Научная статья на тему 'Акмеологическая гносеология психического здоровья государственных служащих'

Акмеологическая гносеология психического здоровья государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казаков Юрий Николаевич

Проблемы психического здоровья не определялись предметом исследования психологических наук. Само понятие нормы и здоровья не сформировано в психологии; эта задача является сложной, многомерной и многоуровневой акмеологической. Поэтому сущность исследования психических процессов в формировании здоровья государственных служащих приходится строить на акмеологии здоровья, поскольку биологические, медицинские и психологические парадигмы не решают комплекса проблем ценности и оценки психического здоровья. Представляется важным решение традиционных проблем здоровья государственных служащих, среди которых существенным являются философско-акмеологическое понимание «нормы», «здоровья», и особо часто используемое в последние годы понятие «психическое здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая гносеология психического здоровья государственных служащих»

I

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Ю.Н. Казака

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОГО | ЗДОРОВЬЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Изменения общественных отношений требуют учета акмеологических составляю! изменений самого человека, особенно на уровне государственной службы. Эти изч-нения наиболее выражено проявляются в понимании состояния психического здсг -вья, поскольку это состояние отражает акмеологическую основу формирования и его сохра;-. ния - высшей биопсихосоциальной системы. Проблемы здоровья акмеологической и психсск-гической наукой, в системном его изложении на уровне личности, не рассматривались. Пас :-логическая была сфокусирована на аномалиях психики человека и исследовала такие фено.^-ны, как страдание, внутри личностный конфликт, кризисы. Медицинские науки включали вопросы, дающие знания о строении и функциях человека, а в акмеологической науке психк-:-ское здоровье личности не определялось предметом исследования. Изначальные взгляды психологов на понятие «здоровье» излагались в форматах гуманистической и трансперсональ- ■. психологии. При разработке структур психологических дисциплин выделилась психолог-* здоровья («health psychology») - практическое направление, призванное исследовать психоши гические проблемы здоровья.

В настоящее время в качестве предмета исследования выступает и «психологическое з_ -ровье», и «социальное здоровье», и «душевное здоровье», и «личностное здоровье»[2, 13.1 J 22 и др.]. Они близки по своему значению к понятию «психическое здоровье», поскольку лпе=, понятие «психологическое здоровье» является видовым по отношению к понятию «здороЕь; Акмеологический подход и раскрывает сущность и здоровья и понятие «психического здсг -вья», особенно по отношению к государственным служащим. По определению ВОЗ «здег»:-вье» означает состояние полного душевного, физического и социального благополучия, г * только отсутствие болезней и физических дефектов»[8, с. 13]. Западные ученые определ*'— это понятие тоже как благополучие, но в широком смысле слова. «Благополучие — это I гофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальньгч! психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот слоя^ный проду>~ -I результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуаль-.:-сти» [23, с. 8]. В связи с этим здоровье не может быть ограничено отдельными аспектам; л становится предметом междисциплинарного и акмеологического исследования [9, 13, 14] ■ руководстве практического психолога под редакцией И.В. Дубровиной дается подробное т: —I кование термина «здоровье», который означает: 1) состояние, противоположное болезни, п: J ноту жизненных проявлений человека; 2) состояние полного физического, духовного благ:- -лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 3) естественное состоя;-:« организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой; 4) состоя:--« оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности); 5) количеств венно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социаль-:-t| общности» [19, с. 10]. По отношению к личности отмечается, что «здоровье отдельного чг: -века характеризуется полнотой проявления жизненных сил» ощущения жизни, всесторо:-:- -1 стью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности ] При этом, Т.М. Максимова характеризует здоровье как «процесс сохранения и развития Сг -логических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной ак~-з ности человека при максимальной продолжительности его активной жизни» [11, с. 8]. Бег

Казаков

ского

IX

:тавляющих II. Эти изме-:кого здорово сохране-I ипсихоло-1ИСЬ. Психо-сие феноме-:лючалн во-ке психиче-згляды персональной психология гь психоло-

ческое здо-¡»[2, 13,21, ;ольку даже «здоровье», кого здоро-03 «здоро-лучия, а не пределяют - это мно-зциальных, 3 продукт -видуально-гпектами и \ 13, 14]. В обное тол-)езни, пол-о благопо-состояние состояние количест-Ьциальной него чело-(сторонно-ИЧНОСТИ». »ития био-рой актив-18]. Безус-

ловно, отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья.

К концу прошлого столетия в содержательной деятельности психологической службы образования, психологи почувствовали необходимость научного обоснования понятия нового термина «психологическое здоровье». И.В. Дубровина подчеркивает, что «если термин "психическое здоровье" имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, социологического, философского и др.» [19, с. 8].

На современном этапе развития психологической науки существует много подходов к пониманию психического и психологического здоровья. Эти термины неоднозначны, однако они акмеологически связывают собой биологическую, медицинскую, социальную и психологическую области науки. В психологическую литературу понятие психического и психологического здоровья вошло недавно. Так, и психологическом словаре под редакцией A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского «... здоровье человека определяется с точки зрения психологии, а психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [17, с. 301]. Однако, по мнению И.В. Дубровиной, «предлагаемая дефиниция представляется не очень удачной, так как определение явления через отсутствие каких-либо качеств не может быть продуктивным»[19, с. 14]. Кроме того, В.Н. Панкратов формирует определение психического здоровья как устойчивого психического состояния человека, которое «является следствием баланса или гармоничности внешней формы и внутреннего содержания» [15, с. 23]. В свою очередь, В.Э. Пахапьяна, определяет психологическое здоровье как «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения, в ситуациях её взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности» [16, с. 88]. Л.Д. Демина и И.А. Ральникова считают: «Психологическое здоровье - это мера способности индивида поддерживать, осуществлять и развивать индивидуальную и социальную субьектность в изменяющемся мире»[3, с. 39]. И оно обосновано ими на определении ЕЛ. Калитеевской и В.И. Ильичевой: «психологическое здоровье - это мера способности человека трансцендировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире» [7, с. 40].

