Научная статья на тему 'Духовность и нравственность как ценностно-смысловые доминанты в текстах православных СМИ'

Духовность и нравственность как ценностно-смысловые доминанты в текстах православных СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
640
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ДИСКУРС / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / CULTURAL CONCEPT LINGVOCULTURAL FIELD / AXIOLOGY / VALUES / LANGUAGE WORLD / DISCOURSE / SPIRITUALITY AND MORALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гостева Ирина Владимировна

Анализируются культурные концепты духовность и нравственность как составляющие лингвокультурного поля «Духовность» и их функционирование в православном медиадискурсе. В рассматриваемых концептах в таком аспекте актуализированы традиционные восточно-христианские ценности и содержание, духовность и нравственность доминируют в текстах православных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirituality and Morality as a Value-Sense Dominant in Texts Orthodox Media

This article examines the cultural concepts spirituality and morality as constituting Lingvocultural field “Spirituality” and their performance in the Orthodox media discourse. In these concepts in this aspect are updated traditional Eastern Christian values and content, spirituality and morality in the texts of the Orthodox-dominated media.

Текст научной работы на тему «Духовность и нравственность как ценностно-смысловые доминанты в текстах православных СМИ»

Многие предметы в образовательной системе способствуют приобретению знаний учащимися, овладению процессом «думанья», обучают различным ролям, но это «лежащее знание», если у ребенка не сформирована способность быть субъектом деятельности. И только когда появляются смыслы, человек начинает применять знания, в том числе и владеть собственными интеллектуальными способностями.

Для формирования и развития личностных компетенций в работе медиастудии «Открытый мир» имеется целая группа различных заданий, которая позволяет нам варьировать упражнения для каждой конкретной аудитории в зависимости от ее особенностей и степени подготовки. Подобный подход позволяет приобрести умение формировать собственную позицию, что способствует развитию творческой компетентности и готовности к переобучению.

Список литературы

1. Василюк, Ф. Е. Структура образа // Вопр. психологии. 1993.№ 5. С. 5-19.

2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2. М., 1983. 320 с.

3. Леонтьев, А. Н. Мышление // Психология мышления. М., 1982. 400 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. URL: http:// lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl .txt

5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 290 с.

6. Новлянская, З. Н. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна, 2009. 272 с.

7. Сидорова, В. В. Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания. Харьков, 2012. 220 с.

8. Чудова, Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологич. журн. 2009. № 1. С. 32-39.

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа-2010» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abuqjiibhv9a.xn

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 163-168.

И. В. Гостева

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ В ТЕКСТАХ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ

Анализируются культурные концепты духовность и нравственность как составляющие лингвокультурного поля «Духовность» и их функционирование в православном медиадискурсе. В рассматриваемых концептах в таком аспекте актуализированы традиционные восточно-христианские ценности и содержание, духовность и нравственность доминируют в текстах православных СМИ.

Ключевые слова: культурный концепт, лингвокультурное поле, аксиология, ценности, языковая картина мира, дискурс, духовность, нравственность.

Массмедиа в информационном пространстве современного общества, по сути, действительно являются константой социокультурного бытия. Ценностные ориентиры, смыслы и духовные приоритеты отражаются в медиальном дискурсе и так постигаются современным человеком. В связи с этим безусловным влиянием, которое СМИ оказывают на нас, актуальна проблема медиабезопасности, ведь иногда

именно средства массовой информации, печатные и электронные, оказываются источником угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь детей и подростков. При этом значимо не только физическое здоровье человека, но и нравственное, то есть состояние духовного мира личности, особенно формирующейся.

Медиабезопасность российского общества, по нашему глубокому убеждению, есть неотъ-

емлемая часть национальной безопасности, которую многие ученые понимают как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз и опасностей, а также защиту национальных ценностей и национального образа жизни (А. И. Буркин, А. В. Возжеников, Н. В. Синеок, Л. А. Шкатова, Е. В. Харченко) [10. С. 234-235]. В данной статье мы рассмотрим, как в текстовом пространстве православных СМИ доминируют традиционные национальные ценности - духовность и нравственность.

Через национальный язык человек приобщается к социально-историческому опыту своего народа, так как вся историческая и культурная жизнь нации отражена в языке. Ценностный мир всякой национальной культуры имеет свой исторически сложившийся характер, некий лишь этой культуре присущий образ, целостный и органичный.

