Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые конфликты и их преодоление в деятельности государственных служащих'

Ценностно-смысловые конфликты и их преодоление в деятельности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОНФЛИКТ / АУТОКОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / МОТИВАЦИОННОСМЫСЛОВАЯ / АУТОКОГНИТИВНАЯ / САМОРЕГУЛЯЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / VALUE AND MEANING CONFLICT / AUTO-CONFLICT COMPETENCE / INTELLECTUAL INITIATIVE / CREATIVITY / RATIONAL PROGNOSTIC STRATEGIES / VALUE AND MEANING / SELF- COGNITIVE / SELF-REGULATING COMPETENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степнова Людмила Анатольевна, Степнов Андрей Павлович

Статья посвящена проблеме конструктивного преодоления ценностно-смыслового конфликта государственных служащих за счет актуализации его развивающей функции. Использован акмеологический подход, позволяющий определить акмеологический критерии и показатели, а также модель, алгоритм, условия и факторы развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степнова Людмила Анатольевна, Степнов Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming of value and meaning conflicts by civil servants in their activities

Main focus of this article is given to the problem of overcoming of the value and meaning inner conflicts, which are intrinsic to civil servants. The conflict can be overcome in a constructive way at the expense of actualization of its developing function. The authors apply an acmeological approach that enables to define acmeological criteria and indexes, to construct a model, algorithm, to determine conditions and factors of the developing function of civil servants' value and meaning conflicts.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые конфликты и их преодоление в деятельности государственных служащих»

Л. А. Степнова, А. П.Степнов

Ценностно-смысловые конфликты и их преодоление в деятельности государственных служащих

Степнова Людмила Анатольевна - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности МИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (e-mail: La. stepnova@migsu.ru); Степнов Андрей Павлович - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности МИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (e-mail: stepnoi@gmail.com).

Аннотация. Статья посвящена проблеме конструктивного преодоления ценностно-смыслового конфликта государственных служащих за счет актуализации его развивающей функции. Использован акмеологиче-ский подход, позволяющий определить акмеологический критерии и показатели, а также модель, алгоритм, условия и факторы развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственных служащих.

Ключевые слова: ценностно-смысловой конфликт, аутоконфликтологи-ческая компетентность, интеллектуальная инициативность, креативность, рациональные прогностические стратегии, мотивационно-смысловая, аутокогнитивная, саморегуляционная компетенции.

Динамичные преобразования российского общества нередко приводят к смене жизненных планов, установок, формированию новых ценностей и смыслов, что требует высокой личностной гибкости и одновременно способности сохранять целостность на всех этапах индивидуального развития. При этом непредсказуемость, нестабильность и изменчивость социально-экономической ситуации приводит к противоречивости, конфликтности ценностно-смысловых позиций во внутреннем пространстве человека.

Преодоление негативных последствий внутренней конфликтности связано с умением принимать кардинально новые нестандартные личностные решения, пересматривать и развивать самость как интегратор личностной целостности. Внутриличностные ценностно-смысловые противоречия являются стимулирующим фактором развития человека, выводя его за рамки привычной активности и побуждая к новым видам деятельности. Это акмеологиче-

ская предпосылка развития дает основание предполагать наличие развивающей функции в ценностно-смысловом конфликте государственных служащих и использовать этот потенциал в системе их личностно-профессионального развития. Речь может идти о формировании у них особого рода акмеологиче-ской аутоконфликтологической развивающей компетентности, предусматривающей специальную подготовку в рамках заданных алгоритмов ее развития и позволяющей профессионалу самостоятельно и компетентно преодолевать возникающие ценностно-смысловые противоречия.