Безусловно, определить акмеологические условия, оценить границы, детерминанты и характеристики психического здоровья задача очень сложная, в силу многогранности самого исходного понятия «психическое здоровье». Совершая попытку акмеологического определения этой категории, целесообразно рассмотрение уже известных определений психического здоровья, а также разнообразных подходов и мнений, относительно того, какую личность акмеологически можно считать психически здоровой. В акмеологическом понимании категорию «здоровье» правильнее отнести к культурно-исторической, чем к медицинской. В разное время и в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному. Однако она всегда затрагивала акмеологические составляющие телесного существования, душевную жизнь, духовное бытие и профессиональную успешность. Возникает вопрос, а что же можно считать основой в тезаурусе состояния здоровья? В.И. Слободчиков и A.B. Шувалов считают: «Система представлений о соотношении нормального и аномального является основанием для квалификации состояния здоровья. Проблема нормы являлась и продолжает оставаться одним из самых актуальных, интригующих и сложных вопросов психологической науки. Эволюция данной проблемы непосредственно связана с пониманием психической нормы как нормы развития, расширением области исследований природы психического и изменениями в понятийном строе психологии человека. Поэтому научная психология стоит перед необходимостью получения подлинного знания о нормах, суть которых обусловлена самой спецификой человеческого способа жизни» [20, с. 93]. В свою очередь к квалификационным

основаниям меры (полноты) здоровья можно отнести совокупность представлений о норме, то есть о том, что считать психическим здоровьем, а что - нездоровьем [18]. Это и определяет акмеологическую основу подхода к оценке здоровья. Однако само по себе понятие нормы и в отношении психического здоровья определение понятия нормы в психологии не сформировано, поскольку эта задача и является самой сложной, многомерной и многоуровневой - акмео-логичной.

Мнения известных психологов по поводу психологической нормы тоже не однозначны.

A. Маслоу пишет: «То, что мы в психологии называем "нормой", на самом деле является психопатологией серости, настолько лишенной драматизма и настолько широко распространенной, что мы даже, как правило, не замечаем, что это болезнь, и весьма распространенная» [12, с. 41]. О сложности понятия нормы в психологии указывал и М. Люшер: «...гораздо легче установить, что неподобающее или противоречащее здравому смыслу поведение является ненормальным, чем разъяснить, или выяснить, а что же собственно является "нормальным"?» [10, с. 25]. Этого же вопроса касался Б.С. Братусь, когда в 1986 году в итоговой монографии об аномалиях личности он должен был обратиться к противоположному полюсу - нормальной личности, то заметил: «К своему удивлению я вдруг обнаружил, что убедительного — по крайней мере, для меня - ответа на него в психологии нет. Так, одни придерживались мнения, что психологическая норма - это некая среднестатистическая величина всех известных и мыслимых психологических параметров. Другие видели норму в оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Третьи выходили из положения, так сказать, отрицающим, негативным критерием - если человек психически не болен, значит, он психически здоров и т.п.» [1, с. 30]. Однако исходные основания всех перечисленных критериев и психической нормы и здоровья лежат не столько в психологии, сколько в акмеологии. Например, среднеарифметический взгляд на норму исходит от математической статистики, адаптационный - от биологических представлений о гомеостазе, патогенный критерий — от медицинских знаний психических заболеваний, которые и подлежат учету акмеологического определения и нормы и психического здоровья, особенно на уровне государственной службы. Таким образом, тезаурус нормы и здоровья, психологической нормы и акмеологии психического здоровья является неоднозначным и трудноопределимым в толковании этих процессов и в теоретической и практической психологии на основе акмеологических подходов его оценки. И эта необходимость обусловлена более глубоким исследованием представлений о психическом здоровье, его акмео-логическом понимании и в практической психологии коррекции личностных паттернов поведения госслужащих.

В свою очередь, системность психологии и акмеологии в работах Б.Ф. Ломова,

B.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, A.A. Деркача ориентирует акмеологический тезаурус психического здоровья на основе санапсихологии (психопрофилактики) и принципа иерархичности в целостности описания процессов, свойств и состояний на всех уровнях функционирования организма человека на основе саморегуляции системы. Предметом санапсихологии в госслужбе является психическое здоровье как основополагающий, акмеологический феномен, характеризующий целостность личности в биологическом, индивидуальном и социальном развитии, ее способностей к саморазвитию, посредством устойчивости психических процессов на основе самооценки и саморегуляции жизнедеятельности и ценностной ориентации в поведении госслужащих.

Однако в этом ракурсе в акмеологии личности можно выделить два уровня исследования здоровья: а) общественное, включающее профессиональное и социальное здоровье; б) индивидуальное, включающее физическое (биологическое) и психическое здоровье. Общественное здоровье (нации, популяции) - это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных, производственных и других факторов окружающей среды: здоровье семьи, здоровье отдельных групп людей, объединенных определенными признаками (пол, возраст, профессия, территория).

При этом, основное значение акмеологической модели профессионального здоровья определяется необходимостью его сохранения на протяжении трудоспособного возраста. Оно связано с балансом физического (биологического), социального (бытового) и психического благополучия людей в процессе профессиональной (трудовой) деятельности. Цель сохранения

—•: лессиональн: :-:анальных (тру;:;* -^х уровней их Г1:

- ::.гхического здег: л <\>. факторами со;. ется и основой бы-^ юмплекс социальн: г-гуктурного обе:-г

Акмеологическ -ллаптированности --ые цели здорово г: :-7С критерий семе; --тудовой жизни. " Г':ли необходимо : : ; :рмы общения. ; г Лсрентными гру л :рмирование е-:л -агтота и качеств-: -агкомания, тек:: - :

Акмеологии:- -:л:гэвья населен-:»

- -:ц за определен- -

- мера количества

: гчгским покгзалгл ¿---.у физического га: ::м и каждой с:_ : егтности насел: -

Акмеологиче: , а:ьных акмеолспз тазлении анализ* г 5 уровень культ-, г: ллравоохраненш. : _ лальной инфрасгг>

Изменения :г географических с ияния обществе---социального ка-:.

Основой пр: л: эмоциональные :■•: ~ здоровых диспо:и_ вечное напряжение агрессию, то есть . _:ихическое зл:: обусловленный «-:-том следует у-л ~ ровья, здоровь* --лелом, акмеолегг • г-'.вать в характег ¡оторая определит среды.

