Научная статья на тему 'АКАДЕМИК И.И. ЛЕПЁХИН И БОЛЬШИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1768-1774 ГГ.: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ'

АКАДЕМИК И.И. ЛЕПЁХИН И БОЛЬШИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1768-1774 ГГ.: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИК ИВАН ИВАНОВИЧ ЛЕПЁХИН / БОЛЬШИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ XVIII ВЕКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СИСТЕМА МЕМОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ / МЕЖМУЗЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ / ЭКСПЕДИЦИЯ «ПЛАВУЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИКА И.И. ЛЕПЁХИНА»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Алексей Викторович, Яшков Иван Александрович, Аяцков Дмитрий Федорович, Леденцова Елена Александровна

Академик И.И. Лепёхин (1740-1802) известен, прежде всего, как руководитель одной из «Оренбургских» «физических» экспедиций в составе Больших Академических экспедиций (1768-1774). Благодаря деятельности его отряда на территории Среднего и Нижнего Поволжья во многом сложилась первая комплексная научная картина макрорегиона. Однако о личности И.И. Лепёхина и деятельности Больших Академических экспедиций широкой общественности известно недостаточно, историческая память о выдающихся научных событиях, исследователях и просветителях эпохи Екатерины Великой во многом нуждается в реанимировании. Описывается система исследований и мероприятий, реализуемых авторами в формате научно-просветительской экспедиции и молодёжной школы «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина», проект комплекса мемориальных знаков и концепция тематических межмузейных выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванов Алексей Викторович, Яшков Иван Александрович, Аяцков Дмитрий Федорович, Леденцова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMICIAN I.I. LEPYOKHIN AND THE GREAT ACADEMIC EXPEDITIONS OF 1768-1774 IN HISTORICAL MEMORY

Academician I.I. Lepyokhin (1740-1802) is known primarily as the head of one of the “Orenburg expeditions” in physics, which belonged among the Great Academic Expeditions of 1768-1774. Thanks to the activity of his detachment in the Middle and Lower Volga regions, the first complex scientific picture of the macro-region was formed. Little, however, is known to the general public about Lepyokhin’s personality and the activities of the Grand Academic Expeditions. The historical memory of these extraordinary scientific events and their participant explorers and educators in the era of Catherine the Great needs to be revived. The authors describe their system of research and educational activities implemented in the form of a scientific and educational expedition and the youth school “Academician I.I. Lepyokhin’s Floating University”, as well as their project for a complex of memorial signs and plaques, and their conception for future thematic inter-museum exhibitions.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИК И.И. ЛЕПЁХИН И БОЛЬШИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1768-1774 ГГ.: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»

УДК 930.85

DOI 10.29003/m2517.0514-7468.2020_43_4/535-545

АКАДЕМИК И.И. ЛЕПЁХИН И БОЛЬШИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1768-1774 гг.: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

А.В. Иванов, И.А. Яшков, Д.Ф. Аяцков, Е.А. Леденцова*

Академик И.И. Лепёхин (1740-1802) известен, прежде всего, как руководитель одной из «Оренбургских» «физических» экспедиций в составе Больших Академических экспедиций (1768-1774). Благодаря деятельности его отряда на территории Среднего и Нижнего Поволжья во многом сложилась первая комплексная научная картина макрорегиона. Однако о личности И.И. Лепёхина и деятельности Больших Академических экспедиций широкой общественности известно недостаточно, историческая память о выдающихся научных событиях, исследователях и просветителях эпохи Екатерины Великой во многом нуждается в реанимировании. Описывается система исследований и мероприятий, реализуемых авторами в формате научно-просветительской экспедиции и молодёжной школы «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина», проект комплекса мемориальных знаков и концепция тематических межмузейных выставок.

Ключевые слова: академик Иван Иванович Лепёхин, Большие Академические экспедиции XVIII века, историческая память, система мемориальных объектов, межмузейные выставки, экспедиция «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина».

Ссылка для цитирования: Иванов А.В., Яшков И.А., Аяцков Д.Ф., Леденцова Е.А. Академик И.И. Лепёхин и Большие Академические экспедиции 1768-1774 гг.: историческая память // Жизнь Земли. Т. 43, № 4. С. 535-545. DOI: 10.29003/m2517.0514-7468.2020_43_4/535-545.

Поступила 22.10.2021 / Принята к публикации 27.10.2021

ACADEMICIAN I.I. LEPYOKHIN AND THE GREAT ACADEMIC EXPEDITIONS OF 1768-1774 IN HISTORICAL MEMORY

A.V. Ivanov123, PhD, I.A. Yashkov4, PhD, D.F. Aiatskov5, Dr.Sci (Hist.), EA. Ledentsova6

1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)

2 Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow

3 Tambov State Technical University, Tambov 4 Museum of Geology, Oil and Gas, Khanty-Mansiysk 5 Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov 6 Youth clubs of the Russian Geographical Society, Kamyshin, Volgograd Region

Academician I.I. Lepyokhin (1740-1802) is known primarily as the head of one of the "Orenburg expeditions" in physics, which belonged among the Great Academic Expeditions of 1768-1774. Thanks to the activity of his detachment in the Middle and Lower Volga regions, the first complex scientific picture of the macro-region was formed.

