Научная статья на тему 'Концепт «Нравственность» в современном медиапространстве'

Концепт «Нравственность» в современном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
566
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ЯЗЫК СМИ / LANGUAGE OF MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьева Ольга Максимовна

Статья посвящена отражению концепта «нравственность» (и связанных с ним концептов «честь», «совесть», «ответственность (нравственная)», «долг», «уважение») в современном медиапространстве. Концепты исследуются с лингвистических позиций. Объектом анализа стали медиатексты центральных (преимущественно качественных) средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of “morality” in modern media space

The article is devoted to the reflection of the concept of morality (and its associated concepts of “honour”, “conscience”, “responsibility (moral)”, “debt”, “respect”) in modern media space. The concepts are examined from a linguistic standpoint. The object of the analysis were media texts of Central (mainly qualitative) media.

Текст научной работы на тему «Концепт «Нравственность» в современном медиапространстве»

О.М. Афанасьева

КОНЦЕПТ «НРАВСТВЕННОСТЬ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена отражению концепта «нравственность» (и связанных с ним концептов «честь», «совесть», «ответственность (нравственная)», «долг», «уважение») в современном медиапространстве. Концепты исследуются с лингвистических позиций. Объектом анализа стали медиа-тексты центральных (преимущественно качественных) средств массовой информации.

Ключевые слова: концепт, медиапространство, нравственность, язык СМИ.

Мы живем в непрерывно изменяющемся информационном пространстве, которое формирует наши представления о добре и зле, о правильном и неправильном, об истинном и ложном. Такие представления влияют и на наш образ мыслей, и на систему ценностей, и на поведенческие установки.

Средства массовой информации и другие средства массовой коммуникации создают «особую реальность, являющуюся частью социального пространства и организующую социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации»1. Эту реальность принято обозначать термином «медиапространство»2.

Важнейшей составляющей медиапространства является язык СМИ, который выступает как средство внедрения в когнитивную систему получателей информации (часто помимо их воли) некоторой системы концептов: «...суть коммуникации состоит в построении в когнитивной системе реципиента концептуальных конструкций, "моделей мира", которые определенным образом соотносятся с "моделями мира" говорящего, но не обязательно повторяют их»3.

© Афанасьева О.М., 2014

При этом когнитивная система реципиента изменяется вне зависимости от того, ставит перед собой отправитель сообщения такую задачу или нет.

Воздействие на концептосферу аудитории СМИ связано с функционированием единиц различных уровней языковой системы: фонетического, лексико-фразеологического, морфемного, морфологического, синтаксического4. Остановимся на функционировании лексических единиц, поскольку лексика - самый подвижный, чутко отражающий изменение внеязыковой реальности уровень языковой системы, и именно со словом прежде всего связано такое явление мыслительного уровня, как концепт.

Анализ того, как представлены в медиапространстве ключевые концепты русской культуры, - один из способов изучения культуры и нравственного состояния современного общества.

Предметом данного исследования стал ключевой концепт русской культуры «нравственность», объектом - прежде всего медиа-тексты центральных (преимущественно качественных) российских СМИ. Главной задачей было определить, какие представления о нравственности передаются получателю информации. В качестве основного метода исследования был выбран метод выявления и анализа лексико-семантических полей5, присутствующих в медиа-тексте, а также их соотношений. Как языковой эквивалент концепта «нравственность» рассматривалось лексико-семантическое поле с архисемой6 «нравственность» (при этом слово «эквивалент» понималось достаточно широко: концепт не может быть полностью запечатлен ни в одной из знаковых систем).

Ядром лексико-семантического поля с архисемой «нравственность»7 является слово «нравственность», имеющее значение «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»8. Нравственность регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях9, из чего следует, что лексико-семантическое поле с архисемой «нравственность» пересекается с лексико-семан-тическими полями (далее - ЛСП) с архисемами «труд», «быт», «политика», «наука» (и другими), отражающими в медиапространстве соответствующие им фрагменты действительности и концепты.

На начальном этапе исследования было выявлено, как представлено ЛСП с архисемой «нравственность»10 в медиатекстах политической тематики (анализировались репортажи А.И. Колесникова, опубликованные в газете «КоммерсантЪ»)11. В изученном

корпусе текстов лексическая единица нравственность (само ядро данного ЛСП) обнаружена не была. Отсутствовали и лингвистические единицы (далее - ЛЕ) нравственные качества политика, нравственная ответственность, нравственный и подобные.

