Научная статья на тему 'Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи'

Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2132
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кобызева В. О.

Описаны основные характеристики виртуального общения в молодежной среде, его роль и место в молодежной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности виртуального общения в повседневных коммуникативных практиках молодежи»

обряда. В целом же поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику.

Издавна главной составляющей Сабантуя являются конные скачки, чаще всего они устраивались вокруг холма и имитировали ход солнца по небу, прокладывание первой борозды и сев как оплодотворение земли. Иногда на Сабантуе встречается и такое соревнование как бег в гору (тау-га чабыш), в котором участвуют и мужчины и женщины. В настоящее время утратилось понимание этого действа как поклонения духу горы, сакральному центру мироздания. Связь Сабантуя с культом рождающей земли отражается и в том, что подарки победителям вручает самая молодая замужняя женщина. Так издавна подчёркивалась взаимосвязь женщины с плодородием земли.

Только развлекательным признаётся современной молодёжью и следующее состязание: покорение тёсаного столба, на вершине которого прикрепляются призы. Утрачено представление о столбе как о фаллическом символе, знаке священной Оси Мира, божественной силы, земной и космической жизненной энергии, восхождения, устойчивости, прочности и постоянства [1].

Все проводимые состязания нацелены на выявление самого сильного человека, батыра, которому затем будет поручено проведение главного действия праздника - жертвоприношения. Жертвой, предназначенной богам, является главный приз Сабантуя - баран, символизирующий огонь, солнечную энергию, пылкую страсть и т.д.[2] Чаще всего право оросить землю кровью жертвенного барана, «полить» брошенные накануне в землю зерновые предоставлялось победителю в борьбе «Керэш». Без осуществления этого финального действия «Праздник плуга» как свадебный обряд не может быть завершенным, а значит, не может обеспечить будущий урожай, появление приплода у животных, рождения здорового (угодного богам) потомства у людей

Анализ данных опроса информантов - чувашей и татар самых разных возрастов и социального положения свидетельствует о том, что при осмыслении праздника Акатуя и Сабантуя все чаще теряется его глубинное сакральное значение. Молодёжь воспринимает эти праздники как чисто декоративные. Люди средних возрастов начинают задумываться о глубинном смысле праздничного действа. Люди старших возрастов более других склонны философски осмыслять обряд поклонения солнцу и земле, лежащий в основе указанных календарных праздников.

Выявление и распространение знаний о мифологической основе этих праздников необходимы человеку. По мере взросления и социализации он «осознает», как оригинально проявляются и индивидуально выражаются в его личности родовое и народное начала, этнические особенности и черты национального характера. Только на основе этого сознания происходит самоидентификация с «родным» этносом, а впоследствии вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества» или «земной планетарной цивилизации».

Литература

1. Энциклопедия символов /Сост. В. М. рошаль.- М., 2007.- С. 286.

2. Энциклопедия символов... С. 844.

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ МОЛОДЕЖИ

Кобызева В.О., аспирант

Ставропольский государственный университет г. Ставрополь, Россия

Описаны основные характеристики виртуального общения в молодежной среде, его роль и место в молодежной культуре.

Описывая основные характеристики виртуальных коммуникаций в молодежной среде, мы будем рассматривать данную тему в двух аспектах. Во-первых, особенностью современной молодежной культуры можно считать распространенность так называемого «домашнего» досуга - когда молодые люди предпочитают свободное время проводить в своей комнате, сугубо индивидуальном мире, а развлечением для них в такой ситуации является компьютер, как правило, с доступом в интернет. С другой стороны, виртуальная коммуникация более, чем любое другое опосредованное взаимодействие индивидов, оказывает влияние на культурную социализацию молодежи, на жизненные установки, привычки и отношение к реальному миру вообще.

Для молодого человека причастность к цифровому миру является своеобразной гарантией того, что он способен успешно занять свое место в обществе, самоутвердиться и самореализоваться. Как отмечает исследователь Е.Л. Омельченко, когда ни дружеские компании, ни, тем более, социальные институты не позволяют молодым людям в полной мере обрести собственную идентичность, принципиальным для них становится наличие защищенного личного пространства. Особая роль в этом принадлежит своей комнате [1].

Виртуальная коммуникация для молодого человека, в первую очередь, является удовлетворением важной социальной и психологической потребности ощущать себя нужным в обществе в целом и в рамках референтной группы, в частности. Молодые люди больше нуждаются в эмоциональной поддержке, чем представители старших поколений, и виртуальное общение предоставляет для этого необходимый коммуникативный инструментарий [2].

Говоря непосредственно о коммуникативных практиках молодежи, нужно отметить, что критерием социального деления в современном мире становятся «личные качества человека, и, в первую очередь, его способность оперировать информацией и знаниями, создавать новые информационные продукты или хотя бы адекватно усваивать уже имеющиеся» [3].

Можно выделить характерные особенности виртуального общения в молодежной среде, которые, лежат в основе любой интернет-коммуникации. Это - виртуальность, глобальность, интерактивность, гипертекстуальность, анонимность, креативность и мозаичность.

