педагогической запущенности учащихся, для которой характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость учителям, сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков и др. Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы, их личностное формирование происходит под влиянием криминогенных и асоциальных групп. Для них характерны глубокая деформация ценностно-нормативной сферы, асоциальное поведение и склонность к противоправным действиям. Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и тяготеют к паразитическому существованию.
В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с социально запущенными подростками. В случаях социальной запущенности более уместна работа с ними в специальных закрытых учебно-воспитательных учреждениях с функциями социальной реабилитации. Наконец, у некоторых учащихся наших специальных открытых школ отмечена патогенная дезадаптация, включающая как умственную отсталость, так и нервно-психические заболевания с различной степенью выраженности. По современному закону о психиатрической помощи лечение таких детей возможно лишь с согласия родителей, поэтому нередко требуется большая работа школьного психолога, педагога и социального работника, чтобы убедить родителей в необходимости обращения за помощью к психиатру и психотерапевту (Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004, с. 60-63).
Так или иначе, объединение детей всех перечисленных категорий в едином подростковом сообществе чрезвычайно затрудняет работу по педагогической коррекции девиантного развития наиболее массовой категории учащихся — педагогически запущенных подростков. Если к этому фактору добавить вышеупомянутые
— станет очевидной неизбежность невысокой результативности учебно-воспитательной работы большинства школ, о которых идет речь.
Следует отметить в связи с этим, что в большинстве классов школ, где было проведено обследование по методике УСД В.М.Сергеева (школы 1, 2, 7, 9) выявлен низкий уровень сформированное™ совместной деятельности учащихся и педагогов — пассивно-исполнительский (ПИ), свидетельствующий об отрицательном потенциале воспитательного воздействия. Не случайно в анкетах педагогов процент детей, готовых взаимодействовать с педагогами в организации совместной деятельности, ограничен 5% (только в двух школах — № 2 и № 5 он поднимается до 10).
© Лишин О. В., 2005
• Т. Н. Горобец
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
На современном российском фоне новых постперестроечных социальноэкономических отношений особенно остро встает вопрос не только в кадрах управления, поскольку утрачены основные принципы кадровой политики и преемственности поколений, кадровое воспитание и квалификационный ступенчатый рост, но и вопрос об основных базовых личностных и индивидуальных ресурсах самого человека. К основной ресурсной ценности человека в целом относится здоровье. Человек в сущности своей социален и пребывает в процессе
отправления профессиональной деятельности в профессиональном сообществе, которое имеет свои законы иерархического построения и субординационных принципов жизнедеятельности. Поэтому здоровье взрослого человека линейно детерминировано — образ жизни, трудовая деятельность, стиль поведения и проведения досуга и т.д. определяют состояние здоровья человека. Здоровье является основным, базовым условием в отправлении профессиональной деятельности человека.
Здоровье с точки зрения общепланетарного философского подхода в контексте парадигмы жизни и смерти всего живого является универсумом, абсолютом, который свойствен всем живущим на Земле независимо от возраста, пола, расовой принадлежности и отправления профессиональных функций — поэтому здоровье может называться акмсологической ценностью, так как саморазвитие и самоосу-ществлепие невозможно без здоровья.
Здоровье — это приоритетная человеческая ценность, обсспечивающая'&ктив-ность человека во всех видах его деятельности и реализацию жизненных смыслов человека, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека.
Здоровье также является одним из важнейших факторов качества жизни — это не столько биопсихосоматическое, сколько психосоциальное понятие, требующее психологического анализа. Оптимизация условий и факторов качества жизни есть основа, на наш взгляд, здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование человека.
Здоровье, являясь категорией, затрагивающей основу возможности жизнедеятельности человека во всех его сферах — семье, работе, межличностных отношениях, и т.д. представляется психолого-акмеологическим феноменом, так как именно акмеология позволяет при исследовании его сущности применить интегративный подход. Многогранность категории «здоровье» прослеживается в исследовании взаимосвязи психологиии здоровья с другими научными дисциплинами, как-то социальная гигиена (общественное здоровье), медицинская социология, медицинская антропология, эпидемиология, медицина. Также следует отметить, что психология здоровья теснейшим образом связана с другими отраслями психологического знания, а именно психофизиологией, медицинской психологией, социальной психологией, психологией спорта, психологией профессиональной деятельности и т.д.