Специфические для определенного языка и культуры слова «отражают» или «формируют» образ мышления носителей языка. Наличие таких слов может быть связано и с существованием особых обычаев и общественных установлений, характерных для культуры, пользующейся этим языком, а также с особенностями системы ценностей, принятых в данной культуре. По мнению А. Вежбицкой, изучение лексической системы языка дает нам объективные данные, позволяющие судить о базовых ценностях обслуживаемой этим языком культуры [2. С. 91-93].

Языковая картина мира рассматривается во многих современных лингвистических исследованиях, например, Т. И. Вендина трактует ее как «определенное в языке мировоззрение, идеологию, систему ценностей» [3. С. 1]. В языке отражается ценностная картина мира, которая «содержит систему моральных ценностей, этических норм и правил поведения», то есть духовность неразрывно связана с языком [11. С. 117].

Ценностная ориентация является важным компонентом культуры. Специфика ценностей как компонента культуры связана с тем, что в них выражено человеческое измерение последней. Ценности имеют важнейшее значение в жизни человека. Ценность, как и истина, не является свойством самой действительности, она возникает как отношение между миром природы и общества. Выделяют духовные

(идеальные) ценности - общественные идеалы, установки, оценки, нормативы, запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом.

Ценности являются основой, которая образует ядро личности, обеспечивающее ее целостность и определенность. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису личности. Высшие духовные ценности определяются социальной сущностью человека, его духовной природой.

Академик Д. С. Лихачев указывает, что ценностями являются не только материальные, но и духовные проявления культуры: «Добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе». Как ценность ученый рассматривает и язык народа [5. С. 5]. Д. С. Лихачев отождествляет процесс истории культуры с процессом сохранения прошлого, открытия нового в старом, накопления культурных ценностей. Он называет преемственность культурных ценностей их важнейшим свойством [5. С. 201].

Ценностная картина мира содержит систему моральных ценностей, этических норм и поведенческих правил и реконструируется в виде взаимосвязанных оценочных суждений, соотносимых с юридическими, религиозными, моральными кодексами, общепринятыми суждениями здравого смысла, типичными фольклорными и известными литературными сюжетами.

В сегодняшних представлениях лингвистов, психологов и культурологов о ценностной картине мира (ценностном аспекте языковой картины мира, ценностной парадигме) можно выделить следующее: ценностная картина мира является фрагментом более общей системы представлений говорящих о мире, отраженной в языке, она представляет собой упорядоченное множество оценочных суждений, отражающих ценностные ориентации социума; в ценностной картине мира наиболее ярко отражаются специфические черты национального менталитета; ценности делятся на внешние и внутренние (социально и персонально обусловленные), между ними нет жесткой границы. Особое место принадлежит ценностям наиболее фундаментальным: характеристикам культуры, высшим ориен-

тирам поведения. По мере изменения общественных отношений претерпевает изменения система ценностей, которая никогда не находится в статичном состоянии. Процесс смены ценностей длителен, причем ориентации, идеалы могут возвращаться, обретать второе рождение, приобретая новые смысловые черты. Примером этого является возврат к религиозным ценностям, который происходит в настоящее время в нашей стране.

Традиционные ценности, несмотря на различное к ним отношение в рамках национальной культуры, играют огромную роль в жизни данной нации, народа, являются выразителями «духа» нации, определяют ее своеобразие. Основой современной отечественной культуры ученые разных областей знания считают духовные и нравственные ценности, связанные с православной религией и традицией. Об этом свидетельствуют исследования теологов, философов, социологов, языковедов. Доктор богословских наук архимандрит Платон (Игумнов) пишет о том, что ценности сопровождают человека всю жизнь и от них зависят смысл и полнота нашего бытия. Нравственная ориентация личности и жажда познания Бога, обретения духовных ценностей даны человеку при сотворении [1. С. 47]. Теолог о. Борис (Кривоногов), развивая эту мысль, считает, что основы нравственных ценностей заложены Богом в наше существо и общечеловечны [1. С. 46-49].

Тесную взаимосвязь русской нации и отечественной культуры с православной религией рассматривает в своих трудах Е. С. Троицкий. Ученый осмысливает православные ценности и традиции, соборность как «важнейшие духовно-исторические основы жизнедеятельности русской нации» [9. С. 20-21]. Философ обосновывает тезис о том, что утверждение Православия в России привело к формированию и развитию в национальном миропонимании евангельских идеалов добра, правды, патриотизма, милосердия, жертвенности, называет христианство «мощным фактором национальной самоидентификации» [9. С. 92-93].

