или обобщения материала в определенной сфере знаний. Именно поэтому в данный возрастной период следует уделять особое внимание расширению социально-продуктивных образцов для «подражания» при этом данный процесс должен проходить контролируемо со стороны педагогов-психологов, так как механизм тотального подражания может полностью затормозить развитие индивидуальности в ребенке.
Выводы. Таким образом, феномен индивидуальности представляет собой уникальное сочетание психических особенностей человека, которые качественно отличают его от других индивидов. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, специфике интересов в качествах познавательных процессов, способностях, потребностях, индивидуальном стиле деятельности.
Индивидуальность в младшем школьном возрасте формируется в контексте и взаимосвязи основных сфер личностного развития: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, сфера саморегуляции. Именно поэтому с целью развития индивидуальности в младшем школьном возрасте педагогам-психологам следует уделять особое внимание организации психолого-педагогического сопровождения гармоничного развития всех рассмотренных сфер личностного развития детей младшего школьного возраста со своевременной корректировкой неблагоприятных для развития индивидуальности проблем.
Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г.М. Андреева. - М.: МОДЭК, 2012. - 416 с.
2. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности: монография / Т.Ф. Базылевич. - Москва: Инфра-М, 2018. - 251 с.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: учебное пособие / Е.П. Белинская. - Москва: Академия,
2015. - 304 с.
4. Борисова, Л.Г. Социология личности / Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова. - Новосибирск: Модус, 2012. - 324 с.
5. Гуревич, П.С. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 559 с.
6. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 701 с.
7. Коломиец, В.П. Становление индивидуальности / В.П. Коломиец. - Москва: МГУ, 2013. - 141 с.
8. Коржова, Е.Ю. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.Ю. Коржова. - Санкт-Петербург.: Питер, 2020. - 544 с.
9. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер - Москва: Флинта, Московский социально-психологический институт. 2012. - 280 с.
10. Свиридова, А.Н. Психология индивидуальных различий: учебное пособие / А.Н. Свиридова, Н.В. Басалаева. -Лесосибирск: ЛПИ - филиал СФУ. - 2013. - 92 с.
11. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс,
2016. - 575 с.
12. Шабельников, В.К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система. Формирование быстрой мысли. Социо-биосферная детерминация личности: учебник / В. К. Шабельников. - Москва: Культура: Академический проект, 2013. - 590 с.
13. Шнейдер, Л.Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Юрайт. 2019. - 328 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); студентка Торопова Дарья Андреевна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты теоретического и эмпирического исследования о необходимости внедрения психологических служб с целью эффективного решения психологических запросов студентов, приводящих к формированию/развитию синдрома эмоционального выгорания. Рассмотрены симптомы этого явления, способствующие возможности самостоятельного диагностирования, названы причины и факторы, способствующие его развитию. Исследование показало, что у большинства студентов обнаружены показатели, говорящие о высоком риске эмоционального выгорания и, имеющие тенденцию его к развитию. Также представлены данные опроса студентов о возможных способах разрешения проблемы эмоционального выгорания. Кроме того, в исследовании представлены данные о том, что самостоятельно достаточно сложно молодым людям справляться с жизненными трудностями и есть необходимость обращения к специалисту в своем вузе.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, психологическое консультирование, студенты, обучение. Annotation. The article focuses on the results of theoretical and empirical research on the necessity to provide psychological support services to effectively solve students' psychological issues leading to the formation/development of the emotional burnout syndrome. The symptoms of this phenomenon, enabling self-diagnosis, the reasons and factors contributing to its development are considered. The research has shown that the most part of students have traits, indicating a high risk of emotional burnout and tendency to its development. The results of the survey among students of possible ways to solve the problem of emotional burnout are also presented. Besides, the research provides some data showing that it is rather difficult for young people to manage life difficulties on their own and there is a need to address to a specialist in their university. Key words: burnout syndrome, psychological counseling, students, education.
