Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное выгорание / студенты / переутомление / burnout syndrome / students / overwork

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.Г. Чухрова, Т.А. Филь

Целью исследования было изучение особенностей проявления эмоционального выгорания у студенческой молодежи, будущих психологов. В исследовании приняли участие студенты 1–3 курсов университетов города Новосибирска, изучающих психологию, 134 человека, прошедших анкетирование, 104 девушки в возрасте от 18 до 21 года и 30 юношей в возрасте от 18 до 22 лет. Применялась авторская анкета для анализа субъективного восприятия данного синдрома и общепринятый тест В.В. Бойко. В статье представлен анализ опроса студентов, который показал, что применительно к студенческой молодежи существование данного синдрома проблематично. Синдром эмоционального выгорания как патопсихологическое состояние у студентов имеет свою специфику и представляет собой банальное переутомление, неспособность справиться с учебной нагрузкой из-за нерационального режима дня. В заключение указывается на необходимость усиления внимания в плане организации режима учебы и отдыха у студентов, особенно на первых трех курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М.Г. Чухрова, Т.А. Филь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS

The objective of the study is features of manifestation of emotional burnout among students, future psychologists. The study involved students of 1-3 courses of Novosibirsk universities studying psychology, 134 people who passed the questionnaire, 104 girls aged 18 to 21 years and 30 boys aged 18 to 22 years. The researchers’ questionnaire is used to analyze the subjective perception of this syndrome, and the generally accepted test by V.V. Boyko. The article presents an analysis of the survey of students, which shows that the existence of this syndrome is problematic for students. The syndrome of emotional burnout, as a patho-psychological condition, has its own specifics for students, and is a banal overwork, inability to cope with the academic load, due to an irrational daily routine. In conclusion, it is pointed out that there is a need to increase attention in terms of organizing the study and rest regime of students, especially in the first three courses.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

педагогики. Проведенное исследование демонстрирует наличие в ежедневной педагогической деятельности состояния сложного выбора, в котором оказывается педагог Философский же анализ проблемы позволяет педагогу выйти за рамки только профессионального взгляда на состояние дел и взглянуть на нее с мировоззренческой точки зрения. Полагаем, что подобное расширение проблемного поля позволит по-новому сформулировать проблему, и ее решение будет связано с мобилизацией всего внутреннего потенциала педагога. Неформальное и творческое отношение к своему труду возможно при условии, если человек четко осознает цели и задачи, стоящие перед ним. В ситуации доминирования релятивистского взгляда на профессиональную деятельность крайне сложно именно в мировоззренческом плане добросовестно выполнять свою работу. Двойные стандарты, как известно, никогда не способствовали повышению эффективности труда. Поэтому философский анализ и некоторые выводы, сделанные в данном исследовании, на наш взгляд, могут помочь пониманию природы внутренних противоречий и поиску выхода из сложившейся ситуации. Конечно, выработать единый универсальный алгоритм решения данной проблемы невозможно, каждый, попадая в подобную ситуацию, должен на основе самостоятельного критического мышления сделать свой выбор.

В качестве заключения можно сделать следующие выводы:

Во-первых, система образования играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения, а потому необходимо тщательно подходить к выбору основных форм организации образования. Наличие в педагогической среде различных моделей образования имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае речь идет об открытой дискуссии, здоровой конкуренции между различными педагогическими теориями. Во втором - о противоречиях между теоретическими моделями образования и конкретной педагогической практикой, в которой основные требования доминирующей гносеологической парадигмы оказываются формальными декларациями, а потому невыполнимыми. Кроме того, вызывает неприятие педагогической среды все увеличивающийся объем бумажных и электронных отчетов, который зачастую по затраченному времени перевешивает реальную работу с учащимися в аудитории.

Во-вторых, трудности выбора в современной системе образования связаны в большей степени с необходимостью самостоятельного философского осмысления педагогами происходящих в их профессиональной среде процессов. Есть выражение, что если человек не занимается политикой, то политика займется им.

Библиографический список

Полагаем, что уместно будет перефразировать его: если педагог в силу своей занятости не занимается философией, то философия займется им. Так или иначе дилемма, перед которой стоит педагог, имеет отношение в первую очередь к мировоззренческим вопросам, а в широком смысле - к философским основаниям педагогической деятельности.

