методов применения языковых средств в сфере социогуманитарного образования является чрезвычайно актуальным и перспективным направлением. На этом пути необходимы как глубокая разработка самих методов и приемов (загадки, метафоры, семантического анализа и др.), так и определение тех этических «верст», за которые нельзя выйти, чтобы не упасть в кювет.
Библиографический список
1. Мечковская Н.Б. Язык и религия. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.
2. Моделирование и познание / Под ред.
В.А. Штофф. - Минск, 1974. - 126 с.
3. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 720 с.
4. Сидорчук Т.А. «Пьем по утрам остаток чер-
ной ночи...», или Два приема составления метафор // Эйдос. - 2000. - 8 августа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ ioiimal/2000/0805-01.htm/ - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail [email protected].
5. Уилсон Р.А. Квантовая психология / Перевод с англ. под ред. Я. Невструева. - К.: «ЯНУС», 1998. - 224 с.
6. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ 2003. - 416 с.
8. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001. - №1. -
С. 4-10.
УДК 159.9.07
Кузьменко Людмила Геннадьевна
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик)
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ (на примере Кабардино-Балкарской республики)
В статье раскрывается проблема акмеологического сопровождения профессиональной деятельности работников пенсионной системы. Актуальность исследования обусловлена тем, что в ходе реализации пенсионной реформы неуклонно возрастает значение профессионализма службы в системе Пенсионного фонда России (ПФР). Проблема повышения эффективности кадровой политики и управления персоналом является одной из центральных в период модернизации пенсионной системы. Целью исследования является выявление путей оптимизации деятельности персонала ПФР.
Ключевые слова: акмеологическое сопровождение, акмеологическая служба, акмеологический тренинг программно-целевой направленности, акмеологическое исследование личностно-профессионального развития.
В современных социально-экономических условиях развития кадровой политики в государственных ведомствах Российской Федерации и организациях всех уровней осуществляется реформирование системы управления персоналом, заключающееся в переходе от учетных функций, составляющих традиционно основное содержание деятельности кадровых служб, к продуктивной системе управления персоналом, целью которой является обеспечение эффективности деятельности организаций, совершенствования профессиональной деятельности персонала в условиях конкуренции.
В условиях модернизации подхода к аттестации и оценке деятельности сотрудников системы ПФР особую актуальность приобретает пробле-
ма повышения качества как самой профессиональной деятельности персонала, так и их личностно-профессионального развития. Профессиональная деятельность персонала ПФР предполагает активное личностно-профессиональное развитие, способствующее обеспечению успешной модернизации системы ПФР. В связи с важностью задач, стоящих перед ПФР, осуществление продуктивного личностно-профессионального развития кадров учреждений должно опираться на современную акмеологическую теорию профессионализма. Одним из путей реализации такого подхода является акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников ПФР. Сущность акмеологического сопровождения профессиональной деятельности
персонала ПФР заключается в обеспечении функционирования системы ПФР, направленной на повышение эффективности и качества деятельности, совершенствование работы с кадрами, сохранение здоровья, работоспособности сотрудников.
В акмеологическом сопровождении используются следующие группы методов: диагностические и коррекционные тесты, которые обеспечивают мониторинг готовности личности, группы к деятельности и обучению, программно-целевое моделирование и прогнозирование профессиональной деятельности и саморазвития, определение компетентности кадров; отслеживание процессов личностно-профессионального роста, аттестации кадров и создание банка данных их профессиональной пригодности; экспертные оценки профессионального продвижения личности и проектирования карьеры, овладения алгоритмами продуктивного решения профессиональных задач и достижения профессионального мастерства; методы стимуляции самопознания, самокоррекции рефлексивной саморегуляции и самоорганизации профессионального и творческого Я специалиста; акмеологические технологии профессионального консультирования кадров, технологии лидерства и формирования управленческих команд, подбора и расстановки кадров.
Реализация задач акмеологического сопровождения предполагает проведение акмеологи-ческих исследований, включающих: разработку эмпирических схем исследования, устанавливающих последовательность эмпирических процедур и рассматриваемых систем, между которыми выявляются связи - социально-психологические, личностные, профессиональные; использование математических моделей и математических методов установления связей, прямых и косвенных зависимостей, иерархий, уровней; типологи-зацию и классификацию полученных результатов.
Один и тот же метод может выполнять различные функции в ходе акмеологического сопровождения: диагностическую (диагностика профессионально важных качеств; диагностика для целей отбора - образовательного, обучающего, профессионального, то есть профессиональноцелевая диагностика; диагностика успешности обучения, тренинга, профессиональных проб; диагностика компетентности и экспертиза; аттестация кадров); развивающую (методы духовного и личностно-профессионального совершенствования, личностного роста; рефлексивные мето-
ды; методы саморегуляции; игротехники и различного рода групповые тренинги как акмеоло-гические технологии личностно-профессионального совершенствования); субъектно-деятельностную (сбор характеристик и требований профессиональной деятельности, ее средств, объектов, условий, ситуаций, видов, составление профес-сиограмм с помощью информационных, моделирующих, контролирующих, аттестационных, обучающих, алгоритмизирующих и других методов) [1, с. 51-52].
