Научная статья на тему 'Устойчивые сочетания говоров Западной Сибири как показатель особенностей характера человека'

Устойчивые сочетания говоров Западной Сибири как показатель особенностей характера человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фразеологические единицы / народное словотворчество сибиряков

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Выхрыстюк Маргарита Степановна

В статье представлены результаты осмысления вопросов, связанных с отражением особенностей характера и поведения сибиряков на примере русских фразеологизмов. Распространенные на территории Западной Сибири, они разнообразны как по значению, так и по эмоциональной, оценочной, экспрессивной характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Выхрыстюк Маргарита Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивые сочетания говоров Западной Сибири как показатель особенностей характера человека»

международный научный журнал «символ науки» УДК 801.559.13

№8/2015

ISSN 2410-700Х

Выхрыстюк Маргарита Степановна,

профессор кафедры филологического образования Филиала ТюмГУ в г. Тобольске; старший научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН г. Тобольск, РФ E-mail: [email protected]

УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ ГОВОРОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье представлены результаты осмысления вопросов, связанных с отражением особенностей характера и поведения сибиряков на примере русских фразеологизмов. Распространенные на территории Западной Сибири, они разнообразны как по значению, так и по эмоциональной, оценочной, экспрессивной характеристикам.

Ключевые слова

фразеологические единицы, народное словотворчество сибиряков.

Истоки возникновения большинства устойчивых сочетаний в языке определить сложно. Ученые считают, что возникновение первых фразеологизмов было связано с необходимостью закрепить в сознании человека житейские советы, правила, обычаи, традиции, законы. Наблюдая за образным основанием русских изречений, прослеживаем их органическую связь с традиционной символикой народа и национальной культурой народа в целом. В тесном единстве представлены в них этические, нравственные, религиозные и логические аспекты народного сознания. По словам Д.С. Лихачева, «народная фразеология - не только древность, дошедшая до нашего времени в языковой образности, за ней стоит и традиция национальной языковой эстетики, и многое из сегодняшнего русского менталитета» [2, с. 256].

Особого внимания для изучения устойчивых выражений заслуживают говоры Сибири. Интерес, проявляемый учеными к русским диалектам и в настоящее время вполне закономерен. Антропоцентрическая, этнокультурная и социологическая направленность современного языкознания порождает обращение к говорам как к особому источнику, своего рода исконному началу многих явлений русского языка и, следовательно, выразителю национального мироощущения.

Источником исследования послужили говоры юга Западной Сибири, а именно 54 населенных пунктов четырех районов - Тобольского, Вагайского, Ярковского и Уватского.

Актуальность изучения диалектных устойчивых выражений связана с неизученностью говоров территории позднего заселения русскими, в том числе территории, прилегающей к рекам Иртышу и Тоболу. К исследованию были привлечены материалы диалектологических практик 2010-2014 гг., собранные преподавателями и студентами филологического факультета ТГСПА

им. Д.И. Менделеева, а сегодня филиала ТюмГУ в г. Тобольске.

По мнению М.С. Выхрыстюк и Е.А. Бакулиной, «наиболее ярко устойчивые сочетания раскрывают характер русского человека, среди которых показательны фразеологизмы, содержащие эмоциональнооценочную характеристику внешних и внутренних качеств человека с положительной и отрицательной стороны» [1, с.79]. Выбранная для анализа лексико-тематическая группа эмоционально-оценочной диалектной лексики значительна и многообразна как по структуре, так и по значению, а также по эмоциональной, оценочной, экспрессивной характеристикам.

171

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____

Так, например, устойчивые сочетания ярко характеризуют отдельные черты внешности человека, его одежды, особенности фигуры, прически как с положительной стороны: любо-дорого взглянуть - ‘о красиво одетом человеке’, разодетый в пух и прах - ‘о нарядно одетом человеке’, так и с отрицательной стороны: гороховое вешало - ‘о неуклюжем, неловком человеке’, как из бревна вырезанный - ‘о неуклюжем человеке’; живая душа на костылях - ‘о хилом, слабом человеке’, как шест проглотнул - ‘о высоком, тонком и неуклюжем человеке’, слабоват в коленях - ‘о слабом, хилом человеке’ и др.

Наиболее многочисленна группа устойчивых сочетаний, характеризующих внутренние качества человека.

Положительная характеристика поведения человека, отдельных поступков, рода его занятий представлена фразеологизмами: палец в рот не клади - ‘о бойком человеке’, по горничному кашлять - ‘о женщине, умело управляющейся по дому’, наводить слепых на бревна - ‘о человеке, помогающем бедным и убогим в трудностях’ и др. Отрицательная характеристика внутренних качеств человека, его поведения, отношения к труду и людям, его наклонностей представлена устойчивыми сочетаниями высоко себя нести - ‘о заносчивом, высокомерном человеке’, кулаки зажимать - ‘о злом, скандальном человеке’, стоять как пень - ‘о человеке, находящемся в изумлении’, хоть кол на голове чеши - ‘об упрямом человеке’; он ночь не загонит - ‘о том, кто работает неустанно, не покладая рук’; петь с чужого голоса - ‘о том, кто говорит не от души, лукавит’, смотреть по носу - ‘о хитром, расчетливом человеке’, ‘потерять лицо - ‘о бесстыдном человеке’; колесного скрипу бояться - ‘о трусливом человеке’; легоконький человек - ‘о человеке небольшого ума, глупом человеке’; ног не найти - ‘о лживом человеке, обманщике’; полыгало дикий - ‘о рассеянном человеке, невнимательном человеке’, а также ‘о человеке, который веселится не в меру без повода’, потерять лицо - ‘о бесстыжем человеке’ и др.

Таким образом, представленная группа фразеологических единиц говоров Западной Сибири значительна и разнообразна как по значению, так и по эмоциональной, оценочной, экспрессивной характеристикам. Распространенные на территории Западной Сибири, они играют особую роль в раскрытии как особенностей характера отдельного человека, так уклада жизни целого поколения.

Список использованной литературы:

1. Выхрыстюк М.С., Бакулина Е.А. Эмоционально-оценочная лексика говоров Тоболо-Иртышья в аспекте современной лексикографии и фразеографии // Проблемы истории, филологии, культуры. Выпуск 19. Москва-Магнитогорск-Новосибирск, 2014. С. 79-84.

2. Лихачев Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. М., 1983. 256 с.

© М.С. Выхрыстюк, 2015

УДК 81

Г аллямова Мария Сергеевна

к. филол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова»

г. Магнитогорск, Р Ф maria_gallyamova@mail. rn К. Р. Габисова

студентка V курса ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова»

г. Магнитогорск, Р Ф

СЛЕНГ КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В РОМАНЕ ЧАКА ПАЛАНИКА «БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОССИЙСКОМ ПЕРЕВОДЕ

Аннотация

В статье анализируется роман «Бойцовский клуб» современного американского писателя Чака Паланика. Работа также посвящена вопросам адекватного перевода сленга.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.