Научная статья на тему 'Акмеологические факторы продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов'

Акмеологические факторы продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамизова Ильяна Хусеновна

Выявляются уровни продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов (выпускников одних и тех же факультетов) методом рейтинга. На основании сравнительного анализа личностных и профессиональных качеств молодых специалистов разных уровней продуктивности деятельности выявляются и анализируются акмеологические факторы, приводящие к тому или иному уровню продуктивности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамизова Ильяна Хусеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологические факторы продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов»

Занятия вокальным ансамблем позволяют студентам совершенствовать не только вокальные способности в условиях совместного творчества, но и способствуют формированию особых лидерских качеств (в частности, в сольных запевах, концентрирующих в себе все дальнейшее музыкальное развитие), которые столь необходимы для будущих профессиональных певцов-солистов, исполнителей народных песен.

При этом техническое качество исполнения студентами должно сочетаться с овладением ими художественно-образными средствами, с полной творческой отдачей. Только тогда каждый участник ансамблевого коллектива может максимально развить свои исполнительские способности в процессе овладения народно-певческим репертуаром, только тогда можно будет приблизиться к пониманию народного песенного творчества,

выразить и донести до слушателя «.. .главное... в душевном богатстве и глубинности чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии» [3, с. 29].

Библиографический список

1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. - М.: Сов. композитор, 1988.

2. Андреев А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии. - СПб.: «Тропа Троянова», 1998.

3. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987.

4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост., коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.

И.Х. Хамизова АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Выявляются уровни продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов (выпускников одних и тех же факультетов) методом рейтинга. На основании сравнительного анализа личностных и профессиональных качеств молодых специалистов разных уровней продуктивности деятельности выявляются и анализируются акмеологические факторы, приводящие к тому или иному уровню продуктивности.

Современный этап развития общества предъявляет к работе молодых специалистов, а значит и к высшим учебным заведениям, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Однако связь между вузами и сферой профессиональной деятельности выпускников не всегда надежна.

Выпускнику вуза, молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени и усилий, чтобы трудоустроиться по специальности и адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Выпускник вуза может адаптироваться в профессиональной среде, обладая определенными личностными и поведенческими навыками, такими как активность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность и готовность к творческому решению различных классов профессиональных задач. Внедрение рыночных механизмов экономики выдвигает на первый план такие качества работника, как деловая инициатива, конкуренто-

способность, предприимчивость, компетентность, ответственность, творческий подход к делу. При подготовке специалистов вуз должен ориентироваться не только на формирование знаний и навыков, но и на развитие выделенных качеств.

Условием продуктивной созидательной деятельности современного человека является образование и формируемый на его основе профессионализм личности, деятельности, индивидуальности в решении практических и теоретических, специальных и профессиональных задач, обеспечивающих продуктивность деятельности [3].

По Н.В. Кузьминой критерием качества подготовки специалистов является творческая готовность молодых специалистов - выпускников вуза к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности [4]. Показателем готовности выпускника к профессиональной деятельности является собственно продуктивность деятельности. Таким образом, продуктивность деятельности молодых специалистов - выпускников вуза мы можем рассматривать в роли основного кри-

терия качества образования. В этом мы видим актуальность и необходимость изучения уровней продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов и факторов, их обеспечивающих.

Акмеологические факторы - основные причины, имеющие характер движущих сил, обуславливающие достижение высокого профессионализма деятельности [1]. Н.В. Кузьмина и А.А. Реан выделяют три вида психолого-акмеологических факторов: объективные - связанные с деятельностью человека в существующей системе; субъективные - связанные с личными предпосылками профессионализма (мотивация, способности, ответственность и т.д.); субъективно-объективные -связанные с особенностями организации профессиональной среды, качеством управления системой, профессионализмом руководителей [2].

Известно, что в условиях самостоятельной деятельности при общих образовательных стандартах и одинаковых дипломах выпускники достигают разных уровней продуктивности. Причины в различии творческих потенциалов и способностей, типов направленности, свойств личности, систем деятельности, требовательности к себе, ответственности.