Несмотря на многочисленные исследования условий и факторов преодоления ценностно-смыслового конфликта, до сих пор неразрешенными остаются противоречия между:

- заявляемой необходимостью исследовать проблему ценностно-смыслового конфликта государственных служащих и недостаточным вниманием к изучению продуктивных, развивающих функций ценностно-смыслового конфликта;

- имеющимися разработками психологических технологий по преодолению ценностно-смыслового конфликта личности и отсутствием целенаправленной организации акмеологического воздействия в этом направлении с учетом пси-холого-амеологических условий и факторов его эффективности применительно к профессиональной деятельности государственных служащих;

- имеющимися методическими рекомендациями по преодолению ценностно-смыслового конфликта государственных служащих и отсутствием ак-меологических технологий реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственного служащего.

Источником ценностно-смыслового конфликта является противоречивое взаимодействие различных ценностей и мотивов личности, которые приводят к негативным проявлениям на различных уровнях: поведенческом (снижение приспособительной деятельности, невротические и фрустрационные реакции, регрессия, поспешность и разрушительность действий); эмоциональном (психологический дискомфорт, неуверенность и беспомощность, тревога и вина, досада и озлобленность, агрессивность); когнитивном (нарушение целостности «Я», блокировка доступа к личному и социальному опыту, вытеснение обобщенных нравственных отношений частными мотивами и преходящими ориентирами). Позитивные функции ценностно-смыслового конфликта фактически на изучены и косвенно рассматриваются через способность личности конструктивно разрешать внутриличностные конфликты, в связи с чем выделены два противоположных типа личности: «активный» - конструктивно разрешающий ценностно-смысловой конфликт; «пассивный» - деструктивно разрешающий конфликт за счет использования защитных механизмов.

Сущностно-содержательными особенностями ценностно-смысловых конфликтов государственных служащих являются: несоответствие между взаимными требованиями личности госслужащего и профессии; специфика

профессиональной среды с высоким уровнем латентной и открытой конфлик-тогенности (особенно для контролирующих органов); психологическая профессиональная деформация, проявляющаяся в развитии некоторых акцентуаций, препятствующих продуктивному разрешению ценностно-смыслового конфликта; неразвитая психологическая и рефлексивная культура и акме-ологическая некомпетентность, что показывает неготовность госслужащего к конструктивному взаимодействию с ценностно-смысловым конфликтом; неосведомленность о разрушительных для личности последствиях внутрилич-ностного конфликта и отсутствии необходимых компетенций для реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта.

Акмеологические критерии и показатели продуктивного разрешения ценностно-смыслового конфликта государственных служащих позволяют оценить внутренние акмеологические возможности личности профессионала в разрешении ценностно-смыслового конфликта. По критерию «акмеологическая способность к целеполаганию» - чем выше уровень развития этой способности, тем меньше уровень ценностно-смыслового конфликта. Интеллектуальная инициативность, креативность, рациональные прогностические стратегии выступают внешними показателями по данному критерию. Экзистенциальный (осмысленность существования и ответственность за жизненный выбор); когнитивный (стратегичность мышления); аффективный (использование эмоций как инструмента оценки продуктивности процесса постановки и достижения целей); субъектный (позиция субъекта целеполагания) - являются внутренними показателями поданному критерию. По критерию «эффективность самореализации» - чем выше самореализация, тем ниже уровень ценностно-смысловых конфликтов. Показателями эффективной самореализации выступают: осознанность направленности и результативность собственной жизни, высокая степень целеустремленности, наличие четких жизненных целей, позитивное восприятие процесса своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, убежденность в возможности самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать и исполнять решения. По критерию «тип самопознания» (ретроспективный, ситуативный, перспективный) - уровень внутренней конфликтности ниже при наличии перспективного типа самосознания. Глубина познания своей внутренней сущности, собственной рациональности, скрытой иррациональности и личностного потенциала выступают показателями по данному критерию: чем ниже уровень познания данных характеристик, тем примитивней тип самосознания (ретроспективный, ситуативный). Критерий «отсутствие разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности» показывает, что чем меньше данный разрыв, тем выше внутренняя интеграция и ниже уровень ценностно-смыслового конфликта. Показателями являются: адекватная самооценка, вариативность ценностно-смысловой сферы, внутренний локус контроля.