Иными словами, здоровье является основной человеческой ценностью, приоритетной в ее понимании, сохранении и преумножении. В сущностной своей характеристике здоровье условно можно разделить на три уровня, а именно. В связи с тем, что человеческое существо является триединым биопсихосоциаль-ным целым, особое значение имеет в сохранении здоровья отношение человека к социальной среде. Достижение гармонии личности в отношениях в микро-, мезо
— и макросоциуме именно на психологическом уровне является основным базовым компонентом в сохранении и поддержании здоровья.
Здоровье человека является приоритетной социальной ценностью человека. Человек как личность и субъект деятельности отличается своей включенностью в социальную жизнь, в профессиональное сообщество и его здоровье в немалой степени зависит от корпоративной культуры и здоровья (психического, физического и социального) руководителя профессиональной группы. Психолого-акмеологи-ческие исследования отражают проблему здоровья в современном социуме в исследованиях А.А.Деркача, А.С.Гусевой, В.Г.Зазыкина, О.И.Жданова, М.Ф.Секача и др. . ,
Исследование соотношения здоровья и личности опосредованно исследовалось учеными в контексте проблемы «деятельность- личность — состояние». В профессиональной адаптации (А.А.Крылов, Б.Ф.Ломов), психофизиологической адаптации (Ф..Б.Березин, В.П.Казначеев, Ц.П.Короленко), в профессиональном здоровье (В.А.Пономаренко, И.Н.Гурвич, Г.С.Никифоров), в адаптации к экстремальным условиям (В.Н.Абрамова, Г.В.Ложкин, В.Г.Зазыкин, О.И.Жданов, М.Ф.Се-
кач и др.) исследования проводились в исследовании сущности здоровья и психологической готовности к деятельности, а также в изучении профилактики негативных воздействий и последствий для здоровья человека.
В акмеологическом контексте большое значение имеют исследования ученых, раскрывающих различные аспекты психологии здоровья — Л.И.Августова, В.А.Ананьева, Н.Е.Водопьянова, И.Н.Гурвича, Е.П.Ильина, Г.С.Никифорова, А.В.Никольского, С.А.Романовой, А.Л.Гройсмана, О.И.Жданова, Ю.М.Орлова, М.Ф.Секача, А.Л.Журавлева и других.
К предрасполагающим факторам расстройства здоровья относятся поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции и эмоциональные паттерны. Поведенческие паттерны: фактор поведения типа А — наиболее исследованный поведенческий паттетрн, влияющий на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний — в психологическом понимании он определяется как деятельностно^эМоци-ональный комплекс, включающий следующие характеристики:
1. поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность) ,
2. специфическое поведение (мышечное напряжение, быстрый и эмоциональный стиль речи, ускоренный тип деятельности),
3. преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев).
Поведение типа Б противоположно по своим характеристикам поведению типа
А. Причем, сложилось мнение, что поведение типа А проявляется только в определенных ситуациях. Прицельное исследование данного типа поведения при ишемической болезни сердца подтвердило только одну прогностически неблагоприятную черту личности, а не весь комплекс паттерна поведения типа А. Прогностически неблагоприятным признаком является комплекс «потенциала враждебности» — экстрапунитивное восприятие, которое способствует разрушению здоровья.
В настоящее время в науке определяют триединство в исследовании сущности «здоровье», а именно биологическое, социальное и психическое '. Впервые об этом писал В.Н.Мясищев, затем изучение человека как биопсихосоциального существа было продолжено П.К.Анохиным, а также А.Н.Леонтьевым, который считал: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс». В таком ракурсе здоровье — это оптимальная устойчивость к воздействию патогенных агентов; биологическая, психическая и социальная адаптивность к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, возможности организма поддерживать жизнедеятельность на функциональном уровне.
Представление о человеке в его единстве биологического, социального и психического дает основание полагать, что факторы, влияющие на расстройство здоровья, не могут быть моновалентными. При расстройствах здоровья эти факторы взаимодействуют независимые факторы связаны со здоровьем и болезнью непосредственно или через влияние на вторую группу факторов (передающих). Под влиянием мотиваторов (стрессоров) запускаются в действие разнообразные индивидуальные совладания (копинга), которые, в свою очередь, используют все ресурсы независимых факторов. Множественность динамично взаимодействующих факторов приводит к прямо противоположным результатам — здоровью или болезни, что подтверждает предположение, что независимые факторы являются основой для формирования передающих факторов. Группа мотиваторов оказывает влияние на здоровье опосредованно через инициирующее воздействие на поведение (передающие факторы). Поведенческие реакции включаются как способ реагирования на стрессогенное воздействие и запускают независимые факторы, такие, как оцен-
ка ситуации, представления о здоровье и болезнях, стереотипные условнорефлекторные поведенческие паттерны и др.