ЛЕ моральный, примыкающая к ядру рассматриваемого ЛСП как находящаяся с ним в синонимических отношениях, встретилась лишь один раз: «Моральная установка! Надо вывести все в позитив! К лету надо поднять настроение страны!» (связь между настроением страны и моралью нам кажется сомнительной).

С понятием «нравственность» связано понятие «честь» (честь -«достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы»12). Чаще смысл ЛЕ с этим корнем был размыт (делегировать эту честь Виктору Садовничему).

ЛЕ совесть («чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом») и однокорен-ные слова в анализируемых медиатекстах обнаружены не были.

ЛЕ ответственность («ответственность (нравственная) - категория этики и моральное понятие, характеризующие личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, выражающие степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании нравственных отношений»13) в текстах встретилась несколько раз: президент... отвечает за все; правительство несет ответственность за социально-экономическое положение в стране; личная ответственность; ответственность перед людьми (это свидетельствовало о том, что такое нравственное качество политика, как ответственность, ценится).

ЛЕ с корнем долг- (долж-), как правило, отражали модальность долженствования (российская государственность должна быть устойчива к внутренним воздействиям); словосочетание музейный долг (Владимир Путин исполнил свой музейный долг - «отправился в Пушкинский на Караваджо») связано с «высоким» значением слова долг, но употреблено с ироническим оттенком (долг предполагает «превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, <...> долг - это отношение личности к обществу»)14.

ЛЕ со значением уважать («уважение - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически. признается достоинство лично-сти»15) в текстах встречались: с уважением относиться к москвичам; нужно уважать мнение меньшинства («но подчиняться выбору большинства»; о «качестве» «меньшинства» и «большинства»

вопрос не стоял, не сказано было и об уважении к жителям других регионов)16.

Таким образом, в рассмотренных медиатекстах политической тематики лексико-семантическое поле с архисемой «нравственность» практически отсутствовало, иными словами, нравственные основы современной политики представлены не были.

Может быть, отход от нравственных основ - отличительная черта политических медиатекстов, написанных одним автором?

В поисках ответа на этот вопрос было проанализировано употребление отмеченных выше ЛЕ, входящих в ЛСП с архисемой «нравственность», на страницах газет «КоммерсантЪ» и «Известия». Исследовались медиатексты различной тематики, созданные разными авторами в период с января по март 2014 г. (публикации были отобраны методом случайной выборки; рассматривалось более 80 тыс. словоупотреблений).

Данные ЛЕ в материалах любой тематики встречались крайне редко.

ЛЕ нравственность, как и однокоренные слова, обнаружена не была.

ЛЕ с корнем мораль- встретились всего три раза: «морально это неправильно, экономически это необоснованно» (о повышении цен); «моральный лидер меджилиса 12 марта полетел на встречу с президентом России Владимиром Путиным»; «В антимире, в царстве мировоззренческого вывиха, действует совсем иная логика. Здесь лояльность отечественной власти априори считается зазорной и позорной, а моральные пряники и печеньки раздаются тем, кто лоялен Бараку Обаме, Турчинову с Яценюком, Ярошу с Тягнибоком, мыслящим инопланетным ящерам, черту лысому, только бы не своей стране и не своему народу. Это своеобразный феномен тотальной, но отрицательной, наизнанку вывернутой лояльности».

ЛЕ с корнем чест- встретились четыре раза, при этом в одном случае смысл корня был проявлен нечетко (ЛЕ честно говоря). В других найденных примерах ЛЕ честь имела следующие значения: почет: «выступать за национальную команду - всегда большая честь»; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя: «организация... ведет деятельность, порочащую честь и достоинство Владимира Путина и российских органов власти, ведет активную пропаганду идей фашизма и разжигает межнациональную рознь». Эти значения являются переносными, они достаточно часто реализуются в аналогичных ситуациях, а поэтому подобные словоупотребления могут восприниматься как штамп.