* Иванов Алексей Викторович - к.г.-м.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ, с.н.с. Института географии РАН, доцент Тамбовского государственного технического университета, ivanovav@igras.ru; Яшков Иван Александрович - к.г.н., зам. директора по научной работе Музея геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск, zamnr@musgeo.ru; Аяцков Дмитрий Федорович - д.и.н., президент Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, adf@sstu.ru; Леденцова Елена Александровна - руководитель Молодёжного клуба Русского географического общества «Новое поколение», г. Камышин, Волгоградская область, elena.ledentzova@yandex.ru.

Жизнь Земли 43(4) 2021 535-545

535

Little, however, is known to the general public about Lepyokhin's personality and the activities of the Grand Academic Expeditions. The historical memory of these extraordinary scientific events and their participant explorers and educators in the era of Catherine the Great needs to be revived. The authors describe their system of research and educational activities implemented in the form of a scientific and educational expedition and the youth school "Academician I.I. Lepyokhin's Floating University", as well as their project for a complex of memorial signs and plaques, and their conception for future thematic inter-museum exhibitions.

Keywords: Academician Ivan Ivanovich Lepyokhin, Great Academic Expeditions of the eighteenth century, historical memory, the system of memorial objects, inter-museum exhibitions, the expedition "Academician I.I. Lepyokhin's Floating University".

For citation: Ivanov, Alexey V., Yashkov, Ivan A., Aiatskov, Dmitry F. and Le-dentsova, Elena A., "Academician I.I. Lepyokhin and the Great Academic Expeditions of 1768-1774 in Historical Memory", Zhizn Zemli [Life of the Earth], 2021, 43 (4), 535545 (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m2517.0514-7468.2020_43_4/535-545.

Введение. Жизни и деятельности Ивана Ивановича Лепёхина (1740-1802) посвящено немало работ, в т. ч. специальных исследований [4, 6, 7]. Сын солдата и ученик М.В. Ломоносова был направлен в Страсбургский университет, на пути в который едва не погиб в кораблекрушении, а завершив обучение, становится профессором медицины. После возвращения в Россию приглашается как руководитель «Оренбургской» «физической» экспедиции в составе знаменитых Больших Академических экспедиций (1768-1774) (БАЭ). «Жребий пал на меня открыть нашему сообществу путь», писал он, стартовав со своим отрядом первым. Пережив серьёзные испытания в экспедиции, особенно при тяжелейшем переходе от Волги до Урала сквозь полупустыни Прикаспия, сплавляясь по Волге и опасаясь в Саратовском Поволжье встречи с «его мохнорылием» медведем, И.И. Лепёхин успешно завершил работу отряда и вернулся в Петербург. До конца своих дней он верно служил науке и образованию на разных должностях, в особенности возглавляя Академический ботанический сад. Его ученики дали начало одной из первых собственно российских научных школ. Наиболее известный из них, академик Н.Я. Озерецковский, позднее создаст первый историко-научный труд об учителе и работе экспедиционного отряда [5].

Будучи единственным руководителем БАЭ «от недр своих» (по выражению М.В. Ломоносова), не просто знающим русский язык, а духовно связанным с Россией, И.И. Лепёхин ярко выделяется стилем работы в поле с населением и художественностью описаний природных и антропогенных объектов. Созданные им как итог экспедиции «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» [3] читаются не как «отчёт о проделанной работе», а как научно-художественное произведение и представляют собой ценнейший исторический документ, который нуждается в дальнейшем осмыслении с позиций разных наук.

Авторы статьи последние годы детально изучают деятельность И.И. Лепёхина на территории Среднего и Нижнего Поволжья в формате научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов» [2]. Известно, что отряд И.И. Лепёхина интенсивно работал по маршрутам в районах Симбирска и Самары, затем продвигался от Сызрани до Саратова по Волге и далее до Ахмата вдоль волжского побережья с последующим уходом на Иловлю. Вдоль этой реки отряд проследовал до впадения в Дон (с ответвлением на маршрут Камышин-Эльтон), с последующим движением снова к Волге до Царицына, Са-репты и далее вниз по течению. Таким образом, 250 лет назад И.И. Лепёхин в составе БАЭ впервые комплексно изучил очерченный регион - от геологического строения до системы поселений.

При этом имя И.И. Лепёхина очень слабо известно широкой общественности России вообще и Поволжья в особенности. Нам представляется актуальной разработка и внедрение системы стимулирования и увековечивания исторической памяти о БАЭ и академике И.И. Лепёхине - нашем соотечественнике, жизнь и деятельность которого могут служить для молодого поколения россиян образцом гражданского мужества и здорового патриотизма.

