Научная статья на тему 'Аксиологическая модальность публицистического текста: на материале бюллетеней И. А. Ильина «Наши задачи»'

Аксиологическая модальность публицистического текста: на материале бюллетеней И. А. Ильина «Наши задачи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / И.А. ИЛЬИН / "НАШИ ЗАДАЧИ" / СВОБОДА / ПРЕДМЕТНОСТЬ / ЛЮБОВЬ / AXIOLOGICAL MODALITY / JOURNALISTIC TEXT / I.A. ILYIN / "OUR MISSION" ("NASHI ZADACHI") / FREEDOM / THINGNESS / LOVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьева Ольга Максимовна

Данная работа выполнена в рамках новейшего направления в изучении языка СМИ аксиологического. В статье на материале философско-публицистических листков Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» показано, что одной из важнейших характеристик публицистического текста является аксиологическая модальность, обусловленная системой ценностей его создателя. Аксиологическую шкалу автора «Наших задач» в полной мере отражает лексическая система исследуемых текстов, представляющая собой строгую иерархию лексико-семантических полей, которые раскрывают содержание ключевых понятий публицистики И.А. Ильина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological modality of journalistic texts: following Ivan Ilyin bulletins “Our Mission”

This work was performed as part of one of the latest trends in the study of media language the axiological one. The article following material of the philosophical and journalistic sheets by Ivan Ilyin “Our mission” (“Nashi zadachi”) shows that one of the most important characteristics of a media text is axiological modality, due to the system of values of its creator. The lexical system of studied texts fully reflects axiological scale of the author of «Our mission» representing a strict hierarchy in lexical-semantic fields thus revealing the content of key concepts of I. Ilyin journalism.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая модальность публицистического текста: на материале бюллетеней И. А. Ильина «Наши задачи»»

Язык СМИ

О.М. Афанасьева

Аксиологическая модальность публицистического текста: на материале бюллетеней И.А. Ильина «Наши задачи»

Данная работа выполнена в рамках новейшего направления в изучении языка СМИ - аксиологического. В статье на материале философско-пу-блицистических листков Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» показано, что одной из важнейших характеристик публицистического текста является аксиологическая модальность, обусловленная системой ценностей его создателя. Аксиологическую шкалу автора «Наших задач» в полной мере отражает лексическая система исследуемых текстов, представляющая собой строгую иерархию лексико-семантических полей, которые раскрывают содержание ключевых понятий публицистики И.А. Ильина.

Ключевые слова: аксиологическая модальность, публицистический текст, И.А. Ильин, «Наши задачи», свобода, Предметность, любовь.

Аксиологическое направление в изучении публицистического текста - совсем новая, еще не сформировавшаяся окончательно область исследований, предполагающая анализ текста через призму системы ценностей, которые отражаются в нем и транслируются аудитории. Это направление опирается на достижения функционального, лингвокультурологического, интенцио-нально-коммуникативного, лингвоэтического подходов1.

Как правило, публицистический текст является мощным средством внедрения в когнитивную систему реципиента определенных концептуальных конструкций, «моделей мира»2, а значит, и некоторой системы ценностей. При этом журналист интерпретирует, оценивает факты социальной действительности, о которых пишет (= формирует ценностные установки аудитории), в соответствии со своей аксио-

© Афанасьева О.М., 2016

логической шкалой. Безусловно, публицистический текст влияет на формирование отношения читателя к действительности, на формирование правил поведения, которыми руководствуется человек3. И с таких позиций исследование аксиологической модальности публицистического текста представляется особенно актуальным.

Под аксиологической (оценочной) модальностью принято понимать «характеристику объекта с точки зрения определенной системы ценностей»4. Аксиологический статус отдельного объекта может выражаться следующими словами и сочетаниями: «хорошо», «плохо», «(оценочно) безразлично»; «лучше», «хуже», «равноценно»; «позитивно ценно», «является добром», «негативно ценно», «есть зло»5.

Гипотезой данного исследования стало предположение о том, что слова, выражающие аксиологическую модальность публицистического текста (по сути, формирующие ценностную шкалу аудитории издания), могут не быть представлены явно в тексте. Для выражения аксиологической модальности публицистического текста достаточно соотнесенности того или иного слова с лексико-семантическим полем6 (далее - ЛСП) с архисемой «добро» или с ЛСП с архисемой «зло», обычно проявляющимися в той или иной степени в любом публицистическом тексте, либо с общей периферией этих двух ЛСП (объекты действительности, именуемые словами, находящимися на общей периферии ЛСП с архисемой «добро» и ЛСП с архисемой «зло», передают аксиологический статус «(оценочно) безразлично»).