Индивиду от. г - . полного социальн :-хическое здоровь: :нающей средой :•■: :

«ий о норме, то го и определяет итие нормы и в не сформирова-»невой - акмео-

не однозначны. :е является пси-раслространен-граненная» [12, раздо легче ус-|е является не-юрмальным"?» Зй монографии У - нормальной юго - по край-сь мнения, что гных и мысли-4ии человека к м, негативным т.п.»[1,с. 30]. мы и здоровья ифметический Дологических | психических ш и психиче-•заурус нормы яется неодно-й и практиче-эдимость обу-ье, его акмео-ттернов пове-

Б.Ф. Ломова, еологический ;) и принципа ровнях функ-м санапсихо-еологический

!ЬНОМ И СОЦИ-

психических стной ориен-

я исследова-здоровье; б) Юровье. 06-ое комплекс-эщей среды: | признаками

)ровья опре-та. Оно свя-Неского бла-сохранения

профессионального здоровья определяет средства достижения равновесия индивидуальных, социальных (трудовых, бытовых, семейных, групповых), то есть пространственных и временных уровней их равновесия и сбалансированности в сохранении физического, социального и психического здоровья человека, при выполнении профессиональной роли. Однако основными факторами социальной среды в поддержании здоровья остается семья, поскольку она является и основой бытия, и профессиональной деятельности - основа жизнеобеспечения. Весь комплекс социальной поддержки автор рассматривает в рациональном формировании инфраструктурного обеспечения жизни и здоровья [5].

Акмеологической моделью социального здоровья являются и признаки воспитанности, адаптированности к социуму, самодостаточность и самоуважительность, имеющие определенные цели здорового образа жизни, и уровни кон троля своего здоровья. Социальное'здоровье -это критерий семейных и индивидуальных связей и взаимосвязей участия в общественной и трудовой жизни. Личностные проявления социального участия в выполнении социальной роли необходимо рассматривать и на бытовом уровне «семья - дом»: семейное положение и формы общения, уровень активности общения с родственниками и друзьями, другими референтными группами социальной среды и основной (трудовой) деятельности. Однако на формирование социального здоровья существенное влияние в последнее время оказывают частота и качество контактов с асоциальными формами социализации людей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, девиантное поведение, социопатии и т.п.).

Акмеологическими .мерами общественного и социального здоровья являются: индекс здоровья населения - соотношение болевших и не болевших лиц (или доля не болевших лиц за определенный период времени 8 общей численности населения); потенциал здоровья -мера количества и качества здоровья, измеряемые комплексом показателей: 1) по демографическим показателям естественного воспроизводства населения; 2) по общим характеристикам физического развития населения; 3) по характеристикам заболеваемости населения в целом и каждой социальной группы в отдельности; 4) по характеристикам инвалидности и смертности населения.

Акмеологическим предметом изучения общественного здоровья в практике социальных акмеологов являются условия коллективной и личной жизни человека. В этом направлении анализируются: 1) условия труда отдельных профессий; 2) условия быта людей; 3)уровень культуры населения и возможности обучения; 4) уровень развития системы здравоохранения; 5) уровень развития системы социальной зашиты; 6) уровень развития социальной инфраструктуры.

Изменения общественного здоровья обусловлены доминированием природно-теографических и социально-экономических факторов государства и показывают степень влияния общественно-отражающих переходов здоровья населения страны из экономического и социального качественного состояния в нсихолого-акмеологическое.

Основой предрасположения человека к сохранению общественного здоровья являются эмоциональные и поведенческие паттерны поведения, поддерживающие или убеждающие в здоровых диспозициях окружающих. Поведенческие включают деятельный компонент (мышечное напряжение, стиль речи, жизни), эмоциональные - амбициозность, раздражительность, агрессию, то есть структуры отношения к своему здоровью. На этой основе в акмеологии психическое здоровье рассматривается как сложный биопсихосоциальный феномен, обусловленный множеством социальных, психологических и биологических факторов. При этом следует учитывать их характеристики и показатели уровня индивидуального здоровья, здоровья населения отдельных территорий, общественного здоровья в стране. В целом, акмеологию психического здоровья в групповой санапсихологим можно рассматривать в характеристиках всей совокупности индивидуальных уровней здоровья населения, которая определяет способность людей к выживанию, адаптации к изменяющимся условиям среды.

Индивидуальное здоровье^ (личности) или здоровье отдельного человека - это состояние полного социально-биологического (физическое здоровье) и психического благополучия (психическое здоровье), а также уравновешенное взаимодействие человека с природой и окружающей средой и отсутствие у человека какого-либо заболевания или болезненного состояния

или физического дефекта. Такое состояние здоровья человека определяется функциями его физиологических систем и состоянием органов и зависит от половых, возрастных и психологических признаков самого человека, а также от факторов социальной среды его обитания. При этом, психическое отражение (бессознательное, сознательное) состояния индивидуального здоровья человека - одна из наиболее актуальных акмеологических проблем. Она находится в поле зрения как естественных, так и общественных наук, в задачи которых входит поиск наиболее оптимального варианта использования природно-географических ресурсов в процессе удовлетворения важнейшей потребности человека - сохранения здоровья - через развитие элементов социальной инфраструктуры.

Физическое здоровье (биологическое) определяется показателями физического развития и состояния отсутствия болезни, уровнем физической активности, подвижности. Как правило, оценка физического здоровья связана с появлением симптомов болезни и мероприятий, связанных с его восстановлением. Для представления физического здоровья госслужащих проводится оценка отклонений этих показателей в связи с симптомами болезни, самооценка здоровья в целом, уровня активности и способности противостояния болезни и восстановлению физического здоровья, то есть выздоровлению. Приоритетной является самооценка с точки зрения мобилизации их резервов по сохранению здоровья госслужащих.

