Научная статья на тему 'Акмеологическое обоснование эстетического развития средствами любительского танца на основе маркетингового подхода к личности'

Акмеологическое обоснование эстетического развития средствами любительского танца на основе маркетингового подхода к личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / INTERNAL MARKETING / МАРКЕТИНГ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL'S MARKETING / ЛОНГИТЮДИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИCСЛЕДОВАНИЙ / SELF-ACTUALIZATION OF INDIVIDUAL / LONGITUDINAL CHARACTER OF RESEARCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катаман Игорь Олегович

Процесс эстетического развития взрослой личности акмеологически обосновывается процессом ее самоактуализации, т.е. такого периода развития зрелой личности, когда появляется потребность в стремлении наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности и возможности. Субъекты профессиональной деятельности (руководители и преподаватели танцевальных студий) оказывают акмеологическое сопровождение зрелым личностям, являющимся потребителями услуг танцевальных студий. Разработанный индивидуальный комплекс маркетинга, как по отношению к целому коллективу (интернальный маркетинг), так и по отношению к отдельной личности (маркетинг личности), оптимизирует процесс эстетического развития взрослых людей, оказывая положительное влияние на их покупательское поведение, что, в свою очередь, приводит к постепенному завоеванию все более прочных позиций на рынке самой танцевальной студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL SUBSTANTIATION OF AESTHETIC DEVELOPMENT THROUG THE MEANS OF AMATEUR DANCING ON THE BASIS OF MARKETING APPROACH TO INDIVIDUAL

The process of aesthetic development of an adult individual is acmeologically substantiated by the process of its self-actualization, namely by the period of the development of a mature individual when emerges a need in endeavour to show and to use to the fullest extent possible individual abilities, skills and capabilities in some activity. The subjects of professional activity (managers and coaches of dance studios) make an acmeological accompaniment to mature individuals who are the consumers of dance studios’ services. The developed individual complex of marketing both in relation to individual (individual’s marketing) and also to the whole group (internal marketing) optimizes the process of aesthetic development of adult people making a positive influence on their consumer’s behavior, and this leads to a gradual obtain of more sustainable positions of dance studio in the market.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое обоснование эстетического развития средствами любительского танца на основе маркетингового подхода к личности»

УДК 379.81

И.О. Катаман

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТАНЦА НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ

Процесс эстетического развития взрослой личности акмеологически обосновывается процессом ее самоактуализации, т.е. такого периода развития зрелой личности, когда появляется потребность в стремлении наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности и возможности. Субъекты профессиональной деятельности (руководители и преподаватели танцевальных студий) оказывают акмеологическое сопровождение зрелым личностям, являющимся потребителями услуг танцевальных студий. Разработанный индивидуальный комплекс маркетинга, как по отношению к целому коллективу (интернальный маркетинг), так и по отношению к отдельной личности (маркетинг личности), оптимизирует процесс эстетического развития взрослых людей, оказывая положительное влияние на их покупательское поведение, что, в свою очередь, приводит к постепенному завоеванию все более прочных позиций на рынке самой танцевальной студии.

Ключевые слова: акмеология, самоактуализация личности, интернальный маркетинг, маркетинг личности, лонгитюдинальный характер исследований.

Хореографическое искусство является самым востребованным видом любительской художественной деятельности на всех стадиях эстетического развития личности. Тем не менее, вопросы эстетического воспитания средствами любительского танца, рассматриваемые многими исследователями, в основном касаются ранних стадий ее развития. Проблемами культуры взрослой личности занимались такие ученые, как С.И. Змеёв, Т.Н. Ломтева, Г.С. Сухобская, Э.М. Никитин. Опираясь на труды вышеперечисленных авторов, проблемы танцевальной культуры взрослой личности поднимает И.А. Прилепский в своем диссертационном исследовании «Педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов». Данная тема была рассмотрена в педагогической науке впервые. Автором были предприняты первые шаги в устранении противоречий между возросшей потребностью общества в формировании танцевальной культуры личности лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов и отсутствием целостной научно-педагогической, организационной технологической системы и педагогических условий реализации этой потребности на практике [1].