В-третьих, принцип релятивизма в образовании указывает на недостаточность внутреннего потенциала педагога для самостоятельного выбора между альтернативами. Суть педагогического релятивизма заключается в том, что нередко, провозглашая инновационные установки в образовании, педагог на самом деле, то есть в аудитории, в ежедневной практике руководствуется прежними педагогическими технологиями, которые, по его мнению, наиболее соответствуют решению задачи по социализации подрастающего поколения. В различных отчетах и рабочих программах прописываются новые технологические приемы, тогда как в действительности педагог ими не руководствуется. В такой ситуации, конечно, страдает вся система образования, нацеленная на решение важных социальных задач, в ней явно или неявно просматривается несоответствие между словом и делом. Очевидно, что такая ситуация есть показатель необходимости переосмысления места и роли образования в обществе, его методологических принципов и оснований.

Дальнейшее исследование темы может быть связано с философским анализом других мировоззренческих коллизий, с которыми педагог сталкивается в своей ежедневной практике. Метафизические проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности, выступают своеобразными показателями зрелости педагога, который понимает, что конкретные задачи, которые он решает, в конечном итоге тесно связаны со сложными мировоззренческими вопросами, на которые не всегда можно найти готовые ответы. В дальнейшем, используя методологический арсенал философии, возможно проведение анализа последствий мировоззренческого релятивизма и способов его преодоления. Правильный настрой и ясное понимание конечных результатов своего труда - это необходимое условие педагогической деятельности. Не менее важным, на наш взгляд, является проблема, связанная с причинами, порождающими так называемый интеллектуальный релятивизм в определении К. Поппера. В этой связи дальнейшее исследование темы релятивизма в образовании может быть связано с расширением проблемного поля и сосредоточением внимания на сущности интеллектуального релятивизма как кризисного явления в духовной жизни человека.

1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Москва: Феникс, 1992.

2. Мамардашвили М. Философские чтения. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002.

3. Уайтхед А. Приключения идей. Москва: Прогресс, 1990.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.

5. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

6. Гадамер Г Истина и метод. Москва: Прогресс, 1988.

7. Кант И. Критика чистого разума. Москва: Мысль, 1994.

8. Кениспаев Ж.К., Серова Н.С., Фалеева Н.В. Идеология образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 113-115. References

1. Popper K. Otkrytoe obschestvo i ego vragi. Moskva: Feniks, 1992.

2. Mamardashvili M. Filosofskie chteniya. Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika, 2002.

3. Uajthed A. Priklyucheniya idej. Moskva: Progress, 1990.

4. Shpengler O. Zakat Evropy. Novosibirsk: Nauka, 1993.

5. Shtirner M. Edinstvennyjiegosobstvennost'. Har'kov: Osnova, 1994.

6. Gadamer G. Istina imetod. Moskva: Progress, 1988.

7. Kant I. Kritika chistogo razuma. Moskva: Mysl', 1994.

8. Kenispaev Zh.K., Serova N.S., Faleeva N.V. Ideologiya obrazovaniya. Mir nauki, ku'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 113-115.

Статья поступила в редакцию 14.09.23

УДК 378.37.032

Chukhrova M.G., MD, Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University; Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru, ORCID: 0000-0001-5389-5897

Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: t.a._fil@mail.ru

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS. The objective of the study is features of manifestation of emotional burnout among students, future psychologists. The study involved students of 1-3 courses of Novosibirsk universities studying psychology, 134 people who passed the questionnaire, 104 girls aged 18 to 21 years and 30 boys aged 18 to 22 years. The researchers' questionnaire is used to analyze the subjective perception of this syndrome, and the generally accepted test by V.V. Boyko. The article presents an analysis of the survey of students, which shows that the existence of this syndrome is problematic for students. The syndrome of emotional burnout, as a pathopsychological condition, has its own specifics for students, and is a banal overwork, inability to cope with the academic load, due to an irrational daily routine. In conclusion, it is pointed out that there is a need to increase attention in terms of organizing the study and rest regime of students, especially in the first three courses. Key words: burnout syndrome, students, overwork