Психическое здоровье оценивается на наличие или отсутствие психических болезней. Психическое расстройство в практике психиатрии рассматривается как клинически значимые поведенческие и психические синдромы, связанные со страданием или инвалидностью (DSM, 1980). Основополагающим вопросом в оценке психического здоровья госслужащих является уровень и степень познавательных и эмоциональных нарушений, затрудняющих выполнение ролевых функций, снижающих качество жизни человека, изменяя психологический статус личности, формируемый образом и стилем жизни. Понимание общественной ценности здоровья госслужащих необходимо связывать с национальной безопасностью и обороноспособностью, экономическим и социальным единством и политической системой управлении. И в первую очередь, с потребностями самоактуализации, которые реализуются в их удовлетворении в биологическом, социальном и психологическом (личностном) направлениях. На основе мотивов, целей, ценностных ориентации, установочных конструктов или табу - мотивационно-нравственной сферы госслужащего. Самоактуализация является ориентиром и носителем здоровой психики, психического здоровья и развития, основанных на воспитательной, образовательной и трудовой деятельности в государственной службе, моральных качествах и творческих способностях служащих. Однако и в условиях госслужбы необходимо ориентироваться и в теоретическом и методическом плане анализа уровней удовлетворения потребностей [6] в сохранении здоровья, включая: 1) биологический уровень - потребности в здоровье индивида, семьи, группы, коллектива, общества, то есть потребности сохранения общественного здоровья; 2) социальный уровень: а) потребности в самосохранении, социализации, самосовершенствовании, самовоспроизводстве; б) потребности общения, познания и деятельности (активности), воспроизводства себе подобных; 3) психологический уровень - потребности личностные, национальные, культурологические, религиозные, духовные, этические и т.п. Такой подход позволяет ориентироваться в приоритетах социальной адаптации служащего и элементах инфраструктуры в удовлетворении основных его потребностей - биологических, медико-социальных, психологических, и на основе их удовлетворения обосновывать развитие мотивации сохранения здоровья при формировании комплекса социальных услуг на всех уровнях организации государственной службы.

Однако психическое здоровье формируется индивидуальными способами удовлетворения потребностей, что зависит от воспитания, образования, образа и стиля жизни. Основу составляют типологические характеристики человека, его нервной системы, функциональных резервов, механизмов внутренней регуляции обменных процессов. Определяющими предпосылками являются поло - возрастной диморфизм и социальная роль (семейное положение, профессия, традиции, доход).

Психическое здоровье государственного служащего можно определить как сбалансированное развитие личностно-мотивационных качеств человека, его установок, ориентиров на освоение физиологических, социальных возможностей и психических особенностей нервной

системы (процессов: п ваний: знаний, навыке мотивационно-смысло! коммуникативную, ош ции.

В целом учет псих ной активностью люде дневной жизнедеятелы могут решить проблем для этого целеполагаю социокультуры, традиг

При этом наиболее индивида, через поним ния процессом сохраш новными регуляторам! ностыо личности (схем

Личность

1

Биологически процессы

г

Психически процессы

г

Опыт сохранен здоровья

i Г

Активность и направленность зх вого образа жиз

Схема 1. Алгор

ункциями его »ix и психоло-его обитания, щивидуально-)на находится входит поиск icob в процес-ерез развитие

го развития и Как правило, приятий, свя-кащих прово-щенка здоро-ювлению фи-i с точки зре-

их болезней. !ки значимые остью (DSM, дих является выполнение еский статус ности здоро-жоспособно-нии. И в пер-1влетв0рении а основе мо-пивационно-сителем здо-)й, образова-iax и творче-шроваться и ностей [6] в № индивида, woro здоро-иосовершен-ти (активно-пичностные, 1кой подход ементах ин-<х, медико-ггие мотива-;ех уровнях

злетворения юву состав-ьных резер-1едпосылка-ine, профес-

гбалансиро-ентиров на [ей нервной

системы (процессов: познавательных, эмоциональных, волевых; свойств; состояний; образований: знаний, навыков, умений, привычек, убеждений), через эмоционально-чувственную, мотивационно-смысловую, социально-перцептивную, когнитивную, организационно-коммуникативную, операционно-технологичекую сферы и сферу антиципации и ауторегуля-ции.

В целом учет психических основ здоровья в парадигме акмеологии обусловлен сознательной активностью людей по отношению к своей деятельности и здоровью в процессе повседневной жизнедеятельности. Его целевая поддержка со стороны работодателей и государства могут решить проблемы охраны здоровья не только служащих, но и популяции в целом, имея для этого целеполагающие ориентиры в формировании здорового образа жизни, стиля жизни, социокультуры, традиций здоровой культуры.

При этом наиболее важной составляющей психического здоровья является личная позиция индивида, через понимание и реализацию своих моделей поведения, самоконтроля и управления процессом сохранения здоровья и развития на основе целеполагающей деятельности. Основными регуляторами могут выступать и детерминанты, определяемые общественной сущностью личности (схема 1).

Схема 1. Алгоритм акмеологического управления регуляторами здоровья

Акмеологический формат психического здоровья определяется тем, что акме в сохранении психического здоровья формирует в отражении устойчивости состояние гомеостаза и гомео-кинеза и составляет его границы как системы. Идентичность устойчивости психического здоровья формирует его акмеологические границы в рамках подсистем - биологических (человек), индивидуальных (индивид, личность) и социальных (нация, этнос, культура (семейная, общая), деятельность (профессия)).

Акмеологические критерии биологических грант/ формируют гомеостаз и генную программу развития человека в системе природных ценностей. Социальные границы базируются в формате личности и общества в системе ценностей, проявляющихся индивидуализмом (приоритет индивидуальных ценностей) и коллективизмом (групповые ценности) в семье, с друзьями, в коллективе, обществе. Наиболее приемлемыми для акме психического здоровья являются интегрированные варианты восприятия основных правил и возможностей сохранения индивидуального здоровья и коллективной (общественной, государственной) заботы о благополучии человека, семьи и общества в целом.

Акмеологические границы психического здоровья зависят и от социального контекста (элементов социального давления) развития и индивидуальных возможностей человека (врожденные задатки, активность, личностная позиция, ценности, установки), которые и должны быть сбалансированно отражены в индивидуальности и групповых установках в пределах индивидуума и его социальной идентичности. У государственного служащего ценностные ориентации должны подчиняться закономерностям отношений между личностью и обществом и должен быть своеобразный баланс возможностей служащего в условиях развития системы государственной службы. Эти границы внешне проявляются реальным или декларируемым поведением, а внутренние границы бессознательно и осознанно выстраиваются в отражении гомеостаза и самим индивидуумом, независимо от мнения и правил общества. Таким образом, осознание собственных границ психического здоровья и возможностей его регуляторных систем и умений управлять формируют его основу у служащего, как феномена бессознательного, сознания и самосознания в сохранении и развитии здоровья.