Изучение языковой картины мира и ее аксиологического аспекта тесно связано с проблемой концептуализации действительности, которая является сейчас одной из наиболее актуальных в когнитивной лингвистике и линг-вокультурологии. Языковая концептуализация включает совокупность способов семантиче-

ского представления концептов. Категоризация в языке обнаруживается, в частности, в существовании различных семантических классов слов (семантических полей, тематических групп), по этому принципу построен, например, «Русский семантический словарь»

Н. Ю. Шведовой. Процессы концептуализации и категоризации мира возможны на довербаль-ной стадии развития человека, но результаты этих процессов получают объективацию в языке. Язык является итогом работы когнитивной системы человека, считает А. М. Плотникова [8. С. 18].

Ученые определяют концепт как ментальное образование, обладающее национальной спецификой и являющееся фактом культуры. Концепт - некое «представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира», - считает, например, М. В. Пименова [7. С. 29].

По акцентированию ценностного элемента плана содержания выделяют концепты когнитивные и лингвокультурологические. Лингвокультурологические (культурные) концепты отличаются от когнитивных наличием ценностного отношения, сформировавшегося в данной культуре. Такие концепты обладают национально-культурной маркированностью и включаются в концептосферу национального языка. В. А. Маслова рассматривает в числе ключевых культурных концептов такие абстрактные имена, как совесть, грех, свобода, родина [6. С. 42].

Религиозный дискурс, представленный в медиапространстве современных православных печатных изданий, культивирует христианские догмы и ценностные установки восточного христианства: «Православная Церковь видит в Таинстве брака духовную тайну, которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью» («Православная газета». 2004. № 27).

В современных православных СМИ многие публикации по существу представляют собой различные виды проповедей, обращенных к читателям-прихожанам. В религиозном дискурсе можно наблюдать многие базовые концепты русской культуры, значимые для всей концептосферы нашей лингвокультурной

общности. Это многомерные образования, где актуализированы в основном слои с традиционным для отечественной культуры содержанием (без секулярных наслоений), что можно объяснить каноничностью понятий, имеющих отношение к православному вероучению, где особое значение придается соблюдению традиционных устоев, сохранению чистоты веры: «Кто-то славно потрудился Великим постом, оживил свою духовную жизнь, и в нем обновился вкус к ней» («Славянка». 2012. № 3).

Православные христианские ценности актуализируются с начала 90-х гг. ХХ в. и по сей день в русской языковой картине мира, в духовно-нравственных концептах, составляющих соответствующее пространство этой картины. Поскольку концепты являются ментальными единицами, доступ к их содержанию человек получает через вербализацию их в речевой коммуникации. В связи с этим с 2004 г. мы проводим исследование как концептов, входящих в лингвокультурное поле «Духовность», так и духовно-нравственной лексики, в которой они вербализованы.

Концептуальное поле «Духовность» представляет собой совокупность духовно-нравственных концептов, при этом концепт «Духовность» является именем поля и макроконцептом по отношению к ментальным единицам в его составе. Соотносимое с ним семантическое поле состоит из единиц духовно-нравственной лексики. Компонентный анализ данной лексико-семантической группы показал, что в своем составе они имеют общий интегральный признак «понятие духовности» и различаются по дифференциальным признакам «религиозная сфера», «этическая сфера», «аксиологические категории» и др. Единицы поля «Духовность» находятся, кроме прочего, в отношении гипо-нимии, имя поля духовность является гиперонимом [4. С. 36-39]: «Желательно, чтобы нравственность и духовность были на первом плане» («Православная газета». 2006. № 39).

Культура новой эпохи обычно переносит на свою почву прошлые культурные традиции не механически, а переосмысливая, приспосабливая их к изменившимся условиям, обновляя согласно новому ценностному отношению к миру. Даже такой устойчивый феномен культуры, как религия с ее заповедями и догматами, обрабатывается, по мнению ученых, в соответствии с запросами новой эпохи: «Ведь кризис брака и семьи - это прежде всего кризис духовно-нравственный, который и пре-

одолевать нужно духовно-нравственными воспитательными средствами» («Православная газета». 2006. № 47).