Стрессогенное воздействие и запуск стресс-реализующей реакции, переходящей в дистресс, как мотиватор может привести в действие предрасполагающие факторы, оценочные механизмы, механизмы копинга, употребление психоактивных веществ и т.д. Сам по себе стресс — это благо для адаптации человека, но он оказывает повреждающее воздействие при запуске комбинации различных вредных для организма факторов: например, поведение типа А ведет к значительно большей сердечной реактивности под влиянием определенных видов стрессогенного воздействия, которые являются для индивида с паттерном типа А наиболее значимыми. То есть объективная природа стрессора для здоровья малозначима, но восприятие его на личностном уровне и склонность к гиперболизации значимости приводит в действие патологическое течение дистрессовой реакции.
Передающие факторы (виды поведения) в ситуации болезни (восприятие своего статуса, решения по поиску лечения, вхождение в систему медицинской помощи, реально получаемая поддержка и лечение) связаны с другими факторами: полом, возрастом, социально-экономическими факторами, этническими и культурными установками по отношению к болезни.
Для поддержания здоровья организм постоянно задействует адаптационнокомпенсаторные механизмы, вовне выражающиеся в приспособительных поведенческих актах, которые позволяют поддерживать состояние организма в состоянии биологического, психического и социального благополучия. Исходя из изложенного основной смысл слова «здоровье» связан с выражением всестороннего совершенства всех проявлений жизни человека, которое возможно в парадигме закона перехода развития в саморазвитие взрослого человека и достижения им акме во всех видах его жизнедеятельности — то есть здоровье является акмеологической ценностью человека. .
Понятие «здоровый образ жизни» является в настоящее время предметом пристального внимания и изучения, что способствовало поиску ответов на вопросы о роли вида, пола, возраста, индивидуальных отличий в оценке состояния здоровья. Относительные критерии здоровья той или иной популяции людей считаются абсолютными для каждого отдельного человека и при каждой отдельной ситуации его существования в тех или иных условиях.
Среди многочисленных определений понятия «здоровье» достойны понимания те, в которых указывается на значение согласованности (гармонии) в работе органов и систем здорового организма (Репрев А.В., 1903; Подвысоцкий В.В., 1905 и др.) . Вместе с тем, существует мнение, что представление об организме (здоровом или больном) как о «равновесии» организма и среды или органов и тканей, или клеток и окружающей среды внутри организма неверно по сути, и вот почему. Известно, что существование любого живою организма возможно только при наличии механизмов, поддерживающих неравновесное состояние клеток, тканей и организма в целом с окружающей их средой. Это, например, работа многочисленных «насосов» клеток, это прочность («надежность») строения органов и тканей скелета, мышц, связок и т.д., их устойчивость к различным повреждениям. Это и работа различных систем (нервная, иммунная, эндокринная) «надзора» за целостностью и невредимостью организма в среде. Повреждения этих систем приводят к нарушениям их функций, болезненному состоянию организма или к смерти.
Скорее, определение «здоровья» более точно передает понимание некоего «оптимального» состояния организма, имея в виду прежде всего приспособительное значение здорового состояния человека и животного в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Для человека как существа социального, норма таи здоровье — это существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и трудовой деятельности. Иными словами, здоро-
вье как оптимальное состояние организма является адаптационной составляющей, обеспечивающей не только поддержание жизни в организме, но и постоянного приспособления к изменяющимся условиям по пути достижения акме человека.
Всемирная организация здравоохранения предлагает свое определение понятия: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Сущность здоровья определяется исследователями также и на биологическом уровне, то есть здоровье определяется как отсутствие болезни. Медицинский подход в определении болезни выражается в диагнозе. Анимистический взгляд (от латинского анима — душа), одухотворяющий силы природы, породил онтологическое представление о сущности болезни — болезнь является следствием проникновения в организм злого духа. С проявлениями первобытного анимизма мы сталкиваемся и в наши дни: публичные и телевизионные «врачевания» разногоЧолка целителей, заклинателей, шаманов и ясновидящих; массовые самоистязания изгоняющих из себя дьявола религиозных сект и т.д.
Материалистическое воззрение на сущность болезни принадлежит врачу Ал-кмеону из Кротона (ученику Пифагора, конец 6 — начало 5 в. до н.э.), он создал пневматическую систему медицины: человеческий организм как и все в природе состоит из воздуха, наделяющего человека противоположными свойствами: — « ... влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и т.д.». Человек по Апкмеону в том случае сохраняет здоровье, когда на головной и спинной мозг, кровь (место возникновения болезней) действует соразмерное смешение этих сил, господство же одной из них приводит к болезни.
