Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬЯ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / AKMEOLOGY / PERSONALITY / SELF-REALIZATION / EDUCATION / FAMILY / DEVELOPMENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руденко А.М., Чаава Д.Р., Корчагина Ю.Г.

В статье рассматриваются важнейшие акмеологические основы достижения вершин самореализации личности в современной культуре. По мнению авторов, ими выступает семья человека, качество его образования и непрерывное поступательное изменение его личностного потенциала в развитии за счет непрерывного образования и воспитания, а также гармония свободы и безопасности в культуре. Современная акмеология основана на изучении и последующем использовании механизмов и закономерностей достижения вершин личностного развития зрелого человека. Она призвана вооружить человека практическими знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили бы ему прожить свою жизнь с наибольшим «коэффициентом полезного действия», успешно и полноценно реализовать свой личностный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Руденко А.М., Чаава Д.Р., Корчагина Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGICHESKY BASES OF ACHIEVEMENT OF TOPS OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY IN MODERN CULTURE

In article the most important akmeologichesky basics of achievement of tops of self-realization of the personality in modern culture are covered. According to authors, as them the family of the person, quality of his education and continuous forward change of his personal potential in development due to continuous education and education acts, as well as the harmony of freedom and security in culture. Modern akmeology is based on studying and the subsequent use of mechanisms and regularities of achievement of tops of personal development of the mature person. She is designed to arm the person with practical knowledge, skills which would allow him to live the life with largest "efficiency", successfully and fully to realize the personal potential.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 159.922.6

Руденко А.М., доктор философских наук доцент, зав. кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины»

Чаава Д.Р. обучающийся по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом»

Корчагина Ю.Г.

обучающийся по направлению подготовки 38.04.06 «Торговое дело» Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донской государственный технический университет

филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие акмеологические основы достижения вершин самореализации личности в современной культуре. По мнению авторов, ими выступает семья человека, качество его образования и непрерывное поступательное изменение его личностного потенциала в развитии за счет непрерывного образования и воспитания, а также гармония свободы и безопасности в культуре. Современная акмеология основана на изучении и последующем использовании механизмов и закономерностей достижения вершин личностного развития зрелого человека. Она призвана вооружить человека практическими знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили бы ему прожить свою жизнь с наибольшим «коэффициентом полезного действия», успешно и полноценно реализовать свой личностный потенциал.

Ключевые слова: акмеология, личность, самореализация, образование, семья, развитие, обучение, воспитание.

Roudenko A.M.

Doctor of Philosophy, associate professor department chair "Social and humanitarian disciplines" Institute of services industry and businesses (branch) of the Don state

technical university to Shakhty Russia, Shakhty Chaava D.R.

the student in the direction of preparation 38.04.03 "Human resource management" Institute of services industry and businesses (branch) of the Don

state technical university to Shakhty

Russia, Shakhty Korchagina Yu.G.

the student in the direction of preparation 38.04.06 "Trade business" Institute of services industry and businesses (branch) of the Don state technical

university to Shakhty, Russia, Shakhty

AKMEOLOGICHESKY BASES OF ACHIEVEMENT OF TOPS OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY IN MODERN CULTURE

Summary. In article the most important akmeologichesky basics of achievement of tops of self-realization of the personality in modern culture are covered. According to authors, as them the family of the person, quality of his education and continuous forward change of his personal potential in development due to continuous education and education acts, as well as the harmony of freedom and security in culture. Modern akmeology is based on studying and the subsequent use of mechanisms and regularities of achievement of tops of personal development of the mature person. She is designed to arm the person with practical knowledge, skills which would allow him to live the life with largest "efficiency", successfully and fully to realize the personal potential.

Keywords: akmeology, personality, self-realization, education, family, development, training, education.

Важнейшей задачей акмеологии как раздела психологии развития, изучающего механизмы и закономерности достижений вершин личностного развития зрелого человека, является вооружение человека практическими знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили бы ему прожить свою жизнь с наибольшим «коэффициентом полезного действия», успешно и полноценно реализовать свой личностный потенциал. В этом и заключается как смысл, так и значение человеческой жизни: «Самореализация как важнейший экзистенциал человеческого бытия может рассматриваться как имманентная атрибутивная характеристика антропо-, социо- и культургенетического процесса» [1, C. 14]. Вся множественность человеческий устремлений и достижений, как продуктивных и гуманных, так и деструктивных и антигуманных, - все это самореализация, но только с разными «знаками». Всё это заложено в человеческой природе. Сам термин «самореализация» можно считать синонимом «реализации своих возможностей» и «самоактуализации человека». Они описывают очень близкие явления: полную реализацию подлинных возможностей; стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей; стремление человека стать тем, кем он может стать.