С прямым значением слова честь теснее всего был связан иронический контекст, передающий мнение филологов, журналистов, поэтов, выступивших против Дмитрия Бака, подписавшего письмо в поддержку политики российского государства на Украине: «Мол, разве мы с вами не знаем, что хороший актер или музыкант - не обязательно умный человек? Разве не видим, что в списке - сплошные директора театров, киностудий, музеев, люди подневольные, финансово зависимые от государства? Понятно же, что ум, честь и совесть нации - это вовсе не они, не всенародно любимый Олег Табаков и не знаменитый на весь мир Валерий Гергиев, а мы с вами, широко известные в узких кругах и весьма ценимые друг другом интеллектуалы». Из контекста справедливо следует, что ум, честь и совесть нации (носители достойных уважения и гордости моральных качеств, люди умные, люди чести и совести) - это не те, кто «широко известен в узких кругах», а такие деятели культуры, как Олег Табаков и Валерий Гергиев. Но и этот контекст не дает полного представления о глубинном смысле концепта «честь», как и о глубинном смысле концепта «совесть».

Другие контексты к раскрытию смысла концепта «совесть» добавляют немногое: свалку засыпали землей на совесть (вместо положенных пяти метров засыпали на шесть-семь); недобросовестные коммерсанты (коммерсанты, которые «наживаются на гражданах», когда люди «находятся в безвыходном положении»; таких коммерсантов следовало назвать бессовестными, потерявшими совесть -потерявшими «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом», а не словом с более «мягким» значением; значение слова недобросовестный -«нечестно и небрежно делающий» или «плохо, небрежно сделанный»); недобросовестные компании (компании, подозреваемые в причастности к хищениям; в этом примере слово недобросовестный также выступает как эвфемизм).

ЛЕ ответственность встречалась в сочетаниях дисциплинарная ответственность, уголовная ответственность, юридическая ответственность, ответственны за нарушения правJ человека, привлечение банков к ответственности и подобных, обозначающих юридическую (а не моральную) ответственность и ее виды, а также в сочетании весьма ответственные должности.

ЛЕ с корнем долг- встречалась достаточно часто, но лишь в «экономическом» значении: вернуть долги западным банкам; «у Евгения Плющенко за долги отбирают кинотеатр "София"»; «зарубежные депозитарии Еигос1еаг и С1еа^геат через НРД начали обслуживание клиентов на российском рынке государственного

долга». ЛЕ с корнем долж- передавали модальность долженствования.

Структуру концепта «уважение» исследуемые тексты прорисовывали более четко. В ЛСП с архисемой «уважение» вошли такие ЛЕ: большое уважение к деятелю искусства (подписавшему важный политический документ); взаимное уважение и доверие (ему способствовал диалог между Святым престолом и Русской православной церковью); уважать фундаментальные права человека, в том числе права меньшинств; общественное уважение и доверие (на него «в нормальном мире, где люди ходят кверху головой, а телеги едут позади лошадей», «может рассчитывать» «поддержка, оказываемая собственному правительству», - имеется в виду поддержка позиции правительства России в вопросе о присоединении Крыма; именно это противопоставляется «моральным пряникам и печенькам», упомянутым выше). Возможно, наполнение концепта «уважение» изначальным смыслом связано со значимостью этого концепта для освещения важнейших политических событий 2014 г.

Рассмотренные в ходе исследования толкования значений анализируемых ЛЕ свидетельствуют о том, что концепт «нравственность» имеет сложную структуру. Он включает в себя другие социально значимые концепты - «честь» и «ответственность (нравственная)» (как моральные качества), «долг» и «уважение» (как требования нравственности), «совесть» (как чувство нравственной ответственности). Изученные медиатексты показывают, что смысл этих концептов, как и смысл самого концепта «нравственность», в интерпретации современных журналистов не обладает отчетливостью. Эта «размытость» представлений о нравственности, возможно, является одной из причин размытости оценок17 (одобрения или осуждения) поступков, которая наблюдается в современном медиапространстве.

Особенно настораживает изменение знака оценки (как с минуса на плюс, так и с плюса на минус) в газетных заголовках (именно на заголовки обращает внимание читатель, даже если он не собирается знакомиться с самим материалом). Для анализа методом случайной выборки было отобрано более 2 тыс. заголовков различных газет - «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Известия», «Независимая газета», «Вечерняя Москва», «Новые известия» и других18.

Морская душа потемки. Исходное выражение чужая душа потемки говорит о том, что другого человека понять сложно, ведь неизвестно, что у него в душе, притом неизвестное, скорее всего, негативно19. Этот заголовок, вызывающий негативные ассоциации, - заголовок интервью с капитаном научно-исследовательско-

го океанического судна, человеком откровенным, искренним, достойным уважения.

