Научная статья на тему 'Концепт «Русская идея» в публицистике И. А. Ильина (на материале бюллетеней «Наши задачи»)'

Концепт «Русская идея» в публицистике И. А. Ильина (на материале бюллетеней «Наши задачи») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
1152
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. ИЛЬИН / "НАШИ ЗАДАЧИ" / КОНЦЕПТ "РУССКАЯ ИДЕЯ" / ЗАКОНЫ ДУХА / СВОБОДА / ЛЮБОВЬ / ПРЕДМЕТНОСТЬ / I.A. ILYIN / "OUR MISSION" / "RUSSIAN IDEA" CONCEPT / ESPRIT LAWS / LIBERTY / LOVE / THINGNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афанасьева Ольга Максимовна

В статье раскрывается культурологический аспект концепта «русская идея» одного из ключевых концептов публицистики И.А. Ильина. Данный концепт для автора «Наших задач» немыслим вне трех законов духа, вне трех великих основ человеческой жизни и культуры свободы, любви и Предметности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Russian idea” concept in I.A. Ilyin publicistic writings (as examplified in materials of “Our mission” bulletin)

The article considers culturological aspect of “Russian idea” concept, one of the key concepts in I.A. Ilyin publicistic writings. That concept seems unthinkable to the author of “Our mission” out of the context of three esprit laws, of the three fundamental principles of human life and culture such as liberty, love and thingness.

Текст научной работы на тему «Концепт «Русская идея» в публицистике И. А. Ильина (на материале бюллетеней «Наши задачи»)»

О.М. Афанасьева

КОНЦЕПТ «РУССКАЯ ИДЕЯ» В ПУБЛИЦИСТИКЕ И.А. ИЛЬИНА (на материале бюллетеней «Наши задачи»)

В статье раскрывается культурологический аспект концепта «русская идея» - одного из ключевых концептов публицистики И.А. Ильина. Данный концепт для автора «Наших задач» немыслим вне трех законов духа, вне трех великих основ человеческой жизни и культуры - свободы, любви и Предметности.

Ключевые слова: И.А. Ильин, «Наши задачи», концепт «русская идея», законы духа, свобода, любовь, Предметность.

В философско-публицистических листках «Наши задачи»1 сконцентрирован жизненный и политический опыт русского философа и публициста, профессора Ивана Александровича Ильина - человека, который писал: «Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России»2. Уже заголовки статей, вошедших в «Наши задачи», немало говорят о мировоззрении автора: «Почему мы верим в Россию» (№ 42), «О русском национальном самостоянии» (№ 82), «Россия есть живой организм» (№ 92, 93), «Что сулит миру расчленение России» (№ 101-105), «О Русской идее» (№ 127-129), «Очертания будущей России» (№ 132, 133), «О возрождении России» (№ 150, 151).

Философия И.А. Ильина исследуется в обширной научной литературе3. Тем не менее следует отметить, что в трудах, посвященных мировоззрению этого оригинального мыслителя, практически отсутствует лингвостилистический подход к его текстам. Ни в одной из немногочисленных работ филологической направленности4 не предпринимается попыток реконструкции языковой картины мира И.А. Ильина.

© Афанасьева О.М., 2015

Исследование, часть которого отражена в данной статье, задумывалось прежде всего как лингвистическое: методом выявления лексико-семантических полей, создающих смысловое пространство всех 216 выпусков «Наших задач», были реконструированы ключевые концепты публицистики И.А. Ильина, представленные в языковом воплощении5. Одним из таких ключевых концептов является русская идея.

Размышления И.А. Ильина о русской идее6 [127-420] как об источнике и об одной из составляющих истинной русской культуры [212-343] опираются на принятие высшего духовно-божественного измерения жизни [166-111], включающего в себя три закона духа [180-179], три великие основы человеческой жизни и культуры [180-180] - свободу, любовь и предметность [180-180]7.

С точки зрения И.А. Ильина, «Предметность можно было бы описать как включение себя в Дело Божие на земле» [181-186], это «источник всех благих побуждений человека» [181-187]. По мнению философа, Предмет - та ценность, которая придает жизни «высший, последний смысл» [181-182]. По-настоящему Предметный Предмет8 включает в себя, обобщая, понятия разных уровней.

Уровень 1. Единый и великий Предмет истории - высшее Дело на земле - Божье Дело [181-182].

Уровень 2. Жизнь русского народа, бытие России - достойное, творческое и величавое бытие. Служение «русскому духу, русскому качеству, русскому величию» [181-183].

Уровень 3. Предмет как ценность и как Дело отдельного россиянина. Этот предмет истинен настолько, насколько человек включен в служение России, в ее бытие и через него - в единый и великий Предмет истории.