Введение. Первая психологическая служба в университете появилась в 1977 году в Казанском федеральном университете. Тенденция к открытию подобных служб возникла в современных вузах с середины 90-х. В наши дни кабинеты психологов активно работают в МГИМО, НИУ ВШЭ, МГУ, Казанском ФУ, Южном ФУ, Астраханском ГТУ, Кубанском ГУ и т.д. [6]. Эти службы способствуют психическому и личностному развитию обучающихся, которые соответствуют их индивидуальным особенностям и способностям. Содержание психологической помощи в вузе состоит в
оказании эмоциональной и практической поддержки студенту в трудных ситуациях, которые возникли в процессе учебной деятельности, отношений и кризисов личности. Одним из аспектов данного вида психологической помощи в вузе является в том числе, профилактика эмоционального выгорания. В Краснодарском государственном институте культуры (далее КГИК) на сегодняшний день психологическая служба отсутствует.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, появляющаяся при длительном влиянии среднеинтенсивных стрессоров в учебной или рабочей обстановке. В течение этого процесса происходит потеря когнитивной, эмоциональной и физической энергии, которая проявляется в общей постоянной усталости, эмоциональном истощении, психофизиологическом утомлении, а также снижении удовлетворения от рабочей или учебной деятельности. В настоящее время психологи всё чаще обнаруживают выгорание у студентов, так как учебный процесс связан с перегрузками информацией, сильным волнением из-за сдачи экзаменов, сложностью выбора профессии. А. Пинеса исследовав синдром выгорания, обнаружил его у студентов в возрасте 21-24 лет, а Т. В. Зайчикова выявила, что возраст 17-19 лет подвержен эмоциональному выгоранию, в связи с недостаточной уверенностью в правильности выбранной профессии [2, 4]. Диагностировать эмоциональное выгорание у студентов можно по пяти группам симптомов:
1. Физические: головные боли, недостаток сил, общее ухудшение здоровья, утомляемость, проблемы со сном, быстрая утомляемость [1].
2. Эмоциональные: снижается/исчезает интерес к познанию, апатия, раздражительность, пессимизм, чувство вины. Появляется разочарование собой и окружающими и чувство вины из-за не желания учиться [12].
3. Поведенческие: импульсивность (во время пар возникает желание всё бросить, как можно скорее покинуть аудиторию). У студента снижается физическая активность, появляется безразличие к еде, нестабильное эмоциональное состояние [5].
4. Интеллектуальные: рутинность, потеря интереса ко всему новому, креативности [9].
5. Социальные: общение со сверстниками и друзьями сведено к нулю, отсутствует желание заниматься даже хобби. Человек вместо активной социальной жизни выбирает остаться дома и закрыться в себе [7].
Целью публикации является поиск способов профилактики эмоционального выгорания у студентов вузов.
Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели были опрошены 60 студентов из ВШЭ, МГУ, СПБГУ, МГИМО, КубГТУ, КГИК и т.д. Выборка составила составили 47% мужчин и 53% женщин очной формы обучения [10]. Было выявлено, что среди факторов, способствующих возникновению и развитию эмоционального выгорания респонденты выделили: длительный учебный день и задания, которые не ясно оцениваются; стремление к получению только хороших оценок; недостаточная организация работы с учебным материалом; стремление продолжать получать стипендию (в том числе повышенную); организационный стресс.
Опрос включал в себя информацию о респондентах (пол, возраст, курс), две методики: А. Аппелса «Оценка степени истощенности жизненных сил и угроза депрессии», «Диагностика эмоционального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой [4, 10]. Первая методика направлена на выявление риска стрессовой нагрузки, большого напряжения. Истощение жизненных сил, как правило снижает работу организма; появляются признаки переутомления, постоянной усталости и отсутствия энергии [9]. Вторая методика помогла определить степень выраженности эмоционального выгорания по трём шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений и подсчитать индекс эмоционального выгорания [13, 3]. Дополнительно были включены открытые вопросы, направленные на определение причин выгорания, связанных с учебным процессом.
Представим результаты исследования по тесту А. Аппелса Итак, 23% студентов имеют низкий риск получения стрессовой нагрузки, у них не обнаружено признаков излишнего перенапряжения и практически нет переутомления. Из них 8% студенты первого курса КГИК.