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, Е-mail: t.a._fil@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Целью исследования было изучение особенностей проявления эмоционального выгорания у студенческой молодежи, будущих психологов. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов университетов города Новосибирска, изучающих психологию, 134 человека, прошедших анкетирование, 104 девушки в возрасте от 18 до 21 года и 30 юношей в возрасте от 18 до 22 лет Применялась авторская анкета для анализа субъективного восприятия данного синдрома и общепринятый тест В.В. Бойко. В статье представлен анализ опроса студентов, который показал, что применительно к студенческой молодежи существование данного синдрома проблематично. Синдром эмоционального выгорания как патопсихологическое состояние у студентов имеет свою специфику и представляет собой банальное переутомление, неспособность справиться с учебной нагрузкой из-за нерационального режима дня. В заключение указывается на необходимость усиления внимания в плане организации режима учебы и отдыха у студентов, особенно на первых трех курсах.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, студенты, переутомление

Под эмоциональным выгоранием необходимо понимать не кратковременный кризис, а долгосрочную и глубокую реакцию на неуправляемый стресс, связанный с нравственной и юридической ответственностью при работе с людьми, который вызывает изменение поведения, самоотношения, восприятия мира и сопровождается депрессивными переживаниями [1, с. 39]. Студенты как наиболее активная часть молодежи, занятая интеллектуальным трудом, по мнению некоторых авторов, подвержена эмоциональному выгоранию, что мешает учебе, вызывает разочарование в профессии и ощущение безнадежности, провоцирует потребление психоактивных веществ [2-6]. Согласно исследованиям Н.А. Огне-рубова, Е.Б. Карповой [5], развитие эмоционального выгорания у студентов имеет свою специфику. От курса к курсу все составляющие процесса развития СЭВ систематически усиливаются. Значительное усиление развития фаз синдрома происходит на третьем курсе, что авторы связывают с усилением влияния факторов, обеспечивающих переход студента из области обучения в профессиональную сферу Наибольшее развитие с точки зрения интенсивности приобретает «резистентность» - фаза, способствующая наибольшей затрате энергетических, эмоциональных ресурсов студента. Примечательно, что степень подверженности эмоциональному выгоранию имеет различие в зависимости от направления обучения. В большей степени подвержены выгоранию студенты, обучающиеся по медицинскому направлению [5; 6], в средней степени - студенты гуманитарных направлений [4], в меньшей степени студенты, обучающиеся по техническим специальностям [3]. Авторы считают неоспоримым, что, так или иначе, все студенты могут сталкиваться с развитием эмоционального выгорания, и тенденция его развития планомерно увеличивается к старшим курсам [5; 6]. Вместе с тем наблюдения показывают, что в процессе адаптации студентов к обучению в вузе могут нарастать явления переутомления и дезадаптации вследствие чрезмерных нагрузок [2], что не имеет отношения к СЭВ. Вопрос о реальности СЭВ у студентов вузов, особенно в медицинской и гуманитарной сферах, порождает сомнения в правильности выбранной специальности, поскольку работа в системе «человек - человек» требует эмоциональной включенности. А также возникает вопрос о профилактике этого состояния у студентов, если оно реально существует

Цель исследования: изучение особенностей проявления эмоционального выгорания у студенческой молодежи.

В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов университетов города Новосибирска, изучающих психологию, 134 человека, прошедших анкетирование, 104 девушки в возрасте от 18 до 21 года (средний возраст 19,4 лет) и 30 юношей в возрасте от 18 до 22 лет (средний возраст 20,3). Исходное состояние здоровья испытуемых на момент проведения исследования находилось в пределах нормы. Тестирование проводилось в первой половине дня. Предварительно студенты получили дополнительную информацию об изучаемом явлении. Для выявления мнения студентов о распространённости, причинах, проявлениях эмоционального выгорания у студентов была составлена анкета из 7 открытых вопросов, по которой в дальнейшем было произведен анализ (вопросы будут транслироваться ниже). Респонденты отвечали на вопросы в свободной форме. Для диагностики уровня развития синдрома эмоционального выгорания в общепринятом значении использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, которая учитывает фазы «напряжения», «резистен-ции» или «истощения» (оценка от 0 до 120 баллов). Оценка до 36 характеризует несформированность фазы, оценка 37-60 баллов - формирующуюся фазу, а оценка 61 балл характеризует сформировавшаюся фазу. Полученные данные были обработаны при использовании программы SPSS Statistics 17.0.