Гиппократ (около 460—377 гг. до н.э.) развил гуморальное направление (humor
— жидкость) в учении о болезни. Первоосновой всего живого он считал жидкость, а неправильное смешение жидких сред организма считал причиной возникновения болезней.
Асклепиад (128—56 гг. до н.э.) обосновал солидарное учение о болезни (solidus
— по латыни «плотный») — он считал, что тело человека состоит из множества атомов и пор между ними; сужение или расширение объема пор приводит к возникновению заболевания.
Парацельс (1493—1541) положил начало нтрохимическому направлению в исследовании сущности болезни. Тело человека согласно Парацельсу состоит из трех химических веществ, а управляет ими духовная сила — архей. При попадании враждебного архея в тело баланс и свойства химических элементов нарушаются — развивается болезнь.
Д.Морганьи (1682—1771) считал, что сущность болезни в том, что каждая болезнь имеет свою локализацию в организме (locus morbi) — сущность болезни анатомического направления со структурными изменениями в органах.
Рудольф Вирхов (1821 — 1902) обосновал первое строго научное учение о сущности болезни — теорию целлюлярной патологии. Он утверждал, что болезнь есть повреждение клеток, « от которых зависит жизнь, здоровье, болезнь и смерть».
И.П.Павлов считал, что болезнь имеет две стороны:
1. Повреждение структур и связанные с этим функциональные нарушения.
2. «Физиологическкую меру против болезни» — ‘развитие защитно-лриспосо-
бительных реакций, имеющих, как правило, рефлекторный характер и возникающих вследствие воздействия болезнетворного фактора на тканевые рецепторы. ■'
И.В.Давыдовский определял болезнь только как приспособление организма к патогенным воздействиям и считал, что болезнь есть фактор прогрессивной эволюции организма.
Г. Селье называл описанный им неспецифический универсальный синдром («стресс») болезнью адаптации или приспособления, подчеркивая тем самым, что
перенапряжение приспособительных систем организма само по себе, а при болезни тем более вредно для организма и может ухудшить течение болезни.
Иными словами, все болезни являются результатом повреждения и затем функционального приспособления к повреждению на молекулярном уровне, но у животных эти процессы опосредуются на биологическом, а у человека на социальном уровнях. Поддержание здоровья человека опосредуется социальными факторами, то есть через окружающие человека социальные процессы. Социальные факторы, вызывающие патологические процессы, вызывают развитие болезни — качественно нового жизненного процесса, при котором функции организма сохраняются, но появляются изменения, которые на уровне целого организма проявляются в новых качествах — снижение приспособляемости и трудоспособности. Социальные факторы подразделяют па факторы социальной поддержки, семьи и профессионального окружения. Социальные факторы в комплексе воздействуя на человека могут стать условием оптимизации саморазвития и сохранения здоровья, развития и совершенствования личности и достижения акме.
Исходя из изложенных представлений о здоровье и болезни человека, о патогенных факторах, воздействующих на человека, можно сказать, что здоровый образ жизни — это концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни — интегративное понятие, объединяющее все, что способствует выполнению человеком профессиональных, социальных, семейных и т.д. функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Здоровый образ жизни выражает ориентацию личности как субъекта деятельности в направлении укрепления и развития индивидуального (своего) и общественного (социального) здоровья.
Социальные факторы для человека определяют состояние здоровья в парадигме уровня жизни, качества жизни и стиля жизни. В связи с этим важное место в поддержании и развитии здорового образа жизни занимает социальная поддержка.
Социальная поддержка — это процесс, посредством которого социальный контекст влияет на индивида. Связь между социальной поддержкой и здоровьем разнонаправленная, так как может играть роль в поддержании малоадаптивного поведения, а также алкогольного и н ар ком а н и ч ес ко го в референтной группе поддержки. Окружение на работе в психологии здоровья играет роль катализатора в поддержании здорового образа жизни, противодействия нездоровому поведению — в современных условиях корпоративной культуры профилактика и снижение негативных последствий синдрома хронической усталости является залогом успешного продвижения организации на рынке. Семья играет первостепенную роль в формировании здорового образа жизни детей и основой в проведении реабилитационных мероприятий.
