УДК 1(470)091 © А.Р. Станкевич
СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И КАТЕГОРИЙ В РАБОТАХ И.А. ИЛЬИНА
В статье анализируется система нравственных принципов и категорий, рассматриваемых И.А. Ильиным в своих философских трудах.
Ключевые слова: нравственность, нравственные принципы, истинная вера, нравственный опыт, любовь, свобода, совесть, справедливость, предметность, сердечное созерцание, достоинство, добро, зло, польза, вред, долг, честь, ответственность, трудолюбие, счастье.
A.R. Stankevich
SYSTEM OF ETHICAL PRINCIPLES AND CATEGORIES IN THE I.A. ILYIN'S PUBLICATIONS
The article analyzes a system of ethical principles and categories considered by I.A. Ilyin in his philosophical works.
Keywords: morality, ethical principles, true faith, moral experience, love, freedom, conscience, justice, objectivity, hearty contemplation, dignity, good, evil, benefit, harm, duty, honor, responsibility, industry, happiness.
И.А. Ильин большое внимание уделял нравственности как одной из основных тем в своем творчестве. Нравственность понимается им как способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра. Это определение наилучшим образом соответствует тому концепту «нравственность», который присутствует у И.А. Ильина. По мнению философа, тот, кто хочет исследовать нравственность, должен «углубить и расширить свой нравственный опыт». Ильин писал: «Нравственный опыт требует всего человека: он нуждается в его любви, в его страстях, в его решениях и деяниях. Человек должен отдать этому опыту всю свою личность - свою жизненную силу, свой жизненный успех, свою судьбу. Он должен предстать перед своей совестью; он должен предаться ей и деятельно зажить из нее...» [1, с. 465].
При этом в ранних работах проблемы нравственности не являются главными для философа, они возникают только в контексте историко-философских исследований (работы о Штирне-ре, Фихте, Гегеле) и попыток понять, как нужно понимать современный смысл религиозного опыта (книга «Религиозный смысл философии», статья о Шлейермахере). В противоположность этому в работах 1930-1950-х гг. вопросы нравственного возрождения человечества, выработка конкретных мер, которые помогли бы направить каждую личность на путь нравственного развития, преодоления всего негативного в себе, выдвигаются в творчестве Ильина на первый план. Именно поэтому эти работы наиболее важны для восстановления в более или менее систем-
ном виде представлений Ильина о процессе формирования личности и о необходимой для этого системе нравственности.
Ключевыми понятиями философского анализа личности, ее нравственности у Ильина являются понятия духовного опыта, религиозного опыта и нравственного опыта. В этих понятиях Ильин подчеркивает целостность внутреннего мира личности. Однако в процессе философского описания указанных форм опыта он выделяет в них некоторые основополагающие «измерения», «аспекты», которые задают, насколько органичным и правильным является развитие личности, насколько оно соответствует идеалу. Поскольку соответствующие слагаемые не возникают сами собой, более того, в мире существует множество факторов, которые мешают и даже противодействуют правильному формированию соответствующих личностных качеств, Ильин утверждает, что личность должна напряженно бороться за правильную реализацию в себе нравственного идеала, и в этой борьбе важны и усилия самой личности, и помощь окружающих - отдельных личностей и общества в целом. В связи с этим указанные важнейшие «измерения» духовного опыта личности (например, вера, любовь, свобода и т.д.) это не только и не столько наличная данность, сколько требования, которые предъявляются к личности и с которыми она должна непрерывно соотносить свою жизнь. По сути, эти требования можно назвать нравственными принципами, которым должна следовать личность на протяжении всей своей жизни (хотя сам Ильин и не любил употреблять в этом контексте термин «принцип»).
При внимательном изучении философского наследия И.А. Ильина следует провести разли-
чие между двумя рядами представлений: основными нравственными принципами (нравственными «требованиями») и нравственными категориями, которые он соотносит с заповедями христианской морали.
