ности прогноза равен коэффициенту корреляции между индивидуальными оценками по каждому модулю «Ваш прогноз через полгода» и реальным отношением коллег к этому члену группы. Показатели объективности и субъективности сравниваются, больший из них говорит о ведущей стратегии СА этого члена группы.
Социальная антиципация руководителя (САР): Оперативная САР («Сейчас») определяется через разность между прогностическим ожиданием руководителя, как группа оценит своё отношение к её члену по каждому модулю, и реальными средними персонифицированными оценками. Оценка стратегической САР («Ваш прогноз через полгода», необходим ретест): сравниваются ожидания руководителя по первому опросу и реальное отношение группы по второму опросу. Показатели точности и уверенности в прогнозе руководителя (степень уверенности в прогнозе по шкале от 0 до 10) выявляются аналогично этим показателям СА членов группы. Для измерения субъективности прогноза необходимы оценки личного отношения руководителя к каждому члену группы. В остальном расчёт показателей субъективности и объективности прогноза, а также определения ведущей стратегии САР идентичен описанию СА членов группы.
Модульный социотест как экспертный опрос 3600 в ас-сессмент-центре. Оценку по компетенциям (модулям) производят в качестве экспертов предварительно отобранные сотрудники смежных уровней одной коммуникативно-информационной цепи организации, руководители и подчиненные (в случае их наличия). При этом допускается как одностороннее, так и взаимное оценивание. Важным элементом процедуры является самооценивание респондента. Целесообразно исключить из подсчета оценки экспертов, поставивших крайние (наименьшее и наибольшее) и единообразные (все одинаковые) баллы оцениваемому сотруднику. Анализ результатов проводится по средним значениям, стандартным отклонениям, степени соответствия личной и средней экспертной оценок. Процедура также позволяет оценить перцептивные способности [6] и степень искренности экспертов.
Литература
[1] Анцупов А.А., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
[2] Бехтер А.А. Антиципация как ресурс акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 42-43.
[3] Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 1. 2015. С. 32-38.
[4] Ковалёв В.В. Структура, технология и особенности проведения социально-психологической оценки персонала // Акмеология. 2015. № 2.
[5] Ковалёв В.В. Теоретико-прикладные основы социально-психологической оценки персонала // Акмеология. № 1. 2015. С. 65-72.
[6] Ковалёв В.В., Чичкова А.В. Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов // Акмеология. № 1. 2014. С. 42-50.
[7] Ковалёв В.В., Узякаев И.Н. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений в офицерских коллективах // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 218-219.
PROMISING RESEARCH POSSIBILITIES OF MODULAR SOCIOTEST
Vjacheslav V. Kovalev - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Department of Akmeology and Professional Psychology, the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Service (RANEPA), 84 Vernadsky prosp., Moscow, Russia, 119606; [email protected]
Elizabeth S. Prokopenko - the psychologist-acmeologist, the graduate student of the Department of Acmeology and and Professional Psychology, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Service (RANEPA); 84 Vernadskogo pr., Moscow, Russia, 119606; [email protected]
ABSTRACT
The article describes the ways of modular sociotest using for quantitative and qualitative assessment of the value-orientation unity of groups, of self-esteem parameters, group's members and its head
social anticipation, also for an 3600expert survey in the assessment-center of organization.
Key words: value-orientation unity, self-assessment, anticipation, strategic forecasting, expert survey, method 3600, assessment center, interpersonal relations, modular sociotest.
УДК 378
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
Козина Оксана Викторовна (Барнаул, Россия) - доцент кафедры «Международные экономические отношения», Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, пр. Ленина, 46 [email protected]
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой личности профессионала. В соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню языковой подготовки будущего специалиста, в процессе обучения иностранному языку в вузе создаются специальные условия для его дальнейшего развития и саморазвития. Ключевые слова: языковое развитие личности, профессионал, взаимодействие субъектов учения, условия.
На современном этапе поликультурного и мультилинг-вального общества владение иностранным языком обеспечивает будущему специалисту доступ к профессиональной информации, к деловой коммуникации с зарубежными партнерами, что способствует его профессиональному и личностному росту. В данной связи приоритетной и актуальной задачей модернизации образования является подготовка компетентных, конкурентоспособных, гибких специалистов, профессионализм которых напрямую зависит от уровня и качества языкового развития.
