Научная статья на тему 'Концепт «Духовность» в русской языковой картине мира: светские и религиозные компоненты'

Концепт «Духовность» в русской языковой картине мира: светские и религиозные компоненты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
659
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ / КАРТИНА МИРА / РЕЛИГИОЗНОЕ / СВЕТСКОЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНФЕССИЯ / ДИАЛЕКТ / CULTURAL CONCEPT / WORLDVIEW / RELIGIOUS / SECULAR / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / RELIGION / DIALECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гостева Ирина Владимировна

Рассматривается культурный концепт «духовность» в русской языковой картине мира, его светские и религиозные компоненты, исторически сложившиеся и существующие в содержании этого концепта. Религиозная и светская стороны духовности имеют в сфере «человек-человек» общее мощное основание (общегуманистическое) – нравственное начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of “Spirituality” in the Russian Linguistic Picture of the World: Secular and Religious Components

This article discusses the cultural concept of “Spirituality” in the Russian picture of the world, its secular and religious components, those are historical and existing in the content of this concept. Religious and secular sides of spirituality have a powerful general base-moral principle in the field of “man-man”.

Текст научной работы на тему «Концепт «Духовность» в русской языковой картине мира: светские и религиозные компоненты»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 20 (311).

Филология. Искусствоведение. Вып. 79. С. 44-48.

КОНЦЕПТ «ДУХОВНОСТЬ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА: СВЕТСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Рассматривается культурный концепт «духовность» в русской языковой картине мира, его светские и религиозные компоненты, исторически сложившиеся и существующие в содержании этого концепта. Религиозная и светская стороны духовности имеют в сфере «человек-человек» общее мощное основание (общегуманистическое) - нравственное начало.

Ключевые слова: культурный концепт, картина мира, религиозное, светское, духовно-нравственное воспитание, конфессия, диалект.

Взаимосвязь языка и духовной жизни народа утверждалась уже в трудах видных филологов Х1Х-ХХ столетий: В. фон Гумбольдта, бр. Гримм, Э. Сепира, А. А. Потебни, Д. С. Лихачева и других. В современную эпоху, когда в общественном сознании подвергаются коррозии фундаментальные этические ценности, когда формирование духовно-нравственных идеалов у молодого поколения России становится практически вопросом национального выживания, актуальность рассмотрения самого понятия «духовность» в русской языковой картине мира не вызывает сомнений.

Духовность и нравственность в современном образовательном стандарте возведены во главу угла, в 2009 г. опубликована «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая легла в основу соответствующей статьи «Закона об образовании» 2012 г. Духовно-нравственное воспитание, по мнению авторов «Концепции...», - это «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей». В их числе (патриотизм, семья, труд, наука, природа и др.) указаны традиционные российские религии, на первое место среди которых ставится православное христианство[2. С. 9].

Духовность - понятие многогранное, оно присутствует и в светской, и в религиозной частях русской картины мира; которая понимается нами как совокупность знаний человека о мире, компонентами являются также ценностные установки, жизненные стереотипы, культурные смыслы и прочее. Воплощенное в языке, все это составляет языковую картину мира.

Единицами ментального уровня являются концепты. Духовность в русской картине мира также представляет собой культурный концепт; этот термин, вслед за Ю. С. Степановым, мы

рассматриваем как «отпечаток, слепок, сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», посредством чего формируется менталитет и с чьей помощью человек входит в мир культуры и может влиять на нее. Концепты существуют как некое коллективное достояние русской духовной жизни и всего русского общества.

Ю. С. Степанов выделяет три «слоя» (компонента) концепта: 1) основной, актуальный признак, когда концепт актуально существует для всех пользующихся данным языком как средством взаимопонимания и общения;

2) дополнительный, пассивный, неактуальный, «исторический» признак, когда концепт актуален лишь для некоторых социальных групп;

3) внутренняя форма, не осознанная, запечатленная во внешней, словесной. Она открыта лишь исследователям, для носителей языка существует опосредованно, как основа, на которой возникли и держатся основные слои значений. «Разные слои являются результатом, “осадком” культурной жизни разных эпох», -считает ученый [10. С. 46-48].

Как пишет профессор МГУ Е. В. Петрухи-на, важно учитывать культурно-историческую обусловленность языковых значений, а также форм, категорий или «историческую память» языка. Общепризнано, что краеугольным камнем русской культуры является православное христианское вероучение, оставившее неизгладимый след в нашем языке [6. С. 6-11].

Исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и светское. Изначальный смысл религиозного аспекта духовности проявляется в переживании человеком непосредственной связи с божественным началом, стремление к которому предполагается потенциально заложенным в каждом человеке, его природу, по библей-

ским представлениям, составляют дух, душа и тело. Именно так духовность как религиозный феномен трактуется в христианском мировоззрении. Духовность понимается как духовное начало в человеке или обществе, свойство и проявление духовной жизни; сфера религиозных интересов человека.

Отметим особенности христианского понимания духовности, оказавшего влияние на современную концептуальную систему. Как пишет Н. М. Дмитриева, с мнением которой мы совершенно согласны, «христианские основы духовности раскрываются в следующем: а) источник духовности усматривается в самой жертве Христа, искупившего грехи человечества, ставшего основным «нравственным архетипом сознания и поведения человека», воспроизводящимся в вечности; б) суть переворота, совершенного христианством в нравственных представлениях - в открытии возможности духовного преобразования для каждой личности; в) возрастание духовности человека - цель его жизни, духовность в наивысшей степени - святость; г) жертва Христа знаменует собой переход человека в качественно иное состояние, связанное с раскрытием в нем «богочеловеческого» начала (Н. А. Бердяев); д) «богочеловечность» предполагает духовный аристократизм личности, выражаемый в ее устремлении к подлинному самоосуществлению - к подчинению низших стремлений Высшей безусловной ценности (С. Н. Булгаков)» [3. С. 85-87].

Христианское представление о духовности связано с «внутренним человеком», «голосом совести» (И. А. Ильин) и воплощается в особой форме - делании добра (но не только в отношении благотворительности), что наиболее полно выражается в молитвенном и аскетическом опыте подвижников, оказывающих невидимое, но ощутимое в духовно-нравственном отношении влияние на общество в целом: молитвенная помощь, духовная милостыня. В этом раскрывается общечеловеческая суть духовности - делание добра оказывается соборным. Несомненной и подлинной духовностью И. А. Ильин называл «способность внимать дыханию и зову Божию», любовь к ближним и к Отечеству, чувство справедливости, способность наслаждаться красотою природы и искусства, проявления собственного достоинства, правосознания и деликатности [4. С. 324326]. Христианская духовность предполагает в первую очередь стяжание Духа Святаго, сле-

дование евангельским заповедям, принятие во всем воли Божией, постоянное предстояние перед Господом.

Никто не станет отрицать, что атмосфера подлинной живой духовности, благочестия и святости или душевной холодности, безучастности, формализма во многом зависит от пастырской настроенности священника... («Православная газета», № 37/2004).

С точки зрения здоровья, нравственности, духовности нужно победить в себе гордыню, самолюбие и одеваться в ту одежду, в которую женщина одевалась всегда - в платье («Православная газета». № 39/2006).

Духовность неразрывно связана с нравственностью, с ценностными установками отечественной культуры. Это актуальный для современности концепт, входящий в центральную часть русской концептосферы.

В контексте секулярного мировоззрения духовность понимается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными или, еще уже, внутренний мир человека в противопоставлении физическому, телесному - в этом, на наш взгляд, явно прослеживаются остатки советского атеистического мировоззрения. В «Словаре современного русского литературного языка» в 17 т.: «Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; богатство духовного мира человека, высокий уровень нравственных, интеллектуальных потребностей, норм» [9. С. 531].

Появление столь значимого в духовно-нравственном и познавательном смысле издания вряд ли было бы возможным, если бы проект не поддержали сердцем и деньгами сотни жителей области. («Ва-банкъинфо». № 87/2005).

И это было, есть и будет лучшей памятью о Человеке, для которого слова «мир и духовность» не были просто штампом... («Глагол». № 7/2006).

Несмотря на то, что в советское время секу-лярное понятие духовности значительно отошло от конфессионального, мы склонны объединять эти два варианта смысла в одном концепте. Светское понятие духовности, на наш взгляд, изначально вырастает из религиозного. Рассмотрение материала диалектных словарей показывает, что в конце XIX - начале XX в. во многих русских говорах слова дух, духовный, духовность имели религиозный смысл, связанный с православной верой.