Научная новизна: синдром эмоционального выгорания как патопсихологическое состояние у студентов имеет свою специфику и представляет собой банальное переутомление, неспособность справиться с учебной нагрузкой из-за нерационального режима дня.

Теоретическая значимость: показано, что применительно к студенческой молодежи существование данного синдрома проблематично. Необходимо разграничивать понятия эмоционального выгорания и переутомления.

Практическая значимость: проведенное исследование указывает на необходимость усиления внимания в плане организации режима учебы и отдыха у студентов, особенно на первых трех курсах.

Анкетирование студентов осуществлялось в виде беседы. На первый вопрос анкеты («Встречается ли среди студентов эмоциональное выгорание?») получены следующие ответы. Большинство респондентов считают, среди сту-

дентов можно часто встретить эмоциональное выгорание (47%). В меньшей степени респонденты считают, что эмоциональное выгорание встречается среди студентов иногда (41,2%). Меньшее количество отметило «редко» (8,8%). Самое малое количество респондентов считает, что эмоциональное выгорание встречается очень часто (3%). Ноль процентов отметило «никогда». Таким образом, большинство респондентов отмечают частое проявление эмоционального выгорания в студенческой среде.

Второй вопрос («Как проявляется эмоциональное выгорание у студентов?») позволил выявить мнение респондентов относительно проявлений эмоционального выгорания в поведении студентов. Большее количество респондентов отмечают усталость (13,5%). Распространены такие ответы, как апатия (8%), раздражительность, агрессия (6,7%), нет желания что-либо делать (6,7%), отстранённость, отрешённость от учебы (6,7%), прогулы (5,4%). Респонденты отмечают «забивание на всё» (4%), нежелание учиться (4%), лень (4%), невыполнение заданий (2,7%), недовольство собой, разочарование в своих силах, мыслях, целях (2,7%), вялость (2,7%), «нет настроения» (2,7%). Менее распространённые ответы, но от этого не менее интересные для исследования следующие: притупление эмоций, асоциальность, безынициативность, жалобы на то, что преподаватель унижает студента, обида, обесценивание оценок, слёзы, «всё надоедает», тревога, нервные срывы, ненависть к преподавателям, ненависть к себе, опустошённость, страх отчисления (все перечисленные ответы по 1,3%).

Таким образом, респонденты считают, что эмоциональное выгорание проявляется в явлениях утомления, потери интереса к деятельности, пропусках занятий, дезорганизации и дезориентировки студента в своей деятельности, при этом выявляется обида на преподавателей.

Третий вопрос («Каковы, по Вашему мнению, причины эмоционального выгорания у студентов?») был направлен на выявление мнения касательно причин эмоционального выгорания. Ключевым фактором большинство респондентов отмечают загруженность, чрезмерную нагрузку на студента (13,8%). Распространены такие ответы, как сложности в обучении (10%), неумение распределять время (7%), много требований, обязанностей (7%), откладывание заданий до последнего (5%), недостаток времени (5%), усталость (5%), конфликты с преподавателями (4,7%), откладывание на потом (4,7%), большое количество домашних заданий (4,7%). Менее распространены такие ответы, как переоценка своих сил (3,2%) нежелание обучаться по выбранной специальности (3,2%), неумение планировать свое время (3,2%), неудовлетворённость образовательным процессом (3,2%), всё надоедает (3,2%), нет интереса к окружающему (3,2%), сложные отношения с одногруппниками, нет общего (3,2%). Наименее распространённые ответы следующие: напряжённая обстановка в вузе, переутомление, студента не оценивают по достоинству, невозможность участвовать в жизни университета, стрессовые ситуации, игнорирование студентом своих эмоций, необходимость держать всё в себе, не высказывать свои потребности, сильный стресс, информационная перегрузка, слишком много на себя берут, потеря интереса к обучению, сложность учебной программы, ответственность, тревожность. Не видят себя в будущем, работающего по специальности. Недосып, негативное влияние мнения окружающих, возрастные особенности (гормоны, влюблённость), нежелание решать проблемы с учёбой. Травля со стороны близких людей, одногруппников. Нет желания быть активным, участвовать в чём-либо. Необходимость общаться с неприятными людьми (каждый ответ по 1,7%).