Средний риск наблюдается у 47% опрошенных от общего числа. Среди них 13% студентов КГИК. Такие студенты жалуются на перенапряжение, снижение работоспособности, они чаще других ищут способы восстановления ресурсов. Консультация психолога не обязательна, часто человеку хватает энергии справиться самостоятельно (сон, отдых, медитации, спорт, творчество и т.д.).
Высокий риск истощения жизненных сил определён у 30% от всей выборки (12% студентов КГИК). Первопричина заключается в большой стрессовой нагрузке в течение долгого времени. Эти молодые люди близки к эмоциональному выгоранию, им необходим полноценный отдых и забота о здоровье. Желательно как можно скорее обратиться к психологу, особенно если наблюдается повышенное давление, избыточная масса тела или малоподвижный образ жизни.
Все сказанное выше приводит к выводу, что в особой зоне риска эмоционального выгорания находятся студенты 3 курса, среди которых у 18%/ 10% соответственно обнаружен средний/высокий уровень. Большинство из этих респондентов - студенты КГИК, что подтверждает необходимость предоставления качественной и своевременной психологической помощи. По их мнению, в вузе, начиная со второго курса есть такая потребность.
Результаты исследования симптома эмоционального выгорания по методике MBI - «Maslach Burnout Inventory» или опросник выгорания (в адаптации Н. Е. Водопьяновой [4] представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровни эмоционального выгорания у студентов по шкалам
Субшкала/ Шкальные оценки Низкий уровень, 1 балл Средний уровень, 2 балла Высокий уровень, 3 балла Очень высокий уровень, 5 баллов
Эмоциональное истощение 3,3% 23,3% 61,7% 11,7%
Деперсонализация 3,3% 20% 53,3% 23,3%
Редукция личных достижений 5% 41,7% 33,3% 20%
Анализ данных табл.1 показывает, что по шкале «эмоциональное истощение» у большей половины, а именно 61,7% студентов выявлен высокий, а у 11,7% - очень высокий уровень, что проявляется в невозможности испытывать положительные или отрицательные эмоции, утомление, равнодушие, неудовлетворённость жизнью в целом.
По шкале «деперсонализация» - 53,3% испытуемых показали высокий уровень, а 23,3% показали очень высокий уровень. Это говорит о том, что у опрошенных проявляются эмоциональное отстранение, негативизм по отношению к другим людям и т.д. Характеристика проявляется в уменьшении контактов с окружающими, повышении
раздражительности, безразличном и формальном выполнении обязанностей. В поведении выражается в проявлении сарказма, высокомерия, навешивания ярлыков.
По шкале «редукция личных достижений» у 33,3% опрошенных выявлен высокий, а 20% - показали очень высокий уровень. При таких показателях наблюдается снижение самооценки и, как следствие, возникает чувство вины за негативные чувства, появление ощущения собственной несостоятельности, снижение учебной мотивации. Чем больше баллов по каждой шкале по отдельности, тем больше выражены различные стороны эмоционального выгорания. О тяжести симптома можно судить по сумме баллов всех шкал. В результате обнаружено, что среди респондентов отсутствуют студенты с низкой степенью выгорания. Средняя, характерна для 10% от общего числа. Высокая степень эмоционального выгорания выявлена у 55% испытуемых и крайне высокая - у 35%.
С помощью интегрального индекса эмоционального выгорания было установлено, что из 60 студентов у 22% выборки, из которых 1/3 студентов КГИК, выявлен высокий индекс выгорания (р>0,55, что подтверждает выраженность показателя выгорания). Подсчёт вёлся по формуле 1:
ЕЕ - значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение»
45 - максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение»
DP - значение респондента по шкале «Деперсонализация»
25 - максимальное значение по шкале «Деперсонализация»
РА - значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений»
40 - максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений»
Итоговое значение может быть от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание) [14].
Примечательно, что у 27% испытуемых совпадают высокие степени, по шкальной оценке, «крайне высокая степень» с «высоким индексом выгорания» по интегральному значению К. Маслач. Это значит, что практически 1/3 от общего числа студентов находятся состоянии эмоционального выгорания, с которым не могут самостоятельно справиться, и которое оказывает влияние не только на учебный процесс, но и на их жизнь в целом. Также результаты опроса показали, что у 8% из общей выборки наблюдается высокий показатель по тесту А. Аппелса и «очень высокий уровень» по всем шкалам методики К. Маслач. Этой группе необходима срочная психологическая помощь по вхождению в ресурсное состояние, так как уже говорилось, что самостоятельно справиться с синдромом не получается. Выявленные особенности эмоционального выгорания студентов разных вузов демонстрируют необходимость профилактики и предотвращения эмоционального выгорания у студентов 2-3 курсов.
