А. Г. МАТВЕЕВ
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ И ОБРЯДЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ВИДЕНИЯ МИРА
Ключевые слова: народный календарь, традиции, обряды, образ жизни, регулирование жизнедеятельности этноса.
В модели мира чувашей был расписан весь годовой сценарий их жизнедеятельности, которая в реальной жизни проявлялась в народном календаре, традициях, ритуалах и образе жизни этноса. Отношение человека к миру проходило сквозь призму преобразовательной деятельсности, адаптации к природной и социальной среде. Религия и культы представляли собой поклонение различным природным являениям, богам и божествам.
A.G. MATVEEV
FOLK CALENDAR, MODE OF LIFE AS A SPECIFIC WAY OF THE WORLD PERCEPTION
In the world model of the Chuvash people the way of life is represented as the annual scenario like activity. Actually it can be observed in the folk calendar, traditions, rituals and mode of life of Chuvash ethnic group. The relation of the man to the outside world is perceived through the prism of his creative work, his adaptation to the natural and social settings, religion and different cults having resulted from worshiping numerous natural phenomena and deities.
Освоение времени, понимание его ритма, цикличности были одними из наиболее ранних открытий человеческого разума. Календарь может служить основой типологизации культур, так как в нем выражено передающееся из поколения в поколение и зафиксированное в устной памяти представление о реальном, осмысленном времени. Календарь является определенным видом трансляции знаний об устройстве мира, человеческой жизни. Он передавал идею ежегодной повторяемости сезонов с их климатической и хозяйственной спецификой. В представлении наших предков календарь тождествен порядку - космосу. Закрепленные в нем ритуальные действия не дают хаосу разрушить устоявшийся порядок их жизни. Разнообразные знания, связанные с народным календарем, сакрализовались в памяти народа, регулировали и упорядочивали их образ жизни в разные времена года.
Житейское мировосприятие, народный календарь выступали в качестве всеобщего социального метода, с помощью которого наши предки пытались объяснить жизненные проблемы. В нем была расписана повседневная жизнь людей, и одновременно он являлся ее праздничной составляющей в виде цикла годовых праздников. В обрядах культивировались календарные традиции и ритуалы. Разнообразные обряды и ритуалы являлись своеобразной коммуникацией между людьми, включали в себя поведение участников, язык, имели начало, продолжительность и конец, т.е. существовала последовательность действий ритуалов. Действие каждого из них стимулировалось сигналом, получаемым друг от друга. Последовательность актов поведения участников ритуала зависела от наличия у каждого из них общего представления о совокупности содержания модели данного события. В обрядах соблюдалось почитание годового цикла с его основными переходными моментами, учитывались земледельческие фазы работ, проводилось магическое взаимодействие с другими мирами. В системе религиозных верований приоритет принадлежал обрядовой практике. Мировоззренческие атрибуты занимали более скромное место. Все это составляло основу бытовой и религиозной жизни наших предков, способствовало формированию менталитета чувашского народа. Праздники и обряды как феномен культуры выполняли функцию поддержания и продолжения процесса непрерывности культурного развития и выступали в качестве своеобразного стимула и ориентира в поведении человека.
По языческим воззрениям чувашей, люди взаимосвязаны со всеми видимыми и невидимыми мирами Вселенной. Они сознательно обращались к другим уровням бытия и могли, как им казалось, вносить те или иные желаемые изменения как в свой мир, так и в другие миры. Целью их жизни были постоянное стремление к высшему благу через благие поступки и осознание особого порядка в Мироздании. Всякое нарушение гармонии в природе вызывало большое беспокойство, поэтому наши предки обращались к Богу с великой просьбой - молитвой и совершали обряды жертвоприношения. Мир познается в единой системной взаимосвязи. Образная система взглядов в символической форме выражала собой и познавательные элементы. Языческая религия предков чувашей представляла собой продукт как созерцательной, так и мыслительной деятельности человека. Они почитали природу, их языческие культы были связаны с поклонением природным явлениям.
Многие обычаи и магические обряды календарного цикла вошли в традиции чувашей, стали элементами их образа жизни. Они важны для выявления многих элементов этнической истории и культуры в образе жизни наших предков. Общая идея народных праздников и обычаев - независимо от церковного их осмысления - это идея начала или завершения сельскохозяйственного года, которая объединяет все их приметы, гадания, магические действия, верования. В основе народных календарных магических обрядов и верований лежала трудовая жизнь земледельца. Чередование сроков этих работ в образе жизни сельского жителя составляло народный календарь, к важным циклам которого приурочивались традиционные обычаи и магические обряды. В представлении людей эти условия выражали более или менее устойчивую годичную картину мира, сменяющуюся периодически в зависимости от времени года, и тем самым упорядочивали образ жизни сельских жителей.