К основным характеристикам модели психического здоровья государственного служащего можно отнести следующие: социальное расширение границ Я и формирование навыков общения, коммуникаций на основе знаний своего темперамента и характера; уровень эмоциональной устойчивости и надежности в самопринятии; склонность к реалистическому восприятию, умению центрироваться и ориентироваться в решении государственных проблем; персонализированная мораль; цель жизни на основе ценностных ориентации общества; самообъективизация на основе дифференциации чувства совести; интеграция норм здравого смысла жизни (психических новообразований - здоровых начал поведения; самодинамизм здорового стиля и образа жизни; здоровые стереотипы - сохраняемые посредством сублимации и чувственным самодинамизмом; межличностные взаимодействия на основе здравой зрелости личности).

В методическом аспекте оценка границ психического здоровья госслужащего и его межличностных отношений включает: индивидуальные особенности (гендерные, половые, возрастные) и устойчивость психических процессов; формы общения, коммуникаций; устойчивость черт личности и ее социальных установок; уровень психических повреждений структур личности; уровень нарушений жизнеобеспечения в результате снижения качества жизни; поведенческие характеристики личности (ответственность, самокритичность, общительность, конформность, интерес к интеллектуальным упражнениям); согласие с социальными требованиями среды и самоконтроль безопасности; контроль своих эмоций и стрессоров среды; самоконтроль совершенствования своего физического, социального и психического состояния.

Мерами измерения психического здоровья выступают количественные пределы границ психических процессов и качественные их проявления в сферах жизнедеятель-ности на личностном, внутригрупповом, межгрупповом и общественном уровнях. Формами управления этим процессом выступают воспитательные, образовательные и общественно-культурные стратегии формируемых общественных отношений внутри системы государственной службы: воспитательные (индивидуальные, групповые), педагогические (здоровье сберегающие),

-;>:хологические нфраструктурные) Исторически ак! г:-;лософами со врем х!ясированности раз :"разии описываемы ::зья в культурно-ш --мечено в юридичес гждународных декл К основным акк геализация уровня 01 _ :н здравоохранени? ::зье, моральная егс

- глзении людей, их с -ение здоровья (внуп игрового образа Ж1

: храна труда и окру -гния здоровья.

Формат психиче :жности организма тела, уровней социах г гкторов среды, зап -л* развития орган гу. сопереживанию I -: зволяюг сформирс пгаза в доступности '-•льтурного развити ~:облем здоровья, я ггношениях.

Психическое здс отражающие р структур личности, : ¿жду крайними поз г взаимосвязанных

- :заются личностно -¿ихокинеза) в бипо -;:кого здоровья мо: здоровья); рефлекси] -:зиции сохранения г :зья с учетом дина; гения и одобрения ; •инструктивных стр;

- готовность и санац система — позитивны нъя в позе тела, жест.

Описанные гран помогают рефлексир лэстность своего т ■■ нтролировать и с Позиция других В ПС и чужой, культуры С' с установкой ЗДОрОЕ здравого смысла поз

но акме в сохранении

; гомеостаза и гомео-

[

;ти психического здо-биологических (чело-[ культура (семейная,

юстаз и генную про-раницы базируются в (дивидуализмом (при-стн) в семье, с друзь-'.ского здоровья явля-эжностей сохранения юй) заботы о благо-

ьного контекста (эле-й человека (врожден-орые и должны быть < в пределах индиви-1 ценностные ориента-) и обществом и дол-¡вития системы госу-1екларируемым повелся в отражении го-:тва. Таким образом, го регуляторных сис-на бессознательного,!

рственного служаще-:рование навыков обра; уровень эмоцио-истическому воспри-гнных проблем; пер-I общества: самообъ->рм здравого смысла 'динамизм здорового сублимации и чувст-1вой зрелости лично-

Еужащего и его меж-' >рные, половые, воз- I «уникаций; устойчи-1 вреждений структур качества жизни; по- I сть, общительность, I циальными требова-¡ссоров среды; само-кого состояния. |ые пределы границ , шедеятель-ности на формами управления :твенно-культурные фственной службы: >вье сберегающие),

психологические (тренинговые), медицин-ские (реабилитационные), социальные (инфраструктурные) и культурологические (образ жизни) меры, методики, приёмы.

Исторически акмеологические принципы сохранения психического здоровья отмечены философами со времен античности и отражены в трактатах Аристотеля и Гиппократа о сбалансированности развития «тела» и «духа», соков «жизни». Это нашло отражение и в многообразии описываемых состояний здоровья человека, в ориентации людей по сохранению здоровья в культурно-исторических этапах его развития, что понятно и актуально сегодня [4, 5], отмечено в юридических документах (конституция, семейный и трудовой кодексы) страны и в международных декларациях прав и свобод человека.

К основным акмеологическим принципам сохранения психического здоровья отнесена реализация уровня общих прав сохранения здоровья (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения) и их юридическая защита, а также собственная ответственность за здоровье, моральная его основа, самоконтроль, осознание профилактики здоровья во взаимоотношении людей, их солидарности в социальных группах, умении мобилизовать себя на сохранение здоровья (внутренней эмтипатии), принятие законов и поддержание традиций, обычаев, здорового образа жизни, общественных правил, противостояние вредным факторам среды (охрана груда и окружающей среды) и идентификация личности с другими по образам сохранения здоровья.

Формат психического здоровья включает характеристики, по которым оцениваются возможности организма в противостоянии напряжению, повреждениям, болезням. Знания своего тела, уровней социализации, возможностей адаптации к условиям жизни и действию вредных факторов среды, защищенности, стремление к правильным, нормальным, здоровым ориента-шгям развития организма, его взаимоотношения с другими людьми, приверженность к порядку, сопереживанию и в то же время автономии. При этом инфраструктурные основы социума позволяют сформировать внешние критерии сохранения психического здоровья. Это равные права в доступности медицинской помощи, сохранении условий семейного воспроизводства, культурного развития, традиций, вероисповедания, сотрудничества и солидарности в решении проблем здоровья, языковой символики здоровья, здорового образа жизни в межличностных отношениях.

