Научная статья на тему 'Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей'

Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1432
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEALTH / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / RECREATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

Отмечается необходимость в модернизации педагогической системы активного формирования здоровья детей. Анализируется организация оздоровительной деятельности в практике учреждений дополнительного образования. Рассматриваются потенциальные возможности дополнительного образования детей, позволяющие более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное и гуманное, пытливое и деятельностное поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Additional Education for the Solution of the Problem of Strengthening Children’ Health

The article points out the need for modernization of the educational system of active formation of children's health. The organization of recreational activities in the practice of institutions of additional education is analyzed. The additional education of children for the complete solution of ensuring children’s health and fostering a healthy, creative, intelligent, humane, inquisitive and active generation is discussed.

Текст научной работы на тему «Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей»

Л. Н. Эйдельман

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Отмечается необходимость в модернизации педагогической системы активного формирования здоровья детей. Анализируется организация оздоровительной деятельности в практике учреждений дополнительного образования. Рассматриваются потенциальные возможности дополнительного образования детей, позволяющие более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное и гуманное, пытливое и деятельностное поколение.

Ключевые слова: здоровье, дополнительное образование детей, оздоровительная деятельность.

L. Eydelman

POSSIBILITIES OF ADDITIONAL EDUCATION FOR THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF STRENGTHENING CHILDREN' HEALTH

The article points out the need for modernization of the educational system of active formation of children's health. The organization of recreational activities in the practice of institutions of additional education is analyzed. The additional education of children for the complete solution of ensuring children's health and fostering a healthy, creative, intelligent, humane, inquisitive and active generation is discussed.

Keywords: health, additional education of children, recreation activities.

Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» предполагает, что к 2020 году в системе дополнительного образования будут заниматься не менее двух третей от общего количества школьников. Возросший интерес к дополнительному образованию детей, родителей, педагогов объясняется возможностью удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности в условиях неформального образовательного процесса. При этом необходимо отметить, что в дополнительном образовании детей сложилась уникальная педагогическая ситуация, когда без особых экономических затрат и вложений, но с использованием современных технологий сохранения и укрепления здоровья возможно осуществлять оздоровительную деятельность.

Проблема укрепления здоровья в системе дополнительного образования детей не-

посредственно связана с вопросами состояния их здоровья. Профилактические осмотры детей, которыми ежегодно охватываются 80-90% детского населения России, с довольно большим постоянством выявляют, что около 16% детей имеют хронические заболевания разных органов и систем, более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-40% детей — со стороны опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз [3].

Результаты углублённых профилактических медицинских осмотров современных старших дошкольников свидетельствуют о том, что I группу здоровья имеют 5% детей, II группу — 42%, III группу — 53% дошкольников.

Научный центр здоровья детей РАМН в докладе «Школа-2020. Какой мы ее видим?» отмечает, что за последние 10 лет произошло значительное ухудшение со-

стояния здоровья школьников, особенно обучающихся в начальной школе. Среди современных первоклассников вдвое меньше процент абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3% против 8,7%). Серьезное беспокойство вызывает высокая распространенность ожирения среди детей, особенно среди мальчиков — 97,3 (на 1000 обследованных), против 30,6 (на 1000 обследованных) — среди девочек. Результаты диспансеризации подростков Санкт-Петербурга в 2012 году показывают резкий подъём заболеваемости хроническими заболеваниями органов пищеварения и ожирением. Не случайно ВОЗ присвоила ожирению статус «эпидемии XXI века». Согласно прогнозам ВОЗ, в 2030 году ожирение постигнет 45% населения всей планеты. Существенный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы. По данным ряда авторов, в настоящее время подростки имеют крайне низкие показатели общесоматического и репродуктивного здоровья, ухудшается их физическое и психическое развитие, растут показатели по общей заболеваемости [5].

При этом ведущие специалисты в области здравоохранения особо подчеркивают, что в условиях современной России нарастающая коммерциализация педиатрической помощи вообще снимает проблему здоровья ребёнка как ценности и цели моральной практики общества [4].

