Научная статья на тему 'Профанное и сакральное в современном свадебном обряде сибирских казаков'

Профанное и сакральное в современном свадебном обряде сибирских казаков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леонова Е. С., Бахор Т. А.

В статье выявляются основные компоненты современного свадебного обряда, указывается их профанное и сакральное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профанное и сакральное в современном свадебном обряде сибирских казаков»

лодой человек в данный момент не испытывает. В интернете также теряют свое значение барьеры общения, обусловленные внешностью собеседника: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Следствием анонимности текстов являются аффективная раскрепощенность и некоторая безответственность участников общения. Молодежь в сети проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и отрицательной оценки окружающими минимален. Но анонимность виртуального общения позволяет молодым людям и общаться на такие темы, на которые они по тем или иным причинам не могут беседовать вслух.

Виртуальное пространство предоставляет молодому человеку максимум возможностей для конструктивной деятельности. Виртуальная среда - это креативная среда. Хотя, как уже отмечалось, сочетание элементов в виртуальной реальности выглядит необычным и даже невозможным, однако с помощью интернет-технологий пользователь способен самостоятельно конструировать новую виртуальную реальность, что весьма расширяет познавательные возможности молодого человека, существенно раздвигает духовный горизонт и обеспечивает более ясное видение реальности.

При отсутствии центра и периферии любое социокультурное пространство неизбежно образует хаотичные (мозаичные, сетевые) структуры. С распространением виртуальности мозаичность общения становится господствующей чертой молодежной коммуникации, предопределяющей сам характер восприятия действительности и ориентации в мире. Различные когнитивные элементы уже не заданы в иерархической форме, а лишь даны как «рассеянные» и «децентрированные» конфигурации.

Эмоциональность и выразительность коммуникативных взаимодействий молодежи отступает на второй план. Заметно упрощается и содержательность коммуникации.

Литература

1. Омельченко Е.Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» / http://www.apn-nn.ru/diskurs s/897.html 18.12.2009

2. Бондаренко, С.В. Особенности символико-смысловых взаимодействий в рамках молодежной субкультуры мобильной коммуникации. / Под ред. В.В. Черноуса / Южнороссийское обозрение ЦСРИ ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 31. Ростов-на-Дону, 2005, С. 28-51.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспективы. М., 2000. - С. 23.

4. Михайлов, В.А., Михайлов, С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // В сб. научных трудов Актуальные проблемы теории коммуникации - СПб., 2004. - С. 34 - 52.

ПРОФАННОЕ И САКРАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ СИБИРСКИХ КАЗАКОВ

Леонова Е.С., Бахор Т.А.,

кандидат филологических наук, доцент Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского Федерального университета г. Лесосибирск, Россия

В статье выявляются основные компоненты соваременного свадебного обряда, указывается их профанное и сакральное значение.

Осмысление современными сибирскими казаками семейных (особенно - свадебных) обрядов изучалось в рамках исследовательского проекта студентов филологического факультета Ле-сосибирского педагогического института «Семейные ценности, воплощённые в народных верованиях, обрядах и обычаях представителей этносов, проживающих в Енисейском, Пировском, Каза-чинском и районах Красноярского края» (май-декабрь 2009 г.).

Региональная фольклористика, как свидетельствуют публикации последних лет [1], недостаточно освещает проблему отражения в устном слове, в верованиях, обрядах и обычаях сибирских казаков традиционных семейных установок как основы гармоничного взаимоотношения человека с окружающим миром, как фактора гражданского согласия в многонациональном обществе.

Свадьба - это обряд, сопровождающий заключение брака. Основное событие цикла свадебного обряда - драматизированное изображение перехода женщины в новую семью, новый род. Ученые называют этот ритуал «обрядом перехода» или «пороговым событием». Во время свадьбы человек резко меняет свое положение в обществе, он «уходит» из одной социальной группы в другую [2].

Обряд, сопровождающий заключение брака, содержит в себе символические действия, направленные на коллективное переживание, способствующее выравниванию биологического и социального [2].

Нами было опрошено более 200 человек, проживающих в северных районах Красноярского края (г.г. Енисейск, Лесосибирск, Енисейский, Казачинский, Пировский и др. районы). Почти все информанты, размышляющие о значении того или иного обрядового действия, указывают, прежде всего, на его развлекательные характер. Но профанное и сакральное - это пара противоположностей, одна из основополагающих бинарных оппозиций, в системе которых человек мыслит бытие, познает повседневную реальность. Выявление мифопоэтической основы важнейших компонентов современной свадьбы позволяет нам увидеть в профанном сакральное.