И.А. Прилепский делает акцент на то, что обучение танцам лиц среднего возраста должно осуществляться с учетом их возрастных особенностей. Теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека призвана раскрывать такая отрасль педагогической науки, как андрагогика. Поэтому исследования, положенные в основу научной работы И.А. Прилепского, являются андрагогическими. Наша же цель -обосновать эстетическое развитие средствами любительского танца акмеологически. В этом нам поможет наука акмеология, теоретическая основа которой была заложена идеями Б.Г. Ананьева. Впервые же понятие «акмеология» в психологическую науку ввел Н.А. Рыбников в 1928 г., обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. В учебном пособии М.В. Ермолаевой «Основы возрастной психологии и акмеологии» акмеология (от греч. akme - «вершина») определяется как наука о закономерностях психического развития взрослого человека и объективно-субъективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и профессиональных вершин творческой зрелости [2]. У истоков формирования акмеологической науки стояли такие ученые, как Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, М.М. Ковалевский, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, Н.А. Рыбников.

Исходя из вышеприведенного определения, объектом исследования в акмеологии являются взрослые люди. Предметом - объективные и субъективные факторы развития взрослого человека, достижение вершин (acme) его зрелости в процессе самоактуализации личности, т.е. в такой период развития личности, когда появляется потребность в стремлении наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности и возможности. Принимая во внимание тот факт, что развитие личности - это процесс, который протекает на протяжении всей жизни, постараемся дать акмеологическое обоснование эстетического развития средствами любительского танца на основе маркетингового подхода к личности.

Маркетинговые технологии культурно-досуговых организаций любительского танцевального искусства по взаимодействию с внешней маркетинговой средой относятся к внешнему (экстернальному) маркетингу. Но любая организация состоит из группы работников. В нашем случае это коллектив, занимающийся творческой деятельностью. Коллектив же состоит из зрелых личностей, которые преследуют цель - удовлетворить свои эстетические потребности средствами любительского танца. Чтобы коллектив процветал, укреплялся его имидж, происходил рост доходов, а для коммерческих организаций и прибыль, все члены коллектива превратились в одну дружную семью, руководителю необходимо разрабатывать и осуществлять комплекс маркетинга как по отношению к целому коллективу (интерналь-ный маркетинг), так и по отношению к отдельной личности, включая самого себя (маркетинг личности). Ведь именно руководитель творческого коллектива, реализуя товар (услугу), является удовлетворителем индивидуальных и групповых потребностей средствами любительского танца.

Чтобы услуга была качественной, ее должен оказывать высококультурный, одаренный, талантливый, образованный и квалифицированный специалист. А кто, как не он, нуждается в маркетинговых средствах для достижения личных и общественных целей. В процессе его деятельности наблюдается взаимное удовлетворение потребностей, тем самым специалист выступает не только в роли продавца, но и в роли покупателя. Самыми ценными товарами, которые он приобретает, являются известность и общественное признание, материальная независимость, творческая самореализация. Все это он приобретает с помощью потребителей своего товара (услуги), которые в данном случае являются продавцами.

Усматривая во всем этом взаимную выгоду и рассматривая потребность и ее удовлетворение как сущностную основу маркетинга, вводим новую категорию не только для танцевальных любительских культурно-досуговых организаций, но и для любительских организаций других видов искусств («бартерное удовлетворение потребностей»). Особенностью бартерного удовлетворения потребностей в организациях, занимающихся коммерческим маркетингом, является то, что услуга, предоставляемая для удовлетворения эстетической потребности, носит денежный характер, а цена за товар потребителей услуги, выступающих в роли продавцов, - это специалист, обладающий высокой культурой, одаренностью, талантом, образованностью и достаточной квалификацией.

Главным элементом любой маркетинговой системы являются потребители. В нашем случае - это зрелые личности, которые преследуют цель удовлетворить свои эстетические потребности средствами любительского танца. Учитывая, что любая зрелая личность стремится как можно полнее проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности и возможности, руководитель может столкнуться в процессе реализации своих услуг с определенными трудностями. Чтобы избежать их, необходимо построить работу на основе маркетингового подхода к личности. Необходимо иметь в виду, что на покупательское поведение потребителей может оказывать влияние ряд факторов. Это и культурный уровень потребителя, и его социальный статус, и род его занятий, и образ его жизни, и семейный уклад, и экономические соображения, и психологические факторы. Последние для раскрытия темы имеют особое значение.

