Научная статья на тему 'Акмеологический подход в формировании здоровой личности и профессиональной адаптации будущего специалиста строительного дела'

Акмеологический подход в формировании здоровой личности и профессиональной адаптации будущего специалиста строительного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО / ACMEOLOGICAL APPROACH / COMPLEX ADAPTATION / YOUNG SPECIALIST / PROFESSIONALISM / CONSTRUCTION BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидельников Андрей Юрьевич, Глебов Виктор Васильевич

Раскрывается позиция о том, что важным условием профессионального роста и комплексной адаптации в работе будущего специалиста строительного дела является получение качественного профессионального образования и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The acmeological approach in formation of the healthy personality and professional adaptations of future expert of construction business

Important condition of professional growth and complex adaptation in work of future expert of construction business is receiving quality professional education and formation of the valuable relation to the health. This orientation gives the chance to acquire necessary knowledge, abilities, skills and spiritual and moral installations which help to adapt for often changing conditions of environment quickly.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход в формировании здоровой личности и профессиональной адаптации будущего специалиста строительного дела»

Сидельников А.Ю., Глебов В.В.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА

При подготовке будущих специалистов в области профессионального образования основная ответственность за обеспечение качества подготовки лежит на высших учебных заведениях. При этом значимым фактором помимо профессиональной подготовки является сохранение и формирование здоровой личности будущего специалиста [1].

Здоровье в единстве психофизических характеристик ныне становится условием социального бытия студента, проявлением его свободы выбора, творения и самореализации. Самореализация определяется необходимым уровнем его развития в социальной, физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной сферах [2].

В целом для современного студенчества характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию, однако ценность здоровья является скорее декларируемым понятием и часто в реальности носят формальный характер [3]. К сожалению, ценность здоровья на уровне их индивидуального самосознания не нашла должного понимания. Поэтому важно в образовательном процессе формировать мировоззренческие основы понимания здоровья студентом не в смысле его свободы от болезни, а в смысле возможностей быть полноценной личностью. С этих позиций важен акмеологический подход, который признает здоровье как категорию воспитания, формирование внутренних резервов человека в единстве его телесных и психологических характеристик [1,6].

Акмеология здоровосберегающего подхода рассматривает следующие 4 компонента психофизического благополучия человека.

Соматический — текущее состояние органов и систем организма, задаваемое биологической программой, базовыми потребностями на различных этапах онтогенеза.

Физический — уровень развития органов и систем организма, его морфологические и функциональные резервы адаптации.

Психический — состояние психики, обеспечивающее достаточный уровень общего душевного комфорта, адекватное удовлетворение биологических и социальных потребностей.

Нравственный — система ценностей, чувств, убеждений, установок и мотивов поведения человека, которое определятся его духовностью, уровнем эстетического развития.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья проявляется в различных сферах жизнедеятельности: служит источником духовности и оптимизма, вызывает интерес к творчеству. Ценности здоровья значимы и для жизни общественной. Оно формирует качественные взаимоотношения между людьми, создает нравственную атмосферу и духовные основы общества. Благодаря усвоенной информации в образовательном процессе формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, которые определяют стиль будущего уклада и жизнедеятельность специалиста.

Несомненно, в развитии профессионализма студентов строительных специальностей выступает образовательный процесс на основе базовых знаний [2]. Умение работать с базовыми знаниями студентом-строителем составляет важное качество самостоятельного усвоения материала в предметной области строительного дела. В этом направлении необходимо целенаправленно формировать познавательную мотивацию студентов, в которой акмеологические технологии могут успешно помогать в становление профессионализма будущего специалиста [1,5].

Немаловажным значением в профессиональной деятельности специалиста-строителя могут выступать существующие возрастные и гендерные ограничения. На межличностную коммуникацию и профессионализм будущих специалистов строителей может оказывать высокий уровень тревожности или агрессивности, вызывающий рост стрессового напряжения, который ведет к снижению уровеня самоконтроля и нормативности поведения. Изучение и выявление этих явлений в личности будущего специалиста позволит разработать систему качественной оценки потенциала личности и возможность корректировать профессиональное становление личности [4].

В настоящее время в связи изменением ценностных установок в обществе громадные сложности вызывают характерологические особенности и нравственные качества личности. Используя комплекс психологических тестов можно определить характерологические особенности личности специалиста. Такие исследования часто помогают нивелировать «негативные» характерологические особенности личности, повышая тем самым профессионализм и адаптивные возможности будущих специалистов. Другое дело обстоит с нравственными установками в личности специалиста строителя, которые достаточно сложно определить. В этом случае очень важным представляется выбор нравственных стандартов и эталонов. К сожалению, в наше время значимым критериями достоинств человека, его успешности провозглашается материальное благополучие. Поэтому эталонами здесь могут быть выработанные веками общечеловеческие и конфессиальные ценности [3].

