Научная статья на тему 'Здоровье подростка как системное личностное качество'

Здоровье подростка как системное личностное качество Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТЬ / HEALTH / EDUCATIONAL PROCESS / ADOLESCENT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович

В статье с позиции системного подхода изложены основные концептуальные положения о феномене здоровья в образовательном процессе. Представлено целостное представление о методологических основах приобщения подростков к здоровому образу жизни как основополагающей ценности. Изложены современные подходы к изучению соотношения здоровья и основным направлениям профилактики социально-психологической дезадаптации с целью сохранения психолого-социального феномена ≪здоровья≫ в структуре личности подростка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teen Health as a System Personal Qualities

This article presents the main conceptual statements about the phenomenon of health in education from the point of system. It provides a holistic notion of the methodological foundations of familiarizing young people to a healthy way of life as a fundamental value. The article describes the modern approaches to the study of the relation of health and prevention of major areas of social and psychological maladjustment in order to maintain psycho-social phenomenon of health in the structure of the individual young person

Текст научной работы на тему «Здоровье подростка как системное личностное качество»

В. Г. Белов V. G. Belov |

Ю. А. Парфенов Yu. A. Parfenov ё

©

Здоровье подростка как системное

личностное качество £

ш

Teen Health 8s а System Personal Qualities °

Belov Vasily Georgievich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Professor of the Chair of Psychology of Management and Pedagogic

Doctor of Science (Psychology, Medicine), Associate Professor BelV1@yandex.ru

Parfenov Yury Alexandrovich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Associate Professor of the Chair of Psychology of Management and Pedagogic Doctor of Science (Psychology), Associate Professor My-internety@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

здоровье, образовательный процесс, подросток, личность

KEY WORDS

health, educational process, adolescent, personality РЕФЕРАТ

В статье с позиции системного подхода изложены основные концептуальные положения о феномене здоровья в образовательном процессе. Представлено целостное представление о методологических основах приобщения подростков к здоровому образу жизни как основополагающей ценности. Изложены современные подходы к изучению соотношения здоровья и основным направлениям профилактики социально-психологической дезадаптации с целью сохранения психолого-социального феномена «здоровья» в структуре личности подростка.

ABSTRACT

This article presents the main conceptual statements about the phenomenon of health in education from the point of system. It provides a holistic notion of the methodological foundations of familiarizing young people to a healthy way of life as a fundamental value. The article describes the modern approaches to the study of the relation of health and prevention of major areas of social and psychological maladjustment in order to maintain psycho-social phenomenon of health in the structure of the individual young person.

Белов Василий Георгиевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры психологии управления и педагогики

Доктор психологических наук, доктор медицинских

наук, профессор

BelV1@yandex.ru

Парфенов Юрий Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры психологии управления и педагогики

Доктор медицинских наук, доцент My-internety@yandex.ru

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятиях физической

культурой и спортом. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье подростков выделено в отдельное направление. Там говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинте-

з ресованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным инте-0 ресам и склонностям. Важнейшим усло-£ вием формирования здорового образа ^ жизни является насыщенная, интересная ° и увлекательная школьная жизнь. о По данным ряда исследований в мас-д совой общеобразовательной практике ш вопросам формирования здорового образа жизни учащихся уделяется недостаточное внимание. Как следствие этого, обнаруживается снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Кроме того, ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования. В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Однако вопросы приобщения подростков к здоровому образу жизни как ценности остаются слабо разработанными. Теоретическое и эмпирическое исследование целого ряда вопросов, касающихся специфики ценностной ориентации на здоровый образ жизни, механизма ее возникновения у подростков, условий формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни, не получило достаточного освещения.

Таким образом, в психолого-педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

• на социально-психологическом уровне — между социально и нормативно обусловленной необходимостью приобщения подростков к здоровому образу жизни как ценности и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в практике общеобразовательных учреждений;

• на научно-теоретическом уровне — между необходимостью организации целенаправленной психолого-педаго-

гической работы по формированию у подростков поведения, основывающегося на представлениях о здоровом образе жизни, и отсутствием научно обоснованной системы в осуществлении данного процесса в общеобразовательных учреждениях; • на научно-методическом уровне — между необходимостью повышения эффективности процесса приобщения подростков к здоровому образу жизни и недостаточностью научно-методических разработок по формированию у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема обеспечения направленности процесса обучения и воспитания на формирование у подростков ценностной ориентации на здоровый образ жизни с системных позиций.

