6 Гумилев, Л. Н. Историко-философские сочинения князя Н. С. Трубецкого / Л. Н. Гумилев // Трубецкой, Н. С. История. Культура. Язык / Н. С. Трубецкой. -М., 1995. - С. 31.
7 См.: Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. - М., 2004. - С. 12.
8 См.: Connell, B. W. The big picture : Masculinities in recent world history / B. W. Connell // Theories & Society. - 1993. - № 22. - P. 597-623.
9 См.: Johnson, M. Metaphors we live by / M. Johnson, G. Lakoff. - Chicago, 1980.
И. В. Гостева
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЛИГИОЗНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ
В данной статье рассматриваются особенности конфессионального мировоззрения (языковая картина мира православного человека). Противопоставляются духовно-нравственные концепты, одновременно функционирующие в православном и политическом дискурсах; выявляется их содержание и специфика концептуализации. Анализ печатных источников (православные и светские газеты) показал, что для православного носителя языка духовно-нравственные ментальные единицы оказываются более значимыми и актуальными, чем для светского человека (политического деятеля).
Ключевые слова: конфессиональное мировоззрение, православная картина мира, православный дискурс, политический дискурс, нравственные ценности.
Формирование ценностного мира современной личности происходит под влиянием массовой коммуникации, в частности, печатных изданий. В связи с этим мы намерены выявить особенности конфессионального и секулярного мировоззрения. С этой целью были рассмотрены религиозные печатные издания православной конфессии (преимущественно Уральского региона), в том числе и Интернет-тексты, и политические статьи в светских изданиях, включая агитационные предвыборные тексты (в т. ч. листовки). Нами были отобраны следующие духовно-нравственные концепты: ‘благодать’, ‘блаженный’, ‘вера’, ‘дух’, ‘духовность’, ‘душа’, ‘закон’, ‘истина’, ‘крест’, ‘любовь’, ‘нравственность’, ‘ответственность’, ‘патриотизм’, ‘соборность’, ‘совесть’, ‘спасение’, ‘справедливость’,
‘страсть’, ‘целомудрие’, ‘честность’.
Дискурс выступает формой порождения смыслов, то есть концептуализации. Дискурс определяется социально-историческими и идеологическими факторами, обусловлен продуцирующим его социальным институтом. В связи с этим выделяется институциональный дискурс. Православный дискурс культивирует христианские догмы и соответствующую им систему ценностей. Под влиянием данного религиозного дискурса сформировалась аксиология общенародной культуры, считает В. Г. Токарев. Основную задачу этого типа дискурса он видит в духовном единении людей1. На наш взгляд, в православном дискурсе также присутствует интенция общения человека и Бога через духовное делание - различные формы христианской аскезы (молитву, пост, бдение и т. д.).
В религиозном дискурсе можно наблюдать многие базовые концепты русской культуры, значимые для всей концептосферы нашей лингвокультурной общности. Это многомерные образования, где актуализированы в основном слои с традиционным для отечественной культуры содержанием (без секулярных наслоений), что можно объяснить каноничностью всех понятий, имеющих отношение к православному вероучению, где особое значение придается соблюдению всех традиционных устоев, сохранению чистоты веры. При этом невоцерковлен-ный человек, обладающий секулярным сознанием, вполне может не понять значение слова, репрезентирующего такой концепт. Особенная идеология религиозного дискурса определяет его интенции, основной целью которых является духовное единение верующих, избавление от грехов, стремление человека к духовному совершенству, к Богообщению, что проявляется в специфике содержания базовых концептов русской культуры, актуальных для данного дискурса.
В данном исследовании мы, чтобы выявить особенности концептуализации духовно-нравственных понятий в конфессиональном мировоззрении (в оппозиции к секуляризованному), из всего многообразия современных светских дискурсов выбрали для анализа политический дискурс по нескольким причинам:
1) политический дискурс - традиционная сфера использования высокой лексики, в том числе духовно-нравственной, в которой репрезентируются соответствующие духовно-нравственные концепты. Данная традиция восходит еще к древним русским текстам (посланиям, поучениям и письмам русских государственных деятелей - князей, царей). Высокая лексика широко используется в политических текстах более позднего времени: в дореволюционной России и во время Октябрьской революции, в общественно-политических текстах советского периода и т. д.;
2) широкая распространенность (практически во всех печатных изданиях), доступность и общепонятность политических текстов (в отличие от научного, педагогического дискурсов);
3) стремление авторов данных текстов воздействовать на широкую аудиторию избирателей, формировать их картину мира, манипулировать общественным сознанием.