Предмет в понимании И.А. Ильина - это «некая живая и священная стихия, субстанция или "эссенция" духовной жизни» [182188]. Предметом не являются своя личная «польза», свой материальный прибыток, свой успех или иной лично-житейский выигрыш [166-108].

Предметность имеет два измерения - субъективно-личное (действия человека) и объективно-ценностное (цель жизни)9. Когда человек предметен и субъективно, и объективно, он становится человеком культуротворящим [212-343]10.

Понятию свобода свойственна двуплановость11. Свобода сама по себе «не переделывает» человека «к лучшему, а только "проявляет" (в фотографическом смысле) его со всеми его чертами, склонностями и страстями» [36-82], а потому «свободы <...> абсолютной <...> быть не может» [213-347]. Духовно значима не свобода вообще, а

свобода предметная [180-181], которая «обретается через Бога, в духе, в совести, в чувстве собственного духовного достоинства, в служении своему единокровному народу» [57-161]. Такая свобода «есть сила и искусство человека определять себя самого к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности» [213-347]. Свобода - неотъемлемое достояние духа и его неотчуждаемая святыня [213-344]12.

Концепция И.А. Ильина заключается в том, что «Россия всегда строилась духом свободы и предметности и всегда шаталась и распадалась, как только этот дух ослабевал, - как только свобода извращалась в произвол и посягание, в самодурство и насилие, как только сердце русского человека прилеплялось к беспредметным или противопредметным содержаниям». «Грядущая Россия должна быть свободна и будет свободна» [58-164], она выберет «верную меру свободы» [65-194], восстановит «свободу Богосозерцания и Богоисповедания» [65-193].

Любовь «есть основная духовно-творческая сила русской души» [127-421], она «состоит в художественном вчувствовании в чужую душу и жизнь; любовь выражается в живом сочувствии и участии, понимании, совете и помощи» [203-295]; она «индивидуализирует человека и отношение к нему» [203-295].

И.А. Ильин говорит о любви духовной и любви земной [119390]; о любви к Богу [22-40], к Родине [98-318], к России [141-19], о любви к своему народу [95-307], к ближнему [22-40], к духовной культуре [193-243], к своему родному языку [193-243]. Как включенные в понятие любовь Ильиным осмысливаются и общечеловеческие концепты (вера [119-390], верность [176-164], доброта [119-390], совесть [119-390], вдохновение [182-189] и др.), и концепты национально значимые, в том числе:

- Россия («Россия всюду, где бьется верное ей сердце» [28559]; «мы любили только ее, служили только ей и искали только ее блага» [132-444]; «России нужны независимые люди, думающие из верного сердца и действующие из несвязанной патриотической воли» [130-436]);

- жизнь русского народа - она «могла бы быть выражена и изображена так: свободно созерцающее сердце искало и находило свой верный и достойный Предмет» [128-424];

- быть русским («Важно не "казаться" и не "считаться"; важно быть, - быть русским, любить Россию, бороться за нее честно и грозно и стоять до конца за торжество Дела Божьего на земле» [28-59]);

- русская культура [114-371; 127-422];

- русское искусство [127-422];

- русская душа [127-421];

- национализм как «любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии» [112-363]; как «вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание», как «воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божьем саду», как «созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов» и «система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания» [112-363, 364];

- путь грядущей России [180-181];

- русская идея как идея сердца [127-420].

И.А. Ильин убежден, что «из трех великих основ всякой человеческой жизни и культуры - свободы, любви и предметности - ни одна не может быть упразднена или упущена: необходимы все три и все три обусловливают одна другую взаимно» [180-180]13.

На указанных трех основах и зиждется культура - культура свободы, культура сердца и культура Предметности [180-179], культура хозяйства и духа [42-132]. Такой - подлинной [212-343], настоящей [212-341], внутренней [127-422] культурой - является и русская национальная культура [111-359], имеющая, по словам И.А. Ильина, свою духовную и религиозную самобытность [30-64] и предполагающая «любовное взращивание русской и всех других российски-нерусских культур» [58-163].

В этом контексте максимально полно раскрывается содержание, вкладываемое И.А. Ильиным в понятие русской идеи: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова» [127-420], «она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа» [127-420].

Содержание понятия «русская идея» уточняют и мысли И.А. Ильина о душе славянской [117-384, 120-394], укрепившей свое сердце в заветах Православия [120-394], о душе русско-славянской, издревле органически предрасположенной к чувству, сочувствию и доброте и уверовавшей, что «Бог есть Любовь» [127-420], о душе русской [30-66, 42-110, 60-172, 76-231, 120-394, 127-421, 129-428, 208-317] - душе нежной, утонченной, глубокой [127-422], темпераментной от природы [127-423], доброй, благо-

родной [27-55], внутренне свободной, даровитой, легкой, певучей [97-316], самобытной [129-428].