Основополагающей особенностью виртуального общения является собственно виртуальность. Она выступает в качестве «реального» места пребывания явлений действительности, которые в жизни могут и не быть представлены вместе. Все социальные явления, попадающие в виртуальный мир и приобретающие виртуальную форму, вынуждены подчиняться местным законам. Виртуальность позволяет чисто технически соединить несоединимое. Понять смысл виртуальных коммуникативных практик молодежи в полной мере можно лишь с учетом контекста осуществления интеракций и во взаимосвязи предыдущих и последующих посланий. Особенно это касается психологического феномена «присутствия-В-отсутствии», в рамках которого пользователь ощущает присутствие рядом с ним человека находящегося далеко, с которым в процессе регулярных виртуальных взаимодействий поддерживается постоянный психологический контакт.

Виртуальное общение способно предельно расширить то пространство, в котором происходит коммуникация. Глобальность, как характерная черта виртуального общения, имеет характер потенциальности. Например, в непосредственном интернет-контакте индивид находится с очень узким кругом людей, однако потенциально может выйти на любого и каждого. Вместе с развертыванием интернета происходит характерное «размывание» государственных и национальных границ. Расширение границ, в свою очередь, способствует объединению молодых людей на различных коммуникативных уровнях. Так создаются виртуальные сообщества, группы, проекты, предназначенные не только для общения, но и для обмена информацией, опытом.

Удовлетворение коммуникативной потребности молодого человека, ввиду ускоренного темпа жизни современного общества, должно происходить максимально быстро, интерактивно. В свое время М. Маклюэн отметил, что новый «Электронный Человек» выбирает диалог и незамедлительную вовлеченность в общение. Предпочитая виртуальное общение традиционному, молодежь стремится к мгновенной коммуникации. Используя текст как основной элемент общения в интернете, молодые люди завязывают и поддерживают отношения, осуществляют внутригруппо-вую координацию, получают доступ к сетевым ресурсам.

Многообразие текстов - в широком смысле этого слова - существующих в интернете, рождает гипертекстуальность сети. Это понятие можно трактовать как многозначность, полидискур-сивность, многоголосие виртуального общения. Именно интернет способен наиболее широко обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество. В силу того, что сеть коммуникаций постоянно развивается, а потоки информации пересекаются, тексты переплетаются между собой и порождают новые тексты, преобразуясь в гипертекстуальность [4].

Подавляющее количество текстов, существующих в интернете, являются анонимными, а межличностное общение в интернет-пространстве приобретает всеобщий характер и осуществляется, в основном, в безличной форме. Анонимность виртуальной коммуникации имеет целый ряд последствий. В виртуальной коммуникации теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие молодых людей при акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые мо-

лодой человек в данный момент не испытывает. В интернете также теряют свое значение барьеры общения, обусловленные внешностью собеседника: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Следствием анонимности текстов являются аффективная раскрепощенность и некоторая безответственность участников общения. Молодежь в сети проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и отрицательной оценки окружающими минимален. Но анонимность виртуального общения позволяет молодым людям и общаться на такие темы, на которые они по тем или иным причинам не могут беседовать вслух.

Виртуальное пространство предоставляет молодому человеку максимум возможностей для конструктивной деятельности. Виртуальная среда - это креативная среда. Хотя, как уже отмечалось, сочетание элементов в виртуальной реальности выглядит необычным и даже невозможным, однако с помощью интернет-технологий пользователь способен самостоятельно конструировать новую виртуальную реальность, что весьма расширяет познавательные возможности молодого человека, существенно раздвигает духовный горизонт и обеспечивает более ясное видение реальности.

При отсутствии центра и периферии любое социокультурное пространство неизбежно образует хаотичные (мозаичные, сетевые) структуры. С распространением виртуальности мозаичность общения становится господствующей чертой молодежной коммуникации, предопределяющей сам характер восприятия действительности и ориентации в мире. Различные когнитивные элементы уже не заданы в иерархической форме, а лишь даны как «рассеянные» и «децентрированные» конфигурации.

Эмоциональность и выразительность коммуникативных взаимодействий молодежи отступает на второй план. Заметно упрощается и содержательность коммуникации.

Литература

1. Омельченко Е.Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» / http://www.apn-nn.ru/diskurs s/897.html 18.12.2009

2. Бондаренко, С.В. Особенности символико-смысловых взаимодействий в рамках молодежной субкультуры мобильной коммуникации. / Под ред. В.В. Черноуса / Южнороссийское обозрение ЦСРИ ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 31. Ростов-на-Дону, 2005, С. 28-51.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспективы. М., 2000. - С. 23.

4. Михайлов, В.А., Михайлов, С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // В сб. научных трудов Актуальные проблемы теории коммуникации - СПб., 2004. - С. 34 - 52.

ПРОФАННОЕ И САКРАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ СИБИРСКИХ КАЗАКОВ

Леонова Е.С., Бахор Т.А.,

кандидат филологических наук, доцент Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского Федерального университета г. Лесосибирск, Россия

В статье выявляются основные компоненты соваременного свадебного обряда, указывается их профанное и сакральное значение.

Осмысление современными сибирскими казаками семейных (особенно - свадебных) обрядов изучалось в рамках исследовательского проекта студентов филологического факультета Ле-сосибирского педагогического института «Семейные ценности, воплощённые в народных верованиях, обрядах и обычаях представителей этносов, проживающих в Енисейском, Пировском, Каза-чинском и районах Красноярского края» (май-декабрь 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.