Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ'

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова М.Р., Гайдарова Д.С., Пичугина Н.Н.

В статье представлены результаты изучения возможного развития одного из видов личностных деформаций - синдрома "эмоционального выгорания". Проанализированы особенности развития синдрома "эмоционального выгорания" у студентов--медиков разных курсов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова М.Р., Гайдарова Д.С., Пичугина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF EMOTIONAL COMBUSTION IN STUDENTS-MEDICINE IN THE PROCESS OF THEIR LEARNING

The article presents the results of studying the possible development of one of the types of personal deformations - the syndrome of "emotional burnout". The peculiarities of the syndrome of "emotional burnout" in medical students of different training courses are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 613.867-614.23

Александрова М.Р. студент 3 курса Гайдарова Д.С. студент 3 курса СГМУ им. В.И. Разумовского Пичугина Н.Н., к.м.н.

доцент

кафедра общей гигиены и экологии Россия, г. Саратов ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: психогигиена, синдром "эмоционального выгорания";

Аннотация: В статье представлены результаты изучения возможного развития одного из видов личностных деформаций - синдрома "эмоционального выгорания". Проанализированы особенности развития синдрома "эмоционального выгорания"у студентов--медиковразных курсов обучения.

Alexandrova M.R. Gaydarova D.S.

3rd year students of SSMU Pichugina N.N. Candidate of Medical Sciences Associate Professor of the Department of General Hygiene and Ecology

Saratov, Russia

ESTIMATION OF EMOTIONAL COMBUSTION IN STUDENTS-MEDICINE IN THE PROCESS OF THEIR LEARNING

Key words: psychohygiene, syndrome of "emotional burnout";

Abstract: The article presents the results of studying the possible development of one of the types of personal deformations - the syndrome of "emotional burnout". The peculiarities of the syndrome of "emotional burnout" in medical students of different training courses are analyzed.

Профессиональную деятельность врачей сопровождает постоянное психоэмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за жизнь и здоровье пациентов, необходимостью сохранения работоспособности при круглосуточной работе или в экстремальных условиях. Как следствие, возможно развитие профессиональных личностных деформаций, и формирование синдрома эмоционального выгорания. При этом необходимо отметить, что впервые с вышеперечисленными стрессорными факторами работы студенты медицинского вуза начинают сталкиваться именно в процессе обучения, ввиду специфики профессии. При этом период обучения будущего врача конкретной специальности занимает в среднем от 6 до 8 лет, что также способно повлиять на появление

эмоционального выгорания еще в процессе обучения.

Термин «эмоциональное выгорание» впервые был применен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Согласно современным данным под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях. К основным проявлениям «синдрома эмоционального выгорания» можно отнести эмоциональные срывы, ощущение чувства беспомощности и безнадёжности, упадок настроения, притупление чувств и переживаний. Синдром носит постепенный характер и состоит из трех последовательных стадий: I стадия («напряжение») -приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств, тревожность и депрессия; II стадия («резистенция») проявляется раздражительностью, неприязнью и озлобленностью по отношению к коллегам, редукцией профессиональных обязанностей; III стадия («истощение») - утрата профессиональных ценностей, личная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. Кроме эмоциональных проявлений также имеют место физические характеристики - постоянное чувство усталости, сниженный энергетический тонус, упадок сил, снижение работоспособности. Синдром эмоционального выгорания может распространяться на людей разного возраста и разного опыта работы. Нередко с этим состоянием сталкиваются и студенты в процессе освоения определенной профессии.

Целью нашего исследования стало выявление признаков эмоционального выгорания у студентов в процессе их обучения в медицинском вузе.

В основу исследования были положены результаты опроса студентов Саратовского ГМУ им.В.И.Разумовского 1-го, 3-го и 6-го курсов обучения. Оценку проводили, используя опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, содержащий 84 вопроса.

По результатам проведенного опроса студентов-первокурсников было установлено, что первая фаза напряжения с характерными для нее признаками (симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», симптом «неудовлетворенности собой», симптом «загнанности в клетку») отсутствует. Были отмечены начальные признаки симптома «тревоги и депрессии» у 85% опрошенных, но только в условиях учебной деятельности с особо осложненными обстоятельствами (период сессии). При этом данное явления можно рассматривать как средство психологической защиты. Фаза резистенции и фаза истощения у студентов начальных курсов не сформированы.

У большей части (у 60%) студентов третьего года обучения фаза напряжения находится на стадии формирования. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» сложился у 95% опрошенных. Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов учебной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений

«выгорания». Чувство неудовлетворенности учёбой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Фаза резистенции у большинства (75%) обучающихся третьего курса сформировалась. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», Симптом «расширения сферы экономии эмоций» - сложившиеся фазы у 90% респондентов. Фаза истощения находится на стадии формирования у 45% опрошенных. Он характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Симптом «эмоционального дефицита» не сформирован.

При оценке результатов тестирования студентов-старшекурсников было выявлено, что фаза напряжения отсутствует. При этом необходимо отметить, что симптом «тревоги и депрессии» присутствует у 65% опрошенных. Фаза резистенции у шестого курса находится в стадии формирования. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» у большинства респондентов сложился. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», симптом «расширения сферы экономии эмоций» - складывающиеся фазы у 80% опрошенных. Симптом «редукции профессиональных обязанностей» не сформировался. Фаза истощения у шестого курса находится на стадии формирования. Симптом «эмоционального дефицита» сложился у 40% респондентов. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом «эмоционального дефицита». Симптом «эмоциональной отстраненности» отсутствует. Симптом «личностной отстраненности» сложился у 55% опрошенных. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» - складывающийся симптом.

Разные результаты тестирования среди 1, 3 и 6 курса можно связать с характером учебного процесса, с нагрузкой, которую испытывают студенты-медики на различных ступенях обучения в университете. Студенты первокурсники имеют в большей степени учебную нагрузку по «теоретическим» дисциплинам, что имеет сходство с учебным процессом в школе, все фазы эмоционального выгорания у них не сформировались. Студенты 3 курса медицинского университета испытывают самые большие учебные нагрузки, так как именно в данный период изучаются предметы, составляющие основу будущей профессиональной деятельности, учебный день длится около 8 часов, на самостоятельное изучение отводится большой

объём материала. Поэтому на 3 курсе формируются все фазы эмоционального выгорания, снижается стрессоустойчивость. Студентам необходимо научиться сохранять спокойствие, чтобы продолжить успешное обучение в университете. У студентов 6 курса не выявлено напряжения, так как за многолетнее обучение у них выработались механизмы стрессоустойчивости к неблагоприятным ситуациям, которые могут возникать в процессе учёбы и профессиональной деятельности. Шестикурсники умеют регулировать свои эмоции, не принимать близко к сердцу проблемы, с которыми сталкиваются в процессе обучения. Несмотря на это, студентам 6 курса необходимо побороть синдром «эмоционального дефицита», который может помешать в будущей профессии, но, как правило, тревожность по поводу данного симптома не обоснована, так как он пропадает в первые месяцы работы в лечебных учреждениях.

Использованные источники: Абрамова Г.С. Синдром "эмоционального выгорания" у медработников / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц // Психология в медицине. - М.: Кафедра-М., 1998 Асмолов А. Г. «Личность как предмет психологического исследования» М.,

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» Спб., 2005.

Зинченко В.П. «Вклад А.А. Ухтомского в психологическую физиологию. Вопросы психологии». 1995. №5

Л.С. Чутко, Н.В. Козина «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты»

УДК 82-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.