Н. В. Кузьмина, Н. И. Виноградова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ АКМЕОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ
ыявление закономерностей (путей) продуктивного становления профессионализма педагогов выходит за рамки педагогических и психологических дисциплин. Сосредоточенность педагогического знания, в основном, на исполнительских компонентах педагогической деятельности, а психологического — на выделении зависимостей между отдельными психическими свойствами, процессами, состояниями на разных стадиях развития педагога, ограничивают их возможности в вычленении объективных механизмов эффективного стадийного возрастания качества профессионализма учителя.
Для объяснения зависимостей между проявлениями высокопродуктивной деятельности педагога в области развития младших школьников как субъектов самообразовательной деятельности и объективными, объективно-субъективными и субъективными факторами ее обеспечивающими требуется привлечение научного аппарата педагогической акмеологии. Ее ведущим направлением выступает акмеология первого учителя. В качестве первого учителя рассматривается специалист, принимающий ответственные решения в области становления природосообразного, развернутого самообразовательного действия ребенка, переживающего посткризисный период семи лет. Предметом данного направления научного знания являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы продуктивности педагогов начальной школы, содействующие его прогрессивным профессиональным достижениям и развитию личности.
Многообразные проблемы качества становления индивидуально выраженного профессионализма, мастерства, искусства педагога начальной школы, измеряемого по показателям готовности школьников к непрерывному творческому воспроизведению самообразовательных действий в соответствии с логикой восприятия содержательных единиц учебных предметов средней школы составляют приоритеты акмеологии первого учителя.
Акмеологические закономерности созидания продуктивности и профессионализма субъектов педагогической деятельности отражают существенные связи между уровнями продуктивности деятельности и значимыми проявлениями профессионализма, выступающими факторами (причинами) прогрессивного движения к вершинным проявлениям профессионального мастерства. Анализ таких связей позволяет объяснить механизмы продуктивных способов действий, предсказать направление созидательного развития профессионализма специалистов, гарантирующее достижение высокопродуктивных результатов.
Созидание профессионализма учителя начальной школы есть становление специалиста, который с помощью средств учебных дисциплин развивает целостно функционирующие, индивидуально выраженные психофизиологические и личностно обусловленные познавательные способности младших школьников, позволяющие ему активно, рационально осуществлять непрерывно усложняющиеся действия познавательного самообразования и самоконтроля.
Обращенность к проблемам становления профессионализма учителя начальной школы позволяет «вскрыть» качественные уровни его созидательного преобразования:
- как субъекта профессионального развития, сознательно отслеживающего итоги предыдущей профессионализации и принимающего ответственные решения за качество дальнейшего развития в соответствии с итогами достигнутого результата — готовностью школьников к познавательному саморазвитию в среднем звене школы;
- как специалиста, призванного решать задачи развития готовности младших школьников к самообразовательной деятельности средствами образования;
- как зрелой личности, у которой в процессе решения профессиональных задач появляются качественные позитивные новообразования, позволяющие самореализовываться в педагогической деятельности.
Закономерности становления профессионализма педагогов отражают варианты зависимостей между проявлениями высокопродуктивной профессиональной деятельности и ведущими индивидно-типологическими (стадийно-возрастными), личностно-профессиональными и деятельностно-процессуальными основаниями профессионализма, обеспечивающими продуктивность деятельности. Акмеологические закономерности позволяют объяснить и спроектировать эффективное поэтапное созидательное преобразование будущих и состоявшихся специалистов в профессионалов, сознательно регулирующих качество продуктивности профессиональной деятель-
ности в соответствии ведущими критериями, отражающими специфику труда.
Закономерности продуктивного становления профессионализма учителя начальной школы определяются:
- спецификой ведущего критерия оценки продуктивности деятельности педагога — готовностью младших школьников к самообразовательной деятельности в среднем звене школы. Психологические закономерности становления младшего школьника как субъекта самообразования в каждом возрастном классе начальной школы выступают основанием к выделению акмеологи-ческих закономерностей становления профессионализма учителя начальной школы;
- особенностями «развертывания» компонентов профессионализма учителя в процессе его поэтапного созидательного преобразования в профессионала, сознательно регулирующего качество продуктивности педагогической деятельности в соответствии с признаками вызревания эффективного самообразовательного действия учащихся. Продуктивное становление профессионализма учителя означает обеспечение достижения заранее прогнозируемых результатов познавательного саморазвития школьников, удовлетворяющих требованиям Государственного образовательного стандарта к их качеству.
