УДК 81-28 ББК 81.14
Бакулина Елена Алмазовна
аспирант
кафедра филологического образования филиал
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет в г. Тобольске»
г.Тобольск Bakulina Elena Almazovna graduate student Philogy Department of Education Branch VPO «Tyumen State University in Tobolsk»
Tobolsk [email protected]
Аксиологическая интерпретация диалектной лексики (эмоционально-оценочной лексики говоров Тоболо-Иртышья)
Axiological interpretation of dialect vocabulary (emotional-evaluative vocabulary of dialects Tobolo-Artisia)
Статья посвящена анализу аксиологического осмысления диалектной лексики Тоболо-Иртышья. Наиболее показательно представлена система ценностей на примере лексем, положительно и отрицательно характеризующих внешние и внутренние качества человека. Анализ оценки системы ценностей раскрывает организацию личности, глубину и многогранность характера сибирского человека.
The article is devoted to the analysis of axiological understanding of dialectal vocabulary. The most significant presents the values on the example of lexemes, positively and negatively characterizing the external and internal qualities of the person dialects Tobolo-Artisia. Analysis of the evaluation system of values reveals the organization of the personality, the depth and complexity of human nature Siberian.
Ключевые слова: диалектная лексика, говоры Тоболо-Иртышья, аксиологическое осмысление системы ценностей.
Key words: dialectal vocabulary, dialects Tobolo-Artisia, axiological understanding of the value system.
Важным в науке является вопрос об определении ценности качеств человека, о степени измерения и оценки ценности. Вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в структуре ценностного мира, т. е. связи различных ценностей как между собой, так и с социальными и культурными факторами и структурой личности изучаются аксиологией.
Под ценностью принято понимать опреднеленное качество, свойство предмета. Все ценности есть качества предмета, но не все качества есть ценности. Если качество имеет положительную и отрицательную стороны, то оно является ценностью: красивый - безобразный, добрый - злой. Лексемы, не выражающие положительной и отрицательной оценки качества, ценностями быть не могут. В таком случае речь идет о необратимых качествах: желтый, зеленый [6. С. 22].
Наиболее ярко система ценностей человека проявляется в русских нва-родных говорах. Лингвисты отмечают, что в диалектной лексике находит отражение многовековая история народа, его культура. Антропоцентрическая, культурологическая, этнокультурная направленность современного языкознания призывает к обращению к народным говорам как к особому источнику, исконному началу многих явлений современного состояния русского языка и, следовательно, выразителю национального мироощущения народа [4. С. 195].
Теоретическую основу исследования русских говоров составляют труды О.И. Блиновой, Л.А. Ивашко, Л.Л. Касаткина, Т.С. Коготковой, О.Д. Кузнецова, О.Н. Мораховской, И.А Осовецкого, Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова и других ученых.
Большое значение имеют исследования по русской диалектной лексикологии и фразеологии Л.И. Баранниковой, О.И. Блиновой, Т.С. Коготковой, H.A. Лукьяновой, H.A. Осовецкого, H.A. Попова, Г.А. Ракова, М.Э. Рут, Ф.П. Сороколетова, А.И. Федорова и других ученых.
Русские вторичные говоры, к числу которых относится Западная Сибирь, вошли в состав Российского государства достаточно поздно - в период освоения Сибири, с конца XVI в. Систематическое изучение говоров территории позднего заселения русскими началось с середины 50-х годов XX в.: говоры Западной и Восточной Сибири изучаются в описательном, в том числе лингвогео-графическом и историческом аспектах [5. С. 55].
В настоящее время сформировались самостоятельные диалектологические центры на базе Екатеринбургского и Пермского университетов (уральская школа), Томского университета (сибирская школа) [5. С. 55]. Проблема изучения говоров Западной Сибири осложняется тем, что в силу экстралингвистических особенностей - времени и характера переселения русских, взаимодействия с языками и диалектами коренных народов и др. «Говоры территорий позднего заселения обычно характеризуются значительной сложностью и пестротой, так что не всегда легко определить их основной тип» [2. С. 103].
Диалектный язык юга Тюменской области исследуются силами филологов Тюменского государственного университета. Известны труды С.Д. Беляковой, Н.В. Лабунец, В.Н. Лютиковой, Н.К. Фролова. Говоры же Тобольского, Ярковского, Вагайского и Уватского районов специальному исследованию не подвергались. Вместе с тем изучение говоров Сибири имеет значение для понимания процесса исторического развития языка и русского народа в целом.