Кто крадется20 в дверь ко мне (подзаголовок: Как уберечь квартиру от воров). И в этом примере эмоционально-оценочный компонент, скрытый в заголовке, не соответствует содержанию материала. Ритм заголовка и тесная связь со стихотворением С.Я. Маршака «Почта» («Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне <...>? Это он, это он, ленинградский почтальон») способствуют легкому, радостному восприятию текста, вследствие чего у читателя может сформироваться неадекватное отношение к соответствующему фрагменту затекстовой действительности. Воров журналист называет (без иронии!) специалистами, забывая, что воровство - это не специальность и вор - не профессия.

Оценка - это форма нравственной санкции21, вытекающая из понимания концепта «нравственность». Оценку «человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем», «при этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла»22.

Невнимание пишущих к оценочному компоненту значения может иметь причиной размытость в их сознании границы между понятиями «добро» и «зло», которые являются наиболее общими императивно-оценочными понятиями нравственности23, при этом добро «выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесенности с идеалом»24 - понятием морального сознания, содержащим «высшие моральные требования»; именно идеал является «критерием разделения добра и зла»25.

Отсутствие морально значимого идеала, повлекшее за собой смешение добра и зла (а вместе с этим и смешение знаков оценки), породило в средствах массовой коммуникации весьма парадоксальные словосочетания26, указывающие на смешение высокого и низкого: педофилическая поэма27 (слово «поэма» в переносном значении употребляется, если говорится «о чем-нибудь возвышенном, прекрасном»: поэма любви, поэма весны28); великие грешники, великие преступники29 (ср.: великий русский язык, великие композиторы, Великая Отечественная война); знаменитый гангстер, знаменитый маньяк30, знаменитый преступник31, знаменитая банда32 (ср.: знаменитый писатель, знаменитый художник); выдающиеся бандиты33 (ср.: выдающийся ученый, выдающиеся достижения); криминальная «плеяда» Керчи34 (ср.: плеяда поэтов, плеяда русских полководцев); временные культурные ценности преступника35; проблема

определения культуры личности преступника36; культура бандит-ско-воровской жизни России37.

Даже терминологические и иронические38 словоупотребления (как и наличие кавычек) не снимают вопроса семантической несочетаемости культурно значимого и аморального. Отрицательные явления действительности будто лишаются негативной оценки и даже получают оценку положительную. Об отсутствии негативной оценки таких явлений свидетельствуют и лишенные внутренней формы (в силу заимствованности) слова «гангстер» (ср.: участник тайной разветвленной организации преступников), «киллер» (ср.: наемный убийца). По точному замечанию академика Е.П. Челы-шева, «сказать человеку "Ты убийца" - это вынести ему суровый приговор, а назвать его киллером - это как бы просто определить его профессию: "Я - дилер, ты - киллер, оба вроде делом занима-емся"»39.

Данное исследование показало, что к словам «нравственность», «мораль», «честь», «совесть», «долг», «ответственность (нравственная)», «уважение» (тем более в их глубинном значении) авторы медиатекстов обращаются редко. Эти ключевые концепты русской культуры, как правило, не являются ключевыми концептами журналистского материала. В современном медиапространстве смысловая структура данных концептов претерпевает значительные изменения. В медиатекстах различной тематической направленности, опубликованных в разных изданиях, наблюдается выветривание, размытость смысла концептов «честь», «совесть», «ответственность (нравственная)», «долг», «уважение» (за исключением употребления этого слова в политических текстах 2014 г.), «добро», «зло», «высокое» (нравственное), «низкое» (безнравственное), как и выветривание смысла самого концепта «нравственность» («мораль»), включающего в себя эти концепты.

К чему это может привести? - Ответ на данный вопрос выходит за рамки лингвистического исследования.

Примечания

1 Юдина Е.Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения): Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008.

2 Есть и другие толкования этого термина. Так, под медиапространством может пониматься только пространство, создаваемое электронными средствами коммуникации.

3 Язык и моделирование социального взаимодействия / Под общ. ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 7.

4 Яркие тому доказательства: на фонетическом уровне - звукосимволизм, на уровне словообразования - оценочные суффиксы и графические окказионализмы, на морфологическом уровне - грамматическая противопоставленность личных местоимений, «убеждающая» сила настоящего абстрактного времени глагола (см.: Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 367, 403), на уровне синтаксиса - «энергичность» эллиптических конструкций (см.: Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М.: Academia, 2006. С. 174).