Складывается ситуация, когда эти проблемы невозможно решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней и только за счёт ресурсов системы здравоохранения. Проблема укрепления здоровья детей исключительно актуальна, и решение её неоднозначно.

Современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи в области проблемы укрепления здоровья детей. В настоящее время возникла необходимость в

модернизации педагогической системы активного формирования здоровья детей. В этом аспекте речь идёт о переносе акцентов с постоянного повышения основных параметров учебных нагрузок на всё более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого ребёнка в конкретном образовательном учреждении и условиях обучения при эффективном использовании внеучебных факторов.

К таким факторам в современных образовательных учреждениях относятся дополнительные занятия оздоровительной направленности, которые вне рамок обязательных занятий служат решению задач расширения психофизических возможностей занимающихся и укрепления здоровья детей, позволяют совершенствовать двигательную сферу ребёнка, удовлетворять эмоциональные запросы, получать позитивные эмоции, развивать креативные возможности, создавать новые социальные отношения как в детском социуме, так и между детьми и взрослыми. При этом дополнительные занятия в общеобразовательном учреждении характеризуются высоким уровнем двигательной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий партнёра, положительным эмоциональным фоном.

В то же время Е. Г. Григорьева [7] указывает, что свобода выбора дополнительных занятий дошкольниками и младшими школьниками относительна. Относительность связана с тем, что в дошкольном и школьном возрасте выбор занятий осуществляют родители, исходя из интересов и склонностей ребёнка. Однако свобода выбора двигательной деятельности, пусть даже относительная, даёт возможность ребёнку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении.

Ответ на вопрос, кто был инициатором выбора дополнительных занятий, был по-

лучен в результате наших исследований: 52% родителей отметили совместный выбор, 30% — только родителей и 18% — выбор детей. Это подтверждает, что выбор занятий осуществляют родители, исходя из интересов и склонностей ребёнка.

В этой связи работа дополнительных кружков (секций) позволяет детям и родителям выбрать наиболее привлекательный вид занятия, что, в свою очередь, стимулирует двигательную активность, желание заниматься избранным видом деятельности и тем самым повышает физический потенциал здоровья ребёнка.

В то же время знание интересов, мотивов, личностных потребностей занимающихся позволяет педагогу определить направленность педагогического воздействия и включить детей в активный процесс двигательной деятельности.

С этой точки зрения дополнительное образование можно представить как мощный фактор физического, креативного, интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения.

Отметим, что к началу нового столетия системой дополнительного образования пройден путь интенсивного развития, качественных преобразований, накоплен уникальный опыт инновационной деятельности, требующий всестороннего осмысления. Для учреждений данного типа неоспорим приоритет воспитательной функции, обусловленный как особенностями образовательного процесса, так и основными задачами этой сферы:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга и др.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования строится в па-

радигме развивающего образования, обеспечивая образовательную, оздоровительную, информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции и реализуется посредством образовательных программ различной направленности (художественной, научно-технической, физкуль-турно-спортивной и др.), предоставляя дополнительные образовательные услуги.

Объективная реальность, данные исследований свидетельствуют о том, что актуальным направлением в системе дополнительного образования является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении крайне редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при реализации задач этого направления ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на такое видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [13].

В то же время, несмотря на научный интерес, теоретическую разработанность многих аспектов оздоровительной деятельности, многолетний опыт её организации в практике учреждений дополнительного образования, следует отметить в целом недостаточную результативность оздоровительного эффекта в работе с детьми при организации образовательного процесса [1; 9; 12].

Отечественная система дополнительного образования располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по социализации детей в области креативно-художественной, физкультурно-спор-тивной, психолого-педагогической, военно-патриотической и другой образовательной деятельности.

