Аксиологическая направленность личности педагога ДОУ
Щербина А.И. старший преподаватель КубГУ, Краснодар, Россия гоМаЛатаИ. ги
Аннотация: Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов. Личностные ценности показывают позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру и образуют нравственную позицию личности: либо положительную с точки зрения общепринятых ценностей, либо отрицательную, что по разному проявляется в деятельности педагогов ДОУ. В связи с этим определение личностных предпосылок, детерминирующих успешность профессиональной деятельности играет особую роль.
Ключевые слова: педагог, аксиологическая направленность, ценности, личность.
Вся история человечества - это история смены общественных и личностных ценностей и ценностных ориентаций под влиянием этнической, социальной, профессиональной, образовательной, половозрастной дифференциации человечества. Вопрос определения ценностей человечества обостряется в ключевые, сложнейшие моменты, имеющие значение для дальнейшего выживания и развития человеческого сообщества. Действие педагога предстает как акт духовно-нравственного поведения, а поступок рассматривается как моральная ценность его субъективных мотивов, его значение для «строительства» духовно-нравственных взаимоотношений с воспитанником. Поэтому для поступка воспитателя более, чем для других профессий, важна оценка выражения того или иного отношения. В его моральных высказываниях всегда содержится ценностная информация, которая отражает не только факт совершения действия, но и его значение для окружающих.
Важным для оценки нравственного поступка воспитателя с нравственной стороны, является его результат. Но не менее важным можно считать и мотив определенного поступка. «Мотив - это побуждение, заключенное в собственном сознании человека: его чувство, желание, интерес, убеждение, потребность, цель и т.д. (Братусь, Б.С., 1985, с.65). Интересы, цели, потребности педагога могут быть обусловлены объективными социальными факторами, поэтому их субъективность относительна. Но психологически они всегда им ощущаются как нечто свое, избираемое по собственной воле. Мотивы не просто побуждают человека к определенной нравственной деятельности, они придают ей субъективный, личностный смысл (Леонтьев А. Н, ,1971, с. 6).
Глубинные измерения ценностей человека, его долговременные ориентиры и жизненные правила, в которых видится внутренний мир человека и без которых человек существовать не может, раскрывает философия, используя аксиологический подход. Теория, рассматривающая философские вопросы ценностей, - аксиология - возникла и оформилась как самостоятельная культурно-философская дисциплина в контексте философского анализа жизнедеятельности человека сравнительно недавно, во второй половине XIX в (Новейший философский словарь 1998 /сост. А.А. Грицанов., с.15). Личностные ценности показывают позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру и образуют нравственную позицию личности: либо положительную с точки зрения общепринятых ценностей, либо отрицательную. Принимая данную концепцию аксиологическая направленность может быть как положительная, так и отрицательная. Кроме того, эмпирические исследования с
использованием факторного анализа жизненных ценностей показывают, аксиологическая направленность личности может быть гуманистической и прагматической. Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты), указывает на важность для личности всего, что связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям (крайние случаи: достижение целей любыми путями, материальное благополучие за счет других, сохранение индивидуальности как эгоизм, высокое социальное положение ради возможности влияния и контроля над другими).
Структура ценностного пространства, представляет собой не биполярную шкалу, где гуманистические ценности противопоставляются прагматическим, а систему координат, в который ценности независимы друг от друга ортогонально направлены. Это означает, что виды аксиологической направленностей существуют в смысловой сфере личности независимо друг от друга.
Для изучения смысловой сферы личности мы применили методику исследования аксиологической направленности личности разработанной А.В. Капцовым и Л.В. Карпушиной. В качестве основного диагностического конструкта в данной методике выступают смысловые системы в структуре личности, конкретно - ценностно-смысловые отношения человека к окружающей его социальной действительности -аксиологическая направленность личности (Капцов А.В., Карпушина Л.В. 2007, с.6). Личностные ценности рассматриваются как система осознанного значимого в жизни. На уровне значимости ценности начинают приобретать биполярность: значимость может свидетельствовать о выделении объекта как положительно значимого, так и отрицательно значимого. Поэтому тест диагностирует положительную и отрицательную значимости предлагаемых аксиологических направленностей личности. В состав теста входят две группы основных шкал: группа шкал аксиологической направленности и группа шкал личностных ценностей.