Дух в томских говорах, 1913 г. - душа. Чуть-чуть живой - в чем только дух держится [8. С. 274-275]. Это же значение у слова дух в говорах уральских казаков [5. С. 447]. Также одно из значений данного слова - исповедь (На духу придется каяться), это отмечается в говорах вологодских, вятских, самарских, новгородских, псковских и других, 1847-1916 гг., в 1930 г. дается с пометой «устар.» [8. С. 274275]. Быть на духу - в говорах уральских казаков означало «быть на исповеди» [5. С. 447].

Духовный - церковнославянский (Обучалась духовному обучению) либо церковно-приходской (Теперь была в поселке при церкви духовна школа) - отмечено в говорах яицких казаков [5. С. 448]. В курских говорах, 19001902 гг., душевный означало духовный (священник): Отцы вы наши душевные [8. С. 282].

Духовник в ряде говоров означало «принимающий исповедь у священника», либо «духовный сын» (нижегородские, 1847 г.), в тамбовских наречиях, 1912 г., обозначало ученика духовной семинарии; современное значение этого слова претерпело определенные изменения: «религиозный христианский наставник, священник, постоянно принимающий исповедь у верующего». У Тамары духовник в Тро-ице-Сергиевой лавре [8. С. 279].

Духовность в тульских говорах, 1898 г., обозначало лиц духовного звания, духовенство: Я, говорит, в духовность сдал, в церкву. Во владимирских говорах, 1905-1921 гг., отмечается значение «принадлежность к тому или иному церковному приходу»: Чьей духовности? [8. С. 279]. В говорах уральских казаков наблюдается другой смысл данного слова - «душеспасительные разговоры, религ.». Ну, насчет духовности можно было с ним поговорить: он эвто любил [5. С. 447].

В совокупности эти языковые факты наглядно демонстрируют, как отразилось православное мировоззрение в языковой картине мира носителей русских диалектов. Они свидетельствуют о том, что духовная сфера жизни соотечественников во многом была связана с православной верой и церковью, ее традициями и обрядами. Православное знание, евангельские ценностные ориентиры играли огромную роль в духовно-нравственном воспитании простых русских людей, в формировании национального менталитета. Уже в советское время академик Д. С. Лихачев, размышляя о понятии «интеллигентность», приводил в пример необразованных, но внутренне интеллигентных

крестьян русского Севера: чистоплотных, ценящих хорошую речь и пение, гостеприимных, приветливых, понимающих горе и радость другого человека.

Рассматриваемые значения, естественно, не были сформированы именно в те временные промежутки, которые отмечены составителями диалектных словарей; концептуализация религиозного аспекта духовности произошла ранее, поскольку знания о мире, отраженные в языке, содержат память наших предков.

В концепте «Духовность» соединены сферы «Бог - человек» и «человек - человек», но в религиозном понимании присутствуют обе сферы, а в светском - лишь последняя из них. Светское понятие духовности в этом аспекте является неполным, усеченным.

Духовный в религиозном отношении человек - это святой, который в светском понимании совсем не интеллектуален и не эстетичен (то есть не духовен секулярно) - юродивые, например. В светском отношении атеист, безусловно, может быть духовным, здесь концепт «Духовность» поворачивается к нам другими своими гранями - нравственной (не всегда христианской), интеллектуальной, эстетической. Но в религиозном отношении такой человек не исполняет заповедь о почитании Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Христианские священники говорят и о «духовности» третьего рода - от нечистого духа, антидуховности, и приводят в пример деятелей различных тоталитарных сект, а также А. Гитлера и др.

Во всех этих аспектах (религия, интеллект, нравственность-этика, эстетическое) духовность можно представить в виде шкал, где на одних полюсах расположены идеалы, а на других - антиидеалы. В религиозном, конфессиональном, мировоззрении (конфессия нами понимается, вслед за авторами «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожеговым и

Н. Ю. Шведовой, как традиционная религия, но не секта) - православном, католическом (в их основе - общехристианские понятия, разница состоит в обрядах, молитвах, традициях и т. п.), мусульманском - идеал и антиидеал строго определены, степень удаленности -приближенности к одному либо другому полюсу и составляет «уровень» религиозной духовности.