Психологические факторы, влияющие на потребительское поведение, сопоставим с психологической структурой личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки, что в совокупности составляет собственный психологический потенциал потребителя. Занимая акмеоло-гическую позицию, ориентируемся на потребителя как на субъект, где личность в процессе совершенствования проявляет активность и самостоятельность, в результате чего приобретает новые психические свойства. Ни в коем случае не отрицая феномен неравномерности, или гетерохронности развития элементов, составляющих психологическую структуру личности, на который обращал внимание Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев отмечает, что развитие одних из них сплошь и рядом способствует и служит условием развития других. Для выражения психологической сути автор приводит следующий пример: «Положительные изменения в личности человека (в его мотивационной сфере) послужили условием его движения по восходящей как субъекта деятельности благодаря дальнейшему развитию его способностей. А способности человека, достигшие более высокого уровня развития, позволяют ему совершать более масштабные и оригинальные деяния, которые очень часто сопровождаются переживанием успеха. Последнее же (правда, тут надо делать поправку на тип личности), возникая, в свою очередь, благотворно действует на мотивационную сферу человека, которая активно побуждает его к решению более трудных, чем прежде, задач» [3, с. 122].

Приведенный выше пример как нельзя точно воспроизводит поведение потребителей в культурно-досуговой организации любительского танцевального искусства, ставящих перед собой цель - удовлетворение эстетической потребности средствами любительского танца. В результате потребитель как субъект любительской танцевальной деятельности движется к своему макроакме через танец, преодолевая на этом пути множество преград. Преодоление каждой из них - это его очередное достижение или микроакме. Происходит творческая самореализация личности, которая, как отмечалось выше, необходима и руководителю любительского танцевального коллектива. Он также стремится к своему акме, но уже как субъект профессиональной деятельности.

Чтобы не допустить снижения потребительского спроса на предоставляемую услугу, руководителю творческого коллектива, членами которого являются потребители как субъекты творческой деятельности, необходимо разрабатывать и систематически осуществлять комплекс маркетинга по отношению к отдельной личности. Своевременное выявление причин, препятствующих совершенствованию субъекта творческой деятельности, достижению вершин, к которым он стремится, позволяют раскрыть реальное его состояние и смоделировать ситуации для каждой конкретной личности, в которых она сможет постепенно подниматься на новый уровень раскрытия своих возможностей, а в итоге достичь идеального состояния.

На первых этапах взаимодействия двух субъектов - субъекта любительской творческой деятельности (потребитель) и субъекта профессиональной творческой деятельности (руководитель творческого коллектива) - очень важно установить доверительные отношения, почувствовать себя партнерами, которые стремятся к одной цели - достижению идеального состояния. Для первого субъекта этот путь лежит через удовлетворение потребности в эстетическом развитии средствами любительского танца (услуга, оказываемая руководителем творческого коллектива), а для второго субъекта - через полную удовлетворенность потребителя данной услугой.

Чтобы снять напряжение со стороны некоторых членов любительского танцевального коллектива по поводу отсутствия способностей заниматься этим видом деятельности, необходимо донести до них, что этот элемент психологической структуры личности не является самым важным. Главное - эстетическое наслаждение, которое можно получить через музыку и танец. Парадокс - старание не стараться, о котором говорил А. Маслоу, - яркое тому подтверждение. Известный американский психолог настолько точно описал лучший способ танцевать для любителя, что нам хотелось бы осветить его мысли в полном объеме: «Лучший

способ танцевать, по крайней мере, для любителя, - быть спонтанным, расслабиться, автоматически откликаться на музыкальный ритм и неосознанное желание партнера. Хорошие танцоры могут освободить себя, стать пассивным инструментом, подчиняющимся музыке и позволяющим ей управлять собой. Им не нужна ни воля, ни критика, ни указания. Они могут стать пассивными в самом подлинном и практическом значении этого слова, даже если они танцуют до полного изнеможения. Такая пассивная спонтанность или усердная раскованность могут дать возможность испытать величайшие жизненные наслаждения, это все равно, что позволить прибою обрушиваться на берег. Но танцевать так могут немногие. Большинство будет стараться, будет нуждаться в указаниях, следить за собой, стараться достичь цели и внимательно следить за ритмом музыки, сознательно подстраиваясь под него. С точки зрения наблюдателя они будут плохими танцорами и с субъективной точки зрения - тоже, поскольку они не могут наслаждаться танцем как опытом, предполагающим самозабвенность и добровольный отказ от контроля; лишь в том случае, если они перестанут стараться и сумеют стать непосредственными, у них есть шанс. Многие танцоры успешно танцуют и без обучения» [4, с. 120].