Образовательная политика России, консервативная по своей сути, в последнее время стала учитывать общие тенденции мирового развития, что проявилось в ут-

верждении федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования и дало новый импульс развитию дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений. Данный тип образования определён одной из составляющих внеурочной деятельности — обязательного элемента современного образовательного процесса, ориентированного на максимальное использование потенциальных возможностей самого учреждения и его педагогического коллектива.

Изменения системы дополнительного образования детей опираются на принципы демократизации образования, гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса, индивидуализации, педагогики сотрудничества. Важнейшим принципом является добровольный выбор ребёнком вида деятельности, педагога и объединения по интересам.

Преобразования, происходящие в настоящее время в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал которого должен быть реализован более полно и который мыслится как креативная, полностью самоактуализировавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования.

Однако преобладающий в массовой педагогической практике традиционный подход к обучению и воспитанию не способствует креативности и здоровью. На наш взгляд, происходит это потому, что ценности детства не умещаются в рамки традиционной системы воспитания и образования. Общеобразовательное учреждение по своей внутренней природе является одним

из наиболее консервативных институтов социализации, оказывающих в реальности наиболее сильное сопротивление любым социальным изменениям. Одна из причин этой консервативности — необходимость выдержать шаблон (стандарт), поэтому школа внутренне сопротивляется развитию творческих способностей своих подопечных [2; 6].

В этом смысле опыт системы дополнительного образования уникален. Современные авторы отмечают, что учреждения данного типа имеют огромные потенциальные возможности для развития личности ребёнка, что связано со спецификой образовательного процесса в них, с его целевыми, содержательными и организационными аспектами [8; 10; 11]. К ним авторы относят:

- отсутствие государственных стандартов на данный вид образования (образовательный процесс становится менее регламентированным, его главной целью становится не достижение определённого уровня знаний, умений и навыков в той или иной области, а общее развитие ребёнка);

- приоритет воспитательной функции (содержание реализуемых образовательных программ направлено, прежде всего, на освоение духовных и культурных ценностей, на содействие формированию нравственных качеств личности, на развитие её творческой и социальной активности);

- преобладающий практико-ориенти-рованный характер деятельности (приобретаемые практические умения и навыки способствуют закреплению теоретических знаний, профессиональному самоопределению, развитию социальных компетенций воспитанников);

- наличие многообразия видов культу -ротворческой деятельности (возможность удовлетворения детских интересов и потребностей, соответствующих их возрастным, индивидуальным особенностям и склонностям);

- добровольность и свобода выбора детьми видов деятельности, образовательных объединений (способствует повышению степени их субъективности);

- оптимальная наполняемость образовательных объединений, согласно нормативным требованиям в большинстве случаев не превышающая 15 человек (открывает значительные возможности для реализации личностно ориентированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании);

- разновозрастной состав участников большинства образовательных объединений (такое сообщество более близко к модели семьи, способствует развитию коммуникативной и организаторской культуры у его участников);

- многообразие форм образовательных объединений (кружки, клубы, студии, школы и др.) и различная продолжительность освоения образовательных программ в них (увеличивает возможности выбора и освоения детьми одной или нескольких программ различного уровня, проектирования индивидуального образовательного маршрута);

- демократический стиль взаимоотношений между педагогами и детьми (создаёт благоприятный психологический климат, обеспечивает чувство защищенности, безопасности и комфорта);

- отсутствие жёсткой оценочной системы (особыми стимулами для личностного и коллективного роста и развития

являются звания лауреатов, дипломантов, образцовых коллективов, спортивные разряды и др.);

- особый эмоциональный фон процесса образования (связан с творческим характером совместной деятельности, с содержанием осваиваемых культурных ценностей, с обращением к ярким образам и чувствам и с преобладающим позитивным настроением, оптимизмом);

- представленность педагогического коллектива людьми различных профессий (отсутствие у них профессиональных штампов и стереотипов делает общение детей и взрослых более насыщенным и эмоциональным, приближенным к разнообразным жизненным ситуациям, способствует большей социальной информированности и адаптации, профессиональному самоопределению) и др.

