Научная статья на тему 'Акмеологическое содержание понятия «Экологическая культура личности»'

Акмеологическое содержание понятия «Экологическая культура личности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбачек Галина Владимировна

Рассматривается экологическая культура личности не только, и не столько, как наличное, актуальное свойство личности, а как феномен становящийся и развивающийся, как некий идеал (акме) личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmeological scope of ecological culture of personality

Considered ecological culture of personality as a phenomenon of becoming and evolving as an ideal («akme») of personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое содержание понятия «Экологическая культура личности»»

Рыбачек Г.В.

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

В настоящее время существует много вариантов определения сущности экологической культуры, отражающие следующие ключевые позиции: мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления (Глазачев С.Н., 1998); норма и идеал, ставящий целесообразные ограничения эгоизма (Бганба В.Р., 2005); форма взаимоотношений человека со средой, коэволюция человека, социума и биосферы (Лось В.А.); этап развития культуры при важности экологических проблем (Ошмарин А.П., 1998); составная часть этики и морали в отношениях общества и среды (Яницкий О.Н.); культура системной организации действительности на пути формирования мировоззрения, новое качество культуры (Мазурин И.И., Козлова О.Н., 20о1); повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками экосообразного поведения, в которое внесено экоцентрическое мировоззрение, сознание мышление, идеи ценности, идеалы, убеждения, принципы и т.п. (Глазачев С.Н., Игнатов С.Б., 2008); базальная причина смены мировоззренческих парадигм, смещение в тезис «природа - покровитель человека» (Томасова З.И., Богданов Е.Н., 2004); способ жизнеобеспечения, где общество духовных ценностей при реализации не создает угрозы жизни на земле (Глазачев С.Н., 1998); культура взаимодействия: обменность, диалог равных, взаимная поддержка, сотрудничество, исключение избыточного всех типов (Глазачев С.Н., 1998); интегративное качество личности, готовность ответственно относиться к среде (Легостаев И.И., 2006); внутренняя детерминанта деятельности, гармонизирующая отношения человека и природы (Глазачев С.Н., 2006); вершинное свойство личности, феномен акмеологический - становящийся и развивающийся, некий идеал, вершина (акме) личностно-профессионального развития (Гагарин А.В., Кузин А.А., 2012; Гагарин А.В,, Глазачев С.Н., 2012).

Анализируя перечисленные позиции, можно выделить следующие признаки, в которых заложены характеристики экологической культуры как вершинного свойства личности: взаимодействие (человек-общество, человек-природа, человек-человек, человек-знание, человек-наука, человек-ценность и т.п.); внутренняя детерминанта (деятельности, поведения, отношения к себе, к внешнему); отсутствие эгоцентризма (учет внешнего, принятие внешнего, равенство в отношениях, обменность и т.п.); ответственность за свое и иное, включенное взаимодействие; системная самоорганизация в достижении целей, предполагающая подчиненность части целому (человека во взаимодействии, взаимодействия в охватывающем секторе мира, сектора мира в целостности мира); гармонизация в отношениях (частей в системах, допускающих гармонизацию); опора на принцип воспроизводства жизни на Земле и его включенность в мировоззрение и мироотношение и подчиненность им; адекватная данному принципу самоорганизация личности (сознание, самосознание, самоопределение, самокоррекция); самореализация «сущностных сил» человека в рамках подчиненности конкретизированному принципу и содержанию мировоззрения.

Рассмотрим содержание ключевых специфических терминов, составляющих понятие «экологическая культура» и отражающих его «акмеологическое наполнение». Это термины «экологическое» и «культура». В анализе будем опираться на два варианта структурно-логической связи терминов, где одна часть - «исходная», другая часть «уточняющая»: «экологическое - культура»; «культура - экологическое».

В первом случае говорится об экологическом бытии человека, его реагировании на «избыточное» и т.п., а во втором случае говорится о бытии культуры и ее направленности на явления, связанные с отношением к «избыточности», невписанности части в целое. В объективном плане мы можем идти от экологического к «нахождению» культуры и ее типов, к вовлечению культуры, к реакции культуры на попытки ее вовлечения, включая введение типа культуры, адекватного особенностям окультуривания экологического поведения, самоорганизации и т.п.