В представленных ответах можно заметить неумение организовать свое время, зависимость от мнения окружающих, недостаточное осознание сущности выбранной профессии и разочарование в ней, в связи с чем учеба воспринимается слишком сложной, требования - чрезмерными, что порождает прокрастина-цию и даже отказ от деятельности вообще.

Четвёртый вопрос («В чем причина того, что некоторые студенты не справляются с учебной нагрузкой?») был направлен на выявление причин сильного напряжения в учёбе у студентов. Многие респонденты назвали слишком большую загруженность и обязанности (21,3%). Распространены следующие ответы: неумение распределять время (7%), много требований (7%), много домашних заданий (4,7%), откладывание на потом (4,7%), конфликты с преподавателями (4,7%). К наименее распространённым ответам относятся следующие: отсутствие распорядка сна и бодрствования, необходимость заниматься неинтересной деятельностью, неуверенность в своих силах, проблемы в усвоении знаний, непонимание изучаемого, борьба с нежеланием выполнять задания, неумение

расставлять приоритеты, большая нагрузка по некоторым предметам. Не справляются с учёбой, недостаток свободного времени, курсовые и рефераты, зачёты и сессия, «хвосты» - учебные долги, комплексы. Слабая школьная база, отсутствие поддержки со стороны родителей, короткие сроки на сложные задания, много пар. Преподаватели, которым «всё равно» на студентов. Проблемы в семье (все ответы по 2,3%).

Большинство респондентов связывают напряжение в учебной деятельности с большой нагрузкой, чрезмерными требованиями, недостатком времени и неумением его планировать, конфликтами с преподавателями, большим количеством заданий на дом.

Пятый вопрос был направлен на определение причин выбора студентами направления обучения, не соответствующего их интересам. Большинство респондентов назвали давление родителей (42%). Распространены такие ответы, как нехватка средств оплаты на выбранное направление (10,4%), плохая подготовка к ЕГЭ, не проходят по баллам (8,8%), нужно поступить куда-нибудь, получить образование (7,4%). Неорганизованность в принятии решений, понимании своих желаний, сами не определились (7,4%). Менее распространённые ответы следующие: поступают, куда смогли (3%), не знают профессий, на которые учатся (3%). К наименее распространённым ответам относятся следующие (все по 1,5%): востребованность профессии, неправильный выбор, нежелание идти в армию, отсутствие бюджетных мест, сбитые ориентиры, иллюзия перспективности профессии, стадное чувство, ложное представление о своих желаниях. Необдуманность в силу возраста, близкое расположение к дому, желание научиться новому.

Шестой вопрос («Как, по Вашему мнению, можно снизить риск эмоционального выгорания у студентов?») позволил определить способы, которыми, по мнению респондентов, образовательное учреждение может помочь снизить эмоциональное выгорание студентов. Наиболее распространённым ответом оказался снизить нагрузку на студента (15,26%). Распространённые ответы: проводить тренинги для студентов (6,5%), проводить лекции, мероприятия, посвящённые профилактике эмоционального выгорания (4,4%), организовать центры разгрузки (4,4%), специальная подготовка преподавателей (4,4%), систематизировать подход к образованию, исключить формализм в подаче материала (4%). Менее распространённые ответы: стать для студента другом, а не врагом. Давать задания из предпочтений студента. Не пугать отчислениями. Ввести строгую бальную систему, оговариваемую и работающую с начала семестра. Исключить попустительский подход. Обговорить условия обучения, зачёта, экзамена в начале семестра. Прислушиваться к студентам. Пересмотреть преподавательский материал. Специальная подготовка преподавателей. Пересмотреть структуру учебной программы. Проводить тъюторское сопровождение первокурсников с привлечением старшекурсников. Профессиональное тестирование студента с выяснением его возможностей. Больше времени уделять интересам студентов. Убрать рефераты и курсовые. Стараться уделять внимание конкретному студенту. Составлять расписание, учитывая возрастные особенности. Терпение к непонимающему студенту. Объяснять не поверхностно, а более подробно. Тренинги по тайм-менеджменту. Настроение преподавателя не должно влиять на оценку. Исключение напряжения между преподавателем и студентом. Тёплая атмосфера в вузе. Не заставлять делать то, чего не хочется. Работа психолога в учреждении. Поменять расписание. Не отбивать желание учиться. Преподаватель должен найти общий язык со студентом (все ответы по 2,18%).