Вместо ЛСП с архисемой «добро» и ЛСП с архисемой «зло» в публицистическом тексте могут присутствовать другие ЛСП, семантически соотносимые с данными (такими ЛСП могут стать поля с архисемами «истинно» или «ложно», а также ЛСП с архисемами «нравственно» или «безнравственно» и подобные). Данная гипотеза базируется на положении о системности лексики текста: публицистический текст (или корпус текстов) отражает систему взглядов (или фрагмент этой системы), значит, весь словарь публицистического текста организован системно, и это может быть показано через описание системы ЛСП, представленных в данном тексте7.

К творчеству Ивана Александровича Ильина было решено обратиться не случайно. По оценке его современников и сегодняшних исследователей, в этом наследии содержатся мысли и искания, которые могли бы сыграть и в настоящем, и в будущем России немалую роль8. В качестве источника исследования выбраны философско-пу-блицистические листки «Наши задачи», издававшиеся И.А. Ильиным в 1948-1954 гг. В данных бюллетенях сконцентрирован жизненный и политический опыт И.А. Ильина, одного из самых ярких

творцов «белой» идеологии, человека, заметившего более чем полвека назад утрату жизненных ориентиров, которая так сильно ощущалась на рубеже XX и XXI вв. и все еще ощущается теперь.

Объектом исследования стали микроконтексты, отражающие ключевые понятия публицистики И.А. Ильина («Бог», «человек», «духовность», «законы духа», «свобода», «любовь», «Предметность», «культура» и др.), предметом - вычлененные из этих микроконтекстов ЛСП с архисемами «Бог», «человек», «духовность», «законы духа», «свобода», «любовь», «Предметность», «культура». Интересующие исследователя микроконтексты были отобраны методом сплошной выборки из всех 215 выпусков «Наших задач», изданных И.А. Ильиным9.

Посредством метода лексико-семантического анализа было выявлено, что ЛСП, отражающие ключевые понятия публицистики И.А. Ильина (как и все ЛСП, представленные в текстах «Наших задач»), образуют стройную систему, элементы которой соотносятся следующим образом10:

Субъективно-личное измерение Предметности

Объективно-ценностное измерение Предметности

ЛСП с архисемой «Бог» (1)

ЛСП с архисемой «духовность» (2), соотносимое и с личной духовностью человека, и с высшим духовно-божественным измерением жизни Законы духа

ЛСП с архисемой «законы духа» (3) (= свобода, любовь, Предметность)

ЛСП с архисемой «любовь» (4)

ЛСП с архисемой «Предметность» (5)

ЛСП с архисемой «свобода» (6)

ЛСП с архисемой «человек» (7)

(его часть со значением «культуротворящий человек»)

ЛСП с архисемой «культура» (8)

(его часть, раскрывающая понятие «истинная культура», включающее в себя основанные на свободе, любви и Предметности религию, веру, церковь, право, правосознание, политику, государство, армию, хозяйство и труд, медицину, семью, воспитание, образование, науку, искусство, прессу, язык)

ЛСП с архисемомй «человек» (9) (его центр)

ЛСП с архисемой «культура» (10) (его часть со значением «лжекультура», включающее в себя все то, что создано без свободы, без любви и без Предметности)

ЛСП с архисемой «человек» (11)

(его часть со значением «продажный человек»)

ЛСП с архисемой «ненависть»(12)

ЛСП с архисемой «продажность» (13)

ЛСП с архисемой «рабство» (14)

ЛСП с архисемой «дьяволов дух» (15)

ЛСП с архисемой «дьявол» (16)

«Точкой отсчета» в аксиологической системе И.А. Ильина является человек (9)11 - личность, поступки и «творения» которой прямо или косвенно оцениваются в «Наших задачах», а своего рода «системой координат» стали два измерения понятия «Предметность»12 - объективно-ценностное (верна ли жизненная цель человека?) и субъективно-личное (искренне ли предан человек своей жизненной цели?)13.

