Научная статья на тему 'Академик И. П. Павлов – провозвестник научных, социальных и политических идей в России в XXI веке'

Академик И. П. Павлов – провозвестник научных, социальных и политических идей в России в XXI веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.П. ПАВЛОВ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТИКА / I.P. PAVLOV / PHYSIOLOGICAL SCIENCE / SOCIOLOGY / POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болондинский В. К., Самойлов В. О.

Идеи, научные принципы и в целом мировоззрение Павлова в области физиологии, нейрологии образования и психологии лежит в основе этих направлений в XXI веке. Его демократизм, свободомыслие, выступление против репрессий и террора – это то, что стало реальностью в XXI веке в России. Будучи атеистом он выступал против гонений на религию, за свободу личности и независимое существование в стране разных партий и организаций, в том числе Академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academician I.P. Pavlov – a prophet of scientific, social, and political ideas in Russia in the XXI century

Pavlov’s ideas, scientific principles and, on the whole, his world outlook in the field of physiology, neurology, education, and psychology are in the foundation of these concepts in the XXI century. His democratism, free-thinking, protests against repressions and terror are what has become reality in the XXI century in Russia. Being an atheist, he came out against persecution of religion, for freedom of personality and independent existence in the country of different parties and organizations, including the Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Академик И. П. Павлов – провозвестник научных, социальных и политических идей в России в XXI веке»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Болондинский В.К., Самойлов В.О., 2012 УДК 616.12-008.331:612

АКАДЕМИК И.П.ПАВЛОВ - ПРОВОЗВЕСТНИК НАУЧНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РОССИИ В XXI ВЕКЕ

В.К. Болондинский, В. О. Самойлов

Институт физиологии им.И.П.Павлова Российской академии наук, г. Санкт-Петербург

Идеи, научные принципы и в целом мировоззрение Павлова в области физиологии, нейрологии образования и психологии лежит в основе этих направлений в XXI веке. Его демократизм, свободомыслие, выступление против репрессий и террора - это то, что стало реальностью в XXI веке в России. Будучи атеистом он выступал против гонений на религию, за свободу личности и независимое существование в стране разных партий и организаций, в том числе Академии наук.

Ключевые слова: И.П. Павлов, физиологическая наука, социология. политика.

Имя И.И.Павлова широко известно не только в России, но и во всём мире. Последние 18 лет своей жизни (до кончины в 1936 году) он прожил при советской власти. Именно эти годы были не только годами открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, но и годами его большой политической активности. Если проследить его высказывания по различным научным, социальным, политическим и религиозным вопросам, то окажется, что они очень актуальны и для наших дней - начала XXI века.

Сейчас активно продолжаются исследования в области условных и безусловных рефлексов и на морфологическом и на нейрохимическом уровне. Внутренние механизмы замыкания условного рефлекса, «проторения пути» как говорил И.П. Павлов - это продолжение работ Павлова и его школы.

В Институте физиологии им. И.П. Павлова РАН в Санкт-Петербурге работает большой отдел, состоящий из 7 лабораторий, отдел физиологии и патологии высшей нервной деятельности, который на современном уровне с использованием новейших методик углублённо продолжает исследования процессов высшей нервной деятельности основу изучения которых заложил И.П.Павлов и его школа.

Мировоззрение Павлова в научном плане лежит в основе взглядов физиологов XXI века. Это, во - первых, объективность исследований: основывается на фактах, полученных в опытах, во - вторых, - это значение целостности организма. На этом фундаменте выросла и кортико-висцеральная теория Быкова - Курцина и теория функциональной системы Анохина. И, в - третьих, -хронические методы в физиологии [3].

Основные методологические принципы рефлекторной теории: принцип детерминизма, принцип анализа и синтеза и принцип структурности - по-прежнему находятся в основе физиологических исследований XXI века. Хотелось бы особо выделить принцип структурности, то есть приуроченности динамики, функций органа к его структуре. Так, когда умирает человек, умирает его мозг и со смертью мозга исчезает сознание (как функция мозга) и более не существует. В этом, в частности, проявляется материализм, которому всю жизнь следовал И.П.Павлов [1].

В этом плане не мешало бы современным ведущим политикам, юристам и философам обратиться к материализму И.П.Павлова и взять за основу материализм в противоположность религиозной идеалистической философии.

Павлов считал, что работа ученого должна признаваться государством как одна из высших форм служения народу, чтобы учёных не считали представителями эксплуататорских классов [5]. Так, в трудные послереволюционные годы Павлов отказался от привилегий лично ему и его семье, считая, что быт и снабжение всех ученых (а не только его лично) должны быть улучшены.

Эти идеи полностью совпадают с идеями сегодняшнего дня. Наука в нашей стране после трудных 1990 -х годов выходит на один из первых планов развития государства. Так, зарплата научным сотрудникам была повышена и притормозился отток молодёжи из науки. Государство поддерживает новейшие разработки в науке.