Психолого-акмеологическая модель реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственных служащих отражает их развитие за счет внутренних ресурсов ценностно-смыслового конфликта и с применением следующих акмеологических средств: внутренних акмео-логических систем оптимизации ценностно-смыслового конфликта: аутокон-фликтологической компетентности, включающей мотивационно-смысловую, аутокогнитивную, саморегуляционную компетенции; акмеологических механизмов: социально-психологических, коммуникативных, психологических, аутокоммуникативных, рефлексивных, когнитивных, педагогических, дидактических, креативных, аутопсихологических, организационных; акмеологических условий и факторов реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта: объективных, субъективных, психологических, личностных, социально-психологических, аутопсихологических, педагогических.

Акмеологический алгоритм реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта, включает следующие этапы: 1) идентификация внутриличностного конфликта; 2) определение соотношения мотивацион-ных, аутокогнитивных и эмоциональных составляющих в общей структуре конфликта (аутокогнитивная компетентность); 3) выбор стратегии разрешения конфликта (саморегуляционная компетентность); 4) видоизменение старых и выработка новых индивидуальных способов разрешения конфликта (саморегуляционная компетентность); 5) ценностно-смысловая гармонизация сознания за счет смыслового переструктурирования-рефрейминга (мо-тивационно-смысловая компетентность).

Акмеологические механизмы реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственных служащих рассматриваются с точки зрения возможности их использования для собственного развития, когда человек самостоятельно и компетентно занимает акмеологическую позицию субъекта самоуправления и саморазвития и продуктивно преобразует негативные последствия конфликта в позитивные. Эффективность действия социально-психологических механизмов в ситуациях групповой работы основана на принципах интерсубъективности, экстериоризации и интерио-ризация, межличностного научения. Коммуникативные механизмы обеспечивают преодоление ценностно-смыслового конфликта за счет процесса передачи значимой информации в процессе коммуникации с использованием вербальных и невербальных коммуникационных средств. Аутокоммуникация, объективация субъективного опыта, самодиагностика, самокоррекция и саморазвитие являются психологическими механизмами. Внутренний диалог как реализация диалогической внутренней позиции и преобразующие ко-пинг-стратегии относятся к механизмам аутокоммуникации. Рефлексивный механизм реализуется в обращении активности человека на переоформление, рефрейминг значимых ценностно-смысловых образований с целью оптимизации своей ценностно-смысловой сферы. Способы самонаблюдения,

самоконтроля, самореализации, направленные на понимание и оптимизацию собственного психологического состояния, расширение границ осозна-вания и их использование как инструментов для решения ценностно-смыслового конфликта представляют собой аутопсихологические механизмы. Педагогические механизмы реализуют личностную включенность в процесс обучения, поддержание интереса к изучаемой проблеме, позитивное поощрение в ходе обучения со стороны педагога, индивидуальный подход к обучению. Дидактическими механизмами являются: последовательная подача учебного материала соответственно логике преодоления ценностно-смыслового конфликта. Креативные механизмы преодоления ценностно-смыслового конфликта обусловливают его преодоление за счет работы сверхсознания, интуиции. Организационные механизмы преодоления ценностно-смыслового конфликта имеют характер внешних и внутренних и включают организационные основы профессиональной переподготовки госслужащих, средства самоорганизации.

Акмеологические условия реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта - это значимые обстоятельства, от которых зависит продуктивное разрешение ценностно-смыслового конфликта на основе приобретенной в ходе обучения аутоконфликтологической компетентности. Развитие субъектности, целеполагания и аутоконфликтологической компетентности являются необходимыми субъективными акмеологическими условиями реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственных служащих. Объективными акмеологическими условиями реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственного служащего являются: востребованность со стороны организаций продуктивно работающих специалистов и руководителей, обладающих высоким уровнем профессиональной идентичности, ценностно-смысловой интегрированности, личностной зрелости. Педагогическими условиями реализации развивающей функции ценностно-смыслового конфликта государственного служащего средствами тренинга программно-целевой направленности являются: использование в образовательном процессе индивидуальных средств преодоления ценностно-смыслового конфликта; организация самостоятельной работы; обеспечение высокого качества тренингового процесса; результативности обучения, его оптимальности, интенсивности, максимального использования резервов личности обучаемого.