Так, почти все опрошенные указывают на то, что девичник и мальчишник часто устраивают накануне свадьбы в наше время. Информанты дают этому профанные объяснения: «Накануне свадьбы устраивался девичник и мальчишник, ходили в баню, смывали с себя всю жизненную грязь...». « В бане мылись, чтобы чистыми вступить в новую жизнь...». Особенно популярными являются современные «девишники» в бане, сауне и т.д. Омовение - важный обряд, символизирующий как внешнее, так и внутреннее очищение [3]. Этот обряд, предшествуя заключению брака, соотносится с тем же ритуальным действием, сопровождающим похороны. Например, указывают информанты, воду, в которой помылась девушка, принято выливать туда, где не ходят люди, это же делают при омовении покойника.

Обряд омовения оказывается подобен и «смыву» с человека природного, как это бывает при первом купании новорожденного. До свадьбы молодые люди не являются полноправными членами общества. Создав семью и родив ребенка, они обретают этот социальный статус. «Смыв» в бане с себя природное, жених и невеста тем самым подчеркивают свою готовность к переходу в новый этап своей жизни.

Сходство свадебного и похоронного обряда, на наш взгляд, проявляется и в специальной свадебной одежде. Это касается, в первую очередь, невесты. Именно у нее на свадьбе самый необычный наряд, весьма отличающийся от повседневного, тогда как костюм жениха может быть таковым и в обычных жизненных ситуациях.

Белый цвет платья невесты можно сравнить с коконом бабочки, которая, прежде чем возродиться в своем новом качестве, должна «умереть» как другое существо - гусеница. Это же происходит и с невестой: она «умирает» как девушка и возрождается как женщина.

Подобным же сакральным значением обладают и другие компоненты свадебного ритуала, например, кража невесты или ее обуви. Информанты объясняют это так: «Невесту крадут у жениха и дружки, чтобы было весело». Сакральность данного действия очевидна: имея вогнутую форму, закрытую со всех сторон, туфли символизируют лоно Матери и в целом -детородную способность женщины.

Обязательным компонентом современной свадьбы является поездка новобрачных к самым значительным и важным памятникам города или поселка. Профанное объяснение общеизвестно: « чтобы навсегда запомнилось это событие»; «Жених должен перенести невесту на руках через семь мостов, чтобы показать, что будет ее и потом на руках носить». Ритуальный характер этих действий иной. Известно, что мост является, прежде всего, символом объединения, трудного перехода из мира «чужих» в мир своих. Число семь -в культуре многих народов является символом совершенства, уверенности, безопасности, восстановления целостности мира, синтеза и т.д.

Важнейшим элементом современной свадьбы является и встреча новобрачных «хлебом солью», чтобы, как считают информанты, «молодые никогда не голодали». Но это ритуальное действие (одаривание «короваем») генетически восходит к древнему обряду принесения в жертву

богам коровы, что было символом связи материнского молока и космических сил, сотворивших мир.

Таким образом, в северных районах Красноярского края почти повсеместно утрачено представление о сакральности свадебного обряда, но ощущается потребность в выполнении основных ритуальных действий.

Модель отношений между полами у енисейского казачества основана не на господстве-подчинении, заданном традициями и возведенном в ранг естественного закона, а на отношениях личностной взаимодополняемости в обществе и семье. Это обстоятельство сказывается на традициях воспитания детей в семье и вообще всего казачьего общества.

О женщинах-казачках Енисейского уезда в музейных материалах отмечается следующее: большая часть юридических прав в станичном обществе принадлежала не казаку, а казачке. Она наследовала имущество. Она полностью верховодила в доме в отсутствие мужа. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином, и в домашние подробности не вникал.

Литература

1. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. - Красноярск, 2003.

2. Фирер Н. Д. Культура Сибири: история и современность. - Красноярск, 2009.

3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно - семантический анализ восточнославянских обрядов.- СПБ.: Наука, 1993: [Электронный ресурс]: http://www.dobre.ru/book/baburin/baybyr.htm (дата обращения 30.05. 2010).

ЛАМАИЗМ В ИСТОРИИ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Сушкеев Б.С., аспирант

ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет»

г. Иркутск, Россия

Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. История развития ламаизма в России, его влияние на социально-культурное развитие малых народов. Очень часто религия являлась гарантом сохранения этносоциального организма как этнокультурной индивидуальной целостности.

Ключевые слова: религия, культура, традиции, этнос, вера.

Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной культуры, область национальной самобытности. Именно культура, язык, религия, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой нации, народности, этнической группе. Прежде всего, исследователи отмечают значение культуры, накопленных ею ценностей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-классовые черты каждой национальной культуры. Попытки замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни, к замкнутости и даже деградации. Аналогичные процессы характерны и для образования и науки. Попытки ограничить себя национальными школами, подготовкой молодежи к будущей жизни только на национальной основе ни к чему позитивному не приводят. Наиболее разумное и приемлемое решение проблемы языка в рамках многонациональных государств это двуязычие, би- и трилингвизм. Вместе с тем требуется осмысление и новой ситуации с русским языком как языком межнационального общения [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.