Научная статья на тему 'Акмеологический подход к инновационно-креативной работе педагога'

Акмеологический подход к инновационно-креативной работе педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прилепская Нина Александровна

В связи с модернизацией образования, в последние годы в отечественной системе начального профессионального образования наметилась тенденция к формированию инновационной, креативной и научной деятельности педагога. Показателем мастерства являются проведение открытых уроков на современном оборудовании, разработка и внедрение рабочих тренажеров в урочную деятельность, участие педагогов в конкурсах областного и Всероссийского характера, работа на выставках. С позиций акмеологии в качестве цели образования рассматривается целостное развитие человека, индивидуальность которого выступает как высшая ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к инновационно-креативной работе педагога»

УДК 371.0

Прилепская Нина Александровна

Заместитель директора по общеобразовательной подготовке профессиональное училище № 47, [email protected], Бердск

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОКРЕАТИВНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Prilepskaya Nina Alexandrovna

Deputy director of the vocation № 47, [email protected], Berdsk City

THE ACMEOLOGY APPROACH TO INNOVATIVE-CREATIVE WORK OF THE TEACHER

Сложность многих проблем теории и практики образования на рубеже XXI в. в новых условиях социально-экономического и информационнокультурологического развития общества обусловили появление целого ряда интегративных наук об образовании. Это естественно, поскольку образование, как особую сферу жизнедеятельности человека, нельзя рассматривать исключительно как педагогическую реальность и сводить проблемы образования лишь к педагогическим аспектам. Система образования в любом обществе характеризуется многоаспектными связями с различными науками и социумом и выступает средой функционирования научного знания.

Большинство вопросов, касающихся образования, представляют собой комплексные междисциплинарные проблемы, требующие для их анализа и решения интеграции гуманитарных и специальных знаний. Такого рода проблемы становятся ядром новых научных дисциплин, основой конструирования научных областей познания «двойного подчинения», возникающих на стыке педагогического и другого знания.

Одной их таких научных областей стала акмеология образования - пси-холого-педагогическая наука, интегрирующая знания о развитии человека в образовательной среде, о достижении им вершин в жизнедеятельности и развитии в условиях образовательной деятельности в различных типах и видах образовательных систем. С позиций акмеологии в качестве цели образования рассматривается целостное развитие человека, индивидуальность которого выступает как высшая ценность.

Акме (др.-греч. ак\хг\ - высшая точка, вершина) - соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Акмеология (от др.-греч. акрг) - высшая точка, вершина) - научное направление, развивающееся на стыке естественно - научных и гуманитарных дисциплин, изучающее феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности вершинных достижений. Предметом

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОЙ РАБОТЕ...

акмеологии является многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее условия достижения им высокого уровня продуктивности в профессиональном плане, личной жизни. В целях всестороннего исследования процессов, характерных для развития образования (включая последипломное образование педагога и определение возможностей его профессионально-личностного развития) как полифункциональной педагогической реальности, необходимо построение интегрально-целостной методологии, в структуре которой амеологи-ческий подход должен занять главенствующее место.

Акмеологический подход с необходимостью предполагает формирование высокой мотивации достижений, стремления к успеху, к творчеству, к высоким результатам в профессиональной деятельности, к возрождению духовного мира человека, его духовному развитию и духовной зрелости.

В этой связи существенно возрастает социокультурная роль системы последипломного образования педагога, стратегические ориентиры которой аккумулируют в себе духовные, идеологические и мировоззренческие ценности. После получения образования - творческая личность постоянно имеет потребность к науке, самообразованию, экспериментам, внедрению нововведений.

Эверетт Хаген ввел понятие инновационной личности как предпосылки усиления образовательного, а соответственно экономического роста, распространения знаний и накопления банка идей. Он считает, что существуют различные, и даже противоположные, личностные синдромы, которые типичны для традиционного и современного обществ. Подобно Веберу, Хаген обращается к наиболее трудному вопросу - вопросу о происхождении: как впервые появляется современная новаторская личность. Роль первотолчка от традиций к современности была возложена на некий внешний фактор. У Вебера это протестантская (кальвинистская) церковь, у Хагена - специфические исторические обстоятельства, которые он именует «выходом за пределы статуса». Такая ситуация возникает тогда, когда установленные, предопределенные статусы, типичные для традиционного «закрытого» общества, подрываются социальной мобильностью и «открытием» классовых и стратификационных иерархий. Массовый характер эти процессы принимают после великих революций, которые дают стимул развитию урбанистического, индустриального общества.