Состояние исторической памяти о И.И. Лепёхине. Личность И.И. Лепёхина увековечена на сегодняшний день разнопланово - его именем названы несколько родов растений, гора в южной части Северного Урала, село в Саратовской области и железнодорожная станция Приволжской железной дороги. Село Лепёхинка расположено в южной части Краснокутского района Саратовской области на расстоянии около 43 км от районного центра - города Красный Кут. Оно основано в связи со строительством в 1903-1907 гг. станции Лепёхинская железнодорожной ветки Саратов-Астрахань. На этой же ветке, на удалении первых десятков километров от Лепёхинской, расположены станции (и соответствующие населённые пункты Волгоградской области) Гмелинка и Палласовка. Именно этот район изначально определён нами в качестве основного полигона исследований исторической памяти о БАЭ и деятельности И.И. Лепёхина.

Нам представилось целесообразным понять, насколько проявлена историческая память в историко-краеведческих материалах, учебной литературе и общественном сознании. При этом рассматривались три информационных направления: а) о самом И.И. Лепёхине как выдающемся отечественном учёном и просветителе, ученике и последователе М.В. Ломоносова; б) о научном сообществе времен БАЭ - коллегах И.И. Лепёхина, прежде всего П.С. Палласе и С.Г. Гмелине; в) о БАЭ как форме познания и полевого исследования (согласно словам И.И. Лепёхина - «испытания естественных вещей в обширном нашем отечестве...»).

Взаимодействие с жителями города Красный Кут, сёл Дьяковка и Лепёхинка весной 2018 г. осуществлялось в процессе содержательного общения в индивидуальном порядке, а также бесед в виде спонтанных малых фокус-групп. При этом вопросы о И.И. Лепёхине и БАЭ вызывали весьма разную реакцию: от доброжелательно патриотической до недоумён-ной, граничащей с агрессивной (вплоть до нецензурных выражений).

Наиболее обстоятельно ситуация очертилась в селе Лепёхинка. При современном населении около 400 чел. более 130 чел. составляют жители пенсионного возраста и только 40 чел. - учащиеся школы. Наиболее устойчивое жизненное положение характерно для небольшого круга жителей, занятых на железной дороге. Развивается одно фермерское хозяйство, влияющее на общую обстановку незначительно.

Беседы показали преобладание глубоко пессимистичного взгляда жителей на перспективы и стратегию дальнейшего развития своего поселения. Главными носителями и популяризаторами знаний о И.И. Лепёхине являются, конечно, представители местной системы просвещения - школьные педагоги и библиотекарь. В школе и библиотеке подобраны литературные источники о И.И. Лепёхине и истории названия села. Школьникам поручаются творческие задания по этой тематике. Такая деятельность проводится на уровне составления обзора справочной информации, что вполне возможно развить во взаимодействии с представителями науки и добавить элементы исследования историко-научных аспектов.

Среди населения, не занятого непосредственно просветительской деятельностью, знания о И.И. Лепёхине практически отсутствуют; максимум, что приходилось слышать: «о нём что-то в школе нам говорили». Более того, немало жителей Лепёхинки не подозревают об истинной этимологии названия своего поселения, о чём красноречиво свидетельствует факт неверной постановки ударения (на звук «и») в этом слове при устном общении.

Приходилось слышать комментарии, в которых полагается происхождение топонима от слова «лепёшка» (известные варианты - лепёха, лепёшечка, лепешоночка, лепёшища) или «лепет» (неясная речь, шум, шелест). Некоторые собеседники конкретизировали своё представление о И.И. Лепёхине, предполагая прямую связь личности с населённым пунктом (каковой в действительности не установлено - свидетельств посещения И.И. Лепёхиным конкретно этого поселения не обнаружено) - «помещик», «барин» и т. п. Но, в исключительных случаях, обрадовало общение с отдельными личностями, достаточно серьёзно погружёнными в тему. Наиболее осведомлённым из собеседников оказался путевой работник РЖД (его коллеги также выразили определённые познания). Он единственный (помимо работников просвещения) назвал в связи с именем И.И. Лепёхина также имена П.С. Пал-ласа и С.Г. Гмелина, упомянул о БАЭ и позиционировал И.И. Лепёхина как «академика-геолога».

Рекогносцировочные выезды и общение с населением указанных территорий показали, что существует проблема разрыва краеведческой информации/знаний вследствие естественной смены поколений, изменения образовательных компонентов, отсутствия целенаправленных управленческих и общественно-просветительских действий. Это доказывает необходимость повышения уровня знаний у обучающейся молодёжи и широких слоев населения о деятельности БАЭ и их руководителей, которые способствовали получению нового знания и развитию скудных представлений о регионе в XVIII в.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о невысокой исторической грамотности относительно села Лепёхинка; в частности, лишь пятая часть опрошенных знает, в честь кого названо село. Данный вывод подтверждается и тем, что подавляющее большинство респондентов в целом не имеет представления о том, почему село так названо. При этом достаточно высок процент респондентов, считающих, что для людей очень важно знать историю собственного села, и самым популярным способом информирования о местной истории отмечается «ввод специальных уроков в школе». Предполагается рассмотрение данного метода как наиболее эффективного, т. к. это согласуется с полученными данными о том, что более половины респондентов, знающих о И.И. Лепёхине, получили информацию именно в школе. Также более половины опрошенных отмечают необходимость обязательно увековечить память о И.И. Лепёхине.