В характере и условиях самореализации личности в современной культуре происходят значительные изменения, которые связаны со сменой ценностей, принятых в обществе, изменением жизненных приоритетов. Нестабильная ситуация в политике и экономике в совокупности с увеличением темпа жизни вынуждают людей к быстрой адаптации под новые изменяющиеся условия. Из-за постоянных перемен высока вероятность, что человек часто скептически настроен по отношению к государству и обществу, утрачивает доверие к окружающим его людям и вынужден полагаться лишь на самого себя.

В современной отечественной культуре происходит увеличение числа людей, теряющих веру в себя и в свои силы, в то, что у них есть собственные

внутренние ресурсы для преодоления трудностей. Это проявляется в том, что люди боятся выражать свои эмоции, мысли и идеи, принимать решения и делать выбор в различных сферах жизни, будь то профессиональные или личные проблемы. Это может привести к появлению у людей психологических проблем, тормозящих их развитие и самореализацию. Увеличение числа людей, неспособных к самореализации, приведет нарастанию антисоциальных тенденций и к маргинализации населения: «Сама суть современной информационной среды требует от человека перестроения, изменений. Общество интересуют мобильные, адаптивные люди, отвечающие за свои поступки, готовые прилагать усилия для реализации своего «я». Но как создать такую личность? На что нужно воздействовать? Какие факторы и механизмы оказывают влияние на эти процессы? Имея ответы на поставленные вопросы, можно воплощать свою индивидуальность, испытывать удовлетворение от своих свершений, достичь улучшения культурного и социально-экономического потенциала общества в целом и гармонии личности в частности» [2, С. 62]. Но четких ответов на эти вопросы у подавляющего большинства людей отсутствуют.

Важнейшей акмеологической основой социализации и самореализации человека в современной культуре выступает воздействие семьи. Семья была и есть ведущий фактор становления человека как личности. Личностные особенности, приобретенные в семье, являются первичными, поэтому влияние, оказанное этими особенностями, имеет огромный вес в жизни человека. Существует такой термин, как «родительское отношение личности». Сущность его заключается в том, что человек тесно связан в оценочном, а также эмоциональном плане со своими родителями. Это может проявляться в копировании модели поведения родителей, в действиях и реакциях на действия под влиянием личностных особенностей свойственных родителям. Однако «несмотря на то, что семья дает человеку базовые ориентиры для осуществления жизнестойкости, многие из них могут сыграть роль тормозящего фактора в процессе не только адаптации, но и реализации личности в трансформирующемся социуме. Это особенно актуально для авторитарных семей, в которых родители собственной ценностной экспансивностью стремятся предрешить жизненный путь своего ребенка» [1, С. 71]. Семья оказывает решающее воздействие на все стороны жизни личности в системе «прошлое - настоящее - будущее».

Следующей, не менее значимой акмеологической основой достижения вершин самореализации личности в современной культуре выступает образование. Функция образования в современной культуре взаимосвязана с функцией формирования оригинальных людей с критическим мышлением, самостоятельных личностей, способных по-своему воспринимать и понимать фундаментальные принципы бытия социального порядка в направлении его прогрессивного развития. От положения, в котором находится социальный институт образования, напрямую зависит спектр жизненных возможностей формирующейся личности, качество и динамика

самореализации человека.

Общим акмеологическим механизмом становления личности можно назвать непрерывное развитие. Оно представляет собой совокупность процессов внутренних положительных изменения в сущности человека: «Как известно, оно проявляется на физическом (рост, вес, силы и пропорции тела), физиологическом (функции организма), психическом (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, волевом, психомоторном), социальном (идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения) и духовном (осмысление предназначения в жизни) уровнях» [1, С. 73-74] . Главным способом развития личности из всех этих уровней развития является образование и самообразование, при этом человек развивается за счет того, что актуализируется «механизмы, интенсифицирующие познавательную деятельность личности: интенциональные (мотивация, целеобразование); когнитивные (конфигурация, символизация); операциональные (установление взаимосвязей между неизвестными и известными явлениями, установление новых характеристик известных явлений); регуляторные (рефлексия, гибкость в выборе тактики поведения)» [3, С. 87]. При этом наряду с обучением в образовании всегда происходит и воспитание личности.