Проведенное соискателем эмпирическое исследование содержательных особенностей ценностно-смысловых конфликтов государственных служащих выявило, что наиболее значимыми для госслужащих являются ценности «мастерство», «верность долгу», «личностное совершенствование». Наименее значимыми - «власть», «творчество», «престиж».

Наиболее доступными для госслужащих являются ценности: «личностное совершенствование», «служение Отечеству», «верность долгу». В сред-

нем по всем исследованным ценностям степень привлекательности ценностей немного выше (на 0.5 - у руководителей и на 1.0 - у специалистов), чем степень их доступности и у руководителей, и у специалистов. Это можно интерпретировать как небольшую степень идеализированности сознания, что является нормальным.

При этом у специалистов государственной службы степень реализуемости ценностей ниже чем, у руководителей (на 0.5). По ряду ценностей уровень доступности ценностей выше, чем степень их привлекательности. Для руководителей это ценности: «верность долгу» (0.3), «работа» (0.3), «власть» (0.2), «служение Отечеству» (0.1). Для специалистов это ценности: «работа» (0.4), «служение Отечеству» (0.1). Другими словами, у руководителей и специалистов госслужбы реализованы ценности «работы» и «служению Отечеству», у руководителей при этом также реализованы ценности «власти» и «верности долгу».

Наименее доступными для руководителей являются ценности: «власть» (6.4), «творчество» (6.4), «уверенность в завтрашнем дне» (6.7), «престиж» (6.9). Для специалистов наименее доступны ценности: «уверенность в завтрашнем дне» (5.3), «власть» (5.3), «престиж» (5.7), «материальное благополучие» (5.9), «творчество» (6.1), «карьера» (6.4). Другими словами, в целом государственные служащие считают, что для них не вполне доступна реализация ценностей «власти», «творчества», «уверенности в завтрашнем дне», «престижа». При этом для специалистов также недоступны ценности «материальное благополучие», «карьера».

В среднем степень значимости ценностей у руководителей выше, чем у специалистов, что говорит о большей выраженности ценностно-смысловой сферы у руководителей.

Наиболее значимыми для руководителей являются ценности: «мастерство» (9,2), «верность долгу» (8.9), «уверенность в завтрашнем дне» (8.8). Для специалистов наиболее значимы ценности «личностное совершенствование» (8.7), «материальное благополучие» (8.3), «мастерство» (8.3). То есть в сознании руководителей более выражена ценность «верность долгу», а у специалистов - «личностное совершенствование».

Степень реализуемости ценностей в целом по всей группе обследованных госслужащих очень низкая (-0.7), что говорит о наличии в их сознании ценностно-смыслового конфликта. При этом в подгруппе специалистов она более высокая (-1.0), чем в подгруппе руководителей (-0.5). Так специалисты считают, что из 12 предложенных ценностей у них реализуются только две -«работа» и «служение Отечеству». Руководители могут реализовать 4 ценности из предложенных 12 - «работа» и «служение Отечеству», «власть», «верность долгу».

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о возможностях продуктивного разрешения ценностно-смыслового конфликта госслу-

жащих: первая группа базовых (материальных ценностей) может быть решена не только за счет повышения зарплаты, но и путем предоставления гарантий трудоустройства как устранения опасности сокращения в результате постоянных реорганизаций органов власти. Вторая группа фрустриро-ванных акмеологических ценностей саморазвития и самореализации может быть реализована за счет расширения возможностей индивидуального развития государственных служащих и овладения ими акмеологической компетентностью.

Список литературы

1. Деркач А. А. Развитие ценностной сферы профессионала. М. : Изд-во РАГС, 2001.

2. Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала. М. : Флинта, 1998.

© Степнова Л. А. , Степнов А. П., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.