Характерной особенностью дополнительного образования является то, что личность ребёнка — не просто субъект, а субъект приоритетный. Он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут более полно обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное и гуманное, пытливое и деятель-ностное поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев А. М. Адаптивная развивающе-компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2012. 46 с.

2. Абраухова В. В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2012. 42 с.

3. Баиндурашвили А. Г., Норкин И. А., Соловьёва К. С. Травматизм и ортопедическая заболеваемость у детей Российской Федерации. Организация специализированной помощи и перспективы её совершенствования // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. И. Приорова, 2010. № 4. С. 13-17.

4. Баранов А. А., Лапин Е. Ю. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. М.: Союз педиатров России, 2009. 188 с.

5. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия, 2012. Т. 91. № 3. С. 9-14.

6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

7. Григорьева Е. Г. Регулирование рынков дошкольных услуг: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2008. 50 с.

8. Енин А. В. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2010. 44 с.

9. Каргина З. А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: Монография. М.: Экон-Информ, 2012. 232 с.

10. Кукар У. Ю. Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010. 24 с.

11. Талля М. Г. Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2009. 16 с.

12. Эйдельман Л. Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2009. 184 с.

13. Эйдельман Л. Н. Проблемы организации оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей. Гл. 2.1. // Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: Монография. Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. С. 71-86.

REFERENCES

1. Abaev A. M. Adaptivnaja razvivajushche-kompensirujushchaja obrazovatel'-naja sreda fizkul'turno-sportivnyh uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Vladikavkaz, 2012. 46 s.

2. Abrauhova V. V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti vospitannikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Pjatigorsk, 2012. 42 s.

3. Baindurashvili A. G., Norkin I. A., Solov'jova K. S. Travmatizm i ortopedicheskaja zabolevaemost' u detej rossijskoj Federatscii. Organizatsija spetsializirovannoj pomoshchi i perspektivy ejo sovershenstvovanija // Vestnik travmatologii i ortopedii im. N. I. Priorova, 2010. № 4. S. 13-17.

4. Baranov A. A., Lapin E. Ju. Gosudarstvennaja politika v oblasti ohrany zdorov'ja detej: voprosy teorii i praktika. M.: Sojuz pediatrov Rossii, 2009. 188 s.

5. Baranov A. A. Sostojanie zdorov'ja detej v Rossijskoj Federatsii // Pediatrija, 2012. T. 91. № 3. S. 9-14.

6. BogojavlenskajaD. B. Psihologija tvorcheskih sposobnostej. M., 2002.

7. Grigor'eva E. G. Regulirovanie rynkov doshkol'nyh uslug: Avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Krasnojarsk, 2008. 50 s.

8. Enin A. V. Sistema vospitanija tvorcheski aktivnoj lichnosti uchashchihsja vo vneklassnoj dejatel'nosti: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Voronezh, 2010. 44 s.

9. Kargina Z. A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istorija, teorija, metodologija: Monografija. M.: Ekon-Inform, 2012. 232 s.

10. Kukar U. Ju. Razvitie issledovatel'skih umenij starsheklassnikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obra-zovanija: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2010. 24 s.

11. Tallja M. G. Formirovanie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej u mladshih shkol'nikov na zanjati-jah po izobrazitel'nomu iskusstvu s primeneniem komp'juternyh tehnologij v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saransk, 2009. 16 s.

12. Ejdel'man L. N. Metodika primenenija tantseval'no-horeograficheskih uprazhnenij dlja formirovanija osanki detej doshkol'nogo vozrasta: Dis. kand. ped. nauk. SPb., 2009. 184 s.

13. Ejdel'man L. N. Problemy organizatsii ozdorovitel'noj dejatel'nosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej. Gl. 2.1. // Zdorov'esberegajushchie i zdorov'erazvivajushchie tehnologii v obrazovatel'nom protsesse: Monografija. Krasnojarsk: OOO «Tsentr informatsii», CNI «Monografija», 2013. S. 71-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.