Анализ ситуации и наработанный ранее опыт исследовательских и образовательных практик позволил нам предложить комплекс мероприятий, объединённый под названием «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина» в формате научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов» в 2018-21 гг. в Среднем и Нижнем Поволжье. Ключевым научно-просветительским мероприятием явилась молодёжная школа с всесторонней популяризацией знаний о И.И. Лепёхине. Классический вариант «плавучего университета», совмещающий научные и образовательные формы взаимодействия учёных и студентов и получивший сегодня мощное развитие в российской экспедиционной практике, был расширен ключевой новацией - просвещением населения, в первую очередь, обучающейся молодежи, в населённых пунктах по маршруту проекта [2]. Для студентов и школьников разработан и реализован учебный план молодёжной школы, которая состоялась в рамках экспедиции непосредственно на природных и природно-антропогенных объектах.

Основными задачами этого проекта определены: детализация исторического маршрута «физической» «оренбургской» экспедиции (отряда) под руководством И.И. Лепёхина, дополнительное осмысление его трудов (прежде всего «Дневных записок» [3]), изучение современного состояния объектов, описанных Лепёхиным, анализ исторической памяти о Больших академических экспедициях среди населения регионов и возможностей её ин-538

дуцирования, а также сбор артефактов для музейных выставок, посвящённых памятным датам истории науки. Проект осуществляется Институтом географии РАН (Москва), Музеем землеведения МГУ, Палеонтологическим институтом им. А.А. Борисяка РАН (Москва), Институтом степи РАН (Оренбург), геолого-палеонтологическим музеем РГГРУ (Москва), а также Музеем геологии нефти и газа (Ханты-Мансийск) и Молодёжным клубом РГО «Новое поколение» (г. Камышин).

Увековечивание исторической памяти в форме мемориальных знаков. Известно, что особую роль в деле патриотического воспитания молодёжи играют сложившиеся в России и мире традиции увековечивания исторической памяти об известных путешественниках и экспедициях в виде различных мемориальных знаков - скульптурных композиций, памятников, бюстов, памятных досок и пр. Так, естествоиспытателям, возглавившим БАЭ, сегодня посвящены различные мемориальные сюжеты: П.С. Палласу - скульптурная композиция на привокзальной площади в г. Палласовке Волгоградской области (1989 г., автор - скульптор студии военных художников имени М.Б. Грекова в Москве, А.М. Та-ратынов) и памятник на могиле в Берлине, С.Г. Гмелину - памятник на могиле в селении Каякент в Дагестане и стела в селе Гмелинка Волгоградской области (установлен в 2017 г.). Эти памятные объекты активно задействовались нами при проведении мероприятий. Имя И.И. Лепёхина до настоящего времени отражено лишь косвенно на ряде мемориальных досок. Поэтому одним из важных компонентов патриотического воспитания и бережного отношения к исторической памяти у подрастающего поколения, на наш взгляд, может служить разработка системы мемориальных знаков, посвящённых непосредственно личности И.И. Лепёхина и деятельности его экспедиционного отряда.

В русле такой задачи возможно привести множество показательных примеров мирового и отечественного опыта. Наиболее часто воздвигают памятники руководителям экспедиций. Такие памятники наиболее многочисленны и разнообразны - от надгробных стел до классического варианта в полный рост и с экспедиционным антуражем (например, памятник П.С. Палласу в Палласовке Волгоградской области). Памятники экспедициям также разнообразны - от памятных стел до совсем оригинальных по композиции. В последнее время обозначилась тенденция выражения исторической значимости и деятельности экспедиций посредством создания скульптурных групп. Разнообразных произведений становится всё больше во многих странах. Например, памятник в городе Канзас-сити, штат Миссури, США - монумент в честь экспедиции Льюиса и Кларка. Существует также памятник экспедиционной собаке, которую установили члены Национального клуба ньюфаундлендов США 18 июня 2006 г.1

Известны и «массовые» скульптурные группы - упомянутый выше вариант композиции, посвящённой экспедиции Льюиса и Кларка (вариант в Небраске), может рассматриваться как пример именно такого подхода. Несложно назвать и иные примеры. Так, в Норвегии, у музея Фрама в Осло, в 2011 г. в честь 100-летнего юбилея покорения Южного полюса установлена мемориальная скульптурная композиция, известная как «памятник полярникам» - фигуры пятерых членов экспедиции Р. Амундсена, стоящих на «ледяных» глыбах. Наверное, самым величественным примером мемориального увековечивания памяти об экспедиционной деятельности государства посредством скульптурной композиции является объект в Португалии - он представляет собой устремленную вперед каравеллу с мореплавателями на палубе, среди которых отдельными скульптурами изображены известные учёные, миссионеры, монархи. Венчает памятник фигура Генриха Мореплавателя на носу корабля. Монолитный памятник (высотой 52 м) украшают изображения ру-

1 См: https://newfs.info/lib/about_newfoundland/629/

салок, Нептуна с трезубцем и рыб. На вершине памятника находится смотровая площадка, откуда открывается вид на Лиссабон и его окрестности. Внутри монумента работает лифт и обустроено музейное пространство - выставочные залы. В России примером может служить скульптурная композиция «Великим Сибирским экспедициям» (скульптор В.А. Сарг-сян), воздвигнутая в 2010 г. в Ханты-Мансийске. Четыре фигуры - В. Беринг, Д. Овцын, Г.Ф. Миллер, Д.Г. Мессершмидт - расположены у подножия устремлённой ввысь колонны и смотрят в направлении четырёх сторон света.

