Научная статья на тему 'Акмеологическая составляющая в развитии языковой личности профессионала'

Акмеологическая составляющая в развитии языковой личности профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSON'S LINGUISTIC DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛ / PROFESSIONAL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ УЧЕНИЯ / INTERACTION BETWEEN THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / УСЛОВИЯ / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козина Оксана Викторовна

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой личности профессионала. В соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню языковой подготовки будущего специалиста, в процессе обучения иностранному языку в вузе создаются специальные условия для его дальнейшего развития и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL COMPONENT IN THE PROFESSIONAL’S LINGUISTIC DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of the professional’s linguistic development. In accordance with the requirements to the level of a linguistic preparation of a future specialist, special conditions of his further development and personal development in a process of a foreign language teaching in high school are made.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая составляющая в развитии языковой личности профессионала»

ности прогноза равен коэффициенту корреляции между индивидуальными оценками по каждому модулю «Ваш прогноз через полгода» и реальным отношением коллег к этому члену группы. Показатели объективности и субъективности сравниваются, больший из них говорит о ведущей стратегии СА этого члена группы.

Социальная антиципация руководителя (САР): Оперативная САР («Сейчас») определяется через разность между прогностическим ожиданием руководителя, как группа оценит своё отношение к её члену по каждому модулю, и реальными средними персонифицированными оценками. Оценка стратегической САР («Ваш прогноз через полгода», необходим ретест): сравниваются ожидания руководителя по первому опросу и реальное отношение группы по второму опросу. Показатели точности и уверенности в прогнозе руководителя (степень уверенности в прогнозе по шкале от 0 до 10) выявляются аналогично этим показателям СА членов группы. Для измерения субъективности прогноза необходимы оценки личного отношения руководителя к каждому члену группы. В остальном расчёт показателей субъективности и объективности прогноза, а также определения ведущей стратегии САР идентичен описанию СА членов группы.

Модульный социотест как экспертный опрос 3600 в ас-сессмент-центре. Оценку по компетенциям (модулям) производят в качестве экспертов предварительно отобранные сотрудники смежных уровней одной коммуникативно-информационной цепи организации, руководители и подчиненные (в случае их наличия). При этом допускается как одностороннее, так и взаимное оценивание. Важным элементом процедуры является самооценивание респондента. Целесообразно исключить из подсчета оценки экспертов, поставивших крайние (наименьшее и наибольшее) и единообразные (все одинаковые) баллы оцениваемому сотруднику. Анализ результатов проводится по средним значениям, стандартным отклонениям, степени соответствия личной и средней экспертной оценок. Процедура также позволяет оценить перцептивные способности [6] и степень искренности экспертов.

Литература

[1] Анцупов А.А., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[2] Бехтер А.А. Антиципация как ресурс акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 42-43.

[3] Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 1. 2015. С. 32-38.

[4] Ковалёв В.В. Структура, технология и особенности проведения социально-психологической оценки персонала // Акмеология. 2015. № 2.

[5] Ковалёв В.В. Теоретико-прикладные основы социально-психологической оценки персонала // Акмеология. № 1. 2015. С. 65-72.

[6] Ковалёв В.В., Чичкова А.В. Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов // Акмеология. № 1. 2014. С. 42-50.

[7] Ковалёв В.В., Узякаев И.Н. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений в офицерских коллективах // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 218-219.

PROMISING RESEARCH POSSIBILITIES OF MODULAR SOCIOTEST

Vjacheslav V. Kovalev - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Department of Akmeology and Professional Psychology, the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Service (RANEPA), 84 Vernadsky prosp., Moscow, Russia, 119606; [email protected]

Elizabeth S. Prokopenko - the psychologist-acmeologist, the graduate student of the Department of Acmeology and and Professional Psychology, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Service (RANEPA); 84 Vernadskogo pr., Moscow, Russia, 119606; [email protected]

ABSTRACT

The article describes the ways of modular sociotest using for quantitative and qualitative assessment of the value-orientation unity of groups, of self-esteem parameters, group's members and its head

social anticipation, also for an 3600expert survey in the assessment-center of organization.

Key words: value-orientation unity, self-assessment, anticipation, strategic forecasting, expert survey, method 3600, assessment center, interpersonal relations, modular sociotest.