В ходе внедрения эксперимента по акмеоло-гическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников отделения ПФР по КБР подтвердилась целесообразность создания пси-холого-акмеологической службы.
В процессе акмеологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников ПФР была решена задача по выявлению категории работников системы ПФР, чья профессиональная деятельность требует акмеологического сопровождения в первоочередном порядке, подтверждено наличие у большинства специалистов клиентских служб симптомов эмоционального выгорания. Эмоциональное истощение у данной категории работников более чем у 50% максимально выражено. Легкая или средняя степень эмоционального истощения присутствует у всех специалистов.
Особенностями работы специалистов клиентской службы являются не только знание пенсионного законодательства, владение компьютерными программами, но и общение в течение целого рабочего дня с клиентами ПФР. Установление контакта с каждым посетителем, а также необходимость доступного изложения информации с учетом возраста и образовательного уровня клиента, гибкий выход из конфликтных ситуаций -все эти особенности приема у специалистов клиентской службы требуют активных затрат психической и физической энергии, восполнения ресурса организма и психопрофилактических мероприятий, направленных на предотвращение синдрома профессионального выгорания.
В рамках акмеологического сопровождения профессиональной деятельности постоянно проводятся лекционные занятия и обучающие семинары с работниками ПФР по КБР по следующим темам: «Психологические особенности обучения кадров в системе ПФР», «Нетрадиционные методы обучения в системе ПФР», «Психологичес-
кие основы делового общения», «Учет особенностей пенсионного и старческого возраста в работе клиентских служб». Весьма полезными являются практические занятия, проводимые пси-хологом-акмеологом по управлению временем «Т айм-менеджмент».
Деятельность акмеологической службы регламентирована кодексом профессиональной этики психолога-акмеолога системы ПФР и типовой должностной инструкцией главного специалиста (психолога-акмеолога) отдела кадров. Кодекс призван: закрепить систему основополагающих этических норм и общих правил поведения психоло-га-акмеолога; создать основу для правильного понимания роли психолога-акмеолога в системе ПФР; служить психологам-акмеологам практическим руководством при разрешении проблемных ситуаций; информировать руководителей и работников ПФР о профессиональных этических обязательствах психолога-акмеолога, а также о принципах и правилах взаимоотношений пси-холога-акмеолога, руководителей и работников ПФР; оградить работников ПФР от неправомерного воздействия на личность и неквалифицированного использования психологических знаний.
Основными этическими принципами психо-лога-акмеолога являются: принцип конфиденциальности; принцип компетенции; принцип информированности о целях исследований и интерпретации результатов; принцип беспристрастности; принцип квалифицированной пропаганды психологии, акмеологии; принцип взаимодействия в профессиональном сообществе.
Была разработана и утверждена типовая должностная инструкция главного специалиста (пси-холога-акмеолога) отдела кадров ПФР. В ней подробно описаны функции и обязанности главного специалиста (психолога-акмеолога) отдела кадров. Основные функции, возложенные на психо-лога-акмеолога, следующие: психолого-акмеоло-гическое обеспечение профессиональной деятельности работников ПФР; социально-психологическая работа; методическое и информационное обеспечение соответствующих вопросов; участие в аттестации, работе с резервом кадров, представление установленной отчетности; выявление и анализ психологических проблем и запросов работников и выработка рекомендаций по их решению; участие в профессиональном отборе кандидатов на работу в систему ПФР; осуществление индивидуально-психологического кон-
сультирования работников; оказание необходимой психолого-акмеологической помощи вновь принятым работникам в период адаптации; консультационная поддержка, обучение приемам и методам саморегуляции; консультирование руководства по вопросам работы с персоналом; участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации (организация рабочего времени, рационализация рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований; оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций в коллективах и выработка рекомендаций по их предотвращению; информационно-просветительская работа по повышению компетентности работников в области психологии, акмеологии; изучение психологического климата в коллективах и проведение профилактических мероприятий по его улучшению; проведение социальнопсихологических и акмеологических тренингов, семинаров, дискуссий и других форм групповой работы с работниками; участие в аттестации, оценке результатов служебной деятельности сотрудников ПФР и работе с резервом кадров.
В ходе эксперимента была начата работа над усовершенствованием практики отбора кандидатов, принимаемых на работу в систему ПФР, повышение эффективности кадровых перемещений и служебного роста работников ПФР.
Профессиональный психологический отбор в системе ПФР является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования должностей органов системы ПФР с целью формирования наиболее работоспособного состава работников на основе обеспечения соответствия профессионально важных деловых, социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств кандидатов на вакантные должности.
Профессионально-психологическое сопровождение резерва кадров представляет собой комплекс мероприятий, проводимых кадровыми службами и направленных на углубленное изучение и развитие профессионально важных качеств работников, зачисленных в список резерва кадров, оценку подготовленности работника к выполнению новых функций.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся главными специалистами (психологами-акмеологами) с ис-
пользованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, акмеологического исследования.