Русская аксиология была сформирована под влиянием православной культуры; в период крушения атеистической советской идеологии в 90-е гг. XX в. как христианские ценности, так и вся сфера духовно-нравственного в языке обрели особую актуальность и значимость в жизни россиян. Еще в начале 90-х гг. российские газеты стали публиковать беседы и послания православных иерархов, среди которых, например, можно выделить духовное наследие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Газеты «Советская Россия», «Народная правда», «Правда», «День», «Завтра», «Российская газета» печатали проповеди, послания, поучения иерарха о значении православной веры для русских людей, об истории России, духовном возрождении страны и ее культуры, о русской соборности и державности, любви к Богу и Отечеству, искоренению межнациональной розни, вреде слепого поклонения идеалам Запада. Традиционные нравственные ценности русского народа возвращались в посланиях православных пастырей верующим и неверующим современникам.

Довольно часто, на наш взгляд, в нерелигиозных изданиях постсоветского периода (90-е гг. XX в.) встречаются статьи священников, излагающих взгляд Русской Православной Церкви на те или иные события. Приведем примеры: «В чем состоит духовный смысл происходящих событий? О духовных основах современного кризиса... Ничто не говорит о том, что плановую экономику советского периода предполагалось заменить чем-то, что имело бы под собой какие-то вероучительные или хотя бы абстрактно-духовные основы. Приведенные выводы - не повод для исторического или духовного пессимизма.» (Иеромонах Филипп (Симонов), доктор экономических наук) («Власть». 1999. № 4. С. 43-49). В приведенных отрывках вербализован концепт духовность с традиционным православным содержанием, что обусловлено христианскими интенциями.

Со второй половины 90-х гг. начало издаваться значительное количество российских православных газет и журналов. Азы церковной жизни, духовные поучения и наставления Отцов Церкви, освещение событий церковной и общероссийской действительности, в том

числе и вопросов культуры, истории, жизни общин, рассказы о православных обычаях, праздниках - все это распространенные темы публикаций в церковных СМИ. Духовно-нравственная лексика широко представлена в текстах православных газет. Слова, называющие внутренние реалии храма, именования духовных чинов, названия христианских добродетелей, человеческих грехов, духовные состояния христианина, лексемы, обозначающие христианский миропорядок, направляют читателя православных изданий к духовным и нравственным истокам: «С точки зрения здоровья, нравственности, духовности нужно победить в себе гордыню, самолюбие и одеваться в ту одежду, в которую женщина одевалась всегда - в платье» («Православная газета». 2006. № 39).

В нашем исследовании были проанализированы на предмет вербализации в них духовно-нравственных концептов, специфики их содержания тексты следующих современных православных СМИ (2004-2012 гг.): газет «Голос Православия», «Десятина», «Ду-бровицкий вестник», «Церковный вестник», «Покров», «Православный вестник», «Православная газета», «Голос Православия», «Православная Москва», «Родные мои»; журналов «Нескучный сад», «Первый и последний», «Фома», «Семья России», «Симе-оновский вестник», «Русский журнал», «Купина», «Свеча» (православный альманах), «Виноград» (православный педагогический журнал). Всего рассмотрено более 5000 публицистических текстов (статьи, очерки, заметки). Эта периодика издается в различных регионах России: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Миассе.

Как было выявлено в ходе исследования, поле «Духовность» имеет иерархическую, неоднородную, многомерную структуру. Основной экстенсионал поля (духовно-нравственные концепты), как мы полагаем, распределяется следующим образом: ядро поля составляет концепт: духовность (имя поля); центр, или околоядерную зону: благодать, вера, дух, душа, закон, истина, любовь, нравственность, совесть, соборность. Вот показательные примеры: «Он принимал самое деятельное участие в оказании духовной помощи жителям поселка и его окрестностей и восстановлении храма» («Православная газета». 2006. № 47); «А ведь давая духовные наставления таким

образом, легко нарушить мир в семье» («Православная газета». 2005. № 35).

Рассматриваемый вербализатор концепта духовность в основном адъективируется в православном дискурсе (духовный) и находится в эквиполентных отношениях с единицами нравственный, вера, ответственный: «Прихожане ждут живого слова, которое ободрит их на трудном пути духовного делания, они хотят не пустых декламаций, а разрешения тех вопросов, с которыми сталкивается Православие в современном мире» («Православная газета». 2005. № 45); «Прежде всего о том, что закончилась эра внутренне, духовно свободных людей, ибо только ответственный человек долга свободен, и началась эра безответственных в своей духовной и гражданской жизни рабов своих страстей, прихотей и похотей» («Свеча». 2011. № 2).

