Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеология / педагогические навыки / акмеологические особенности / педагог начальных классов / акмеологические факторы / acmeology / pedagogical skills / acmeological features / primary school teacher / acmeological factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Горбунова

Проблема профессионализма личности педагога в современных условиях становится особо актуальной. Профессионализм личности педагога во многом обусловлен объективными и субъективными детерминантами развития. Незнание этих детерминант ведет к построению неадекватной стратегии развития профессионализма личности педагога, что может привести как к психолого-физиологическим перегрузкам самого педагога, так и к одностороннему развитию личности обучающегося. В современном обществе понятие акмеологии становится все более важным, поскольку оно связано с процессом обучения, развитием и совершенствованием профессиональных навыков. В данной статье рассматривается важность развития акмеологических особенностей педагогов начальных классов и факторы, которые влияют на развитие этих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER

The problem of professionalism of the teacher’s personality in modern conditions is becoming particularly relevant. The professionalism of the teacher’s personality is largely due to objective and subjective determinants of development. Ignorance of these determinants leads to the construction of an inadequate strategy for the development of professionalism of the teacher’s personality, which can lead to both psychological and physiological overloads of the teacher himself, and to the unilateral development of the student’s personality. In modern society, the concept of acmeology is becoming increasingly important, since it is associated with the learning process, the development and improvement of professional skills. This article discusses the importance of the development of acmeological characteristics of primary school teachers and the factors that influence the development of these abilities.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ности проявляют явно эмоциональное выгорание, ослабевает энергетический тонус, ухудшается состояние нервной системы. Первый симптом данной фазы -эмоциональный дефицит (среднее арифметическое 11,6) - относится к стадии складывания. Студенты могут проявлять резкость, грубость, плаксивость, обидчивость и неспособность получать эмоциональный отклик от учебной деятельности. Второй симптом - эмоциональная отстранённость (среднее арифметическое 14,67) относится к стадии его складывания. Большинство студентов начинают исключать эмоции из процесса обучения профессиональной деятельности. Третий симптом стадии истощения - личностная отстранённость (среднее арифметическое 12,27) - относится к стадии его формирования. Студенты в среднем начинают терять интерес к направлению обучения, обесценивают значимость своего образования, утверждают, что их будущая профессия неинтересна. Четвёртый симптом - психосоматические нарушения (среднее арифметическое 13,53) - сигнализирует о стадии его начального формирования у студентов. Большинство испытуемых начинают испытывать негативные проявления на уровне физического и психического состояния своего здоровья.

Все значения фаз эмоционального выгорания находятся в стадии формирования. Наибольшее значение имеет фаза истощения, в меньшей мере сформирована фаза резистенции и самая малая, по сравнению с другими, первичная - фаза напряжения. Данные результаты позволяют говорить о том, что студенты проявляют симптомы синдрома эмоционального напряжения, но при этом патологические модели поведения и защиты не успели зафиксироваться в их личности, что указывает на отсутствие собственно эмоционального выгорания.

Библиографический список

Исследование показало, что развитие СЭВ у студентов имеет свою специфику, которую трудно дифференцировать от банального переутомления в связи с тем, что студенческая жизнь наполнена, помимо учебы, другими видами активностей. Неслучайно в своих ответах студенты часто упоминают необходимость дополнительного свободного времени, которое позволило бы им использовать время по своему усмотрению. По результатам опроса студентов, эмоциональное выгорание - это защитная реакция психики на длительное воздействие перенапряжения, вызывающего эмоциональное, когнитивное, социальное, физиологическое истощение, что проявляется в виде отстранённости, экономии ресурсов. У большинства студентов фазы и симптомы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, наблюдаются проявления синдрома, отмечаются состояния, сигнализирующие о сниженной работоспособности.

Студенты выделяют у себя широкий спектр причин возникновения эмоционального выгорания, отмечая ведущую роль учебных перегрузок, нехватки времени, откладывания дел «на потом». Как основной способ самопомощи рассматривают большее посвящение внимания разноплановому отдыху и своему здоровью. Роль и помощь со стороны университета в основном рассматривают в виде тренингов, комнат психологической разгрузки, мероприятий, лекций, направленных на профилактику, работы психолога в учреждении.

