Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159 ББК Ю 940
Н. И. Виноградова
г. Чита
Психологические основания выделения акмеологических закономерностей становления профессионализма учителя начальной школы
Автором выявлена система закономерностей продуктивного становления профессионализма учителей начальной школы, которая выполняет функцию регуляции качества становления профессионализма и мастерства учителя на уровне целостной профессиональной биографии и в рамках четырехлетнего образовательного цикла.
Ключевые слова: акмеологические закономерности, профессионализм учителя начальной школы, продуктивное становление профессионализма, факторы профессионализации, уровни продуктивности деятельности.
N. I. Vinogradova
Chita
Psychological Bases of Pointing out Aсmeological Regularities in Making of Professionalism of Elementary School Teachers
The author reveals the system of regularities which performs regulating function of qualitative training of the teacher’s professionalism at the level of complete professional biography and within a four-year educational functional course.
Key words: acmeological regularities, professionalism of teachers of elementary school, productive formation of professionalism, professionalizing factors, levels of activity efficiency.
Выявление субъективно обусловленных условий и факторов развития разных сторон, сфер, «пластов» личности и деятельности педагога, обуславливающих повышение продуктивности его труда, требует привлечения научного аппарата акмеологии. Ее предметом выступают закономерности, психологические механизмы продуктивности субъекта деятельности, содействующие прогрессивным профессиональным достижениям и развитию зрелой личности.
Акмеологические закономерности отражают существенные связи между уровнями продуктивности деятельности и субъективными проявлениями профессионализма, выступающими факторами (причинами) созидательной профессионализации. Анализ таких связей позволяет объяснить механизмы продуктивных способов действий, предсказать направление созидательного развития профессионализма будущих и состоявшихся специалистов, гарантирующее достижение высокопродуктивных результатов в соответствии с критериями, отражающими специфику труда.
Учитель начальных классов - объект исследования педагогической акмеологии, изучающей субъективно обусловленные условия и факторы, обеспечивающие продуктивное становление профессионала, который с помощью средств учебных дисциплин целостно развивает те индивидуально выраженные, природосообразные психофизиологические и личностные способности школьников, которые позволяют им творчески преобразовывать самообразовательные действия до уровня познавательного саморазвития.
Акмеологические закономерности становления профессионализма учителя начальной школы определяются:
- специфическими особенностями продукта педагогической деятельности;
- готовностью младших школьников к познавательному саморазвитию. Такая готовность выступает ведущим критерием оценки продуктивности труда учителя. Сущностные признаки становления школьника как субъекта познавательного саморазвития в каждом возрастном классе начальной школы выполняют функцию ориентиров
в поиске механизмов продуктивного становления профессионализма учителя;
- особенностями гетерохронного «развертывания» субъективных компонентов профессионализма педагога: индивидно-типологических, личностно-профессиональных и деятельностнопроцессуальных по мере его поэтапного созидательного преобразования в профессионала, сознательно контролирующего качество процесса и результата труда. Влияние субъективно обусловленных факторов на продуктивность содействия школьнику в познавательном саморазвитии и зрелость личности учителя свидетельствует о возрастании качества самоуправления профессионализацией.
Акмеологоориентированное (продуктивное) становление профессионализма учителя начальной школы подчиняется универсальным, общим и особенным закономерностям. Универсальные закономерности, объясняющие механизм «обеспечения высокой стабильной эффективности деятельности, независимо от ее содержания и специфики» (А. А. Деркач, 2000), обусловливают действие общих и особенных закономерностей. Современный уровень психолого-акмеологического знания
о развитии профессионалов (О. С. Анисимов,
A. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач,
B. Г. Зазыкин и др.) задает ориентир к поиску общих закономерностей становления профессионализма специалистов образования.
Общие закономерности становления профессионализма учителей обоснованы Н. В. Кузьминой в акмеологической теории профессионализма созидательной деятельности и повышения качества подготовки специалистов образования (2001). В рамках теории разработана модель образовательной системы, позволяющая обозначить значимые субъективные, субъективно-объективные факторы, детерминирующие становление профессионализма учителя любой специальности до уровня эффективного саморазвития. Взаимосвязи между элементами модели отражают общие теоретические закономерности. Они конкретизируются и уточняются в соответствии со спецификой становления профессионализма учителей разных специальностей на уровне особенных закономерностей. Ведущие положения теории предоставляют исследователям «инструмент», способ познания созидательного становления профессионализма учителя через выявление значимых проблем профессиональной деятельности и личностного развития «при восхождении от профессионализма к мастерству» (Н. В. Кузьмина). В соответствии с положениями теории, установленные эмпирическим путем существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные взаимосвязи между проявлениями высокопродуктивного со-
действия учителя познавательному саморазвитию школьников и объективно-субъективными (индивидно-типологическими) условиями, а также субъективными (личностно-профессиональными и деятельностно-процессуальными) факторами, его обеспечивающими, отражают сущность ак-меологических закономерностей, которым подчиняется становление профессионализма учителя начальной школы.