Что же такое принцип? Принцип (лат. ргтаршш - «первоначало», «основа») - во-первых, исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат), и, во-вторых, внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). Для И.А. Ильина это прежде всего внутреннее убеждение, которым нужно руководствоваться в своем поведении. Если нравственный принцип производен от жизни, то нравственная категория - это абстрактно-духовное понятие, направленное на формирование представления об идеальной системе отношений между людьми, об идеальном обществе.
В молодые годы Ильин был поклонником немецкой философии и в особенности системы Гегеля. Это обусловило его стремление к системности и последовательности изложения, которые отличают его ранние историко-философские работы. Однако произошедший в его мировоззрении в конце 1920-х гг. перелом привел к тому, что Ильин преодолевает зависимость от гегелевских схем. Теперь основой своих философских построений он считает религиозно-духовный опыт, который не поддается окончательной рационализации и систематизации. Поэтому он отказывается от стремления к построению жестких иерархических систем. В анализе духовного опыта нас должна вести интуиция, а не разум. В связи с этим само соотношение основных измерений нравственного опыта (нравственных принципов) в поздних трудах Ильина становится неоднозначным, отдельные измерения скорее полагаются в один ряд, чем выводятся друг из друга. Но все-таки можно попытаться привести представления Ильина в определенную систему, можно увидеть определенную иерархию в системе его представлений о структуре нравственного опыта.
На «вершине» этого опыта, как бы в качестве высшего нравственного принципа, находится требование к обладанию полноценного религиозного чувства, полноценной и предметной веры. Это требование является главным, поскольку только религиозный опыт (опыт духовной очевидности, как называл его Ильин в ранних работах) является основой всего ценного и значимого в человеческой жизни. Только придя в духовное соприкосновение с высшим Предметом (Богом), личность может сделать правиль-
ными и осмысленными все остальные измерения своего бытия. Следом за требованием обладать истиной верой Ильин располагает нравственные требования к формированию своей личности в соответствии с ценностями любви, свободы и совести. Соответствующие нравственные принципы направлены на саму личность, они имеют целью правильное формирование ее духовного «строения». Наконец, еще одну группу нравственных требований составляют принципы, которые направлены на гармонизацию отношений личности с обществом и с другими личностями. В таком качестве Ильин в основном говорит о справедливости.
Итак, высшим принципом, требованием в нравственной сфере Ильин признает принятие человеком правильной веры. Как утверждал философ, человек не может жить без веры. Есть люди, которые не верят в Бога, но они верят во что-то другое, что считают для себя действительно самым важным и существенным в жизни, что является предметом их желаний и стремлений. Вера, для И.А. Ильина, - это «главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки» [2, с. 43]. По мнению мыслителя, человек не ограничивает себя только «чувственно внешним опытом», не отводит ему преимущественного значения, основным он считает «духовный опыт», который соотносит с обретением «внутри себя» Божественного начала, которое ведет его во всей внешней жизни. Ведь человек является телесным, душевно-духовным существом. Одна из главных заповедей Православия гласит: «Да не будет у тебя других богов, кроме Сущего». Вера в Бога является одним из основных нравственных принципов философии Ильина.
Рассуждая о вере, он вводит категорию «предметности», рассматривая ее в идеальном, духовно-творческом аспекте. Жить предметно, по Ильину, «значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придаст жизни высший, последний смысл» [3, с. 182]. И далее философ отмечает: «Мы должны увидеть оком сердца предметное значение и назначение нашей жизни. Ибо в действительности мы все служим некоему высшему Делу на земле - Божьему Делу - «прекрасной жизни», по слову Аристотеля, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единственный и великий Предмет истории. И вот в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь» [3, с. 82]. В.А. Цвык, один из исследователей творчества И.А. Ильина, отме-
чает, что предметность является одним из важнейших свойств учения об очевидности. И роль философа в деле духовного и культурного обновления, с точки зрения Ильина, - расчистить путь нравственного совершенствования, облегчить человеку постижение очевидности.