Возвращаясь к БАЭ отметим, что при всей грандиозности своего значения в истории страны представление о них среди широкой общественности ограниченно. В основном информацию можно почерпнуть (помимо научных публикаций и собственно трудов экспедиций) из книг о руководителях отрядов. Однако образ самих экспедиций в общественном сознании (от штрихов их научного быта, особенностей работы отрядов до понимания огромной трудоёмкости и сложности, роли для науки, просвещения и развития российского государства в целом) практически отсутствует.

Исправление ситуации, помимо развития описанной выше системы научно-просветительских общественных мероприятий, возможно двумя основными путями. Один из них - формирование и распространение исторически достоверного и объективного, научно глубокого и при этом понятного и воспринимаемого широкой общественностью образа экспедиции как грандиозного свершения, её организаторов и участников - как отважных пассионарных личностях, решительно отправившихся в непростое и опасное путешествие (достаточно вспомнить, что из пяти руководителей «физических» отрядов БАЭ двое погибли). При этом в мировой и российской практике известны удачные примеры создания и воплощения художественного образа конкретных экспедиций. Можно упомянуть о «Великой Северной экспедиции», исторические знания о которой отражены не только в научных и научно-популярных, но и в художественных литературных (например, в пьесе В. Фёдорова «Созвездие Марии», поставленной режиссёром А. Борисовым), а также кинематографических (фильм «Первые» Ю. Обухова, А. Рязанцева и Д. Суворова, созданный при поддержке РГО) произведениях. В связи со сказанным отметим, что из числа руководителей БАЭ именно И.И. Лепёхин воплощён в кинематографе (правда, без чёткой связи с экспедициями) в многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» (1986, сценаристы Леонид Нехорошев и Олег Осетинский, режиссёр Александр Прошкин, киностудия «Мосфильм» по заказу ЦТ). И.И. Лепёхин (актер Евгений Бабак) предстает в ряде эпизодов как ученик и последователь М.В. Ломоносова. К сожалению, сегодня в художественном творчестве российских авторов «образ учёного» в целом и конкретных персоналий рисуется редко и порой не вполне адекватно.

Другой путь также широко распространён и продуктивен - разработка и внедрение системы мемориальных элементов и объектов в местах, исторически связанных с маршрутами экспедиций и биографическими особенностями ключевых персоналий. В качестве примера именно системного подхода к увековечиванию памяти конкретной экспедиции может быть выделен (из числа упомянутых выше) комплекс различных скульптур, посвя-щённых экспедиции Льюиса и Кларка, участники которой впервые широтно пересекли нынешнюю территорию США с энциклопедично-научными и геополитическими целями.

Синтез этих подходов в совокупности с развитием системы научно-просветительских мероприятий вполне эффективно применим в случае БАЭ, что представляется особенно актуальным именно сегодня - в период 250-летия их работы. Наиболее целесообразным для увековечивания и поддержки исторической памяти о личности И.И. Лепёхина и БАЭ представляется комплекс следующих логически взаимосвязанных элементов. 540

1. Памятная доска в селе Лепёхинка с информацией о И.И. Лепёхине и (или) информационный стенд на станции Лепёхинская.

2. Памятник (бюст) И.И. Лепёхину в поселке Красный Кут Саратовской области. Возможно создание оригинальной скульптурной группы, отражающей не просто выдающуюся личность И.И. Лепёхина, а самое известное его дело - экспедицию в составе БАЭ. При этом представляются целесообразными два основных посыла к созданию произведения - реалистичность и информативность. Композиция может отражать запечатлённый скульптурными средствами рассказ о работе экспедиции, её ключевых деятелях, трудностях на пути, научном быте и методиках того времени и т. д. Скульптурная группа может включать ряд известных персонажей: И.И. Лепёхин, Н.Я. Озерецковский (студент, будущий академик), Андрей Лебедев и Тимофей Мальгин (гимназисты), Михайло Шалауров (рисовальщик), Филипп Федотьев (чучельник), а также егерь и два солдата. В логическом центре скульптурной группы может быть расположена фигура И.И. Лепёхина, сидящего на каменной глыбе и делающего записи в полевом дневнике на колене, при этом общаясь с учениками. Перед И.И. Лепёхиным возможно расположить земной шар, на котором начертана контурно открытая экспедициями «новая часть света - Россия» (известное выражение Л.С. Берга о БАЭ). Вокруг центральной фигуры располагаются остальные члены экспедиции. Студент Н.Я. Озерецковский, присев на одно колено, с помощью увеличительного стекла рассматривает растения, гимназисты внимают мастер-классу учителя, М. Шалауров на мольберте делает зарисовки, Ф. Федотьев работает над чучелом крупной птицы.