В последнее время в области теории и методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе произошли кардинальные изменения. Совсем недавно в процессе обучения делался акцент на формирование набора знаний, умений и владений (ЗУВ), в настоящее время новый подход апеллирует к развитию и реализации «Я»-концепции, создание специальных условий для развития языковой личности, проявлению (раскрытию) всех ее способностей.
Сложность и взаимозависимость структурных компонентов языковой и профессиональной подготовки заставляют педагогов нового формата решать проблемы развития языковой личности через обучение иностранному языку, в данном случае иностранный язык является специфической интеллектуальной деятельностью для обучающихся, а не просто сумма ЗУВ. Следовательно, функция языка как инструмента приобретения знаний трансформируется в эффективное средство для развития языковой личности будущего специалиста через удвоение возможностей получения информации из глобального культурно-образовательного пространства [1].
В рамках появления новых тенденций в образовательном процессе эффективное педагогическое взаимодействие, как отмечает С.Я. Ромашина должно быть коммуникативным, совместным и диалогичным по форме партнерских отношений [2]. Отсюда следует, что процесс диалогового общения должен протекать в условиях понимания, открытости, искренности, доброжелательности, эмпатии, которые приведут обучающихся к самосовершенствованию, самопознанию, самораскрытию и иным «самостям» [3].
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием для достижения такого уровня развития личности является фаси-литирующее общение преподавателя иностранного языка с обучающимися. Под понятием «фасилитирующее общение» понимается «новый, относительно устойчивый, коммуникативно-гуманистический вид межличностного педагогического взаимодействия, где реализуется такая система методов, приемов, способов общения между субъектами учения, которая помогает педагогу развиваться самому, развивать других посредством эффективного дидактического коммуникативного воздействия, с учетом принципов диалогичности, преемственности и интеграции в условиях гуманизации образования. Ха-
рактеристиками фасилитирующего общения являются: обучающе-воспитательный характер, субъектность, диалогичность, креативность, этичность» [4, с. 273]. Данный стиль общения обеспечивает не только гуманистический, очеловеченный характер взаимодействия субъектов учения, а также влияет как на языковое, так и на личностное развитие обучаемых.
Курс обучения иностранному языку в вузе является, по сути, одним из главных этапов в системе «школа - вуз - послевузовское обучение» (повышение квалификации, самообразование). Данный курс продолжает школьный и обеспечивает подготовку к дальнейшей самостоятельной работе по специальности, требующей применения иностранного языка в условиях конкурентной профессиональной среды. Обладая огромным образовательным потенциалом процесс обучения иностранному языку в вузе, с одной стороны, активизирует лингвистическую подготовку, за счет пополнения знаний по профессиональной деятельности, межкультурной коммуникации, а с другой стороны, формирует индивидуальные, личностно-деятельностные характеристики, достигающиеся во всех взаимосвязях.
Таким образом, развитие языковой личности средствами иностранного языка происходит в профессионально-ориентированном и личностно-ориентированном направлениях. В данной связи прослеживается акмеологическая составляющая, позволяющая формировать искомые профессиональные и личностные качества будущего специалиста и проецировать их дальнейшее развитие в пост-учебной деятельности.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что создавшаяся в настоящее время ситуация в образовательной среде, позволяет преподавателям иностранного языка в неязыковом вузе разрабатывать и внедрять в практику специализированные курсы, авторские программы обучения в рамках своего предмета, что дает дополнительный стимул к развитию вариативности и непрерывности системы языковой подготовки в контексте единого образовательного пространства и общих требований к современной, конкурентоспособной языковой личности.
Литература
[1]. Козина, О.В. Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 141-145.
[2].Ромашина, С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: уч. Пособие для студентов педагогических вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
[3]. Мясникова, О.В., Козина, О.В. Акмеология. 2014. № S3-4. С. 119120.
[4]. Козина, О.В., Майер, А.А. Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 272-275.