Далее респондентам предлагалось самостоятельно сформулировать, что конкретно их обычно раздражает во время занятий или при подготовке к ним. Ответы позволили выявить факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания. Данная часть исследования не предполагала выстраивания иерархии. Перечислим названные причины недовольства:
- Экзамены, насыщенный учебный процесс. Студенты так сильно переживали из-за сессии, стипендии, выбранного направления, что просто израсходовали свои ресурсы. Когда учёба эмоционально давит, то от нее хочется отгородиться, перестать посещать занятия; появляется безразличие и тревожность: «постоянная, нескончаемая тревога: я не сдам, меня исключат», «неспособность концентрироваться во время учёбы». Студенты не видят практического применения навыков, сталкиваются с кризисом 3-го курса и необходимостью в консультации по профориентации: «не знаю, зачем выбрала это направление», «личная потеря интереса к направлению обучения».
- Рутина, однообразие и скука. Если изо дня в день заниматься одним и тем же, то просто теряешь интерес к этой деятельности: «часто не вижу смысла во многих заданиях», «монотонность».
- Слишком старательное выполнение работы, которое не получило должной оценки, объёмные домашние задания, а также стимулирующие выплаты становятся дополнительным фактором стресса. Возможно, студенты недостаточно хорошо владеют навыками тайм-менеджмента: «трудно организовывать своё время, потому что домашние задания объемные», «подготовка занимает все свободное время», «ощущение того, что я упускаю свою жизнь».
- Напряжённые отношения с группой или преподавателями, проблемы в семье. Неприятности за пределами вуза мешают жить, учиться и работать. Они отнимают много сил, ресурсов, которых не хватает для качественного получения и обработки информации, необходимых в образовании: «сложно сосредоточиться, когда помимо учебы куча всего».
- Отдельно выделим эмоциональное выгорание педагогов: «эмоциональная отстраненность преподавателя».
Студенты КГИК выделили следующие причины в образовательном процессе, которые могли спровоцировать
выгорание:
1. Нехватка достаточного количества свободного времени в расписании. Студентам сложно справляться с большой нагрузкой, распределять своё время, многие хотят подрабатывать, но это невозможно, когда учёба занимает всё свободное время, им трудно себя вдохновлять и отдыхать: «полное отсутствие свободного времени, даже на сон», «невозможность работать», «расписание занимает середину дня, что отнимает возможность работать», «странное расписание, ходить на 2 пары в день, ещё и в субботу», «при подготовке часто сложно сосредоточиться».
2. Учёба и сессия. Когда очень стараешься, но твой труд не оценивают, то желание что-либо делать в дальнейшем просто пропадает. Появление тревожности и дезадаптация: «страх потерять стипендию», «равнодушие к моей отдаче», «сильная нагрузка, не позволяющая проводить время за пределами института».
3. Отсутствие контакта с педагогическим составом: «ощущение напряжения с некоторыми педагогами», «неуважительное отношение студентов к преподавателям», «непонимание со стороны преподавателей».
4. Потеря смысла в получении образования. Студенты понимают, что у них нет права на ошибку и продолжают учиться на направлении, которое уже неинтересно, вместо того, чтобы сменить специальность: «монотонность», «желание заниматься другим во время занятий».
Все вышесказанное подтверждает необходимость развития психологической компетентности обучающихся в вузе, например, техникам тайм-менеджмента, проведения социально-психологических, профориентационных тренингов, по развитию специальных способностей и т.д.