Рассматривая вопросы профессионального развития, формирования определенных профессиональных ориентаций в студенческой среде и среди молодых специалистов строителей г. Москвы, нами был проведен опрос по методике Э. Шейна «Якоря карьеры» [5]. Выборка составила 90 человек. Испытуемыми были студенты и выпускники-молодые специалисты строительного комплекса Москвы. Целью данного опроса было выявление профессиональных устремлений и ценностных установок в среде студентов и специалистов строителей. Испытуемым было предложено оценить по десятибалльной шкале по степени важности профессиональные предпочтения в выборе профессионального пути и построения карьеры (1 балл — совершенно неважно или совершенно не согласен, 10 баллов — исключительно важно или полностью согласен). В результате опроса определялись значимые для них карьерные ориентации и ценностные установки по восьми направлениям: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы и места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Результаты показали, что в рейтинге выборов по всем восьми направлениям у студентов выпускного курса (2011 г.) первое место заняло «Автономия», (средний балл — 8,79). В таком выборе студент - выпускник видит себя в освобождении от организационных правил, предписаний и ограничений, где ярко выражена его потребность все делать по-своему.

Второе место в рейтинге предпочтений заняло «Предпринимательство» (средний балл — 7,97), в которой выпускник ориентируется на стремление создавать новое и готовность к риску.

На третьем месте стал «Менеджмент» (средний балл — 6,61), где карьерной ориентацией была направленность на управления и интеграцию усилий с другими людьми, ответственность за конечный результат.

На четвертом месте предпочтение отдано «Профессиональной компетентности» (6,07 балла) в котором выбор был связан с наличием способностей в определенной области и желанием достижения успехов в профессиональной сфере.

На пятом месте — «Стабильность работы и места жительства» (средний балл — 5,99). Данная карьерная ориентация показывает потребность выпускника в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

Шестое место в рейтинге занимало «Служение» (средний балл — 4,03), где студенты строители видели себя в «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше».

На седьмом месте — «Вызов» (средний балл — 3,53), в котором важность имеет победа над другими, решение трудных задач, ориентация на то, чтобы бросать вызов и социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша».

Восьмое место заняло «Интеграция стилей жизни», средний балл — 3,03) ,в которой выпускник оценивает жизнь в целом, а не только лишь как карьерную составляющую.

Сравнивая результаты опроса студентов выпускников 2011 года с результатами опроса выпускников 2010 и 2009 гг.— молодых специалистов, начавших свою работу в строительном комплексе г. Москвы, мы видим значительные изменения в рейтинге предпочтений карьерных устремлений. Так содержательная сторона выборов, у выпускников 2010 года была следующим: первое место было отдано «Профессиональной компетенции», второе - «Менеджмент», третье - «Интеграция стилей жизни».

У выпускников 2009 года выбор по профессиональным предпочтениям выглядел так: первое место было отдано «Стабильность работы и места жительства», второе - «Интеграции стилей жизни», третье - «Служению».

Как мы видим из вышеизложенного, у выпускников еще не начавших профессиональную карьеру в строительном деле профессиональные предпочтения лежат в области независимости, риска, желание работать на себя, управлять другими людьми (первые три места). У выпускников 2009-2010 гг., работающих уже на стройках столичного мегаполиса содержательная сторона выборов уже более осознана, в которой приоритет отдается профессиональной компетенции, управлению и интеграции стилей жизни, стабильности в работе и служению обществу (первые три места).

Анализ полученных данных дают разные представления о студентах и молодых специалистов-строителей своих видениях карьеры, профессионализма, жизненных предпочтениях и т.д. Влияние на выбор карьерных стратегий будущих специалистов строительного бизнеса оказывают разные условия. Кроме экономических условий в стране, социокультурного контекста жизни, видится важным влияние такого фактора как работа с собственными индивидуальными ценностями, которые являются самыми устойчивыми среди всех доступных жизненных альтернатив человека.

Подводя итог вышесказанному необходимо еще раз подчеркнуть, что готовя будущего специалиста с определенными знаниями, умениями и навыками, нельзя забывать о формировании ценностного отношения индивида к своему здоровью и ценностным установкам. Используя акмеологический подход в образовательном процессе можно совершенствовать базовые личностные характеристики, которые развивают социальную зрелость специалиста и помогают быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни, формирует основные блоки компетенций, необходимые для успешной профессиональной адаптации и активного долголетия.

Литература

[1]. Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.

[2]. Арбенина В.Л. Общение как фактор социальной адаптации студентов // Проблемы адаптации студентов. - Вильнюс, 2006.

[3]. ЖуравлеваИ.В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М.: Наука, 2006..

[4]. Пряжников Н.С. Профессионально и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 1996

[5]. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002.

[6]. Mirvis, P.H. Psychological success and the boundaryless career / P. H. Mirvis, D. T. Hall // Journal of Organizational Behavior. - 1994. - Vol. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.