Сравним лексемы, называющие степень веры в Бога и ее качества в православном мировоззрении: безверие, неверие, маловерие,

слабая вера, теплохладность, возрастание в вере, укрепление в вере, вера крепкая, стойкая, горячая, непоколебимая, нерушимая, святая. Это примеры «уровней» веры православного христианина. Идеал православной духовности - это святость, «обожение», Иисус Христос.

Иное дело - светская духовность. Здесь антиидеал вроде бы определен (бескультурный, безнравственный человек, невежа и невежда). Идеалов же столько, сколько самих носителей языка: для одного это ученые-интеллигенты (Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев), для другого -видные деятели искусства (Н. Рерих, Ф. Шаляпин), для третьего - поп-звезды, киноактеры и так далее. Разные люди имеют различные духовные идеалы, к тому же ценностная ориентация отдельного человека может меняться в зависимости от индивидуальных (возрастных, например) и социокультурных изменений. В связи с этим можно, думается, говорить о негармоничности светской картины мира наших современников. В советской идеологии общий идеал был определен более четко (фигура вождя мирового пролетариата с определенным набором духовно-нравственных качеств). Но сам принцип «векторности» духовности остается, на наш взгляд, и в религиозном, и в светском понимании.

Кроме того, религиозная и светская стороны духовности имеют в сфере «человек-человек» общее мощное основание (общегуманистическое) - нравственное начало. Эволюцию концептов нравственной сферы стыд и совесть рассматривает Н. Д. Арутюнова, определяя их как социо-оценочные единицы. По ее мысли, заповеди, формулы закона, убеждения и верования входят в промежуточную зону между сознанием человека и его волей. Стыд и совесть - координаторы сознания и воли личности, при этом ученый трактует совесть как «автономный компонент внутреннего человека», который формирует нравственную личность. Человек Нового Завета вместе с христианской верой и благодаря ей обретает совесть - голос Божий, нравственный закон, записанный в сердце и ставший частью естества [1. С. 55-58]. Еще одно значение слова дух в русских диалектах - совесть (Духу не хватат -совесть не позволяет). Для русского языкового сознания характерно понимание духовности и нравственности, непосредственно восходящее к евангельскому идеалу. Изначально христианская духовность была неотделима от нрав-

ственности, что сказалось на формировании концепта «Духовность». «Нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического “я” и деятельностно утверждать добро» [11. С. 249].

Все вышесказанное дает нам основание полагать, что религиозная и светская стороны духовности составляют один макроконцепт «Духовность» (имеющий сложную и многомерную структуру) в русской картине мира, при этом религиозная составляющая этого концепта исторически сложилась ранее и была сформирована на основе христианского знания, русская духовность, прежняя и современная, базируется на православной аксиологии. «Ибо Русская Православная Церковь на протяжении более чем тысячелетней истории своего существования неизменно оставалась хранительницей высочайших духовно-культурных ценностей, исповедницей фундаментальных этических принципов человеческого бытия, на основе чего только и может совершаться процесс воспитания разносторонней, внутренне содержательной и нравственно зрелой личности» (Патриарх Кирилл) [7. С. 8].

Список литературы

1. Арутюнова, Н. Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябце-ва. М., 2000. С. 54-79.

2. Данилюк, А. Я. «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. 25 с.

3. Дмитриева, Н. М. Влияние литературы на развитие духовного мира человека // Искусство образования во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции) : материалы конф. Оренбург, 2001. С. 85-87.

4. Ильин, И. А. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1993. 485 с.

5. Малеча, Н. М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков в 4 т. Т. 1. Оренбург, 2002. 496 с.

6. Петрухина, Е. В. Русская языковая картина мира и православное сознание // Виноград : православ. пед. журн. 2007. № 3 (19). С. 6-11.

7. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам XVIII Международных Рождественских чтений. М., 2010.

8. Словарь русских народных говоров / под ред. Ф. П. Сорокалетова, Ф. П. Филина. Вып. 8. 2-е изд. С.-Пб., 2002. 375 с.

9. Словарь современного русского литературного языка / Л. П. Алекторова и др. ; АН СССР, Ин-т рус. яз. : в 17 т. Т. 1. 2-е изд.. перераб. и доп. М, 1991. 864 с.

10. Степанов, Ю. С. Константы : словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004. 992 с.

11. Философия: основные проблемы философии / Н. Ф. Бучилло, В. И. Кириллов, С. И. Попов и др.; под ред. В. И. Кириллова : учебник : в 2 ч. М., 1997. 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.