Вне всякого сомнения важны исследования Павлова для современной психологии. Из многих проблем психологии хотелось бы выделить создание и приобретение полезных привычек. Ведь привычка - это тот же выработанный и закреплённый условный рефлекс. Воспитание ребёнка и молодого человека состоит, в частности, из создания полезных привычек и выработки динамического стереотипа. Чрезвычайно важно в любом возрасте переключение психики человека с дурных на полезные привычки.

Любому человеку стоит глубоко задуматься - стоит ли создавать дурные привычки курения, алкоголизма, наркомании, так как в дальнейшем избавиться от них будет чрезвычайно трудно. Весь образ жизни И.П.Павлова учит нас: не создавать плохих привычек. Неоднократно Павлов говорил своим ученикам и сотрудникам: «Не пейте винища, не курите табачища и проживете как Тициан до 100 лет» [3]. Для Павлова было важнейшим сохранение нравственных устоев; святость моральных устоев была его этическим принципом [6]. Это как раз то, что надо культивировать и сегодня, в XXI веке.

Павлов исповедовал принципы свободы в высказываниях и выступлениях по любым вопросам политики, образования, науки, религии. Он считал беспардонным посягательством на свободу мысли вне-

дрение партийной идеологии в науку (Самойлов, 1999, с.662 - 665) [5]. В Академии наук должна быть свобода выборов: никаких голосований по спискам! Он отвергал давление со стороны большевиков и считал, что партия не должна вмешиваться в дела Академии наук. В наше время в начале XXI веке общественные организации в стране свободно проводят свою политику -это то, о чём мечтал И.П.Павлов.

Павлов активно выступал против репрессий. Он неоднократно обращался в Совнарком с требованиями об освобождении из-под ареста известных ему людей, в основном, учёных. Мечта Павлова сбылась: в XXI веке в России нет репрессий против инакомыслящих. Свободно существует несколько партий, они представлены в Государственной Думе. Существуют газеты разных политических направлений.

Особенно характерно выступление Павлова на торжественном заседании в 1929г., посвящённом 100-летию со дня рождения И.М.Сеченова о том, что в стране фактически не существует свободы личности. В частности он сказал: «Мы живем под господством жестокого принципа: государство, власть - всё, личность обывателя - ничто».

В 1934 году в письме Г.Н. Каминскому он пишет о том, что «многолетний террор и безудержное своеволие власти превращает нашу и без того довольно азиатскую натуру в позорно-рабскую. А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды - да, но не общее истинно человеческое счастье». Эти протесты и идеи Павлова соответствуют тому, что предпринято для демократизации и свободы личности в России в XXI веке. Это, конечно, заслуга многих демократически настроенных людей, которые привели Россию к современным формам парламентаризма и подлинной свободе прессы, судопроизводства и многопартийности. Идеалы Павлова находят себе выражение в политической и общественной жизни России в наши дни.

Таким образом, можно прямо сказать, что политические события он анализировал глубже многих политиков и редко

ошибался в перспективной оценке их последствий [5].

Павлов был настоящим патриотом своей страны и горячо любил свою родину - Россию. Нередко он выступал против различных мероприятий советской власти, но все эти выступления были во имя одной цели - во имя благополучия и процветания его родины, для лучшей жизни людей страны. Именно эти цели были важнейшими. И если они не совпадали с идеями тогдашних руководителей России, он их смело критиковал. Вместе с тем в 30-е годы он активно выступал с обращениями к молодёжи, к шахтёрам, к колхозникам. Он любил и сам труд и человека труда.

В приветствии первому слёту стахановцев он желал им «двигаться по единственно обеспечивающей счастье человека дороге - дороге труда, соединяющего «голову с руками», когда в физический труд вносится «какая - нибудь хорошая догадка».

Павлов считал труд первой жизненной необходимостью. Неуважение к труду, существовавшее в крепостной России должно было коренным образом измениться. Эти идеи Павлова полностью соответствуют тем задачам, которые стоят перед нашим государством в XXI веке.

В целом патриотизм Павлова был глубоким государственным российским патриотизмом как об этом поведал Г.П. Конради в разговоре В.О.Самойловым [5]. И если дела в России улучшались в плане материальном, снабжения, образования, культуры, - он радовался этому и на приёме в Кремле участников 15 Международного физиологического конгресса сказал:...Я страстно желаю жить, чтобы увидеть победное завершение этого исторического социального эксперимента».

Идеям современных дней России полностью соответствуют также идеи Павлова о борьбе за мир. Наше государство было и будет миролюбивым. Павлов говорил в 1935 г.. «Мы должны особенно одобрять и поддерживать борьбу нашего правительства за мир» (газета «Известия» 18 августа 1935г.).