Мыслитель призывал воспитывать новое поколение русских людей в системе «предметного воспитания», нравственный идеал которого должен формироваться на основе трех законов духа, по Ильину, - свободы, любви и предметности. «Предметность жизни» является тем нравственным идеалом, который дает человеку чувство собственного духовного достоинства, к которому должно стремиться новое поколение русских людей. По этому поводу И.А. Ильин писал: «Всякому человеку доступно, и достойно, и необходимо поставить в своем сердце этот молитвенный алтарь, внимать зовам совести и чести и сделать свою волю орудием Воли Божией, -и тем утвердить в себе духовное достоинство, как основу личной жизни, как верное мерило людей и их поступков, как чувство личного, общественного и политического ранга» [3, с. 191]. Идеал в понимании И.А. Ильина - это «объективно лучшее и в то же время объективно сущее, т.е. подлинно реальное, подлинное совершенство. А это есть Бог» [4, с. 356]. Рассматривая понятие «нравственный идеал», Ильин развивал идеи П.И. Новгородцева, который в своей концепции общественного идеала считал, что идеал реализуется в нравственном возвышении каждого человека и духовном единении людей в Боге, а нравственный прогресс становится заметным там, где воплощено «дело Божие» [5, с. 35].
Путь к Богу, по И.А. Ильину, не принудительный, он открывается человеку. Людям дается свобода веровать и не веровать. В Евангелии утверждается, что Богу нужна «свободная вера», «свободная молитва». Принцип свободы является неотъемлемым для нравственной философии И.А. Ильина.
Рассуждая о политической свободе в понимании Ильина, исследователь М.А. Маслин очень точно заметил, что философ оценивал ее как результат гармонического сочетания «внутренней» и «внешней» свободы личности. Человек, который не освободил себя внутренне, не может быть творцом внешней, общественной свободы. Свобода приобретается, по И.А. Ильину, самим человеком, в напряженном борении за личную духовную автономию. Автономный человек - это духовно, социально, нравственно зрелый человек, с чувством ответственности, гражданственности, способный уважать автоно-
мию других людей. Все социальные свободы, и на это обращает внимание исследователь Л.И. Василенко, вторичны у И.А. Ильина по отношению к свободе духовно зрелой личности. Люди должны «вырастить» свою свободу из правильно поставленной религиозной жизни.
Две главные заповеди в Евангелии призывают к любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 22:37 - 39). Заповедь любви к Богу, к Родине, к родителям, к ближнему, взятая И.А. Ильиным из Православия, является еще одним из основных нравственных принципов его философии. Неслучайно Ильин отмечал, что «самым глубоким и могучим источником духовного опыта и религиозной веры является любовь» [2, с. 70].
Это прежде всего «духовная любовь», которую философ понимал как человеческую любовь, которая «прилепляется к объективно-значительному и священному жизненному содержанию, которым действительно стоит жить и за которое стоит бороться и умереть» [6, с. 106]. Как отмечает один из исследователей творчества И.А. Ильина, Н.К. Гаврюшин, «прозрев сердцем в любви», человек, по мнению Ильина, обретает подлинную веру, а вера формирует волю, совесть, мышление и действия человека. Бог становится живым средоточием его духовной жизни.
Говоря о духовной любви, И.А. Ильин вводит понятие «сердечного созерцания» как «самого драгоценного и могучего религиозного акта». Он понимал под этой категорией «духовное видение, способное воспринимать чувственные и нечувственные предметы, но очищающее и символически углубляющее чувственный взор человека» [6, с. 107]. Это внутреннее «духовное око», благодаря которому человек может узреть Бога, созерцанием любви увидеть лучи Божьи. Ю.Т. Лисица, рассматривая этимологию и значение данной категории в творчестве Ильина, отмечает, что сам философ называл «сердечное созерцание» «главным органом Православного Христианства», внутренним опытным «зрением», направленным к Совершенству. А сердце, в понимании И.А. Ильина, отмечает исследователь: «.есть свободнейшая из сил человеческого духа, не терпящая ни повелений, ни запретов» [7, с. 13].