Психическое здоровье автор рассматривает как ценность, целостность, установку, позицию, отражающие равновесие гомеостаза, устойчивость функции мозга и всего организма, структур личности, элементов социальной структуры среды. Весь комплекс рассматривается между крайними позициями здоровья - болезни и местоположением в биполярном континууме взаимосвязанных и предполагающих друг друга здоровых начал, а критерии здоровья оцениваются личностно-зависимыми характеристиками (координации гомеостаза, гомеокинеза и психокинеза) в биполярном континууме жизнь-смерть. К основным критериям границ психического здоровья можно отнести самоконтроль; идентификацию и обособленность (автономия здоровья); рефлексию здорового образа; диалог и внутренний диалог о состоянии здоровья; позиции сохранения здоровья - внутренняя и внешняя; осознание состояния себя и своего здоровья с учетом динамики идентичности; ориентация па внутреннее состояние, внешние проявления и одобрения других - внутренний локус контроля; антиципации здоровых стандартов конструктивных стратегий сотрудничества, гибкости в ситуациях; ответственность и свободу - готовность и санацию здоровья в неопределенных условиях (фрустрации); вторая сигнальная система - позитивные оценки и здоровая лексика; невербальная информация состояния здоровья в позе тела, жестах; самокритичность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описанные границы психического здоровья и возможности личности в их здравом смысле помогают рефлексировать, контролировать и управлять ими. Только личность оценивает целостность своего тела и ценность психических процессов здорового образа жизни, может контролировать и сохранять себя, понимать других а самопознании сохранения здоровья. Позиция других в психическом здоровье и выступает как уважение внутренней позиции своей и чужой, культуры семейной и национальной, религиозной и общепопуляционной в сочетании с установкой здорового образа и стиля жизни на основе внутреннего диалога и выработки здравого смысла позиции в формах поведения.

Сущностное наполнение процессуальных механизмов психического здоровья строится на основе индивидуальных свойств личности, определяющих состояние и поведение человека, его деятельности в периоды витального развития. Приоритетными являются состояния, поддерживающие психическое здоровье и целостность течения психических процессов в организме, что находит отражение и в формировании «Я-концепции», субъективной и объективной, как основы психического здоровья, отражаемой в образном мышлении как «Я-идеальное и реальное». Однако приспособительные реакции и структура личности имеют индивидуальные особенности своих проявлений в познавательной, волевой и эмоциональной сферах, что требует оценки границ равновесия психических процессов в норме и при развитии психических расстройств. Уравновешенность, равновесие, устойчивость - синонимы одной направленности в проявлении психического здоровья — постоянство поведения и адекватность реакций на внешние стимулы.

В системе госслужбы психологическое здоровье ее сотрудников определяется как внешняя позиция государственного служащего.

Позиция, как система отношений к различным сторонам действительности, проявляется в поведении государственного служащего и его поступках по отношению к себе и другим. Формирование позиции в процессе профессиональной подготовки их начинается с освоения норм профессиональной деятельности, наблюдения за деятельностью профессионалов-образцов, определение способов взаимодействия с окружающими. Постоянно получая обратную связь и рефлексируя, госслужащий сам контролирует меру идентификации в профессиональном обособлении, устанавливая границы собственной позиции, сохраняющей его устойчивость, профессиональный рост и риск. В процессе работы с людьми им приходится обсуждать разные вопросы, связанные с жизненными аспектами, в которых так или иначе (явно или неявно) проступают этическая и мировоззренческая позиции служащего, собственной активности, самостоятельно формируемой позиции в образе жизни и поведении. Профессиональная позиция служащего предполагает развитый эмоциональный интеллект (эмпатию, сочувствие, сопереживание, принятие, эмоциональную устойчивость), эффективную саморегуляцию и диало-гизм. Внутренняя позиция, отражающая единство человека и мира и одновременно его внутреннюю свободу, независимость, характеризует определенным образом эмоциональный интеллект личности государственного служащего (сознание, самосознание, а также способ и стиль взаимодействия).

Эмоциональный интеллект проявляется во внешнем поведенческом плане как способность человека управлять собой и другими людьми. Управление эмоциями, не обязательно вызвано этим процессом взаимодействия. Контроль импульсивности демонстрирует эмоциональную устойчивость и социальную гибкость. Можно его называть и социальным контролем, поскольку речь идет об особом значении эмоций в социальном взаимодействии. Уметь анализировать собственные эмоции, превращая их в текст, открытый наблюдению, - важное качество госслужащего, способствующее не только развитию профессионального психического здоровья, но и личностному росту, развитию внутренней позиции служащего.

Государственный служащий должен уметь переходить с позиции участника на позицию наблюдателя, что позволяет осуществлять наблюдение со стороны (за человеком и за собою, за взаимодействием «коллеги-клиенты»). Такая смена позиций позволяет обособляться. Смене позиций целесообразно обучать с самого начала карьеры, способствуя их профессиональному развитию, осознанию себя в профессии и зрелости личности. Важно обучать этому и население, создавая тем самым условия для их саморазвития. Умение рефлексировать над содержанием позиции во взаимодействии дает ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия. Рефлексия позволяет использовать когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие позиции госслужащего, осмысливать свою деятельность, используя внутренний диалог, развивая другие способности, позволяет находить все новые смыслы собственной профессиональной деятельности и снова искать пути саморазвития.

Профессиональная позиция проявляется прежде всего в установлении границ взаимоотношений, разграничении времени и пространства. Развитие профессиональной роли и развивающаяся устойчивость государственного служащего толкают его покинуть имитацию жизни и перейти к подлинной жизни в структуре взаимодействий в консультировании: эксперт, учи-

тель, консультант. К а» :етственности. Зрелое гнльностыо, выбором смысла в данной деят< государственного слу: -л все тех же базовы: способность изменят -.усилия. Оно проявлж нове усвоенных норм идентичности, с сохр; г;вья в ^-концепции -Совершенствован ;пеха касается профе Профессиональна зэждающееся процесс гованием. Она отраж себя в качестве своео чии профессионально активизирующее. Этс постным. Организую! нениями уровня функ лэзиция психическог полняет регуляторнун стэатор решает в ком гессиональным требе Динамика идент: знд. Прежде всего эт< гтной определенност сии. Она характеризу ;ки отсутствует осоз ходит навязанная ид сиональных взглядов Процесс личносп ным и драматичным, лейся даже к момен' Ьессионапьной иден' непрерывном, иннов кации в РАГС. Этот гительная идентифи пая идентификация, з новой социальной чения деятельность идентичности являе" вающейся личности ти из него и достич основе сохранения з Процесс приоб{ совпадает с понята нентно включающи высшей школы. Пр акмеологии в экзис/ жащего. В решени: роли служащего в < шись в поток проф(