Аграрный календарь вырос на основе конкретных наблюдений над процессами умирания и оживления природы, а не на основе отвлеченных теоретических схем. В его основе лежит труд человека, он содержит свод указаний для практической деятельности человека, свод, построенный на основании длительного опыта. Объективная картина природных явлений, чередование сроков сельскохозяйственных работ определяли календарные праздники и обряды. Они по содержанию весьма разнообразны, имеют прямое или косвенное отношение к древним религиозно-магическим представлениям об умирании и воскресении духа растительности. Цикличность изменений в природе в сознании человека порождает оптимистический взгляд на бытие, так как «смерть» растительного мира зимой - это временная модификация моделей бытия. В реальности ничто не «умирает» - все лишь переходит в состояние первичной материи и отдыхает в ожидании следующей весны.
Основным занятием чувашского народа издавна были животноводство и земледелие, поэтому календарные праздники и обряды носили ярко выраженный аграрный характер и регулировали образ жизни чувашей. Они обращали большое внимание на смену времен года, движение небесных светил, особенно Солнца и Луны, а также на другие природные явления, с которыми были связаны сельскохозяйственные работы. Необходимость точного времяисчисления при исполнении традиций и обрядов, связанных с обожествлением сил природы, вела к выработке, усовершенствованию календаря.
У прабулгарских племен, т.е. предков чувашей, понятие астрономического года возникло под влиянием китайского календаря. Календарь с двенадцатилетним животным циклом в прошлом бытовал у чувашей. Началом года считалось наступление не только лета, но и холодного сезона (зимы). Ученые, которые занимались изучением быта и образа жизни чувашей, отмечают, что
новый год, как следует из некоторых источников, начинается с ноября, а по другим источникам - с весны, марта [1]. Н.И. Золотницкий утверждает, что чувашский новый год, как и у древних иранцев, арабов, евреев, египтян, греков, римлян и русских, начинался с весны - с марта. Март по-чувашски назывался норуз-ойых (от иранского Ноуруз: ноу «новый» руз «день», т.е. день нового года). В Персии Новый год справляли 9 марта (по старинному стилю) [2].
Своеобразие модели восприятия мира чувашей проявилось в названиях месяцев, в которых отражались пространственно-временные параметры их жизнедеятельности. Характер и содержание календарных праздников и обрядов подчинялись особенностям этих месяцев. Названия некоторых месяцев выражают природу языческих обрядов и праздников. В представлении и образе жизни чувашей отсутствовало единое мнение о количестве месяцев в году: у одних - 15, у других - 13, у третьих - 12 месяцев.
Первый весенний месяц назывался свободным, праздным месяцем. К весеннему месяцу относится месяц пашни плугом, сеяния ярового хлеба. До начала пашни чуваши обращались к языческому богу с молитвой: «Помоги, боже, благополучно встретить лето; по встрече лета мы предпримем пашню и посев хлеба». И в благодарность богу земли совершали обряды. Праздник весенней пашни у чувашей назывался акатуй, у татар - сабантуй, у марийцев - ага парэм.
К летнему времени относятся слова, которые чуваши широко применяли: зеленый, зеленые листья, праздник листьев. Чуваши во время Троицы украшали дома, ворота зелеными листьями. По утверждению Н.И. Золотницкого, возможно, эти традиции украшать зелеными листьями перешли от хазар. Время, соответствующее июню и началу июля, у чувашей принято называть: 1) «паровой месяц», т.е. время удобрения полей под озимый посев; 2) месяц невест и свадеб; 3) месяц сенокоса и уборки сена. Последний летний месяц назывался месяцем серпа, древнерусское название «серпень», месяц жатвы.
Первый осенний месяц имел два названия: месяц для сбора льна и конопли и месяц молотьбы хлеба. Окончание молотьбы чуваши отмечали праздником осеннего пива. В месяц осенних поминок чуваши-язычники ставили на могиле столбы. Далее шел месяц жертвоприношений.
К зимним праздникам относился рождественский месяц - от русского слова «рождество, который включал в себя половину декабря и часть января. Остальные два зимних месяца назывались «карлач». Слово «карлач» восходит к татарско-алтайскому языку, где «кыр» означает «истреблять, скрежетать», в якутском, киргизском - «глотать, кусать». Действительно, в языке этих народов природа зимних месяцев выражается образно, иносказательно.