Выявление влияния акмеологических факторов (способностей, мотивации, ответственности, креативности) на продуктивность профессиональной деятельности молодых специалистов явилось целью нашего исследования. В исследовании приняли участие 70 человек: 55 молодых специалистов (выпускников химического и биологического факультетов КБГУ им. Х.М. Бербеко-ва) и 15 экспертов.

Для выявления акмеологических факторов, влияющих на продуктивность необходимо выявить уровни продуктивности деятельности молодых специалистов. Уровни продуктивности выявили методом рейтинга или экспертных оценок. В роли экспертов выступили руководители организаций, в которых работают молодые специалисты - выпускники исследуемых факультетов. Эксперты заполнили карточки на молодых специалистов, в которых оценивались следующие показатели: компетентность, профессиональные умения, система в работе, саморазвитие и самообразование, самооценка, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, готовность к творческому решению профессиональных задач.

В группу высокопродуктивных в профессиональной деятельности мы отнесли тех специалистов, у которых приведенные выше показатели развиты на высоком или очень высоком уровне по оценкам экспертов. Это молодой специалист, у которого высокие показатели организаторских и коммуникативных способностей, ответственен, компетентен, имеет сложившуюся систему в профессиональной деятельности, стремится к саморазвитию и самообразованию, к решению профессиональных задач подходит творчески и проявляет активность.

Среднего уровня продуктивности являются специалисты, у которых приведенные выше характеристики развиты на среднем или высоком уровне. В основном это молодые специалисты, которые имеют неплохой потенциал, но недостаточно их развивают. У них средний или выше среднего уровень компетентности, высокий уровень коммуникативных способностей при недостаточном развитии организаторских, они недостаточно ответственны, и у них отсутствует сложившаяся система в работе, саморазвитием и самообразованием занимаются от случая к случаю, могут решать стандартные профессиональные задачи.

К малопродуктивным специалистам в профессиональной деятельности мы отнесли тех выпускников, у которых все приведенные выше показатели на низком или среднем уровне развития. Они неответственны, неорганизованны, не имеют систему в работе, к саморазвитию не стремятся. Как отметили некоторые компетентные лица, они не способны самостоятельно ставить и решать профессиональные задачи, у них нет достаточной теоретической подготовки.

На основании оценок молодых специалистов экспертами мы выделили три выборки по уровням продуктивности: высокопродуктивные -10,91%, среднепродуктивные - 67,27%, малопродуктивные специалисты - 21,82%.

Анализируя причины столь низкого уровня продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов, можно предположить, что существующая практика подготовки специалистов не предусматривает развития и формирования готовности будущего специалиста к продуктивной профессиональной деятельности, не учит акмецелевым стратегиям достижения высших уровней продуктивности. По своей природе традиционная система обучения не способна обеспечить творческую позицию, развитие неза-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

73

висимого интеллектуального мышления, так как основной способ передачи знаний - монолог, а всю ответственность за результаты обучения преподаватель берет на себя. Развивающими компонентами в этом случае являются: репродуктивное мышление, установка на стереотипное поведение, неспособность решать проблемы самостоятельно, формирование же творческой индивидуальности, в традиционной системе подготовки специалистов, не предусмотрено. При всем этом в существующей системе образования некоторые молодые специалисты все же достигают высоких уровней продуктивности в профессиональной деятельности. По нашему предположению это зависит от комплекса акмеологических факторов (в основном субъективных). Это порождает необходимость изучения этих факторов и их учета в процессе подготовки специалистов.

Мы выявили сферы деятельности, возраст, стаж работы молодых специалистов - выпускников исследуемых факультетов с помощью анкетного опроса. Выпускники вуза обладают профессиональной мобильностью. Об этом говорит разнообразие сфер деятельности молодых специалистов. Среди обследованных выпускников 40,0% работают по специальности; 32,7% работают в иной сфере (торговли, предпринимательства, производства и т.д.); 27,3% работают в сфере образования. Стаж работы молодых специалистов колеблется от 1 до 8 лет, возраст от 22 до 33 лет.