УДК 378

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Козина Оксана Викторовна (Барнаул, Россия) - доцент кафедры «Международные экономические отношения», Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, пр. Ленина, 46 [email protected]

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой личности профессионала. В соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню языковой подготовки будущего специалиста, в процессе обучения иностранному языку в вузе создаются специальные условия для его дальнейшего развития и саморазвития. Ключевые слова: языковое развитие личности, профессионал, взаимодействие субъектов учения, условия.

На современном этапе поликультурного и мультилинг-вального общества владение иностранным языком обеспечивает будущему специалисту доступ к профессиональной информации, к деловой коммуникации с зарубежными партнерами, что способствует его профессиональному и личностному росту. В данной связи приоритетной и актуальной задачей модернизации образования является подготовка компетентных, конкурентоспособных, гибких специалистов, профессионализм которых напрямую зависит от уровня и качества языкового развития.

В последнее время в области теории и методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе произошли кардинальные изменения. Совсем недавно в процессе обучения делался акцент на формирование набора знаний, умений и владений (ЗУВ), в настоящее время новый подход апеллирует к развитию и реализации «Я»-концепции, создание специальных условий для развития языковой личности, проявлению (раскрытию) всех ее способностей.

Сложность и взаимозависимость структурных компонентов языковой и профессиональной подготовки заставляют педагогов нового формата решать проблемы развития языковой личности через обучение иностранному языку, в данном случае иностранный язык является специфической интеллектуальной деятельностью для обучающихся, а не просто сумма ЗУВ. Следовательно, функция языка как инструмента приобретения знаний трансформируется в эффективное средство для развития языковой личности будущего специалиста через удвоение возможностей получения информации из глобального культурно-образовательного пространства [1].

В рамках появления новых тенденций в образовательном процессе эффективное педагогическое взаимодействие, как отмечает С.Я. Ромашина должно быть коммуникативным, совместным и диалогичным по форме партнерских отношений [2]. Отсюда следует, что процесс диалогового общения должен протекать в условиях понимания, открытости, искренности, доброжелательности, эмпатии, которые приведут обучающихся к самосовершенствованию, самопознанию, самораскрытию и иным «самостям» [3].

Следует подчеркнуть, что важнейшим условием для достижения такого уровня развития личности является фаси-литирующее общение преподавателя иностранного языка с обучающимися. Под понятием «фасилитирующее общение» понимается «новый, относительно устойчивый, коммуникативно-гуманистический вид межличностного педагогического взаимодействия, где реализуется такая система методов, приемов, способов общения между субъектами учения, которая помогает педагогу развиваться самому, развивать других посредством эффективного дидактического коммуникативного воздействия, с учетом принципов диалогичности, преемственности и интеграции в условиях гуманизации образования. Ха-

рактеристиками фасилитирующего общения являются: обучающе-воспитательный характер, субъектность, диалогичность, креативность, этичность» [4, с. 273]. Данный стиль общения обеспечивает не только гуманистический, очеловеченный характер взаимодействия субъектов учения, а также влияет как на языковое, так и на личностное развитие обучаемых.

Курс обучения иностранному языку в вузе является, по сути, одним из главных этапов в системе «школа - вуз - послевузовское обучение» (повышение квалификации, самообразование). Данный курс продолжает школьный и обеспечивает подготовку к дальнейшей самостоятельной работе по специальности, требующей применения иностранного языка в условиях конкурентной профессиональной среды. Обладая огромным образовательным потенциалом процесс обучения иностранному языку в вузе, с одной стороны, активизирует лингвистическую подготовку, за счет пополнения знаний по профессиональной деятельности, межкультурной коммуникации, а с другой стороны, формирует индивидуальные, личностно-деятельностные характеристики, достигающиеся во всех взаимосвязях.

Таким образом, развитие языковой личности средствами иностранного языка происходит в профессионально-ориентированном и личностно-ориентированном направлениях. В данной связи прослеживается акмеологическая составляющая, позволяющая формировать искомые профессиональные и личностные качества будущего специалиста и проецировать их дальнейшее развитие в пост-учебной деятельности.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что создавшаяся в настоящее время ситуация в образовательной среде, позволяет преподавателям иностранного языка в неязыковом вузе разрабатывать и внедрять в практику специализированные курсы, авторские программы обучения в рамках своего предмета, что дает дополнительный стимул к развитию вариативности и непрерывности системы языковой подготовки в контексте единого образовательного пространства и общих требований к современной, конкурентоспособной языковой личности.

Литература

[1]. Козина, О.В. Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 141-145.