ACMEOLOGICAL COMPONENT IN THE PROFESSIONAL'S LINGUISTIC DEVELOPMENT
Kozina Oksana Viktorovna (Barnaul, Russia) - an assistant professor of the international economic affairs professorial chair, I.I. Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin street cck2004@ mail.ru
Abstract
The article is devoted to the problem of the professional's linguistic development. In accordance with the requirements to the level of a linguistic preparation of a future specialist, special conditions of his further development and personal development in a process of a foreign language teaching in high school are made. Key words: person's linguistic development, professional, interaction between the participants of the educational process, conditions.
УДК 159.9
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИИ ТЕЛЕСНОСТИ В РАМКАХ МЕДИЦИНСКОЙ АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Колобаев Сергей Андреевич (Москва, Россия) - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена проблематизации результатов эмпирического исследования психолого-акмеологического феномена телесности. В данной работе делается попытка очертить контуры развития акмеологии телесности как составляющей акмеологической дисциплины изучения феномена телесности. Показаны обширные психологические связи феномена телесности с основными акмео-логическими понятиями и категориями. Обозначена перспектива, актуальность и значимость исследований телесности в русле медицинской акмеологии и психологии здоровья. Ключевые слова: телесность, медицинская акмеология, психология здоровья, критерии телесности, безопасность здоровья, спорт, акмеология телесности.
В результате анализа современных психологических и ак-меологических исследований [1; 2; 3; 4; 5] в сфере психологии здоровья и здоровьесберегающих технологий показано магистральное направления изучения и анализа феномена телесности. Телесность как междисциплинарное понятие в акмеологической науке и практике рассматривается как психолого-акмеологический феномен в структуре психического здоровья. В исследованиях Казакова Ю.Н. показаны потенциал санационного мышления, феномен внутренней позиции личности в сохранении своего здоровья [3]. Медицинская акмеология рассматривает психологические предикторы формирования здоровой позиции личности, в процессе движения субъекта по жизненному пути, в условиях самореализации и профессиональной деятельности. «Безтелесная» психология [1; 2] изучает психические процессы в отрыве от соматической составляющей, что требует обращения к изучению образа тела, спектра психологический переживаний телесного опыта. В русле клинической психологии телесные переживания занимали одно из первый мест, в медицинской акмеологии феномен телесности ставиться актуальной задачей и рассматривается в новых горизонтах психологических взаимосвязей с акме личности.
Акмеологическая категория возраста, пика личностного и профессионального развития сопрягается с определённой системой переживания личностью своего телесного опыта. В настоящем исследовании система психических процессов, состояний и свойств переживания и восприятии личностью своего телесного опыта обозначена психолого-акмеологиче-ским феноменом телесности. Представлены уровни изучения феномена телесности согласно уровням рефлексии феномена телесности: высокий, средний, низкий. Обоснован анализ феномена телесности через критерии феномена телесности: адаптационный, семантический, семиотический, аксиологический, информационный, лингвистический, метафорический, статистический, структурный, экзистенциальный. Предложены показатели исследования феномена телесности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, социальный, перцептивный.
На материале эмпирической выборке спортсменов (n=30) получены данные исследования по батарее стандартизированных психологических тесто (Mini-Mult, FPI, опросник самоактуализации Шострома), по акмеологическим методикам («Личность и темперамент» Маноловой О.Н., составление акмеограммы), так и по авторским методикам, разработанным и апробированным в процессе выполнения работы - полустандартизированное интервью, методика «Уровень рефлексии телесности», «Методика рефлексии ощущений в формировании технических действий и технической подготовки спортсмена», «Самооценка телесных параметров (эффективности функционирования тела в последовательности актуальных отрезков спортивной деятельности), «Ранжирование телесных параметров (по степени субъективной значимости)».
Доказательно представлена характеристика психических процессов, состояний и свойств личности в переживании и восприятии своего телесного опыта.
Спортсмены в ходе своего профессионального тренинга устанавливают особую организацию тела и соотношения сомы с психикой. Тело становиться подготовленным, способным переносить нагрузки, и психика адаптируется под сложные стрессовые ситуации. В условиях спортивной дея-