Молодые специалисты разных уровней продуктивности и разных сфер деятельности были обследованы по комплексу специальных психодиагностических методик. Были изучены такие показатели как: способности (Н.В. Кузьмина), профессиональная направленность (Н.В. Кузьмина, В.А. Ядов), ответственность (РС. Пантелеев, В.В. Столин), самооценка (А.А. Реан), саморазвитие (Е.И. Рогов). На основании изучения молодых специалистов по предложенным методикам мы сделали вывод, что на продуктивность профессиональной деятельности молодых специалистов влияет комплекс субъективных акмеологических факторов.

Способности мы рассматриваем как предпосылку успешного овладения тем или иным видом профессиональной деятельности, совершенствования в ней. Коммуникативные и организаторские способности входят в группу основных способностей необходимых молодому специалисту для успешного выполнения профессиональной деятельности.

В группе высокопродуктивных молодых специалистов способности на более высоком уровне развития, чем в остальных группах, при этом коммуникативные способности (4,0 (коэффициент способностей группы из максимума 5 баллов)) немного уступают организаторским (4,2). В группе малопродуктивных специалистов организаторские способности (2,9) ниже, чем коммуникативные (3,3), при этом оба показателя ниже, чем у высокопродуктивных специалистов. То есть продуктивность профессиональной деятельности в большей степени зависит от развития организаторских способностей и в меньшей степени -коммуникативных.

Профессиональная направленность это устойчивая профессиональная мотивация, установка на определенный вид профессиональной деятельности. Для изучения профессиональной мотивации мы выявили удовлетворенность профессией молодых специалистов по методике измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения (Н.В. Кузьмина и В.А. Ядов). Высокопродуктивные молодые специалисты удовлетворены полученной специальностью и профессиональной деятельностью - индекс удовлетворенности +0,82 (+1; -1). В группе малопродуктивных специалистов индекс удовлетворенности имеет отрицательное значение - -0,25. Они не удовлетворены полученной профессией, не хотят работать по специальности, как правило, не достигают успеха в профессиональной деятельности (в особенности по специальности или в сфере образования). Удовлетворенность профессией является одним из важнейших факторов продуктивности профессиональной деятельности.

Ответственность была изучена по субъективной локализации контроля. В группе высокопродуктивных молодых специалистов у 83% выражен интернальный локус контроля, то есть они более ответственны, надеются только на себя, свои силы, тщательно планируют свою деятельность. Экстернальный локус контроля, мы встречаем у 30% среднепродуктивных и 25% малопродуктивных специалистов. Они склонны перекладывать ответственность на других людей, на обстоятельства, как правило, не имеют плана действий, потому что полагаются на случай. У большинства молодых специалистов смешанный тип, им свойственны черты как интернала, так и экстернала.

О ,3 0,7 0,0 0.5 0,4 0,3 0,2 0,1 О

0 ,Е538 3,712

0,598 с 1.01 1

0.491

0,082

1

6

2 3 4 5

Факторы

Рис. Корреляционные зависимости между продуктивностью деятельности и акмеологическими факторами.

1 - самооценка, 2 - коммуникативные способности, 3 - организаторские способности, 4 - саморазвитие, 5 - ответственность, 6 - удовлетворенность профессией

Изучив самооценку молодых специалистов разных уровней продуктивности, мы наблюдаем следующую картину: 33,3% высокопродуктивных молодых специалистов имеют заниженную самооценку, 50% - адекватную. У большинства низкопродуктивных молодых специалистов (41,6%) самооценка завышенная, то есть самооценка влияет на продуктивность профессиональной деятельности молодых специалистов. В продуктивности профессиональной деятельности самооценка выполняет регуляторную функцию. При этом необходимо различать оценку достигнутого (наличного) уровня развития и потенциально возможного. Завышенная оценка достигнутого уровня развития может привести к следующим последствиям: во-первых, молодой специалист переоценивает себя, свои возможности и как результат не может выполнять профессиональные функции на высоком уровне; во-вторых, при завышенной самооценке может остановиться дальнейшее профессиональное развитие, что неизбежно приведет к застою и профессиональному кризису. Заниженная или средняя оценка достигнутого уровня при завышенной или адекватной оценке потенциального, будет «двигать» молодого специалиста к высоким уровням продуктивности деятельности.