Духовное, сердечное созерцание способно присоединяться, с точки зрения мыслителя, ко «всякому культурно-творящему акту» и сооб-
щать ему духовную значимость, глубину и чистоту. Соединяясь с правосознанием, сердечное созерцание превращает его в правовую интуицию, а присоединяясь к воле, связывает ее с совестью, сообщая ей глубину и благородство. Это одно из понятий, которое можно отнести к религиозно-нравственным категориям в философии И.А. Ильина.
Еще одним нравственным принципом философии Ильина является совесть. Ее считал мыслитель «одним из чудеснейших даров Божиих», и то, к чему она зовет, есть «нравственно-совершенное». В совести действия, решения и оценки соотносятся не с мнением окружающих, а с долгом. О долге в отношении совести И. Кант писал: «Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства» [8, с. 336]. По И.А. Ильину, совесть - это ответственность человека перед самим собой, перед Богом как носителем высших универсальных ценностей. Он отмечал: «Во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересами дела, службы, предмета, совесть является главною силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной ...» [2, с. 114-115]. И далее он продолжал: «Совесть есть то светящееся лоно, из которого исходят, пронизывая всю жизнь, лучи качественности, ответственности, свободы, справедливости, предметности, честности и взаимного доверия» [2, с. 115]. Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, являясь важным механизмом утверждения справедливости и добра.
Как религиозный философ, он соотносил нравственное, духовное становление личности, нравственные принципы еще с такими основными заповедями Православия, как «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй». Именно их признание в качестве основы общественной жизни является главным признанием богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственного достойного поведения. Эти заповеди задают основную меру справедливости - еще одного из принципов нравственной философии И.А. Ильина. Но справедливость, в понятии мыслителя, соотносится с «неравенством» (на эту особенность обращал внимание ряд иссле-
дователей, в том числе Ю.И. Сохряков). По мнению Ильина, еще со времен Французской революции человечеству был передан вредный предрассудок, что люди от природы «равны» и вследствие этого с ними надо обходиться «одинаково». Но на самом деле они разного пола, дарований, принадлежат к разному духовному уровню, «неодинаковы ни телом, ни душою, ни духом». Соответственно, справедливое отношение к людям требует «предметно-обоснованного неравенства». Слабого надо щадить, ребенка надо беречь, к безвольному надо больше строгости. Таким образом, сущность справедливости, по И.А. Ильину, «состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми» [9, с. 156]. Она присуща только благородным душам, проистекает из живой наблюдательности, от доброго сердца; созерцательна и интуитивна. Как отмечал философ: «Она делает человека деликатным, «социальным», настраивает его на меру, располагает к состраданию». Справедливость родственна такту, чувство ответственности ей ближе всего. И если где-нибудь на свете -возможно, в небесах? - есть весы всеобщего уравнительства, верно взвешивающие неравенство, то, говоря о нравственных принципах, Ильин выделяет и соответствующие им категории, как те нравственные понятия, которые задают основные ориентиры для действия человека в мире, т.е. как понятия, исходя из которых, человек реализует основные нравственные требования. В определенном смысле нравственные категории близки к нравственным принципам, и граница между ними достаточно условна [10, с. 73].
Нравственные категории у И.А. Ильина можно подразделить по содержанию: благо, добро, долг, честь, достоинство, милосердие и другие а также по знаку - на положительные и отрицательные: польза - вред, добро - зло, наслаждение - страдание, счастье - несчастье и другие. У И.А. Ильина есть ряд категорий религиозно-нравственного характера, таких как сердечное созерцание, смирение, религиозное очищение, религиозная искренность, предметность и другие.
Нравственные категории относятся к понятиям нравственного сознания. Их специфика заключается, прежде всего, в том, что они по-своему выражают нравственную жизнь общества и личности. Кроме того, эти понятия используются для оценки различных поступков людей.