[2].Ромашина, С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: уч. Пособие для студентов педагогических вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.

[3]. Мясникова, О.В., Козина, О.В. Акмеология. 2014. № S3-4. С. 119120.

[4]. Козина, О.В., Майер, А.А. Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 272-275.

ACMEOLOGICAL COMPONENT IN THE PROFESSIONAL'S LINGUISTIC DEVELOPMENT

Kozina Oksana Viktorovna (Barnaul, Russia) - an assistant professor of the international economic affairs professorial chair, I.I. Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin street cck2004@ mail.ru

Abstract

The article is devoted to the problem of the professional's linguistic development. In accordance with the requirements to the level of a linguistic preparation of a future specialist, special conditions of his further development and personal development in a process of a foreign language teaching in high school are made. Key words: person's linguistic development, professional, interaction between the participants of the educational process, conditions.

УДК 159.9

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИИ ТЕЛЕСНОСТИ В РАМКАХ МЕДИЦИНСКОЙ АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

Колобаев Сергей Андреевич (Москва, Россия) - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]

Аннотация

Статья посвящена проблематизации результатов эмпирического исследования психолого-акмеологического феномена телесности. В данной работе делается попытка очертить контуры развития акмеологии телесности как составляющей акмеологической дисциплины изучения феномена телесности. Показаны обширные психологические связи феномена телесности с основными акмео-логическими понятиями и категориями. Обозначена перспектива, актуальность и значимость исследований телесности в русле медицинской акмеологии и психологии здоровья. Ключевые слова: телесность, медицинская акмеология, психология здоровья, критерии телесности, безопасность здоровья, спорт, акмеология телесности.

В результате анализа современных психологических и ак-меологических исследований [1; 2; 3; 4; 5] в сфере психологии здоровья и здоровьесберегающих технологий показано магистральное направления изучения и анализа феномена телесности. Телесность как междисциплинарное понятие в акмеологической науке и практике рассматривается как психолого-акмеологический феномен в структуре психического здоровья. В исследованиях Казакова Ю.Н. показаны потенциал санационного мышления, феномен внутренней позиции личности в сохранении своего здоровья [3]. Медицинская акмеология рассматривает психологические предикторы формирования здоровой позиции личности, в процессе движения субъекта по жизненному пути, в условиях самореализации и профессиональной деятельности. «Безтелесная» психология [1; 2] изучает психические процессы в отрыве от соматической составляющей, что требует обращения к изучению образа тела, спектра психологический переживаний телесного опыта. В русле клинической психологии телесные переживания занимали одно из первый мест, в медицинской акмеологии феномен телесности ставиться актуальной задачей и рассматривается в новых горизонтах психологических взаимосвязей с акме личности.

Акмеологическая категория возраста, пика личностного и профессионального развития сопрягается с определённой системой переживания личностью своего телесного опыта. В настоящем исследовании система психических процессов, состояний и свойств переживания и восприятии личностью своего телесного опыта обозначена психолого-акмеологиче-ским феноменом телесности. Представлены уровни изучения феномена телесности согласно уровням рефлексии феномена телесности: высокий, средний, низкий. Обоснован анализ феномена телесности через критерии феномена телесности: адаптационный, семантический, семиотический, аксиологический, информационный, лингвистический, метафорический, статистический, структурный, экзистенциальный. Предложены показатели исследования феномена телесности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, социальный, перцептивный.

На материале эмпирической выборке спортсменов (n=30) получены данные исследования по батарее стандартизированных психологических тесто (Mini-Mult, FPI, опросник самоактуализации Шострома), по акмеологическим методикам («Личность и темперамент» Маноловой О.Н., составление акмеограммы), так и по авторским методикам, разработанным и апробированным в процессе выполнения работы - полустандартизированное интервью, методика «Уровень рефлексии телесности», «Методика рефлексии ощущений в формировании технических действий и технической подготовки спортсмена», «Самооценка телесных параметров (эффективности функционирования тела в последовательности актуальных отрезков спортивной деятельности), «Ранжирование телесных параметров (по степени субъективной значимости)».

Доказательно представлена характеристика психических процессов, состояний и свойств личности в переживании и восприятии своего телесного опыта.

Спортсмены в ходе своего профессионального тренинга устанавливают особую организацию тела и соотношения сомы с психикой. Тело становиться подготовленным, способным переносить нагрузки, и психика адаптируется под сложные стрессовые ситуации. В условиях спортивной дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.