Обратимся теперь к высказываниям Павлова о религии. Павлов был безбож-

ником, т.е. в бога он не верил [3]. Не раз он говорил и своей сотруднице М.К.Петровой о том, что он неверующий. Однако, у Павлова была глубокая вера -вера в науку. В беседе с Е.М.Крепсом (1967) он выразился так: «Моя вера - это вера в то, что человеческий разум и его высшее воплощение - наука - избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и даёт мне силы и помогает вести свою работу».

Будучи неверующим, он порицал борьбу с религией. Он считал, что религия нужна и полезна. Он говорил, что не надо разрушать храмы, не надо ссылать священников. Его личное неверие не означало, что этот атеизм надо навязывать всем. Вот его слова: «Надо раньше просветить народ, дать ему грамотность, образование, и вера сама ослабнет. А разрушать веру в бога, не заменив её ничем, нельзя [4]. В этом проявился глубокий демократизм натуры Павлова, который не считал обязательным для всех свой атеизм.

Свобода совести - один из важнейших принципов, который И.П.Павлов исповедовал всю жизнь. Современное положение в России в отношении религии полностью соответствует мнению И.П. Павлова. Именно в настоящее время проводится полная демократизация в отношении религии. Верующие могут свободно посещать церкви. Атеисты могут свободно жить без веры в бога. Никаких гонений на религию не существует. В то же время религия отделена от государства.

Наконец, образ жизни И.П.Павлова можно рекомендовать в наше время для здоровья и долголетия любого человека: и молодого, и пожилого, и старика. Павлов специально для своей жизни выработал ряд полезных привычек, которым постоянно следовал. Его день был им самим регламентирован по времени и он неукоснительно придерживался режима дня [7]. Во всем его облике сказывалась собранность и уменье управлять собой. Его увлечения собирание картин, коллекционирование и любовь к художественной классической литературе были прекрасным переключением от науч-

ной работы к другим интересным делам. Не меньшее значение в его жизни имел и отдых иного сорта - это спорт, прогулки, купанье и физический труд. Живя на отдыхе в Сил-ламягах, он почти ежедневно купался в море (в Финском заливе), а в более поздний период жизни в Колтушах он купался в Колтушском озере. Его любимой игрой были городки, и эта игра прошла через всю его жизнь до старости. Его любовь к огороду и саду хорошо известна. Даже в преклонном возрасте он сам высаживал на клумбы цветы и с удовольствием ухаживал за ними [2].

Всё это вместе взятое делает академика Павлова действительным провозвестником этических норм XXI века. А обращение к его творчеству, его призывам и его образу жизни может много дать любому человеку для его мировоззрения, жизни, работы и отдыха.

Литература

1. Болондинский В.К. И.П.Павлов о религии / В.К. Болондинский // Журн.

высш. нервн. деятельности. - 1995. -Т. 45, вып. 5. - C.1062-1067.

2. Болондинский В.К. И.П. Павлов в Колтушах / В.К. Болондинский. -СПб., 1997. - 86 с.

3. Болондинский В.К. И.П.Павлов в кругу семьи и друзей / В.К. Болондинский, Н.К. Куприянова. - СПб., 1999. -176 с.

4. Крепс Е.М. Иван Петрович Павлов и религия / Е.М. Крепс // И.П. Павлов в воспоминаниях современников. - Л., 1967. - C. 129-133.

5. Самойлов В.О. Эволюция политических взглядов И.П.Павлова в годы советской власти / В.О. Самойлов // И.П.Павлов: pro et contra. - СПб., 1999.

6. Самойлов В.О. Павлов в Петербурге -Петрограде - Ленинграде / В.О. Самойлов, А.С. Мозжухин. - Л., 1989. -336 с.

7. Фролов Ю.П. О стиле работы И.П.Павлова / Ю.П. Фролов // Сов. наука. - 1939. - № 9-10.

ACADEMICIAN I.P. PAVLOV - A PROPHET OF SCIENTIFIC, SOCIAL,

AND POLITICAL IDEAS IN RUSSIA IN THE XXI CENTURY

V.R. Bolondinsky, V.O. Samoilov

Pavlov’s ideas, scientific principles and, on the whole, his world outlook in the field of physiology, neurology, education, and psychology are in the foundation of these concepts in the XXI century. His democratism, free-thinking, protests against repressions and terror are what has become reality in the XXI century in Russia. Being an atheist, he came out against persecution of religion, for freedom of personality and independent existence in the country of different parties and organizations, including the Academy of Sciences.

Key words: I.P. Pavlov, Physiological science, Sociology, Politics.

Болондинский В.К. - институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, г. Санкт-Петербург, РФ.

Самойлов В.О. - институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, г. Санкт-Петербург, РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.