Если «наполнить данное нам свободное и любовное созерцание настоящим предметным содержанием» (осуществить русскую идею) [128-425], для России станут возможны:

- свободная русская культура [150-58], в основе которой лежит «личная, искренняя религиозность культуротворящего человека» [212-343];

- цельность веры и религии [153-68], вера любящая, видящая, разумом обоснованная [42-106], живая религиозность [212-342]; «религиозность <...> несет в себе именно те дары, без которых культура <...> становится просто неосуществимой: чувство пред-стояния (Высшему. - О.А.), чувство задания и призванности и чувство ответственности» [212-343];

- православие - его значение в русской истории и русской культуре духовно-определяющее [117-383];

- церковь - как зиждительница, хранительница, живое средоточие религии и веры [114-371], как источник любви и благостного совета [153-69]; церковь, которая блюдет свой дух и обретается на высоте [152-66];

- живая христианская совесть, вера в силу добра, верное чутье ко злу, чувство чести и способность к верности [151-152];

- право, высшая цель которого - свобода, мир, справедливость [87-277];

- правопорядок, утвержденный живым и справедливым правосознанием [87-277];

- политика - истинная [175-159] - как искусство свободы, права, справедливости [176-162, 163], политика-служение [175-155], объединяющая людей [175-156], настоящие и мудрые политики [176-161], истинный политический успех [174-151, 174-154], который «состоит не в том, чтобы завладеть государственной властью, но в том, чтобы верно ее построить и направить ее к верной и высокой цели» [174-154], «выделение качественно-лучших сынов народа и поручение им политического дела» [256-157];

- государство - здоровое [116-397], имеющее строй правовой свободы и творческой социальности [21-38]; Российское Государство - как «правовое единство - священное, исторически преемственное, влаственное и действенное», которое «покоится на братском единении русских людей, на их верности Богу, Отечеству, государственной власти и закону» [157-81];

- возрождение России [151-63] единой, «блюдущей свою особливую веру и свою самостоятельную культуру» [45-121];

- власть - «не внеправовая и не сверхправовая, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права - всенародному правопорядку» [126-415];

- армия - с внутренним чувством военно-моральной правоты [16-26];

- солдат - как несущая духовное служение личность [97-316];

- человек - свободный, достойный и духовный [151-63], с религиозно и нравственно сильным характером [154-74];

- люди, «умеющие самостоятельно наблюдать и мыслить, способные к собственным воззрениям и независимым убеждениям» [0-6];

- восстановление и возрождение духовных сил русского народа [216-362], верность совести и чести [1-7];

- расцвет народного хозяйства [153-67], законное хозяйствование [88-280], вера в честный труд [88-280], радость труда [62-180];

- русская медицинская школа - прямое порождение духа сердечного и совестного созерцания [127-421];

- семья, строящаяся на духе сердечного созерцания и предметной свободы [129-431];

- воспитание, в свободе и к свободе, в любви и к любви [180-181], приучающее к Предметности, к смыслу, к совести, к дисциплине, к закону [173-147], воспитание патриотизма [200-278]; воспитание в народе нового русского духовного характера [216-363];

- образование - всестороннее [207-315], растящее национальную интеллигенцию [26-54];

- наука - со своим мировосприятием, со своим исследователь-ством [129-429], порождающая настоящих ученых [26-52];

- предметное русское искусство [181-187], имеющее высший художественный критерий [208-321];

- независимая национальная честная и идейная газета [9-17], несущая людям свободно-ответственное слово [192-239];

- любовь к родному языку [193-243], восстановление здоровья, смысла и художественности языка [173-144].

Из разнообразных составляющих сформированного И.А. Ильиным концепта русская идея складывается картина не только настоящего, но и будущего: «Россия вернется к свободному самоутверждению и самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического расцвета» [111-360]. Этим в значительной степени объясняется сохранение и даже возрастание интереса к воззрениям И.А. Ильина в современной философии и политологии. Филологической же науке еще пред-

стоит заняться тщательным анализом его самобытных текстов. Проведенное исследование позволило детализировать и структурировать один из основополагающих концептов языковой картины мира И.А. Ильина. На основании этого можно с уверенностью говорить о широких перспективах применения метода выявления лексико-семантических полей при анализе индивидуального стиля автора.

Примечания

Издавались И.А. Ильиным в Швейцарии в 1948-1954 гг.

[216-365] В квадратных скобках указан номер выпуска «Наших задач» и (через дефис) номер страницы по изд.: Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. Кн. 1. 496 с.; Кн. 2. 480 с.