В данной статье мы рассмотрим часть из отобранных духовно-нравственных концептов (‘духовность’, ‘закон’, ‘ответственность’ и ‘справедливость’) и проанализируем особенности их концептуализации и функционирования в православном и политическом дискурсах.
‘Духовность’. Тема «круглого стола»: «Духовность и нравственность - основа будущего России».
Все они озабочены проблемами воспитания духовности у молодежи, нынешним положением дел в нашем обществе.
Введение уроков духовности в школе поддерживают и уральские мусульмане (Православная газета. № 39 (408), 10. 2006).
В современном религиозном дискурсе духовность понимается в основном как духовное начало в человеке или обществе, свойство и проявление духовной жизни; сфера религиозных интересов человека, что соответствует реализации второго из компонентов данного концепта. Духовность часто неразрывно связана с нравственностью, с ценностными установками отечественной культуры. Это очень актуальный для современности концепт, входящий в центральную часть русской концептосферы. Он, по нашему мнению, является одним из самых значимых для современной культуры, топиком религиозного дискурса. Интенции православного дискурса в отношении этого концепта направлены на превалирование данного по-
нятия над материальным и телесным как имеющего большую значимость для современного российского общества в противовес материальным ценностям.
Пока каждый не поймет, что мы сами в ответе за свою жизнь, пока мы не начнем обращать внимание на то, во что играют наши дети, каково их духовное развитие, ничего не изменится (Ва-банкъинфо. № 87 (679), 23.09.2005).
Проводимая ОНПО «Родина» и попечительским советом организации «Православная молодежь» деятельность по патриотическому воспитанию молодежи, возрождению духовности нашего общества вселяет уверенность в то, что у России есть будущее (Старая гвардия. № 48 (150), 07.12.2005).
Этот концепт активно функционирует в политическом дискурсе. Не исключено, что это лишь дань моде (вспомним о смене культурных парадигм в 90-е годы ХХ века). Тем не менее, многие современные политики в рассказах о своей общественной деятельности часто упоминают этот аспект культуры, который, по их мнению, необходимо возродить в соответствии с ожиданиями их избирателей. Этот концепт в рекламных и агитационных материалах часто репрезентируется с дополнительной оценочной коннотацией, являясь одним из вербальных средств формирования положительного имиджа того или иного политика. В целом можно наблюдать в этом дискурсе лишь один из компонентов данного концепта, соответствующий сфере «человек-человек», не связанный с Божественным и религией.
‘Закон’. Действительно, закон Божий - отрада для души.
- Надо с ней беседовать, убеждать и привести ее в сознание, что она совершила грех, что нарушила Закон Божий, чтобы она это понимала и раскаивалась в этом.
Евангелие - это закон, который изначально был заложен в нашем сердце. (Православная газета. № 37 (310), 10.2004).
Мы призываем людей, чтобы оставили грех и беззаконие, а следовали тем законам и правилам жизни, по которым всегда жила православная Россия, по заповедям Божиим (Православная газета. № 13 (382), 04.2006).
Концепт ‘закон’ в религиозном дискурсе репрезентируется преимущественно как закон божеский - жизнь по евангельским заповедям. Учение Иисуса Христа - это завет, понятие, которое включает в себя и часть непреложного исполнения заповедей Нового Закона, и выполнение нравственных правил в соответствии с совестью каждого человека. Христианское понимание закона было усвоено общенародной культурой в процессе исторического развития русского народа, что нашло отражение в стереотипах русского языка. Интенция религиозного дискурса в отношении данного концепта проявляется именно в единственности закона Бо-жия (включающего и дохристианские заповеди, и нравственные общегуманитарные законы) и как бы в несущественности и игнорировании юридических, природных, научных и т. п. законов.
Тем не менее, единороссы вместе с жириновцами закон продавили.
После принятия скандального закона на свет выплыли неприглядные истории.
Совет Федерации попытался было завернуть закон, но Государственная Дума в апреле вето верхней палаты преодолела (Рабочая газета. № 4 (65), 01.05.2007).
Концепт ‘закон’ репрезентируется в политическом дискурсе в основном в значении «постановление государственной власти, нормативный акт государственной власти». Это секуляризованный компонент данного концепта не является традиционным для русской культуры. Для политического дискурса этот концепт достаточно актуален, в нем выражаются интенции дискурса о законности-незаконности тех или иных постановлений власти. Юридический компонент дан-
ного концепта отражает, с одной стороны, ценностные установки советской эпохи, с другой же - установки западной культуры последнего времени.