5 Лексико-семантическое поле - совокупность лексических единиц, «объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» (Кузнецов А.М. Поле // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 380). Лексико-семан-тическое поле может включать в себя меньшие по объему поля или само входить в поля более крупные.

6 Архисема - сема («минимальная, предельная единица плана содержания»), объединяющая слова лексико-семантического поля, их общий смысловой компонент (Новиков Л.А. Сема // Лингвистический энциклопедический словарь. С. 437).

7 В статье приводятся не все лингвистические единицы, входящие в данное поле, а лишь необходимые для раскрытия представления о концепте «нравственность».

8 Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1999. С. 423.

9 Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. С. 186. В данном словаре понятия «мораль» и «нравственность» рассматриваются как синонимичные (Там же. С. 223).

10 Лингвистические единицы, входящие в лексико-семантическое поле, включены в текст статьи без кавычек и выделены курсивом.

11 См.: Афанасьева О.М., Каневская Я.Е. Концепт «политика» в публицистике А.И. Колесникова (на материале газеты «КоммерсантЪ») // Вестник РГГУ. 2013. № 12. Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика». С. 202-215.

12 Ожегов СИ, Шведова НЮ. Указ. соч. С. 882.

13 Словарь по этике. С. 232.

14 Там же. С. 81.

15 Там же. С. 362.

16 Афанасьева О.М., Каневская Я.Е. Указ. соч. С. 208-209.

17 О связи оценок с нравственностью (моралью) см.: Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 378-379.

18 Употребление в этих заголовках анализируемых ЛЕ почти не отличается от употребления данных ЛЕ в самих текстах публикаций, поэтому в статье не рассматривается.

19 Возможное возникновение негативных коннотаций связано со значением корня темн-. Темный - «погруженный во тьму», «лишенный света», «смутный, непонятный», «мрачный, безрадостный», «вызывающий подозрение, сомнительный по честности» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 797). «В целом положительные эмоции, такие как любовь, радость, счастье, восторг, концептуализируются как светлые, а отрицательные эмоции, такие как ненависть, тоска, отчаяние, гнев, бешенство, ярость, страх, ужас - как темные» (Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Апресян Ю.Д. Избр. труды: В 2 т. М.: Языки русской культуры, 1995. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 372-373).

20 «Красться» в дверь невозможно; глагол несовершенного вида указывает на протяженность действия во времени. Ср.: красться вдоль забора.

21 Философский энциклопедический словарь. С. 378.

22 Там же.

23 Словарь по этике. С. 75, 96.

24 Там же. С. 75.

25 Там же. С. 103.

26 Такие словосочетания можно встретить как в малоизвестных электронных СМК, так и в центральных печатных СМИ.

27 Один из заголовков газеты «Московский комсомолец».

28 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 576.

29 Хольтман Ю. Великие грешники и великие преступники ХХ столетия [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: http://www.proza.ru/2010/02/13/444 (дата обращения: 27.03.2014).

30 Газета «Московский комсомолец».

31 Газеты «Комсомольская правда», «Известия».

32 «Новая газета».

33 Котова М. В гости к Мишке Япончику [Электронный ресурс] // Общественно-политическая газета «Слово». URL: http://www.slovo.odessa.ua/974/2_2.html (дата обращения: 27.03.2014).

34 Кулыбышева Т., Седова Н. Расстрельное дело [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая газета «Крымское эхо». URL: http://www.kr-eho.info/ index.php?name=News&op=printpage&sid=2227 (дата обращения: 27.03.2014).

35 Минкина Н.И. Проблема определения культуры личности преступника // Сибирский юридический вестник. 2003. № 1. С. 84-91 (статья написана юристом, кандидатом юридических наук).

36 Там же.

37 Кордонский С. Культура бандитско-воровской жизни России [Электронный ресурс] // Новое краеведение. Путеводитель «Varvar.ru». URL: http://www.

varvar.ru/arhiv/texts/kordonskiy1.html (дата обращения: 27.03.2014), а также РохЖурнал на Ivlim.Ru. URL: http://fox.ivlim.ru/showarticle.asp7id-3380 (статья написана социологом).

38 Напр.: «Вчера утром... на улице Бригадной... одесситка столкнулась с одним из самых культурных воров-домушников города»: «проходите-проходите, бабушка», - сказал вор неожиданно вернувшейся хозяйке квартиры и «быстро ретировался». См.: Волнорез. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: http://volnorez.com.ua/ (дата обращения: 25.03.2014).

39 Об этом см.: Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Телешова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 1999. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.