овья строится на едение человека, I состояния, под-роцессов в органом и объектив-сак «Я-идеальное ют индивидуаль-ьной сферах, что 1звитии психиче-ы одной направ-.екватность реак-

ется как внешняя

и, проявляется в г и другим. Фор-с освоения норм жалов-образцов, •братную связь и сиональном обо-юйчивость, про-юуждать разные 1ли неявно) про-ггивности, само-1альная позиция увствие, сопере-тяцию и диало-менно ею внут-циональный ин-также способ и

как способность ¡тельно вызвано эмоциональную ролем, посколь-ь анализировать >е качество гос-¡ского здоровья,

яка на позицию |сом и за собою, )бляться. Смене |)ессиональному Этому и населе-гь над содержа-1ьной динамики оциональную и ятельность, ис-1»ть все новые развития, рниц взаимоот-роли и разви-жтацию жизни и: эксперт, учи-

гель, консультант. Каждая из этих позиций предписывает ему уровень его компетенции и ответственности. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью, выбором и реализацией способа взаимодействия с окружающими и нахождением смысла в данной деятельности или решении. Таким образом, психическое здоровье в позиции государственного служащего (гражданская, общечеловеческая, профессиональная) основано на все тех же базовых принципах, таких как свобода и ответственность, принятие другого, способность изменяться самому, не принуждая других, добровольность выбора, отказ от насилия. Оно проявляется в форме сознательного отношения носителя к себе и другим на основе усвоенных норм и ценностей, а также на основе сформированной профессиональной идентичности, с сохранением устойчивости и способности защиты своего психического здоровья в ^-концепции профессионал государственной службы.

Совершенствование психического здоровья государственного служащего в достижении успеха касается профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность - отождествление с профессиональной группой, сопровождающееся процессом интериоризации норм поведения, профессиональных ролей, их копированием. Она отражает то, как индивид воспринимает, характеризует и переживает самого себя в качестве своеобразного объекта-носителя профессиональных отношений. В становлении профессиональной идентичнос ти служащий испытывае т два воздействия: организующее и активизирующее. Это соответствует двум группам задач: познавательным (учебным) и личностным. Организующее воздействие необратимо, тогда как активизирующее связано с изменениями уровня функционирования и может носить обратимый характер. Поэтому внутренняя позиция психического здоровья необходима служащему в профессиональной позиции и выполняет регуляторную функцию, позволяя осознанно выбирать приоритеты. Будущий администратор решает в комплексе с другими проблему своего соответствия или несоответствия профессиональным требованиям и нормам.

Динамика идентичности в личностном самоопределении служащего имеет следующий вид. Прежде всего это неопределенная идентичность - стадия, связанная с отсутствием личностной определенности государственного долга и недостаточно осознанным выбором профессии. Она характеризуется тем, что к моменту поступления на госслужбу у человека практически отсутствует осознание проблемы идентичности профессионального выбора. Затем происходит навязанная идентификация, конформное принятие развивающейся личностью профессиональных взглядов в позиции государственной службы, целей, ценностей.

Процесс личностного роста в период адаптации к службе оказывается более напряженным и драматичным, ввиду развития кризиса профессиональной идентичности, не завершающейся даже к моменту окончания курсов повышения квалификации в РАГС. Достижение профессиональной идентичности является успешным вариантом в период обучения служащего в непрерывном, инновационном и интерактивном цикле процесса профессиональной идентификации в РАГС. Этот период является сензитивным с точки зрения самоопределения. Предварительная идентификация - стадия кризиса, которая характеризуется тем, что внешняя, заданная идентификация, достигнутая до поступления в РАГС, оказывается легко диссоциируемой в новой социальной ситуации развития, перед лицом новых проблем. В данном случае до обучения деятельность проходит у человека под знаком кризиса. В стадии кризиса - достижение идентичности является таким вариантом акмеологии, предмета обучения в РАГС, когда развивающейся личности, оказавшейся в «критическом» состоянии в начале обучения, удается выйти из него и достичь вполне определенной личностной и профессиональной идентичности на основе сохранения здоровой психики.

Процесс приобретения теоретических знаний и практических умений для служащего не совпадает с понятием общего образования. Известно, что сам термин «образование», имманентно включающий обучение личности, обозначает процесс, который должен идти в стенах высшей школы. Профессиональная идентичность госслужащего проявляется при обучении акмеологии в экзистенциальном и функциональном соответствии человека и профессии служащего. В решении этой проблемы может быть такая последовательность: апробация себя к роли служащего в социуме, проверка своих мотивов, смыслов, способностей. Затем, окунувшись в поток профессиональной проблематики и технологий, применение к себе самому кон-

цепций и техник профессионала государственной службы. В ходе этой профессиональной и одновременно личностной работы, вновь уже со своего экзистенциального Я, возврат в Я-функциональное. Достижение желанной профессиональной и тем самым - личностной идентичности на основе психического здоровья и образа жизни.

Выбирая своей профессией государственную службу, будущий специалист добровольно выбирает путь изменений в собственной личности. Подлинным служащим человек становится только в процессе истинного, а не мнимого самоизменения, преображения, самосовершенствования, личностного роста. Полнота ориентировочной основы предполагает не только конкретные знания, но и то, что на их основе человек должен формировать свое отношение к тому, во что он включается на каждом этапе своей жизни, к чему приобщается. При этом он должен решать, насколько он адекватен в данном месте, насколько его способности, знания, личность соответствуют данным социальным требованиям, условиям, структурам.

