксиологический функционал в индустрии досуга при-
сущ ценностям-качествам, так как именно в них проявляется профес-
сионально-личностное своеобразие специалиста социально-культурной
сферы. Это прежде всего поливариантные и в тоже время взаимообу-
словленные профессионально-деятельностные и личностные качества,
а также статусно-ролевые позиции. Взаимосвязанность многовариантных
профессионально значимых качеств с доминантными личностными харак-
теристиками специалистов детерминирована разнородностью условий,
в том числе условий, связанных с формированием креативных поведенче-
ских практик, стилевых особенностей руководства, а также активизацией
цифровой трансформации ряда сегментов индустрии досуга.
Если профессионально значимые качества специалиста включают
социальную ответственность, выраженную смысловую ориентацию
на принятие во внимание общественного, в том числе группового мнения,
резонность самостоятельного вступления в социальный контакт с посети-
телями разных секторов индустрии досуга для выявления их культурных
запросов, интеллектуальную активность, то в структуре характеристик
доминантных личностных качеств, как правило, выделяются тактичность,
адекватность самооценивания избранной модели профессионального
поведения, эмоциональная / когнитивная эмпатия, межкультурная толе-
рантность. Ключевое значение при этом принадлежит развитому стремле-
нию специалиста к адаптационной активности, саморегуляции професси-
онально ориентированных действий в проблемных ситуациях, аффилиро-
ванных с межличностной, публичной коммуникацией, целесообразностью
соблюдения нравственных норм и правил делового этикета.
Овладение данными качествами как ценностями гарантирует нали-
чие аксиологической компетентности специалиста в виде мотивирован-
ной способности, базирующейся на ценностно-смысловых установках,
ценностно-ориентационном единстве знаний, умений и навыков, а также
социальном опыте. Показателями ее сформированности выступают сле-
дующие обобщенные характеристики:
— когнитивные (владение информацией о смысловом содержании
ценностей, признание востребованности их роли в организации соци-
ально-культурной деятельности, умение выделять конкретные ценности
из источников стимулирования досуговой активности посетителей);
91
Социально-культурные явления и процессы
— эмоционально-оценочные (оценочное отношение к ценностям как
к личностно приемлемым эталонам должного в различных социальных
ситуациях, интенсивность их постижения, эмоциональный отклик на пред-
метное воплощение общественных ценностных образцов: эстетических,
этических);
— мотивационно–поведенческие (обоснование причин, определяю-
щих регуляцию динамики выбора конкретных ценностей, готовность к реа-
лизации механизма «эмоциональной коррекции» процесса расширения
сфер профессиональной социально-культурной деятельности, выявление
сущностного смысла реально действующих объективных ценностей).
Выделенные нами ценности-отношения и ценности-качества не в пол-
ной мере способны гарантировать достижение соразмерного уровня осу-
ществления социально-культурной деятельности в институциях индустрии
досуга, инновационно-образовательных, рекреационных, арт кластерах,
если не будет обозначена еще одна подсистема аксиологического осно-
вания функционирования индустрии досуга, то есть подсистема ценно-
стей-знаний. Данная подсистема вбирает не только социально-гуманитар-
ные, в том числе специальные психологические, педагогические, культу-
рологические знания, сопряженные с конкретным уровнем их осмысления,
но и аналитические умения осуществить поиск и признание их значимости
на основе учета закономерностей развития современной парадигмы соци-
ально-культурной деятельности.
Ценности-знания – это конкретно регламентированная и организован-
ная система социально-гуманитарных знаний, обобщенных умений твор-
ческого самоопределения, представленная в виде целостного спектра
педагогических теорий развития и социализации личности, в частности:
концепции методологии и теории социально-культурной деятельности [8;
9], теории воспитательного потенциала современной индустрии досуга [7],
теории социализации личности [2], теории социокультурной ресоциализа-
ции личности [3], теории социально-культурной активности личности [6].
