УДК 374
Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются роль и место дополнительного образования в контексте стратегии инновационного развития России. В содержании статьи раскрыты ценностные свойства дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, дополнительное образование, педагогический потенциал, аксиологический подход, аксиологическая функция.
D.V. Shamsutdinova, R.I. Turhanova AXIOLOGICAL FUNCTION OF ADDITIONAL EDUCATION.
In the article the authors examine the role and place of additional education in the context of the strategy of Russian innovative development
Key words: pedagogical axiology, additional education, pedagogical potential, axiological approach, axiological function.
В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматриваться в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образования детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Дополнительное образование выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. «Дополнительное образование детей - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ» [8]. В Концепции модернизации Российского образования подчеркнута особая роль системы дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения подростков. Цель всей системы дополнительного образования - воспитание потребности личности в непрерывном совершенствовании, образовании и самообразовании, осознание общественной и личной значимости.
Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве. В системе дополнительного образования детей культурно-образовательный процесс строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.
Под «дополнительным образованием» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать потребность в творческой и познавательной деятельности. Оно способствует ценностному самоопределению во всех аспектах жизнедеятельности личности.
Система дополнительного образования детей как социально-педагогического явление обладает многоаспектными характеристиками, тесно связанными с процессами, происходящими в практике, культурно-досуговой сферы. Организация деятельности в условиях дополнительного образования рассматривается как педагогически проектируемая художественно-творческая, социально-творческая деятельность детей в условиях досугового времени, направленная на саморазвитие, самореализацию и социализацию личности. В связи с этим, актуализируется проблема разработки и внедрения технологий социально-культурной деятельности, обеспечивающих интеграцию семьи, школы и других культурно-образо-вательных, общественных, любительских формирований в процессе воспитания и развития подрастающего поколения. Являясь подсистемой по отношению к общей системе образования, дополнительное образование может рассматриваться и как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом. Специфика системы дополнительного образования связана не только особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым.
Исследований, посвященных раскрытию педагогического потенциала системы дополнительного образования, предлагающих пути оптимизации деятельности учреждений дополнительного образования, совершенствования механизмов организации интегрированного культурно-образовательного процесса, стимулирования педагогических ресурсов этой системы, достаточно много. С точки зрения проблематики своего исследования, рассматривается сущностность и предлагаются авторские интерпретации понятия «дополнительное образование». Так, Газман О.С. определяет дополнительное образование детей как «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспи-тательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности)» [3].
Логинова Л.Г. определяет дополнительное образование детей как «социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и утверждающая индивидуальные способности освоения культурных ценностей, воспроизведение и приумножение их в самостоятельной деятельности, поведении, общении» [7].
По мнению Скачкова А.В. дополнительное образование детей есть «специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педа-гогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения» [9].
Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. дают следующее определение понятию дополнительное образование детей: «...особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков» [4].
Евладова Е.Б., Николаева Л.А. определяют дополнительное образование детей как «процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации» [5].
Березина В.А. определяет дополнительное образование детей как «процесс добровольно избранного ребенком освоения вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека» [14].
Краткий обзор определений термина «дополнительное образование» позволяет выявить общий взгляд ученых, характеризующий педагогический потенциал, основные функции и специфику системы дополнительного образования детей.
Выстраивание деятельности учреждения дополнительного образования на основе аксиологического и личностно-деятельностного подходов позволяет обеспечить педагогическую результативность.
Применение аксиологического подхода играет важную роль в методологии исторического познания и позволяет использовать ценностно-оценочный принцип, поскольку ценность - это особая определенность предметов и явлений, отличающая их от природного факта. Напомним, что аксиология (от греческого axios -ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков [8]. Аксиология рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая - адаптация человека в обществе в процессе его воспитания. Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей [1]. Аксиологический подход предполагает восприятие культуры и искусства как определенной системы общественно-истори-ческих отношений. Процесс познания отдельных фактов может быть различной не только по степени их влияния на развитие самосознания, но и по характеру этого влияния. Одни явления могут оказывать благотворное воздействие на развитие самосознания, другие - препятствовать ему. Одним из компонентов человеческого сознания является оценка, сформировавшаяся под влиянием социальной практики, которая в своем развитии порождает значимость и ценность явлений окружающей действительности, формирует способность человека определять ценность социальных факторов и фактов. Оценка - средство определения значимости социальных фактов и факторов для деятельности человека [1.].
Применительно к дополнительному образованию, значение функции трактуется достаточно широко: от обозначения специфической деятельности до назначения, цели применения. Под аксиологической функцией понимаются такие ценностные свойства дополнительного образования, которые имеют значение для образовательной системы в целом в настоящее время и сохраняют свою актуальность в будущем.
Эти свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития дополнительного образования и оказывают существенное влияние на углубление и совершенствование личностных интересов подростков.
В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» определены основные функции сферы дополнительного образования детей, такие как: развитие человеческого капитала страны; удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей, (что не может обеспечить система основного образования); обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социокультурного потенциала территории, обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса.
Эти функции характеризуют потенциал дополнительного образования, обеспечивающего гибкое, разноуровневое, эффективное развитие личности, способной адаптироваться в условиях современных реалии. С другой стороны, дополнительное образование создает условия креативно-творческого взаимодействия в сложившейся социокультурной среде, обеспечивая инновационное ее развитие; в процессе сохранения, освоении и обогащении культурных ценностей.
Названные функции включают в себя определенные аксиологические установки, затрагивают ценностные
аспекты дополнительного образования личности на основе педагогической аксиологии.
Педагогическая аксиология выделяет в качестве приоритетной аксиологическую функцию образования, которая отражает подходы и к содержанию, организации, управлению процессами в системе дополнительного образования.
Литература
1.Аксиологические основы педагогики [электронный ресурс]. Режим доступа: www.gumer info/ bibliotek Buks/Pedagog/slast/07.
2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - с.12
3. Газман О.С. Игра как системная потребность детства./Философия и педагогика каникул. - М., -1998 - с. 23
4. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО //Дополнительное образование. -2000. - №1. - С. 7.
5.Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996. -с.9.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь., 2003 г.
7. Логинова Л.Г., 2011. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей. [электронный ресурс] Режим доступа: vestnik.yspu.org/ releases /2011_1pp /45
8.. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б.М. Бим-Бада.- М., 2003.- С.418.
9. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 1996.- 24 с.
1.Aksiologicheskie osnovy pedagogiki [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.gumer info/ bibliotek_Buks/Pedagog/ slast/ 07.
2. Berezina V.A Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak sredstvo ih tvorcheskogo razvitija: Avtoref. dis. kand. ped. nauk. - M., 1998. - s.12
3. Gazman O.S. Igra kak sistemnaja potrebnost' detstva./Filosofija i pedagogika kanikul. - M., -1998 - s. 23
4. Gorskij V.A, Zhurkina AJa., Ljashko L.Ju., Usanov V.V. Sistema dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Koncepcija laboratorii problem dopolnitel'nogo obrazovanija detej instituta obshhego srednego obrazovanija RAO / /Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2000. - №1. - S. 7.
5.Evladova E.B., Nikolaeva L.A. Razvitie dopolnitel'nogo obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah. - M., 1996. -s.9.
6. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar'., 2003 g.
7. Loginova L.G., 2011. Ocenochnoe issledovanie kachestva obrazovatel'nyh uslug v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej. [jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: vestnik.yspu.org/ releases /2011_1pp /45
8.. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / Pod red B.M. Bim-Bada.- M., 2003.- S.418.
9. Skachkov A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie kak social'no-pedagogicheskaja problema: Avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Rostov n/D., 1996.- 24 s.