Полученные результаты свидетельствуют, что говорить о синдроме эмоционального выгорания применительно к студенческой молодежи не совсем правомерно, поскольку то, что мы наблюдаем, - это банальное переутомление, хроническое перенапряжение, которое точнее можно было бы назвать синдромом выгоревших, исчерпанных, растраченных ресурсов.

1. Пронин С.В., Чухрова М.Г., Егорова Л.С. Психосоматика в клинической практике: монография. Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2019.

2. Алгаев А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 377-378.

3. Кустова В.В. Проблемы психологического здоровья студентов, обучающихся на заочном отделении транспортного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 46-48.

4. Нагорняк Ю.Г, Канакина Т.А., Фокин В.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов фармацевтического факультета. Здравоохранение Российской Федерации. 2018; № 62(5): 254-258.

5. Огнерубов Н.А., Карпова Е.Б. Синдром эмоционального выгорания у врачей и студентов медицинских вузов. Вестник ТГУ. 2017; Т. 22, Ввпуск 1: 221-231.

6. Фишман Б.Е., Гольцова Н.В. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. 2014. Available at: https://api.semanticscholar.org/Corpus ID:141918890

References

1. Pronin S.V., Chuhrova M.G., Egorova L.S. Psihosomatika vklinicheskojpraktike: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «Nemo Press», 2019.

2. Algaev A.N. Trudnosti adaptacii studentov k obucheniyu v vuze. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 377-378.

3. Kustova V.V. Problemy psihologicheskogo zdorov'ya studentov, obuchayuschihsya na zaochnom otdelenii transportnogo vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 46-48.

4. Nagornyak Yu.G., Kanakina T.A., Fokin V.A. Issledovanie sindroma 'emocional'nogo vygoraniya u studentov farmacevticheskogo fakul'teta. Zdravoohranenie RossijskojFederacii. 2018; № 62(5): 254-258.

5. Ognerubov N.A., Karpova E.B. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya u vrachej i studentov medicinskih vuzov. Vestnik TGU. 2017; T. 22, Vvpusk 1: 221-231.

6. Fishman B.E., Gol'cova N.V. Real'nost' 'emocional'nogo vygoraniya u studentov medicinskogo kolledzha. 2014. Available at: https://api.semanticscholar.org/Corpus ID:141918890

Статья поступила в редакцию 11.09.23

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER. The problem of professionalism of the teacher's personality in modern conditions is becoming particularly relevant. The professionalism of the teacher's personality is largely due to objective and subjective determinants of development. Ignorance of these determinants leads to the construction of an inadequate strategy for the development of professionalism of the teacher's personality, which can lead to both psychological and physiological overloads of the teacher himself, and to the unilateral development of the student's personality. In modern society, the concept of acmeology is becoming increasingly important, since it is associated with the learning process, the development and improvement of professional skills. This article discusses the importance of the development of acmeological characteristics of primary school teachers and the factors that influence the development of these abilities.

Key words: acmeology, pedagogical skills, acmeological features, primary school teacher, acmeological factors

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проблема профессионализма личности педагога в современных условиях становится особо актуальной. Профессионализм личности педагога во многом обусловлен объективными и субъективными детерминантами развития. Незнание этих детерминант ведет к построению неадекватной стратегии развития профессионализма личности педагога, что может привести как к психолого-физиологическим перегрузкам самого педагога, так и к одностороннему развитию личности обучающегося. В современном обществе понятие акмеологии становится все более важным, поскольку оно связано с процессом обучения, развитием и совершенствованием профессиональных навыков. В данной статье рассматривается важность развития акмеологических особенностей педагогов начальных классов и факторы, которые влияют на развитие этих способностей.

Ключевые слова: акмеология, педагогические навыки, акмеологические особенности, педагог начальных классов, акмеологические факторы

Акмеология - это наука об акме (утверждение в наибольшей мере сущностных качеств) личности и способностей человека. Задача акмеологии заключается в определении закономерностей достижения специфических целей в различных областях жизни [1-5]. Ряд исследований последних лет был освещен проблемами развития педагогических способностей педагогов. Наиболее актуальными направлениями в данном контексте являются:

1. Изучение особенностей профессионального самоопределения и мотивации педагогов. Эти факторы оказывают влияние на развитие педагогических способностей педагогов и определяют готовность к самосовершенствованию.

2. Развитие личностных качеств педагогов, таких как творчество, самостоятельность, ответственность, дисциплина и т. д. Эти качества способствуют формированию педагогических способностей.