Группа шкал аксиологической направленности включает шкалы гуманистической направленности (в сфере профессии, обучении и образования, семьи, общественной жизни, увлечений), шкалы прагматической направленности (в сфере профессии, обучении и образования, семьи, общественной жизни, увлечений), шкалы направленности на активность (психическую активность и физическую активность), а также интегральную шкалу гуманистической направленности и интегральную шкалу прагматической направленности.
Группа шкал личностных ценностей включает ценности гуманистической направленности (развитие себя, креативность, духовное удовлетворение, активные социальные контакты) и ценности прагматической направленности (собственный престиж, достижения, высокое материальное положение и сохранение собственной индивидуальности).
Интегральная шкала гуманистической направленности определяется через сумму шкал гуманистической направленности в пяти сферах жизни. Аналогично определяется значение интегральной шкалы прагматической направленности.
Для подсчета результатов группы шкал аксиологической направленности мы, при помощи статистической программы SPSS.13, перевели сырые баллы в универсальную Z-шкалу. Эта шкала имеет ряд преимуществ: 1) позволяет провести линейную нормализацию; 2) позволяет унифицировать любые шкалы; 3) строго определяет диапазон (от -1 до +1 - зона средних значений).
Для подсчета результатов группы шкал личностных ценностей мы перевели сырые баллы в стандартизированную шкалу (стены).
Для анализа результатов исследования мы использовали методы количественного описания данных (перевод данных в проценты).
С целью выявить уровень выраженности показателей АНЛ первичные данные были переведены в стандартную Z-шкалу.
В исследовании приняли участие 56 педагогов ДОУ г.Краснодара в возрасте до 55 лет. По шкале гуманистическая направленность в сфере профессии мы диагностировали низкий показатель у 10 испытуемых, что составляет 18% от числа подвыборки, средний результат у 35 испытуемых, что составляет 62%,высокий - у 11 испытуемых, что составляет 20% .
Для испытуемых с высокими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере профессии характерна высокая значимость его профессиональной деятельности. Такие люди отдают много времени своей работе, отдают ей все силы и творческие способности. Стремятся к моральному удовлетворению, они требовательны к себе, стараются быть мягкими в отношениях с сослуживцами.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере профессии характерна низкая значимость его профессиональной деятельности, она рассматривается как необходимая часть социального существования личности. При этом человек относится равнодушно к работе, к проблемам профессионального роста и самосовершенствования, а также он характеризуется отсутствием необходимости тратить свой творческий потенциал на решение производственных задач и общение с коллегами по работе.
По шкале гуманистическая направленность в сфере обучения и образования у женщин мы диагностировали низкий показатель у 7 испытуемых, что составляет 13% от числа подвыборки, средний результат у 39 испытуемых, что составляет 69%,высокий - у 10 испытуемых, что составляет 18%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере обучения и образования характерно стремление на повышение уровня своей образованности и расширения кругозора, развития собственных способностей. Главное в жизни - это процесс обучения и учения для получения новых знаний, умений, навыков. Кроме того, данная направленность характерна для человека, имеющего желание преобразовать окружающий мир, внести в область изучаемого знания что-то новое, ранее не известное совместно со своими единомышленниками.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере обучения и образования характерно стремление на ограничение освоения новых знаний в пределах жизненной необходимости, а также ограничение контактов в сфере обучения.
По шкале гуманистическая направленность в сфере семьи мы диагностировали низкий показатель у 12 испытуемых, что составляет 21% от числа подвыборки, средний результат у 33 испытуемых, что составляет 59%,высокий - у 11 испытуемых, что составляет 20%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере семьи характерно стремление на сохранение теплых отношений с членами семьи, построенных на взаимной ответственности и взаимовыручке. Такой человек ценит в супружестве любовь, дружбу, взаимопонимание, стремится изменить к лучшему свойства своего характера, а также стремится разнообразить жизнь в своей семье. Высокое значение для человека имеет все, что связано с жизнью его семьи Для испытуемых с низкими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере обучения и образования характерно сохранение консервативных традиций в семейной жизни. Предпочитает формальное отношение к брачным обязательствам.
По шкале гуманистическая направленность в сфере общественной жизни мы диагностировали низкий показатель у 9 испытуемых, что составляет 16% от числа подвыборки, средний результат у 42 испытуемых, что составляет 75%,высокий - у 5 испытуемых, что составляет 9%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере общественной жизни характерно стремление на увеличение круга общения, на обеспечение возможности развивать свои способности в сфере общественно-политической жизни, вносить в нее как можно больше разнообразия. Такие люди быстро откликаются на любые изменения, происходящие в общественной жизни страны, своего города, стараются изменить к лучшему жизнь людей и свою жизнь. Когда им что-то удается сделать в этой сфере, получают огромное моральное удовлетворение. Для испытуемых с низкими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере общественной жизни характерно стремление на избегание активной совместной деятельности, на ведение стабильной жизни. Такие люди придерживаются принципа стабильности в общественно-политической жизни, считают, что нужно приспосабливаться к социальным обстоятельствам жизни, а не тратить время на их совершенствование.