В структуре поля «Духовность» ярко выражена шкала религиозной сферы (вера: благодать, блаженный, дух, душа, закон, истина, крест, любовь, соборность, спасение, страсть, благочестие и др.) и шкала нравственно-этической сферы (нравственность: любовь, ответственность, патриотизм, совесть, справедливость, честность). Разумеется, это деление достаточно условно. Частотна лексема духовнонравственный, показывающая нераздельность по своей сути духовности и нравственности в русской языковой картине мира.

Нравственность и мораль как общая категория в современном языковом сознании почти совпадают, но суть концепта нравственность составляет понятие «нравственный закон» (Н. М. Дмитриева, В. И. Постовалова, Ю. С. Степанов): «Каждому, кто обращается к священнику, следует прежде всего вернуться в нормальное русло жизни, которое соответствовало бы если не христианским, то хотя бы обычным человеческим нормам жизни, нравственному закону» («Голос Православия». 2004. № 12/13).

Проанализируем, каким образом функционирует концепт нравственность в православном дискурсе: «С сожалением приходится констатировать: за последние годы подобный цинизм и жестокость уже имели место, что свидетельствует о нравственной деградации общества.

Сегодня хотелось бы вновь вернуться к этой тревожной, болезненной проблеме - теме кризиса брака и семьи и связанных с этим тяжелых нравственных, общественных, демографи-

ческих последствий» («Голос Православия». 2004. № 12/13).

Вербализатор концепта нравственность часто адъективирован в текстах (нравственный), эквиполентен следующим единицам: духовный, деградация, семья, закон, нормы, устои, добро, вера, мораль, общественность. Нравственность обладает положительной коннотацией практически во всех рассматриваемых текстах, понимается как главная добродетель, первооснова русского менталитета: «Кровавый серп и всесокрушающий молот сатанинской злобы обрушились на нашу землю, уничтожая все общественные, нравственные, жизненные устои России» («Покров». 2005. № 3).

Мудрость русского языка проявилась в этом слове: от «нрав, характер»; нравственность - то есть совершенство характера человека, всех составляющих его внутреннего облика: «Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись...» («Свеча». 2011. № 2); «Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки» («Славянка». 2012. № 3).

В православном медиадискурсе понятие христианской духовности является, по сути, доминирующим, включающим в себя все остальные компоненты веры и бытия, в первую очередь, нравственность. Эта часть языковой картины мира рассмотрена нами как лингвокультурное поле «Духовность» с духовно-нравственными концептами в его составе. Религиозные и нравственные аспекты в рассматриваемых концептах сформировались в русской ментальности за тысячелетие существования христианства на Руси с его духовными основами. В текстах православных СМИ репрезентируются традиционные национальные смыслы и ценности, которые в современном российском обществе приобретают огромное значение для формирования духовного мира личности (особенно молодого поколения); средства массовой информации РПЦ могут сыграть немаловажную роль в обеспечении медиабезопасности информационного пространства нашего Отечества.

Список литературы

1. О. Борис (Кривоногов). Влияние гедонистической мотивации на формирование духовных ценностей // Проблемы классического образования и духовные ценности современной России : докл. Междунар. науч.-богослов. конф. Челябинск, 2006. С. 47-55.

2. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 288 с.

3. Вендина, Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования. М., 1998. 265 с.

4. Гостева, И. В. Лингвокультурологическое поле «Духовность»: структура и динамика // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2008. № 27/36. С. 34-39.

5. Лихачев, Д. С. Земля родная. М., 1983. 256 с.

6. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001. 327 с.

7. Пименова, М. В. Коды культуры и принципы концептуализации мира // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке : материалы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2005. С.27-35.

8. Плотникова, А. М. Когнитивные аспекты изучения семантики (на материале русских глаголов) : учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. 140 с.

9. Троицкий, Е. С. Русский народ в поисках правды и организованности (988-1996). М., 1996. 462 с.

10. Харченко, Е. В. Духовно-нравственная безопасность коммуникативного пространства организации / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Одиннадцатый славянский научный собор: Урал. Православие. Культура». Челябинск, 2013. С. 234-239.

11. Шкатова, Л. А. Духовность и язык // Проблемы классического образования и духовные ценности современной России : доклады Междунар. науч.-богослов. конф. Челябинск, 2006. С. 113-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.