Научная статья на тему 'Теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности в высшей школе'

Теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / Акмеология / становление зрелой личности / обучающиеся / высшая школа / Intelligence / acmeology / formation of a mature personality / learners / institutions of higher learning

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кедрова Екатерина Михайловна

Рассматриваются постановка проблемы и некоторые теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности в рамках акмеологического подхода к развитию человека. Обозначается комплекс ценностей, критериев и показателей интеллектуальной зрелости личности обучающегося высшей школы исходя из специфики образовательной среды высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article enlightens the problem and some theoretical and methodological prerequisites of formation of an intellectually mature person within the framework of acmeological approach to the development of a person. The author defines the complex of values, criteria and indicators of intellectual maturity of a student's personality basing on the peculiarities of educational environment at the institutions of higher learning.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности в высшей школе»

Псижопого-педагогические аспекты становления и развития личности

УДК 159.922

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Е. М. Кедрова

Рассматриваются постановка проблемы и некоторые теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности в рамках акмеологического подхода к развитию человека. Обозначается комплекс ценностей, критериев и показателей интеллектуальной зрелости личности обучающегося высшей школы исходя из специфики образовательной среды высшей школы.

Ключевые слова: интеллект, акмеология, становление зрелой личности, обучающиеся, высшая школа

Развитие современной цивилизации, в целом и стран, определяющих цивилизационное развитие в технологическом плане, выводит на первое место значимость интеллектуального развития и интеллектуальной продуктивности человека. Наше исследовательское внимание будет сосредоточено на акмеологии - одном из современных подходов к рассмотрению творческих потенций индивида. Советская и постсоветская традиции не лучшие в плане отношения к «человеческому материалу». Однако мы не будем касаться отмеченной проблемы и, подразумевая ее значимость, сосредоточим внимание на ценностном аспекте, характеризующем интеллектуальную зрелость личности. Выбор обучающегося как предмета исследований обусловлен спецификой образовательной деятельности, состоящей в направляющем, формирующем влиянии по отношению к обучающемуся, которое исходит от преподавателя. Функционирование педагогической системы высшей школы обусловливается образовательными стандартами и профессионально-педагогическим, т. е. направляющим влиянием педагогического корпуса, который непосредственно обеспечивает подготовку специалистов, включая становление их интеллектуальной зрелости в соответствии с требованиями общества.

В нашем исследовании понятие «зрелость» рассматривается в контексте интенционально-динамической модели «акме», ориентирующей человека в личностном росте на постоянное совершенствование и творческое развитие, которое при соответствующих его усилиях и социальных условиях может идти непрерывно по восходящей траектории. Следовательно, зрелость есть не ко-

нечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается, а длительный процесс, отражающий становление субъекта деятельности до возможности его самореализации.

Понятие «зрелость» применительно к человеку в социальном плане было введено родоначальником социологии О. Контом в середине XIX в. По своему содержанию оно имеет сложный, комплексный характер. Об этом свидетельствует факт его исследования в ряде естественных и общественных наук, изучающих человека.

Особый подход к проблеме зрелости личности может быть осуществлен с позиций относительно новой области человекознания - акмеологии. Предметом акмеологии является феномен зрелости личности или процесс и результат достижения человеком вершин как индивида, личности и субъекта деятельности (в том числе профессиональной). Термин «акмеология» происходит от греческого «акме» - расцвет, вершина. Согласно наиболее распространенной трактовке «акме» - это достижение пиковой точки развития человека, его максимальной зрелости в любых аспектах самопроявления и функционирования.

Рассматривая «акме» как вершину совершенства, уместно помнить утверждение Гегеля о том, что всё достигшее совершенства достойно смерти, а значит неизбежно умирает, потому что в нем уже нет потенции к развитию. Поэтому сама по себе «вершинная» модель динамики предполагает возможности спада, регрессии, инволюции после достижений. А. А. Деркач отмечает, что современные акмеологические теории профессионального развития базируются на модели «многовершинного» феномена: «”Акме” означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего продвижения»1. Изучение условий достижения одной вершины может способствовать технологизации и оптимизации процесса достижения следующей. Вместе с тем и «одновершинная», и «многовершинная» модели имеют схожие изъяны. Исходя из них можно говорить об «акме» только постфактум, ведь пока не зафиксирована точка перелома (вершина), нельзя быть полностью уверенным в том, что имеет место реальный феномен «акме», так как всегда есть возможность возникновения новой, более высокой ступени развития.