К принципам их продуктивного функционирования во внешнем (социаль-
ном) макро / микропространстве индустрии досуга нами отнесены: прин-
цип личностно-смысловой ориентированности выбора современных
институциональных практик досуговой направленности; принцип индиви-
дуально-личностного культурного развития с учетом признания уникаль-
ности витального и профессионального опыта специалиста / посетителя;
принцип добровольности и сознательности выбора предпочитаемых сег-
ментов индустрии досуга; принцип свободы определения цели, содержа-
тельных форм и методов проведения продуктивного досуга; принцип вос-
требованности впечатлений о разумных развлечениях личности в повсед-
невной жизнедеятельности; принцип обратной связи в формате оценки,
92
Социально-культурные явления и процессы
отзыва, личного / общественного мнения, фиксирующего результаты осу-
ществления социально-культурной деятельности.
Интенсивность процесса овладения личностью ценностями-знани-
ями обусловлена следующими отличительными признаками, способству-
ющими как профессионально-нравственной зрелости специалистов, их
карьерному росту, так и стимулированию структурных изменений в инду-
стрии досуга с целью создания желаемого образа организации культурной
жизнедеятельности посетителей. К ним отнесены:
— наличие интегрированной структуры функционирования высшего
профессионального образования социокультурной направленности, обе-
спечивающей формирование высококвалифицированных креативных
специалистов, способных избирать активные формы приобретения, углу-
бления и совершенствования специальных знаний, умений и навыков;
— совершенствование основ поступательного развития сферы куль-
турных услуг, ориентированных на использование человеческого капи-
тала как интенсивного производительного фактора в трансформирую-
щимся обществе;
— создание мобильной информационно-сетевой инфраструктуры обе-
спечения управления ресурсной базой социально-культурной деятельно-
сти индустрии досуга с использованием изобразительно- выразительных
возможностей новейших информационно-коммуникационных и цифровых
технологий;
— проектирование и реализация организационно-экономических усло-
вий для оперативного применения инновационных форм и методов соци-
ально-культурной деятельности в конкретных направлениях индустрии
досуга, занимающихся распространением новых знаний, их адаптирова-
нием к духовным потребностям посетителей;
— экономическое обеспечение синергетического эффекта простран-
ственно-локализованных рекреационных кластеров и культурных институ-
ций в системе функционирования индустрии досуга.
Рассмотренные группы ценностей как аксиологических оснований
функционирования современной индустрии досуга определяют тональ-
ность организации социально-культурной деятельности, тем самым, обу-
славливая элективность как к самим ценностям, так к постоянно обнов-
ляющимся структурным компонентам индустрии досуга. Гуманистические
параметры индустрии досуга, выступая ее неизменными ориентирами,
позволяют фиксировать уровень расхождения между реальной социо-
культурной действительностью и автономно действующими моделями
локализованных рекреационных кластеров, институций данной инду-
стрии, а главное, творчески стимулировать их к ускоренному преодолению
существующих разностей.
93
Социально-культурные явления и процессы
Список литературы
1. Акунина Ю. А. Альтернативные пути финансирования в современной инду-
стрии досуга // Культура: теория и практика. 2015. № 4 (7). С. 1-6.
2. Мудрик А. В. Социализация в контексте социокультурных расколов // Педа-
гогическое образование и наука.2016. № 4. С. 9-13.
3. Мацукевич О. Ю. Инклюзия как принцип гуманизации современной культуры
//Социально-культурная деятельность в современном гуманитарном дис-
курсе: коллективная монография. Сост. и науч. ред. Н.Н. Ярошенко. Москва:
МГИК, 2021. С. 66-74.
4. Шарковская Н. В. Аксиологическая направленность современной индустрии
досуга // Вестник Московского государственного университета культуры
и искусств. – 2021. -№ 4 (102). – С. 112-118.
5. Шарковская Н. В. Индустрия досуга как социально-культурный феномен //
Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –
2020 -№ 2 (94). – С. 126-134.
6. Шарковская Н. В. Теоретико-методологические основания научного иссле-
дования социально-культурной активности личности: монография. –
Москва: МГУКИ, 2007. – 109 с.
7. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. –
2015. - № 4 (44). – С. 28-35.
8. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной дея-
тельности: учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: МГУКИ, 2013. – 456 с.
9. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в современном дис-
курсе научных исследований // Социально-культурная деятельность
в современном гуманитарном дискурсе: коллективная монография. Сост.
и науч. ред. Н.Н. Ярошенко. Москва: МГИК, 2021. С. 21-31.
94