Научная статья на тему 'Акатуй и сабантуй как земледельческие календарные праздники'

Акатуй и сабантуй как земледельческие календарные праздники Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
751
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каримова О. Н., Бахор Т. А.

В статье выявляется мифологическая основа чувашского Акатуя и татарского Сабантуя, определяется роль отдельных компонентов этих народных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акатуй и сабантуй как земледельческие календарные праздники»

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

АКАТУЙ И САБАНТУЙ КАК ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Каримова О.Н., Бахор Т.А.,

кандидат филологических наук, доцент Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского Федерального университета г. Лесосибирск, Россия

В статье выявляется мифологическая основа чувашского Акатуя и татарского Сабантуя, определяется роль отдельных компонентов этих народных праздников.

В рамках молодежного исследовательского проекта студентов филологического факультета Лесосибирского педагогического института - филиала СФУ «Семейные ценности, воплощённые в народных верованиях, обрядах и обычаях представителей этносов, проживающих Красноярском крае» (май- декабрь 2009 г.) было опрошено более 200 человек, из которых более 50% - 19-25 лет, около 30% - 40 лет и старше. Источником информации стали публикации в местных периодических изданиях («Заря Енисея», «Вовремя»), и также материалы фондов Енисейского краеведческого музея, Казачинского краеведческого музея, Лесосибирского городского музея, фондов городских библиотек Лесосибирска и Енисейска.

Из национальных праздников более всего тюркоязычные информанты вспоминают татарский Сабантуй и чувашский Акатуй.

Акатуй - национальный весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Об этом говорит и этимологическое значение названия: «Акатуй» происходит от чувашского слова «ака», «акать», что значит «сеять», а вторая часть названия праздника («туй») в переводе означает «свадьба». Как видим, в названии праздника содержатся указания на брак и посев, который у древних земледельцев воспринимался как священный брак земли. Об этом свидетельствует и семантика плуга - символа оплодотворяющего начала, зарождения жизни в земле.

Акатуй до сих пор сохранил свою отчетливо выраженную обрядовую основу. Особое значение в сакральном пространстве праздника приобретают праздничные столы, огороженные декорациями так, стол находится внутри «дома», он окружен с двух сторон стенами «дома» и огорожен забором. Состав национальных блюд (зерновые, мясо, мука) также знаменует собой подобную «огороженность». Как столы сокрыты декорациями, так мясо и зерно сокрыто в тесте, как в недрах земли.

Растительный орнамент на женских рубашках (дерево, трава, цветы) и на мужских (конь и солнце) вполне соответствует приведенной выше трактовке праздничного действа как массового поклонения солнцу. Оно же представлено и в головном уборе женщин в виде дисков нашитых на шапочке монет.

Типологически Акатуй соотносится с Сабантуем, одним из важнейших татарских национальных календарных праздников, который в настоящее время воспринимается большинством его участников только как весёлое народное гуляние. Выявление мифологической основы состязаний, включенных в программу Сабантуя, позволяет увидеть древнюю сакральность этого праздника.

Сабантуй переводится с татарского как «Праздник плуга». В основе этого календарного обряда - языческие жертвоприношения богу Солнца и неба Тенгре, отражающие стремления древних людей к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношение, является в наше время основой сбора подарков на Сабантуй.

Перед совершением обряда жертвоприношения проводится ряд состязаний. Самое важное из них - это борьба на полотенцах «Керэш» («Куреш»): перед схваткой борющиеся обвязывают руки отрезом ткани. На наш взгляд, это ритуальное действие символизирует нерушимое единство двух противоположных («борющихся») начал. Элемент обвязывания рук отрезом ткани встречается только у татар. В настоящее же время мало кто знает об истинном смысле этого компонента

обряда. В целом же поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику.

Издавна главной составляющей Сабантуя являются конные скачки, чаще всего они устраивались вокруг холма и имитировали ход солнца по небу, прокладывание первой борозды и сев как оплодотворение земли. Иногда на Сабантуе встречается и такое соревнование как бег в гору (тау-га чабыш), в котором участвуют и мужчины и женщины. В настоящее время утратилось понимание этого действа как поклонения духу горы, сакральному центру мироздания. Связь Сабантуя с культом рождающей земли отражается и в том, что подарки победителям вручает самая молодая замужняя женщина. Так издавна подчёркивалась взаимосвязь женщины с плодородием земли.

Только развлекательным признаётся современной молодёжью и следующее состязание: покорение тёсаного столба, на вершине которого прикрепляются призы. Утрачено представление о столбе как о фаллическом символе, знаке священной Оси Мира, божественной силы, земной и космической жизненной энергии, восхождения, устойчивости, прочности и постоянства [1].

Все проводимые состязания нацелены на выявление самого сильного человека, батыра, которому затем будет поручено проведение главного действия праздника - жертвоприношения. Жертвой, предназначенной богам, является главный приз Сабантуя - баран, символизирующий огонь, солнечную энергию, пылкую страсть и т.д.[2] Чаще всего право оросить землю кровью жертвенного барана, «полить» брошенные накануне в землю зерновые предоставлялось победителю в борьбе «Керэш». Без осуществления этого финального действия «Праздник плуга» как свадебный обряд не может быть завершенным, а значит, не может обеспечить будущий урожай, появление приплода у животных, рождения здорового (угодного богам) потомства у людей

Анализ данных опроса информантов - чувашей и татар самых разных возрастов и социального положения свидетельствует о том, что при осмыслении праздника Акатуя и Сабантуя все чаще теряется его глубинное сакральное значение. Молодёжь воспринимает эти праздники как чисто декоративные. Люди средних возрастов начинают задумываться о глубинном смысле праздничного действа. Люди старших возрастов более других склонны философски осмыслять обряд поклонения солнцу и земле, лежащий в основе указанных календарных праздников.

Выявление и распространение знаний о мифологической основе этих праздников необходимы человеку. По мере взросления и социализации он «осознает», как оригинально проявляются и индивидуально выражаются в его личности родовое и народное начала, этнические особенности и черты национального характера. Только на основе этого сознания происходит самоидентификация с «родным» этносом, а впоследствии вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества» или «земной планетарной цивилизации».

Литература

1. Энциклопедия символов /Сост. В. М. рошаль.- М., 2007.- С. 286.

2. Энциклопедия символов... С. 844.

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ МОЛОДЕЖИ

Кобызева В.О., аспирант

Ставропольский государственный университет г. Ставрополь, Россия

Описаны основные характеристики виртуального общения в молодежной среде, его роль и место в молодежной культуре.

Описывая основные характеристики виртуальных коммуникаций в молодежной среде, мы будем рассматривать данную тему в двух аспектах. Во-первых, особенностью современной молодежной культуры можно считать распространенность так называемого «домашнего» досуга - когда молодые люди предпочитают свободное время проводить в своей комнате, сугубо индивидуальном мире, а развлечением для них в такой ситуации является компьютер, как правило, с доступом в интернет. С другой стороны, виртуальная коммуникация более, чем любое другое опосредованное взаимодействие индивидов, оказывает влияние на культурную социализацию молодежи, на жизненные установки, привычки и отношение к реальному миру вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.