‘Ответственность’. Поэтому важно, чтобы священник помогал отцу и мужу осознать свою ответственность перед Богом за домочадцев.
Сознание ответственности за души человеческие страшило даже таких подвижников, как святой Григорий Богослов, и побуждало их избегать священного сана и удаляться от его принятия (Православная Москва. № 02 (380), 02.2007).
На нас, православных, ложится ответственность за этих людей, мы должны идти и помочь им (Православная газета. № 13 (382), 04.2006).
В религиозном дискурсе этот концепт традиционно реализуется как необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках, но в основном не людям, а Господу (в этом проявляется отличие от светского дискурса). Также это понятие соотносится с высоким чувством долга, ревнивым отношением к своим обязанностям и понимается как стремление соблюдать евангельские заповеди, так как за все неправедные действия придется держать ответ перед Богом. В современных православных изданиях чаще всего имеется в виду ответственность священства за души паствы, также ответственность родителей за души их детей. Этот концепт актуален и значим для религиозного дискурса.
Коррупция стала для России всепроницающим явлением, за что прямую и главную ответственность должна нести партия власти (Рабочая газета. № 4 (65), 01.05.2007).
Сейчас самый большой дефицит в политике, как выяснилось, - это чувство ответственности, ощущение личного долга перед людьми.
А в женщине, кстати, самой природой заложено чувство личной ответственности: выносить, защитить, вырастить новый организм (Рабочая газета. № 21 (98), 21.09.2005).
Немногие из тех, кто устремились к власти сегодня, имеют представление о том уровне ответственности, который она налагает (Итоги. № 6 (79), 03.12.2005).
Этот концепт является одним из наиболее значимых и актуальных для политического дискурса. Он реализуется в основном в секулярном значении «обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках». Также это понятие соотносится с высоким чувством долга, ревнивым отношением к своим обязанностям. С помощью данного концепта реализуется интенция политического дискурса о возможности безоглядного доверия избирателей тому или иному политику вследствие его ответственности, подотчетности и возможности реально воплотить в жизнь свои всевозможные обеты перед электоратом.
‘Справедливость’. Она (душа ребенка. - И. Г.) изначально ждет и ищет справедливости, добра, чистой любви (Православная Москва. № 02 (380), 02.2007).
Границы справедливости и меры мы можем черпать из Священного писания, Ветхого и Нового Заветов.
Когда нас касается благодать Божия, то чувство меры есть, справедливость есть, все есть (Православная газета. № 13 (382), 04.2006).
Данный концепт не слишком актуален для религиозного дискурса, в основном он понимается как абстрактная ценность, изначально присущая устроенному Богом миру. В православном христианстве человек не может судить о том, справедливо ли что-либо содеянное в отношении его или несправедливо, так как в религиозном дискурсе интенциализуется упование во всем на волю Божию и на Его высшую справедливость. Человек же должен осознавать, что если и происходит в его жизни что-либо с его точки зрения несправедливое по отношению к нему, то
это так и должно быть: либо как следствие его греховности, либо как искушение (т. е. испытание на прочность, попущенное Богом), либо еще почему-либо, так как пути Господни неисповедимы.
Но важнее другое: сама идеология КПРФ, ее программа нацелены на решение проблем социальной справедливости, которой нет в сегодняшней России.
Мы же сегодня верим в невозможность справедливости (Рабочая газета. № 43 (107), 28.05.2005).
Ситуация вокруг партии Пенсионеров давно вышла за рамки правового поля, и только Вы, как гарант Конституции, можете восстановить законность и справедливость (Итоги. № 6 (79), 03.12.2005).
Данный концепт чрезвычайно актуализирован в современном политическом дискурсе. Выше мы объясняли вероятную для нас причину этого явления. Концепт стал центральным топиком политического дискурса, он входит в ядерную часть картины мира, продуцируемой данным дискурсом. Понятие ‘справедливость’ используется в рекламных кампаниях различных политиков и партий, насаждается в мировоззрение электората как актуальная идеологема советского времени (большую роль в популярности этого концепта играет ностальгия по коммунистическим и демократическим идеалам, хотя, если смотреть на вещи реально, социальная и вообще справедливость - наивная утопия).
В целом можно сказать следующее о функционировании и особенностях концептуализации духовно-нравственных концептов:
1. Данные концепты функционируют с различной частотностью в религиозном и политическом дискурсах. В религиозном дискурсе все эти концепты, исключая концепт ‘соборность’, функционируют достаточно активно. В политическом дискурсе с большей частотностью функционируют концепты ‘духовность’, ‘ответственность’, ‘справедливость’, ‘патриотизм’; с меньшей - ‘вера’, ‘дух’, ‘душа’, ‘закон’, ‘истина’, ‘любовь’, ‘нравственность’, ‘совесть’, ‘честность’. Остальные концепты в политическом дискурсе практически совсем не встречаются.