Акмеологические закономерности продуктивного становления профессионализма учителя начальной школы представляют собой наиболее существенные взаимосвязи между проявлениями высокопродуктивного содействия педагога познавательному саморазвитию младших школьников и субъективными (индивидно-типологическими, личностно-профессиональными и деятельностно-процессуальными) факторами, обеспечивающими эффективное самоуправление педагогом процессом профессионализации и возрастание продуктивности педагогической деятельности.
Современный уровень знаний об общих закономерностях развития профессионалов (О.С. Анисимов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.), а также закономерностях развития специалистов в области образования (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) задает общий ориентир к поиску значимых субъективных, субъективно-объективных факторов, актуализирующих становление профессионализма учителя до уровня его эффективного саморазвития.
Проникновение в механизмы процесса становления профессионализма требует вычленения и анализа его базовых характеристик, позволяющих фиксировать содержательные и динамические аспекты такого развития. Акмеологическое понимание профессионализма, апеллирует к его целостным, неделимым составляющим деятельности, личности, общения, включающим индивидные проявления, потребностные («интимно-личностные»), когнитивные, оперативные (деятельностные), Анализ структуры профессионализма учителя начальных классов позволил выделить совокупность критериев, отражающих качественные характеристики становления его ведущих компонентов:
- деятельностно-процессуальный, показатели которого дают возможность фиксировать качество решения педагогом системы задач содействия в формировании и гармоничной соорганизации ведущих компонентов готовности школьников к самообразовательной и самоконтрольной деятельности;
- личностно-профессиональный, позволяющий отразить качество вызревания созидательного профессионального Я педагога, его профессиональных смыслов и перспектив, инициирующих школьника на поиск, анализ, прогнозирование, проявление усложняющихся форм познавательного самообразования и самоконтроля;
- индивидно-типологический, фиксирующий специфическую индивидно — личностно — индивидуальную чувствительность учителя (к специфике речемыслительного развития каждого школьника, к продуктивной организации процесса становления познавательных действий школьника средствами учебных дисциплин начальной школы; к процессу и результату собственной деятельности; к специфической развивающей образовательной среде начальной школы. Обобщенным проявлением показателей данного компонента выступает профессиональное здоровье педагога, которое имеет свое специфическое выражение на отдельных этапах вызревания профессионализма, соизмеримых с этапами профессионального стажа.
Привлечение принципа развития к анализу закономерных зависимостей между фактами высокопродуктивного содействия педагога становлению эффективной самообразовательной деятельности школьников и проявлениями обозначенных групп факторов позволяет выявить целостную картину продуктивного становления профессионализма педагога на этапах: профессиональной подготовки, четырехлетнего образовательного цикла, целостной педагогической биографии.
Выделение акмеологических закономерностей становления профессионализма учителя начальной школы, объяснение их происхождения и динамики функционирования требует анализа ведущего критерия качества становления профессионализма педагога — готовности школьников к познавательному саморазвитию. Особого рассмотрения требуют такие проблемы как: а) моделирование целостной структуры готовности учащихся к самообразованию и самоконтролю, преобразующейся
в соответствии с овладением школьниками предметным содержанием отдельных образовательных областей (математики, русского языка, чтения, природоведения и т. д.); б) вычленение психологических закономерностей развития такой готовности учащихся в каждом возрастном классе и в 4-летнем образовательном цикле; в) выявление моделей, алгоритмов, технологий продуктивного становления младших школьников как субъектов самообразования и самоконтроля.
Факты, регистрируемые Министерством образования РФ, свидетельствуют, что регионально-территориальные системы управления подготовкой будущих учителей, функционированием методических объединений педагогов, а также повышением квалификации нуждаются в теоретических положениях акмеологического менеджмента, выявленных на основании установленных акмеологических закономерностей. Акмеологический менеджмент заключается в организации дифференцированной эффективной помощи педагогам разного уровня продуктивности в принятии ими ответственных решений содействия школьникам в познавательном саморазвитии, а также организации эффективного самоконтроля качества становления профессионализма на отдельных этапах педагогической биографии.