По шкале гуманистическая направленность в сфере увлечений мы диагностировали низкий показатель у 8 испытуемых, что составляет 14% от числа подвыборки, средний результат у 39 испытуемых, что составляет 70%,высокий - у 9 испытуемых, что составляет 16%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере увлечений характерно стремление на увлеченность любимым делом, которое дает возможность для творчества, для духовного удовлетворения. Характерна высокая значимость для человека его увлечений, хобби, они считают, что без увлечения, без единомышленников в в увлечениях жизнь человека во многом неполноценная. Для испытуемых с низкими показателями по шкале гуманистическая направленность в сфере увлечений характерно стремление на индивидуализацию в увлечениях, либо незаинтересованностью в самой сфере увлечений, отсутствием хобби. Прикрываются постоянной занятостью на работе и дома. Эти настроения часто связаны с возрастным периодом жизни и со степенью удовлетворенности всех потребностей в той или иной сфере.
По шкале прагматическая направленность в сфере профессии мы диагностировали низкий показатель у 10 испытуемых, что составляет 18% от числа подвыборки, средний результат у 37 испытуемых, что составляет 66%,высокий - у 9 испытуемых, что составляет 16%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере профессии характерно стремление к достижению результатов, высоко оцениваемых в значимом для человека ближайшем окружении. Для такого человека характерными являются такие факты как получение конкретной выгоды, достижение запланированных результатов, позволяющих гордится ими.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере профессии характерно отсутствие желания работать в полную силу для достижения корыстных и социально-одобряемых результатов.
По шкале прагматическая направленность в сфере обучения и образования мы диагностировали низкий показатель у 10 испытуемых, что составляет 18% от числа подвыборки, средний результат у 39 испытуемых, что составляет 69%,высокий - у 7 испытуемых, что составляет 13%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере обучения и образования характерно стремление человека на извлечение из своей профессиональной деятельности как можно больше практической выгоды. Человек проявляет желание выделиться своими результатами, похвалиться достигнутым:
высоким материальным положением, высоким социальным статусом, давно поставленными глобальными целями.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере обучения и образования характерно конформное поведение и пассивность. Такие люди считают, что сфера обучения не является той сферой, где можно получить материальную выгоду или стоит проявлять свои способности к достижению лучших, чем у других, результатов.
По шкале прагматическая направленность в сфере семьи мы диагностировали низкий показатель у 8 испытуемых, что составляет 14% от числа подвыборки, средний результат у 40 испытуемых, что составляет 70%,высокий - у 9 испытуемых, что составляет 16%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере семьи характерно стремление на обеспечение признания успеха семьи со стороны окружающих. Такие люди отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье, особенно - материальное. Для них является характерным заинтересованность в информации о жизни других семей с целью сравнения весомости их собственных достижений. Кроме того, они стремятся строить свою семейную жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания, убеждения.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере семьи характерно игнорирование мнения других об успехах семьи, игнорирование материального достатка как главной семейной ценности, безразличное отношение к размеренному отношению к семейной жизни и процессу воспитания детей. По шкале прагматическая направленность в сфере общественной жизни мы диагностировали низкий показатель у 7 испытуемых, что составляет 13% от числа подвыборки, средний результат у 42 испытуемых, что составляет 74%,высокий - у 7 испытуемых, что составляет 13%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере общественной жизни характерно стремление к достижению реальных, конкретных результатов в своей общественно-политической жизни, часто ради повышения своей самооценки. Они часто придерживаются актуальных текущих политических взглядов. Профессионально честолюбивы, умеют получить материальную выгоду из участия в общественных мероприятиях.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере общественной жизни характерно стремление к приспособлению к существующим общественным, политическим обстоятельствам, либо незаинтересованность в конкретных результатах и выгоде от участия в общественно-политических мероприятиях.