На личностном уровне субъектного взаимодействия всё многообразие качественного проявления личности, относительно обозначенного критерия следует рассматривать с позиций выяснения её инновационного типа. В целях поиска характерных качественных черт инновационного типа личности, логика дальнейшего рассуждения построена на аналитическом совмещении имеющихся в социологической литературе представлений о «современной» личности, «творческой» личности и различных подходов к уяснению «инновационной» личности. Такой исследовательский ход оправдан тем, что модель современной личности отражает черты, востребо-

ванные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутивным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности.

Переориентация современного общества на производство и функционирование знаний необходимо, прежде всего, потому, что высшей целью нового общества является формирование и развитие целостной личности, когда сущность человека определяется совокупностью знаний, освоенных индивидуумом в жизни. С учётом обозначенной интенции трансформации современного общества рассматривается и качественное своеобразие инновационного типа личности.

С этой точки зрения, привлекает внимание предложенная социологом А. Инкелес аналитическая модель современной личности, значимыми чертами которой является:

- Открытость экспериментам, инновациям, изменениям;

- Готовность к плюрализму мнений, признание существования разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира;

- Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

- Уверенность и способность в преодолении создаваемых жизнью препятствий;

- Планирование будущих действий для достижения целей как в общественной, так и в личной жизни;

- Вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни.

- Чувство справедливости, основанное на уверенности в зависимости вознаграждения от вклада и мастерства;

- Высокая ценность образования и обучения.

- Уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции.

В той или иной интерпретации, обозначенные черты современной личности, повторяются в работах как зарубежных, так и российских исследователей. В них подчёркивается, что интегральным качеством современной личности является способность не адаптивного самоизменения, когда личность вынуждена приспосабливаться к динамизму социальной жизни, а способность к такому смыслопорождению, которое равно устремлено как на изменение условий социальной жизни, так и на самоизменение. Эта типическая особенность творчества определяет как совокупность личностных черт, так и общие характеристики творческого мышления - атрибутивного признака инновационного типа личности. Ведущими свойствами творческого мышления являются:

- способность находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях;

- способность находить непротиворечивые решения противоречивым ситуации.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОЙ РАБОТЕ...

Сочетание этих способностей с соответствующими личностными особенностями, составляют сущность такого интегративного качества как творческость, являющаяся необходимым компонентом инновационности.

Поскольку инновация выступает как особым образом организованная деятельность, самовоспроизводящая себя, то она востребует совершенно определённую совокупность характерологических черт личности, среди которых:

- потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы;

- наличие творческости как личностного качества и творческого (креативного) мышления;

- способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;

- системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;

-способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска;

- готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;

- развитая способность к рефлексии, самоанализу.

В связи с модернизацией образования, в последние годы в отечественной системе начального профессионального образования наметилась тенденция к формированию инновационной, креативной и научной деятельности педагога.

Показателем мастерства являются проведение открытых уроков на современном оборудовании, разработка и внедрение рабочих тренажеров в урочную деятельность, участие педагогов в конкурсах областного и Всероссийского характера, работа на выставках.

Многомасштабный Областной конкурс «Мастер года 2009» года являлся показателем реализации научно-творческой и инновационной работы. Этот конкурс состоял из четырех этапов.

Первый этап включал в себя: подготовку и проведение открытого урока с учетом признаков целеполагания, после которого преподаватель и комиссия:

- смогут видеть отличия целеполагания уроков в «традиционной» (зна-ниевой) и компетентностной парадигме;

- определят степень зависимости достижения запланированных учебных результатов от постановки целей, определения субъектов целеполагания;

- выработают критерии оценки урока, рассматриваемого с позиции целеполагания;

- закрепят навыки критического мышления.