3. Изучение педагогической культуры педагогов, их общей культуры и социально-педагогической компетентности.

4. Изучение методической культуры педагогов, то есть уровня овладения ими методикой обучения. Важно научить педагогов создавать и применять эффективные учебные материалы.

Цель данной статьи - провести исследование акмеологических особенностей развития педагогических способностей педагогов, которое обусловлено необходимостью повышения их профессионального уровня обеспечения качественного образования обучающихся.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучение опыта педагогической работы и практики, специфики педагогической рефлексии педагогов начальных классов.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что на основании анализа литературных источников по заявленной теме исследования в статье представлены наиболее эффективные пути развития личностных и педагогических способностей педагогов начальных классов, что является важным условием обеспечения высокого уровня образования в начальной школе.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости процесса развития педагогических способностей педагогов начальных классов.

Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует поиску комплексного подхода и учету всех акмеологических факторов, которые могут влиять на профессиональный рост педагога.

Успешность профессиональной деятельности зависит от развития акме-ологических качеств, таких как профессиональная готовность, мотивация, самоактуализация, самоопределение и педагогическое мастерство. Одно из направлений исследований - разработка и внедрение программ повышения педагогической компетентности педагогов. Кроме того, особое внимание уделяется разработке методик исследования акмеологических особенностей развития педагогических способностей педагогов и рекомендаций по их развитию. Таким образом, проблема развития акмеологических особенностей педагогических способностей педагогов является актуальной, требует изучения и поиска эффективных путей ее решения.

Верниенко Л.В. [1] отмечает, что на сегодняшний день мы не имеем достаточного количества исследований акмеологических факторов, которые могут оказывать влияние на развитие педагогических способностей педагогов начальных классов, что не соответствует важности проблемы и требованиям научной теории и практики образования. Следовательно, необходимо провести исследование и выявить все акмеологические факторы, которые могут содействовать или препятствовать развитию способностей педагогов начальных классов. В результате исследования автор отметил, что развитию педагогических способностей педагогов начальных классов способствуют как объективные, так и субъективные акмеологические факторы. К объективным факторам относятся возраст, стаж работы, уровень образования и семейное положение. Среди субъективных факторов были выделены самооценка и типологические особенности личности.

В свою очередь, Деркач A.A. в своём исследовании [2] отмечает, что современный тренд гуманизации общества заставляет образовательные институты уделять приоритетное внимание развитию студентов в качестве личностей, принимающих глубокое осознание своего «Я», контролирующих свои эмоции, постоянно развивающихся и стремящихся к реализации своих потенциалов в целостном сотрудничестве с окружающим миром. Далее автор отмечает, что человек должен ориентироваться на свои способности, мотивы, притязания и использовать их при развитии в профессиональной деятельности. Человек ставит перед собой определенные цели и задачи на каждой стадии профессионального самоопределения, которые соответствуют общественным требованиям, нормам и ресурсам, а также его собственным интересам, потребностям и ценностным ориентациям. При этом, как обозначено в исследовании автора, личностно-про-фессиональное развитие может быть затруднено различными факторами, включая природные ограничения, неопределенность целей и мотивов, а также отрицательный морально-психологический климат в коллективе.

Семенов И.Н. в своей работе [3] отмечает, что для развития творческого потенциала человека необходимо изучить природу креативного стиля человека-творца, а также его интуитивно-рефлексивные механизмы функционирования. Важно определить условия, пути и способы управления психическими процес-

сами с целью достижения социально значимых результатов и культурного прогресса. В современном мире специалисты должны обладать рефлексивно-творческим потенциалом, чтобы эффективно выполнять профессиональные задачи и достигать успеха в обществе и на рынке труда. При этом важно умело сочетать психологические ресурсы и навыки, чтобы осуществлять оптимальную деятельность.

Завершает наш обзор исследование Скудновой Т.Д. [4], в котором автор отметила ответственность педагогов высшей школы за подготовку акмеологиче-ски ориентированного педагога-психолога, готового оказывать помощь людям. Для этого необходимо использовать инновационные технологии и формировать повышенный субъектный потенциал студентов. Это можно обеспечить полисубъектной парадигмой педагогического процесса, диалогическим взаимодействием, междисциплинарной интеграцией знаний и акмеологических технологий. По мнению автора, в учебный план следует включать элективные дисциплины для формирования профессиональной культуры и развития способностей к личност-но-профессиональному саморазвитию. Для достижения этих целей необходимо постоянно обогащать личностный опыт и развивать механизмы самореализации и самосовершенствования личностно-профессионального потенциала.