Термин «психология здоровья» человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология здоровья и психология человека — фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Данная формулировка нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья подростка, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений.

1. Здоровье — это идеальное состояние. Как правило, человек не бывает на

протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. В первом приближении здоровье — это сложный, многомерный феномен, отражающий телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного здоровья человека.

3. Здоровье — это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

4. На общее состояние здоровья человека оказывает влияние состояние «духа», «души» и «тела».

5. Категория «здоровье» связана с индивидуальностью: состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальный анализ.

6. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Условия, удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого.

7. Здоровье — это культурно-историческое понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

8. Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой — описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

9. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.

10. Здоровье является одной из базовых з ценностей в жизни людей. сь

Длительное время проблема здоровья ^ не являлась приоритетом психологиче- £ ской науки. Психология XX столетия по ^ большей части была сосредоточена на ° аномалиях человеческой природы, в то о время как душевное здоровье реже ста- ^ новилось предметом основательного из- ш учения.

В то же время здоровье индивида и общества всегда было одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества. Но если в прошлом характер здоровья и заболеваемости людей определялся, прежде всего, патогенными природными воздействиями,то ныне он обусловливается главным образом воздействиями, идущими от преобразованной самим же человеком природы, среды его обитания, профессиональной деятельности и межличностных отношений.

Здоровье является интегральной характеристикой, отражающей влияние различных условий (как внешней, так и внутренней среды) на успешность адаптации подростка.

Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно — состояние, которое позволяет человеку жить в условиях нестесненной свободы, здорового образа жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких психолого-медико-социальных позиций определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.

Здоровье для каждого из нас — неоценимое богатство, это условие счастья и, как писал Ф. Ф. Эрисман, составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа.

Важно отметить, что здоровье — категория не только медико-биологическая, но и психолого-социальная. Выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. От

з соответствия жизненных установок, притязаний индивида и проявлений здоро-0 вья формируется та или иная степень £ благополучия — физического, душевно-^ го и социального.

° Однако до сих пор остается недо-о статочно разработанной проблематика, д касающаяся учета соотношения меди-ш цинских, социально-психологических, О психологических и психофизиологических компонент, определяющих здоровье подростка и формирование у него ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Содержательные характеристики феномена «здоровье» в зарубежных и отечественных психологических концепциях развития личности позволяют представить феномен «здоровье» в виде системного личностного качества, определить его место и роль в структуре личности подростка.

Традиционно качественной характеристикой феномена «здоровье» выступает жизнеспособность — системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума.

Обобщая научные исследования, можно выделить два уровня жизнеспособности подростка — психофизиологический и социально-личностный.

Психофизиологическая жизнеспособность характеризует жизнедеятельность подростка на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики:

• свойственная организму подростка достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде, проявляющаяся в сохранности привычного позитивного самочувствия;

• постоянство и идентичность эмоциональных переживаний в однотипных ситуациях;

• соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий,

социальным обстоятельствам и ситуациям.

Социально-личностная жизнеспособность подростка характеризует его жизнедеятельность на уровне субъектности:

• осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного «Я»;

• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

• позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам;

• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах;

• способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств.

Могут быть выделены следующие качественные динамические показатели сформированности жизнеспособности подростка на обоих уровнях: устойчивость — изменчивость, ситуативность — стабильность. В то же время жизнеспособность, как системное качество личности подростка, в своем развитии проходит через следующие состояния: нецелое (несвязанное), целое (связанное) и оптимально целое (единое целое).

В процессе развития человека в онтогенезе структура его личности претерпевает различные изменения, фиксирующие ее качественно новые состояния. Эти изменения могут приводить к временным проявлениям состояния «нездоровье» как трудностям личностного роста. Причиной появления феномена «нездоровье» у подрастающего поколения (в частности, у подростков) являются системные нарушения жизнеспособности, которые проявляются в неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах.