Респонденты в большей степени считают «виноватыми» в эмоциональном выгорании студентов преподавателей, большую нагрузку и просят рассмотреть возможность проведения тренингов, профилактических мероприятий, организации центров разгрузки, пересмотра учебной программы в сторону облегчения, подготовки преподавателей и пересмотра их преподавательского материала.

Седьмой вопрос был направлен на выявление способов снижения эмоционального выгорания самим студентом, по мнению респондентов. Наиболее распространёнными ответами были следующие: больше отдыхать (14%), хобби (6%), поиск новых увлечений, интересов (6%), не затягивать с учёбой (4,7%), смена сферы деятельности (4,7%) выспаться, выровнять режим сна (4,7%), спорт (3%), заниматься любимым делом, помимо учёбы (3%), сбалансировать деятельность и отдых (3%), проявлять инициативу (3%), способ, который знает сам студент (3%), работа с психологом (3%). Менее распространённые ответы (все по 1,5%) следующие: не зацикливаться только на учёбе. Отвлечься. Гулять. Поесть. Медитация. Делать дела постепенно. Оценивать свои силы. Больше читать. Отслеживать свои чувства в процессе обучения. Разумнее подходить к выбору профессии и вуза. Успешно учиться. Режим питания. Музыка. Спокойствие. Бороться с ленью. Осознанный тайм-менеджмент. Полюбить себя. Полюбить своё окружение. Перестать остро реагировать на мелочи. Сидеть дома. Начать саморазвиваться. Не быть вспыльчивым.

Таким образом, опрос студентов показал, что эмоциональное выгорание в целом воспринимается ими как неспособность справляться с учебной нагрузкой. Большинство респондентов отмечают недостаточное умение распоряжаться своим временем, планировать нагрузку, рационально отдыхать и переключаться, заботиться о своем здоровье и заниматься спортом, высыпаться. Неумение сохранять баланс деятельности и отдыха - основная причина эмоционального выгорания, по мнению студентов.

Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, которая предлагает общепринятую трактовку эмоционального выгорания, показали следующее.

Среднее арифметическое по параметру «фаза напряжения» среди студентов составляет 49,06, что относится к категории «фаза в стадии формирования». Данный результат демонстрирует, что испытуемые студенты в большей степени имеют формирующееся напряжение, предвестника возникновения эмоционального выгорания. Первый симптом, относящийся к фазе напряжения, - переживание обстоятельств имеет среднее арифметическое 10,53, что говорит о начальной стадии его складывания. Испытуемые в среднем постепенно начинают рассматривать стрессовые факторы со стороны деятельности как необратимые, неизбежные, но данный симптом ещё не является для них неразрешимым. Второй симптом фазы напряжения - неудовлетворение собой (среднее арифметическое 10,53) относится к стадии складывания. Студенты в среднем могут испытывать неудовлетворение своим направлением обучения, своей личностью, своим статусом студента, но не замыкаются на себе и травмирующих факторах. Третий симптом - «загнанность в клетку» (среднее арифметическое 10,53) -начальная стадия формирования симптома. Испытуемые ощущают давление обстоятельств, испытывают интеллектуально-эмоциональные трудности, но данный симптом не сформирован как устойчивое проявление. Четвёртый симптом - тревога, депрессия (среднее арифметическое 15,67) - находится между стадией складывания и уже сформированного симптома, ближе к последнему. Испытуемые переживают личностную и ситуативную тревогу, испытывают разочарование в себе, своём направлении обучения, университете. Данный симптом является крайним пиком напряжения и формирования тревожности при развитии эмоционального выгорания.