Предметность, по И.А. Ильину, - это служение Предмету14, ценности, которая придает жизни «высший, последний смысл»15, т. е. тому объекту, который человек выбрал как точку приложения своих жизненных сил16. «Предметность можно было бы описать как включение себя в Дело Божие на земле; или как вплетение себя в Его ткань; или как вхождение в Его поток; как отождествление своего дела с Его делом, своего успеха с Его успехом, своей силы с Его силою»17.

Поскольку у Предметности два измерения, существуют четыре возможности: человек субъективно предметен, а объективно нет (I), объективно предметен, а субъективно нет (II), человек не предметен ни субъективно, ни объективно (III), человек предметен и субъективно, и объективно (IV). Лишь в последнем случае его Предметность подлинная18.

ЛСП, передающими аксиологическую модальность исследуемого текста, являются ЛСП с архисемой «Предметность» (семантически соотносимое со словом «добро», в том числе и через слово «благо»19 [65-194]20) и ЛСП с архисемой «продажность»21, раскрывающее состояние, в котором находится человек не предметный ни субъективно, ни объективно. Данное ЛСП соотносится с ЛСП с архисемой «зло» через лексические единицы «исконно-завершенное зло» [32-72], «воинствующее зло» [39-95].

С аксиологической модальностью данного текста связано и ЛСП с архисемой «свобода». Сама по себе свобода, по И.А. Ильину, не является ценностью, благом. Ценностью является лишь духовная [213-348], предметная [180-181], внутренняя [36-83] свобода -такая свобода, которая описывается в «Наших задачах» как «сила и искусство человека определять себя самого к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности» [213-347], как «высокое искусство, сочетающее воедино самостоятельность бытия и верность предмету» [200-278], как «умение сочетать независимость с лояльностью» [146-41].

Недуховная свобода [156-178], бессердечная свобода [180-179], беспредметная свобода [180-180], внешняя свобода [36-82], формальная свобода (включающая в себя свободу тайного предательства и явного погубления) [115-378]) и - тем более - противопред-

метная свобода [180-180], «свобода», «освобождающая» человека от третьего (духовного) измерения [57-161], свобода от совести [139-11], свобода от ответственности [156-78], свобода бесчестия [159-92], свобода от правосознания [156-78], свобода от великодержавных задач [124-408], свобода от национальной культуры [57-160], свобода разнуздания [65-194], свобода преступления [65-194], полная свобода [115-377], безмерная свобода [58-165] ценностью для И.А. Ильина не являются. Такая, без Предметности и без любви, свобода вырождается в произвол [128-424], в несвободу [180-180], в исконно-завершенное зло [32-72], в подчиненность власти тьмы [27-57], т. е. в рабство (при засилье дьявола [66-199]).

Система ценностей автора текста проецируется на восприятие любого явления, на толкование любого понятия, о чем свидетельствует структура ЛСП с архисемой «любовь»22. Один из тематических рядов данного ЛСП, помогающих раскрыть смысл, который И.А. Ильин вкладывал в понятие «любовь», - тематический ряд «Объекты любви», в который входят слова и словосочетания «Бог» [22-40], «Россия» [82-251], «Государь» [127-422], «свой народ» [66-195], «чужая душа и жизнь» [203-295], «природа» [181-187], «земля» [88-282], «труд» [189-220], «свой родной язык» [193-243], «духовная культура» [193-243], «правда» («люди правдолюбивые» [191-234]), «свобода» [127-421] и др. Таковы достойные любви объекты - «нечто такое, что на самом деле заслуживает цельной любви и преданного служения» [181-184] - объекты любви подлинно предметного (культуротворящего) человека.

Но не все объекты любви, по мнению И.А. Ильина, любви заслуживают. Так, не заслуживают любви: известность, почести [166-112], стремление властвовать («властолюбивые намерения» [82-251]), сам человек, если любовь к самому себе чрезмерна («не-стыдящиеся себялюбцы» [94-307]) и др.

Понятие «любовь» - носитель аксиологической модальности (любовь оценивается И.А. Ильиным через призму понятия «Предметность»: в «Наших задачах» показано, что беспредметная и про-тивопредметная любовь не может быть истинной), более того, это понятие само становится критерием оценки: человек, не отказавшийся от непредметного объекта любви, «не обуздавший своего животного себялюбия, своего практического эгоцентризма, не открывший себе глаза на свое призвание - служить, не научившийся преклоняться перед высшим Смыслом и Делом, перед Богом, будет всегда существом социально опасным» [181-184].