Тогда возникает вопрос: почему у потребителей любительской танцевальной услуги возникает необходимость в этом самом обучении? Здесь необходимо определиться, каким должно быть это обучение, чтобы оно могло приносить пользу. И вновь обратимся к мыслям мастера психологии А. Маслоу: «В этой ситуации оно должно быть принципиально другим, это должно быть обучение непринужденности и непосредственности, естественности, непроизвольному поведению, свободному от критики и пассивному в даосистской манере. С этой целью нужно «научиться» сбрасывать зажимы, забыть о смущении, воле, контроле. ("Как только ты освобождаешься от всего показного, от всех стремлений и вожделений, тогда тобой движет лишь твой собственный импульс, и ты даже не сознаешь до конца, что ты движешься", Лао Цзы)» [4, с. 120].

Важно напомнить, что речь идет об обучении зрелой личности. В описанной выше ситуации это относится к личности западного типа, умеющей отстаивать свои интересы и мало заботящейся об общем благе. Особенности менталитета российских граждан требуют корректировки в процессе их обучения. Это, прежде всего, связано с их пониманием жизненного акме, которое очень четко определили А.А. Бодалев и В.Г. Ганжин в своей работе «Основные акмеологические закономерности человеческой жизни».

Акме - это, прежде всего, прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности. Акме - это власть над собой, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Акме - это создание самим человеком среды для своего развития, активное отображение действительности. Акме - это предельная самоотдача, умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозирование последних своих поступков. Акме - это искренность, стремление к объективности и способность к принятию решений - хорошо рассчитанных или интуитивных - вне зависимости от мнения окружающих [5].

Обозначенные выше черты акме российского гражданина наиболее полно проявляются у зрелой личности в возрасте 40 лет и выше. Вообще, как отмечали М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова Л.М. Орлова, хронологические рамки зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения зрелости на отдельные стадии. Так, Дж. Биррен выделяет раннюю зрелость (1725 лет), зрелость (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Аналогично Ю.Б. Бромлей описывает раннюю взрослость (21-25 лет), среднюю взрослость (25-40 лет), позднюю взрослость (40-45-60 лет) и предпенсионный возраст. Э. Эриксон выделял раннюю взрослость (20 лет - 40-45 лет), среднюю взрослость (40-45 лет - 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет) [6].

В зависимости от того, на какой стадии зрелости находится личность, какое у нее понимание жизненного акме, необходимо постоянно корректировать процесс обучения люби-

тельским танцам. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что потребительский спрос на данную услугу снижаться не будет.

Анализируя историю изучения зрелого возраста как периода развития, Б.Г. Ананьев обнаружил примечательные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания (общесоматического, полового, нервно-психического) и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека. Основным следствием этих онтогенетических преобразований явилось расширение возрастного диапазона зрелости, ее потенциалов трудоспособности, интеллектуального и личностного развития [7].

Возможно, этим объясняется повышенная активность людей среднего и позднего зрелого возраста в выборе подходящих способов проведения досуга, в том числе средствами любительского танца.

Заниматься любительской танцевальной деятельностью на стадии зрелой личности в основном приходят люди с огромным багажом жизненного опыта, с характером, формировавшимся на более ранних стадиях ее развития. Характер, как и темперамент, проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека связан с его интересами и потребностями. Поэтому потребители, преследуя цель удовлетворить свои эстетические потребности средствами любительского танца, в процессе оказания услуги продавцом могут максимально проявить свой характер, его положительные и отрицательные качества, которые могут сказаться на психологическом состоянии всего коллектива, а значит, повлиять и на качество предоставляемой услуги. А это уже проблемы, которые решаются с помощью интернального маркетинга, цели которого можно свести к следующему:

во-первых, к максимальному удовлетворению потребностей членов любительского танцевального коллектива;

во-вторых, к созданию дружеской атмосферы в коллективе.

Внимательно наблюдая за поведением членов творческого коллектива, руководитель может грамотно обыграть отрицательные моменты и извлечь из них пользу. Важно донести до каждого члена коллектива, что он является субъектом творческой деятельности, который стремится к своей вершине через танец. У каждого это будет свой характерный танец, и тем интересней наблюдать творческий путь отдельного субъекта, который, стремясь к идеальному состоянию, возможно, постепенно будет отказываться от всего отрицательного, что мешает его совершенствованию. В конечном счете это должно положительно сказаться на поведении потребителей и повысить покупательский спрос на оказываемую им услугу.

Что касается свойств темперамента, то здесь необходимо принимать в расчет, что это врожденные особенности человека. В учебном пособии Р.С. Немова «Психология» темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [8].