См., например: Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997. 170 с.; Гулыга А.В. Путь к очевидности (Ильин) // Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо; Алгоритм, 2003. С. 340-363; Евлам-пиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. 512 с.; Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России. М.: Алгоритм, 2007. 240 с.; Козлова О.В. Проблема свободы в философии И.А. Ильина // История философии. 2002. № 9. С. 120-134; Лисица Ю.Т. И.А. Ильин: Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 1. С. 5-36; Он же. Творческое и идейное наследие И.А. Ильина // Социальная философия Ивана Ильина: Материалы рос. семинара 9-10 апр. 1993 г. СПб.: СПбУ, 1993. Ч. 2. С. 30-35; Мальцева А.В. Религиозно-политический акт: политическая философия И.А. Ильина. М.: МАКС Пресс, 2005. 603 с.; Офферманс В. Человек, обрети значительность!: Дело жизни русского философа Ивана Ильина - обновление духовных основ человечества // Московский журнал. 1993. № 7. С. 15-21; Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. 2-е изд. Лондон (Канада), 1975. 279 с.; Сохряков Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 249 с.; Фомин А.А. Государственно-правовая идеология И.А. Ильина. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2005. 187 с.; Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. М.: МГУ, 1997. 112 с.; Чердакова Т.Б. Ильин о нравственных основах права и государства. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2006. 102 с.; Шевцова Н.П. Культура как система ценностей: аксиология в контексте интерпретации культуры Н.А. Бердяева и И.А. Ильина. М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики, 2004. 205 с.; Яковенко Б.В. Онтолого-интуитивистское изложение учения

3

Гегеля у И.А. Ильина: религиозный смысл философии у И.А. Ильина. М.: Республика, 2003. С. 420-423.

4 Науменко-Порохина А.В. Три речи о России И. Ильина 1926-1933 годов // Аксиологические категории национальной культурной традиции в русской словесности. Калининград, 2008. С. 95-102; Стародубец С.Н. Специфика организации языковых символических средств в дискурсе И.А. Ильина: Дис. ... д-ра филол. наук. Брянск, 2009. 522 с.: ил.

5 Афанасьева О.М. Реконструкция языковой картины мира публициста (на материале бюллетеней «Наши задачи» Ивана Александровича Ильина): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 203 с. + 11 с. [Приложения. 39 с.]

6 Здесь и далее курсив наш.

7 «Вся современная культура, - писал И.А. Ильин, - сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Она захотела быть культурою свободы и была права в этом; но она не сумела стать культурою сердца и культурою предметности, - и это запутало ее в противоречии и привело ее к великому кризису» [180-179].

8 Слова «Предметность», «Предмет», «Предметный» в «Наших задачах» пишутся как с прописной, так и со строчной буквы.

9 См.: Афанасьева О.М. Семантика понятия «предметность» в публицистике И.А. Ильина // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 3. С. 60-77.

10 «Настоящий человек ищет в своей жизни прежде всего - предметности, т. е. Дела Божьего на земле; он углубляет до него каждую жизненную задачу, каждое жизненное отношение; он освещает из него все дела, исходит из него, как из задания, и восходит к нему, как к цели» [181-186]. Душою человека, предметного и субъективно, и объективно, «владеет двойная, или подлинная, Предметность. Она захватывает его душу, осмысливает его жизнь, делает его цельным и огненным и придает его жизни религиозный смысл даже и тогда, когда он сам себя не считает ни верующим, ни церковным - ибо сокровенная религиозность глубже явной и незримая церковь обширнее зримой» [181-185].

11 Афанасьева О.М. Семантика понятия «свобода» в публицистике И.А. Ильина // Журналистика и культура русской речи. 1999. № 9. С. 20-37.

12 «Тайна свободы - или, как обычно говорят, "свобода воли", - состоит в том, что сила духа способна сосредоточиваться, укреплять себя, увеличивать свою силу и превозмогать свои внутренние затруднения и свои внешние препятствия» [213-346]. «Свобода духа состоит в том, что не его определяют "влечения" и "обстоятельства", а он определяет сам себя, то расценивая свои влечения и видоизменяя свои обстоятельства, то извлекая из себя решения и свершения, идущие наперекор всем обстоятельствам и влечениям» [213-347] - определяет не ко злу, а к духовности - согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности.

13 Когда эти духовные законы угасают, свобода вырождается в рабство, Предметность - в продажность, любовь - в ненависть, культура превращается в лже-

культуру, в «беспредметное посягание и произволение», «лишенное главного, не способное ни познать истину, ни создать художественное, ни совершить любовное, благое и чистое, ни узреть и раскрыть справедливое право» [181-183; 166-108, 110; 213-350]. «Россия выйдет из того кризиса, в котором находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и Предметности» [180-179]. «Все живые источники человеческого качества - от элементарной порядочности до высших ступеней святости, - суть дело свободы, т. е. нена-вязанного и невынужденного другими людьми, самостоятельного приятия и осуществления» [65-194].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.