Сидельников А.Ю., Глебов В.В.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА
При подготовке будущих специалистов в области профессионального образования основная ответственность за обеспечение качества подготовки лежит на высших учебных заведениях. При этом значимым фактором помимо профессиональной подготовки является сохранение и формирование здоровой личности будущего специалиста [1].
Здоровье в единстве психофизических характеристик ныне становится условием социального бытия студента, проявлением его свободы выбора, творения и самореализации. Самореализация определяется необходимым уровнем его развития в социальной, физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной сферах [2].
В целом для современного студенчества характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию, однако ценность здоровья является скорее декларируемым понятием и часто в реальности носят формальный характер [3]. К сожалению, ценность здоровья на уровне их индивидуального самосознания не нашла должного понимания. Поэтому важно в образовательном процессе формировать мировоззренческие основы понимания здоровья студентом не в смысле его свободы от болезни, а в смысле возможностей быть полноценной личностью. С этих позиций важен акмеологический подход, который признает здоровье как категорию воспитания, формирование внутренних резервов человека в единстве его телесных и психологических характеристик [1,6].
Акмеология здоровосберегающего подхода рассматривает следующие 4 компонента психофизического благополучия человека.
Соматический — текущее состояние органов и систем организма, задаваемое биологической программой, базовыми потребностями на различных этапах онтогенеза.
Физический — уровень развития органов и систем организма, его морфологические и функциональные резервы адаптации.
Психический — состояние психики, обеспечивающее достаточный уровень общего душевного комфорта, адекватное удовлетворение биологических и социальных потребностей.
Нравственный — система ценностей, чувств, убеждений, установок и мотивов поведения человека, которое определятся его духовностью, уровнем эстетического развития.
Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья проявляется в различных сферах жизнедеятельности: служит источником духовности и оптимизма, вызывает интерес к творчеству. Ценности здоровья значимы и для жизни общественной. Оно формирует качественные взаимоотношения между людьми, создает нравственную атмосферу и духовные основы общества. Благодаря усвоенной информации в образовательном процессе формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, которые определяют стиль будущего уклада и жизнедеятельность специалиста.
Несомненно, в развитии профессионализма студентов строительных специальностей выступает образовательный процесс на основе базовых знаний [2]. Умение работать с базовыми знаниями студентом-строителем составляет важное качество самостоятельного усвоения материала в предметной области строительного дела. В этом направлении необходимо целенаправленно формировать познавательную мотивацию студентов, в которой акмеологические технологии могут успешно помогать в становление профессионализма будущего специалиста [1,5].
Немаловажным значением в профессиональной деятельности специалиста-строителя могут выступать существующие возрастные и гендерные ограничения. На межличностную коммуникацию и профессионализм будущих специалистов строителей может оказывать высокий уровень тревожности или агрессивности, вызывающий рост стрессового напряжения, который ведет к снижению уровеня самоконтроля и нормативности поведения. Изучение и выявление этих явлений в личности будущего специалиста позволит разработать систему качественной оценки потенциала личности и возможность корректировать профессиональное становление личности [4].
В настоящее время в связи изменением ценностных установок в обществе громадные сложности вызывают характерологические особенности и нравственные качества личности. Используя комплекс психологических тестов можно определить характерологические особенности личности специалиста. Такие исследования часто помогают нивелировать «негативные» характерологические особенности личности, повышая тем самым профессионализм и адаптивные возможности будущих специалистов. Другое дело обстоит с нравственными установками в личности специалиста строителя, которые достаточно сложно определить. В этом случае очень важным представляется выбор нравственных стандартов и эталонов. К сожалению, в наше время значимым критериями достоинств человека, его успешности провозглашается материальное благополучие. Поэтому эталонами здесь могут быть выработанные веками общечеловеческие и конфессиальные ценности [3].