В нашем исследовании мы опираемся на интенцио-нально-динамическую модель «акме», согласно которой критерием эмпирической и концептуальной идентификации феномена «акме» является не точка верхнего экстре-

мума развития, т. е. момент перехода от развития к регрессу, а процесс максимально интенсивного роста и качественного скачкаразвития. Это определяет сущностные признаки «акме»: прогрессивную направленность как конструктивную интенцию, интенсивность как лавинообразный динамизм развития, незавершенность как открытость к следующему витку развития2. Таким образом, в данной модели процессуальные критерии оказываются доминирующими, в отличие отрезультагивных критериев.

Важным для нашего исследования является то, что, с позиций интенционально-динамической модели, достижение каждой следующей точки максимального развития не обязательно должно приводить к деградации, напротив, развитие может приводить к еще более интенсивному развитию. В этом случае «акме» понимается не как вершинная точка в максимальных экстремумах жизнедеятельности человека, а как точки непрерывной, возможно, даже экспоненциальной кривой развития. Следовательно, возможно выделение акмеологических периодов не только в зрелом и преклонном, но и в детском, подростковом, студенческом и вообще любом возрасте. Таким образом, интенционально-динамическая модель ориентирует человека в личностном росте на постоянное совершенствование и творческое развитие, которое при соответствующих его усилиях и социальных условиях может идти непрерывно по восходящей траектории. Акмеологические модели - «вершинная», «многовершинная» и интенционально-динамическая - представлены на рисунке.

Рис. Типы концептуальных отображений «акме»

Рассматривая зрелость не только как результат, но и как процесс становления личности, следует еще раз подчеркнуть, что «состояние зрелости предмета, явления -не кратковременный миг его развития, а довольно длительный период развертывания его сущностных сил»3. Так, Л. А. Анциферова отмечает, что сложный, противоречивый процесс становления личности, включающий в себя три основных аспекта зрелости: физический, социальный и нравственно-психологический, не ограничивается какими-либо определенными отрезками времени. Он осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. «Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию»4. Действительно, формирование такого качества человека, как зрелость, есть длительный процесс, отражающий развитие субъекта деятельности до возможности его самореализации. И поскольку личность

имеет индивидуальные особенности, то зрелость каждой отдельной личности, как и отдельных ее компонентов, наступает не одновременно и глубоко индивидуальна. Таким образом, зрелость - это не стационарное состояние, а совокупность сложных процессов развития, противоречивость которых заключена в их неравномерности и гетерохронности. Зрелость - понятие расчлененное, так как всегда требует пояснения вида зрелости: политической, социальной, интеллектуальной, нравственной, эмоциональной, личностной.

Проблема вузовского образования заключается в том, что основное внимание уделяется факту специализации, при этом часто недооценивается формирование личностной позиции. Кроме того, сложившийся стереотип отношения учащихся к самому факту учения сложно изменяем. Вчерашние школьники привыкли ходить в школу (или в вуз) за знаниями (учитель даст им знания), это им кажется важным. Они, получив аттестат зрелости, проявляют незрелость как умственную (не имеют своих взглядов, позиций), деятельностную (не владеют самоор-ганизаторскими и прогностическими умениями), так и эмоциональную (не испытывают чувства вины за небрежное отношение к учению как основному труду в период профессиональной подготовки и за его результат - профессиональное несоответствие). Не умея добывать знания самостоятельно, обучающиеся, чаще всего, не способны выстраивать личную траекторию своего профессионального развития, не проявляют ответственности за результаты и качество своей деятельности.

В связи с этим на первом месте в образовательной системе, в сфере профессиональной подготовки должна стоять интеллектуально-личностная подготовка, профессиональная же специализация может являться лишь средством «огранки» выращенного человеческого «минерала», способствующим самореализации его уникальности. Поэтому особую значимость в настоящее время приобретает воспитание интеллектуальной зрелости личности обучающегося.

Интеллектуальная зрелость представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта самостоятельного творческого мышления, формирования способностей к постановке перспективных задач интеллектуального развития и качественной реализации их в будущей деятельности. Интеллектуальная зрелость личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс создания и усвоения интеллектуально-нравственных ценностей.