Какой день недели был главным в языческом мировосприятии и образе жизни чувашей? Согласно описанию П.С. Палласа [4], пятница является праздничным днем.
Древние чуваши осознавали, что в природе, обществе и семье должна быть особая гармония всех элементов живой и неживой природы. Эта гармония создана богом-творцом, и всякое ее нарушение не только грех, но и ведет к гибели вселенной и социальной жизни. Культовые ритуалы наших предков в качестве социальных норм были связаны с мифами о мироздании, в которых символически воспроизводились главные космогонические мифы.
Программа поведения отдельного человека или группы людей, в их представлениях, заключена в предполагаемой модели мира. Следуя этой картине мира, они осуществляли ритуалы с целью воздействовать на мир, и в них соблюдался принцип разделения на «правый» - «мужской», т.е. «высший» - с одной стороны, «левый», «женский», «низший» - с другой. В мировоззрении и образе жизни чувашского народа двери должны были строго ориентированы на восток.
Эта традиция имеет древние исторические корни, так как чуваши обожествляли восток и языческие обрядовые молитвы совершали, обращаясь лицом на восточную сторону. При совершении молитв в избе чуваши-язычники растворяли двери, чтобы обратить взоры к востоку. Традиционно все обряды проводились у дверей. Существовали всеобщие правила, чтобы все участники ритуалов обращались к раскрытой двери, женщины при этом стояли по левую руку от мужчин и т.д.
Для наших предков земледелие не являлось просто рядовым занятием. В нем обязательно присутствовал момент священного. Это священное проявлялось в обрядах. Оно выражало сферу абсолютной святости и становилось ее частью, их труд имел космические последствия, так как он совершался в рамках космического цикла. По представлениям наших предков, возникала целостная картина мира годового цикла, их жизнедеятельность была подчинена определенному ходу времени, представляла собой целостные формы, каждая из которых обладала своей собственной, автономной онтологической значимостью. Образ жизни земледельца зависел (и в настоящее время зависит) от замкнутых временных циклов, которые были связаны с множеством обрядов. Человек может приступить к работе в поле, когда он ритуально чист. Когда начинается сев (а позже сбор урожая), работник должен вымыться, надеть чистое белье. Ритуальные действия, совершаемые при посеве и жатве, сходны друг с другом. Это не простое совпадение, так как сев и жатва - это кульминационные моменты в земледелии. Их первый этап - жертвоприношение, залог успеха.
У чувашей был обряд - каша для духа сева. В честь духа пашни чуваши варили кашу и молились, чтобы весенний сев прошел удачно, и духи земли принесли хороший урожай. Чуваши совершали обряд благодарности своему богу за хороший прошлогодний урожай и просили, чтобы и в новом году был такой же. По приезде на загон своей земли брали из котла три ложки каши, яйца и все это зарывали в землю. После этой процедуры чувашенин проходил три борозды и принимался за еду; затем снова пахал [3]. В день выхода на сев шею лошади под хомутом мазали смесью из масла и хмеля, обсыпали лошадей горстью зерна и три раза обходили и давали немного зерна.
До начала сева под борозду клали яйца. Этот обряд можно интерпретировать как волшебный способ превращения земли в плодородное поле. После окончания посева садились, чтобы принять обрядовую пищу, состоящую из каши, яйца, колобка, лепешки, хлеба, сыра, пива. Через определенное время этот обряд проводили не в поле, а в домашних условиях. Цель этих ритуалов - обеспечение хорошего урожая.
По представлению наших предков, обильность урожая зависела от множества сил, которые связаны со сферой земледелия, т.е. во всех употребляемых в пищу растениях живет божественная сила, обеспечивающая их рост и плодородность. Эти представления вписываются в определенный культурный и религиозный контекст каждого народа. Например, у чувашей была совокупность обрядов, посвященных духам природы, земли, а именно: 1) духу земли. Чуваши обращались к земле как к матери-прародительнице, посвящали ей молитвы. По земле, только освободившейся из-под снега, запрещалось ударять палкой или рукой;
2) матери духа земли. В обрядовых молитвах ей приносили в жертву кашу;
3) отцу духа земли. Отец и мать духа земли составляли пару. В обрядовых действиях и молитвах к ним обращались одновременно; 4) духу властителя земли. В жертву приносили гуся, а перед посевом в борозду в знак почитания этого духа закапывали яйцо; 5) духу груди земли, обеспечивающему едой, хлебом. Например, была традиция, когда солдат покидал родной дом, просил у него благосло-
вения; 6) духу хранителя земли. В жертву приносили ягненка. Итак, можно утверждать, что сельскохозяйственные работы у наших предков функционировали как ритуал.