Рассматривая вопросы профессионального развития, формирования определенных профессиональных ориентаций в студенческой среде и среди молодых специалистов строителей г. Москвы, нами был проведен опрос по методике Э. Шейна «Якоря карьеры» [5]. Выборка составила 90 человек. Испытуемыми были студенты и выпускники-молодые специалисты строительного комплекса Москвы. Целью данного опроса было выявление профессиональных устремлений и ценностных установок в среде студентов и специалистов строителей. Испытуемым было предложено оценить по десятибалльной шкале по степени важности профессиональные предпочтения в выборе профессионального пути и построения карьеры (1 балл — совершенно неважно или совершенно не согласен, 10 баллов — исключительно важно или полностью согласен). В результате опроса определялись значимые для них карьерные ориентации и ценностные установки по восьми направлениям: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы и места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Результаты показали, что в рейтинге выборов по всем восьми направлениям у студентов выпускного курса (2011 г.) первое место заняло «Автономия», (средний балл — 8,79). В таком выборе студент - выпускник видит себя в освобождении от организационных правил, предписаний и ограничений, где ярко выражена его потребность все делать по-своему.
Второе место в рейтинге предпочтений заняло «Предпринимательство» (средний балл — 7,97), в которой выпускник ориентируется на стремление создавать новое и готовность к риску.
На третьем месте стал «Менеджмент» (средний балл — 6,61), где карьерной ориентацией была направленность на управления и интеграцию усилий с другими людьми, ответственность за конечный результат.
На четвертом месте предпочтение отдано «Профессиональной компетентности» (6,07 балла) в котором выбор был связан с наличием способностей в определенной области и желанием достижения успехов в профессиональной сфере.
На пятом месте — «Стабильность работы и места жительства» (средний балл — 5,99). Данная карьерная ориентация показывает потребность выпускника в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.
Шестое место в рейтинге занимало «Служение» (средний балл — 4,03), где студенты строители видели себя в «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше».
На седьмом месте — «Вызов» (средний балл — 3,53), в котором важность имеет победа над другими, решение трудных задач, ориентация на то, чтобы бросать вызов и социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша».
Восьмое место заняло «Интеграция стилей жизни», средний балл — 3,03) ,в которой выпускник оценивает жизнь в целом, а не только лишь как карьерную составляющую.
Сравнивая результаты опроса студентов выпускников 2011 года с результатами опроса выпускников 2010 и 2009 гг.— молодых специалистов, начавших свою работу в строительном комплексе г. Москвы, мы видим значительные изменения в рейтинге предпочтений карьерных устремлений. Так содержательная сторона выборов, у выпускников 2010 года была следующим: первое место было отдано «Профессиональной компетенции», второе - «Менеджмент», третье - «Интеграция стилей жизни».
У выпускников 2009 года выбор по профессиональным предпочтениям выглядел так: первое место было отдано «Стабильность работы и места жительства», второе - «Интеграции стилей жизни», третье - «Служению».
Как мы видим из вышеизложенного, у выпускников еще не начавших профессиональную карьеру в строительном деле профессиональные предпочтения лежат в области независимости, риска, желание работать на себя, управлять другими людьми (первые три места). У выпускников 2009-2010 гг., работающих уже на стройках столичного мегаполиса содержательная сторона выборов уже более осознана, в которой приоритет отдается профессиональной компетенции, управлению и интеграции стилей жизни, стабильности в работе и служению обществу (первые три места).
Анализ полученных данных дают разные представления о студентах и молодых специалистов-строителей своих видениях карьеры, профессионализма, жизненных предпочтениях и т.д. Влияние на выбор карьерных стратегий будущих специалистов строительного бизнеса оказывают разные условия. Кроме экономических условий в стране, социокультурного контекста жизни, видится важным влияние такого фактора как работа с собственными индивидуальными ценностями, которые являются самыми устойчивыми среди всех доступных жизненных альтернатив человека.
Подводя итог вышесказанному необходимо еще раз подчеркнуть, что готовя будущего специалиста с определенными знаниями, умениями и навыками, нельзя забывать о формировании ценностного отношения индивида к своему здоровью и ценностным установкам. Используя акмеологический подход в образовательном процессе можно совершенствовать базовые личностные характеристики, которые развивают социальную зрелость специалиста и помогают быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни, формирует основные блоки компетенций, необходимые для успешной профессиональной адаптации и активного долголетия.
Литература
[1]. Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.
[2]. Арбенина В.Л. Общение как фактор социальной адаптации студентов // Проблемы адаптации студентов. - Вильнюс, 2006.
[3]. ЖуравлеваИ.В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М.: Наука, 2006..
[4]. Пряжников Н.С. Профессионально и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 1996
[5]. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002.
[6]. Mirvis, P.H. Psychological success and the boundaryless career / P. H. Mirvis, D. T. Hall // Journal of Organizational Behavior. - 1994. - Vol. 15.