2. Особенности концептуализации с аксиологической точки зрения также различны у одних и тех же концептов в разных дискурсах. В православном дискурсе традиционная для русской культуры аксиология реализуется в следующих концептах: ‘блаженный’, ‘благодать’, ‘вера’, ‘дух’, ‘душа’, ‘духовность’, ‘нравственность’, ‘ответственность’, ‘патриотизм’, ‘совесть’. Религиозные (христианские) ценности доминируют над общекультурными в концептах: ‘закон’, ‘истина’, ‘крест’, ‘любовь’, ‘спасение’, ‘справедливость’, ‘страсть’, ‘целомудрие’, ‘благочестие’. В политическом дискурсе традиционная аксиология реализуется в следующих концептах: ‘душа’, ‘любовь’, ‘патриотизм’. Черты секулярного мировоззрения преобладают в этих концептах: ‘вера’, ‘дух’, ‘духовность’, ‘закон’, ‘ответственность’, ‘совесть’, ‘справедливость’, ‘честность’.
3. Менее актуальны для современного религиозного дискурса концепты ‘соборность’ и ‘справедливость’, а для политического: ‘вера’, ‘дух’, ‘душа’, ‘закон’, ‘истина’, ‘любовь’, ‘нравственность’, ‘совесть’, ‘честность’. Особенно актуальны в политическом дискурсе концепты ‘духовность’, ‘ответственность’, ‘патриотизм’, ‘ справедливость’.
Итак, модель русской концептосферы в целом состоит из разнообразных картин мира, продуцируемых теми или иными дискурсами. Концептуализация в выделенных дискурсах обладает рядом особенностей. Религиозный и политический дискурсы формируют ряд установок, эксплицирующих ценностный статус того или иного понятия у носителей языка. Более частотное функционирование
исследуемых духовно-нравственных концептов в религиозном дискурсе, нежели в политическом, а также большая актуализация их в православных публикациях, на наш взгляд, свидетельствует о том, что, во-первых, православные культурные установки были наиболее полно приняты общенародной культурой (так как в основе русской культуры лежат ценности, усвоенные русским народом в процессе его исторического бытия, тысяча лет истории которого была связана с христианством); во-вторых, под влиянием религиозного дискурса сформировалась аксиология отечественной культуры, что проявляется в совпадении традиционных культурных и религиозных установок, стереотипов в обеих картинах мира (сугубо религиозной и общенародной); в-третьих, интенции православного дискурса направлены на духовное и нравственное более, нежели интенции политического, ориентация которого скорее практическая и рекламная, пропагандистская.
Таким образом, языковая картина мира православного человека намного богаче концептами духовно-нравственного пространства, чем секулярная. Светский носитель языка конструирует действительность, используя духовно-нравственные ментальные единицы менее активно, они для него не столь значимы, содержание концептов подвергнуто идеологической обработке, обеднено и восстановлено на сегодняшний день не полностью.
Примечание
1 Токарев, Г. В. Дискурсивные лики концепта : монография / Г. В. Токарев. - Тула : Изд-во Тул. ун-та, 2004. - С. 51.
Т. И. Краснянская
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ ‘ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ’ УЧАСТНИКАМИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматриваются особенности функционирования понятия ‘деловая репутация ’ в судебной коммуникации. Отмечается различие в интерпретации данного понятия истцом и судьей, выясняется причина разночтений. Интерпретация понятия ‘деловая репутация ’ истцом испытывает влияние экстралингвистиче-ского фактора - экономического контекста. В процессе интерпретации понятия ‘деловая репутация ’ судьей происходит сужение объема толкуемого понятия.
Ключевые слова: деловая репутация, судебная коммуникация, интерпретация.
Неотъемлемым свойством юридического языка, отличающим его от языка естественного, является однозначность понимания текста документа, отсутствие субъективных наслоений (эмоциональности, оценочности). За использованием слов стоят устойчивые, определенные понятия, за каждым термином - дефиниция, прошедшая верификацию в юридической науке и законодательной практике. Переход естественного языка в специальный вызывает неизбежную формализацию его понятий в сторону упрощения и условности1. В языке права происходит «интериоризация» языка, в результате чего знаки естественного языка могут наполняться качественно иным содержанием.