Профессия, как социальный и индивидуальный феномен, может разворачиваться в этих же двух планах. Профессионализация конкретного человека, учитывающая и соотносящаяся с социальной профессионализацией, имеет свою динамику, в которой разворачивается процесс, отражающий развитие личности, соответствующих закономерностям онтогенетического развития. В развитии служащего выделяют этапы, через которые проходят многие практики: 1) стремление самоутвердиться в практической работе с помощью методов работы (ориентация на нормативно-заданные, надежные способы работы); 2) некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах работы, связанное с тем, что эти методы не всегда позволяют решить проблемы людей, а также с тем, что часть из них не соответствует личностным интересам (формирование мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля деятельности); 3) попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в своем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирования индивидуального стиля деятельности); 4) осознание необходимости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущности своей работы); 5) импровизация на основе знания (нового осмысления своего дела, связанная с выработкой собственного, индивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и методических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда). Не все люди, по субъективным и объективным причинам выходят на уровень полноценного формирования собственного стиля профессиональной деятельности.

Оценка уровня профессиональной готовности человека к какому-либо труду, по данным целого ряда исследователей (В.Г.Асеев, М.П. Будякина, K.M. Гуревич, Е.А.Климов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач), должна основываться на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе; успешность в овладении профессией или успешность в работе; психофизиологическая «цена» труда в социальном статусе. Важной и учитываемой в психическом здоровье составляющей становится личностная зрелость.

Алгоритмы психического здоровья в развитии внутренней позиции государственного служащего формируют подходы и методы развития внутренней позиции государственного служащего, направленные на осознанное отношение к себе и другому, выработку профессиональной и личностной позиции, основанной на принципах профессиональной идентичности. Долг, ценность и личностное качество должны способствовать противодействию чувства страха и отчуждения по отношению к обществу, к другим, иным. Такой подход способствует развитию навыков независимого мышления, выработке суждений относительно свободы и ответственности, ценности для личности иного (взгляда, точки зрения, позиции), диалогиза-ции сознания.

Для реализации сознания и для реализации поставленной задачи формирования специалиста используются различные подходы и средства, психологические тренинги. Преподаются спецкурсы - превентивная акмеология и санапсихология, включающие помимо специального набора знаний работу по развитию навыков диагностики и коррекции психического здоровья служащих. Этот блок предусматривает самостоятельную аналитическую работу, разработку новых тем и новых программ для оценки и формирования психического здоровья государственного служащего.

Другой важной ф эотанный для акмеоло] зия, в процессе которо госслужащих.

Совместный творч абсолютизации истинь целью для служащих -. станавливать контакт

тур-

Литература

1. Братусь Б.С. Ahoi

2. Даниленко О.И. Д)

3. Демина Л.Д., Pani сти. Барнаул, 2001

4. Казаков Ю.Н. Пс1 2005.

5. Казаков Ю.Н. Col

6. Казаков Ю.Н., М онов. М., 1991. Калитеевская Е., тегии // Психолог:

S. Колбанов B.B. Baj

9 Коптева Н.В. К //Вестник Пермск 2002. №1-2.

10. Люшер М. Четыр В.В. Цветовой ли

11. Максимова Т.М. населения. М.. 20

12. Маслоу А. Дальнт

13. Митина Л.М., М педагогов. М., 20

14. Оснга^кий A.B. Пр

15. Панкратов В Н. 2001.

16. Пахальян В.Э. П Прикладная псих

17. Психология: Сло

18. Рубанова Е.Ю. Е чества жизни. Ха

19. Руководство пра тексте психолоп-

20. Слободчиков В.к логического здор

21. Соковня И. И. Со

22. Соколовская Л.Ь психологическог

23. Marks D., Murr а London, 2000.

©Казаков Ю.Н.,200

фессиональной и Я, возврат в Я-тчностной иден-

ист добровольно повек становится самосовершенст-т не только кон-отношение к то-ся. При этом он обности, знания, рам.

[ваться в этих же гносящаяся с со-<вается процесс, этического раз-гие практики: 1) зты (ориентация звание» в обще-[а позволяют ре-юстным интере-1уального стиля ровать» в своем ного стиля дея-)и» и выработки ы); 5) импрови-кой собственно-методов, в кон-новых смыслов )дят на уровень сти.

уду, по данным Е.А. Климов, удовлетворен-фофессией или гусе. Важной и ¡лость.

:ударственного сударственного тку профессио-идентичности. !ствию чувства д способствует ьно свободы и ни), диалогиза-

ания специали-. Преподаются )специального ского здоровья ту, разработку вья государст-

Другой важной формой является тренинг психического здоровья, специально разработанный для акмеологов. Посредством организации реального межличностного взаимодействия, в процессе которого создаются условия для осознания важности психического здоровья у госслужащих.

Совместный творческий поиск акмеолога и госслужащего ведет к отказу от догматизма и абсолютизации истины, а основной формой взаимодействия выступает диалог. Обозначаемой целью для служащих является реализация профессионализма, требующего необходимости устанавливать контакты, развивать общение с людьми разных групп людей, профессий, культур.

Литература

ю. н

12.

13

14

15,

16,

17,

18,

19,

20.

21.

22.

23.

Братусь B.C. Аномалии личности. М., 1988. Даниленко О.И. Душевное здоровье и поэзия. СПб., 1996.

Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул, 2001.

Казаков Ю.Н. Психологическое здоровье - основополагающая целостность личности. М., 2005.

Казаков Ю.Н. Социальная инфраструктура обеспечения здоровья. М.,2004. Казаков Ю.Н., Мовчан B.C. Развитие социальной инфраструктуры экономических районов. M., 1991.

Калитеевская Е., Ильичева В. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. 1995. №1. Колбанов В.В. Валеология. СПб., 1998.

Коптева Н.В. К вопросу о диагностике психического здоровья младших школьников //Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. Психология. 2002. №1-2.

Люшер М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию // Драгунский В.В. Цветовой личностный цвет: практическое пособие. Мн.. 1999.

Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М.. 2002.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

Митина Л.М., Мишин Г.В., Анисимова O.A. Профессиональная деятельность и здоровье педагогов. М., 2005.

OcHuijKiiü A.B. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. М., 2004. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М., 2001.

Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. 2002. №5-6.

Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, МЛ '. Ярошевского. М., 1990. Рубанова ЕЮ. Взаимосвязь психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни. Хабаровск, 2004.

Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. Слободчиков В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. М., 2005. Соколовская Л.Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека. Красноярск, 2004.

Marks D., Murray M., Evans В., Willing С. Health psychology: Theory, Research and Practice. London, 2000.

© Казаков Ю.Н., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.