Саморазвитие молодых специалистов является движущей силой достижения успеха в профессиональной деятельности. Было изучено саморазвитие молодых специалистов разных уровней продуктивности. Активное саморазвитие мы обнаруживаем у всех высокопродуктивных молодых специалистов (100%); в группе среднепро-

дуктивных примерно у половины (45,95%); в группе низкопродуктивных - у четверти (16,67%). Активное саморазвитие является важнейшим ак-меологическим фактором, влияющим на продуктивность профессиональной деятельности. Причем если специалист активно, целенаправленно «саморазвивается» в какой либо конкретной области это может компенсировать другие недостатки, которые могут при определенных обстоятельствах оказаться препятствующими развитию факторами.

Также нами были выявлены корреляционные связи между уровнями продуктивности деятельности и выделенными факторами.

Тесную корреляционную связь мы обнаруживаем между продуктивностью профессиональной деятельности и следующими акмеоло-гическими факторами: удовлетворенность профессией, ответственность, саморазвитие, организаторские способности и коммуникативные способности. В случае с самооценкой прямой зависимости мы не обнаруживаем, поскольку завышенная самооценка, как и сильно заниженная, блокирует саморазвитие человека.

На продуктивность профессиональной деятельности оказывают влияние следующие акме-ологические факторы: профессиональная направленность, способности, ответственность, самооценка, саморазвитие. Достижение высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности возможно при наличии и взаимодействии всех выделенных факторов. Если рассматривать каждый из перечисленных компонентов как независимую составляющую, вне связи с дру-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20081

гими компонентами, то будет упущен из поля зрения эффект их совместного взаимодействия.

В заключение мы делаем главный вывод: продуктивность профессиональной деятельности молодых специалистов является основным критерием качества профессионального образования. В процессе профессиональной подготовки специалистов необходимо ориентироваться на будущую профессиональную деятельность, учитывать выделенные акмеологические факторы, развивать профессионально важные качества и самое главное заложить основы профессионализма.

Библиографический список

1. Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. - СПб: Питер, 2003. - 256 с.

2. КузьминаН.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993. - 54 с.

3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмео-логическая теория повышение качества подготовки специалистов образования. - М.: Исследовательский центр повышения качества подготовки специалистов, 2002. - 144 с.

4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. 2 изд., испр. и доп. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.

Ф.М. Хубиева СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Индивидуализация обучения и воспитания с целью повышения качества обучения, развития познавательных, творческих способностей школьников является одной из задач, поставленных в конце XX-го века перед педагогами, психологами реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Вопрос об общеучебных интеллектуальных умениях становится особенно актуальным в связи с необходимостью для учащихся адаптации к условиям жизнедеятельности в эпоху «информационного взрыва», т.е. современного стремительного обновления знаний. От школы это требует формирования особой самостоятельности школьников, в частности, на уроках литературы, приобретения ими не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний. Индивидуализация обучения является одним из путей оптимизации обучения, обеспечивающих интенсификацию учебной деятельности, повышение познавательной активности, формирование дидактических знаний и умений.

Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний. Одной из форм индивидуализации обучения является самостоятельная работа. Индивидуализации на уроке литературы способствует и применение новых информационных технологий, педагогически осмысленное применение которых позволяет обогатить средства и методы обучения.

Одной из задач, поставленных в конце ХХ-го века перед педагогами, психологами реформой общеобразовательной и профессиональной школы, является индивидуализация обучения и воспитания с целью повышения качества обучения, развития познавательных, творческих способностей школьников. Когда говорят об индивидуализации обучения, имеется в виду, в первую очередь, оказание помощи всем учащимся в реализации их права на получение полного среднего образования путем создания условий для достижения каждым этой общей, единой для всех цели, и, прежде всего, обучения их необходимым приемам познавательной деятельности. Основными ключевыми понятиями в данной проблеме являются индивидуальность, индивидуализация, индивидуальный и диф-

ференцированный подходы, личностно-ориентированная модель развития школьника, творческая деятельность.

Научная новизна: определены и проверены пси-холого-педагогические условия формирования у старшеклассников мотивации познавательной деятельности; экспериментально проверены эффективные технологии, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, позволяющие совершенствовать индивидуализацию обучения у старших школьников; определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики индивидуальных особенностей школьников; разработана система заданий и технология, ориентированные на индивидуализацию учебного процесса.

Актуальность, недостаточная разработанность темы для современных социокультурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.