Среднее арифметическое по параметру «фаза резистентности» - 50,47, что уже характеризует стадию формирования фазы. Студенты в среднем имеют нарастающее тревожное напряжение и проявляют борьбу, психологическую защиту от травмирующих стрессовых факторов. Первый симптом фазы резистентности - неадекватное реагирование (среднее арифметическое 16,73), что относится к категории «сложившийся симптом». Большинство студентов проявляют сформировавшуюся эмоциональную чёрствость, равнодушие, неучтивость, неадекватную экономию на эмоциональных проявлениях. Второй симптом - эмоциональная дезориентация (среднее арифметическое 10,47) - стадия его складывания. Студенты в среднем могут проявлять потребность в самооправдании своего неадекватного реагирования, но на данный момент привычка делить людей на достойных и недостойных, оправдывать свою циничность по отношению к партнёрам по обучению у студентов находится в стадии формирования. Третий симптом - расширение сферы экономии эмоций (среднее арифметическое 10,47) - относится к стадии его складывания. Начинают притупляться эмоции в отношениях с близкими и другими людьми вне сферы обучения, но данный тип реагирования не укрепился как постоянный. Четвёртый симптом - редукция профессиональных обязанностей (среднее арифметическое 12,8) - относится к стадии его складывания. Студенты начинают попустительски относиться к учёбе, выполнять задания «спустя рукава», упрощать деятельность с целью экономии ресурсов.

Параметр «фаза истощения» имеет среднее арифметическое - 52,06, что относится к стадии формирования фазы. Среди обследуемых встречается больше всего студентов со сформированной фазой истощения. Сравнение среднего арифметического фаз эмоционального выгорания представлено на рис. 1. Лич-

Среднее арифметическое уровня формирования фаз развития эмоционального выгорания у студентов

52,5

52,06

50,47

49,06

1

Фаза напряжения Фан резиденции Фаза истощения

1 Среднее арифметическое

Рис. 1. Уровни формирования фаз развития эмоционального выгорания уст удентов.

ности проявляют явно эмоциональное выгорание, ослабевает энергетический тонус, ухудшается состояние нервной системы. Первый симптом данной фазы -эмоциональный дефицит (среднее арифметическое 11,6) - относится к стадии складывания. Студенты могут проявлять резкость, грубость, плаксивость, обидчивость и неспособность получать эмоциональный отклик от учебной деятельности. Второй симптом - эмоциональная отстранённость (среднее арифметическое 14,67) относится к стадии его складывания. Большинство студентов начинают исключать эмоции из процесса обучения профессиональной деятельности. Третий симптом стадии истощения - личностная отстранённость (среднее арифметическое 12,27) - относится к стадии его формирования. Студенты в среднем начинают терять интерес к направлению обучения, обесценивают значимость своего образования, утверждают, что их будущая профессия неинтересна. Четвёртый симптом - психосоматические нарушения (среднее арифметическое 13,53) - сигнализирует о стадии его начального формирования у студентов. Большинство испытуемых начинают испытывать негативные проявления на уровне физического и психического состояния своего здоровья.

Все значения фаз эмоционального выгорания находятся в стадии формирования. Наибольшее значение имеет фаза истощения, в меньшей мере сформирована фаза резистенции и самая малая, по сравнению с другими, первичная - фаза напряжения. Данные результаты позволяют говорить о том, что студенты проявляют симптомы синдрома эмоционального напряжения, но при этом патологические модели поведения и защиты не успели зафиксироваться в их личности, что указывает на отсутствие собственно эмоционального выгорания.

Библиографический список

Исследование показало, что развитие СЭВ у студентов имеет свою специфику, которую трудно дифференцировать от банального переутомления в связи с тем, что студенческая жизнь наполнена, помимо учебы, другими видами активностей. Неслучайно в своих ответах студенты часто упоминают необходимость дополнительного свободного времени, которое позволило бы им использовать время по своему усмотрению. По результатам опроса студентов, эмоциональное выгорание - это защитная реакция психики на длительное воздействие перенапряжения, вызывающего эмоциональное, когнитивное, социальное, физиологическое истощение, что проявляется в виде отстранённости, экономии ресурсов. У большинства студентов фазы и симптомы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, наблюдаются проявления синдрома, отмечаются состояния, сигнализирующие о сниженной работоспособности.