Развитие интеллектуальной зрелости такой возрастной группы, как студенческая молодежь, рассматривается исследователями в качестве наиболее благоприятного периода для интенсивного интеллектуального развития их личности. Решению задач интеллектуального воспитания благоприятствует также осуществляемая в вузе профессиональная специализация.

Исследования Б. Г. Ананьева и его учеников, посвященные сензитивности студенческого возраста для подготовки и достижения вершин профессиональной зрелости, показали, что именно студенческий возраст является весьма значимым для интеллектуального развития

будущего специалиста. Согласно данным, полученным Б. Г. Ананьевым, интеллектуальное развитие в форме эволюции охватывает период с 18 до 30 лет, причем оптимум развития интеллектуальных функций располагается между 18-20-ю годами. Б. Г. Ананьев трактует оптимум развития интеллектуальных функций как высшее проявление интеллектуальной активности человека. Понятие оптимума он считает близким понятию «акме», так как определяет высший уровень проявления способностей и функций субъекта деятельности5.

Анализ психолого-педагогических исследований (Л. Н. Грановская, И. Д. Зверев, В. П. Зинченко, И. Ф. Исаев, А. В. Кирьякова, Б. Т. Лихачёв,В. Н. Максимова, А. В. Мороз, Е. И. Степанова, Т. Страва, В. В. Суворов, Д. В. Чер-нилевский, Н. И. Чупринова, Л. Т. Ямпольский) позволили нам вычленить основные ценности, характеризующие

интеллектуальную зрелость личности. К ним мы относим такие, как истина, знание, образование, образованность, интеллигентность, компетентность, познавательная любознательность, критичность, откровенность, инновация, проницательность, уверенность, точность, настойчивость, амбиция. Содержательная характеристика интеллектуальных ценностей представлена в таблице.

Интернализация понимается в педагогической науке как процесс постепенного присвоения личностью взглядов, норм и ценностей общества. Эти ценности становятся составными частями личностных оценок и оценивающих суждений, стимулируя тем самым ее интеллектуальную деятельность. Интернализация ценностей и норм в процессе воспитания - это средство, приводящее к наивысшей степени интеллектуально-нравственного развития личности: к стадии автономии. Это обо-

Таблица

Базовые интеллектуальные ценности, определяющие интеллектуальную составляющую зрелой личности

Интеллектуальные ценности Содержательная характеристика

Истина Стремление к научному познанию фактов; научная характеристика вещей такими, какими они являются, без субъективизма

Знания Результат усвоения обучающимися системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий; являясь составной частью мировоззрения человека, знание определяет его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служит одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей

Образование Один из важнейших компонентов культуры, развивающийся в конкретной культурной среде на стыке науки и морали, в рамках которого осуществляются передача и освоение социального опыта и знаний

Образованность Свойство личности, выражающееся в стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоопределению, самореализации) и характеризующееся в значительной степени самообразованием; обеспечивающее индивидуальное постижение мира и возможность его творческого преобразования на основе личностно значимых ценностей и установок (И. С. Якиманская)

Интеллигентность Единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющееся в ориентации образа жизни, поведения и деятельности человека на интеллектуально-нравственные идеалы и характеризующееся чувством причастности к истории, культуре

Компетентность Система знаний личности, дающая новое качество (в отличие от обычной информированности); профессионализм в какой-либо области, позволяющий специалисту находить и быстро реализовать оптимальные нестандартные решения, преодолевая трудности объективного и субъективного характера на основе широких профессиональных знаний, активности и предприимчивости

Познавательная любознательность Определяет сущность интеллектуального функционирования личности во всех областях деятельности и, главным образом, в той, где находится объект ее заинтересованности, благодаря чему личность не только обогащает свои знания, но и ощущает удовольствие от процесса открытий

Критичность Разумная интерпретация, опирающаяся на углубленный анализ информации; качество, позволяющее «мыслить о смысле» (В. П. Зинченко); контролируемость, обоснованность, целенаправленность мышления

Открытость Восприимчивость к новой, неожиданной информации, признание вариативности и разнообразия способов анализа происходящего, готовность воспринимать и уважать точку зрения оппонента

Инновационность Способность генерировать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы интеллектуальной деятельности при решении профессиональных задач

Проницательность Способность к подробному исследованию и анализу

Уверенность Умение аргументированно, согласно требованиям логики, доказать собственную точку зрения, опираясь на сведения о своих собственных качествах ума и способах их эффективного использования

Четкость мыслей Умение выразить свои мысли в концентрированной, завершенной форме

Целеустремленность Систематичность, аккуратность, стремление к завершению начатой работы, достижению намеченной цели, несмотря на преграды

Амбиция Стремление быть первым, желание творческих успехов и признания

значает переход от этапа руководства поведением личности до самовоспитания, основой которого является способность к самоуправлению и самостоятельному выбору целей, не вступающих в противоречия с общественными интересами, а также сформированность интеллектуальной зрелости личности.