Таким образом, в исследованиях по развитию педагогических способностей педагогов начальных классов преобладает подход, который учитывает важность развития не только профессиональных знаний и навыков, но и личностных качеств педагога. Развивая свои педагогические способности, педагог начальных классов должен стремиться к профессиональной культуре, умению управлять своей деятельностью и пониманию потребностей обучающихся. Акмеологиче-ские факторы являются существенными для развития педагогических способностей педагога начальных классов. Они основаны на принципах педагогического мастерства, которые включают в себя знания, умения и навыки, а также психологические и педагогические установки, которые формируют профессиональное отношение к педагогическому процессу. Одним из основных акмеологических факторов является самообразование. Педагогу начальных классов необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, следить за новейшими достижениями в своей области, а также принимать активное участие в научно-практических конференциях, семинарах и других формах профессионального общения. Кроме того, важным фактором является педагогическое мастерство, которое включает в себя умение применять различные педагогические методы и приемы, способность к организации педагогического процесса, умение работать с детьми разного возраста и т. д. Также важным акмеологическим фактором является формирование личностных качеств педагога, таких как терпимость к детям, внимательность, отзывчивость и т. д. Они помогают педагогу понимать потребности детей и находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Кроме того, важным фактором является общение и сотрудничество с коллегами, педагогическими консультантами и управленцами образования. Это позволяет обмениваться опытом и идеями, развивать профессиональные навыки и повышать качество образования. В результате акмеологические факторы оказывают существенное влияние на развитие педагогических способностей педагога начальных классов.

В контексте педагогических способностей педагога начальных классов акмеологические особенности развития можно определить следующим образом:

1. Высокая степень активности и самостоятельности в профессиональном развитии. Как правило, педагоги начальных классов имеют большой интерес к обучению, часто выбирают дополнительное образование и обучение, принимают участие в научных конференциях и семинарах для повышения своей квалификации.

2. Гибкость мышления и способность к инновациям. Педагоги начальных классов должны уметь адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, включая использование новых технологий и методов обучения.

3. Компетентность и умение работать с различными возрастными группами. Педагоги начальных классов должны понимать, как развиваются дети в этом возрасте, и иметь навыки работы с разными типами личностей.

4. Способность к диалогу и пониманию. Педагоги начальных классов должны уметь выслушивать мнения старших коллег и родителей, понимать их ожидания и потребности, а также учитывать мнения и потребности детей в процессе обучения.

5. Ориентация на профессиональный рост. Педагоги начальных классов должны постоянно работать над совершенствованием своих учебных методов, чтобы задействовать новейшие научные достижения в области образования и позволить детям достигать наивысших результатов.

В целом развитие педагогических способностей педагога начальных классов необходимо стимулировать активным использованием современных методов и технологий, самостоятельным изучением дополнительной литературы и участием в научных конференциях и выставках.

Акмеологические особенности развития педагогических способностей педагога начальных классов определяются следующими факторами:

1. Индивидуальность педагога. Педагоги начальной школы должны иметь индивидуальные качества, которые позволят эффективно общаться с обучающимися, видеть их потребности, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Опыт работы. Чем больше опыта работы у педагога, тем лучше он знает учеников и тем больше способен понимать их потребности.

3. Профессиональная подготовка. Педагоги начальных классов должны иметь соответствующее образование и постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

4. Интерактивные методы обучения. Педагоги должны использовать интерактивные методы обучения для привлечения интереса учеников к учебному процессу.

5. Развитие личностных качеств. Педагоги должны постоянно развивать свои личностные качества, такие как коммуникабельность, толерантность, терпимость.

6. Сотрудничество с коллегами. Педагоги должны сотрудничать с коллегами для обмена опытом и совершенствования своей профессиональной квалификации.

В итоге акмеологические особенности развития педагогических способностей педагогов начальных классов заключаются в постоянном профессиональном росте и развитии, использовании новых методик и технологий обучения, внимании к личностному социальному развитию обучающихся. Особое внимание в развитии педагогических способностей педагогов начальных классов нужно уделять формированию социально-педагогических компетенций, таких как культурные, коммуникативные, межличностные, эмоционально-волевые и др.