По шкале прагматическая направленность в сфере увлечений у женщин мы диагностировали низкий показатель у 8 испытуемых, что составляет 14% от числа подвыборки, средний результат у 40 испытуемых, что составляет 72%,высокий - у 8 испытуемых, что составляет 14%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере увлечений характерно стремление к получению практического результата и материальной выгоды от своих увлечений, а так же высокой оценки другими людьми своих увлечений. Такие люди любят проводить время за любимым делом, которое отличает выгодно человека от других.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале прагматическая направленность в сфере увлечений характерна склонность к увлечениям, которые не требуют никаких усилий и дают релаксирующий эффект.
По шкале направленность на психическую активность мы диагностировали низкий показатель у 12 испытуемых, что составляет 21% от числа подвыборки, средний
результат у 33 испытуемых, что составляет 59%,высокий - у 11 испытуемых, что составляет 20%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале направленность на психическую активность характерно стремление на рефлексию тех или иных фактов жизни, на объяснение происходящих событий, на сознательное планирование своей деятельности, поведения, всей жизни.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале направленность на психическую активность характерна спонтанность, игнорирование планирования и четкого расчета в предпринимаемых делах и деятельности.
По шкале направленность на физическую активность мы диагностировали низкий показатель у 8 испытуемых, что составляет 14% от числа подвыборки, средний результат у 41 испытуемых, что составляет 73%,высокий - у 7 испытуемых, что составляет 13%.
Для испытуемых с высокими показателями по шкале направленность на физическую активность характерно стремление человека к поддержанию контактов с окружающим его миром, поддержание здоровья с целью реализации базовой человеческой потребности в движении.
Для испытуемых с низкими показателями по шкале направленность на психическую активность характерна уклоняемость от физического труда, от возможности что-то сделать своими руками. Предпочитают активный отдых пассивному. По интегральной шкале гуманистической направленности мы диагностировали низкий показатель у 7 испытуемых, что составляет 13% от числа подвыборки, средний результат у 42 испытуемых, что составляет 74%,высокий - у 7 испытуемых, что составляет 13%.
Для испытуемых с высокими показателями по интегральной шкале гуманистической направленности характерно стремление человека к самосовершенствованию, достижению более полной реализации своего внутреннего творческого потенциала. Проявляется стремление к получению морального удовлетворения от того, что он совершает, а так же к соблюдению этических норм, дружелюбия в процессе общения с другими людьми.
Для испытуемых с низкими показателями по интегральной шкале гуманистической направленности свойственна самодостаточность, они равнодушны в отношении к работе, к жизненно важному делу, творчески ограничены. Скрытны, малообщительны. По интегральной шкале прагматической направленности мы диагностировали низкий показатель у 7 испытуемых, что составляет 13% от числа подвыборки, средний результат у 41 испытуемых, что составляет 73%,высокий - у 8 испытуемых, что составляет 14%.
Для испытуемых с высокими показателями по интегральной шкале прагматической направленности характерно стремление к признанию и уважению, одобрению со стороны окружающих, желанию получения конкретного ощутимого результата любым путем, стремление к высокому уровню материального благосостояния. Для испытуемых с низкими показателями по интегральной шкале прагматической направленности характерно отсутствие претензий на социальную престижность и высокий социальный статус, отсутствие важности материальных стимулов деятельности, склонность к конформному поведению.
Таким образом, исследование аксиологической направленности личности по шкале гуманистической направленности показало, что у большинства педагогов ДОУ отмечается высокий и средний уровень данных показателей.
Исследование аксиологической направленности личности по шкале прагматической направленности показало, что у большинства испытуемых отмечается высокий и средний уровень данных показателей, что свидетельствует о стремлении к признанию и
уважению со стороны окружающих людей, достижения ощутимого результата в своей профессиональной деятельности.
Исследование аксиологической направленности личности по шкалам психической и физической активности показало, что у большинства испытуемых отмечается высокий и средний уровень данных показателей, что свидетельствует о сознательном планировании своей деятельности, поведения.
Исследование личностных ценностей выявило у большинства испытуемых высокий и средний уровень данных показателей, что свидетельствует об активном отношении педагогов дошкольных образовательных учреждений к аксиологическим ценностям.
Библиография
1. Братусь Б.С. 1985. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) М. 64 с.
2. Капцов А.В., Карпушина Л.В. 2007. Аксиологическая направленность личности. Самара. 44 с.
3. Леонтьев А. Н. 1971. Потребности, мотивы и эмоции. М. 40 с.
4. Новейший философский словарь. 1998. / сост. А.А. Грицанов. Мн. 896 с.