Комплекс критериев и показателей сформированно-сти интеллектуальной зрелости личности, исходя из анализа6 современных исследований, посвященных данной проблеме, включает: познавательный интерес (потребность в обогащении и обновлении знаний, в поиске истины и др.); познавательную самостоятельность (способность сознательно и активно управлять процессом учения, владение рациональными приемами умственной деятельности и др.); интеллектуальную активность (умение отстаивать свою позицию, интеллектуальная инициатива, активное оперирование наличным багажом знаний, умений и др.); интеллектуальную компетентность (ценностное отношение к иной позиции, широта, системность, оперативность, категориальный характер знаний, метапознание и др.); интеллектуальное творчество (беглость и гибкость мышления, оригинальность идей, метафоричность, способность видеть разные варианты решения задач, вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления событий и др.); диалогичность индивидуального сознания (вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления одного и того же явления, способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми и др.); психическую автономность (сформированность оценочных позиций, ответственность, самореф-лексия, саморегуляция и др.).

1 Деркач А. А. Акмеология: личностно-профессиональное развитие человека: Методико-прикладные основы акмеологи-ческих исследований. М., 2000. С. 102.

2 Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. 174 с.

3 Даниленко И. М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М., 1980. С. 7.

4 Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности: учебное пособие. М., 1981. С. 8-9.

5 Ананьев Б. 77 Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1. 232 с.

6 Кедрова Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания интеллектуально зрелой личности студента высшей школы в учебно-воспитательном процессе: монография. М., 2005. 139 с.

УДК 159.922

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОВД: ПОНЯТИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

А. С. Петрова, М. А. Шелепова

Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей по-

ведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды. В ее структуру входит адаптация к условиям службы, к требованиям профессиональной деятельности и др.

Ключевые слова: специалист, сотрудник, профессиональная адаптация, требования, поведение, критерии.

Профессиональная адаптация - это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание в ней мотивов и целей, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий. Она выражается в приспособлении новичка к социальной жизни сотрудников, коллектива, формировании положительных отношений с товарищами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями1. Профессиональная адаптация как один из видов социальной адаптации имеет и предметную, и социально-психологическую сторону. Предметная сторона отражает отношение «подсистема “человек - профессия”», социально-психологическая отражает отношение «подсистема “человек - человек” и “человек - коллектив”»). Эти взаимосвязанные стороны являются двумя моментами единого процесса адаптации, они протекают одновременно, дополняя и интенсифицируя друг друга. При этом каждый аспект адаптации относительно самостоятелен.

Адаптация - процесс динамичный, и время прохождения человеком каждого этапа всегда индивидуально. Главная задача профессиональной адаптации заключается в том, чтобы сократить длительность «взаимоприс-пособления» личности и профессии, сделать его управляемым, расположить каждого сотрудника к службе по профессии, с тем чтобы добиться эффективной профессиональной деятельности. Адаптация, по существу, призвана решить задачу воспитания социально-психологической надежности личности.

Цель профессиональной адаптации - научить молодых специалистов выполнять профессиональные обязанности. Однако необходимо учитывать, что процесс их адаптации в течение учебы и службы происходит неодинаково, каждый из них различается по общеобразовательному и культурному уровню, нравственно-психологической готовности к труду, уровню профессиональной подготовки.

Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей поведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды, т. е. структура процесса адаптации соответствует приспособлению к условиям службы, труда в системе органов внутренних дел, к требованиям профессиональной деятельности. Она заключается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, формировании необходимых профессиональных качеств личности сотрудника, являющихся условием успешного овладения данной специальностью2.

Соответственно можно выделить три основных направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация таких лиц в органах внутренних дел. Моло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.