Исходя из вышеизложенного можно согласиться со следующим определением болезни, а именно: болезнь — это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды, это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями pa3pyuiumejtbHoeo tt приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности. '
Определение болезни дает нам представление о том, как можно сохранять и поддерживать здоровье на должном уровне с оптимальной трудоспособностью и продолжительностью жизни. Здоровый образ жизни как условие сохранения и развития здоровья оценивается уровнем жизни — как степенью удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей (экономическая категория);качеством жизни — как степенью комфорта в удовлетворении потребностей (социологическая категория); стилем жизни — как поведенческой условнорефлекторной составляющей особенностью стереотипизации жизни, под которую подстраивает-
ся и психологическая, и психофизиологическая составляющая личности и субъекта деятельности (социально-психологическая категория).
Условиями сохранения здоровья следует считать факторы, препятствующие возникновению и развитию болезней, поддержание внутреннего гомеостаза при сохранении равновесия с внешней социальной средой.
Внутренние условия сохранения здоровья — это здоровая наследственность, резистентая стеничная конституция, а также расовая принадлежность. Внешние условия сохранения здоровья — это сбалансированное питание, экологически чистая среда, соблюдение режима труда — отдыха — сна, отсутствие невротизирую-щих личность факторов, гармоническое развитие личности и саморазвитие в контексте развития личности как субъекта деятельности. Психологические факторы сохранения здоровья — это способность и их развитие формировать здоровый образ жизни и сделать его жизненной осознанной необходимостью.
Сушносная характеристика здоровья раскрыта была Н.М.Шустровым (1924) .Представить себе человека при всех патогенных воздействиях на него абсолютно здоровым трудно, он все равно должен быть поврежденным, абсолютного здоровья не существует и, следовательно, человек может быть здоровым только при определенных условиях, которые также для одного человека буду; идеальными, а для другого патогенными.
Исходя из данного представления здоровье имеет и иной, синергетический подтекст, а именно здоровье скорее всего есть субъективное благополучие, или отсутствие субъективной болезни. Это есть психологический аспект сущности здоровья, ведь скверное духовное здоровье неизбежно приводит к развитию соматической патологии, а наличие соматической болезни необязательно сочетается с упадком духа. В данной парадигме человек, личность как психическое целое есть предмет изучения психологии здоровья в ракурсе акмеологического подхода в приоритетной важности его для человека. Здоровый образ жизни является основным условием для поддержания здоровья и развития человека в реализации собственной стратегии жизни как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.
Особенности личности, особенно степень её зрелости, выражающаяся формулой «Я хочу — Я могу — Я сам — Надо» (Аульханова — Славская К.А., 2001), отражают наличие таких умений, как способность к интеграции, адекватной запросу социальной среды, продуктивное позиционирование с соответствующей реальной действительности самооценкой, способность саморазвиваться с применением здоровьесберегающих технологий как проявления оптимального способа достижения акме. Представления, раскрывающие понятия субъекта и личности (К.А.Абульханова, Л.И.Анцыферова, В.Г.Асеев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.Н.Ле-онтьев, А.К.Маркова,С.Л.Рубинштейн и др.) рассматривают субъекта в двух основных значениях: для обозначения оптимальных уровней, стадий совершенствования в развитии личности, для определения её специфического качества, в котором она выступает в каждой социальной системе связей и отношений (субъекта деятельности, субъекта общения и т.д.). С точки зрения формирования здорового образа жизни личности методологически выступает понимание субъекта, связываемое с его активностью, саморазвитием или саморазрушением в ключе самодетер-минации и самодеятельности. Направление активности субъектом на саморазвитие, самосовершенствование, самоорганизацию в реализации формирования здорового образа жизни является одной из акмеологических особенностей данного процесса. Активность субъекта в случае формирования им здорового образа жизни развертывается от наличного, реального (возможно, даже аутодеструктивного) способа самоорганизации к идеальному, оптимальному для биологического, социального и духовного здоровья в контексте удовлетворения сменяющих друг друга потребностей. С данной особенностью созвучно понимание болезни И.В.Давыдовского — болезнь есть приспособление к вредным воздействиям (внешним и внут-
ренним, в том числе и самоинициированным) — болезнь есть фактор прогрессивной эволюции организма. В данном случае субъект является саморазвивающейся системой, реализующей свою индивидуальную идеальную модель здорового образа жизни. То есть акмеологической особенностью также является фактор исходного фона — независимо от воздействия патогенных факторов и наличия болезней человек в реально существующих сочетанных вредных воздействиях, не благодаря, а вопреки формирует свой здоровый образ жизни — в этом заключается акмеоло-гическая особенность в контексте индивидуальности, каждый человек при наличии объективно существующих условий и факторов вырабатывает свой особый стиль здорового образа жизни.