Через понятие любовь в «Наших задачах» раскрываются такие важные для автора бюллетеней понятия, как «русская идея»

[127-420], «русская культура» [114-371] и др. И уже одно то, что эти понятия семантически тесно связаны с понятием «любовь», дает возможность оценить их как подлинные ценности бытия русского человека.

Таким образом, изучение аксиологической модальности публицистического текста дает объективное представление об аксиологической шкале его автора, а также о том, какие ценности транслируются аудитории конкретным текстом и изданием в целом. Поэтому данное свойство публицистического текста заслуживает пристального внимания современных исследователей.

Примечания

1 Афанасьева О.М. Публицистическая картина мира: к вопросу о методах исследования // Медиальманах. 2015. № 2 (67). С. 73.

2 Язык и моделирование социального взаимодействия / Под общ. ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 7.

3 «Нормативные понятия "обязательно", "разрешено" и "запрещено" определимы через оценочные понятия. Это означает, что деонтическая модальная характеристика сводима к аксиологической модальной характеристике» (Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 17).

4 Там же.

5 Там же.

6 Под лексико-семантическим полем понимается совокупность лексических единиц, «объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» (Кузнецов А.М. Поле // Лингвист. энциклопед. слов. М.: Сов. энцикл., 1990. С. 380).

7 Афанасьева О.М. Реконструкция языковой картины мира публициста (на материале бюллетеней «Наши задачи» Ивана Александровича Ильина): Дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2000.

8 Об этом свидетельствовали выступления на Международной научной конференции «Национальный вопрос в творческом наследии Ивана Ильина. Смысл и цель общенациональной и этнокультурной политики», проведенной 22-23 декабря 2014 г. в Москве Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Институтом Наследия) при поддержке Министерства культуры РФ.

9 Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус. кн., 1993. Т. 2. Кн. 1, 2.

10 Афанасьева О.М. Реконструкция языковой картины мира публициста. С. 195.

11 (9) Здесь и далее: цифры в круглых скобках соответствуют обозначению на схеме.

12 Ильин И.А. Указ. соч. Кн. 2. С. 186.

13 Афанасьева О.М. Семантика понятия «Предметность» в публицистике И.А. Ильина // Журналистика и культура русской речи. М., 1999. Вып. 9. С. 20-38.

14 Слова «Предметность», «Предмет» в статьях И.А. Ильина пишутся как с прописной, так и со строчной буквы, что часто связано с оттенками значения этих слов. Прописная буква указывает на истинную Предметность, на достойный служения Предмет. Критерий «истинно» у И.А. Ильина связан с понятием «Бог» и с «вытекающими» понятиями: «дух», «духовные законы» (И.А. Ильин называет три духовных закона: свобода, любовь и Предметность), «истинная культура». Критерий «ложно» связан с диаметрально противоположными явлениями: с отсутствием Божественного измерения жизни, с рабством, ненавистью, продажностью (см. схему).

15 Ильин И.А. Указ. соч. Кн. 2. С. 182.

16 Такой объект может иметь истинную, объективную ценность (например, Бог, Россия, наука, подлинное искусство, воспитание детей в соответствии с требованиями совести), а может объективной ценности не иметь (например, желание любой ценой добиться высокого положения в обществе; служение подобному предмету лишает человека Предметности и делает его продажным).

17 Ильин И.А. Указ. соч. Кн. 2. С. 186.

18 Там же. С. 185.

19 «Предметность есть единый и общий источник всех благих побуждений человека... Все благие дела и побуждения человека суть видоизменения Предметности» (Там же. С. 187).

20 [65-194] Здесь и далее: в тексте статьи в квадратных скобках указан номер выпуска «Наших задач» и (через дефис) номер страницы по изд.: Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг.

21 «Под продажностью или подкупностью совсем не следует разуметь измену идее за деньги. Такая измена есть наиболее грубая форма продажности» (Ильин И.А. Указ. соч. Кн. 2. С. 110).

22 Любовь - одно из проявлений духа в человеке (Ильин И.А. Указ. соч. Кн. 1. С. 451); любовь «состоит в художественном вчувствовании в чужую душу и жизнь; она выражается в живом сочувствии и участии, в понимании, совете и помощи» (Там же. Кн. 2. С. 295).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.