Следовательно, школьное образование, укрепляющее здоровье подростка, должно заключаться, в первую очередь,

в формировании у них конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их жизнеспособности (достижение состояния «оптимально целого» с характеристиками «устойчивое» и «стабильное в проявлении»).

Новое понимание феномена «здоровье» связано с исследованиями смысловой сферы личности, в которой психолого-социальное содержание феномена «здоровье» находит отражение в виде личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», выполняющей функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения психолого-социального символа «здоровье».

В структуре личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» человека могут быть выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Взятые в системе эти структурные компоненты реализуют информационную и регулятивную функции, а также функцию эмоционального подкрепления.

Выделяются четыре уровня личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» человека.

На первом (информационно-пассивном) уровне здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, как состояние отсутствия болезней. На этом уровне у индивидов преобладают медицинские суждения, связанные со здоровьем, а причины нездоровья связываются с независимыми от человека обстоятельствами (наследственностью, удачей в личных делах, состоянием окружающей среды). Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья выражается в локальных несистемных лечебно-профилактических мероприятиях в связи с возникновением состояния нездоровье. Смысловое восприятие здоровья на этом уровне может быть выражено следующей формулой: «Чтобы быть здоровым,

надо родиться здоровым. Здоровье, з прежде всего, зависит от здоровья на- сь ших родителей, а также от удачи. Быть ^ здоровым — значит жить, как тебе хо- £ чется, не волнуясь о здоровье». ^

На втором (адаптивно-поддерживаю- ° щем) уровне здоровье воспринимается о как состояние благополучия, которого ^ человек может самостоятельно достиг- ш нуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблюдения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее содержанием остаются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым — значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности и соблюдать здоровый образ жизни».

На третьем (ресурсно-прагматиче-ском)уровне здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по сохранению и укреплению здоровья также носит системный и целенаправленный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Здоровье — это когда у тебя все получается, все в порядке и все хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а если у человека все получается, то он не будет волноваться и болеть. Поэтому здоровье зависит от нас самих, и оно

Психолого-социальный феномен «здоровье» в структуре личности подростка

необходимо, чтобы быть успешным и счастливым».

На четвертом (личностно ориентированном) уровне здоровье воспринимается как проявление способности человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития и самосовершенствования. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым — значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации. Поэтому человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему».

Следует отметить, что превращение психолого-социального содержания феномена «здоровье» в смысл жизни конкретного человека возможно только при личностно ориентированной смысловой системе «внутренняя картина здоровья», которая должна стать стержневой и обобщенной динамической смысловой системой, ответственной за общую направленность жизни как целого.

Следовательно, «здоровый образ жизни» как целостная характеристика соответствует жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется психолого-социальным содержанием фе-

номена «здоровье» на личностно ориентированном уровне. Во всех остальных случаях «здоровый образ жизни» не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека, и поэтому речь может идти лишь о проявлении его отдельных качеств (сторон).

Стратегическая задача школы в области сохранения и укрепления здоровья как важнейшего философского понятия и психолого-социального феномена — формирование у подростков личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья» ресурсно-прагматического и личностно ориентированного уровней во взаимосвязи с совершенствованием их жизнеспособности на психофизиологическом и социально-личностном уровнях.

Тактическая задача школы в области сохранения и укрепления здоровья как психолого-социального феномена — формирование у подростков деятельностной динамической смысловой системы готовности к оптимизации жизнеспособности (рисунок).

Здоровье — это психолого-социальная характеристика подростка, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).

Следовательно, здоровый образ жизни — это индивидуальная стратегия жизнедеятельности подростка по достижению состояния благополучия, которая

реализуется на основе ценностных психолого-социальных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Формирование здоровья возможно только в специально организованных ситуациях, включающих механизмы смыс-лотворчества личности подростка. Под жизнеутверждающей ситуацией имеется в виду проект формирования здоровья как проявления жизненного самоопределения подростка, которая не только требует от него проявления свойств субъекта жизни и жизнедеятельности, но и результат которой определяет особенности его жизнетворчества в целом.