Личностные особенности, влияющие на состояние здоровья, также предполагают наличие аксиологической дезориентации личности. Ценностный подход в реализации программы всей стратегии жизни, профессиональной деятельной^! и поведения в целом либо отсутствует, либо у человека сформированы иные приоритеты в реализации смысла своей жизни. Аксиологически дезориентированная личность есть основная причина в психосоматическом расстройстве здоровья. Концепция современной медицины в возникновении любой патологии, начиная с ОРВИ и заканчивая онкологическими заболеваниями, подтверждает первичное патологическое воздействие на психику. То есть все болезни в известной мере являются психосоматическими, поэтому изучение соматической патологии следует проводить в комплексе с изучением психического патогенного воздействия на человека. При воздействии либо очень интенсивного психического патогенного воздействия, либо очень длительного возникает затягивающаяся стресс-реализующая реакция, которая приводит к дистрессу и нервному истощению, то есть возникает рассогласование между предъявляемыми требованиями и способностью личности справиться с этими требованиями. В результате резервные возможности организма иссякают и человек заболевает.
В данном случае наблюдается психологическая незрелость личности, так как это проявляется в неадекватной самооценке. Человек как личность не приобрел умения оценивать свои возможности и соизмерять с ними свои желания, что в итоге сказывается на соматическом здоровье. Адекватная самооценка через процессы самопознания и принятия реального себя в мире — основной компонент роста личности и её развития, формирования здорового образа жизни, что способствует формированию устойчивости к патогенным воздействиям.
Особенности психологии личности и субъекта деятельности вне системы общественных отношений не существуют и выполнение основных социальных функций требует от человека определенных черт целостной здоровой личности. Основоположником психосоматического направления в медицине в контексте теории личности был 3.Фрейд. Он считал, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую, невозможно понять природу расстройства здоровья человека.
Касаясь исследования вопроса влияния личности на здоровье, следует рассмотреть особенности Я личности в контексте феномена «выгорания», которым обозначается психическое и физическое истощение, вызванное включенностью в эмоционально напряженные и значимые ситуации. Перлман и Хартман предложили следующее определение: выгорание — это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента — эмоциональное и /или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию или дегуманизацию межличностных отношений. С точки зрения формирования здорового образа жизни вьггорание есть цена, которую человек платит при самореализации и самоосушествлении, данная акмеологическая особенность для здоровья человека играет негативную роль.
Литература__________________________________________________________________________________
1. Абулъханова-Славская ДГ.Л.Стратегия жизни. - М., 1991. - 229 с.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1993. -275 с.
3. Амосов НМ Раздумья о здоровье. - М., 1995. - 166 с.
4. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания. - СПб., 1996. - 255 с.
5. Бакштанскии В.Л.,Жданов О.И. Менеджмент вашего здоровья. - М., 2001. - 576 с.
6. Братусь Б.С. Психология личности. - Самара, 2000. - 127 с.
7. Брехман ИИ. Валеология — наука о здоровье. - М., 1990. - 208 с.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. Л.А.Коростылевой - СПб, 2002.
9. Гиппократ. О здоровом образе жизни // Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления.
1998. С. 131-139.
10. Гурвич И.И. Социальная психология здоровья. - СПб., 2000. - 1023 с. Vv
11. Деркач А.А. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Ч. 1. - М., 2001. - 279 с.
12. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия: Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих» / Под общ. Ред. Деркача А.А. - М.,
1999. - 76 с. '
13. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции// Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 3—11.
14. Секач М Ф., Лелякова О.И. Здоровье — акмеологическая ценность. - М., 2002. - 55 с.
15. Фрейд 3. Психология бессознательного. Под науч. Ред. М.Г. Ярошевского. - М., 1989. - 448 с.
© Горобец Т. Н., 2005
К. В. Петров, С. В. Никитенко
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ
Модернизация современного образования направлена на повышение качества процесса обучения, укрепление тех направлений в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Целью модернизации является достижение опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы, способствующее личностному развитию учащихся, укреплению их физического и психологического здоровья.Однако, физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования свидетельствуют о необходимости принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся.
В связи с этим в образовательных учреждениях необходимо создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
- рационализации досуговой деятельности и отдыха учащихся.
На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего процесса в образовательных учреждениях различных типов и