Акмеологическое исследование предусматривает оценку проектировочных способностей, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.
Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, собеседование. Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессиональное тестирование и психологическая диагностика, в том числе с использованием технических средств профотбора.
В отделении ПФР по КБР применяется универсальная компьютерная программа Maintest, обеспечивающая проведение комплекса действий по тестированию с использованием различных психодиагностических методик в едином стандарте. Универсальная тестовая оболочка Maintest предназначена для проведения полного комплекса действий по тестированию испытуемых с применением различных тестовых методик, которые определяют личностные особенности работников и соискателей, основные мотивы их трудовой деятельности, интеллектуальный и профессиональный уровень, лидерский потенциал, компетенции.
Реализована возможность создания собственных тестовых методик (модуль «ТЕСТКОН»), которая позволяет производить обработку всех протоколов тестирования, перерасчет тестовых норм (по всем доступным, достоверным протоколам в базе) по мере набора статистики с учетом региональной и профессиональной специфики тестируемых. Одновременно перерасчет норм можно производить по нескольким методикам. Дает возможность производить кластеризацию данных (классификация испытуемых по признаку сходства результатов) с использованием наглядной
графической картины. Имеется возможность представления результатов тестирования в трех формах: графический профиль, указывающий значения факторов; текстовая интерпретация факторов; таблица результатов (включает сырые баллы, стены, процентиль).
Психодиагностическое обследование кандидата завершается выводом о соответствии его профессионально важных и личностных качеств требованиям, предъявляемым к замещению руководящей должности.
Выводы главного специалиста (психолога-ак-меолога) о профессионально-психологической пригодности кандидата имеют строго рекомендательный характер, поскольку оценивается лишь соответствие профессионально важных и личностных качеств кандидата. Вопрос о профессиональной компетентности и окончательное решение о соответствии (пригодности) кандидата требованиям находится в компетентности руководства.
Для акмеологического сопровождения деятельности непосредственно сотрудников ПФР создана комната психологической разгрузки. Комната психологической разгрузки (КПР) - специально оборудованная комната отдыха, целью создания которой является воздействие на человека особо организованными раздражителями для снятия производственного утомления.
Одно из главных направлений работы КПР -проведение мероприятий по текущей профилактике и коррекции неблагоприятных функциональных состояний. Профилактические мероприятия проводятся в конце или в течение рабочего дня во время специально выделенных перерывов для отдыха. Исследование показало, что кратковременный отдых в комнате психологической разгрузки в среднем на 25% продуктивнее равного по времени отдыха в обычных условиях. В результате отдыха в КПР создается и более благоприятное мотивационное отношение к работе.
Особое место в процессе акмеологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников ПФР занимают акмеологические тренинги программно-целевой направленности. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности выступают как средство оптимизации подготовки и переподготовки специалистов ПФР и повышения уровня их профессиональной компетентности. При этом программно-целевая направленность акмеологического тренинга понимается как ориентированность тренинга
(системы обучения и подготовки профессиональных кадров) на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности [2, с. 320].
Практическим результатом реализации акме-ологического тренинга является создание комплекса акмеологических процедур, показавших свою эффективность в совершенствовании и коррекции профессиональной деятельности сотрудников ПФР.
Проводимое в отделениях акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности способствует повышению социально-психологической компетентности (деловое общение, управление, саморегуляция), развитию профессионально важных качеств работников, а также позволяет управлять развитием групповых процессов (сплоченности и командообразованию, оптимизации психологического климата коллектива).
Таким образом, акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности работников системы ПФР - это система организацион-
ных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с персоналом и повышение эффективности профессиональной деятельности работников ПФР. Это система оперативного, полного и правильного использования достижений и возможностей психологической и акмеологической науки и практических пси-хологов-акмеологов, охватывающая все этапы: начиная с момента поступления на работу, вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности работника в течение всего периода работы в пенсионной системе.
Библиографический список
1. Деркач А.А., СелезневаЕ.В. Акмеология в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 248 с.
2. СитниковА.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / Под ред. А.А. Деркача, Е.А. Яблоковой. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
УДК 378.096
Маренцева Елена Сергеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА (на примере художественно-графического факультета)
В статье представлена модель педагогической поддержки процесса самореализации студентов, внедренная в учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Определены средства, принципы, этапы, условия педагогической поддержки, уровни сформированности социальной активности студентов.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, самореализация, воспитательная деятельность, образовательная среда.
Под моделированием в философии понимается «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими» [3, с. 342]. Модель представляет собой «аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, который служит для хране-
ния и расширения знания об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им» [1, с. 29].
Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Модель указывает новые направления исследовательского поиска, а стремление ее формализовать неизбежно приводит к переосмыслению даже устоявшихся понятий и представлений.
В нашей работе предпринимается попытка создания модели педагогической поддержки про-