= (( (ЕЕ/45)г+(1)Р/25)2+(1-РА/40)2)/3}, где;
Ф 1. Изменить что-то в своей жизни
# 2. Проработка своих проблем с психологом/раз го вор с близким человеком
3. Занятие любимым хобби
# 4. Отдых. Физическое и психологическое восстановление
# 5. Общение с эмоционально заряженными людьми
# 6.Самоанализ. Остановиться и понять, что ты чувствую
Ф Другое
Рисунок 1. результаты ответов на вопрос «Если ты сталкивался(ась) с эмоциональным выгоранием, то какими
способами с ним справлялся(ась)?»
Еще одной задачей исследования было выявить, какими методами профилактики и предотвращения развития синдрома выгорания наиболее часто пользуются студенты (рис. 1) На данный вопрос в графе «Другое» среди всех респондентов встречались ответы: «поход к психологу», «у меня нет времени на то, чтобы отдыхать, а на психолога денег, хотя я уверена, что оба этих способа помогли бы мне», «смена обстановки, уезжаю на день-два к родителям», «сублимировала в искусство», «медитативные практики», «не могу сказать, что я смогла справиться с выгоранием».
Для поиска путей оказания эффективной психологической помощи были выявлены запросы студентов КГИК. Запрос -это просьба или жалоба, содержащая формулировку трудностей, с которыми клиент желает справляться вместе с психологом [8]. Техники консультационной деятельности разрабатываются и отбираются на основе проблем и жизненных трудностей, то есть тех запросов, с которыми студент обращается к психологу-консультанту. В опросе, отдельно для студентов КГИК, был сформулирован вопрос: «С каким запросом ты вероятнее всего пошёл/пошла бы к психологу-консультанту в вузе?».
Ф Развитие памяти и внимания ф Мотивы учебно-профессиональной деятельности
Границы взаимоотношений с родителями (авторитарность; гиперконтроль и т.д.) ^ Помощь в саморазвитии
{коммуникативность, самооценка) Ф Эмоционально-волевая сфера Ф Структурирование личного времени (тайм-менеджмент; work-life balance) 9 Общение/конфликты со сверстниками; отношения с партнёром
Рисунок 2. Результаты выявления запросов к психологу у студентов КГИК
Данные рис. 2 позволили сделать анализ студенческих запросов. Большинство, 28% студентов обратились бы за решением вопроса развития эмоционально-волевой сферы (выгорание, неуверенность, раздражительность, тревожность, депрессия и т.д.). Всего 3,5% опрошенных выбрали «развитие памяти и внимания».
Отметим, что все техники консультирования опосредствованы совместной деятельностью студента и психолога. Компетенции приобретаются во взаимодействии, в диалоге с другими людьми [15]. Психологическая служба позволяет: сформировать у студентов мотивацию к учёбе; преодолеть межличностные конфликты в семье и учебных группах; сформировать навыки тайм-менеджмента; оказать помощь в адаптации и эмоциональном выгорании, обеспечить самореализацию через профориентацию; развить эмпатию и другое, то есть ту необходимую помощь, о которой в опросах заявили студенты. Работа службы способствует созданию безопасной среды в образовании, развитию личности с заботой о ее психическом и эмоциональном состоянии. Результаты опроса о необходимости создания психологической службы в вузе показали стопроцентную заинтересованность опрошенных. Это значит, что они не только нуждаются, но и сами желают обсудить свои запросы с психологом, чтобы вновь наслаждаться учёбой и своей жизнью.
Выводы. выявленными причинами развития синдрома эмоционального выгорания у студентов вузов являются перегруженность информацией, слабо развитые навыки саморегуляции проживания кризисных ситуаций, сложность выбора профессии, быстрые темпы выполнения поставленных задач, не стабильность современного мира, при этом самостоятельно изменить свое состояние не всем молодым людям под силу, в связи с чем необходима качественная разработка и реализация проекта по организации психологической помощи в вузах по формированию необходимых социально-психологических
навыков в учебном процессе по профилактике и/или снижению риска возникновения эмоционального выгорания. Учитывая полученные данные, авторы считают, что необходимо продолжить данное исследование для принятия решения об открытии психологической службы на базе КГИК.
Литература:
1. Kulygina, M., Loginov, I. Students mental health and multistage prevention programme: The Russian experience. - Mental Health and Prevention, 2015.
2. Pines A. A cross-cultural investigation of social support and burnout // European Psychologist. - December 2002. - Vol. 7. - № 4. - Р. 256-264.