Актуальность исследования связана с неизученностью диалектной лексики территории, прилегающей к рекам Иртышу и Тоболу - Тобольского, Ярковского, Вагайского и Уватского районов Тюменской области, которую условно назовем Тоболо-Иртышьем. Имена прилагательные с эмоционально-оценочной характеристикой внешних и внутренних качеств человека в аспекте системы ценностей личности помогут раскрыть глубину и многогранность человека и вместе с тем дадут ответ на многие вопросы формирования лексической системы современного русского языка.
Личность человека уникальна и многогранна. Восприятие человеком сигналов из внешнего мира и внутренней среды формируется на основе совместной деятельности ряда его сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. «Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате
сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации. <...> При условии нормального развития, человек способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чем идет речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией» [1. С. 12].
Цель исследования - ввести в широкий научный лингвистический оборот новый круг диалектных текстов, записанных методом прямого сбора на территории Тобольского, Вагайского, Ярковского и Уватского районов Тюменской области, показать на примере характеристики лексем, содержащих положительную и отрицательную характеристику внешних и внутренних качеств в аспекте сенсорной оценки индивидуальной организации личности глубину и многогранность характера сибирского человека, особенностей восприятия им реалий окружающего мира
Впервые вопрос о ценностях человека был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо, а благо есть реализованная ценность - полезность [8. С. 31]. Следовательно, ценность и польза - две стороны одной и той же медали. Ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.
Аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение для философского мировоззрения. Природу ценностей выяснить трудно. Существует две точки зрения: сторонники первой Адам Смит, Риккардо Маркс считали труд основным источником ценности. Вторая точка зрения связана с развитием теории предельной полезности. Но и в этом вопросе нет единогласия: воздух, например, максимально полезен, а ценности в нем нет, к. к. он не покупается. Сложнее определить природу ценности вещей, которые нематериальны. «Един-
ственный выход - объявить ценность субъективной: ценно то, что желанно; ценно то, что необходимо (лекарство, например)» [8. С. 31].
На основании вышесказанного в исследованном нами материале к группе аксиологически интерпретированной лексики отнесем 550 лексем. Перечислим наиболее употребительные группы:
I. Лексемы, положительно характеризующие внешние качества человека: Ба'ский / баско 'й. Красивый, прекрасный. О, баской паренёк идет (д. Истомино, Вагайский р-он); Басколи'ций. Красивый. Иш, какой басколиций явился (д. Савина, Тобольский р-он); Кази'стый. Красивый. С лица она не больно казиста (д. Козловка, Тобольский р-он); Молодова'той, молодоликова'тый - молодой. Детки ещё молодоватые, молодоликова'тые (д. Полуяново, Тобольский р-он); Молодцева'той - молодой. Нас встретил молододцева'тый паренек (д. Полино, Вагайский р-он); Моложа'вый. Молодой. Так еще моложава и так хорошо сохранилась, что иногда - ею можно даже залюбоваться (д. Щетково, Ярковский р-он); Красовитый. Красивый. Птровна красовита, и буренка у ей с молочком (д. Горнослинкино, Уватский р-он); Пригля'дистой. Красивый. Парень был высокий, приглядистой (д. Ломаево, Тобольский р-он); Прима'нсливый. Красивый. Жених то, жених, какой примасливый (с. Абалак, Тобольский р-он); Рахма'нный. Красивый. Вид топерь ейный рахма'нный, и платок ей, купленный на ярмарке, был к лицу (д. Осинник, Уватский р-он); Фартовый. Красивый, стильный. Сосед, поселившийся на первом этаже дюже фартовый (д. Истомино, Вагайский р-он); Форсовитый. Нарядный. Фарсовитый пиджак пришелся кстати (д. Быково, Вагайский р-он).
II. Лексемы, отрицательно характеризующие внешние качества человека: Барахли 'стый. Плохо одетый. Барахлистый мужик сел рядом на скамейку (д. Овсянниково, Тобольский р-он); Кере 'жий. Некрасивый. Разносчиком воды был кережий мальчишка (д. Красный Яр, Уватский р-он); Страхови 'тый. Некрасивый. У Марии Андреевны был страховитый нос (д. Тахтаир, Тобольский
р-он); Страшённый. Некрасивый. Страшённый Ванюшка был приглашен на обед, чему был очень рад (д. Быково, Вагайский р-он).