Могут быть выделены следующие типы жизнеутверждающих ситуаций:

• ситуация поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей на основе психолого-социального содержания феномена «здоровье» (смыслообразование);

• ситуация жизненного выбора и принятия решений с учетом психолого-социального содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности (смысло-осознание);

• ситуация проектирования образа жизни (совершенствование жизнеспособности во взаимосвязи с уточнением смысловой системы «внутренняя картина здоровья») и приятие ответственности за свой «проект» (смыслостро-ительство).

В дошкольном возрасте (этап оживления и одушевления) преобладает формирование психофизиологической жизнеспособности ребенка и присутствует возможность ситуативного проявления некоторых качеств социально-личностной жизнеспособности. Параллельно идет последовательное формирование смысловой системы ребенка «внутренняя картина здоровья» первого и второго уровней (информационно-пассивная и адаптивно-поддерживающая). Основным механизмом формирования здоровья выступает смыслообразование (расширение смысловых систем на новые

объекты и порождение новых произво- з дных смысловых структур). Сь

В младшем школьном и подростковом ^ возрастах (этап персонализации) воз- £ можно формирование смысловой сис- ^ темы «внутренняя картина здоровья» ° ресурсно-прагматического уровня. На о котором, с одной стороны, подросток д сознательно относится к своему здоро- ш вью и может прилагать значительные усилия для его совершенствования, с другой — здоровье само по себе не является ценностью, а необходимо только для решения конкретных задач личностного развития (например, как способ самоутверждения). В результате происходит совершенствование психофизиологической жизнеспособности в новой социальной ситуации и формирование социально-личностной жизнеспособности. Жизнеспособность как системное качество личности переходит в состояние «целого». Основным психологическим механизмом формирования системы смыслов «внутренняя картина здоровья» выступает смыслоосознание.

В ранней юности происходит формирование личностно ориентированной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», когда индивидуальное прочтение феномена «здоровье» наиболее близко к его психолого-социальному содержанию, а само здоровье становится смыслом жизни этой личности. Жизнеспособность перерастает в целостную систему с иерархизированной подчиненностью психофизиологической жизнеспособности социально-личностной и достигает состояния «единое целое» (оптимально связанное). Основным психологическим механизмом формирования смысловой системы «внутренняя картина здоровья» на этом этапе является смыслотворчество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными задачами процесса формирования у подростков готовности к сохранению здоровья должны быть следующие:

• обучение подростков методам идентификации вызывающих стресс факторов, связанных с выполнением актуальной деятельности совместно

з с конкретной группой, что помогло бы о_ им своевременно обнаруживать эти 0 факторы, предвидеть их воздействие £ и понимать их;

^ • обучение подростков стратегии реше-° ния проблем путем целенаправленно-о го совершенствования своей жизнеспособности для достижения индиви-ш дуально значимого результата при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной группой;

• обучение подростков конкретным мерам для защиты от воздействия вызывающих стресс факторов или быстрого устранения неблагоприятных последствий такого воздействия при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной группой;

• обучение подростков управлению своими эмоциями путем оказания им помощи в их идентификации и понимании, в регулировании и словесном формулировании своих эмоций в соответствии с социокультурными установками общества;

• обучение подростков методам эффективной коммуникации в условиях стресса или в ожидании воздействия, вызывающих стресс факторов при выполнении актуальной деятель-

ности совместно с конкретной группой.

Подводя итоги, следует отметить, что синергетика обладает мощной методологией, позволяющей исследовать процессы рождения, становления, развития, превращения, упадка и смерти многих нелинейных саморазвивающихся и самоорганизующихся систем. Она обладает и значительным эвристическим и прогностическим потенциалом, позволяет обнаружить и исследовать не только ныне существующие, но и возможные состояния таких систем, определить параметры, гарантирующие их полноценное, здоровое развитие. Она дает возможность не только интуитивно почувствовать, но и показать и доказать когерентность, согласованность, слаженность, резонансность существования всех существенных систем здорового человеческого организма, а в случае их отсутствия — дать практические рекомендации по их достижению.

Синергетические исследования чрезвычайно сложны, но могут дать уникальную теоретическую и практическую информацию о здоровье самых разных систем, в том числе и о здоровье человека в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.