Последовательные этапы и условия, которые способствуют развитию акме-ологических способностей и повышению эффективности образовательного процесса:

- анализ своей профессиональной деятельности - на этом этапе педагоги начальных классов должны проанализировать свою профессиональную деятельность, определить недостатки и сильные стороны;

- изучение литературы по акмеологии - педагогам начальных классов необходимо изучать литературу по акмеологии, чтобы понимать, какие особенности необходимы для успешной профессиональной деятельности;

Библиографический список

- создание плана самообразования - на основе анализа своей деятельности и изучения литературы педагоги начальных классов должны разработать план самообразования и систематически повышать свой профессиональный уровень;

- создание условий для активной деятельности обучающихся, стимулирование их интереса к образованию, самообразованию, изучению учебных материалов;

- развитие критического мышления и самооценки обучающихся, что позволяет им анализировать свои успехи и ошибки;

- применение различных методов обучения, которые стимулируют умственную активность обучающихся, таких как проблемное обучение, проектное обучение, игровые методы и т. д.;

- обеспечение доступности информации и ресурсов для обучающихся в любое время и в любом месте;

- систематический мониторинг и анализ процесса обучения и достижений обучающихся, что позволяет корректировать учебный план, стратегии обучения;

- упор на развитие социально-психологических компетенций обучающихся, таких как коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, лидерство и т. д.;

- развитие личностной самореализации обучающихся и стимулирование их мотивации к достижению высоких результатов.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что оптимизация процесса развития педагогических способностей требует комплексного подхода и учета всех акмеологических факторов, которые могут влиять на профессиональный рост педагога. Развитие личностных и педагогических способностей педагогов начальных классов является важным условием обеспечения высокого уровня образования в начальной школе.

1. Верниенко Л.В. Влияние акмеологических факторов на развитие педагогических способностей учителей начальных классов. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008; № 1: 41-45.

2. Деркач A.A. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста. Акмеология. 2012; № 4 (44): 11-17.

3. Семенов И.Н. Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека. Акмеология. 2009; № 3 (44): 20-22.

4. Скуднова Т.Д. Развитие акмеологической культуры субъектов психолого-педагогического образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013; № 3 (123): 78-82.

5. Шумилова Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании. Челябинск, 2007.

References

1. Vernienko L.V. Vliyanie akmeologicheskih faktorov na razvitie pedagogicheskih sposobnostej uchitelej nachal'nyh klassov. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2008; № 1: 41-45.

2. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovaniya i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitiya konkurentosposobnogo specialists. Akmeologiya. 2012; № 4 (44): 11-17.

3. Semenov I.N. Refleksivno-akmeologicheskie problemy razvitiya tvorcheskogo potenciala cheloveka. Akmeologiya. 2009; № 3 (44): 20-22.

4. Skudnova T.D. Razvitie akmeologicheskoj kul'tury sub'ektov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2013; № 3 (123): 78-82.

5. Shumilova E.A. Teoreticheskie aspekiy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti v vysshem professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Chelyabinsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.09.23

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow, Russia); senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: englevel-1@mail.ru

DIGITAL TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE MEANS OF MOTIVATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The paper studies digital technologies as an effective motivation means in the foreign language training course of persons mastering educational programs in the military universities in Russia. The researcher assesses the state of the Russian educational system corresponding segment. It is proved that the consideration of ICT in this capacity is necessary for its further improvement. The specifics of the military university cadets educational motivation are considered. The work investigates the most significant organizational and pedagogical conditions, the observance of which can contribute to its rational formation. The article reveals ways of using ICT in organizing a digital educational space - one of the main conditions for the students' motivation development, including during their foreign language training.

Key words: higher education, higher military education, modernization of system of higher military education, foreign language in non-linguistic university, digitalization of education, educational motivation of cadets

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ»,

г. Москва, доц. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Изучается процесс использования цифровых технологий как эффективного средства мотивации в ходе иноязычной подготовки лиц, осваивающих образовательные программы в пространстве военных вузов, действующих на территории Российской Федерации. Перед этим оценивается состояние соответствующего сегмента отечественной образовательной системы. Доказывается, что рассмотрение ИКТ в данном качестве является необходимым для его дальнейшего совершенствования. Рассмотрена специфика учебной мотивации курсантов военного вуза. Исследованы наиболее значимые организацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.