В языческом представлении и образе жизни чувашей были обряды, связанные с уважительным отношением к земле как к матери. В их миропонимании летом наступает такой период, когда земле нужен покой, отдых от хозяйственных работ, который начинается в ту пору, когда колосятся хлеба. Чтобы этому времени отдыха придать торжественный оттенок, в эти дни запрещали носить пестрые и красные рубахи. Если на улице видели на ком-нибудь пеструю рубашку, то его обливали водой. Надев все белое, сидели на улице перед домами, вели беседы, женщины вышивали, а мужчины плели лапти. В это время, по представлениям чувашей-язычников, мать-земля беременна и ее нельзя беспокоить.
В убеждении и образе жизни чувашей были выработаны общесельские нормы-правила. Они регулировали их повседневную жизнь не только в семье, но и в рамках всей деревни. Наши предки были уверены в том, что всевышний бог -миродержатель - летом при нарушении этих традиций посылает град, бури, засуху. Бог наказывает за то, что крестьяне работают по пятницам и во время цветения хлебов. По пятницам нельзя было выезжать в поля и лес, до полудня топить печи, а во время цветения хлебов нельзя заниматься домашней и хозяйственной работой. Если кто-либо нарушал эти общепринятые нормы-правила и случайно наступала непогода, то этот человек подвергался наказанию. Такое отношение к земле можно было наблюдать в жизни чувашей и в годы советской власти.
Самое большое количество традиционных обрядов приходилось на осеннее время, поэтому они отличаются количественным и жанровым своеобразием. Они посвящались новому урожаю, поминовению предков. Они относятся к семейнородовым традициям. Осенью чуваши проводили обряд освящения нового урожая «чуклеме», символизировавший связь между старым и новым урожаем. Ритуал в роли коммуникации наиболее ярко и последовательно проявлялся во время чуклеме. До проведения этого обряда нельзя было употреблять в пищу хлеб нового урожая. Этот обряд чувашей впервые упоминается в трудах Ф.Н. Страленберга. Чуклеме - это традиционный обряд, посвященный благополучному завершению годового цикла земледельческих работ, освещению нового урожая жертвоприношением высшим божествам, духам природы и умершим предкам. Этот обряд у чувашей считался самым большим праздником в году.
Перед наступлением ноябрьского новолуния чуваши варили пиво и с наступлением новолуния собирали гостей на обряд чуклеме. К молению готовилась жертвенная пища из растительных продуктов нового урожая. В молении говорится, что духов потчуют соком нового колоса, сладости отдают духу-божеству, а горечь оставляют себе. Перед началом молитвы на стол клали каравай хлеба, выпеченный из муки нового урожая, а на него - сыр. Сыр делили на дольки и вручали всем присутствующим. У каждого участника ритуального обряда должны быть ритуальная еда и питье, поднесенные хозяином дома, которые являются обязательным атрибутом чуклеме. Бочку свежего пива распечатывал хозяин дома. Нередко выполнение этой функции поручали опытному помощнику, почетному старику, который являлся распорядителем обряда. Женщины во время обрядовых действий занимали определенное место за столом. Например, жену хозяина сажали за стол вслед за супругом, и она, если муж руководил обрядом, повторяла те же действия и слова, что и муж. Во время чуклеме все приглашенные ставили свечи к стене дома.
Запрещалось молиться в повседневной одежде, причем молельщик обязательно должен был отличаться своим внешним видом. До начала молитвы запе-
вали традиционную обрядовую песню. Исполняющий роль жреца старик, держа шапку под мышкой, брал себе самый большой ковш с пивом, чашку с кашей, а сверху клал непочатый каравай хлеба, обращался лицом к полуоткрытой двери и начинал длинную благодарственную молитву, обращенную к богу, духам-хозяевам природных стихий и усопшим предкам, остальные вторили ему. Молитва чувашей, адресованная Богу, состоит из девяти частей, каждая из которой посвящена определенному духу: 1) богу-отцу, 2) богу-сыну, 3) богу-чистому воздуху, 4) матери бога, 5) богу земли, 6) богу ветра, 7) богу воды, 8) богу поля, 9) богу дома. Чуваши в тех или иных обрядах обязательно выражали благодарность богу и просили его о помощи. Хозяин или жрец переливал пиво из полного ведра в пустое и при этом обращался к тому или иному духу. Готовое для жертвования пиво преподносилось присутствующим. Как и во всех молитвах, сначала делали чук богу и его семейству, затем пулехсе, солнцу, луне, звездам, ветрам и т.д.