Проект создания мемориальных элементов в Краснокутском районе возможно распределить по этапам, а в качестве пилотного действия установить каменный обелиск (возможно, ледниковый валун кристаллических пород с территории Саратовского Правобережья, приполировав часть его поверхности (натуральный геообъект, изучавшийся среди прочих участниками экспедиции), на котором начертать «крылатую фразу» (например, уже упомянутые слова академика Л.С. Берга о том, что БАЭ «открыли всему миру новую часть света - Россию»).

3. Памятник (скульптурная группа) Большим академическим экспедициям в г. Саратове. Здесь были проложены все основные экспедиционные маршруты, о чём свидетельствуют описания города и прилежащих местностей в трудах экспедиций. В настоящее время именно здесь сосредоточен интеллектуальный потенциал региона и созданы максимально благоприятные условия для включения памятника в формат туристических маршрутов, посещения жителями города и области, а также туристами. В качестве альтернативного местоположения скульптурной группы можно рассматривать г. Самару, в районе которого расположено единственное место совместной работы трёх отрядов БАЭ - П.С. Палласа, И.И. Лепёхина, И.П. Фалька.

Для всех названных элементов предлагается предусмотреть единую систему QR-коди-рования с завязкой на электронный информационный ресурс со справочной информацией о БАЭ и их лидерах, ссылками на мероприятия и др. При этом важное значение имеет грамотное конкретное расположение QR-кодовых пластин оптимальной размерности. Один из таких элементов целесообразно разместить на станции Лепёхинская, что обеспечит возможность считывания информации пассажирами поездов дальнего следования (в настоящее время станция работает в режиме технической остановки без высадки и посадки пассажиров - вокзал не функционирует). Такой подход наверняка многократно увеличит число и расширит географию пользователей информации.

Изложенные предложения по инициативе научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов» при поддержке экс-губернатора Саратовской обла-

сти, Президента СГТУ Д.Ф. Аяцкова направлены в 2018-19 гг. в ряд структур региональной и муниципальной власти, а также в Управление Приволжской железной дороги. По инициативе организаторов проекта «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина» организована серия круглых столов с представителями местной власти, на которых озвучены описанные выше предложения, в городах Красный Кут (2018, 2020), Саратов (2017, 2018, 2019, 2020), Камышин (2018, 2019). Делу увековечивания памяти о БАЭ и выдающихся руководителях отрядов целесообразно придать формат национального проекта под эгидой РАН, МГУ, МОИП, РАЕН и региональных вузов при поддержке местных властей. Исто-рико-научные исследования деятельности БАЭ, научно-просветительские мероприятия, научно-популярные издания и фильмы, отражение событий медийным сообществом - всё это в комплексе может стать достойным продолжением работы наших великих предшественников 250 лет назад.

Отрадно отметить, что ситуация имеет конструктивное развитие. В Камышине 27 августа 2021 г, в преддверии Дня города, на исторической аллее памяти2, расположенной на волжском побережье у историко-краеведческого музея, был торжественно открыт бюст И.И. Лепёхина (автор - заслуженный художник РФ, скульптор Сергей Щербаков) (рис. 1). На мероприятии присутствовали председатель Камышинской городской думы В. Пономарёв, депутат Камышинской думы А. Орлов, старший священник Никольского кафедрального собора протоиерей Н. Караичев, председатель городского Совета ветеранов Ю. Ефременко, председатель комитета по культуре М. Таранова, старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ и Института географии РАН, научный руководитель экспедиции «Флотилия плавучих университетов» А. Иванов, президент благотворительного фонда «Любимый город» и Группы компаний «Бизнес системы» А. Фадичев и другие официальные лица. Встречу открыло выступление ансамбля барабанщиц «Фаворит» ДК «Текстильщик». Меценатом выступил Благотворительный фонд «Любимый город», который представлял депутат городской думы, президент ООО «Группа компаний «Бизнес Системы» Андрей Фадичев3 (рис. 2).

Историческая память в музейном пространстве. Развитие взаимодействия музейного сообщества в формате «Флотилии плавучих университетов» с постоянным вовлечением новых музеев позволило апробировать принципиально

2 Формирование аллеи памяти в г. Камышин осуществляется по определённой системе. Ходатайство в городскую комиссию по увековечиванию памяти выдающихся граждан, оставивших значительный след в истории России и Камышина, перечень имён которых был составлен в содружестве с Камышинским исто-рико-краеведческим музеем и краеведами города, поступило в 2019 г. Документ подписали генеральный директор ООО «Группа компаний «Бизнес системы» Сергей Олейников и участники Благотворительного фонда «Любимый город». Первыми в сентябре 2020 г. открыли бюсты героя Отечественно войны 1812 года, генерал-лейтенанта К.Ф. Казачковского и графа Д.А. Олсуфьева. Одновременно с бюстом И.И. Лепёхина открыт бюст богослову и автору «Толковой Библии», профессору Санкт-Петербургской духовной Академии А.П. Лопухину (он учился в Камышинском духовном училище и отсюда начал свой тернистый путь к известности).

3 Подробнее см.: Смелов Леонид Камышин воздал дань познанию (https://infokam.su/kamyshin-vozdal-dan-poznaniyu.html).