Второй этап - это составление самоанализа по следующей схеме: Требования к самоанализу урока

При самоанализе урока мастер дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем

содержания материала и качество его усвоения учащимися, применяемые методы и их оценку, активность учащихся и приемы организации их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключении мастер выдвигает свои предложения по улучшению качества урока, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но мастер обязан при этом объяснить, почему именно так решил провести урок, что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности и работы учащихся. Всякая методика урока оправданна, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий эффект и соответствует силам и способностям данного мастера.

Третий этап включал в себя разработку и презентацию «Визитной карточки», в которой нужно грамотно, и в то же время гармонично позиционировать себя, как педагога и как личность, после этого представить результаты своей научной и инновационной работы.

Четвертый этап - состоял из теоретической части (написание теста по педагогике) и разрешения ситуации: «Я пришел». Студентами театрального училища на сцене разыгрывалась сценка по заранее спланированному сценарию и педагогу нужно было разрешить ситуацию в считанные минуты, толерантно и педагогически правильно.

Перестройка самосознания учителя, раскрытие механизмов саморазвития и становления его индивидуальности на нынешнем этапе общественного бытия представляются особенно важными в плане исследования и решения возникающих образовательных проблем.

Все это предполагает такую деятельность педагогов, которая сориентирована на обеспечение прямых контактов между всеми ее участниками и характеризуется особым стилем межличностных отношений, инициативностью и интеллектуальной активностью ее участников, наследованием норм и стандартов научного сообщества.

Есть основания полагать, что такие направления работы послужит отправным пунктом акмеологического подхода при формировании инновационной педагогической среды внутри коллектива, реализующего оригинальную исследовательскую программу, нового творческого объединения личностей, неравнодушных к проблемам образования и перспективам своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Буторина, Г. И., Кузина Г. Ф. Введение в педагогическую профессию. [Текст]/ Г. И. Буторина. - Москва, 1998.

2. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. [Текст]/ С. Б. Елканов. - Москва, 1989.

3. Казакова, Е. И., Тряпшына, Т. Ю. Диалог на лестнице успеха. - СПб., 1997

4. Балакирева, Л. А. Факторы достижения 'акме' в педагогической профессии

[Текст]: Дис.канд.пед.наук./ Л. А. Балакирева. - Москва, 2002.

5. Морозов, Е. П. Подготовка учителей к инновационной деятельности [Текст]/ Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый. - Сов. Педагогика - 1991. - № 10.

УДК 37: 01

Сусакова Ольга Николаевна

Заместитель начальника Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования Москвы, соискатель, [email protected], Москва

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

Susakova Olga Nikolaevna

Deputy chief of Southwest district management of formation of Moscow formation Department, [email protected], Moscow

CRITERIA OF EFFICIENCY OF WORK OF EDUCATIONAL NETWORK

Одним из результатов изменений в российском образовании 1980-х-2000-х гг. стало появление образовательных сетей. И хотя в целом ряде исследований утверждается, что образовательные сети обнаруживаются ещё в XIX столетии (Например, О. С. Назарова [1], которая проанализировала сети специальных образовательных учреждений начала XX в., в частности Владимирской губернии, направленных на работу с детьми с отклонениями в развитии), тот уровень взаимодействия, который существовал в доинфор-мационную эпоху (и в XIX столетии, и тем более на более ранних этапах исторического развития), не позволяет усматривать в них примеры собственно сетевой организации.

Очевидно, что сетевая организация различных, в том числе и образовательных учреждений - продукт более поздней эпохи. Появление информационных технологий, ускорение коммуникационных процессов привели к появлению качественно нового уровня взаимодействия различных субъектов экономики, образования и культуры, которые тесно взаимосвязаны между собой [2]. На сегодняшний день образовательные сети - это не просто продукт нового постинформационного общества, но и одно из направлений его развития. Образовательную сеть начинают рассматривать как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу свои образовательные ресурсы для повышения результативности образовательного процесса.

В России образовательные сети сложились не только в результате НТР, но и под влиянием кардинальных изменений общественно-политической ситуации в стране. Появление новых технологий коммуникации и передачи информации, а также ослабление административных ограничений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.