Разная природа условий и факторов, детерминирующих становление профессионализма педагога, свидетельствует о том, что акмеологические закономерности отражают «разноуровневые» механизмы исследуемого процесса. Закономерности предшествующего уровня выступают основаниями для проявления закономерностей последующего уровня. Механизм действия взаимообусловленных процессов дифференциации-интеграции состояний и действий субъекта педагогической деятельности позволяет структурировать акмео-логические закономерности становления профессионализма педагога. Закономерности, связанные с действием личностно-профессиональных (интегрированных по своему основанию) факторов, относятся к группе базовых, т. к. они отражают единый механизм становления личностнопрофессиональных качеств педагогов всех специальностей. Закономерности, связанные с действием действенно-процессуальных факторов, соотносятся с группой специфических, т. к. они отражают дифференцированные (отличительные) основания становления компонентов педагогической компетентности педагога начальной школы.
Понимание обусловленности действия базовых и специфических акмеологических закономерностей дает возможность обосновать концепцию становления профессионализма специалистов в области содействия школьникам в преобразовании общепознавательных состояний и действий в эффективное познавательное саморазвитие.
Выделение механизмов регуляции акмео-логоориентированного становления профессионализма учителя требует анализа уровней его вертикального измерения: уровня индивидных проявлений в совокупности морфологических и физиологических типологических качеств, определяющих стадийно-возрастные изменения профессионала; уровня психологических личностно-профессиональных оснований; уровня технологических деятельностно-процессуальных характеристик, проявляющихся в форме компетентностей.
Гетерохронно развивающиеся базисные основания профессионализма интегрируются в функциональные комплексы, обеспечивающие качество принятия ответственных решений в
Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)
области содействия школьнику в познавательном саморазвитии. Качественные преобразования функциональных комплексов отражают целостную картину индивидуально выраженного акмеологоориентированного становления профессионализма учителя как субъекта педагогической деятельности и собственной жизнедеятельности, находящегося на определенной ступени зрелости.
Анализ категории «становление» как высшего личностно обусловленного развития человека позволяет исследовать профессионализацию педагога как поэтапное вызревание активного, самостоятельного, ответственного, педагогически ориентированного выбора и принятия решений относительно способов и сроков реализации профессиональных действий.
Осмысление становления профессионализма учителя начальных классов как акмеологической категории, фиксирующей наиболее узловые, опорные представления о внутренних потенциях саморазвития человека на этапе зрелости, дает возможность моделировать технологии достижения профессиональных высот с позиций оптимизации личностно-профессионального и деятельностнопроцессуального потенциала педагога.
Категория эффективности характеризует внешний объективный результирующий план становления профессионализма через оценку меры содействия школьникам в познавательном саморазвитии. Категория продуктивности выражает внутренний субъективный функциональный план становления профессионализма через оценку меры зависимости качества профессионализации от ее внутренне детерминированных проявлений. Продуктивность профессионализма личности и деятельности учителя отражает качество соорга-низации внутренних (субъективных) компонентов в функциональные комплексы, обеспечивающих возрастание качества педагогического труда. Обозначение личностных и деятельностных регуляторов становления профессионализма позволяет оценить качество зрелости субъекта на этапах профессионального маршрута.
Понятие «акмеологоориентированное (продуктивное) становление профессионализма учителя» предполагает анализ меры выраженности качества соорганизации индивиднотипологических, личностно-профессиональных и деятельностно-процессуальных оснований профессионализма в функциональные комплексы, содействующие младшим школьникам в познавательном саморазвитии.
Акмеологические закономерности становления профессионализма педагога фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, имманентно присущие всем этапам профессио-
нализации. Они носят объективно-субъективный характер. Субъективность акмеологических закономерностей обусловлена многообразными индивидуально выраженными особенностями преломления индивидно-типологических условий сквозь призму личностно-профессиональных и деятельностно-процессуальных факторов профессионализации. Такие закономерности отражают механизм обоснованного, планомерного, стадийного «развертывания» готовности педагога к содействию школьникам в самообразовании до уровня, обеспечивающего познавательное саморазвитие учащихся в системе предметного обучения средней школы.