Большое внимание Ильин уделял нравственным категориям добра и зла. В своей книге «О сопротивлении злу силою» он подробно рассматривает эти понятия. Добро, с точки зрения
И.А. Ильина, - это «одухотворенная любовь», а зло - противодуховная вражда, слепая сила ненависти. Проблема сопротивления злу, по его мнению, разрешается основным принципом: борьба ведется одухотворенной любовью, нужно противиться злу из любви, защищая униженного. И если у стремящегося к добру нет в распоряжении психических и духовных средств для преодоления зла, то он обязан использовать психическое и физическое принуждение или предупреждение. Это является религиозной и патриотической обязанностью человека, считал Ильин. Так как дать волю злодею - значит предать слабых.
Допускал возможность применения силы для обуздания зла и известный русский философ В.С. Соловьев, также полемизируя с учением Л.Н. Толстого о непротивлении злу силой, как и И.А. Ильин.
В работах И.А. Ильина присутствует и такое понятие нравственного сознания, как долг. Если у И. Канта долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону (конечно, эти поступки совершаются не по принуждению, а по доброй воле, сознательно), то у И.А. Ильина долг - это осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется нравственным идеалом. Долг человека -делать добро другим людям, следовать по пути добродетели, не допускать в себе порочности, противостоять злу, служить «божьему делу» на земле. Сознание долга находится в тесном взаимодействии с совестью.
Рассуждая о человеке, И.А. Ильин говорил о значении труда в жизни людей, о том, что труд должен быть любимым, вдохновенным. Трудолюбие является еще одной нравственной категорией, на которую обращает внимание Ильин. Труд занимает особое место в системе нравственных ценностей. У философа в работе «Путь к очевидности» есть глава, посвященная труду. Она так и называется «Хвала труду», в которой мыслитель критикует давно известную мечту о «блаженной» стране, где царит изобилие, где «текут молочные реки в кисельных берегах», где не надо работать. Он призывает расстаться с этой утопией и понять, «.что жизненный идеал обретается где-то в совсем иных сферах. Потому что жизнь без труда - позорна и несчастна, а честный труд есть уже наполовину само счастье; да, конечно, только наполовину: ибо цельное счастье - не только в честном, но, сверх того, еще и любимом, и вдохновляющем труде над созиданием Царства Божия» [1, с. 386-387].
Вводя категорию «счастье», которая выражает определенный срез нравственной жизни че-
ловека, И.А. Ильин соотносил ее с творческим, вдохновляющим трудом над утверждением и строительством Царства Божьего на земле. Счастье в его понимании - это достаточно сильное переживание полноты бытия, состояние высшей удовлетворенности своей жизнью в служении «божьему делу». Счастье - это когда с радостью идешь на работу, когда ты значим для себя, для других, когда ты трудишься и создаешь что-то новое на благо людей, пользуешься уважением. Но всякий труд - это и исследование, «расширение человеческого горизонта, человеческих перспектив и человеческой власти» [1, с. 390]. Человек не стоит на месте, он создает нечто качественно новое, и несет ответственность за результаты своего труда.
Говоря о труде, Ильин очень негативно относился к безработице как к безнравственному явлению, от которого страдало человечество в двадцатом веке. Его слова актуальны и для наших дней. Он писал: «Пора признать и выговорить, что безработица как таковая, пусть обеспеченная или даже затопленная частными и государственными субсидиями, унижает человека и делает его несчастным. пробуждает в сердце здорового человека всевозможные ощущения личной несостоятельности, приниженности, обиды и горечи» [1, с. 387]. И, видя, как другие трудятся, он ощущает себя «сопричисленным к социальному отбросу», начинает смотреть на жизнь с безнадежностью, на правопорядок - с презрением, предается ненависти, зависти, начинает думать о мести и революции - такова печальная реакция человека на безработицу, по мнению И.А. Ильина. Здесь же он отмечал, что «здоровому человеку труд нужен, как воздух, как уважение к себе самому, как радость, как молитва» [1, с. 388].