«Экологическое» может означать обнаружение таких результатов деятельности человека, общества, которые приводят к появлению ненужного «избыточного» для воспроизводства жизни человека и общества, создающего угрозу для воспроизводства жизни. Эта фиксация вызывает реагирование, направленное не на локализование угрозы, не игнорирование ее, не отстранение от угрозы за счет иной локализации в бытии и т.п., а на нейтрализацию угрозы, ее исчезновение и возврата в безопасные условия для воспроизводства жизни. Иначе говоря, последовательность событий здесь следующая: безопасное, воспроизводимое бытие; появление «избыточного» в среде обитания; фиксация «избыточного»; отношение к нему, случайное; критика случайного отношения (при неудачах в попытках попра-

вить ситуацию); анализ ситуации с привлечением ориентиров и критериев «обычного» типа; реализация результатов анализа с достижением положительного результата - нейтрализация «избыточного». Мы имеем здесь базисный процесс по теме, цикл процессов, который может быть и неоконченным, усложняющим экологическую ситуацию.

Во втором случае (вовлечение культурного аспекта), требуется введение исходных различений уровней общественного бытия (Анисимов О.С., Глазачев С.Н., 2005): природное (жизнедеятельность); социокультурное (преодоление конфликтов за счет согласования, а затем и за счет критериев, «обычных», согласования с переходом в согласованное бытие; деятельностное (реализация норм преобразования чего-либо); культурное (создание и хранение, совершенствование предельных, «абстрактных» критериев согласования); духовное (субъективная идентификация с первопричиной бытия и нахождение своей миссии в целостности бытия, воплощение миссии).

Следует отметить, что эти уровни человек может освоить лишь последовательно, усложняя требования к самоорганизации и обращаясь за помощью к «учителям». Культура, с точки зрения учета базисных механизмов психики и «тела» человека, обращается к интеллекту, к чувствам и мотивациям, к самокоррекции и воле. Поэтому появляется три типа культуры, усложняемые за счет вхождения в отношения с другими людьми, с обществом. Но тогда сама экологическая ситуация для человека появляется в социокультурных взаимодействиях, когда партнер не дает возможности продолжать действия из-за фиксированности «избыточности», когда появляется устремление к нейтрализации сначала частной угрозы для воспроизводства жизни, а затем угрозы для общества. Противоречия и конфликты по данному типу поводов не имеют сначала культурной составляющей, но могут вести к согласованным усилиям в устранении угрозы.

При этом экологическая культура может быть охарактеризована как форма мышления, самоопределения, самоотношения, самокоррекции, вытекающая из наиболее общего, сущностного представления о предельно неслучайном реагировании на «экологическую ситуацию», ведущему к угрозе воспроизводства жизни и необратимой деформации среды обитания.

В целом определение экологической культуры дополняется сегодня (Гагарин А.В., Глазачев С.Н., 2012; Анисимов О.С., Глазачев С.Н., 2005) ее специфическими (личностными = акмеологическими) признаками и соответствующими возможными проявлениями, и которая представлена в данном случае как: способ социоприродного развития общества, обеспечивающий сохранение и улучшение окружающей среды; сознательный выбор и поведение человека в пользу «экожизни», любви к природе, сознания своего места в природе, сотворчества с природой; экологическая ответственность в рамках экологической необходимости, сохраняющей жизнь; уровень восприятия, оценки своего положения во вселенной; идеология жизни, солидарности человека и природы, учет реакции среды на вносимые изменения; способ целостно познавать природу и свои отношения, взаимоотношения с ней, момент саморазвития человека; норма и идеал, ставящий ограничения на пути эгоизма; наука формирования предпосылок осознанного отношения людей к природе; инструмент выработки форм активности, сводящей к минимуму экологический риски и обеспечивающий безопасность воспроизводства жизни; специфический способ организации, обеспечения, совершенствования экологической деятельности, направленный на гармонизацию отношений человека с природой; характеристика деятельности, поведения, сознания, оптимизации отношения с окружающей средой, способности ставить и решать задачи природопользования и природосоотвествия, давать оценку себе; совокупность духовно-нравственных экологических ценностей в сфере отношения человека и природы, направленных на сохранение разнообразия планеты; технология комплексного подхода к воспитанию личности, ведущего к формированию экологической ответственности и осознание ценности природной среды; совокупность процессов воспитания и самовоспитания на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесия.

Литература:

[1]. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2005.

[2]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.