Выделение системы акмеологических закономерностей продуктивного становления профессионализма учителей выполняет функцию регуляции качества становления профессионализма и мастерства учителя и на уровне целостной профессиональной биографии и в рамках 4-летнего образовательно-функционального цикла. Это обусловлено тем, что закономерности вскрывают взаимосвязи нормативной и творческой составляющих профессионализма, его структурных и функциональных компонентов. Незнание научно обоснованных акмеологических закономерностей дестабилизирует в целом систему самоуправления учителем качеством становления профессионализма и систему управления регионально-территориальными организациями качеством профессионализации педагога начальной школы.
Осмысление сущности акмеологических закономерностей позволяет студентам, педагогам начальной школы, а также специалистам, обеспечивающим управление их профессионализацией (преподавателям высших учебных заведений, представителям педагогического менеджмента, специалистам курсов повышения квалификации учителей) моделировать процессы продуктивного профессионального развития, проектировать индивидуально выраженные эффективные авторские программы содействия познавательному саморазвитию младших школьников, ориентируясь на заранее прогнозируемые продуктивные результаты.
Этапы выделения акмеологических закономерностей становления профессионализма педагогов начальной школы соотносятся с традиционными процедурами научного исследования и отражают специфику предмета исследования. Их логика такова:
- проектирование уровней готовности учащихся к познавательному саморазвитию и шкал выявления соответствующей готовности младших школьников как инструмента ранжирования педагогов по уровням продуктивности педагогической деятельности;
- выделение психолого-педагогических закономерностей развития готовности младших школьников к познавательному саморазвитию в 4-летнем образовательном цикле как ценностного основания вычленения акмеологических закономерностей становления профессионализма учителя;
- проектирование уровней готовности педагогов к содействию познавательному саморазвитию учащихся и шкал соответствующей готовности как базового инструмента выделения проблемных звеньев в становлении профессионализма педагогов разного уровня продуктивности;
- привлечение педагогов среднего звена школы к экспертному оцениванию и ранжированию учителей начальной школы по уровням продуктивности педагогической деятельности;
- самооценка педагогами начального звена школы уровней профессиональной аутокомпетентности;
- проведение сравнительно-сопоставительного анализа между проявлениями всех уровней продуктивности деятельности педагогов и системой индивидно-типологических условий профессионализации;
- выявление и описание устойчивых взаимосвязей между проявлениями разных уровней продуктивности содействия педагога познавательному саморазвитию школьников и системой личностно-профессиональных факторов;
- установление объективных зависимостей между выделенными уровнями педагогической деятельности и системой деятельностно-процессуальных факторов;
- создание научно обоснованной системы становления профессионализма педагога на этапе профессиональной подготовки и в системе повышения квалификации с учетом выявленных акмеологических закономерностей, внедрение в процесс профессионализации учителя наиболее эффективных моделей, алгоритмов и технологий содействия познавательному саморазвитию школьников.
Акмеологические закономерности становления профессионализма и мастерства учителя основываются на психолого-педагогических закономерностях вызревания:
- психофизических структур организма ребенка;
- психических процессов, обусловливающих развитие его личностных качеств;
- эффективной структуры самообразовательной и самоконтролирующей деятельности учеников.
Источником поиска закономерностей познавательного саморазвития младших школьников выступил анализ их готовности к познавательному саморазвитию.
Готовность младшего школьника к саморазвитию выступает интегральным образованием познавательных процессов, функций, свойств личности, индивидуального стиля учебной деятельности, обусловленных нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками его организма. Анализ соответствующей готовности позволил выделить ее системообразующие компоненты. Когнитивно-коммуникативный и мотивационно-волевой как качественные проявления обучаемости ребенка и действенно-практический как количественное отражение качества обученности.
Готовность ученика к самообразованию исследована как качество понимания им зависимостей в системе фонема — графема при освоении содержания дисциплин начальной школы. Ведущими признаками, обусловливающими качество понимания, выступают:
- уровень фонематического восприятия вербальной информации, зрительно-кинестетического восприятия графической наглядно-знаковой и наглядно-образной информации, их преобразование в целостные образы графических символов с последующей дифференциацией и упорядочиванием;
- качество образовательного ресурса ребенка (совокупности пространственно-временных представлений, емкости лингвистического пространства: качества вербализации пространственных представлений, представлений о взаимоотношениях тел и внешних объектов, представлений о пространстве собственного тела);
- качество развития системы ценностных отношений к чужому и своему труду;
- уровень эмоционально — волевого контроля познавательных состояний «хочу», «могу» и «надо».