Философ был убежден, что Россию освободят не безответственные честолюбцы, а поколение, осознавшее и принявшее духовность, стремящееся к совершенству, для которого характерно «духовное достоинство», ответственность за свои поступки. Духовное достоинство, по Ильину, состоит в том, что «предстоящий человек утверждает свою жизнь приятием Божественного, любовью к Нему и верностью Ему» [1, с. 363].
Рассматривая ответственность как нравственную категорию, Ильин делил ее на предварительную и последующую. Он отмечал, что предварительная ответственность есть «живое чувство предстояния и призванности» и в то же время - живая воля к совершенству. Основополагающее значение в культурном творчестве принадлежит именно предварительной ответственно-
С.А. Власова. Механизмы взаимодействия базовых социальных институтов России в условиях формирования информационного общества: к постановке вопроса
сти. По мнению мыслителя, ответственность всегда дисциплинирует человека, сосредоточивает его и вдохновляет.
Основываясь на принципе любви, Ильин рассматривает такие понятия, как «патриотизм» и «национализм». В современной действительности под национализмом понимают «идеологию и политику, заключающуюся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверии к другим нациям, в разжигании межнациональной вражды» [11, с. 247]. Для Ильина же национализм - это защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, причастность к судьбе нации, «любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию» [2, с. 196], а патриотизм - это чувство любви к Родине. Таким образом, у Ильина понятие «национализм» отличается от его современной трактовки, оно близко к патриотизму, но это более частное понятие. Национализм - это составная часть патриотизма с положительным значением для формирования личности. Все отрицательные проявления национальных чувств, такие как ненависть к другим народам, обособление, самомнение, философ не считал сущностью национализма, а его извращением. Национализм, по его мнению, учит чтить духовные достижения других народов, их национальное чувство, так как «они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему» [12, с. 327].
Таким образом, основными нравственными принципами (требованиями) философии И.А. Ильина являются необходимость обладать верой в Бога, требование выстраивать свою личность на основе господства в духовном опыте любви, свободы, совести и справедливости. Эти нравственные принципы действуют на основе соответствующих категорий, таких как добро и зло, долг, ответствен-
ность, честь и достоинство, трудолюбие, патриотизм и национализм, милосердие, счастье и другие. В ряде своих работ Ильин вводит категории, которые носят религиозно-нравственный характер, такие как «сердечное созерцание», «религиозная искренность», «предметность жизни», как нравственный идеал.
Литература
1. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Религиозный смысл философии. - М.: АСТ, 2003.
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. - М.: Русская книга, 1996.
3. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2 Кн. 2. - М.: Русская книга, 1993.
4. Ильин И.А. Борьба за Россию // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9-10. - М.: Русская книга, 1999.
5. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.
6. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: АСТ, 2004.
7. Лисица Ю.Т. Дар сердечного созерцания // Ильин И.А. Огни жизни. - М.: Русская книга - XXI век, 2006.
8. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4 (2). - М., 1965.
9. Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Огни жизни. - М.: Русская книга - XXI век, 2006.
10. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь // Ильин И.А. Огни жизни. - М.: Русская книга - XXI век, 2006.
11. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 2009.
12. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. - М.: Русская книга, 1996.
Станкевич Анджела Родионовна, кандидат философских наук, декан юридического факультета Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета, г. Калининград, е-mail: [email protected]
Stankevich Andgela Rodionovna, candidate of philosophical sciences, head of the law faculty, Moscow University of Finance and Law (Kaliningrad Branch), Kaliningrad, е-mail: [email protected]
УДК 009 © С.А. Власова
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
В статье обоснован тезис о том, что содержание взаимодействия социальных институтов определяется иерархией социальных потребностей и системой ценностей общества; форма взаимодействия социальных институтов определена сложившейся технико-технологической основой коммуникационных процессов.
Ключевые слова: социальные институты, система ценностей, коммуникационные процессы, информационное общество, цивилизационное развитие.