В воспитании, как в важнейшем социокультурном механизме формирования личности, существует два основных направления:

1) гуманистический, личностно-ориентированный подход к формированию личности, который состоит в том, чтобы воспринимать личность как субъекта воспитания. Гуманистический подход - это вера в человека и в позитивность его намерений: «Гуманистический подход к воспитанию строится на принципах признания человека высшей ценностью в педагогическом процессе, признании его прав на саморазвитие. Приоритетными признаются субъкт-субъектные отношения, при которых воспитание воспринимается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека» [1, С. 76]. Приверженцы гуманистических взглядов воспринимают человеческую жизнь как бесценный дар, который нужно защищать. Особенно в этом нуждаются дети, женщины и остальные не способные себя защитить. Абрахам Маслоу утверждал, что невозможно воспитать характер и хороших людей в классной комнате с помощью одних только лекций, книг, вопросов и ответов. Любовь, теплота, дружба и уважение - вот самые фундаментальные механизмы последующего формирования личности. Задача учебно-воспитательного процесса -обеспечить правильную мотивацию, которая поможет преодолевать нарастающие трудности саморазвития и самореализации.

2) императивный подход, смысл которого заключается в том, что человек рассматривается как объект педагогического процесса, при котором центральными факторами развития считаются внешние, социокультурные воздействия, формирующие личность. Главная задача при императивном

подходе - гармоническое и всестороннее развитие личности в рамках особенностей современной культуры.

Ключевой внешней акмеологической основой самореализации личности в культуре является позитивная гармония свободы и безопасности жизнеосуществления: «Свобода есть ценность, прежде всего, личности. Лишь человек как личность может ей пользоваться в позитивном ключе. Свобода для него предстает не как освобождение от зависимостей («свобода от»), а как базовое условие для продуктивного творческого Экономические и гуманитарные исследования регионов № 6 2017 93 созидания («свобода для»). Очерчивая границы жизненного пространства, свобода позволяет личности постоянно осуществлять процесс самотрансценденции внутренней психической энергии во внешний мир, творческого самовоплощения уникальной самости в релевантные ниши актуального социокультурного пространства» [4, C. 92 - 93]. Именно в таком понимании свобода является едва ли не самой главной основой самореализации личности, способной достичь самых грандиозных вершин и высших уровней развития.

Высшим уровнем является развития личности выступает «акме», т.е. высшая точка личностного и профессионального мастерства, кульминация творческого пика личностных достижений. Многие исследователи при трактовке «акме» указывают на признак вершинности, и тогда появляются такие определения «акме», как «вершина, расцвет сил и способностей человека, пик его возможностей и др.» [2, C. 65]. Также «акме» можно рассматривать как психическое состояние, обусловленное сочетанием процессов самопознания и самореализации, сопровождающихся физическим, профессиональным и социальным развитием личности, обеспечивающим успешность человека.

Таким образом, важнейшими акмеологическим основами достижения вершин самореализации личности в современной культуре выступает семья человека, качество его образования и непрерывное поступательное изменение его личностного потенциала в развитии за счет образования и воспитания. В процессе саморазвития и самореализации личности неоценимую помощь человеку сегодня призвана оказывать акмеология, которая основана на изучении и последующем использовании механизмов и закономерностей достижения вершин личностного развития зрелого человека. Она призвана вооружить человека практическими знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили бы ему прожить свою жизнь с наибольшим «коэффициентом полезного действия», успешно и полноценно реализовать свой личностный потенциал. В этом и заключается как смысл, так и значение человеческой жизни.

Использованные источники:

1. Ворожко Ю.Н. Философия самореализации личности в современной культуре: монография / Ю.Н. Ворожко, Е.Е. Несмеянов, А.М. Руденко; под общ. ред. А.М. Руденко. - Новочеркасск: Лик, 2015. - 168 с.

2. Воюшина Е.А. О соотнесении понятий «самореализация»,

«самоактуализация» и «акме» // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 10. - С. 62 - 65.

3. Морозова И.С. Научные достижения и результаты научной школы: психологические факторы и механизмы самореализации личности в различных сферах деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 3-2 (55). - С. 86 - 90.

4. Руденко А.М. Свобода и безопасность человека в процессе самореализации в культуре начала XXI века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - № 1. - С. 91 - 97.

УДК 674.028

Рудная Н.С. студент магистратуры 1 курса Высшая инженерная школа научный руководитель: Задраускайте Н.О., к.техн.н.

доцент

кафедра «технологии лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» Северный (Арктический) Федеральный университет

имени М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск К ВОПРОСУ О СКЛЕИВАНИИ ДРЕВЕСИНЫ С ПОВЫШЕННОЙ ШЕРОХОВАТОСТЬЮ ПОВЕРХНОСТИ

Аннотация: В статье рассмотрено влияние шероховатости поверхности древесины на прочность клеевого соединения. Определены степень контактности поверхностей древесины и удельное давление при запрессовке для разных пород древесины с различными характеристиками поверхности.

Ключевые слова: прочность склеивания, шероховатость поверхности, степень контактности, деформация, прессование.

Rudnaya N.S. Master's degree student 1 course, Graduate school of engineering Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk Supervisor: Zadrauskaite N.O. candidate of technical Sciences, associate Professor associate Professor of " technologies of logging and

woodworking industry» Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.