Различия в типах темперамента (сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический) членов любительского танцевального коллектива касаются динамики работы в разные ее периоды. Поэтому руководителю необходимо построить обучение на занятиях таким образом, чтобы потребители получили максимальный эффект от предоставляемой услуги.

Оценить степень удовлетворения потребителя от предоставляемой услуги помогают их эмоции. А.Н Леонтьев определяет последние как внутренний язык, как систему сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего [9]. Эмоции субъекта танцевальной деятельности выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Положительные эмоции организуют эту деятельность, стимулируют и направляют ее. Вот почему так важно поддерживать положительный эмоциональный фон в творческом коллективе, от которого непосредственно зависит общее состояние удовлетворенности как по пово-

ду взаимоотношений его членов друг с другом, так и по поводу результатов, получаемых субъектом в процессе танцевальной деятельности. А.Н. Леонтьев указывает на особенность эмоций, которая состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности [9].

Рассмотренные выше элементы психологической структуры личности в основном обеспечивают регуляцию поведения потребителя. Что же касается понятий мотива и мотивации, то их принято связывать с побуждением этого поведения. В словаре основных психологических понятий Р.С. Немова мотивация определена как динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [8].

К основным составляющим мотивационной сферы человека следует отнести такие мо-тивационные образования, как мотивы, потребности и цели. В отличие от мотивации, как указывает Р.С. Немов, мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций, наиболее важными из которых являются потребности и цель [8].

Как уже отмечалось ранее, в основном потребители услуг в культурно-досуговой организации любительского танцевального искусства преследуют цель удовлетворить свои эстетические потребности средствами любительского танца. Эти потребности, согласно иерархии А. Маслоу, относятся к разряду высших и располагаются на одной из верхних ступеней его пирамиды. Как правило, такими людьми движет мотив достижения успеха. Но нельзя исключать ситуацию, что среди потребителей могут оказаться люди, испытывающие потребность в принадлежности к общности, находиться рядом с людьми, быть признанными и принятыми ими. Этими людьми движет мотив аффилиации (потребность в общении), который и приводит потребителей в культурно-досуговую организацию. Чтобы повысить спрос таких потребителей на предоставляемую услугу, руководителю необходимо создать для них соответствующие условия. Они должны чувствовать, что занимаются танцевальной деятельностью в коллективе, с членами которого сложились дружеские отношения. В такой атмосфере будет происходить постепенное пробуждение интереса к данному виду деятельности, что может привести к трансформации изначальной потребности, которая стоит на более низкой ступени в пирамиде А. Маслоу, к более высокой, в нашем случае - это потребность в эстетическом развитии зрелой личности средствами любительского танца. А если этой личностью будет двигать еще и мотив достижения успеха, то в результате потребитель как субъект любительской танцевальной деятельности будет стремиться через танец к своему акме.

Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что субъект профессиональной деятельности (руководитель творческого коллектива, оказывающий услугу по удовлетворению эстетических потребностей средствами любительского танца) оказывает акмеологическое сопровождение субъектам творческой деятельности (потребителям услуги). Последние являются зрелыми личностями, которые в процессе своего совершенствования средствами любительского танца проявляют активность и самостоятельность. Установленные доверительные отношения между субъектами позволяют им почувствовать себя партнерами, которые стремятся к одной цели - достижению идеального состояния. Путь этот достаточно долгий, и вряд ли его можно пройти в одиночку. Отталкиваясь от реального состояния, попутчики совместно определяют расстояние до следующей остановки. На основе маркетингового подхода к личности, руководителем разрабатываются для каждого потребителя индивидуальные средства поддержки, которыми он может воспользоваться. Это своего рода смоделированные ситуации, в которых каждая конкретная личность сможет постепенно подниматься на новый уровень раскрытия своих возможностей, а в итоге достичь «финишного» идеального состояния. При моделировании используется разработанный руководителем комплекс маркетинга,

как по отношению к целому коллективу (интернальный маркетинг), так и по отношению к отдельной личности, включая самого себя (маркетинг личности). Прежде чем перейти личности на новый уровень раскрытия возможностей, необходимо сделать объективный маркетинговый анализ. Только после этого можно двигаться дальше. Поэтому стоит отметить, что исследование изменений, происходящих в зрелой личности в результате ее эстетического развития средствами любительского танца, носят лонгитюдинальный характер. Особенность этого метода заключается в индивидуальном повторном исследовании, позволяющем проследить динамику развития. На эффективность лонгитюдинального метода, имеющего широкое применение в акмеологии, указывает автор работы «Методология и методы акмео-логии» А.А. Деркач [10].