Готовность ученика к познавательному самоконтролю представляет собой механизм решения задач, связанных со сличением воспринятой и усвоенной информации внутри каждой познавательной операции, действия и деятельности в целом. Она предполагает также последовательное обогащение самооценки ребенка, то есть мониторинг (непрерывное рефлексивное согласование) качества взаимосвязей в системе фонема-графема, соответствия результативности познавательного акта установкам учителя, а также самокоррекцию познавательного действия относительного показателей оценочной системы.
Анализ механизмов когнитивной деятельности младших школьников дает возможность вычленить развернутый речевой акт как смысловую единицу учебного действия, как дискретную составляющую акта познавательного саморазвития учащихся. Выявленный алгоритм акта понимания выполняет для учителя роль ориентира в проектировании многовариативных форм познавательного саморазвития школьников при освоении предметного содержания учебных дисциплин начальной школы, рассматривающих принципиально разные области бытия: абстрактную — математика, русский язык, предметную — естествознание, область творчества — рисование, конструирование.
Познавательное саморазвитие младшего школьника выступает следствием последовательной соорганизациии общих познавательных действий (слушания-говорения-чтения-письма) в устойчивую структуру познавательной деятельности, рассчитанную, с одной стороны на развертывание социально ценных, личностно обусловленных качеств личности ученика, а, с другой стороны, на достижение продуктивного учебного результата.
В проведенном исследовании выделена базовая акмеологическая закономерность, позволяющая совершенствовать качество самоуправления педагогом становлением профессионализма и качество управления регионально-территориальными системами процессом профессионализации учителей. Установлена закономерная прямо пропорциональная связь между уровнем продуктивности содействия учителя познавательному саморазвитию младших школьников и уровнем его ответственности за качество творческого преобразования учащимися самообразовательных и самоконтрольных действий в акты познавательного саморазвития. Выяснено, что с ростом ответственности учителя за отсроченную результативность познавательного саморазвития младших школьников повышается качество решения системы акмеологических задач.
Данная закономерная связь установлена эмпирическим путем в процессе измерения и сравнительного анализа качества воздействия ответственности высоко-, средне-, достаточно- и малопродуктивных педагогов начальной школы на уровень решения выделенной группы задач. Объективность установленной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что ответственность педагога выступает
наиболее значимым проявлением личностно-профессиональной сферы профессионализма педагога, а, следовательно, является необходимым фактором, способствующим его становлению.
Акмеологическая закономерность взаимодействия ответственности учителя начальной школы и его компетентности в области решения системы акмеологических задач (связанных со становлением профессионализма педагога) определяет детерминированность эффективности решения системы акмеологических задач от уровня ответственности педагога за качество познавательного саморазвития школьников в последующих образовательных подсистемах.
На основании данной закономерности обнаруживается важная тенденция продуктивного становления профессионализма педагога, в соответствии с которой ответственность учителя за эффективность познавательного саморазвития учащихся придает становлению профессионализма учителя акмеологическую направленность, то есть ориентирует его на решение наиболее проблемных педагогических и акмеологических задач.
Ориентация на выявленную закономерность значимо совершенствует становление профессионализма педагога на этапе профессиональной подготовки. Реализация адекватных акмеологических технологий способствует эффективности переориентации учебно-познавательной деятельности студента в учебно-профессиональную, связанную с поиском средств содействия школьникам в познавательном саморазвитии.
Организация системы повышения квалификации педагогов в соответствии с выделенными ак-меологическими закономерностями повышает качество реализации реальных потребностей педагогов разного уровня продуктивности в достижении вершин педагогического мастерства.
Литература____________________________________________________________________________________
1. Деркач А. А. Акмеология. — М., 2GG2.
2. Деркач А. А, Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М., 2GGG.
3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М., 2GG1.
4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. — СПб., 2GG2.
© Кузьмина Н. В., Виноградова Н. И., 2GG3