Чуваши-язычники в честь богов во время обрядовых ритуалов читали молитвы. Приведем одну из молитв в переводе: «Во имя бога! Боже милостивый! Помилуй нас. Взываем к тебе с непочатым караваем хлеба, с полным ковшом пива, с целым кругом сыра и семью видами яств. Зажигаем в честь тебя большую восковую свечу к серебряному столбу (улча юпи). Великий добрый боже. Мы просим у тебя здоровья всему народу от мала до велика, просим прибыли семейства, прибыли скота, прибыли хлеба. Просим мира в обществе, согласия в семействе, здоровья, чтобы мы с добрыми намерениями, с открытыми сердцами, ласковыми речами могли сотворить тебе благодарственную молитву. Прими, боже, нашу наивную молитву с великодушием и снисходительностью. Когда наступят теплые весенние дни, и наши помыслы и чаяния обратятся к хлебопашеству, мы выйдем на поля работать. Распашем шесть загонов на шести лошадях. Распахавши нивы, посеем пригоршнями по зернышку. Боже великий! Дай ты им прорасти ровно, корни их сделай широкими, стебли крепкими, колосья дай величиной с рогоз, зерно величиной с горох, сделай их, подобно яйцам, сытными. Боже великий! Дай нашим посевам теплые дожди, теплые ночи, сохрани от холода и заморозков, сохрани от холодного града, от сильных ветров, от жары и засухи, от мышей и саранчи.
Великий добрый боже! Когда ты прорастишь наши зерна и вырастишь наши хлеба, мы, посоветовавшись всем миром, собравшись всем семейством, выйдем в поле и, взявши в руки серебряные серпы, станем жать. Дай прибыли и в горстях, дай прибыли и в снопах, дай прибыли и в суслонах, дай прибыли в копнах.
Боже великий и добрый! В амбарах, сусеках, ларях и во всех сосудах дай прибыли всех семи видов хлеба. Когда хлеб в зерне свезем на мельницу, пособи удачно пропустить между жерновами и благополучно возвернуть в сусеки. Когда из этой муки выпечем каравай, дай прибыли, чтобы можно было и накормить приходящих голодными, и обогреть приезжающих замерзшими, и одарить приходящих за милостыней... Великий и добрый боже! Способствуй нам год от года собираться вместе за большим столом и семьюдесятью семью языками на разных ладах с открытой душой, чистым сердцем, светлыми лицами, сладкими устами, ласковыми словами отблагодарить тебя за твою великодушную помощь, замолить перед тобою наши вольные и невольные прегрешения».
Таким образом, в модели мира наших предков был расписан весь годовой сценарий их жизнедеятельности. Эта модель являлась всеобъемлющим осмыслением окружающей действительности. Человек проявлял свою мыслительную и жизненно-практическую активность в конструировании окультуренной модели мира. Осмысленное отношение человека к миру происходило сквозь призму преобразовательной деятельности существующей действительности и адаптации к природной и социальной среде. При этом наши пред-
ки руководствовались религиозными верованиями, календарными праздниками и обрядами. Религия и культы чувашей представляли собой поклонение различным природным явлениям, богам и божествам. Хранителями этого культа были мудрые старики - жрецы, которые являлись служителями тайных культов и носителями знаний о священных обрядах и религиозных ритуалах, которые выполняли регулятивную функцию в жизнедеятельности наших предков.
Литература
1. Димитриев В.Д. К вопросу о древнем чувашском календаре / В.Д. Димитриев // Учен. зап. ЧГГИ. Чебоксары, 1969. Вып. 47. С. 165-185.
2. Золотницкий Н.И. Корневой чувашский словарь / Н.И. Золотницкий. Казань, 1875.
3. Михайлов В. И. Обряды и обычаи чуваш / В. И. Михайлов // Записки Императорского русского географического общества. По отделению этнографии. Т. XVII, вып. II. СПб., 1891. С. 93.
4. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П.С. Паллас // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. С. 157.
МАТВЕЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ родился в 1969 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов Чувашского университета. Область научных интересов - символы и обряды в рамках народной философии чувашского этноса. Автор более 10 научных публикаций, автор учебника логики, соавтор учебника по философии из двух частей.