Приходим к выводу, что услуга по эстетическому развитию зрелой личности средствами любительского танца, осуществляемая на основе маркетингового подхода к личности с использованием акмеологических приемов, должна оказывать положительное влияние на покупательское поведение потребителей и постепенно завоевывать все более прочные позиции на рынке. Необходимо отметить, что в Омском регионе созданы все условия для организации занятий любительским художественным творчеством для всех возрастных категорий. Представленное акмеологическое обоснование эстетического развития зрелой личности средствами любительского танца на основе маркетингового подхода будет полезным в первую очередь руководителям и преподавателям коммерческих танцевальных студий, в которых основными потребителями услуг являются самоактуализирующиеся личности.

Библиографический список

1. Прилепский, И.А. Педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Прилепский. - М., 2013. - 23 с.

2. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М.В. Ермолаева. - М. : Ось-89, 2003. -

414 с.

3. Бодалев, А.А. Акмеология : Настоящий человек. Каков он есть и как им становятся? / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб. : Речь, 2010. - 224 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2006. - 352 с.

5. Бодалев, А.А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни / А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 11-23.

6. Гамезо, М.В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова. - М. : Ноосфера, 1999. - 269 с.

7. Ананьев, Б.Г. Структура развития психологических функций взрослого человека / Б.Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной психологии. М. : ИПП, 1999. - С. 275-283.

8. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 87 с.

9. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - С. 138-151.

10. Деркач, А.А. Методология и методы акмеологии / А.А. Деркач. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 116 с.

I.O. Kataman

Omsk State University of F.M. Dostoevsky ACMEOLOGICAL SUBSTANTIATION OF AESTHETIC DEVELOPMENT THROUG THE MEANS OF AMATEUR DANCING ON THE BASIS OF MARKETING APPROACH TO INDIVIDUAL

The process of aesthetic development of an adult individual is acmeologically substantiated by the process of its self-actualization, namely by the period of the development of a mature individual when emerges a need in endeavour to show and to use to the fullest extent possible individual abilities, skills and capabilities in some activity. The subjects of professional activity (managers and coaches of dance studios) make an acmeological accompaniment to mature individuals who are the consumers of dance studios' services. The developed individual complex of marketing both in relation to individual (individual's marketing) and also to the whole group (internal marketing) optimizes the process of aesthetic development of adult people making a positive influence on their consumer's behavior, and this leads to a gradual obtain of more sustainable positions of dance studio in the market.

Key words: acmeology, self-actualization of individual, internal marketing, individual's marketing, longitudinal character of researches.

References

1. Prilepskiy I.A. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya tantseval'noy kul'tury lichnosti srednego vozrasta v systeme fitness-klubov. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The pedagogical conditions of making dance culture of middle-aged individual in the system of fitness-club]. Moscow, 2013, 23 p.

2. Ermolayeva M.V. Osnovy vosrastnoy psihologii i akmeologii [The basis of adult psychology and acmeology]. Moscow, 2003, 414 p.

3. Bodalev A.A., Vasina N.V. Akmeologiya: Nastoyaschiy chelovek. Kakov on yest' i kak im stanovyatsya? [Acmeology: The natural man. Who is he himself and how to become him?]. Sankt-Peterburg, 2010, 224 p.

4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and individual]. Sankt--Peterburg, 2006, 352 p.

5. Bodalev A.A., Ganzhin V.T. The main acmeological tendencies in human's life. Mir psihologii, 1999, no 2, pp. 11-23.

6. Gamezo M.V., Gerasimova V.S., Gorelova G.G. Vozrastnaya psihologiya [Adult psychology]. Moscow, 1999, 269 p.

7. Ananyev B.G. The structure of the development of psychological functions of an adult person. Hrestomatiya po vozrastnoypsihologii, 1999, pp. 275-283.

8. Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 1 [Psychology. 1st book.]. Moscow, 2006, 687 p.

9. Leontiev A.N. Needs, motives, emotions. Psihologiya emotsiy. Teksty, 1984, pp. 138-151.

10. Derkach A.A. Metodologiya i metody akmeologii [Methodology and methods of acmeology]. Moscow, 2011,

116 p.

Катаман И.О., 2014

Автор статьи - Игорь Олегович Катаман, аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

Н.Ф. Хилько, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;

В.В. Стебляк, кандидат искусствознания, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.