Рис. 1. Бюст И.И. Лепёхина. Fig. 1. A bust of I.I. Lepyokhin.

Рис. 2. Церемония торжественного открытия бюста И.И. Лепёхина в городе Камышин Волгоградской области 27 августа 2021 г.

Fig. 2. The grand opening ceremony at the bust of I.I. Lepekhin in the city of Kamyshin, Volgograd region, August 27, 2021.

новую форму совместной работы - запустить проект «Плавучий мобильно-сетевой геона-учно-музеологический центр». Организаторами проекта выступили Музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Музей геологии, нефти и газа (г. Ханты-Мансийск), Геолого-палеонтологический музей РГГРУ имени С. Орджоникидзе (Москва), Палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова Палеонтологического института имени А.А. Бори-сяка РАН (Москва), Музей краеведения пос. Красный Кут и курируемый им школьный музей с. Лепёхинка (Саратовская область), Музей Молодёжного клуба РГО в г. Камышин (Волгоградская область). Миссия проекта предполагает интеграцию вузовских, академических, краеведческих и частных музеев для популяризации науки, музеотворческой и просветительской деятельности среди широкой общественности посредством внедрения мобильно-сетевой концепции развития музеев на платформе научно-просветительской экспедиции по принципам «плавучего университета». Основными задачами определены: развитие взаимодействия музейного сообщества с краеведами и коллекционерами, педагогическими работниками и журналистами и, главное, вовлечение в совместную работу новых музеев (прежде всего из сети краеведческих районного уровня) и всех желающих по пути следования экспедиции; совместные сборы представителями разных музеев артефактов; проектирование и воплощение оригинальных межмузейных выставок; взаимное обогащение знаниями, идеями, обмен опытом при полевых работах и реализации последующих экспозиционных проектов.

Как показал опыт предшествующего межмузейного взаимодействия, совместные целенаправленные сборы материалов наиболее эффективно можно осуществить именно в формате научно-просветительской экспедиции. Так, подобная деятельность была развёрнута Музеем землеведения МГУ и Музеем естествознания СГТУ в предыдущие годы для развития экспозиций и выставок, пополнения научных, учебных, демонстрационных коллекций по палеоэкологической, урбанистической и другим тематикам [1]. Основные точки отбора материала при разработке плана работы определялись: а) путём анализа литературных данных, б) при рекогносцировочных маршрутах, в) по итогам работы предыдущих экспедиций. В процессе совместного изучения сотрудниками разных музеев природных и природно-антропогенных объектов возникли новые идеи по модернизации концепции и развитию проектируемой экспозиции, осуществлён поиск и отбор в маршрутах конкретных образцов, которые органично вписались в разрабатываемые экспозиции.

По итогам работы «Плавучего мобильно-сетевого геонаучно-музеологического центра» создаётся совместная межмузейная выставка «Путями Больших Академических экспедиций - путешествие в музейном пространстве» с перспективами её расширения. Её пилотный сегмент, посвящённый И.И. Лепёхину в связи с 280-летием со дня его рождения, представлен в Музее землеведения МГУ («Ротонда», 31 этаж Главного здания МГУ).

На этапе, предшествующем полевым работам, нами, помимо литературного обзора, тщательно междисциплинарно проанализированы первоисточники - соответствующие разделы по Поволжью, Подонью, Прикаспию и Приуралью «Учёных записок...» И.И. Лепёхина [3] - капитального труда по итогам работы его отряда. Анализ показал следующие особенности, ярко говорящие о колоссальной трудоёмкости и высочайшем уровне полевых исследований отряда И.И. Лепёхина: а) при широчайшем тематическом спектре (от геологических и палеонтологических до урбанистических и социально-экологических моментов) налицо весьма значительная подробность и синтетичность изучения конкретных объектов и процессов; б) разнообразие применявшихся при полевых исследованиях методик - от визуального наблюдения и макроописания до организации аналитических работ в режиме полевой геохимической лаборатории; разнообразие представления результатов работ (от фиксации отдельных фактов и объектов до детальнейших описаний видов животных и послойной характеристики геологических разрезов в конкретных точках наблюдения). При выполнении нами полевых работ конфигурация сети основных водных и автомобильных маршрутов определялась путями продвижения И.И. Лепёхина, а также основными объектами исследований его отряда. Наиболее детально изучен участок маршрута от Сызрани до Ахмата (прежде всего, тщательно описанные И.И. Лепёхиным полигоны в районах Сызрани, Вольска, Саратова), а также полигоны в районе Камышина (Волгоградская область) и Каргалинских рудников (Оренбургское Приуралье). Именно с территорий этих полигонов получены основные новые поступления артефактов для формирования выставки.

Открывают выставку стенды с информацией о Больших академических экспедициях, личности И.И. Лепёхина как выдающегося учёного и путешественника - ученика и последователя М.В. Ломоносова (предложившего идею организации Больших академических экспедиций), особенностях полевой и камеральной работы проектов «Плавучий мобильно-сетевой научно-музейный центр» и «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина» в формате «Флотилии плавучих университетов». На стендах также отражены связанные с реализацией данных проектов события последнего времени: награждение проекта «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина» как финалиста национальной премии «Хрустальный компас» в номинации «Просвещение» (май 2021), торжественное открытие первого бюста И.И. Лепёхина в г. Камышин (август 2021), награждение проекта «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина» как финалиста Премии РГО в номинации «Лучший образовательный проект в области географии» (октябрь 2021). Подиумы у стендов предлагают вниманию посетителя комплект научной и научно-популярной литературы разного времени создания - от лепёхинской эпохи до современности.