Студенты выделяют у себя широкий спектр причин возникновения эмоционального выгорания, отмечая ведущую роль учебных перегрузок, нехватки времени, откладывания дел «на потом». Как основной способ самопомощи рассматривают большее посвящение внимания разноплановому отдыху и своему здоровью. Роль и помощь со стороны университета в основном рассматривают в виде тренингов, комнат психологической разгрузки, мероприятий, лекций, направленных на профилактику, работы психолога в учреждении.

Полученные результаты свидетельствуют, что говорить о синдроме эмоционального выгорания применительно к студенческой молодежи не совсем правомерно, поскольку то, что мы наблюдаем, - это банальное переутомление, хроническое перенапряжение, которое точнее можно было бы назвать синдромом выгоревших, исчерпанных, растраченных ресурсов.

1. Пронин С.В., Чухрова М.Г., Егорова Л.С. Психосоматика в клинической практике: монография. Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2019.

2. Алгаев А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 377-378.

3. Кустова В.В. Проблемы психологического здоровья студентов, обучающихся на заочном отделении транспортного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 46-48.

4. Нагорняк Ю.Г, Канакина Т.А., Фокин В.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов фармацевтического факультета. Здравоохранение Российской Федерации. 2018; № 62(5): 254-258.

5. Огнерубов Н.А., Карпова Е.Б. Синдром эмоционального выгорания у врачей и студентов медицинских вузов. Вестник ТГУ. 2017; Т. 22, Ввпуск 1: 221-231.

6. Фишман Б.Е., Гольцова Н.В. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. 2014. Available at: https://api.semanticscholar.org/Corpus ID:141918890

References

1. Pronin S.V., Chuhrova M.G., Egorova L.S. Psihosomatika vklinicheskojpraktike: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «Nemo Press», 2019.

2. Algaev A.N. Trudnosti adaptacii studentov k obucheniyu v vuze. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 377-378.

3. Kustova V.V. Problemy psihologicheskogo zdorov'ya studentov, obuchayuschihsya na zaochnom otdelenii transportnogo vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 46-48.

4. Nagornyak Yu.G., Kanakina T.A., Fokin V.A. Issledovanie sindroma 'emocional'nogo vygoraniya u studentov farmacevticheskogo fakul'teta. Zdravoohranenie RossijskojFederacii. 2018; № 62(5): 254-258.

5. Ognerubov N.A., Karpova E.B. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya u vrachej i studentov medicinskih vuzov. Vestnik TGU. 2017; T. 22, Vvpusk 1: 221-231.

6. Fishman B.E., Gol'cova N.V. Real'nost' 'emocional'nogo vygoraniya u studentov medicinskogo kolledzha. 2014. Available at: https://api.semanticscholar.org/Corpus ID:141918890

Статья поступила в редакцию 11.09.23

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER. The problem of professionalism of the teacher's personality in modern conditions is becoming particularly relevant. The professionalism of the teacher's personality is largely due to objective and subjective determinants of development. Ignorance of these determinants leads to the construction of an inadequate strategy for the development of professionalism of the teacher's personality, which can lead to both psychological and physiological overloads of the teacher himself, and to the unilateral development of the student's personality. In modern society, the concept of acmeology is becoming increasingly important, since it is associated with the learning process, the development and improvement of professional skills. This article discusses the importance of the development of acmeological characteristics of primary school teachers and the factors that influence the development of these abilities.

Key words: acmeology, pedagogical skills, acmeological features, primary school teacher, acmeological factors

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проблема профессионализма личности педагога в современных условиях становится особо актуальной. Профессионализм личности педагога во многом обусловлен объективными и субъективными детерминантами развития. Незнание этих детерминант ведет к построению неадекватной стратегии развития профессионализма личности педагога, что может привести как к психолого-физиологическим перегрузкам самого педагога, так и к одностороннему развитию личности обучающегося. В современном обществе понятие акмеологии становится все более важным, поскольку оно связано с процессом обучения, развитием и совершенствованием профессиональных навыков. В данной статье рассматривается важность развития акмеологических особенностей педагогов начальных классов и факторы, которые влияют на развитие этих способностей.

Ключевые слова: акмеология, педагогические навыки, акмеологические особенности, педагог начальных классов, акмеологические факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.