Многогранность факторов становления профессионализма требует вычленения той их совокупности, которая в максимальной степени способствует достижению вершин мастерства в области содействия школьникам в преобразовании отдельных самообразовательных действий во внутренне мотивируемое эффективное познавательное саморазвитие. Анализ проявлений личности и деятельности учителя свидетельствует, что акмеологоориентированное становление профессионализма обусловлено многоплановым воздействием следующих составляющих:
а) индивидно-типологических: продуктивной самооценки валеологических показателей профессионального здоровья; личностной тревожности; опыта содействия школьнику в познавательном саморазвитии. Они выступают важными условиями (значимыми обстоятельствами) продуктивного становления профессионализма;
б) личностно-профессиональных: ответ-
ственности за отсроченную результативность познавательного саморазвития школьников; потребности в рефлексии качества становления профессионализма; направленности на согласование временно-темповых характеристик становления профессионализма с показателями мониторинга качественных характеристик готовности выпускников начальной школы к познавательному саморазвитию в любых профильных классах среднего звена школы; соотношения проявлений неудовлетворенности - удовлетворенности процессом и результатом становления эффективного самообразовательного действия школьника; ориентации на доминирование рационального и интуитивного каналов эмпатийного понимания сущности психологических механизмов познавательного саморазвития детей, проживающих посткризисный период семи лет. Они выступают базовыми факторами продуктивной профессионализации;
в) деятельностно-процессуальных, определяющих уровень компетентности учителя в области решения системы задач: индивидуализация нормативных требований ГОС к становлению
учащихся как субъектов познавательного саморазвития; выделение сущности компонентов такой готовности в каждом возрастном классе; прогнозирование отдаленных перспектив развития познавательных интересов учащихся; «улавливание» признаков индивидно-личностной совместимости в системе «ученик - родители ребенка»; побуждение школьников к непрерывному усложнению самообразовательных действий. Они являются специфическими основаниями (путями) продуктивного становления профессионализма учителя.
Этапы выявления устойчивых зависимостей между проявлениями профессионализма разных уровней продуктивности и системой субъективных научных исследований таковы:
1 этап: выделение сущностных механизмов развития готовности младших школьников к познавательному саморазвитию в 4-летнем образовательном цикле;
2 этап: проектирование уровней готовности учащихся к познавательному саморазвитию и шкал выявления соответствующей готовности как инструмента ранжирования педагогов по уровням продуктивности педагогической деятельности;
3 этап: проектирование уровней готовности педагогов к содействию школьникам в познавательном саморазвитии, разработка шкал измерения соответствующей готовности как базового инструмента выделения проблемных звеньев в становлении профессионализма педагогов разного уровня продуктивности;
4 этап: привлечение педагогов среднего звена школы к экспертному оцениванию и ранжированию учителей по уровням продуктивности педагогической деятельности;
5 этап: оценка и самооценка педагогами начального звена школы уровней профессиональной аутокомпетентности;
6 этап: сравнительно-сопоставительный
анализ взаимосвязей между проявлениями разных уровней продуктивности содействия школьникам в познавательном саморазвитии и систе-
мой: а) индивидно-типологических условий;
б) личностно-профессиональных - базовых факторов; в) деятельностно-процессуальных - специфических оснований продуктивной профессионализации.
Акмеологическая интерпретация понятия «содействие школьнику в познавательном саморазвитии» смещает акценты анализа взаимодействия в системе «учитель-ученик» на исследование качества саморегуляции (произвольного управления) учителем индивидно-типологическими, личностно-профессиональными и процессуальнодеятельностными основаниями профессионализма до уровня, обеспечивающего последовательное преобразование образовательной ситуации в ситуацию самообразования ученика. Психологическим механизмом актов содействия выступает регулирующая функция неудовлетворенности учителя. Она возникает в процессе переживания им качества самообразовательной деятельности ученика как значимой профессиональной проблемы. Неудовлетворенность проявляется как результат когнитивной оценки (сознательной, подсознательной) качества рассогласования между реально диагностируемыми состояниями профессионализации и прогнозируемыми потенциально возможными.
Содержание актов содействия раскрывает сущность становления профессионализма учителя. Ядром содействия выступает динамическая самоорганизация его значимых оснований в специфические функциональные комплексы, инициирующие творческое преобразование самообразовательных состояний и действий школьника в цикле интериоризации-экстериоризации познания.
Устанавливаемые зависимости между уровнями продуктивности деятельности и субъективными проявлениями профессионализма позволяют выявлять механизмы становления профессионализма специалиста в области содействия младшим школьникам в преобразовании общепознавательных состояний и действий в элементы продуктивного познавательного саморазвития.
Список литературы
1. Деркач А. А. Акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.
2. Деркач А.А, Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2000. 124 с.
3. Ежевская Т. И. Ценности как важнейший психологический ресурс личности // Гуманитарный вектор. 2010. № 2. С. 55-60. Чита, ЗабГГПУ 2010.
4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: Исслед. центр проблем качеств подготовки специалистов, 2001. 144 с.
5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.