Для организации центральной части выставки в качестве основного принципа принята общая система расположения материалов согласно последовательности продвижения по маршрутам отряда И.И. Лепёхина по регионам и макрорегионам России. Каждый элементарный раздел выставки может быть оформлен по условной схеме с вписанным в неё комплексом материалов. Информационную часть составляют показательные фрагменты текста из трудов И.И. Лепёхина, детализированная карта участков маршрута «Оренбургской» экспедиции, произведения рисовальщика «Оренбургской» экспедиции. Про-

странство каждого раздела насыщается собранными при современных полевых работах материалами (геологическими и палеонтологическими образцами, урбанистическими и археологическими артефактами и др.), иллюстрирующими названные И.И. Лепёхиным объекты и процессы, а также дополняющими представления о местности и поселениях со времён БАЭ, фотографическими изображениями ландшафтных, геоморфологических, биологических (прежде всего, растения и насекомые) объектов, снимками с беспилотных летательных аппаратов и аэрокосмофотоматериалами.

Выставка развивается как межмузейная - согласно концепции мобильно-сетевого музея предполагается создание соответствующих кластеров во всех музеях, участвующих в проекте, объединённых логически и информационно с созданием в перспективе единого путеводителя. В последующие годы планируются аналогичные межмузейные выставки, посвящённые юбилеям П.С. Палласа, Г. Ловица и других руководителей Больших академических экспедиций (1768-1774), объединённые общей концепцией и приуроченностью к 250-летию этого величайшего свершения в истории мировой науки и просвещения.

Благодарности и источники финансирования. Работа выполнена при финансовой поддержке государственных заданий Музея землеведения МГУ АААА-А16-116042010089-2 и AAAA-A16-116042710030-7 по теме государственного задания Института географии РАН № 0148-2019-0007 в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Культурное пространство на 2019-2025 гг. и на период до 2030 года» и плана развития Музея геологии, нефти и газа на 2020 и 2021 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов А.В., Снакин В.В., Яшков И.А., Сочивко А.В. Геологический след человека: совместная выставка Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ // Жизнь Земли. 2019. Т. 41, № 2. С. 184-196.

2. Иванов А.В., Яшков И.А., Захаров Е.Е. Экспедиции по Поволжью и Прикаспию. Этюды половины тысячелетия. От первых путешественников до «Флотилии плавучих университетов». М.: Русскш М1ръ, 2021. 224 с. (Труды «Флотилии плавучих университетов». Т. 1).

3. Лепёхин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российскаго государства в 1768 и 1769 году. СПб: Императорская Академия наук, 1771. Т. 1. 554 с.

4. Лукина Т.А. Иван Иванович Лепёхин. М. - Л.: Наука, 1965. 205 с.

5. Озерецковский Н.Я. Иван Иванович Лепёхин // Журнал Департамента народного просвещения. 1822. Ч. 6.

6. Трутнев И.А. Первопроходец (К 190-летию со дня смерти И.И. Лепёхина) // Вестник РАН. 1992. № 4. С. 74-86.

7. Фрадкин Н.Г. Академик И.И. Лепёхин и его путешествия по России в 1768-1773 гг. М., 1953. 216 с.

REFERENCES

1. Ivanov, A.V., Snakin, V.V., Yashkov, I.A. and Sotchivko, A.V. "Geological Traces of Humans", a joint exhibition on the results of the expedition "The Fleet of Floating Universities", Zhizn Zemli [Life of the Earth], 2019, 41 (2), 184-96 (in Russian).

2. Ivanov, A.V., Yashkov, I.A. and Zakharov, E.E. Expeditions to the Volga and the Caspian Regions. Etudes of the Half-Millennium. From the First Travelers to "The Fleet of Floating Universities" (Moscow: Russkij Mir, 2021) (in Russian).

3. Lepyokhin, 1.1., The Daily Notes of the Travels of the Doctor and Adjunct of the Academy of Sciences Ivan Lepyokhin to the Various Provinces of the Russian State in 1768 and 1769, vol. 1 (St.-Petersburg: Imperial Academy of Sciences, 1771) (in Russian).

4. Lukina, T.A., Ivan Ivanovich Lepyokhin (Moscow: Nauka, 1965) (in Russian).

5. Ozeretskovsky, N.Ya., "Ivan Ivanovich Lepyokhin", J. of the Department of Public Education, 1822, 6, (in Russian).

6. Trutnev, I.A., "A Pioneer: On the Occasion of the 190th Anniversary of the Death of I.I. Lepyokhin)", Vestnik RAN, 1992, 4, 74-86 (in Russian).

7. Fradkin, N.G., Academician I.I. Lepyokhin and His Travels Across Russia in 1768-1773 (Moscow, 1953) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.