3. Баксанский О.Е. Взгляд психолога и невролога // Вестник новых медицинских технологий - 2021. - Т. 28, № 2 -С. 45-57. [Электронный ресурс]иЯЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-vzglyad-psihologa-i-nevrologa-obzor-literatury. (Дата обращения:05.02.2022)
4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
5. Горшков Е.А., Косоногова В.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой учёный. - 2015. - №23.2. - С. 51-55.
6. Жвик, А. Как в российских вузах устроена психологическая поддержка студентов и почему ее недостаточно? / А. Жвик // "Такие дела". - 2019.
7. Мальцева, С.М. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов / С.М. Мальцева, Ж.В. Смирнова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 2. - С. 348-350
8. Набатникова, Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе / Л.П. Набатникова, Ж.В. Смирнова // Системная психология и социология. - 2011. - Т. 2, № 4.
9. Ольшанская С.А., Караулова С.Н. Особенности проявления эмоционального выгорания у тренеров по футболу // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 1 (224). - С. 87-93.
10. Оценка степени истощенности жизненных сил и угроза депрессии - тест А. Аппелса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.testio.ru/pop/beauty-and-health/9-test-47.html. (Дата обращения: 28.12.2021).
11. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. - 2005. - №43. - С. 5.
12. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде // Методическое пособие для педагогов школ и ПОУ с целью психологического просвещения в проблематике синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, 2018. - 30 с. - [Электронный ресурс] URL: http://khpet27.ru/wp-content/uploads- (Дата обращения 06.01.2022)
13. Таблица с данными исследования [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/spreadsheets/d/14IE4DK11nJrmMg77pwh7s6z0470Q5YWcLTZ0_awwdAs/edit?usp=sharing. (Дата обращения: 10.01.2022).
14. Энциклопедии психодиагностики [Электронный ресурс] URL: https://psylab.info/Опросник_выгорания_Маслач. (Дата обращения 05.01.2022).
15. Эмоциональное выгорание у подростков [Электронный ресурс] URL: http://rcpp.by/article/emocionalnoe-vigoranie-podrostkov/.(Дата обращения: 10.02.2022).
Психология
УДК 370
кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗА
Аннотация. В статье автор анализирует психологические аспекты визуального восприятия и его положительные и отрицательные стороны в условиях дистанционного образования. Работа также включает в себя анализ теоретических аспектов в сочетании с комментариями к практическим учебникам и применением визуальных методов. В статье также рассматриваются основные составляющие психологического аспекта дистанционного обучения; определяются факторы, влияющие на эффективность дистанционного обучения; анализируются основные принципы психологического обеспечения содержания дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, личные навыки, проблемы мотивации, интернет-сервисы, технологии дистанционного обучения.
Annotation. In the article, the author analyzes the psychological aspects of visual perception and its positive and negative sides in the conditions of distance education. The work also includes an analysis of theoretical aspects in combination with comments on practical textbooks and the use of visual methods. The article also examines the main components of the psychological aspect of distance learning; determines the factors affecting the effectiveness of distance learning; analyzes the basic principles of psychological support for the content of distance learning.
Key words: distance learning, personal skills, motivation problems, Internet services, distance learning technologies.
Введение. В настоящее время система образования модернизируется, и ее основное внимание уделяется вхождению в глобальное информационное пространство. Важнейшей частью учебного процесса является личностно-ориентированное взаимодействие между преподавателями и обучающимися с помощью современных информационных технологий. Ядром всей системы образования является личность обучающегося, которая обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития и реализации природного потенциала.
В 21 веке доступность компьютеров и Интернета упростила и ускорила внедрение и реализацию дистанционного обучения. Появилась возможность участвовать в заочных курсах Zoom, использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения, а онлайн-тесты способствуют работе преподавателей и позволяют обучающимся экономить время. Само время показывает, что необходимо совершенствовать методы дистанционного обучения и опираться на мировой опыт организации дистанционного обучения [3].
Широкое распространение электронного обучения в учебных заведениях может обеспечить получение образования многими людьми, которые хотят учиться и постепенно повышать свои профессиональные навыки, преодолевая различные