III. Лексемы, положительно характеризующие внутренние качества человека: Жела'тельный. Умеющий ладить с людьми. Нужный, желательный... мы ждали дядю уже неделю (п. Надцы, Тобольский р-он); Лю'бонъкий. Любимый, дорогой. Для меня ты самый лю'бонъкий (с. Щетково, Вагайский р-он); Славу'тный - хороший. Славу'тный паренёк играл на бояне, и вечерок удался, концерт был хорош (д. Полино, Вагайский р-он); Чи'нный. Хороший. Ты умеешь притвориться чинным (д. Тахтаир, Тобольский р-он).
IV. Лексемы, отрицательно характеризующие внутренние качества человека: Га'дский. Плохой. Такого гадского как он - ещё поискать надо (д. Красный Яр, Ярковский р-он); Неклю'жий. Плохой. Неклюжий танцор из тебя вышел». В делах он такой неклюжий (д. Худяково, Тобольский р-он); Ехи'да. О злом, вредном человеке. Она такая ехидна у нас была, всем вредила (д. Алымка, Уватский р-он).
Таким образом, аксиологическое осмысление диалектной лексики Тобо-ло-Иртышья выявило систему ценностей при анализе лексем, положительно и отрицательно характеризующих внешние и внутренние качества человека русских говоров. Ценность фиксируется через определенные жизненные представления человека. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса представлений, идей. Однако ценность не может быть отождествлена с идеей, между ними пролегает существенное принципиальное различие.
Библиографический список
1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 339 с.
2. Баранникова, Л.И. Атлас русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья [Текст] / Л.И. Баранникова. - Саратов: СГУ, 2002. - 103 с.
3. Выхрыстюк, М.С. «Аще кто недослышит мазать ухо масломъ миндальнымъ...»: средства и способы лечения в рукописной традиции XVIII в. [Текст] / М.С. Выхрыстюк // Русская речь, 2008. - № 6. - С. 87-90.
4. Выхрыстюк, М.С. Словарь диалектной и просторечной лексики Тоболо-Иртышья [Текст] / М.С. Выхрыстюк. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2010. - 212 с.
5. Выхрыстюк, М.С. Значение ахивно-дналектологической практики в научно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / М.С. Выхрыстюк // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы: сборник материалов конференции. - Краснодар, 2012. - С. 55-56.
6. Ильин, В.В. Аксиология [Текст] / В.В. Ильин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
7. Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Новая волна, 2012.
8. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н.С. Розов. - Новосибирск: НГУ, 1998. -268 с.
9. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] // URL: http http://lingvistics_dictionary.academic.ru/ (дата обращения 17.10.2014 г.).
Bibliography
1. Arutyunova, N.D. Tipy yazykovykh znacheny: Otsenka. Sobytiye. Fakt. [Text] / N.D. A-rutyunova. - M.: Nauka, 1988. - 339 p.
2. Barannikova, L.I. Atlas russkikh govorov Srednego i Nizhnego Povolzhya. [Text] / L.I. Barannikova. - Saratov: SGU, 2002. - 103 p.
3. Vykhrystyuk, M.S. «Ashche kto nedoslyshit mazat ukho maslom mindalnym...»: sredstva i sposoby lecheniya v rukopisnoy traditsii XVIII v. [Text] / M.S. Vykhrystyuk // Russkaya rech, 2008. № 6. - P. 87-90.
4. Vykhrystyuk, M.S. Slovar dialektnoy i prostorechnoy leksiki Tobolo-Irtyshya [Text] / M.S. Vykhrystyuk. - Tobolsk: TGSPA im. D.I. Mendeleyeva, 2010. - 212 p.
5. Vykhrystyuk, M.S. Znacheniye akhivno-dialektologicheskoy praktiki v nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti studentov [Text] / M.S. Vykhrystyuk // Modernizatsiya rossyskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: sbornik materialov konferentsii. Krasnodar, 2012. - P. 5556.
6. Ilyin, V.V. Aksiologiya [Text] / V.V. Ilyin/ - M.: Izd-vo MGU, 2005. 216 p.
7. Rozental, D.E.; Golub, I.B.; Telenkova, M.A. Sovremenny russky yazyk [Text] / D.E. Rozental; I.B. Golub; M.A. Telenkova. - M.: Novaya volna, 2012.
8. Rozov, N.S. Tsennosti v problemnom mire: filosofskiye osnovaniya i sotsialnye prilozheniya konstruktivnoy aksiologii [Text] / N.S. Rozov. - Novosibirsk: NGU, 1998. - 268 p.
9. Zherebilo, T.V. Slovar lingvisticheskikh terminov [Elektronny resurs] // URL: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/ (data obrashcheniya 17.10.2014 g.).